Инструкция по комплексной реабилитации детей ивалидов с грубыми нарушениями ЭВС

СОГЛАСОВАНО

„

Председатель

УТВЕРЖДАЮ

ИППО

„И.о-директора
ГКОУ АО «Шке ча-интеридц 1»

ГКОУ АО «Школа-интернат №1»
Е.А. Лохай

„о

вид 2022г.

Инструкция по комплексной реабилитации детей-инвалидов
с грубыми нарушениями ЭВС.
1.

Общие положения

Настоящая Инструкция по комплексной реабилитации детей - инвалидов с
грубыми нарушениями ЭВС (далее Инструкция) детализирует создание условий,
направленных на физическое восстановление, социализацию, коррекционное обучение и
воспитание, а также на создание социально приемлемых навыков у детей — инвалидов
психоневрологическими патологиями (далее — дети_.
2. При проведении реабилитации детей необходимо
учитывать следующие
принципы:
преемственность - заключается в единых методологических подходах к
реабилитационным мероприятиям независимо от места их проведения;
этапность — индивидуальный план работы реализуется от простого к сложному;
непрерывность - реабилитация не должна прерываться, реабилитационные
мероприятия могут изменяться только по форме, но не по содержанию;
принцип индивидуализации
определение объема оказываемых специальных
социальных услуг и их видов осуществляется для каждого ребенка в отдельности с
учетом индивидуальных потребностей детей;
принцип активности - постоянное побуждение ребенка к повторению той или иной
деятельности;
принцип целостности - каждый вид деятельности,
которой участвует ребенок,
должен иметь свою цель и конечный результат, чтобы добиться усвоения и осмысления
ребенком определенного алгоритма действий;
принцип сопровождения деятельности речью (все действия специалист
сопровождает речью) - обучение ребенка соотношению тех или иных действий с речью;
принцип социальной мотивации
обучению - доброжелательная и учитывающая
особенности ребенка атмосфера, являющаяся важным компонентом
продуктивности его
обучения.
3. Реабилитация детей
осуществляется путем их социализации, через обучение детей
навыкам самообслуживания и личной гигиены.
1.

—-

с

-

в

к

2. Основные составляющие комплексной реабилитации
4.

Комплексная реабилитация состоит из трех основных блоков,
осуществляющих

постоянное взаимодействие между собой:
1) медицинский блок
поддержание жизнедеятельности организма.
Для реализации медицинского блока необходимо:
осуществлять регулярные (плановые) медицинские осмотры;
осуществлять своевременную и точную диагностику психоневрологического и
соматического состояния
в случае необходимости, которые определяются врачами

-

и

направлять детей в профильное медицинское учреждение;
оказывать поддерживающую терапию (при необходимости);
осуществлять двигательную абилитацию (реабилитацию).
Исходя из задач, основными методами медицинского вмешательства,
используемого
при реабилитации, являются:
медикаментозный — только в качестве поддерживающей терапии
(противосудорожное лечение, курсовое применение ноотропных и сосудистых
препаратов, симптоматическое использование нейролептиков, транквилизаторов);
немедикаментозной — физиопроцедуры, лечебная физкультура,
закаливающие
мероприятия, психотерапия;
2) социальный блок
содействие в обеспечении ребенка и членов его семьи
установленными законодательством услугами, льготами, пособиями, благотворительной
и социальной помощью.
Для реализации социального блока необходимо:
осуществлять мониторинг социальной ситуации в семье ребенка, защиту прав
ребенка;
обучать родителей и членов семьи основам реабилитационных
мероприятий
проводимых в домашних условиях;
помощь в оформлении документов, необходимых для получения услуг,
льгот,
пособий, благотворительной и социальной помощи;
3) психолого-педагогический блок — формирование
навыков, обеспечивающих
социальную интеграцию.
Для реализации психолого-педагогического блока необходимо:
выявить положительные стороны психики, опора на которые поможет более
эффективно построить учебно-воспитательную работу с
умственно отсталым ребенком;
определить структуру дефекта психики;
установить особенности психического развития;
корректировать интеллектуальные и речевые дефекты;
формировать у ребенка представления об окружающем
мире, свойствах предметах,
навыках изобразительной деятельности и других видов
деятельности;
формировать навыки самообслуживания, личной гигиены;
развивать социально-бытовую ориентацию, воспитание правильного поведения в
различных формах взаимодействия;
оказывать психологическую помощь родителям и членам
семьи, проживающими
детьми, обучать их воспитанию детей с учетом их возможностей, так как обучение
родителей правильной организации жизни и деятельности детей в семье
положительно
скажется на создании благоприятной эмоциональной атмосферы
семье, познакомит
родителей с психологическими особенностями детей на
различных возрастных этапах,
позволит избежать ошибок в воспитании и обучении детей с
ограниченными
возможностями;
На психолого-педагогический блок ложится основная
нагрузка по реализации
коррекционных мероприятий, которые включают
себя ряд ступеней социальной
интеграции и социализации ребенка.
5. Предлагаемые
ступени социальной интеграции и социализации детей:
—
первая ступень
социальная адаптация;
вторая ступень — социально-бытовая ориентация;
третья ступень - социально-бытовая адаптация;
четвертая ступень — социально-трудовая адаптация.
6. Для организации системной работы
по реабилитации детей рекомендуется
разработка общего учебного плана, который является основным
документом,
регламентирующим организацию и содержание коррекционного процесса,

