ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Основы жизненной грамоты»
2б класс
Выполнила:
учитель начальных классов
Г.Д. Тимербулатова
Астрахань, 2025
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы жизненной
грамоты» предназначена для учащихся 2 класса
c лѐгкой степенью
умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом
от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с
приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении
Федерального
государственного образовательного стандарта для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа ориентирована на учебник для 2 класса специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Окружающий
мир», автор С.В. Кудрина - М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
Цель программы: создание эффективных условий для формирования
комплекса социально – бытовых представлений и умений, обеспечивающих
адекватное возрасту и социальной ситуации понимание и взаимодействие с
объектами и явлениями окружающего мира, необходимых для
самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и подготовку к
дальнейшему обучению в рамках образовательных областей.
Задачи программы:
- формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира, к
учебным занятиям;
- формирование и закрепление социально – бытовых навыков в трудовой,
практической, индивидуальной и коллективной деятельности;
- формирование основ социальной ориентировки на основе расширения
круга социально – нравственных представлений об окружающем мире;
привитие
культурно
–
гигиенических
навыков,
навыков
самообслуживания и самостоятельное их использование в дальнейшей
жизни;
- учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами
домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт, накапливать
опыт самостоятельных действий в бытовых процессах;
развитие
и
коррекция
двигательной
моторики,
системы
профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к
здоровому образу жизни;
- воспитание ответственности, дисциплины, внимательного отношения к
себе и людям;
- формирование умений адекватно взаимодействовать с предметами и
явлениями природного и социального мира при решении учебно-бытовых
ситуаций;
- формирование умений в устной форме описывать объект или явление,
сообщать о событиях, обращаться за помощью, предлагать помощь;
- коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений
об объектах и явлениях природного и социального мира, а также
простейших взаимосвязей между ними.
В 2 классе внеурочная деятельность «Основы жизненной грамоты»
является пропедевтикой (подготовительный период) для дальнейшего
изучения учебного предмета во 3-4 классах.
II Общая характеристика внеурочной деятельности с учѐтом
особенностей еѐ освоения обучающимися.
Формирование социально – бытовых представлений и навыков
является одним из немногих видов деятельности, где учащиеся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достигает видимого успеха,
что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития.
Программа включает в себя формирование социально – бытовых
навыков, навыков общения и безопасного поведения, отработку навыков
самообслуживания как основу успешной адаптации в общество.
Особое внимание отведено учебно – практической деятельности,
направленной на формирование трудовых навыков. Вся работа на занятиях
носит
целенаправленный
характер
и
способствует
развитию
самостоятельности учащихся при выполнении заданий, предусмотренных
программой.
В программе учтены современные научные знания и требования жизни
общества; особенности познавательной, эмоционально волевой сфер и
учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Внеурочная деятельность «Основы жизненной грамоты» во 2 классе
представлена следующими разделами:
Я в школе (школа, друзья). Мои вещи. Моя семья. Моѐ поведение. Моѐ
окружение.
На занятиях «Азбука повседневной жизни» используются следующие
формы организации работы:
загадки,
проблемные ситуации, игры
(дидактические, сюжетно-ролевые), практические занятия, экскурсии,
прогулки, наблюдение, примеры из жизненных ситуаций, чтение отрывков
художественных произведений, материалы из средств массовой информации,
стихи, просмотр видеоматериалов, компьютерные технологии, что особенно
важно для приобретения необходимого практического опыта в общении.
Данная внеурочная деятельность имеет тесную связь с предметами
обязательной части учебного плана: чтение, речевая практика, мир природы
и человека; с внеурочной деятельностью «основы безопасности
жизнедеятельности».
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа
«Основы жизненной грамоты» входит во внеурочную
деятельность учебного плана ГКОУ АО «Школа-интернат №1» в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) и изучается на этапе начального обучения.
