Годовой план работы логопеда 2023 – 2024 учебный год Составитель: учитель – логопед Марзаева О.П. Астрахань 2023 Основная цель работы учителя – логопеда, это оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного и вторичного характера), а также помощь в освоении образовательных программ (особенно по родному языку). Основными задачами являются: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Своевременная диагностика речевых нарушений. Предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ. Коррекция нарушений в развитии устной речи. Коррекция процессов письма и чтения. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди обучающихся, педагогов, родителей и лиц их заменяющих. Воспитание внимания к своей речи, речи окружающих и воспитание общей культуры речи воспитанников. Организация продуктивного взаимодействия с родителями – поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей к участию в коррекционной и профилактической работе. Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям. Направление работы 1 1. Диагностический блок 2. Организационный блок. Содержание работы 2 1.1.Первичное обследование речи детей прибывших в новом учебном году. 1.2. Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии детей (протоколы психолого – педагогического и медицинского обследования). Заполнение речевых карт. 1.3. Обследование устной и письменной речи учащихся с целью выявления учащихся с дисграфией и дислексией. 1.4. Обследование устной и письменной речи по заявлению педагогов и родителей. 1.5. Определение уровня актуального развития детей (1 класс) с последующими рекомендациями на шПМПк 1.6. Определение уровня актуального развития детей других классов с последующими рекомендациями на шПМПк 1.7. Динамические наблюдения в процессе обучения 1.8. Диагностика результативности коррекционно – педагогического (логопедического) процесса. 2.1. Комплектование групп с учетом выраженности речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей детей, имеющих сходные нарушения устной и письменной речи. 2.2. Отбор детей на индивидуальные занятия. Сроки 3 1- 15 сентября 1 – 15 сентября 1 – 15 сентября В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года 1 – 15 сентября 3. Блок анализа и планирования 4. Организация и проведение коррекционно – развивающих занятий с учащимися с нарушением звукопроизношения и проблемами в письменной речи 3.1. Выработка стратегии коррекционно – педагогического процесса – планирование работы логопеда на год. 3.2. Планирование работы логопеда с учетом выбора способа организации коррекционно – педагогического процесса: - Коррекционно – тематическое планирование (перспективный план) - планирование индивидуальной работы с детми 3.3. Обеспечение документацией (ежедневные планы работы, рабочие тетради, журнал учета посещаемости логопедических занятий, тематическое планирование по группам) 3.4. Консилиумы: - педагогические (по проблемам отдельно взятых воспитанников) - медицинские (консультации детей с речевыми проблемами у врачей узких специальностей) 4.1. Проведение систематических логопедических занятий по расписанию, составленному с учетом общешкольного расписания. 15 сентября – 1 октября. в течение года в течение года Проведение индивидуальных занятий (20 мин) согласно планам коррекции отдельных речевых звуков Проведение групповых занятий, согласно планам коррекции письменной речи по классам в течение года Воспитание общего и речевого поведения детей. Создание условий воспитания адекватных способностям и потребностям воспитанников с нарушениями речи. Организации различных видов деятельности с учетом требований коррекции речи и развития внеречевых процессов. Создание психологически комфортной предметно – развивающей и речевой среды при проведении занятий. Организация занятий с учетом воспитательных направлений. Максимальное использование литературных произведений. Подбираются упражнения и тексты, направленные на воспитание уважительного отношения к человеку, бережного отношения к природе. в течение года 6. Блок 6.1. Оказание консультативной помощи родителям профилактической и детей с проблемами в развитии речи. консультативной работы в течение года 4.2. 4.3. 5. Блок воспитательной направленности. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. в течение года в течение года в течение года 6.2. Сбор анамнестических данных. Индивидуальные беседы с родителями по выявлению сведений о раннем развитии детей. Цель: налаживание контактов, определение уровня наблюдательности и степени понимания ребенка взрослым, уточнение анамнестических сведений, анкетных данных, объяснение необходимости участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к обучению у логопеда. Воспитание у родителей и лиц их заменяющих, интереса к проблемам и успехам их детей. 6.3. Родительские собрания/педагогические гостиные/семинары – практикумы/консультации: • Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы. • Семинар – практикум «Учимся вместе». • Занятие для родителей 1 класса «Сказка о непослушном язычке». 6.4. Индивидуальные консультации и родителями «Вопрос-ответ». беседы с 6.5. Участие в проведении мероприятий другими педагогами, оказание методической помощи. 6.6. Посещение уроков чтения, русского языка, развития речи с целью выявления умений пользоваться навыками, полученными на логопедических занятиях. в течение года