СОГЛАСОВАНО „ Председатель УТВЕРЖДАЮ ИППО „И.о-директора ГКОУ АО «Шке ча-интеридц 1» ГКОУ АО «Школа-интернат №1» Е.А. Лохай „о вид 2022г. Инструкция по комплексной реабилитации детей-инвалидов с грубыми нарушениями ЭВС. 1. Общие положения Настоящая Инструкция по комплексной реабилитации детей - инвалидов с грубыми нарушениями ЭВС (далее Инструкция) детализирует создание условий, направленных на физическое восстановление, социализацию, коррекционное обучение и воспитание, а также на создание социально приемлемых навыков у детей — инвалидов психоневрологическими патологиями (далее — дети_. 2. При проведении реабилитации детей необходимо учитывать следующие принципы: преемственность - заключается в единых методологических подходах к реабилитационным мероприятиям независимо от места их проведения; этапность — индивидуальный план работы реализуется от простого к сложному; непрерывность - реабилитация не должна прерываться, реабилитационные мероприятия могут изменяться только по форме, но не по содержанию; принцип индивидуализации определение объема оказываемых специальных социальных услуг и их видов осуществляется для каждого ребенка в отдельности с учетом индивидуальных потребностей детей; принцип активности - постоянное побуждение ребенка к повторению той или иной деятельности; принцип целостности - каждый вид деятельности, которой участвует ребенок, должен иметь свою цель и конечный результат, чтобы добиться усвоения и осмысления ребенком определенного алгоритма действий; принцип сопровождения деятельности речью (все действия специалист сопровождает речью) - обучение ребенка соотношению тех или иных действий с речью; принцип социальной мотивации обучению - доброжелательная и учитывающая особенности ребенка атмосфера, являющаяся важным компонентом продуктивности его обучения. 3. Реабилитация детей осуществляется путем их социализации, через обучение детей навыкам самообслуживания и личной гигиены. 1. —- с - в к 2. Основные составляющие комплексной реабилитации 4. Комплексная реабилитация состоит из трех основных блоков, осуществляющих постоянное взаимодействие между собой: 1) медицинский блок поддержание жизнедеятельности организма. Для реализации медицинского блока необходимо: осуществлять регулярные (плановые) медицинские осмотры; осуществлять своевременную и точную диагностику психоневрологического и соматического состояния в случае необходимости, которые определяются врачами - и направлять детей в профильное медицинское учреждение; оказывать поддерживающую терапию (при необходимости); осуществлять двигательную абилитацию (реабилитацию). Исходя из задач, основными методами медицинского вмешательства, используемого при реабилитации, являются: медикаментозный — только в качестве поддерживающей терапии (противосудорожное лечение, курсовое применение ноотропных и сосудистых препаратов, симптоматическое использование нейролептиков, транквилизаторов); немедикаментозной — физиопроцедуры, лечебная физкультура, закаливающие мероприятия, психотерапия; 2) социальный блок содействие в обеспечении ребенка и членов его семьи установленными законодательством услугами, льготами, пособиями, благотворительной и социальной помощью. Для реализации социального блока необходимо: осуществлять мониторинг социальной ситуации в семье ребенка, защиту прав ребенка; обучать родителей и членов семьи основам реабилитационных мероприятий проводимых в домашних условиях; помощь в оформлении документов, необходимых для получения услуг, льгот, пособий, благотворительной и социальной помощи; 3) психолого-педагогический блок — формирование навыков, обеспечивающих социальную интеграцию. Для реализации психолого-педагогического блока необходимо: выявить положительные стороны психики, опора на которые поможет более эффективно построить учебно-воспитательную работу с умственно отсталым ребенком; определить структуру дефекта психики; установить особенности психического развития; корректировать интеллектуальные и речевые дефекты; формировать у ребенка представления об окружающем мире, свойствах предметах, навыках изобразительной деятельности и других видов деятельности; формировать навыки самообслуживания, личной гигиены; развивать социально-бытовую ориентацию, воспитание правильного поведения в различных формах взаимодействия; оказывать психологическую помощь родителям и членам семьи, проживающими детьми, обучать их воспитанию детей с учетом их возможностей, так как обучение родителей правильной организации жизни и деятельности детей в семье положительно скажется на создании благоприятной эмоциональной атмосферы семье, познакомит родителей с психологическими особенностями детей на различных возрастных этапах, позволит избежать ошибок в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями; На психолого-педагогический блок ложится основная нагрузка по реализации коррекционных мероприятий, которые включают себя ряд ступеней социальной интеграции и социализации ребенка. 