Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Хореографическая группа «Лидеры» Возраст учащихся 12-17 лет Срок реализации: год Разработчик: Гриднева Мария Алексеевна педагог дополнительного образования Астрахань 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа реализуется с 2017 года. Последние изменения внесены в соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012. 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г. З. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 24.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41от 04.07.2014. 4. Приказ Министерства образования и науки Российской «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 1008 от 29 августа 2013 г. 5. Устав ГКОУ АО «Школа-интернат №1». 1. Актуальность Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, новые формы и методы воспитания и обучения, такие, которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности. В хореографии сливаются воедино эстетическое, двигательное и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом. Хореография способствует развитию у детей художественного, музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально двигательный образ. Цель занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребёнка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Задачи в воспитании: - формирование общей культуры личности ребенка, способной адоптироваться в современном обществе; - формирование потребности здорового образа жизни; в развитии: - развитие физических данных ребенка, улучшение координации движений; - развитие у детей музыкально-ритмических навыков; - развитие у детей активности и самостоятельности общения; - создание базы для творческого мышления детей средствами хореографии; в образовании: - обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; - обучение навыкам правильного и выразительного движения в области хореографии; Адресат программы Условия приема в ансамбль: программа предназначена для учащихся 1217 лет. Формирование групп осуществляется с учетом возраста. Ограничения при наборе в группы только по медицинским противопоказаниям. Занятия одного года обучения в разных возрастных группах отличаются уровнем сложности танцевальных фигур и композиций. Количество занимающихся в группе не должно превышать 12 человек. Срок обучения: год. Особенности организации образовательного процесса Режим занятий: год Общее Количество Количество обучения количество часов в занятий в часов неделю неделю 1 год 134 18 4 Ожидаемые результаты: Знать: терминологию танца (на необходимом для репетиций уровне), особенности исполнения движения Владеть: культурой исполнения, хореографической памятью, техникой движения. Уметь: четко выполнять требования педагога, самостоятельно отрабатывать движения, работать в коллективе. Формы оценки качества реализации программы. За период обучения в хореографическом коллективе воспитанники получают определенный объем знаний, умений и навыков. Контроль - участие в концертах, фестивалях, конкурсах. Программа включает в себя: - разнообразие видов хореографической деятельности; - ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность; - сплочение обучаемых в большой дружный коллектив единомышленников, способных активно и четко воспринимать учебный процесс, его приемы, способы и темпы обучения, - умение выдавать продукт труда (танец) для зрителя; - развитие и сохранение деятельности в коллективе, превалирование групповых интересов над личными, уважение к личности каждого; воспитание здорового образа жизни; Программа содержит разделы практического характера. Практическая часть программы охватывает необходимый комплекс движений народного танца, эстрадного, спортивного бального танца, хип-хопа с тем, чтобы в дальнейшем применять эти комбинации в поставленных танцах. На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам: 1. Организационная работа. 2. Учебно-тренировочная работа. 3. Учебно-творческая работа (постановочная, репетиционная работа). 4. Концертная деятельность. Хотя программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий границы их несколько сглаживаются: На одном занятии выполняются тренировочные упражнения и осуществляется постановочная работа. Организационная работа строится с учетом цели и задач, содержание и формы работы. Она заключается в составлении расписания занятий, выбора танцевального репертуара, просмотр разнообразных танцевальных видео, обсуждение эскизов костюмов, прослушивание музыкального материала, беседы о перспективном плане коллектива, предстоящих выступлениях, часы общения. Азбука танцевального движения. 1. 2. 3. 4. 5. Учебно-тренировочная работа: Танцевально-ритмическая гимнастика; Музыкально-ритмический тренаж Тренаж из элементов народного танца; Тренаж спортивных бальных танцев; Тренаж из элементов современных танцев и хип-хопа. Учебно-творческая работа (постановочная, репетиционная работа). Концертная деятельность. Программа в основе своей опирается на школу профессионально хореографического обучения, но с учетом цели обучения, специфики хореографического коллектива и детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программы. 