Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности.Хореографическая группа Лидеры.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
Хореографическая группа «Лидеры»
Возраст учащихся 12-17 лет
Срок реализации: год

Разработчик:
Гриднева Мария Алексеевна
педагог дополнительного
образования

Астрахань 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа реализуется с 2017 года. Последние изменения внесены в
соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы являются:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012.
2.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.
З. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об
утверждении СанПиН 24.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41от
04.07.2014.
4.
Приказ Министерства образования и науки Российской «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
№ 1008 от 29 августа 2013 г.
5.
Устав ГКОУ АО «Школа-интернат №1».
1.

Актуальность
Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим
поколением, новые формы и методы воспитания и обучения, такие, которые
отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать
универсально, владеющей культурой социального самоопределения,
обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих
выразить свой замысел в творческой деятельности.
В хореографии сливаются воедино эстетическое, двигательное и
зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями
передаётся эмоциональное состояние человека. Движения под музыку можно
рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и,
следовательно, развития его личности в целом. Хореография способствует
развитию у детей художественного, музыкального восприятия,
эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического,
гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры
движений, умению творчески воплощать музыкально двигательный образ.
Цель занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребёнка
в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется
коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной
сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности.
Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в
пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа
жизни учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).

Задачи в воспитании:
- формирование общей культуры личности ребенка, способной
адоптироваться в современном обществе;
- формирование потребности здорового образа жизни; в развитии:
- развитие физических данных ребенка, улучшение координации движений;
- развитие у детей музыкально-ритмических навыков;
- развитие у детей активности и самостоятельности общения;
- создание базы для творческого мышления детей средствами хореографии; в
образовании:
- обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы,
самоконтроля и взаимоконтроля;
- обучение навыкам правильного и выразительного движения в области
хореографии;

Адресат программы
Условия приема в ансамбль: программа предназначена для учащихся 1217 лет. Формирование групп осуществляется с учетом возраста. Ограничения
при наборе в группы только по медицинским противопоказаниям. Занятия
одного года обучения в разных возрастных группах отличаются уровнем
сложности танцевальных фигур и композиций.
Количество занимающихся в группе не должно превышать 12 человек.
Срок обучения: год.
Особенности организации образовательного процесса
Режим занятий:
год
Общее
Количество
Количество
обучения
количество
часов в
занятий в
часов
неделю
неделю
1 год

134

18

4

Ожидаемые результаты:
Знать: терминологию танца (на необходимом для репетиций уровне),
особенности исполнения движения
Владеть: культурой исполнения, хореографической памятью, техникой
движения.
Уметь: четко выполнять требования педагога, самостоятельно отрабатывать
движения, работать в коллективе.

Формы оценки качества реализации программы.
За период обучения в хореографическом коллективе воспитанники
получают определенный объем знаний, умений и навыков.
Контроль - участие в концертах, фестивалях, конкурсах.

Программа включает в себя:
- разнообразие видов хореографической деятельности;
- ориентацию индивидуальных особенностей воспитанника, бережное
сохранение и приумножение таких важных качеств ребенка, как
инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность; - сплочение
обучаемых в большой дружный коллектив единомышленников,
способных активно и четко воспринимать учебный процесс, его приемы,
способы и темпы обучения, - умение выдавать продукт труда (танец) для
зрителя;
- развитие и сохранение деятельности в коллективе, превалирование
групповых интересов над личными, уважение к личности каждого; воспитание здорового образа жизни;
Программа содержит разделы практического характера. Практическая часть
программы охватывает необходимый комплекс движений народного танца,
эстрадного, спортивного бального танца, хип-хопа с тем, чтобы в дальнейшем
применять эти комбинации в поставленных танцах. На каждом этапе обучения
дается материал по основным разделам:
1. Организационная работа.
2. Учебно-тренировочная работа.
3. Учебно-творческая работа (постановочная, репетиционная работа).
4. Концертная деятельность.
Хотя программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со
спецификой занятий границы их несколько сглаживаются:
На одном занятии выполняются тренировочные упражнения и осуществляется
постановочная работа.
Организационная работа строится с учетом цели и задач, содержание и
формы работы. Она заключается в составлении расписания занятий, выбора
танцевального репертуара, просмотр разнообразных танцевальных видео,
обсуждение эскизов костюмов, прослушивание музыкального материала,
беседы о перспективном плане коллектива, предстоящих выступлениях, часы
общения. Азбука танцевального движения.

1.
2.
3.
4.
5.

Учебно-тренировочная работа:
Танцевально-ритмическая гимнастика;
Музыкально-ритмический тренаж
Тренаж из элементов народного танца;
Тренаж спортивных бальных танцев;
Тренаж из элементов современных танцев и хип-хопа.

Учебно-творческая работа (постановочная, репетиционная работа).
Концертная деятельность.

Программа в основе своей опирается на школу профессионально
хореографического обучения, но с учетом цели обучения, специфики
хореографического коллектива и детей с ограниченными возможностями
здоровья.

