Годовой план работы педагога-психолога на 2023-2024 учебный год Педагог-психолог Хребченкова О.Н. Астрахань 2023 год Цель деятельности: создание условий для усвоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью и комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и (или) ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии. Задачи: • • • • • • • • • • • • • • • • • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;изучение личности учащихся с целью выявления потенциала развития и определения оптимальных путей повышения продуктивности учебновоспитательного процесса; организация индивидуальных и групповых занятий для обучающихся с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов; Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса, формирование психологических знаний, необходимых для системного обучения и воспитания; Психологическое сопровождение и личностное развитие учащихся; Сохранение и укрепление психологического здоровья; Психологическое сопровождение реализации ФГОС; включение в процесс формирования выпускника школы-интерната как компетентной личности, способной к самореализации. Содействие профессиональному самоопределению; Выявление детей "группы риска", выявление и психологическое сопровождение детей находящихся в критической ситуации; Выявление учеников, нуждающихся в оказании экстренной помощи; обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния, стабилизация состояния; Профилактика суицидального поведения; Профилактика девиантного поведения; Содействие успешной социализации и адаптации новоприбывших учеников; Развитие познавательных процессов, формирование учебной мотивации учащихся; Развитие рефлексии и толерантности всех участников образовательного процесса ; Разработка коррекционно-развивающих программ; Содействие в реализации системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью; Повышение психологической культуры педагогов; повышение профессиональной компетентности педагогов, осмысление педагогами собственной обучающей, развивающей и воспитательной функции в рамках своего предмета. Направления работы: организационно-методическое, диагностическое, экспертное, консультативно-просветительское, профилактическое, коррекционно-развивающее. Приоритетный подход: системный 1.Организационно-методическая работа № Планируемые мероприятия п/п 1. Ознакомление с планом работы Сроки Планируемый результат. Примечание. Август- Согласованность работы Отметка о выполнении 2. школы на учебный год. Планирование работы психологической службы в соответствии с приоритетными направлениями учреждения Индивидуальные консультации с педагогами по сопроводительной работе с обучающимися в течение года Сентябрь разных специалистов и администрации АвгустСентябрь Составление еженедельной сетки сопроводительной работы с учащимися, педагогами, родителями в течение учебного года Планирование профилактических мероприятий с детьми «группы риска» совместно с соц.педагогом Взаимодействие с классными руководителями и воспитателями обучающихся. 3. Составление совместного плана Августработы социально-психологической Сентябрь службы школы на учебный год. 4. Участие в проведении М/О классных руководителей и воспитателей: По плану школьных методических объединений Повышение психологической компетентности педагогов в работе с детьми в условиях внедрения ФАООП. 5. 6. 7. 8. 9. Индивидуальные и групповые консультации педагогов по вопросам взаимодействия с обучающимися Выступления на педагогических советах школы (по запросу администрации) Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов и родительских собраний Общешкольное родительское собрание: « Профессиональное обучение и возможности трудоустройства детей с ОВЗ» В течение года Выработка эффективных форм взаимодействия между педагогами и обучающимися В течение года Получение педагогами сведений о ходе психологической работы с учащимися по различным направлениям В течение года Методические рекомендации классным руководителям в проведении просветительской работы. Январь-февраль Отслеживание адаптации выпускников школыинтерната в профессиональных учебных заведениях. Ноябрь-декабрь Составление рекомендаций по проведению профориентационной работы. Изучение нормативных документов В течение года Осведомленность в области и психологической литературы психологических знаний на современном этапе 10. Изготовление пособий к занятиям. В течение года Оборудование кабинета. 2.