ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Математика» 7 класс
Выполнил:
учитель
Д.Р. Адешева
Астрахань, 2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................ 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 16
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022
г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области
«Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств
с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных
этапах обучения.
Задачи обучения:
формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни;
коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития;
3
воспитание положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 7 классе
определяет следующие задачи:
совершенствование устных и письменных вычислительных навыков
в пределах 1 000 000;
совершенствование умения выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
формирование умения приводить дробь к общему знаменателю;
формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби с
разными знаменателями;
формирование умения выполнять умножение и деление многозначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000;
формирование умения нахождения десятичных дробей;
совершенствование умения решать составные арифметические задачи (3 - 4 действия);
формирование умения решать задачи, связанные с производственным процессом (производительность труда, время, объѐм всей работы);
формирование умения решать задачи, связанные с процессом изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход);
совершенствование умения решать задачи на расчет стоимости товара (цена, количество, общая стоимость);
формирование умения решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события);
совершенствование умения решать задачи на нахождение части целого;
совершенствование умения решать простые и составные арифметические задачи на движение (скорость, время, пройденный путь);
4
совершенствование умения решать простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра прямоугольника (квадрата);
формирование построения геометрических фигур (параллелограмм,
ромб), симметрично расположенных относительно оси, центра симметрии;
воспитание интереса к математике, стремления использовать знания
в повседневной жизни.
5
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике в 7 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно
практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязательным учѐтом значимости усваиваемых знаний и умений
формирования жизненных компетенций.
В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью
умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается
элементарное математическое мышление, формируются и корригируются
такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности
к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти,
внимания и других психических функций.
Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование
следующих методов:
словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам);
наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений);
предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических
фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);
6
частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы);
исследовательские (проблемное изложение);
система специальных коррекционно – развивающих методов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при
котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск
правильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет
более полно решать задачи каждого урока.
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
п/п
1
Нумерация. Арифметические действия с числа-
Количество
Контрольные
часов
работы
17
1
25
2
45
3
ми в пределах 1 000 000
2
Умножение и деление чисел на однозначное
число
3
Арифметические действия с числам, полученные при измерении
4
Обыкновенные дроби
9
1
5
Десятичные дроби
6
1
102
9
Итого
7
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
сформирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям;
формирование эстетических чувств, отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные:
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—100 000 в прямом порядке (с помощью учителя);
уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 100 000 (в
том числе с использованием калькулятора);
уметь получать числа из разрядных слагаемых в пределах 100 000;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без
перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений (в
том числе с использованием калькулятора);
уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без
перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных
вычислений (в том числе с использованием калькулятора);
знать алгоритм выполнения сложения и вычитания чисел с помощью
калькулятора;
уметь использовать калькулятор с целью проверки правильности вычислений (устных и письменных);
8
уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на
однозначное число, двузначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений (лѐгкие случаи), в том числе с использованием калькулятора;
уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пределах 100 000;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно
(с помощью учителя);
уметь выполнять умножение и деление чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы на однозначное число письменно (с помощью учителя);
знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать;
уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, имеющие в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием калькулятора;
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями, смешанные числа (в знаменателе числа 5—
20, с помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме
или разности;
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
разными знаменателями, включая смешанные числа (лѐгкие случаи), с помощью учителя;
уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей (с помощью учителя);
уметь решать арифметические задачи в 2 действия;
уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая
стоимость товара);
9
уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность
события);
уметь решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния;
уметь решать простые арифметические задачи на нахождение одной
и нескольких частей от числа;
уметь выполнять построение с помощью линейки, чертѐжного
угольника, циркуля линий, углов, окружностей, в разном положении на
плоскости;
знать свойства элементов многоугольника (параллелограмм);
узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить
ось симметрии симметричного плоского предмета.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд в пределах 1 000 000 в прямом и обратном порядке;
знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000 000;
знать разряды и классы в пределах 1 000 000;
уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения
чисел;
уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000;
уметь сравнивать числа в пределах 1 000 000;
уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000: без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений;
уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой;
10
уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на
однозначное число, двузначное число, круглые десятки, деление с остатком приемами письменных вычислений, с последующей проверкой правильности вычислений;
уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пределах 100 000;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами мерами стоимости, длины, массы письменно;
уметь выполнять умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, на однозначное число, круглые десятки, двузначное число письменно;
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа;
уметь выполнять вычитание обыкновенных дробей из целого числа
(целые числа от 1 – 20);
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
разными знаменателями, включая смешанные числа;
уметь приводить обыкновенные дроби к общему знаменателю (легкие случаи);
знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать,
выполнять преобразования десятичных дробей;
уметь записывать числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей;
уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами времени (легкие случаи);
уметь составлять и решать простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и окончания события;
11
уметь решать составные задачи в 3 -4 арифметических действия;
уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая
стоимость товара);
уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность
события);
уметь выполнять решение простых задач на соотношение: расстояние, скорость, время;
уметь выполнять решение и составление задач на одновременное и
противоположное движение двух тел;
уметь выполнять построение с помощью линейки, чертѐжного
угольника, циркуля, линий, углов, многоугольников, окружностей, в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно
оси, центра симметрии;
знать виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм,
ромб, прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов; приемы построения;
узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить
ось симметрии симметричного плоского предмета;
уметь располагать предметы симметрично относительно оси, центра
симметрии.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
12
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих,
промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных
результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке
допускаются 1 – 2 недочѐта.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы,
может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно
решить задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,
положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью
измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не
более недочѐта.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
13
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов
вслух, опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя,
помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи,
объяснению выбора действий;
с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет
геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в
пространстве по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных
попытках улучшивший результат.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может
их применять;
производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение
фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя
или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в
учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
14
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного
обсуждения последовательности работы, демонстрации еѐ выполнения.
Оценка «2» - не ставится.
15
№
Тема предмета
Кол-во
часов
IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Нумерация. Арифметические действия с целыми числами в пределах 1 000 000– 17 часов
1
1 четверть
Запланировано - 24ч
По факту - 24ч
Устная и письменная
нумерация чисел в
пределах 1000 000.
Таблица классов и
разрядов
1
1.09
Закрепление числового ряда в
пределах 1 000 000.
Класс единиц, класс тысяч; разряды. Получение чисел в пределах 1 000 000 из разрядных
слагаемых, разложение чисел
на разрядные слагаемые
Читают, записывают, сравнивают числа в пределах 100
000, с помощью учителя.
Называют разряды и классы
чисел в пределах 1 000 000 с
помощью учителя.
Записывают числа в разрядную таблицу, с опорой на
образец (разрядная таблица)
Читают, записывают, сравнивают числа в пределах 100 000.
Располагают числа в порядке
возрастания и убывания.
Называют разряды и классы
чисел в пределах 1 000 000.
Определяют сколько единиц
каждого разряда содержится в
числе.
Умеют пользоваться нумерационной таблицей для записи и
чтения чисел, умеют чертить
нумерационную таблицу, обозначают в ней разряды и классы, вписывают в нее числа и
читают их, записывают вписанные в таблицу числа.
