Рабочая программа по внеурочной деятельности Краеведение

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
"Краеведение"
5 класс(34 часа)
на 2023-2024 учебный год

Составитель:
Бородина Юлия Васильевна

Астрахань, 2023г.

Пояснительная записка.
В 2007-2008 годах в посланиях Президента России Федеральному
собранию Российской Федерации было подчёркнуто: «Духовное единство
народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный
фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и
общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные
задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в
стране хранят уважение к самобытной культуре и самобытным культурным
ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной
истории…».
Согласно требований нового федерального образовательного стандарта
ООО, именно школа является основным центром интеллектуального,
гражданского, духовного и культурного развития обучающегося. Ребёнок
школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному,
духовно- нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Актуальность программы
обусловлена социальным заказом, как определённой системой общих
педагогических требований ФАОП ОУ, соответствие которым обеспечит
эффективное участие школы в решении важнейших общенациональных
задач , что обеспечит реализацию дополнительной образовательной услуги в
интересах ребёнка, а также ведущего принципа Стандарта – принципа
вариативности.
Новизна этой программы заключается в том, что чувство гордости за
свою малую родину формируется и воспитывается в процессе учебно –
исследовательской деятельности по изучению истории и традиций родного
края. В рамках реализации программы предполагается использование
авангардных форм организации образовательного процесса, таких, как:
проектно-исследовательская деятельность, образовательные экскурсии,
проведение социальных акций, полевые практики, заочные путешествия и
экскурсии. Кроме того, содержание программы направлено на достижение
нового образовательного результата, рассматриваемого в свете требований
ФАОП ОУ.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом
нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать
школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать
интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства
гражданственности и патриотизма.
Программа «Краеведение» дает возможность школьникам шире
познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы,
истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой

страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах от простейших описаний до проектных работ.
Данная образовательная программа основывается на
общедидактических принципах:
-доступность и наглядность;
-связь теории с практикой;
-учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников с ОВЗ;
-включение учащихся в активную поисковую деятельность;
-чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности;
- целенапрвленность и последовательность в достижении поставленных
задач.
В основу программы помимо общедидактических включены новые
принципы организации образовательного процесса в соответствии с
требованиями ФАОП ОУ:
-природосообразности;
-культуросообразности;
-коллективности
- проектности;
- диалогичности.
Структура программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 часов ).
1-й этап – базовый этап (1 год обучения).
На этом этапе учащиеся знакомятся с достопримечательностями родного
города и социальной значимостью нашего города и области для всей страны.
Обучающиеся работают с информацией по истории возникновения
Астраханской губернии, приобщаются к историческому прошлому своей
малой родины.
Формы работы:
практические
деятельность,

и

теоретические

образовательные

занятия:

экскурсии(

учебно-исследовательская
виртуальные),

заочные

путешествия, дискуссии, сюжетно-ролевые игры, выставки творческих работ,
коллективно-творческие дела, конкурсы, викторины и т. д.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме нагляднометодического обеспечения с использованием мультимедийных пособий,
видеозаписей, учебных кинофильмов.

Цель образовательной программы:
формирование и развитие у обучающихся чувства гордости за свою
малую родину,
Задачи:
- изучение истории становления и развития родного края;
- ознакомление с традициями и культурным наследием народов разных
национальностей, проживающих на территории Астраханской области;
- знакомство с достопримечательностями родного края;
- воспитание активной жизненной позиции;
- воспитание бережного отношения к природным богатствам родного края;
- формирование стремления приумножать и восполнять природную среду
Астраханской области;
- развитие стремления изучать государственную символику родного края;
- формирование исследовательской культуры.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности «Краеведение»
Результат реализации программы определяется личностным ростом
школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить
его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь
сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение, знать и
уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи, знать,
любить и беречь природу родного края.

Основные разделы программы:
1 год обучения (5 класс): «Астрахань, ты - Астрахань, край ты мой
рыбачий», «Достопримечательности родного города», «Герб, гимн, флаг
моего родного края» «Что даёт мой край стране»,
Календарно – тематическое планирование
занятий
1-ый год обучения
Раздел 1. «Астрахань, ты - Астрахань, край ты мой рыбачий»
«Астрахань – Каспийская столица»
( 20 часов)
№

Название темы занятий

1.

Вводное занятие

2.

«Мой город близкий и далёкий»
«Астрахань, ты – Астрахань,
край ты мой рыбачий»

3.

«Достопримечательности
родного города»
«Животный и растительный мир
Астраханской области»
« Красная книга Астраханской
области»
«Дары Астраханского края»

4.

5.
6.
7.
8.
9.

«Астраханцы, прославившие
мой край»
«Овощной зоопарк»
«Самая крупная ягода
Астраханского края»
«Сам алый, сахарный,- кафтан

Форма
проведения
Заочное
путешествие
Образовательная
экскурсия
(виртуальная)
Презентация.
Беседа

Количество
часов
1час

Беседа
Презентация
Творческая
мастерская
Беседа
Презентация
Библиотечный
час
Проектная работа
Библиотечный
час
Проектная работа

5 часов

3часа

1час

3 часа
1час
2 часа
1 час
2 часа

зелёный, бархатный»
10. «Люблю тебя, мой отчий край!»

Праздник

1час

Раздел 2.«Достопримечательности родного города»,
«Герб, гимн, флаг моего родного края»
( 12 часов)
№

Название темы занятий

1.

