Рабочая программа по основам социальной жизни для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету
«Основы социальной жизни»
для 5 класса
на 2023-2024 учебный год

Составители: Трещева Н.П.
учитель ОСЖ, высшая квалификационная категория
Барсенкова М. А.

Астрахань
2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа – локальный нормативный акт школы-интерната № 1, определяющий
содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению учебного предмета «Основы социальной
жизни»
Цель рабочей программы – организация учебного процесса, обеспечивающего достижение
планируемых результатов освоения АООП по изучению учебного предмета «Основы социальной жизни»,
формирование у учащихся знаний, умений и навыков для социальной адаптации.
Задачей изучения программы является:
- прививать интерес к различным областям деятельности человека, чтобы уметь в ней
ориентироваться;
- формировать
коммуникативные навыки, умение обращаться с вопросом или просьбой;
- воспитывать культуру поведения.
Основные формы работы с учащимися: На уроках «Основы социальной жизни» используются
такие формы работы с учащимися: инструктаж, беседа, объяснение теоретического материала с
применением современных информационных технологий, выполнение практических заданий с
опорой на инструкционные технологические карты, тренировочные упражнения, тесты, экскурсии,
работа в тетрадях и другое.
Согласно Уставу школы – интерната № 1 Астраханской области, текущий контроль успеваемости
обучающихся осуществляется учителями по 5-бальной системе. Учитель, проверяя и оценивая работы (в
том числе контрольные, устные ответы, письменные работы, тестовые задания, практические навыки и
умения), выставляет отметку в электронном журнале. В процессе обучения выставляются промежуточные
отметки успеваемости за освоение учебных дисциплин за четверть. В конце учебного года выставляются
годовые отметки на основании отметок, полученных обучающимися при прохождении промежуточной
аттестации за четверти.
2. Общая характеристика учебного предмета:
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством
развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд
обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения
потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса. С 5 класса
начинается обучение предмета «Основы социальной жизни» в специально оборудованных учебных
кабинетах.
Особенности психофизического развития школьников со сниженным интеллектом затрудняют их
вхождение в социум. Уроки технологии направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной
жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации.
Специальные коррекционные занятия по ОСЖ направлены на практическую подготовку детей к
самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной
адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Предмет «Основы социальной жизни» входит в обязательную нагрузку. На изучение
программы отведено определенное количество часов - 68, соответствующее годовому
календарному плану.
Общеобразовательная школа – интернат № 1 готовит школьников к самостоятельному труду
и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также
необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и
воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию
недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации школьников с
ограниченными возможностями здоровья.
3. Содержание программного материала:

Введение
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Личная гигиена
Закаливание организма (зарядка, обтирание).
Уход за руками и ногами
Уход за кожей рук и ногтями.
Гигиена ног и уход за ногтями.
Обобщение пройденного материала.
Одежда и обувь.
Мелкий ремонт одежды.
Способы пришивания пуговиц.
Пришивание пуговиц.
Пришивание кнопок и крючков.
Правила ручной стирки и сушки изделий.
Стирка изделий из цветных х\б и шёлковых тканей.
Утюг. Его устройство.
Правила техники безопасности при работе с утюгом.
Утюжка белья.
Обобщение пройденного материала.
Питание.
Гигиена приготовления пищи.
Правила пользования и т\б при работе с кухонной плитой, уход за плитой
Посуда, приборы, приспособления. Мытьё и чистка.
Правила безопасной работы на кухне (режущие предметы, кипяток).
Правила хранения продуктов и готовой пищи в холодильнике и без него
Блюда из круп и макаронных изделий.
Приготовление гречневой каши на воде.
Приготовление отварных макарон.
Запеканка из творога.
Отварной картофель.
Манная каша на молоке.
Последовательность заваривания чая. Виды чая
Заваривание чая.
Правила поведения за столом. Сервировка стола (повторение).
Обобщение пройденного материала.
Семья.
Состав семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети)
Правила поведения в семье.
Обязанности по дому.
Жилище
Гигиенические требования к жилому помещению.
Значение уборки жилых помещений. Периодичность уборки (ежедневная, еженедельная, сезонная).
Инвентарь и приспособления для уборки помещений.
Уборка помещения.
Практическая работа.
Требования к организации спального места. Гигиенические требования к постельному белью.
Виды половых покрытий: паркет, линолеум, ковролин.
Инвентарь, приспособления и средства по уходу за полами. Расширение знаний.
Ковры и ковровые покрытия, их виды
Пылесос. Правила и т\б при работе с ним .Практическая работа.