Представляют числа в виде
суммы разрядных слагаемых и
наоборот. Располагают числа в
нужной последовательности и
обратно (возрастание, убыва16
2
3
4
Арифметические действия с числами в
пределах 1 000 000
(сравнение чисел)
Устное и письменное
сложение и вычитание многозначных
чисел в пределах
10 000
Арифметические действия с числами в
пределах 1 000 000
(округление чисел,
римская нумерация)
1
2.09
1
3.09
1
8.09
Сравнение и упорядочение чисел. Сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше
(меньше)…? Во сколько раз
больше (меньше…?»
Решение арифметических задач
с вопросами: «На сколько
больше (меньше)…? Во сколько раз больше (меньше…?»
Повторение компонентов сложения и вычитания.
Закрепление приѐмов сложения
и вычитания чисел в пределах
10 000, решение арифметических задач в 2 – 3 действия
Сравнивают числа в пределах 1 000 000, с опорой на
числовую таблицу.
Решают арифметические задачи в 1 действие
Называют компоненты действий сложения и вычитания, с опорой на образец.
Выполняют письменные вычисления сложения и вычитания с помощью калькулятора, записывают примеры в
строчку.
Решают арифметические задачи в 1- 2 действия
Присчитывание и отсчитывание Называют компоненты дейразрядных единиц в пределах
ствий сложения и вычита1 000 000. Округление чисел до ния, с опорой на образец.
десятков, десятков тысяч, до
Выполняют письменные высотен, до сотен тысяч. Повточисления сложения и вычирение римской нумерации читания с помощью калькулясел.
тора, записывают примеры в
Решение составных задач с во- строчку. Решают составные
просами: «На сколько легче
задачи в 1 -2 действие.
(тяжелее)…? Во сколько раз
Определяют круглое число
длиннее?»
среди других чисел по инструкции учителя.
ние)
Сравнивают числа в пределах
1 000 000, с опорой на числовую таблицу.
Решают арифметические задачи
в 1 - 2 действия
Называют компоненты действий сложения и вычитания.
Выполняют устные и письменные вычисления на сложение и
вычитание.
Решают арифметические задачи
в 3-2 действия
Называют компоненты действий сложения и вычитания.
Выполняют устные и письменные вычисления на калькуляторе.
Решают составные задачи в 2-3
действия. Определяют круглое
число среди других чисел.
Округляют числа в пределах 1
000 000 до указанного разряда
(единиц тысяч, десятков тысяч,
сотен тысяч).
17
5
Линии. Сложение и
вычитание отрезков
1
9.09
6
Числа, полученные
при измерении величин
Построение прямых кривых,
замкнутых линий. Обозначение
отрезков, линий буквами латинского алфавита. Нахождение суммы, разности длин отрезков
Называние известных мер измерения (длины, массы, стоимости, времени). Дифференци10.09 ация чисел: полученных при
счете предметов и при измерении величин; полученных при
измерении величин одной, двумя мерами. Соотношение мер:
меры массы, меры длины, меры
стоимости, меры времени.
Решение арифметических задач
1
Округляют числа в пределах
100 000до указанного разряда (единиц тысяч, десятков
тысяч, сотен тысяч) с помощью учителя. Используют в
записи знак округления («≈»)
Называют линии: прямые,
кривые, замкнутые, незамкнутые.
Выполняют построение отрезков, находят суммы и
разности длин отрезков, с
помощью учителя
Пользуются таблицей мер
измерения (длины, массы,
стоимости, времени), преобразовывают числа, полученные при измерении с помощью учителя. Преобразовывают числа из более мелких
в более крупные меры и
наоборот.
Решают арифметические задачи
Используют в записи знак
округления («≈»)
Чертят линии: прямые, кривые,
замкнутые, незамкнутые. Выполняют построение отрезков,
находят суммы и разности длин
отрезков
Называют меры измерения
(длины, массы, стоимости, времени), умеют преобразовывать
числа, полученные при измерении. Преобразовывают числа из
более мелких в более крупные
меры и наоборот.
Решают арифметические задачи
18
7
8
9
10
Числа, полученные
при измерении величин.
Двойное обозначение
времени.
Геометрический материал.
Ломаная линия.
Длина ломаной линии
Входная контрольная работа теме:
«Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000»
Работа над ошибками.
Устное сложение и
вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000
Определение времени по циферблату часов.
15.09 Решение простых арифметических задач га определение, продолжительности начала и окончания события
1
Построение замкнутых и незамкнутых ломаных линий.
16.09 Вычисление длины ломанной
линии
1
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
17.09 «Сложение и вычитание чисел
в пределах 1 000 000»
1
Выполнение работы над ошибками.
22.09 Знакомство с устным сложением и вычитанием пятизначных
чисел без перехода через разряд.
Повторение компонентов сложения и вычитания.
Решение простых и составных
задач
1
Определяют время по циферблату электронных часов.
Решают задачи арифметические задачи
Определяют время по циферблату механических и электронных часов.
Решают задачи арифметические
задачи
Чертят ломаную линию, вычисляют длину ломаной линии по формуле
Чертят ломаную линию, вычисляют длину ломаной линии
Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя
Выполняют
работу
над
ошибками,
корректируют
свою деятельность с учетом
выставленных недочетов.
Решают примеры по алгоритму устного сложения и
вычитания чисел.
Решают простые арифметические задачи
Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию
Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов.
Решают примеры по алгоритму
устного сложения и вычитания
чисел.
Решают составные арифметические задачи
19
11
12
13
Сложение и вычитание чисел с помощью
калькулятора
Закрепление сложения и вычитания пятизначных чисел с по23.09 мощью калькулятора.
Решение арифметических задач
на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара)
Выполняют сложение и вычитание чисел с помощью
калькулятора.
Решают примеры письменно
(с записью примера в столбик).
Проверяют правильность
вычислений на калькуляторе.
Решают арифметические задачи в 1 действие
Письменное сложение
1
Знакомство с письменным сло- Решают примеры по алгои вычитание многожением и вычитанием многоритму письменного сложе24.09
значных чисел в презначных чисел с переходом че- ния и вычитания.
делах 1 000 000
рез разряд (с записью примера в Записывают примеры в
столбик).
столбик, выполняют сложеПроверка правильности сложе- ние и вычитание на калькуния многозначных чисел, путем ляторе. Решают простые
перестановки слагаемых.
арифметические в 1 - 2 дейРешение арифметических задач ствия
Письменное сложение
1
Отработка письменных приѐРешают примеры по алгои вычитание многомов сложения и вычитания чи- ритму письменного сложе29.09 сел в пределах 1 000 000 (с зазначных чисел в прения и вычитания.
делах 1 000 000
писью примера в столбик).
Решают арифметические в 1
Проверка правильности вычис- действие
лений сложения и вычитания,
обратным действием.
Решение арифметических задач
1
Выполняют сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора.
Решают примеры письменно (с
записью примера в столбик).
Проверяют правильность вычислений на калькуляторе.
Решают арифметические задачи
в 1-2 действия
Решают примеры по алгоритму
письменного сложения и вычитания.
Записывают примеры в столбик, выполняют письменное
сложение и вычитание.
Решают составные арифметические задачи в 2 – 3 действия
Решают примеры по алгоритму
письменного сложения и вычитания. Выполняют проверку
правильности вычислений.
Решают арифметические задачи
в 2 – 3 действия
20
14
Нахождение неизвестного слагаемого
15
Нахождение неизвестных компонентов
вычитаемого, уменьшаемого
16
17
Геометрический материал.