«Кремль- жемчужина
Астрахани»

Форма
проведения
Образовательная
экскурсия
(виртуальная)
Презентация.
Беседа

Количество часов

2. «Обычаи и традиции народов,
населяющих Астраханскую
область»
3. Исторические корни нашего
Проектная работа
края. Легенды и предания.
4. «Герб, гимн, флаг моего родного
Презентация.
края»
5. «Лебединое озеро – уникальный
Заочное
водоём Нижнего поволжья»
путешествие
6.
«Лебеди – хозяева озера»
Проектная работа
7.
«Дыханье старины глубокой»
Презентация
8. «Зимний сад – райский уголок
Виртуальная
нашего города»
экскурсия

2часа

1час
2 часа
1 час
1 час
2 часа
2 часа
1 час

Раздел 3. «Что даёт мой край стране» (2 часа)
№

Название темы занятий

1.

«Почему Астрахань называли
всероссийским огородом?»
«Полезные ископаемые
астраханской области»

2.

Форма
Количество часов
проведения
Библиотечный
1 час
час
Заочное
1 час
путешествие
Итого: 34 часа

Цели и задачи реализации программы.
Название раздела
1
«Астрахань, ты –
Астрахань, край ты мой
рыбачий»

Цель
2
5 класс
Осознание
обучающимися
причастности к судьбе
малой родины, её
прошлому, настоящему,
будущему как к
нравственной ценности

«Достопримечательности Знакомство с
родного города»
неповторимыми
достопримечательностями
прошлого и современным
обликом родного города.
« Что даёт мой край
стране»

«Издалека, долго, течёт
река Волга»

«Герб, гимн, флаг моего
родного края»

Знакомство с
предприятиями,
изготавливающими
продукцию для нашей
страны.
Воспитание у
обучающихся любви к
родному краю как к своей
малой родине, воспитание
активной жизненной
позиции

Задачи
3
Воспитывать у детей
гордость за свой
родной край. Сохранять
историческую память
поколений.
Способствовать
формированию у
обучающихся чувства
сопричастности с
историей своей малой
Родины и
ответственности за её
будущее.
Воспитывать бережное
отношение к
историческим
памятникам
архитектуры, к труду
людей, создающих
своими руками красоту.
Формировать чувства
благодарности
землякам,
прославившим наш
край своим трудом.
Изучать историю
родного края.
Воспитывать у
обучающихся позицию
«Мы — астраханцы» .
Воспитание бережного
отношения к приде
родного края
Начать работу по
формированию знаний
о символах малой
родины, воспитывать

уважение к ним.
« История становления Воспитание у детей
Астраханской губернии» патриотизма, уважения к
правам, свободам и
обязанностям человека.

«Слава русской
старине!»

Приобщение детей к
историческому прошлому
Родины, своего родного
края.

«Астраханцы,
Воспитание у детей
прославившие мой край» чувства патриотизма,
уважения к героическому
прошлому своего народа,
любви к Отечеству,
чувства гордости за свою

Формировать у
младших школьников:
- представление о
значимости прав
человека в жизни
общества;
- глубокое понимание
гражданского долга,
ценностного
отношения к
национальным
интересам России, ее
суверенитету и
целостности;
- культуру правовых
отношений, стремление
к соблюдению
законодательных норм.
Расширять знания
детей о
государственной
символике России.
Воспитывать чувство
собственного
достоинства и
уважительного
отношения к личности
другого человека.
Знакомить детей с
обычаями и
традиционным укладом
жизни родной страны и
края.
Воспитывать уважение
к традициям и культуре
своей Родины и своего
народа.
Изучать военную
историю России,
историю боевых и
трудовых подвигов
жителей области в годы
Великой

« Красная книга
Астраханской области»

страну.

Отечественной войны.
Способствовать
сохранению воинских
традиций, связи
поколений защитников
Родины.
Проводить встречи
обучающихся с
ветеранами войны и
труда , участниками
локальных военных
конфликтов и
антитеррористических
операций.
Формировать у детей
позитивный образ
Вооруженных Сил РФ,
готовность к
выполнению воинского
долга.
Воспитывать в детях:
- уважение к подвигу
советских солдат, к
великой истории
нашего народа;
- чувство патриотизма,
памяти к героическому
прошлому своего
народа, любви к
Отечеству;
- чувство гордости за
свою страну.

Формирование у
обучающихся понимания
смысла и ценности
человеческого
существования

Воспитывать
наблюдательность,
любознательность,
желание защищать и
облагораживать
окружающий мир.
Развивать и закреплять

«Как сберечь нам отчий
край для потомков»

"Обычаи и традиции
народов, населяющих
Астраханскую область»

знания о редких и
исчезающих животных
и растениях.
Формировать
экологическое сознание
и экологическую
культуру, ценностное
отношение к природе и
всем формам жизни
Формирование у
Расширять
обучающихся
представления
устойчивого интереса к
обучающихся об
природе, природным
окружающем мире.
явлениям и формам
Воспитывать бережное
жизни, понимание
отношение к
активной и ответственной животному и
роли человека в
растительному миру
окружающей среде.
Астраханской области.
.
Формирование у
Познакомить детей с
обучающихся
традициями народов,
ценностного отношения к населяющих
культуре народов,
Астраханскую область,
населяющих
с народными обрядами
Астраханскую область,
и обычаями.
его обычаям и традициям. Развивать интерес к
культуре
представителей
различных конфессий.
Укрепить традиции
семейного воспитания.
Сплотить детей,
родителей и педагогов.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ:
1.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для
учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2015.
2.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] М.: Просвещение, 2017.

3.
Проектные задачи в школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М.
Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.:
Просвещение, 2018.
4.
Савенков А.И. методика исследовательского обучения школьников. –
Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2016.
5.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.:
Просвещение, 2010.
6. Учебник « Краеведение»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».