Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение" 5 класс(34 часа) на 2023-2024 учебный год Составитель: Бородина Юлия Васильевна Астрахань, 2023г. Пояснительная записка. В 2007-2008 годах в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчёркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории…». Согласно требований нового федерального образовательного стандарта ООО, именно школа является основным центром интеллектуального, гражданского, духовного и культурного развития обучающегося. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно- нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Актуальность программы обусловлена социальным заказом, как определённой системой общих педагогических требований ФАОП ОУ, соответствие которым обеспечит эффективное участие школы в решении важнейших общенациональных задач , что обеспечит реализацию дополнительной образовательной услуги в интересах ребёнка, а также ведущего принципа Стандарта – принципа вариативности. Новизна этой программы заключается в том, что чувство гордости за свою малую родину формируется и воспитывается в процессе учебно – исследовательской деятельности по изучению истории и традиций родного края. В рамках реализации программы предполагается использование авангардных форм организации образовательного процесса, таких, как: проектно-исследовательская деятельность, образовательные экскурсии, проведение социальных акций, полевые практики, заочные путешествия и экскурсии. Кроме того, содержание программы направлено на достижение нового образовательного результата, рассматриваемого в свете требований ФАОП ОУ. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. Программа «Краеведение» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах от простейших описаний до проектных работ. Данная образовательная программа основывается на общедидактических принципах: -доступность и наглядность; -связь теории с практикой; -учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников с ОВЗ; -включение учащихся в активную поисковую деятельность; -чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности; - целенапрвленность и последовательность в достижении поставленных задач. В основу программы помимо общедидактических включены новые принципы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФАОП ОУ: -природосообразности; -культуросообразности; -коллективности - проектности; - диалогичности. Структура программы. Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часов ). 1-й этап – базовый этап (1 год обучения). На этом этапе учащиеся знакомятся с достопримечательностями родного города и социальной значимостью нашего города и области для всей страны. Обучающиеся работают с информацией по истории возникновения Астраханской губернии, приобщаются к историческому прошлому своей малой родины. Формы работы: практические деятельность, и теоретические образовательные занятия: экскурсии( учебно-исследовательская виртуальные), заочные путешествия, дискуссии, сюжетно-ролевые игры, выставки творческих работ, коллективно-творческие дела, конкурсы, викторины и т. д. Изучение теоретического материала осуществляется в форме нагляднометодического обеспечения с использованием мультимедийных пособий, видеозаписей, учебных кинофильмов. Цель образовательной программы: формирование и развитие у обучающихся чувства гордости за свою малую родину, Задачи: - изучение истории становления и развития родного края; - ознакомление с традициями и культурным наследием народов разных национальностей, проживающих на территории Астраханской области; - знакомство с достопримечательностями родного края; - воспитание активной жизненной позиции; - воспитание бережного отношения к природным богатствам родного края; - формирование стремления приумножать и восполнять природную среду Астраханской области; - развитие стремления изучать государственную символику родного края; - формирование исследовательской культуры. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Краеведение» Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение, знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи, знать, любить и беречь природу родного края. Основные разделы программы: 1 год обучения (5 класс): «Астрахань, ты - Астрахань, край ты мой рыбачий», «Достопримечательности родного города», «Герб, гимн, флаг моего родного края» «Что даёт мой край стране», Календарно – тематическое планирование занятий 1-ый год обучения Раздел 1. «Астрахань, ты - Астрахань, край ты мой рыбачий» «Астрахань – Каспийская столица» ( 20 часов) № Название темы занятий 1. Вводное занятие 2. «Мой город близкий и далёкий» «Астрахань, ты – Астрахань, край ты мой рыбачий» 3. «Достопримечательности родного города» «Животный и растительный мир Астраханской области» « Красная книга Астраханской области» «Дары Астраханского края» 4. 5. 6. 7. 8. 9. «Астраханцы, прославившие мой край» «Овощной зоопарк» «Самая крупная ягода Астраханского края» «Сам алый, сахарный,- кафтан Форма проведения Заочное путешествие Образовательная экскурсия (виртуальная) Презентация. Беседа Количество часов 1час Беседа Презентация Творческая мастерская Беседа Презентация Библиотечный час Проектная работа Библиотечный час Проектная работа 5 часов 3часа 1час 3 часа 1час 2 часа 1 час 2 часа зелёный, бархатный» 10. «Люблю тебя, мой отчий край!» Праздник 1час Раздел 2.