Углы
Самостоятельная работа
Закрепление приѐмов нахождения неизвестных компонентов
30.09 слагаемого. Закрепление решения примеров на основе связи
суммы и слагаемых, решение
простых и составных задач
1
1
1.10
1
6.10
1
7.10
Закрепление приѐмов нахождения неизвестных компонентов
уменьшаемого и вычитаемого.
Закрепление умения решать
простые и составные арифметические задачи на нахождение
неизвестных компонентов вычитаемого, уменьшаемого
Виды углов. Построение прямых, острых, тупых углов
Выполняют самостоятельную
работу
Называют неизвестные компоненты слагаемого с опорой на схему.
Записывают и решают уравнения, решают простые
арифметические задачи на
нахождение неизвестного
слагаемого с помощью учителя
Называют компоненты действий вычитания с опорой на
схему. Записывают и решают
уравнения, решают простые
арифметические задачи на
нахождение неизвестных
компонентов вычитаемого,
уменьшаемого с помощью
учителя
Называют и показывают виды углов.
Выполняют построение прямых, тупых и острых углов с
помощью транспортира с
помощью учителя
Записывают примеры в
строчку, выполняют сложение и вычитание на калькуляторе. Решают арифметические задачи в 1 – 2 действия
Воспроизводят в устной речи
правило нахождения неизвестного компонента слагаемого.
Решают уравнение, проводят
проверку. Решают простые
арифметические задачи на
нахождение неизвестного слагаемого
Воспроизводят в устной речи
правило нахождения неизвестного компонента вычитаемого.
Решают уравнение, проводят
проверку. Решают составные
арифметические задачи на
нахождение неизвестных компонентов вычитаемого, уменьшаемого
Называют виды углов. Выполняют построение прямых, тупых и острых углов с помощью
транспортира
Записывают примеры в строчку, выполняют письменное
сложение и вычитание.
Решают арифметические задачи
в 2 – 3 действия
21
18
19
20
21
22
23
Умножение и деление чисел на однозначное число – 25 часов
Устное умножение и
1
Ознакомление с устными приѐНазывают компоненты
деление на одномами умножения и деления на
умножения и деления по
8.10
значное число в преоднозначное число.
опорной схеме.
делах 1 000 000
Повторение компонентов при
Выполняют решение примеумножении и делении.
ров на умножение и деление
Решение простых арифметичес помощью калькулятора.
ских задач на прямое приведение Решают простые арифметик единице
ческие задачи
Устное умножение и
1
Закрепление правила умножения Называют компоненты
деление на однои деления чисел на однозначное
умножения и деления по
значное число в пре- 13.10 число в пределах 1 000 000.
опорной схеме.
делах 1 000 000
Решение арифметических задач
Выполняют решение примена обратное приведение к едини- ров на умножение и деление
це
с помощью калькулятора.
Решают простые арифметические задачи
Письменное умно2
Знакомство с письменным
Выполняют решение примежение трѐхзначных и
умножением трехзначных и черов на умножение трѐхзначчетырѐхзначных чи- 14тырехзначных чисел на одноных и четырѐхзначных чисел на однозначное
15.10 значное приемами устных высел на однозначное число (с
число
числений (с записью примера в
записью примеров в столстолбик).
бик) с помощью калькуляРешение арифметических задач
тора.
разными способами
Решают арифметические
задачи 1 способ (решение в
3 действия)
Письменное умно2
Закрепление приема умножения
Выполняют решение примежение пятизначных
трехзначных и четырехзначных
ров на умножение пятизнач20и шестизначных чичисел на однозначное приемами ных и шестизначных чисел
21.10 устных вычислений (с записью
сел на однозначное
на однозначное число (с зачисло
примера в столбик).
писью примеров в столбик)
Называют компоненты умножения и деления.
Выполняют решение примеров
на умножение и деление. Решают простые арифметические
задачи
Называют компоненты умножения и деления. Выполняют
решение примеров на умножение и деление. Решают составные арифметические задачи
Выполняют решение примеров
на умножение трѐхзначных и
четырѐхзначных чисел на однозначное число (с записью
примеров в столбик). Решают
арифметические задачи 2 способ
(решение в 4 действия)
Выполняют решение примеров
на умножение пятизначных и
шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик).
22
Решение арифметических задач
24
25
26
27
28
Письменное умножение неполных
многозначных чисел
на однозначное число
2 четверть
Запланировано - 26ч
По факту - 25ч
(4 ноября - выходной)
Письменное деление
четырѐхзначных чисел на однозначное
число
Письменное деление
пятизначных и шестизначных чисел на
однозначное число
1
22.10
Знакомство с письменным
умножением трехзначных и четырехзначных чисел на однозначное приемами устных вычислений (с записью примера в
столбик).
Решение арифметических задач
Знакомство с письменным делением четырѐхзначных чисел на
5.11,8 однозначное число в пределах
.11
1 000 000 (с записью примера в
столбик).
Решение арифметических задач
характеризующую процессы работы (производительность труда,
время, объѐм всей работы)
2
Знакомство с письменным делением пятизначных и шестизнач10.11, ных чисел на однозначное число
11.11 в пределах 1 000 000 (с записью
примера в столбик).
Решение арифметических задач с
вопросами: «На сколько больше
2
с помощью калькулятора.
Решают арифметические
задачи 1 – 2 действия
Выполняют решение примеров на умножение пятизначных и шестизначных чисел
на однозначное число (с записью примеров в столбик)
с помощью калькулятора.
Решают арифметические
задачи 1 – 2 действия
Решают арифметические в 2 -3
действия
Выполняют решение примеров на деление четырѐхзначных чисел на однозначное число (с записью примеров в строчку) с помощью
калькулятора.
Решают арифметические
задачи по содержанию 1
действие
Называют компоненты при
умножении и делении, с
опорой на схему.
Выполняют решение примеров на деление пятизначных
и шестизначных чисел на
однозначное число (с запи-
Называют компоненты при
умножении и делении.
Выполняют решение примеров
на умножение и деление (с записью примеров в столбик).
Решают арифметические задачи по содержанию в 2 действия
Выполняют решение примеров
на умножение пятизначных и
шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик).
Решают арифметические в 2 -3
действия
Называют компоненты при
умножении и делении.
Выполняют решение примеров
на деление пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик).
23
(меньше)…?»
29
Арифметические
действия с числами
(сложение, вычитание, умножение, деление)
30
31
Письменное деление
пятизначных и шестизначных чисел на
однозначное число
32
33
Деление с остатком
пятизначных и шестизначных чисел в
пределах 1 000 000
сью примеров в столбик) с
помощью калькулятора.
Решают арифметические
задачи с вопросами: «На
сколько больше…?»
1
Закрепление умения решения
Записывают числовые высложных примеров в 3 – 4 ариф- ражения.
12.11 метических действия (сложение, Решают примеры на (сложевычитание, умножение, деление). ние, вычитание, умножение,
Решение арифметических задач
деление) в 3 действия.
на нахождение части от числа
Решают арифметические
задачи на нахождение части
от числа в 1 действие
2
Закрепление умения решать
Выполняют решение примепримеры на деление пятизначров на деление пятизначных
17ных и шестизначных чисел на
и шестизначных чисел на
18.11 однозначное число в пределах
однозначное число (с запи1 000 000 (с записью примера в
сью примеров в столбик) с
столбик).