•

Обобщение пройденного материала.
Транспорт
• Основные транспортные средства.
• Правила пользования городским транспортом.
• Пригородные поезда. Расписание.
• Пригородные поезда. Расписание.
• Направления, ж/д зоны, билеты Оплата проезда. Виды оплаты за проезд: разовый билет, проездной
билет, удостоверение. Порядок приобретения билетов
• Экскурсия на вокзал (станцию)
Средства связи
• Основные средства связи.
• Почта. Виды отправлений.
• Виды писем.
• Порядок отправления письма Индекс. Написание индекса.
• Написание адреса на конверте. Практическая работа.
• Телеграф. Тарифы.
• Экскурсия на телеграф.
Охрана здоровья
•
•
•
•
•
•
•
•

Виды медицинских учреждений.
Работники медицинских учреждений
Виды медицинской помощи.
Доврачебная медицинская помощь
Экскурсия в медицинское учреждение -аптеку
Предприятия, организации, учреждения
Детские дошкольные учреждения(ясли, сад). Их назначение.
Центры досуговой деятельности (ДДТ, Дом молодёжи,
спортивные секции).
Экскурсия в ДДТ
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

- личностные результаты освоения учебного предмета :
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания
и сопереживания чувствам других людей;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.

- предметные результаты освоения учебного предмета:
( минимальный (обязательный) и достаточный уровни).
В результате работы по программе учащиеся должны знать /иметь представление о/:
- необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья и о
необходимости поддержания физического здоровья;
-виды одежды и обуви и правила ухода за ними;
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с колющими и
режущими инструментами;
- значении продуктов
питания для здоровья человека;
- режиме питания и
рационе;
- распределении
хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи;
- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;
- гигиенические требования к жилому помещению;
-

правила передвижения на велосипеде;;
- основные виды продовольственных магазинов, их отделы;
виды и стоимость различных товаров;
порядок приобретения товаров;
основные средства связи, виды почтовых отправлений;
виды медицинской помощи;
функции основных врачей-специалистов.
виды детских учреждений и их назначение.
Должны уметь:
- совершать утренний и вечерний туалет;
- подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению;
готовить бутерброды;
сервировать стол с к завтраку;
правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий;
- культурно вести себя в общественных местах;
выполнять влажную и сухую уборку помещения;
использовать при уборке бытовые химические средства;
выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
- записывать адреса с индексом на конвертах;
составлять тексты телеграмм;
правильно обращаться к работникам дома детского творчества, библиотеки и пр;
- соблюдать правила поведения в школе.

-

-

5. Описание места учебного предмета в учебном плане школе –интернате № 1;
Учебный предмет «Основы социальной жизни» включен, как обязательный учебный предмет в Учебный
план 5–9 классов школы –интерната № 1. На изучение программы в 6классе отведено 68 часов,
соответствующее годовому календарному плану, по 2 часа в неделю.

1.

6. Учебно-тематический план программы
(Всего 68 часов, 2 час. в неделю)
Количество часов
Название разделов
в т.ч. контрольных,
всего
проверочных, диагностических
Вводное занятие
1

2.

Личная гигиена и здоровье

5

3.

Одежда и обувь

11

1

4.

Питание

16

1

5.

Семья

3

6.

Жилище

10

7.

Транспорт

5

8.

Средства связи

8

9.

Охрана здоровья

5

10.