-

с

в

в

способствующего развитию детей и подготовки их к жизни в обществе.
В

коррекционной деятельности рекомендуется использовать игровые методы,
способствующие развитию психомоторики, так как коррекционное воздействие
направлено, прежде всего, на основной дефект — повышение познавательных

возможностей детей.
В процессе реабилитации у детей формируются
навыки, имеющие практическую
направленность и соотносящиеся с их возможностями: навыки самообслуживания и
личной гигиены, социально-бытовой ориентации, ручной умелости и посильной
трудовой подготовки.
При этом, оценка знаний по учебным предметам не осуществляется.
Начало и продолжительность учебного года осуществляется в соответствии с
сроками, действующими
детских дошкольных учреждениях.
На основе общего учебного плана составляется учебный план на
каждую группу с
учетом уровня познавательных возможностей детей.
Занятия коррекционного цикла могут проводиться в первую и во
вторую половину
дня с учетом использования психоэмоциональной активности ребенка.
Индивидуальные занятия проводятся с теми детьми, которые имеют более
выраженные нарушения речи (логопед), общей моторики (инструктор по лечебной
физкультуре), сенсорных процессов (учитель дефектолог). Время проведения
индивидуальных занятий определяется специалистами, исходя из потребностей ребенка
и степени сложности его состояния и может составлять от 15 до 45 минут.
7. На первой ступени социальной
адаптации реализуются задачи, направленные на:
развитие элементарных навыков общения (выполнение простых инструкций, умение
выразить свою просьбу жестом, мимикой, словами, включать детей в совместные игры:
хороводные игры игры игрушками);
привитие навыков элементарного самообслуживания (самостоятельно одеваться и
раздеваться, умываться, пользоваться мылом и салфеткой (полотенцем, этики поведения
во время приёма пищи, при общении с людьми);
развитие моторики.
8. На второй ступени обучения
реализуются задачи, направленные на закрепление
уже приобретенных навыков общения, личной гигиены и самообслуживания.
Задачами коррекционного класса второй ступени являются:
развитие умения работать, подчиняться общим требованиям, выполнять инструкции
педагога;
обучение детей сюжетно - ролевым играм по определенным правилам;
активизация речи через практическую деятельность;
развитие коммуникативных навыков в процессе общения со сверстниками и
взрослыми: обучение правильно воспринимать и различать эмоции, мимику, жесты
человека: радость, горе, гнев, недовольство, удивление;
совершенствование тонкой моторики, координация движений руки и глаза;
развитие внимания, зрительной, слуховой и механической памяти;
развитие наглядно - действенного мышления;
развитие элементарных математических представлений (счет до пяти), знание
основных цветов, геометрических фигур. Обучение различать и называть
времена года,
время суток: утро, день, вечер, ночь.
Чтобы помочь детям освоить тот или иной навык необходимо
сначала разбить
соответствующий процесс на отдельные шаги, достаточно маленькие, для того чтобы
они могли легко справиться с каждым из них.
9. На третьей ступени формируются
навыки бытовой ориентации: уборка рабочего
пользование
места,
предметами быта, сервировка стола, мытье посуды, уборка квартиры
(комнаты).

в

и

с

На четвертой ступени реализуются задачи, направленные на обучение посильным
трудовым навыкам.
Обучение труду направлено на решение следующих задач:
формирование элементарных знаний по видам труда, развитие самостоятельности в
труде, формирование трудовых качеств, привитие интереса к трудовой деятельности.
Воспитание положительных качеств личности детей: трудолюбие, настойчивость,
умение работать в коллективе, доводить дело до конца.
Наряду с этими задачами на занятиях по труду решаются и специальные задачи,
направленные
коррекцию умственной деятельности детей:
ориентироваться в задании;
предварительно планировать ход работы;
контролировать свою работу.
11. Важным звеном взаимодействия блоков реабилитации является план
индивидуальной работы основной документ, фиксирующий все реабилитационные
мероприятия и изменения в состоянии ребенка в процессе реабилитации.
В случае отсутствия положительных изменений в состоянии ребенка рекомендуется
индивидуальный план работы пересмотреть и найти правильный путь к решению
поставленных целей
задач.
10.

на

-

и

3.

Заключение

При соблюдении условий, указанных в настоящей Инструкции специалисты
учреждений и организаций системы социальной защиты населения смогут сформировать
у детей необходимые социальные навыки самообслуживания, бытовой и трудовой
ориентации, которые позволят социализировать и интегрировать детей в общество.
13.

Разработал(а): педагог-психолог:

_—/(#//

ви

—

Чернышева А.М.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».