помощью калькулятора. СоРешение составных задач по
ставляют задачи по краткой
краткой записи
записи в 2 действия с помощью учителя
2
Закрепление правила деления с
Выполняют решение примеостатком.
ров на деление с остатком в
19.11, Закрепление умения решать
пределах
24.11 примеры на деления с остатком
1 000 000.
пятизначных и шестизначных
Решают арифметические
чисел (с записью примеров в
задачи на равные части с
столбик) и выполнение с послеостатком с помощью учитедующей проверкой.
ля
Решение арифметических задач
на равные части с остатком
Решают арифметические задачи с вопросами: «На сколько
больше (меньше)…?»
Записывают числовые выражения.
Решают примеры на (сложение, вычитание, умножение,
деление) в 3 - 4 действия.
Решают арифметические задачи на нахождение части от
числа в 2 действия
Называют компоненты при
умножении и делении. Выполняют решение примеров на деление пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число (с записью примеров в столбик).
Составляют задачи по краткой
записи в 3 – 4 действия
Выполняют решение примеров
на деление с остатком в пределах
1 000 000 с последующей проверкой.
Решают арифметические задачи на равные части с остатком
24
34
Геометрический ма1
териал.
Положение прямых в 25.11
пространстве
35
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление
многозначных чисел на однозначное
число»
Работа над ошибками.
Умножение многозначных чисел на
10,100,1000
36
37
38
Деление многозначных чисел на
10,100,1000
Взаимное положение прямых на
плоскости: параллельные, перпендикулярные.
Построение параллельных прямых. Построение перпендикулярных прямых, отрезков.
Точка пересечения.
Положение прямых в пространстве: горизонтальное, вертикальное, наклонное
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Умножение и деление многозначных чисел на однозначное
число»
Выполняют построение параллельных прямых, перпендикулярных прямых, отрезков с помощью чертѐжного
угольника, используя образец
Выполняют задания контрольной работы (с помо26.11
щью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя
1
Выполнение работы над ошибВыполняют работу над
ками.
ошибками, корректируют
1.12
Закрепление правила умножесвою деятельность с учетом
ния многозначных чисел на
выставленных недочетов.
10,100, 1000. Выполнение
Решают примеры на умноумножения чисел в пределах
жение многозначных чисел
1 000 000 на 10,100, 1000. Рена 10, 100, 1000 с опорой на
шение арифметических задач на образец.
нахождение расстояния, скоро- Решают арифметические засти.
дачи на нахождение расстояния, скорости в 2 действия
2
Закрепление правила деления
Решают примеры на деление
многозначных чисел на 10,100,
многозначных чисел на 10,
2.12,3 1000. Выполнение деления чи100, 1000 с опорой на обра.12
сел в пределах 1 000 000 на
зец.
10,100, 1000.
Решают арифметические за1
Выполняют построение параллельных прямых, перпендикулярных прямых, отрезков с помощью чертѐжного угольника
Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию
Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов.
Решают примеры на умножение
многозначных чисел на 10, 100,
1000. Решают арифметические
задачи на нахождение расстояния, скорости в 2 - 3 действия
Решают примеры на умножение
многозначных чисел на 10, 100,
1000. Решают арифметические
задачи на нахождение в 2 – 3
действия
25
39
40
41
42
43
Решение арифметических задач дачи на нахождение произна нахождение произведения
ведения 2 действия
Деление с остатком
2
Закрепление алгоритма деления Решают примеры на деление Решают примеры на деление с
на 10, 100, 1000
на 10,100, 1000.
с остатком. Решают простые остатком. Решают простые
8.12,9 Выполнение деления на 10,100, арифметические задачи на
арифметические задачи на рав.12
1000 с остатком.
равные части с остатком с
ные части с остатком
Решение простых арифметичепомощью учителя
ских задач на равные части с
остатком
Геометрический ма1
Построение окружности с заПоказывают предметы круг- Называют предметы круглой
териал.
данным радиусом.
лой формы по учебнику.
формы. Выполняют построение
Окружность, круг.
10.12 Линии в круге: радиус, диаметр, Выполняют построение
окружности с заданным радиуЛинии в круге
хорда. Взаимное положение
окружности с заданным расом. Строят линии в круге
окружности, круга и точки
диусом с помощью учителя
Арифметические действия с чисел, полученными при измерении – 45 часов
Преобразование чи1
Закрепление мер измерения
Называют, читают числа,
Называют, читают числа, полусел, полученных при
(длины, массы, стоимости, вре- полученные при измерении
ченные при измерении. Преоб15.12 мени).
измерении
по опорной таблице. Преоб- разовывают числа, полученные
Запись чисел, полученных при
разовывают числа, получен- при измерении.
измерении двумя мерами, с
ные при измерении.
Переводят более крупные меры
полным набором знаков в мелПереводят более крупные
в мелкие и более мелкие в мелких мерах (5 м 04 см).
меры в мелкие и более мелкие
Выражение чисел, полученных
кие в мелкие
при измерении величин, в более
мелких (крупных) мерах
Устное сложение чи1
Закрепление соотношения мер, Называют, читают числа,
Называют, читают числа, полусел, полученных при
полученных при измерении полученные при измерении
ченные при измерении. Скла16.12
измерении двумя медлины, массы, стоимости.
по опорной таблице.
дывают числа, полученные при
рами
Сложение чисел, полученных
Складывают числа, получен- измерении.
при измерении двумя мерами,
ные при измерении.
Решают составные арифметиприѐмами устных вычислений
Решают простые арифметические задачи с мерами изме(с записью примера в строчку).
ческие задачи с мерами изрения в 1- 2 действия
26
44
45
46
Письменное сложение чисел, полученных при измерении
двумя мерами
Письменное вычитание чисел, полученных при измерении без преобразования суммы
Письменное вычитание чисел, полученных при измерении без преобразования суммы
1
17.12
1
22.12
1
23.12
Решение простых и составных
арифметических задач с мерами
измерения (массы, длины)
Закрепление соотношения мер,
полученных при измерении
длины, массы, стоимости.
Закрепление алгоритма сложения чисел, полученных при измерении двумя мерами, приѐмами письменных вычислений
(с записью примера в столбик).
Составление и решение простых арифметических задач с
мерами измерения по схематичному рисунку
Закрепление соотношения мер,
полученных при измерении
длины, массы, стоимости.
Закрепление алгоритма вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами, приѐмами письменных вычислений
(с записью примера в столбик)
без преобразования суммы. Решение простых арифметических
задач с вопросами: «На сколько
длиннее (короче)…?»
Закрепление соотношения мер,
полученных при измерении
длины, массы, стоимости.
Закрепление приѐмов вычитания чисел, полученных при из-
мерения в 1- 2 действия
Называют, читают числа,
полученные при измерении
по опорной таблице.
Выполняют сложение чисел,
полученные при измерении.
Решают простые арифметические задачи с мерами измерения в 1 - 2 действия по
схематичному рисунку с помощью учителя
Называют, читают числа, полученные при измерении. Выполняют сложение чисел, полученные при измерении.
Составляют и решают простые
арифметические задачи с мерами измерения в 2 -3 действия
по схематичному рисунку
Называют, читают числа,
полученные при измерении
по опорной таблице.
Выполняют вычитание чисел, полученные при измерении (с записью примера в
столбик). Решают простые
арифметические задачи в 1 –
2 действия с помощью учителя
Называют, читают числа, полученные при измерении. Выполняют вычитание чисел, полученные при измерении (с записью примера в столбик). Решают простые арифметические
задачи в 1 – 2 действия
Называют, читают числа,
полученные при измерении
по опорной таблице.
