Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» 2б класс, на 2025-2026 учебный год

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
2б класс

Выполнила:
учитель начальных классов
Г.Д. Тимербулатова

Астрахань, 2025

Пояснительная записка
Программа «Подвижные игры» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным,
предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как
обеспечивает у обучающихся развитие интеллектуальных общеучебных умений,
необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Учебные нагрузки, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной
мотивации детей с ОВЗ приводят к тому, что школа для многих детей становится
источником стресса, и очень сложно детям быстро адаптироваться к непростым условиям
школьной жизни. Программа «Подвижные игры»
направленная на создание
комфортной среды, развитие познавательной деятельности, развитие связной речи,
расширение словарного запаса, формирование и сохранение психологического здоровья
обучающихся через игровую, изобразительную, трудовую, творческую деятельность, Дети
с ОВЗ внешне выглядят равнодушными, «безразличными» непробиваемыми». Их трудно
чем-либо увлечь, они не проявляют чрезмерной радости. Для таких детей самым
продуктивным методом коррекционной работы будет являться игра: ролевая, подвижная.
Проживая роль, ребѐнок учится преодолевать барьеры в общении, находить адекватное
телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Каждое занятие
включает короткие, разнообразные, доступные по содержанию игры и упражнения.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной
образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных
лозунгов новых стандартов является формирование компетентностей ребенка по
освоению новых знаний, умений, навыков, способностей . Новизна состоит в том, что
данная программа расширяет знания при помощи игровых приѐмов, интегрированной
образовательной деятельности. Применение такой формы помогает облегчить занятие,
создает для детей комфортную среду. Во время интегрированной деятельности
объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы игровой, спортивной и
изобразительной деятельности,
элементы развития речи устной ненавязчиво
переключаются с изобразительной на трудовую деятельность или наоборот. Благодаря
такой деятельности внимание детей 2 класса разных темпераментов удерживается на
максимуме.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы
поможет и позволит приблизить общее развитие учащихся на уровень, необходимый для
успешного изучения программного материала по изучаемым темам.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и
дифференцированный подход к обучающимся.
Программа составлена с учѐтом возрастных, психологических и индивидуальных
особенностей обучающихся таким образом, чтобы теоретические занятия чередовались с
практическими. Особое место занимают и комбинированные занятия.
Содержание данной программы обеспечивает преемственность с программным
материалом, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и
творческого уровня.

Цели программы:
 создавать условия и обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и
развития интеллектуальных способностей ребѐнка в различных видах
деятельности;
 формирование и сохранение психологического здоровья обучающихся через
создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу,
понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей установку преодоления.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Развитие мотивации к обучению и познанию;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях,
Способствовать расширению кругозора.
Реализация программы осуществляется в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной
деятельности,
в
совместной
педагогической
работе
общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Данная программ ориентирована на детей 7-8 лет, рассчитана на 34 часа занятий (1 час в
неделю)
Программа будет реализована в рамках внеурочной деятельности.
Принципы, лежащие в основе программы «Подвижные игры»:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении творческих работ
Планируемые результаты:
В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается
достижение обучающимися:
Регулятивные БУД:
1. овладевать навыками в общении со сверстниками и взрослыми;
2. извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного
текста,
3. учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
4. строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные БУД:
1. уметь описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя,
2. учиться рассуждать, строить высказывания с помощью учителя,
3. учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью учителя.
Коммуникативные БУД:
1. учиться работать в паре и в группе,
2. выполнять различные роли,