Содержание программы. 1-й
год обучения:
1. Организационная работа
1.1. Формирование коллектива.
1.2. Формирования целей, задач в новом учебном году
1.3. Формирование возрастных групп коллектива

2. Азбука танцевального движения
2.1. Словарь танцора, основные понятия в хореографии

3. Учебно-тренировочная работа
3.1. Танцевально-ритмическая гимнастика (работа под счет)
- шаги (шаг на месте, шаг в продвижении, шаг в сторону);
- упражнения для рук (поднимание, опускание, сгибание в локтевом суставе,
кисти);
- упражнения для головы и шеи (наклоны-вперед, назад, к плечам,
повороты); - упражнения для головы и шеи (наклоны-вперед, назад, к
плечам, повороты);
- упражнения на координацию движений; - упражнения на ориентацию в
пространстве;
- прыжки;
3.2. Музыкально - ритмический тренаж (работа под музыку)
- строевые передвижения
- построение
- центр зала
- точки зала
- смена темпо-ритма

3.3. Тренаж из элементов народного танца.
Раскрывание и закрывание рук:
- одной руки,
- двух рук,
- поочередные раскрывания рук, - переводы рук в различные положения.

Поклоны:
- на месте без рук и с руками,
- поклон с продвижением вперед и отходом назад.
Притопы:
- одинарные,
- тройные.
Простой (бытовой) шаг:
- вперед с каблука,
- с носка.
3.4. Тренаж спортивных бальных танцев.
- Медленный вальс (квадрат, переменки)
- Фигурный вальс (венский вальс, квадратик)
- Быстрый фокстрот (основной шаг, квадрат)
-Ча-ча-ча (основное движение(шаг), раскрытие, турецкое полотенце)
-Румба, Самба, Джайв (основной шаг)
3.5. Тренаж современных танцев и хип-хопа.
- Основной шаг
- кач

4. Учебно-творческая работа (постановочная, репетиционная работа).
4.1. Постановка танцевальных номеров

5. Концертная деятельность.
5.1. Участие в общешкольных, городских, областных концертах,
конкурсах, фестивалях.

Учебно - тематический план
1-й год обучения
Наименование темы

1

2

Организационная работа:
Формирование коллектива.
Формирования целей, задач в новом
учебном году
Формирование возрастных групп
коллектива
Азбука танцевального движения
Словарь танцора, основные понятия в
хореографии

Кол-во
часов
2

10

3

Учебно-тренировочная
работа
Танцевально-ритмическая
гимнастика (работа под счет)
Музыкально-ритмический тренаж
(работа под музыку)

42

4

Учебно-творческая работа
Постановка танцевальных номеров
Концертная деятельность
Участие в общешкольных,
городских, областных концертах,
фестивалях
Всего

50

5

6

30

134

Методическое обеспечение программы
Приемы, принципы и методы организации образовательного процесса.
Для достижения цели, задач и содержании программы необходимо
опираться в процессе обучения на следующие хореографические
принципы:
-принцип формирования у детей художественного восприятия через
танец;
- принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
- принцип обучения владению культурой движения:
- пластичность.
Принципы:

- принцип развивающегося и воспитывающего характера обучения;
- принцип систематичности и последовательности в практическом
овладении основами хореографического мастерства;

- принцип движения от простого к сложному;
- принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия,
наблюдения, показа;

- принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
Для реализации программы в работе с учащимися применяются
следующие методы:
1.

Метод активного слушания музыки.

2.

Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание
музыкальных произведений, объясняются элементарные основы
музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с
музыкой, терминология, историческая справка и др.

3.

Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и
прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.

4.

Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе
осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с
постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск
художественного и технического решения.

Приемы:
- комментирование;
- инструктирование;

- корректирование.
Техническое и дидактическое обеспечение занятий.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный
уровень материально - технического обеспечения:
-наличие специального зала
-качественное освещение в дневное и вечернее время;
-музыкальная аппаратура, аудиозаписи;
-специальная форма и обувь для занятий
-костюмы для концертных номеров.

Литература
1. Богаткова Л. Хоровод друзей.- М., 1957.
2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные
движения и комбинации на середине зала: Учеб. пособие для студ. вузов
культуры и искусств- М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
3. Колощшщий Г.Л. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы
для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. - М.:
Гном-Пресс, 2000.
4. Фирилева Ж., Сайкина Е. Книга: СА-ФИ-ДАНСЕ. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов
дошкольных и школьных учреждений Издательство: Детство-Пресс. 2000.
5. ПуртоваТ.В.,БеликоваА.Н. Учите детей танцевать: Учеб.пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования, — Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003.
6. Пасютинская В. Волшебный мир танца. М.; 1985г.
7. Приглашаем танцевать. Сборник популярных бальных танцев. Сост. В.
Кудряков.М., 1982.

8. Ритмика и танец :Программа спецкурса для учащихся 5-7 классов. Сост. Т.
Е. Авинская, ОД. Чурилов,- Ставрополь, 1995.
9. Ритмика и танец :Программа спецкурса для учащихся 1-3 классов. Сост.
Т. Е. Авинская, Ю.Д. Чурилов,- Ставрополь, 1995.
10. Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная
гимнастика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 1910 «Физ.
культура».— М.: Просвещение, 1989.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».