Выполняют вычитание чисел, полученные при измере-
Называют, читают числа, полученные при измерении. Выполняют вычитание чисел, полученные при измерении.
Решают простые арифметиче27
47
Геометрический ма1
териал.
Виды треугольников. 24.12
Построение треугольников
48
1
Самостоятельная
работа «Сложение и
29.12
вычитание чисел,
полученных при
измерении»
Умножение и деле1
ние чисел, получен30.12
ных при измерении
длины, массы, стоимости с преобразованием крупных мер
в мелкие на однозначное число приѐмами устных вычис-
49
мерении (с записью примера в
столбик) без преобразования
суммы.
Решение простых арифметических задач на нахождение целого числа
Построение треугольников с
помощью циркуля и линейки.
Виды треугольников по величине углов, по длине сторон.
Вычисление периметра треугольника. Построение высоты
треугольника
нии, решают простые арифметические задачи в 1 -2
действия с помощью учителя
ские задачи в 1-2 действия
Называют предметы треугольной формы.
Называют стороны треугольника (боковые стороны,
основание) с опорой на образец.
Выполняют построение с
помощью чертѐжного угольника
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении»
Выполняют задания самостоятельной работы.
Понимают инструкцию к
учебному заданию. Принимают помощь учителя
Используют таблицу соотношения меры измерения
(длины, массы, стоимости,
времени).
Решают примеры приемами
устных вычислений с преобразованием крупных мер в
мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100
кг, 1 м=100 см)
Называют стороны треугольника (боковые стороны, основание).
Выполняют построение треугольника с помощью чертежных инструментов (линейка,
циркуль).
Измеряют стороны треугольника.
Распознают треугольники по
величине углов, по длине сторон
Выполняют задания самостоятельной работы.
Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя
Называют меры измерения
длины, массы, стоимости и их
соотношение. Преобразовывают числа, полученные при измерении.
Решают примеры приемами
устных вычислений с преобразованием крупных мер (1
р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100
Закрепление соотношения мер,
полученных при измерении одной мерой длины, массы, стоимости.
Решение примеров приемами
устных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие
(1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1
м=100 см)
28
лений
см)
3 четверть
Запланировано - 33ч
По факту - 31ч
(23 февраля и 9 марта, выходной)
50
1
Умножение и деление чисел, полученных при измерении
длины, массы, стоимости с преобразованием крупных мер
в мелкие на однозначное число приемами письменных
вычислений
52
53
Умножение и деление чисел, полученных при измерении
длины, массы, стоимости с преобразованием крупных мер
в мелкие на однозначное число приемами письменных
вычислений
Закрепление соотношения мер,
полученных при измерении
12.01, двумя мерами длины, массы,
13.01 стоимости. Решение примеров
приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1
ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решение
простых и составных арифметических задач на прямое и обратное приведение к единице с
мерами измерения
2
Закрепление соотношения мер,
полученных при измерении
14.01, двумя мерами длины, массы,
19.01 стоимости. Решение примеров
приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1
ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решение
простых и составных арифметических задач с мерами измерения
2
Называют меры измерения
длины, массы, стоимости по
таблице соотношения мер
измерения (длины, массы,
стоимости, времени).
Решают примеры приемами
письменных вычислений с
преобразованием крупных
мер в мелкие (1 р.=100 к., 1
ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают простые арифметические задачи
Называют меры измерения
длины, массы, стоимости по
таблице соотношения мер
измерения (длины, массы,
стоимости, времени).
Решают примеры приемами
письменных вычислений с
преобразованием крупных
мер в мелкие (1 р.=100 к., 1
ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают простые арифметические задачи
Называют меры измерения
длины, массы, стоимости и их
соотношение. Преобразовывают числа, полученные при измерении.
Решают примеры приемами
письменных вычислений с преобразованием крупных мер (1
р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100
см).
Решают составные арифметические задачи
Называют меры измерения
длины, массы, стоимости и их
соотношение. Преобразовывают числа, полученные при измерении.
Решают примеры приемами
письменных вычислений с преобразованием крупных мер (1
р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100
см).
Решают составные арифметические задачи
29
54
55
Умножение и деление чисел, полученных при измерении
длины, массы, стоимости с преобразованием крупных мер
в мелкие на однозначное число приемами письменных
вычислений
Закрепление соотношения мер,
полученных при измерении
20.01, двумя мерами длины, массы,
21.01 стоимости. Решение примеров
приемами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1
ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решение
составных арифметических задач разными действиями по
схематичному рисунку
56
57
58
Умножение и деление чисел, полученных при измерении
на 10,100,1000
Закрепление правила умножения на 10,100,1000.
26.01, Решение примеров на умноже27.01, ние и деление чисел, получен28.01 ных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы,
на 10, 100, 1000 с преобразованием крупных мер в мелкие (1
р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100
см). Решение простых и составных арифметических задач на
прямое приведение к единице с
мерами измерения
59
Геометрический материал.
Прямоугольник
(квадрат)
2
3
1
2.02
Построение прямоугольника
(квадрата). Высота прямоугольника (квадрата). Вычисление
периметра прямоугольника
(квадрата)
Называют меры измерения
длины, массы, стоимости по
таблице соотношения мер
измерения (длины, массы,
стоимости, времени).
Решают примеры приемами
письменных вычислений с
преобразованием крупных
мер в мелкие (1 р.=100 к., 1
ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают составные арифметические задачи в 1-2 действия
Называют меры измерения
длины, массы, стоимости по
таблице соотношения мер
измерения (длины, массы,
стоимости, времени).
Преобразовывают числа, полученные при измерении по
образцу в учебнике. Решают
примеры на умножение на
10,100,1000 (с записью примеров в строчку), с преобразованием крупных мер в
мелкие (1 р.=100 к., 1 ц= 100
кг, 1 м=100 см). Решают простые арифметические задачи
Называют стороны прямоугольника (квадрата) с помощью букв.
Выполняют построение прямоугольника (квадрата) по
Называют меры измерения
длины, массы, стоимости и их
соотношение. Преобразовывают числа, полученные при измерении.
Решают примеры приемами
письменных вычислений с преобразованием крупных мер (1
р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100
см).
Решают составные арифметические задачи в 2- 3 действия
Преобразовывают числа, полученные при измерении.
Решают примеры на умножение
на 10,100,1000 (с записью примеров в строчку) с преобразованием крупных мер в мелкие
(1 р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1
м=100 см).
Решают составные арифметические задачи
Называют элементы, свойства и
стороны прямоугольника
(квадрата).
Выполняют построение прямоугольника (квадрата) по задан30
60
61
62
63
1
Контрольная работа по теме «Все
действия с числами, 3.02
полученными при
измерении»
Работа над ошибка1
ми.
4.02
Умножение и деление чисел, полученных при измерении
длины, массы, стоимости с преобразованием крупных мер
в мелкие на однозначное число приемами письменных
вычислений
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Все действия с числами, полученными при измерении»
Умножение и деление неполных трѐхзначных и четырѐхзначных чисел на
круглые десятки
Знакомство
с
алгоритмом
умножения и деления неполных
трѐхзначных и четырѐхзначных
чисел на круглые десятки приемами устных вычислений. Решение арифметических задач на
зависимость между скоростью,
2
9.02,
10.02
Выполнение работы над ошибками.