«Достопримечательности родного города», «Герб, гимн, флаг моего родного края» ( 12 часов) № Название темы занятий 1. «Кремль- жемчужина Астрахани» Форма проведения Образовательная экскурсия (виртуальная) Презентация. Беседа Количество часов 2. «Обычаи и традиции народов, населяющих Астраханскую область» 3. Исторические корни нашего Проектная работа края. Легенды и предания. 4. «Герб, гимн, флаг моего родного Презентация. края» 5. «Лебединое озеро – уникальный Заочное водоём Нижнего поволжья» путешествие 6. «Лебеди – хозяева озера» Проектная работа 7. «Дыханье старины глубокой» Презентация 8. «Зимний сад – райский уголок Виртуальная нашего города» экскурсия 2часа 1час 2 часа 1 час 1 час 2 часа 2 часа 1 час Раздел 3. «Что даёт мой край стране» (2 часа) № Название темы занятий 1. «Почему Астрахань называли всероссийским огородом?» «Полезные ископаемые астраханской области» 2. Форма Количество часов проведения Библиотечный 1 час час Заочное 1 час путешествие Итого: 34 часа Цели и задачи реализации программы. Название раздела 1 «Астрахань, ты – Астрахань, край ты мой рыбачий» Цель 2 5 класс Осознание обучающимися причастности к судьбе малой родины, её прошлому, настоящему, будущему как к нравственной ценности «Достопримечательности Знакомство с родного города» неповторимыми достопримечательностями прошлого и современным обликом родного города. « Что даёт мой край стране» «Издалека, долго, течёт река Волга» «Герб, гимн, флаг моего родного края» Знакомство с предприятиями, изготавливающими продукцию для нашей страны. Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой родине, воспитание активной жизненной позиции Задачи 3 Воспитывать у детей гордость за свой родной край. Сохранять историческую память поколений. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности с историей своей малой Родины и ответственности за её будущее. Воспитывать бережное отношение к историческим памятникам архитектуры, к труду людей, создающих своими руками красоту. Формировать чувства благодарности землякам, прославившим наш край своим трудом. Изучать историю родного края. Воспитывать у обучающихся позицию «Мы — астраханцы» . Воспитание бережного отношения к приде родного края Начать работу по формированию знаний о символах малой родины, воспитывать уважение к ним. « История становления Воспитание у детей Астраханской губернии» патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. «Слава русской старине!» Приобщение детей к историческому прошлому Родины, своего родного края. «Астраханцы, Воспитание у детей прославившие мой край» чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа, любви к Отечеству, чувства гордости за свою Формировать у младших школьников: - представление о значимости прав человека в жизни общества; - глубокое понимание гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, ее суверенитету и целостности; - культуру правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм. Расширять знания детей о государственной символике России. Воспитывать чувство собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека. Знакомить детей с обычаями и традиционным укладом жизни родной страны и края. Воспитывать уважение к традициям и культуре своей Родины и своего народа. Изучать военную историю России, историю боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой « Красная книга Астраханской области» страну. Отечественной войны. Способствовать сохранению воинских традиций, связи поколений защитников Родины. Проводить встречи обучающихся с ветеранами войны и труда , участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций. Формировать у детей позитивный образ Вооруженных Сил РФ, готовность к выполнению воинского долга. Воспитывать в детях: - уважение к подвигу советских солдат, к великой истории нашего народа; - чувство патриотизма, памяти к героическому прошлому своего народа, любви к Отечеству; - чувство гордости за свою страну. Формирование у обучающихся понимания смысла и ценности человеческого существования Воспитывать наблюдательность, любознательность, желание защищать и облагораживать окружающий мир. Развивать и закреплять «Как сберечь нам отчий край для потомков» "Обычаи и традиции народов, населяющих Астраханскую область» знания о редких и исчезающих животных и растениях. Формировать экологическое сознание и экологическую культуру, ценностное отношение к природе и всем формам жизни Формирование у Расширять обучающихся представления устойчивого интереса к обучающихся об природе, природным окружающем мире. явлениям и формам Воспитывать бережное жизни, понимание отношение к активной и ответственной животному и роли человека в растительному миру окружающей среде. Астраханской области. . Формирование у Познакомить детей с обучающихся традициями народов, ценностного отношения к населяющих культуре народов, Астраханскую область, населяющих с народными обрядами Астраханскую область, и обычаями. его обычаям и традициям. Развивать интерес к культуре представителей различных конфессий. Укрепить традиции семейного воспитания. Сплотить детей, родителей и педагогов. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ: 1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2015. 2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] М.: Просвещение, 2017. 3. Проектные задачи в школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2018. 4. Савенков А.И. методика исследовательского обучения школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2016. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. 6. Учебник « Краеведение»