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком
ГКОУ АО «Школа-интернат №1» на 2025-2026 учебный год программа
рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
IV. Результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение учащимися 2 класса базовых
учебных действий:
1.Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его
природной и социальной частей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном
обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
2. Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель− класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
3. Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учѐтом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учѐтом выявленных
недочѐтов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
4.Познавательные учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства
хорошо знакомых предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать;
- читать;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, таблицу, предъявленных на
бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты
К концу первого класса учащиеся должны усвоить следующие
представления:
о школе, классе, учителе, учениках, одноклассниках;
о правилах общения ребѐнка со взрослыми и одноклассниками;
о личных вещах ребѐнка: личных гигиенических принадлежностях,
игрушках, учебных принадлежностях;
об школьной форме, обуви; еѐ назначении, хранении и правилах ухода
за ней;
о семье и еѐ членах: родителях, детях;
о правилах поведения в школе: в классе, на уроке и перемене; в
раздевалке, в коридоре, на лестницах, в столовой;
об обязанностях и правах дежурных;
о правилах поведения в гостях; за столом;
о здоровье и безопасном поведении в проблемных ситуациях (о
профилактике простудных заболеваний, правилах поведения на
школьной площадке; правилах поведения на экскурсии, о том, что
делать, если упал, ударился);
о названии и назначении учреждений окружающих ребѐнка (магазины,
краеведческий музей, станция юных натуралистов).
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень:
выполнять задания под контролем учителя, поднимать руку;
узнавать и называть изученные объекты; отвечать на вопросы учителя
по содержанию изученного;
обращаться к учителю за помощью в учебной и бытовой школьной
ситуации;
общаться со взрослыми и одноклассниками;
вести себя: в школе, в классе, на уроке, перемене, раздевалке, в
коридоре, на лестницах, в столовой, на улице, на школьной площадке;
во время экскурсии;
находить свой класс, столовую, спальню, туалетную комнату;
знакомиться с учителем, детьми; предлагать совместную игру и
отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться);
приводить в порядок игровой уголок в классе;
подготавливать учебные принадлежности к уроку, ориентироваться на
парте;
хранить, ухаживать за школьной формой, формой для занятия
физкультурой, обувью;
самостоятельно переодеваться на физкультуру;
мыть руки в соответствующих ситуациях;
самостоятельно одеваться на прогулку.
Минимальный уровень:
выполнять задания с помощью учителя, поднимать руку;
узнавать и называть изученные объекты;
обращаться к учителю за помощью в учебной и бытовой школьной
ситуации;
общаться со взрослыми и одноклассниками;
вести себя: в школе, в классе, на уроке, перемене, раздевалке, в
коридоре, на лестницах, в столовой, на улице, на школьной площадке;
во время экскурсии;
находить свой класс, столовую, спальню, туалетную комнату;
знакомиться с учителем, детьми;
приводить в порядок игровой уголок в классе;
подготавливать учебные принадлежности к уроку;
под контролем учителя ухаживать за школьной формой, формой для
занятия физкультурой, обувью;
с помощью учителя переодеваться на физкультуру;
мыть руки под контролем учителя в соответствующих ситуациях;
с помощью учителя одеваться на прогулку.
V. Содержание программы внеурочной деятельности
Раздел 1. Я в школе (школа, друзья).
Здравствуй, школа. Ознакомительная экскурсия. Игровые упражнения по
правилам поведения в школе. Знакомство детей с учителем и между
собой. Правила общения ребѐнка со взрослыми и одноклассниками.
Класс. Ознакомительная экскурсия. Игровые упражнения по правилам
поведения в классе. Урок. Формы устного ответа. Парная форма работы.
Обратная связь на уроке. Я - ученик. Правила поведения на уроке и
перемене. Я – дежурный. Обязанности и права дежурных. Урок –
практикум. Школьная библиотека. Назначение. Правила поведения в
школьной библиотеке. Ознакомительная экскурсия. Обобщающий урок
по разделу «Я в школе (школа, друзья).