Закрепление соотношения мер,
полученных при измерении
двумя мерами длины, массы,
стоимости. Решение примеров
приѐмами письменных вычислений с преобразованием крупных мер в мелкие (1 р.=100 к., 1
ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решение
составных арифметических задач разными действиями по
схематичному рисунку
заданным размерам. Проводят высоту, находят периметр прямоугольника (квадрата)
Выполняют задания контрольной работы. Понимают
инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь
учителя
Выполняют работу над
ошибками, корректируют
свою деятельность с учетом
выставленных недочетов.
Называют меры измерения
длины, массы, стоимости по
таблице соотношения мер
измерения (длины, массы,
стоимости, времени).
Решают примеры приемами
письменных вычислений с
преобразованием крупных
мер в мелкие (1 р.=100 к., 1
ц= 100 кг, 1 м=100 см). Решают составные арифметические задачи в 1-2 действия
Решают примеры на умножение и деление неполных
трѐхзначных и четырѐхзначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в
строчку).
Решают арифметические за-
ным размерам. Проводят высоту, находят периметр прямоугольника (квадрата)
Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию.
Принимают помощь учителя
Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов.
Называют меры измерения
длины, массы, стоимости и их
соотношение. Преобразовывают числа, полученные при измерении.
Решают примеры приемами
письменных вычислений с преобразованием крупных мер (1
р.=100 к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100
см).
Решают составные арифметические задачи в 2- 3 действия
Решают примеры на умножение
и деление неполных трѐхзначных и четырѐхзначных чисел на
круглые десятки (с записью
примеров в строчку).
Решают арифметические задачи
на зависимость между време31
64
65
Умножение и деление неполных четырѐхзначных и пятизначных чисел на
круглые десятки в
пределах 1 000 000
66
Деление неполных
пятизначных и шестизначных чисел на
круглые десятки в
пределах 1 000 000
67
Деление неполных
пятизначных и шестизначных чисел на
круглые десятки в
пределах 1 000 000
временем, расстоянием с вопросами: «На сколько больше
(меньше)…? «Во сколько раз
больше (меньше…?»
2
Отработка навыков умножения
и деления неполных четырѐх11.02, значных и пятизначных чисел
16.02 на круглые десятки приемами
письменных вычислений. Решение составных арифметических задач
1
17.02
1
18.02
дачи на зависимость между
скоростью с вопросами: «На
сколько больше (меньше)…?»
Решают примеры на умножение и деление неполных
трѐхзначных и четырѐхзначных чисел на круглые десятки (с записью примеров в
столбик) приемами письменных вычислений. Решают
арифметические задачи в 1-2
действия
Закрепление умножения и деле- Решают примеры на умнония неполных пятизначных и
жение и деление неполных
шестизначных чисел на круглые пятизначных и шестизначдесятки приемами письменных ных чисел на круглые десятвычислений.
ки (с записью примеров в
Решение составных арифметистолбик) приемами письменческих задач на нахождение ча- ных вычислений. Решают
сти от числа
арифметические задачи в 2
действия
Закрепление умножения непол- Решают примеры на умноных пятизначных и шестизнач- жение и деление неполных
ных чисел на круглые десятки
пятизначных и шестизначприемами письменных вычисных чисел на круглые десятлений.
ки (с записью примеров в
Решение составных арифметистолбик) приемами письменческих задач в 2 – 4действия
ных вычислений. Решают
арифметические задачи в 2
действия
нем, расстоянием с вопросами:
«Во сколько раз больше (меньше…?»
Решают примеры на умножение
и деление неполных трѐхзначных и четырѐхзначных чисел на
круглые десятки (с записью
примеров в столбик) приемами
письменных вычислений.
Решают арифметические задачи
в 2- 3 действия
Решают примеры на умножение
и деление неполных пятизначных и шестизначных чисел на
круглые десятки (с записью
примеров в столбик) приемами
письменных вычислений.
Решают арифметические задачи
в 2- 4 действия
Решают примеры на умножение
и деление неполных пятизначных и шестизначных чисел на
круглые десятки (с записью
примеров в столбик) приемами
письменных вычислений.
Решают арифметические задачи
в 2- 4 действия
32
68
69
70
71
Геометрический материал.
Параллелограмм.
Построение параллелограмма
Деление с остатком
на круглые десятки
Умножение и деление чисел, полученных при измерении,
на круглые десятки
Умножение и деление чисел, полученных при измерении,
на круглые десятки
1
24.02
1
25.02
1
2.03
1
3.03
Параллелограмм: узнавание,
называние. Выполнение построения параллелограмма с
помощью линейки и угольника
Закрепление приема деления с
остатком на круглые десятки в
пределах 1 000 000. Решение
простых и составных арифметических задач на деление с
остатком
Закрепление приѐма умножения
и деления чисел, полученных
при измерении стоимости, массы двумя мерами на круглые
десятки приѐмами письменных
вычислений с преобразованием
крупных мер в мелкие (1 р.=100
к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с
записью примера в столбик.
Решение составных арифметических задач с мерами измерения
Закрепление приѐма умножения
и деления чисел, полученных
при измерении стоимости, массы двумя мерами на круглые
десятки приѐмами письменных
вычислений с преобразованием
крупных мер в мелкие (1 р.=100
Показывают параллелограмм
по картинке.
Выполняют построение параллелограмма с помощью
линейки и угольника по образцу
Выполняют деление с остатком на круглые десятки в
пределах 1 000 000 (с записью примера в столбик). Решают простые арифметические задачи на деление с
остатком
Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на
круглые десятки, приѐмами
письменных вычислений с
преобразованием крупных
мер в мелкие (1 р.=100 к., 1
ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик.
Решают составные задачи в 1
-2 действия
Показывают и называют свойства параллелограмма. Выполняют построение параллелограмма с помощью линейки и
угольника
Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на
круглые десятки, приѐмами
письменных вычислений с
преобразованием крупных
мер в мелкие (1 р.=100 к., 1
Решают примеры на умножение
и деление чисел, полученных
при измерении на круглые десятки, приѐмами письменных
вычислений с преобразованием
крупных мер в мелкие (1 р.=100
к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с
Выполняют деление с остатком
на круглые десятки в пределах
1 000 000 (с записью примера в
столбик). Решают составные
арифметические задачи на деление с остатком
Решают примеры на умножение
и деление чисел, полученных
при измерении на круглые десятки, приѐмами письменных
вычислений с преобразованием
крупных мер в мелкие (1 р.=100
к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с
записью примера в столбик.
Решают составные задачи в 2-3
действия
33
72
73
74
75
Контрольная работа по теме «Умножение и деление
многозначных чисел на двузначное
число»
Работа над ошибками.
Геометрический материал.
Элементы параллелограмма
Умножение двузначных и трѐхзначных
чисел на двузначное
число
Умножение четырѐхзначных и пятизначных чисел на дву-
1
4.03
1
10.03
1
11.03
1
16.03
к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с
записью примера в столбик.
Решение составных арифметических задач с мерами измерения по содержанию и на равные
части
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Умножение и деление многозначных чисел на двузначное
число»
Выполнение работы над ошибками. Понимание элементов параллелограмма, их свойства.
Построение высоты в параллелограмме
Знакомство с алгоритмом
умножения двузначных и трѐхзначных чисел на двузначное
число.