3. слушать и понимать речь других ребят,
4. осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с
этой позицией.
Формы организации занятий
Для успешной реализации используются индивидуальные, групповые и коллективные
занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т. д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный;
 репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
 частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
 исследовательский –творческая работа обучающихся совместно с учителем
Материал программы разделен по направлениям, которые осуществляются по четвертям.
Это связано с тем, что дети таким образом легче проходят период адаптации в школе,
запоминают и перерабатывают полученную информацию.
Формы и виды деятельности:
игровая;
познавательная;
изобразительная;
трудовая;
беседы о прочитанном;
сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов.
Программа «Подвижные игры» реализуется по следующим направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное)
направление внеурочной деятельности предполагает приобщение здорового образа
жизни. Формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к
собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья
обучающихся.
«Народные игры» - 8 часов
«Игры на развитие психических процессов» - 7 часов
«Подвижные игры» - 10 часов
Цели:



зарядить каждого ребѐнка положительными эмоциями, снять эмоциональное
напряжение, повысить уверенность в себе;
развивать наблюдательность, воображение, память, мышление, помочь
достичь взаимопонимания, сплочѐнности;

Задачи:
 развитие речи и творческих способностей;
 снижение уровня тревожности у детей;
 расслабление и снижение эмоционального напряжения;
 развитие качеств: дружелюбия и коммуникативности.
Новизна данного направления в том, что без особых усилий независимо от
проблемы развития того или иного ребѐнка, игра способствует объединению детей в
коллектив и благоприятствует установлении контактов, снимает эмоциональное
напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.,
создаѐт условия для личностного развития обучающегося, их мотивации к
познанию и творчеству, формирует уважение друг к другу, способствует
психокоррекции проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций,
создаѐт благоприятную атмосферу, душевную радость, эмоциональный комфорт.
Спортивно-оздоровительное направление будет реализовано в первой четверти.
Занятия (игры) Игры проводятся и в аудитории и вне удитории.
2.Общекультурное направление «Открой себя» - 9 часов
Данное направление является интегративной, акцент делается на изобразительное
искусство и этику. На занятиях по темам проводятся беседы ознакомительного характера
по культуре поведения, В процессе индивидуального или группового творчества дети
получают новые знания, познают социальные нормы и правила поведения, приобретают
социальный опыт.
Направление «Открой себя» носит инновационный характер, так как в системе работы
используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей:
кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев,
рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника посырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование
ладошками.
Цели: создание условий для расширения творческих возможностей обучающихся
средствами познавательной деятельности;
формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, совершенствование
их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности
Задачи:.
Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной
деятельности.
Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности,
расширять общий кругозор.
Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
Новизна данного направления «Открой себя»- интегрированный курс, создаѐт
благоприятную атмосферу, душевную радость, эмоциональный комфорт.

Календарно-тематическое планирование
№

Тема занятия

Содержание занятия

Колво
часов

Дата

1

02.09.2025

1

09.09.2025

1

16.09.2025

1

23.09.2025

1

30.09.2025

1

07.10.2025

Знакомство с правилами и
проведение игр «Выложи
сам», «Магазин ковров»,
«Волшебная палитра».
Упражнение «Ладонь –
кулак», игры «Ищи
безостановочно», «Заметь
всѐ», «Запомни порядок».

1

14.10.2025

1

21.10.2025

Игры «Повтори за мной»,
«Запомни движения»,
«Художник».
Игры «Волшебное яйцо»,
«Узнай, кто я?», «Возьми и
передай».
Игры «Ну-ка, отгадай»,
«Определим игрушку».
Игры «Баба Яга», «Три
характера».

1

11.11.2025

1

18.11.2025

1

25.11.2025

1

02.12.2025

1

09.12.2025

1

16.12.2025

Народные игры – 6 часов
1

Русская народная игра
«У медведя во бору»

2

Русская народная игра
«Водяной».

3

Русская народная игра
«Горелки».
Русская народная игра
«Мышеловка».
Русская народная игра
«Блуждающий мяч».
Русская народная игра
«Поясок»

4
5
6

Игровые правила.
Отработка игровых приѐмов.
Игра.
Игровые правила. Выбор и
ограничение игрового
пространства. Проведение
игры.
Правила игры. Проведение
игры.
Правила игры. Разучивание
игры. Проведение игры.
Правила игры. Проведение
игры.
Правила игры. Проведение
игры.