Раздел 2. Мои вещи.
Личные вещи ребѐнка. Мыло, полотенце – личные гигиенические
принадлежности. Игрушки. Игрушки для мальчиков и девочек.
Приведение в порядок игрового уголка в классе. Учебные
принадлежности. Их узнавание. Назначение. Зачем людям нужна одежда.
Одежда для школы. Назначение, хранение, уход за одеждой. Форма для
занятий физкультурой. Назначение, хранение, уход за формой. Обувь для
улицы, дома, занятий физкультурой. Хранение, уход за обувью.
Практическое занятие. Обобщающий урок по разделу «Мои вещи».
Раздел 3. Моя семья.
Моя семья. Родители, дети. Наш дом, внешний вид, количество этажей,
свой этаж. Домашний адрес. Друзья. Их имена. Правила общения. Мы в
гостях. Я – именинник.
Раздел 4. Моѐ поведение.
Правила поведения в школе: в классе, в раздевалке. Правила поведения в
школе: в коридоре и на лестницах, в столовой. Если ты приглашѐн на день
рождения. Правила поведения в гостях. Если ты принимаешь гостей.
Правила поведения за столом. Охрана здоровья и безопасное поведение.
Профилактика простудных заболеваний.
Обобщающий урок
по
разделам: «Моя семья »,
« Моѐ поведение».
Раздел 5. Моѐ окружение.
Охрана здоровья и безопасное поведение. Мы идѐм на экскурсию.
Правила
поведения на экскурсии. Место, где ты живѐшь. Учебная
прогулка по населѐнному пункту. Магазины: «Продукты», «Игрушки».
Ознакомительная экскурсия. Ознакомительная экскурсия на станцию
юных натуралистов.
Ознакомительная экскурсия в краеведческий музей. Обобщающий урок
по разделам: « Моѐ поведение». «Моѐ окружение».
VI. Тематический план.
№ п /п
1.
2.
3.
4.
5.
Название раздела программы
Я в школе (школа, друзья).
Мои вещи.
Моя семья.
Моѐ поведение
Моѐ окружение.
Итого:
Кол-во час
8 часов
8 часов
4 часа
8 часов
6 часов
34 ч
VI. Календарно - тематическое планирование.
.
№
Тема
п/ п
1.
Здравствуй, школа!
Ознакомительная экскурсия.
Игровые упражнения по правилам
поведения в школе.
2.
Правила общения ребѐнка со
взрослыми и одноклассниками..
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Кол-во
час
1ч.
Дата
1ч.
12.09.2025
Участие в беседе;
1ч.
игра «Не нарушай правила поведения
в классе».
Познакомить с понятием
Участие в беседе;
1ч.
«урок», с формами работы на практическая работа (в парах).
уроке.
Познакомить с правилами
Участие в беседе;
1ч.
поведения на уроке и
игра «Я знаю правила поведения на
перемене.
уроке и на перемене».
Я – дежурный. Обязанности и права Знакомство с обязанностями Участие в беседе;
1ч.
дежурных. Урок – практикум.
и правами дежурного.
Практическая работа.
19.09.2025
Школьная библиотека. Назначение.
Правила поведения в школьной
библиотеке. Ознакомительная
экскурсия.
Обобщающий урок по разделу «Я
в школе (школа, друзья).
Класс. Ознакомительная экскурсия.
Игровые упражнения по правилам
поведения в классе.
Урок. Формы устного ответа.
Парная форма работы. Обратная
связь на уроке.
Я - ученик. Правила поведения на
уроке и перемене.
Дидактическая цель
Основные виды деятельности
Познакомить детей с новыми
кабинетами.
Экскурсия по школе;
игра «Правильно здоровайся».
Познакомить учащихся с
правилами общения со
взрослыми и
одноклассниками.
Знакомство с классной
комнатой.
Участие в беседе;
игра «Умею знакомиться».