1-й год обучения: 1. Организационная работа 1.1. Формирование коллектива. 1.2. Формирования целей, задач в новом учебном году 1.3. Формирование возрастных групп коллектива 2. Азбука танцевального движения 2.1. Словарь танцора, основные понятия в хореографии 3. Учебно-тренировочная работа 3.1. Танцевально-ритмическая гимнастика (работа под счет) - шаги (шаг на месте, шаг в продвижении, шаг в сторону); - упражнения для рук (поднимание, опускание, сгибание в локтевом суставе, кисти); - упражнения для головы и шеи (наклоны-вперед, назад, к плечам, повороты); - упражнения для головы и шеи (наклоны-вперед, назад, к плечам, повороты); - упражнения на координацию движений; - упражнения на ориентацию в пространстве; - прыжки; 3.2. Музыкально - ритмический тренаж (работа под музыку) - строевые передвижения - построение - центр зала - точки зала - смена темпо-ритма 3.3. Тренаж из элементов народного танца. Раскрывание и закрывание рук: - одной руки, - двух рук, - поочередные раскрывания рук, - переводы рук в различные положения. Поклоны: - на месте без рук и с руками, - поклон с продвижением вперед и отходом назад. Притопы: - одинарные, - тройные. Простой (бытовой) шаг: - вперед с каблука, - с носка. 3.4. Тренаж спортивных бальных танцев. - Медленный вальс (квадрат, переменки) - Фигурный вальс (венский вальс, квадратик) - Быстрый фокстрот (основной шаг, квадрат) -Ча-ча-ча (основное движение(шаг), раскрытие, турецкое полотенце) -Румба, Самба, Джайв (основной шаг) 3.5. Тренаж современных танцев и хип-хопа. - Основной шаг - кач 4. Учебно-творческая работа (постановочная, репетиционная работа). 4.1. Постановка танцевальных номеров 5. Концертная деятельность. 5.1. Участие в общешкольных, городских, областных концертах, конкурсах, фестивалях. Учебно - тематический план 1-й год обучения Наименование темы 1 2 Организационная работа: Формирование коллектива. Формирования целей, задач в новом учебном году Формирование возрастных групп коллектива Азбука танцевального движения Словарь танцора, основные понятия в хореографии Кол-во часов 2 10 3 Учебно-тренировочная работа Танцевально-ритмическая гимнастика (работа под счет) Музыкально-ритмический тренаж (работа под музыку) 42 4 Учебно-творческая работа Постановка танцевальных номеров Концертная деятельность Участие в общешкольных, городских, областных концертах, фестивалях Всего 50 5 6 30 134 Методическое обеспечение программы Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса. Для достижения цели, задач и содержании программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие хореографические принципы: -принцип формирования у детей художественного восприятия через танец; - принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы; - принцип обучения владению культурой движения: - пластичность. Принципы: - принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения; - принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; - принцип движения от простого к сложному; - принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; - принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся; Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы: 1. Метод активного слушания музыки. 2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др. 3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения. Приемы: - комментирование; - инструктирование; - корректирование. Техническое и дидактическое обеспечение занятий. Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально - технического обеспечения: -наличие специального зала -качественное освещение в дневное и вечернее время; -музыкальная аппаратура, аудиозаписи; -специальная форма и обувь для занятий -костюмы для концертных номеров. Литература 1. Богаткова Л. Хоровод друзей.- М., 1957. 2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учеб. пособие для студ. вузов культуры и искусств- М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 3. Колощшщий Г.Л. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. - М.: Гном-Пресс, 2000. 4. Фирилева Ж., Сайкина Е. Книга: СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений Издательство: Детство-Пресс. 2000. 5. ПуртоваТ.В.,БеликоваА.Н. Учите детей танцевать: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 6. Пасютинская В. Волшебный мир танца. М.; 1985г. 7. Приглашаем танцевать. Сборник популярных бальных танцев. Сост. В. Кудряков.М., 1982. 8. Ритмика и танец :Программа спецкурса для учащихся 5-7 классов. Сост. Т. Е. Авинская, ОД. Чурилов,- Ставрополь, 1995. 9. Ритмика и танец :Программа спецкурса для учащихся 1-3 классов. Сост. Т. Е. Авинская, Ю.Д. Чурилов,- Ставрополь, 1995. 10. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 1910 «Физ. культура».— М.: Просвещение, 1989.