Предприятия, организации,
учреждения

4

№
п/п

1

1

Итого :

68

4

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса:
Перечень материально-технического обеспечения:
1. Моющие средства для стирки, уборки;
2. Электрическая плита,
3.. микроволновая печь,
4. утюг.
5. холодильник
Перечень средств обучения, дидактических материалов для учителя:
1.Интернет-ресурсы, электронные носители для организации процесса обучения и воспитания в рамках
учебного предмета «Библиотека «Технология», 2012
2.Пособие для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) учреждениях
VIII-вида» под редакцией А.М.Щербаковой, «Гуманитарный издательский центр Владос», М., 2003
3.Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной
школе VIII вида, Пособие для учителя, Воронкова В.В., С.А.Казакова; Москва, Гуманитарный издательский
центр «Владос», 2006;
4.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,
сборник 1;
Под ред. В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2014;
5.Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной)
образовательной школе VIII вида, Пособие для учителя, 5-9 классы, Москва, Гуманитарный издательский
центр «Владос», 2005;
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.ict.edu.ru
Издательство «Просвещение»
http://www.prosv.ru
Российский образовательный форум
http://www.schoolexpo.ru
6. Плакаты:
Оборудование кухни и требования к её содержанию;
Приготовление горячих напитков;
Приготовление блюд из яиц;
Правила рационального питания
Пищевые вещества
Продукты растительного происхождения.
Приготовление блюд из круп
Приготовление бутербродов
Санитарно-гигиенические правила
Чистота-залог здоровья
Закаливание-путь к здоровью;
Береги
своё здоровье;
Как сохранить
здоровье.
УМК для учащихся: СБО – учебное пособие для специальных (коррекционных) школVIII вида 6 класс
Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва 2012г
8.Календарно-тематическое планирование.

5 класс
№

I
II

1
2
3
4
5

III
6
IV
7
8
9
10

V
11
12
13
VI
14
15
VII

Тема урока
Вводное занятие
Личная гигиена

Дата 5Б/5В
5.09/4.09,6.09

Правила личной гигиены
Уход за полостью рта
Осанка при ходьбе, стоя, сидя
Гигиена зрения и слуха
Культура поведения ,

12.09/11.09, 13.09

Речевые формы обращения при встрече, расставании,
с просьбой, с извинениями, вопросом к старшим и
сверстникам.

10.10./9.10., 11.10

Одежда и обувь
Виды одежды по сезону. Уход за одеждой.
Практическая работа по уходу за одеждой.
Виды обуви по сезону. Уход за обувью.
Практическая работа по уходу за обувью.

Транспорт
Основные транспортные средства
Правила дорожного движения. Дорожные знаки.
Поведение в транспорте и на остановке.
Семья
Семья, родственные отношения.
Обязанности членов семьи, взаимопомощь.
Торговля

19.09/18.09, 20.09
\
26.09/25.09,
27.09
\
3.10/2.10, 4.10

17.10/16.10 , 18.10
24.10/23.10, 25.10
7.11/8.11
14.11/13.11,15.11

21.11/20.11, 22.11
28.11/27.11, 29.11
5.12/4.12, 6.12
12.12/11.12, 13.12
19.12/18.12, 20.12

16

Виды торговых предприятий (магазины, рынки, базары,
ларьки).

26.12/25.12, 27.12
9.01/8.01, 10.01

17

Продовольственные магазины, отделы в
супермаркетах. Виды продажи продуктов (фасованный,
развесной товар).
Порядок приобретения товара. Поведение в магазине.

16.01/15.01, 17.01

18

21

Жилище
Виды жилья и жилых помещений в городе и селе.
Школа-интернат, его помещения
Питание
Значение питания для человека. Основные продукты
питания.

22

Режим питания. Разнообразие пищи из продуктов
питания.

VIII
19
20
IX

23.12/22.01, 24.01
30.01/29.01, 31.01
6.02/5.02, 7.02
13.02/12.02, 14.02

23
24
25
26
27

Виды посуды. Уход за посудой

Уход за посудой.
Виды бутербродов, значение в питании.
Приготовление бутербродов.
Яйцо, значение для здоровья, блюда из яиц.
28 Яйцо вареное (в мешочек, вкрутую, всмятку).

20.02/19.02 , 21.02
27.02/26.02, 28.02
5.03/4.03, 6.03
12.03/11.03, 13.03
19.03/18.03,20.03
2.04/1.04, 3.04

9.04/8.04, 10.04
29 Омлет фаршированный.
16.04/15.04, 17.04
30 Овощные салаты, значение для здоровья.
23.04/22.04, 24.04
31 Приготовление винегрета.
32 Приготовление салата «Весенний». Практическая работа. 7.05/6.05, 8.05
33 Чай, виды чая. Культура чаепития. Заварка чая.
34 Повторение.

14.05/13.05, 15.05
21.05/20.05. 22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».