Психодиагностическая работа № Планируемые п/п мероприятия 1. Прослеживание хода адаптации учащихся 5,6-х классов: Тест школьной тревожности Филлипса; Объект деятельности Обучающиеся5- 6-х классов Сроки Октябрь Социометрия; Планируемый результат. Примечание Выявление дезадаптированных детей. Выработка рекомендаций родителям и классным руководителям Методика САН; Методика неоконченных предложений «Я и мой класс» 2. Изучение уровня школьной Обучающиеся мотивации 5-9 классов Октябрьноябрь 3. Прослеживание хода Вновь прибывшие адаптации обучающихся обучающихся классов (вновь прибывших в школу) Октябрьноябрь Тест школьной тревожности Филлипса Социометрия Определение причин низкой мотивации. Индивидуальное консультирование кл. руководителей и родителей Выявление дезадаптированных детей. Выявление причин дезадаптации. Выработка рекомендаций классным руководителям. Методика САН Методика неоконченных предложений «Я и мой класс» Карта комфортности Диагностика зрелости выпускников «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС); Мотивация к учению старшеклассников, социометрия, Заполнение карты «Критерии оценки Отметка о выполнении 4. Проведение методик выявляющих профессиональные намерения, интересы и склонности. Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т.А.Немчин), Шкала социальной компетентности А. М. Прихожан. Обучающиеся 8-9 -х классов 1.Изучение мотивов выбора профессии(9 класс) 2.Изучение профессиональной направленности ( 9 класс) 3.Изучение профессиональных намерений (8 класс) 4.Профессиональная ориентация (Ю.А.Соломин)( 9класс) Тест « Тип мышления»(9 класс) Обучающиеся 8-9-х классов 1.Методика « Потребности в достижениях» 2.Изучение направленности личности (Б. Басса) 3.Изучение характерологических особенностей ( Т.В.Матолин) 5-9классы зрелости выпускника» Январьфевраль Ноябрь Декабрь 5. Проведение тестов на выявление характерологических особенностей детей Декабрь 6. Выявление детей Ноябрь находящихся в критической ситуации и склонных к « Ваши суициду. суицидальные наклонности» ( З. Королевой), « Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества (Д.Рассела,М. Фергюсона), « Самооценка психических состояний личности» Г.Айзенка, шкала выявления депрессивных Определение учебных и профессиональных интересов. Выработка рекомендаций учащимся по профессиональном у самоопределению Выявление уровня осведомленности старшеклассников о профессиональной реализации. Помощь учащимся в профессиональном самоопределении Помощь детям находящимся в критической жизненной ситуации состояний детей и подростков ( М. Ковач) Методический комплекс выявляющий Выявление детей склонных возможное к зависимому поведению вовлечение детей в употребление наркотических средств. 7-9классы 7. Февраль Диагностические методики Обучающиеся Сентябрьпознавательных процессов школы октябрь (память, внимание, Исследование мышление). восприятия «Прогрессивные матрицы Дж. Апрель-май Равенна», Исследование памяти,«Определение уровня смысловой памяти», « Проверка зрительной памяти» ( Карта Сперлинга) , «Сложные ассоциации» Методика «Задачи» Исследование внимания « Запомните буквы», «Исследование особенностей распределение внимания» Диагностика познавательной деятельности и уровня актуального развития Методика Т.Е. Рыбаковой)5-6 класс Тесты для изучения мыслительной сферы 7-9 класс Методики: « Чего не хватает?», « Зашумленные изображения» «Времена года», «Найди и вычеркни», «Четвертый лишний», «Запомни картинки», « 10 слов». Комплекс диагностических Выявление детей склонных к зависимому поведению Выявление уровня актуального развития учащихся. Подготовка документов на ПМПК. Выработка рекомендаций по дальнейшему обучению учащихся методик для обучающихся 1 класса с УО. Выявление особенностей ЭВС. 8. Обучающиеся В течение школы. года Методика «Прояви сочувствие». 5 классы, Методика «Нестандартные ситуации», Опросник «Страхи»5-7 классы, Самооценка. Модифицированный вариант методики Дембо – Рубинштейна.7-9 классы. Метод Цветовыбора М. Люшера Выработка рекомендаций по дальнейшему воспитанию учащихся. 9. Диагностика личностных Дети группы риска качеств детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации В течение года Выявление особенностей детей с целью выработки рекомендаций учителям, родител ям 3. Психокоррекционная работа № Планируемые п/п мероприятия Объект Сроки деятельност и Планируемый результат Отметка о выполнени и 1. Групповые 5-6-е классы Ноябрькоррекционнодекабрь развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе Повышение уровня школьной мотивации. Снятие тревожности у вновь пришедших детей. 