05.09.2025
26.09.2025
03.10.2025
10.10.2025
Познакомить со школьной
библиотекой, с еѐ
назначением.
Экскурсия в школьную библиотеку;
участие в беседе.
1ч.
17.10.2025
Обобщить знания детей по
теме «Я в школе (школа,
друзья)».
Участие в беседе;
Обыгрывание различных ситуаций.
1ч.
24.10.2025
№
п/ п
Тема
9.
Личные вещи ребѐнка. Мыло,
полотенце – личные
гигиенические принадлежности.
Игрушки. Игрушки для
мальчиков и девочек.
Приведение в порядок игрового
уголка в классе.
Учебные принадлежности. Их
узнавание. Назначение.
10.
11.
Дидактическая цель
Основные виды деятельности
Кол-во
час
Учить пользоваться личными
гигиеническими
принадлежностями.
Учить приводить в порядок
свои игрушки.
Участие в беседе;
работа по предметным и сюжетны
иллюстрациям.
Участие в беседе;
практическое занятие (приведение в
порядок игрового уголка в классе).
1ч.
07.11.2025
1ч.
14.11.2025
Познакомить с учебными
принадлежностями, их
назначением.
Учить правильно хранить
одежду и ухаживать за ней.
Участие в беседе;
игра «Узнай предмет».
1ч.
21.11.2025
Участие в беседе;
работа по предметным картинкам;
практическая
работа
(уход
за
одеждой).
Участие в беседе;
работа по предметным картинкам;
практическая работа (уход за формой).
1ч.
28.11.2025
1ч.
05.12.2025
Участие в беседе;
работа по предметным картинкам;
практическая работа (уход за обувью).
Участие в беседе.
1ч.
12.12.2025
1ч.
19.12.2025
Участие в беседе.
1ч.
26.12.2025
12.
Зачем людям нужна одежда.
Одежда для школы. Назначение,
хранение, уход за одеждой.
13.
Форма для занятий
физкультурой. Назначение,
хранение, уход за формой.
Учить правильно хранить
физкультурную форму и
ухаживать за ней.
14.
Обувь для улицы, дома, занятий
физкультурой. Хранение, уход за
обувью. Практическое занятие.
Обобщающий урок по разделу
«Мои вещи».
Обобщающий урок по разделу
«Мои вещи».
Учить правильно хранить обувь
и ухаживать за ней.
15.
16.
Обобщить знания детей по теме
«Мои вещи».
Обобщить знания детей по теме
«Мои вещи».
Дата
№
п/ п
Тема
17.
Моя семья. Родители, дети.
18.
Наш дом, внешний вид,
количество этажей, свой этаж.
Домашний адрес.
Друзья. Их имена. Правила
общения. Мы в гостях. Я –
именинник
1920
Дидактическая цель
Основные виды деятельности
Раздел 3. Моя семья.
Познакомить с понятием «семья». Участие в беседе;
работа по сюжетным картинкам.
Познакомить с понятием «дом», с Участие в беседе;
работа по сюжетным картинкам;
видами домов.
игра «мой адрес».
Познакомить с правилами
Участие в беседе;
общения с друзьями и правилами
Игра «Я именинник».
поведения в гостях.
Раздел 4. Моѐ поведение.
Познакомить с правилами
Участие в беседе;
поведения в школе (в классе, в
игра «Не нарушай правила поведения
раздевалке).
в классе».
Закрепить правила поведения в
Участие в беседе;
школе (в коридоре, в столовой и
экскурсия по школе.
т.д.).
Колво
час
Дата
1ч.
16.01.2026
2ч.
23.01.2026
1ч.
30.01.2026
06.02.2026
1ч.
13.02.2026
1ч.
20.02.2026
21.
Правила поведения в школе: в
классе, в раздевалке.
22.
Правила поведения в школе: в
коридоре и на лестницах, в
столовой.
23.
Если ты приглашѐн на день
рождения. Правила поведения в
гостях.
Закрепить правила поведения в
гостях.