Решение составных арифметических задач на нахождение
остатка
Отработка алгоритма умножения четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное
ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик.
Решают составные задачи на
равные части
записью примера в столбик.
Решают составные задачи по
содержанию, дополняют вопрос
к задаче
Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя
Выполняют построение параллелограмма, по образцу,
проводят высоту
Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию.
Принимают помощь учителя
Называют компоненты при
умножении по опорной схеме. Выполняют примеры на
умножение двузначных и
трѐхзначных чисел на двузначное число (с записью
примера в столбик) по образцу в учебнике.
Решают составные арифметические задачи 1- 2 действия с помощью учителя
Решают примеры на умножение четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузнач-
Называют компоненты при
умножении. Выполняют примеры на умножение двузначных и трѐхзначных чисел на
двузначное число (с записью
примера в столбик) по образцу
в учебнике.
Решают составные арифметические задачи 1- 2 действия
Дают определение параллелограмма, называют основные его
элементы и их свойства.
Выполняют построение параллелограмма, проводят высоту
Решают примеры на умножение
четырѐхзначных и пятизначных
чисел на двузначное число (с
34
значное число в пределах 1 000 000
76
77
78
79
Умножение четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000
Геометрический материал.
Ромб
Деление двузначных
и трѐхзначных чисел
на двузначное число
с остатком
Деление четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное число в пре-
1
17.03
1
18.03
1
23.03
1
24.03
число.
Решение составных арифметических задач с вопросами «На
сколько больше (меньше)…?»,
решение составных арифметических задач с дополнением
числовых данных
Закрепление алгоритма умножения четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное
число.
Решение составных арифметических задач по краткой записи
с дополнением числовых данных
Параллелограмм (ромб).
Обобщение понятия элементов
ромба, и его свойства
Ознакомление с алгоритмом
деления двузначных и трѐхзначных чисел на двузначное
число с остатком.
Решение составных арифметических задач с остатком
Отработка навыков решения
примеров на деление четырѐхзначных и пятизначных чисел
на двузначное число.
ное число (с записью примера в столбик).
Решают составные арифметические задачи с вопросами
«На сколько больше (меньше)…?»
записью примера в столбик).
Решают составные арифметические задачи с дополнением
числовых данных
Решают примеры на умножение четырѐхзначных и пятизначных чисел на двузначное число (с записью примера в столбик).
Решают составные арифметические задачи по краткой
записи с дополнением числовых данных с помощью
учителя
Называют элементы и основные свойства ромба с
опорой на образец.
Выполняют построение ромба с помощью учителя
Выполняют примеры на деление (с записью примера в
столбик) по образцу в учебнике. Решают составные
арифметические задачи с
помощью учителя
Решают примеры на деление
(с записью примера в строчку) на калькуляторе. Решают
составные арифметические
Решают примеры на умножение
четырѐхзначных и пятизначных
чисел на двузначное число (с
записью примера в столбик).
Решают составные арифметические задачи с дополнением
числовых данных
Дают определение ромба,
называют его элементы и основные свойства.
Выполняют построение ромба
Называют компоненты при делении по наглядной таблице.
Выполняют примеры на деление (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи
Решают примеры на деление (с
записью примера в столбик).
Решают составные арифметические задачи в 2 -3 действия
35
делах 1 000 000
80
Деление пятизначных и шестизначных
чисел на двузначное
число в пределах
1 000 000
1
25.03
Решение составных арифметических задач с вопросами «На
сколько больше (меньше)…?»
Отработка навыков решения
примеров на деление пятизначных и шестизначных чисел на
двузначное число.
Решение составных арифметических задач с вопросами «На
сколько больше (меньше)…?»
задачи в 1 -2 действия
Решают примеры на деление
с остатком, решают задачи
практического содержания, с
помощью учителя
Решают примеры на деление с
остатком, решают задачи практического содержания
Закрепление навыков решения
примеров на деление пятизначных и шестизначных чисел на
двузначное число.
Решение составных арифметических задач по таблице с вопросами:
«Сколько…?»; «На сколько
больше …?»; «На сколько
меньше …?»
Закрепление видов фигур –
многоугольников.
Выполнение построения многоугольников
Выполняют решение примеров на деление (с записью
примера в строчку) на калькуляторе.
Решают составные арифметические задачи по таблице с
вопросами:
«Сколько…?» с помощью
учителя
Выполняют примеры на деление (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи с вопросами:
«На сколько больше …?»; «На
сколько меньше …?»
Называют различные виды
многоугольников с опорой
на образец. Выполняют построение
геометрических
фигур, находят их периметр
по инструкции учителя
Выполняют примеры на деление (с записью примера в
столбик) по образцу в учебнике. Решают составные
Называют элементы многоугольников. Выполняют построение геометрических фигур, находят их периметр
4 четверть
81
82
83
Деление пятизначных и шестизначных
чисел на двузначное
число в пределах
1 000 000
Геометрический материал.
Многоугольники
Деление с остатком
трехзначных, четырехзначных, пятизначных чисел на
1
6.04
1
7.04
1
8.04
Закрепление приѐма деления с
остатком трехзначных, четырехзначных, пятизначных чисел
на двузначное число. Решение
Выполняют примеры на деление (с записью примера в столбик). Решают составные арифметические задачи
36
двузначное число.
84
85
86
Умножение и деление чисел, полученных при измерении
стоимости, длины,
массы двумя мерами
на двузначное число
Умножение и деление чисел, полученных при измерении
стоимости, длины,
массы двумя мерами
на двузначное число
Контрольная работа по теме «Умножение и деление
1
13.04
1
14.04
1
15.04
составных арифметических задач с остатком
Закрепление приѐма умножения
и деления чисел, полученных
при измерении стоимости, массы двумя мерами на двузначное
число приѐмами письменных
вычислений с преобразованием
крупных мер в мелкие (1 р.=100
к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с
записью примера в столбик.
Решение составных арифметических задач с мерами измерения по содержанию и на равные
части
Закрепление приѐма умножения
и деления чисел, полученных
при измерении стоимости, массы двумя мерами на двузначное
число приѐмами письменных
вычислений с преобразованием
крупных мер в мелкие (1 р.=100
к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с
записью примера в столбик.
Решение составных арифметических задач с мерами измерения с вопросами: «Сколько…?»
и на прямое приведение к единице
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Умножение и деление много-
арифметические задачи с
помощью учителя
Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на
двузначное число, приѐмами
письменных вычислений с
преобразованием крупных
мер в мелкие (1 р.=100 к., 1
ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик.
Решают составные задачи на
равные части с помощью
учителя
Решают примеры на умножение
и деление чисел, полученных
при измерении на двузначное
число, приѐмами письменных
вычислений с преобразованием
крупных мер в мелкие (1 р.=100
к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с
записью примера в столбик.
Решают составные задачи на
равные части
Решают примеры на умножение и деление чисел, полученных при измерении на
двузначное число, приѐмами
письменных вычислений с
преобразованием крупных
мер в мелкие (1 р.=100 к., 1
ц= 100 кг, 1 м=100 см) с записью примера в столбик.
Решают составные задачи с
вопросами: «Сколько…?»
Решают примеры на умножение
и деление чисел, полученных
при измерении на двузначное
число, приѐмами письменных
вычислений с преобразованием
крупных мер в мелкие (1 р.=100
к., 1 ц= 100 кг, 1 м=100 см) с
записью примера в столбик.