2. Индивидуальные 5-9 классы коррекционноразвивающие занятия с детьми с асоциальным поведением Развитие коммуникативных и личностных качеств у детей «группы риска» 3. Групповые и 5-6-е классы Ноябрьиндивидуальные декабрь занятия с обучающимися классов, показавших высокий уровень тревожности и низкий уровень самочувствия В течение года Снятие тревожности и повышение положительного самочувствия 4. Групповые и 1 класс индивидуальные занятия с обучающимися по адаптации к школьному обучению Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. 5. Групповые занятия с обучающимися классов по подготовке к конкурсам и соревнованиям 6. Коррекционноразвивающие занятия по развитию интеллектуальных возможностей и формированию коммуникативной сферы 7. Занятия по программе профессионального самоопределения Развитие психомоторных процессов и познавательной сферы. 1 класс В течении года Повышение стрессовоустойчивости и уверенности в себе все классы В течение года Формирование коммуникативных навыков и интеллектуальных умений 9 классы В течение года Развитие временной перспективы у старшеклассников 4. Психопрофилактическая работа № Планируемые п/п мероприятия Объект Сроки деятельност и Планируемый результат 1. Посещение уроков в 2, 5- 2,5-6 классы Сентябрь, 6 –х классах. май Выявление неуспевающи х детей Выявление неуспеваю щих детей Индивидуальная помощь детям. 2. Коммуникативный мини- 6-е классы тренинг « Я и мои друзья» Сентябрь Формирование позитивного отношения к школе и к одноклассникам 3. Беседа о здоровом образе 5,6-е классы жизни. Октябрь Формирование полезных привычек 4. Групповая беседа: « Что такое симпатия?» «Чем влюбленность отличается от любви?» Март Помощь обучающимся в самоопределении своих возможностей и особенностей личности 9-е классы Отметка о выполнени и 5. Индивидуальные беседы: 2 класс «Правила поведения в школе», « Зачем нужны правила» 6 классы «Как себя вести, чтобы быть успешным в школе» 6 классы В течение года Формирование правильного отношения к себе и другим 6. Индивидуальные беседы «Мои интересы», «Какой я?», «Чего я хочу добиться», « Как общаться, чтобы меня уважали сверстники» «Жизненные ценности» 7-9 классы В течение года Формирование адекватной самооценки 7. Индивидуальные беседы 8-9 классы «Моя будущая профессия», «Мой темперамент», «Характер и профессия» « «Жизненные ценности» В течение года Формирование профессионального интереса, исходя из личностных возможностей обучающихся 8. Участие в заседаниях шПМПк 6-9 классы В течение года Взаимодействие с другими специалистами школы по оказанию индивидуальной помощи учащимся 9. Участие в «Советах по профилактики» 6-9 классы В течение года Взаимодействие с социальнопедагогической службой школы в работе с детьми «группы риска» 10 Неделя психологии (по утвержденному плану) 6-9 классы Апрель Повышение психологической компетентности учащихся и учителей школы Занятия по профилактике 11 суицидального поведения 6-9 классы Апрель-май Развитие потребности в ЗОЖ; повышение стрессоустойчивости. 5.Консультативно-методическая деятельность № Планируемые п/п мероприятия 1. Объект Сроки деятельности ноябрь Родительский лекторий Родители учащихся 2-6-х «Роль родителей в Планируемый результат Осведомленность родителей о методах и Отметка о выполнении успешном обучении детей ОВЗ» классов 2. Родительский лекторий Родители декабрь «Роль родителей в учащихся 8-9-х профессиональном классов самоопределении подростка». 3. Классный час «Что значит быть подростком» « Профилактика конфликтов» Индивидуальное консультирование обучающихся Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей Индивидуальное консультирование учителей по вопросам обучения и взаимодействия с учащимися 4. 5. 6. способах поддержания детей в период адаптации Информирование родителей об особенностях адаптации учащихся 5-х классов 6-7-е классы январь Просвещение младших подростков о вреде курения 5-9 классы В течение Психологическая года поддержка Родители учащихся В течение Психологическая года поддержка Учителя. Кл. В течение Психологическая руководители. года поддержка Администрация Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области «Школа-интернат № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Утверждаю Директор ГКОУ АО «Школа-интернат№1» ________В.Ю. Митячкин Педсовет Протокол №______ от «___»__________2023 г. Годовой план работы педагога-психолога на 2023-2024 учебный год Педагог-психолог Хребченкова О.Н. Астрахань 2023 год