Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
Описание образовательной программы
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования определяется ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
(далее – АООП НОО РАС (вариант 8.4) направлена на развитие у обучающихся
необходимых для жизни в семье и обществе знаний, практических представлений,
умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и
независимости в повседневной жизни. Образование обучающихся с РАС (вариант 8.4)
связано с практическим овладением доступными навыками коммуникации, социально-бытовой
ориентировки, умением использовать
сформированные умения и навыки в повседневной жизни.
Смыслом образования обучающихся является индивидуальное поэтапное и
планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в
доступных для каждого обучающегося с РАС с выраженной умственной отсталостью
пределах.
В силу наличия тяжелых нарушений развития для обучающихся данной группы показан
индивидуальный уровень итогового
результата общего образования. Благодаря этому варианту
образования все обучающиеся с РАС с умеренной, тяжелой или глубокой умственной
отсталостью и другими тяжелыми нарушениями развития, вне зависимости от тяжести состояния, могут вписаться в образовательное
пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды,
оборудование и технические средства, программа обучения, содержание и методы
работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными
потребностями обучающихся.
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой
и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми
множественными нарушениями развития обусловливают необходимость разработки
СИПР.
СИПР разрабатывается на основе АООП НОО РАС (вариант 8.4) и нацелена
на образование обучающихся с РАС с учетом их уровня психофизического
развития и индивидуальных образовательных потребностей.
Целью реализации СИПР является включение обучающихся с РАС, обучающихся
по варианту 8.4, в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов,
достижение обучающимися самостоятельности в доступных для них пределах в
решении повседневных жизненных задач.
Итоговые достижения обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой
и глубокой
умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 8.4) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям обучающихся с РАС
без дополнительных нарушений. Они определяются индивидуальными
возможностями
обучающегося и тем, что его образование направлено на максимальное развитие
жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных
образовательных областях регламентируется рамками полезных и необходимых умений
и навыков для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков
коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос
сформированных представлений
и умений в собственную деятельность (компонент "жизненная
компетенция") готовит обучающегося с РАС (вариант 8.4) к использованию,
приобретенных в процессе образования, способностей для активной жизни в семье и
обществе.
Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор
компетенций, позволяющих максимально самостоятельно (соразмерно психическим и физическим возможностям)
решать задачи, обеспечивающие нормализацию его жизни.