Игры на развитие психических процессов - 6 часов
7

Игры на развитие
восприятия.

8

Упражнения и игры на
внимание

9

Игры на развитие памяти.

10

Игры на развитие
воображения.

11

Игры на развитие
мышления и речи.
Игры на коррекцию
эмоциональной сферы
ребѐнка.

12

Подвижные игры – 14 часов
13
14

Игры на внимание «Класс,
смирно», «За флажками».
Игра с элементами ОРУ
«Море волнуется – раз»

Правила игры. Строевые
упражнения; перестроение.
Правила игры. Комплекс
утренней гигиенической

15

16

Игра с мячом «Охотники и
утки».

1

23.12.2025

1

30.12.2025

1

13.01.2026

1

20.01.2026

1

27.01.2026

Игры на внимание. Меткий
стрелок. Угадай-ка. Что
лишнее.
Народные игры – 2 часа
Разучивание народных
Вводное занятие
считалок, использование их
в игре.

1

03.02.2026

1

10.02.2026

Ирга «Волшебная лужайка». Игра.
Подвижная игра «Жмурки».
Игры на развитие психических процессов – 1 час
Игра - пантомима
Пантомима
«Зеркало». Игра «Пусто,
место», третий лишний».
Подвижные игры – 2 часа
Тест- сказка «Птенец».
Тест, игра, танец
Шуточный танец «Птичья
семейка».
У меня зазвонил телефон.
Игра
Ролевая игра.

1

17.02.2026

1

24.02.2026

1

03.03.2026

1

10.03.2026

1

17.03.2026

1

24.03.2026

1

07.04.2026

1

14.04.2026

Игра «Волк во рву»

18

Игры на свежем воздухе
«Два Деда Мороза», «Метко
в цель».
Игра «Белки, волки, лисы».

19

Игра «Прыгай через ров»

17

20

21

22

23

24

25

26
27
28

29

гимнастики.
Комплекс ОРУ с мячом.
строевые упражнения с
перестроением из колонны
по одному в колонну по два.
Игры с мячом: ловля,
бросок, передача.
Разучивание и проведение
игр. Метание снежков в
цель.
Правила игры. Проведение
игры.
Совершенствование
координации движений.
Правила игры.

«Открой себя» - 9 часов
Радуга настроения. ИграИгра
сюжет.
Музыкальный марафон.
Игры настроения.
Беседа: Традиции в семье.
Знакомство с народными
Праздник русской
промыслами. Роспись
матрѐшки. Знакомство с
матрѐшки.
хохломой.
Беседа: Порадовать близких Кляксография.
– как это просто!
Приѐм монотипии.
Просмотр мультфильма

30

31

32
33
34

«Птица счастья».
Сказочная птица.
Беседа «Моя семьярадость»
Рисунки на тему «Я и моя
семья»
Беседа: Дружим с добрыми
словами. Превращение слов
в весѐлых человечков.
Беседа: Мама- лучший друг.
Рисование портрета мамы.
Невиданный зверь
Игра «-Угадай-ка»
Беседа: «Когда у друзей лад,
каждый этому рад».
Лепка из теста человечков.

Рассказ детей о своих
семьях. Рисование воском.

1

21.04.2026

Кляксография.

1

28.04.2026

Рисование по мокрой
бумаге.
Кляксография

1

05.05.2026

1

12.05.2026

Тестопластика.

1

19.05.2026

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Программа «Подвижные игры» для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) усиливает вариативную составляющую общего
образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые
рассматриваются в рамках базовых предметов (чтения, окружающим миром,
изобразительным искусством, ручным трудом, физкультурой).
Следовательно, реализация данной программы предполагает:
 улучшение качества образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями;
 расширение возможностей для интеллектуального, творческого развития;
 повышение интереса обучающихся к изучению различных дисциплин;
 увеличение роста личностных достижений;
 умение вести рассказ при помощи учителя;
 творчески применять знания в новых условиях;
 работать в коллективе, группе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».