Решают составные задачи на
прямое приведение к единице
Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Пони-
Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию.
37
87
88
89
многозначных чисел на двузначное
число»
Работа над ошибками.
Геометрический материал.
Взаимное положение
фигур на плоскости
значных чисел на двузначное
число»
1
20.04
Обыкновенные дроби.
Сравнение обыкновенных дробей
21.04
Виды дробей. Преобразование дробей
1
1
22.04
мают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя
Выполнение работы над ошиб- Выполняют работу над
ками. Взаимное положение
ошибками, корректируют
геометрических фигур на плос- свою деятельность с учетом
кости: пересекаются, не пересе- выставленных недочетов.
каются, касаются, находятся
Выполняют построение по
внутри, вне.
заданным параметрам геоПостроение геометрических
метрических фигур по укафигур по указанному положезанному положению их взанию их взаимного расположеимного расположения на
ния на плоскости
плоскости, с помощью чертежного угольника, по образцу
Обыкновенные дроби – 9 часов
Закрепить знания об обыкноЧитают и записывают обыквенной дроби, числителе и зна- новенные дроби.
менателе дроби. Повторение
Называют числитель и знаспособов сравнения обыкноменатель дроби, с опорой на
венных дробей с одинаковыми
образец.
числителями и знаменателями
Сравнивают дроби с одинаковыми числителями и знаменателями
Нахождение обыкновенной
Читают, записывают обыкдроби от числа.
новенные дроби по образцу.
Запись чисел, полученных при
Сокращают числитель и
измерении, в виде обыкновензнаменатель. Решают соных дробей.
ставные арифметические заНахождение обыкновенной
дачи на нахождение части от
дроби от числа.
числа с помощью учителя
Решение составных арифмети-
Принимают помощь учителя
Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов.
Выполняют построение по заданным параметрам геометрических фигур по указанному
положению их взаимного расположения на плоскости, с помощью чертежного угольника
Читают и записывают обыкновенные дроби.
Называют числитель и знаменатель дроби. Сравнивают дроби с одинаковыми числителями
и знаменателями
Читают, записывают обыкновенные дроби. Сокращают числитель и знаменатель.
Решают составные арифметические задачи на нахождение
части от числа
38
90
91
92
93
94
Сложение и вычитание обыкновенных
дробей с одинаковыми знаменателями
Сложение и вычитание смешанных чисел
Приведение обыкновенных дробей к общему знаменателю
Сложение и вычитание обыкновенных
дробей с разными
знаменателями
Сложение и вычитание обыкновенных
дробей с разными
знаменателями
1
27.04
1
28.04
1
29.04
1
4.05
1
5.05
ческих задач на нахождение
части от числа
Закрепление правила сложения
и вычитания обыкновенных
дробей с одинаковыми знаменателями.
Решение составных арифметических задач с обыкновенными
дробями
Закрепление умения решать
примеры на сложение и вычитание смешанных чисел
(с преобразованием результата).
Решение арифметических задач
на сложение и вычитание смешанных чисел
Знакомство с правилом нахождения дополнительного множителя, с последующим приведением дроби к общему знаменателю.
Ознакомление с приѐмом сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями
Закрепление приѐма сложения
и вычитания обыкновенных
дробей с разными знаменателями
Выполняют сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Решают задачи с
обыкновенными дробями с
помощью учителя
Выполняют сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями.
Решают задачи с обыкновенными дробями
Выполняют решение примеров и задач на сложение и
вычитание смешанных чисел, с помощью учителя
Выполняют решение примеров
и задач на сложение и вычитание смешанных чисел
Выполняют приведение
обыкновенных дробей к общему знаменателю, с помощью учителя
Выполняют приведение обыкновенных дробей к общему
знаменателю
Приводят дроби к общему
знаменателю, находят общий
множитель. Складывают
обыкновенные дроби с помощью учителя
Приводят дроби к общему
знаменателю, находят общий
множитель. Складывают
обыкновенные дроби с помощью учителя
Приводят дроби к общему знаменателю находят общий множитель. Складывают обыкновенные дроби
Приводят дроби к общему знаменателю, находят общий множитель. Складывают обыкновенные дроби
39
95
96
97
98
99
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание
обыкновенных дробей»
Работа над ошибками. Геометрический
материал.
Симметрия.
Ось симметрии
Десятичные дроби.
Получение, запись и
чтение десятичных
дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей
1
6.05
1
12.05
1
13.05
1
18.05
1
19.05
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
Выполнение работы над ошибками. Симметричные предметы, геометрические фигуры.
Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси симметрии.
Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя
Выполняют работу над
ошибками, корректируют
свою деятельность с учетом
выставленных недочетов.
Называют окружающие
симметричные фигуры. Выполняют построение симметричных фигур по образцу
Десятичные дроби – 6 часов
Формирование понятия «ДесяЧитают, записывают десятичная дробь».
тичные дроби
Знакомство с правилом записи
десятичных дробей, чтение, запись десятичных дробей
Отработка навыков сложения и Выполняют сложение и вывычитания десятичных дробей. читание десятичных дробей.
Решение составных арифметиРешают арифметические заческих задач на нахождение
дачи в 1 – 2 действия
десятичной дроби от числа
Закрепление умения сложения
Выполняют сложение и выи вычитания десятичных дрочитание десятичных дробей.
бей.
Решают арифметические заРешение составные арифметидачи в 1 – 2 действия
ческих задач
Выполняют задания контрольной работы. Понимают инструкцию к учебному заданию.
Принимают помощь учителя
Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов.
Называют окружающие симметричные фигуры.
Выполняют построение симметричных фигур, симметричные данной относительно оси
симметрии
Читают, записывают десятичные дроби
Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Решают арифметические задачи 2
действия
Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Решают арифметические задачи в
2 – 3 действия
40
100
101
102
Итоговая контрольная работа по
теме: «Все действия
с целыми и дробными числами»
Работа над ошибками. Нахождение десятичной дроби от
числа
Геометрический материал.
Центр симметрии
1
20.05
1
25.05
1
26.05
Оценивание и проверка уровня
знаний обучающихся по теме:
«Все действия с целыми и
дробными числами»
Выполнение работы над ошибками. Знакомство с правилом
на нахождение десятичной дроби от числа.
Решение арифметических задач
Симметричные предметы, геометрические фигуры.
Предметы, геометрические фигуры, симметрично расположенные относительно оси симметрии.
Центр симметрии.
Построение точки, симметричной данной относительно оси,
центра симметрии
Выполняют задания контрольной работы (с помощью калькулятора). Понимают инструкцию к учебному заданию. Принимают помощь учителя
Выполняют работу над
ошибками, корректируют
свою деятельность с учетом
выставленных недочетов.
Читают правило в учебнике
нахождения десятичной дроби от числа.
Находят десятичную дробь
от числа, с опорой на образец.
Решают задачи в 1 действие
Называют окружающие
симметричные фигуры.
Выполняют построение точки, симметричной данной
относительно оси, центра
симметрии
Выполняют задания контрольной. Понимают инструкцию к
учебному заданию. Принимают
помощь учителя
Выполняют работу над ошибками, корректируют свою деятельность с учетом выставленных недочетов.
Читают правило нахождения
десятичной дроби от числа.
Находят десятичную дробь от
числа.
Решают задачи в 2 действия
Называют окружающие симметричные фигуры.
Выполняют построение точки,
симметричной данной относительно оси, центра симметрии
41