5. Предлагаемые ступени социальной интеграции и социализации детей: — первая ступень социальная адаптация; вторая ступень — социально-бытовая ориентация; третья ступень - социально-бытовая адаптация; четвертая ступень — социально-трудовая адаптация. 6. Для организации системной работы по реабилитации детей рекомендуется разработка общего учебного плана, который является основным документом, регламентирующим организацию и содержание коррекционного процесса, - с в в способствующего развитию детей и подготовки их к жизни в обществе. В коррекционной деятельности рекомендуется использовать игровые методы, способствующие развитию психомоторики, так как коррекционное воздействие направлено, прежде всего, на основной дефект — повышение познавательных возможностей детей. В процессе реабилитации у детей формируются навыки, имеющие практическую направленность и соотносящиеся с их возможностями: навыки самообслуживания и личной гигиены, социально-бытовой ориентации, ручной умелости и посильной трудовой подготовки. При этом, оценка знаний по учебным предметам не осуществляется. Начало и продолжительность учебного года осуществляется в соответствии с сроками, действующими детских дошкольных учреждениях. На основе общего учебного плана составляется учебный план на каждую группу с учетом уровня познавательных возможностей детей. Занятия коррекционного цикла могут проводиться в первую и во вторую половину дня с учетом использования психоэмоциональной активности ребенка. Индивидуальные занятия проводятся с теми детьми, которые имеют более выраженные нарушения речи (логопед), общей моторики (инструктор по лечебной физкультуре), сенсорных процессов (учитель дефектолог). Время проведения индивидуальных занятий определяется специалистами, исходя из потребностей ребенка и степени сложности его состояния и может составлять от 15 до 45 минут. 7. На первой ступени социальной адаптации реализуются задачи, направленные на: развитие элементарных навыков общения (выполнение простых инструкций, умение выразить свою просьбу жестом, мимикой, словами, включать детей в совместные игры: хороводные игры игры игрушками); привитие навыков элементарного самообслуживания (самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться мылом и салфеткой (полотенцем, этики поведения во время приёма пищи, при общении с людьми); развитие моторики. 8. На второй ступени обучения реализуются задачи, направленные на закрепление уже приобретенных навыков общения, личной гигиены и самообслуживания. Задачами коррекционного класса второй ступени являются: развитие умения работать, подчиняться общим требованиям, выполнять инструкции педагога; обучение детей сюжетно - ролевым играм по определенным правилам; активизация речи через практическую деятельность; развитие коммуникативных навыков в процессе общения со сверстниками и взрослыми: обучение правильно воспринимать и различать эмоции, мимику, жесты человека: радость, горе, гнев, недовольство, удивление; совершенствование тонкой моторики, координация движений руки и глаза; развитие внимания, зрительной, слуховой и механической памяти; развитие наглядно - действенного мышления; развитие элементарных математических представлений (счет до пяти), знание основных цветов, геометрических фигур. Обучение различать и называть времена года, время суток: утро, день, вечер, ночь. Чтобы помочь детям освоить тот или иной навык необходимо сначала разбить соответствующий процесс на отдельные шаги, достаточно маленькие, для того чтобы они могли легко справиться с каждым из них. 9. На третьей ступени формируются навыки бытовой ориентации: уборка рабочего пользование места, предметами быта, сервировка стола, мытье посуды, уборка квартиры (комнаты). в и с На четвертой ступени реализуются задачи, направленные на обучение посильным трудовым навыкам. Обучение труду направлено на решение следующих задач: формирование элементарных знаний по видам труда, развитие самостоятельности в труде, формирование трудовых качеств, привитие интереса к трудовой деятельности. Воспитание положительных качеств личности детей: трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе, доводить дело до конца. Наряду с этими задачами на занятиях по труду решаются и специальные задачи, направленные коррекцию умственной деятельности детей: ориентироваться в задании; предварительно планировать ход работы; контролировать свою работу. 11. Важным звеном взаимодействия блоков реабилитации является план индивидуальной работы основной документ, фиксирующий все реабилитационные мероприятия и изменения в состоянии ребенка в процессе реабилитации. В случае отсутствия положительных изменений в состоянии ребенка рекомендуется индивидуальный план работы пересмотреть и найти правильный путь к решению поставленных целей задач. 10. на - и 3. Заключение При соблюдении условий, указанных в настоящей Инструкции специалисты учреждений и организаций системы социальной защиты населения смогут сформировать у детей необходимые социальные навыки самообслуживания, бытовой и трудовой ориентации, которые позволят социализировать и интегрировать детей в общество. 13. Разработал(а): педагог-психолог: _—/(#// ви — Чернышева А.М.