Участие в беседе;
игра «Гости».
1ч.
27.02.2026
24.
Если ты принимаешь гостей.
Правила поведения за столом.
Познакомить с правилами
поведения за столом.
Участие в беседе;
сюжетно-ролевая игра «За столом».
1ч.
06.03.2026
25.
Охрана здоровья и безопасное
поведение. Профилактика
простудных заболеваний.
Познакомить с понятиями
«здоровье», «здоровый образ
жизни», «профилактика
простудных заболеваний».
Участие в беседе;
работа с презентацией.
1ч.
13.03.2026
26.
№
п/ п
27.
Обобщающий урок по разделам:
«Моя семья»,
« Моѐ
поведение».
Обобщить знания детей по
разделам «Семья и я», «Моѐ
поведение».
Тема
Как правильно одеться на прогулку?
Дидактическая цель
Участие в беседе;
обыгрывание различных ситуаций.
Основные виды деятельности
Раздел 4. Моѐ поведение.
Учить правильно одеваться на
Участие в беседе;
1ч.
Кол-во
час
1ч.
20.03.2026
Дата
27.03.2026
28
Урок – практикум.
Охрана здоровья и безопасное
поведение. Правила поведения на
школьной площадке.
29.
Охрана здоровья и безопасное
поведение. Мы идѐм на экскурсию.
Правила поведения на экскурсии.
30.
Место, где ты живѐшь. Учебная
прогулка по населѐнному пункту.
31.
Магазины: «Продукты», «Игрушки».
Ознакомительная экскурсия.
Ознакомительная экскурсия на
станцию юных натуралистов,
краеведческий музей.
Обобщающий урок по разделам: «
Моѐ поведение». «Моѐ окружение».
3233.
34.
прогулку (по погоде).
Познакомить с правилами
поведения на школьной площадке.
практическое занятие.
Участие в беседе;
экскурсия на школьную
площадку.
Раздел 5. Моѐ окружение.
Познакомить с правилами
Участие в беседе;
поведения и техникой
работа по сюжетным
безопасности во время экскурсии. картинкам.
Ознакомление с основными
социальными объектами
инфраструктуры населѐнного
пункта.
Знакомство с основными видами
магазинов.
Наблюдение за животным и
растительным миром. Знакомство
с историей родного края.
Обобщить знания детей по
разделам «Моѐ окружение», «Моѐ
поведение».
1ч.
10.04.2026
1ч.
17.04.2026
Учебная прогулка по городу.
1ч.
24.04.2026
Экскурсия в магазин игрушек.
1ч.
08.05.2026
Экскурсия на станцию юных
натуралистов, музей
2ч.
15.05.2026
16.05.2026
Участие в беседе;
сюжетно-ролевые игры.
1ч
22.05.2026
VIII. Описание материально – технического обеспечения
образовательной деятельности.
Освоение учебного предмета «Основы жизненной грамоты» предполагает
использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств
обучения для создания материально – технической поддержки процесса
обучения, развития и воспитания младших школьников с лѐгкой степенью
умственной отсталости:
Демонстрационные и печатные пособия:
наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой,
определѐнной в стандарте начального образования по предмету
«Основы жизненной грамоты»
живые объекты (комнатные цветы);
таблицы животных и их детѐнышей;
демонстрационные карточки «Животные»;
демонстрационные карточки «Птицы»;
демонстрационные карточки «Птицы домашние»;
демонстрационные карточки «Овощи»;
демонстрационные карточки «Насекомые»;
демонстрационные карточки «Семья»;
демонстрационные карточки «Ягоды садовые»;
демонстрационные карточки «Фрукты»;
демонстрационные карточки «Цветы»;
демонстрационные карточки «Дикие животные»;
демонстрационные карточки «Времена года»;
демонстрационные карточки «Игрушки»;
демонстрационные карточки «Школьные принадлежности»;
демонстрационные карточки «Транспорт»;
демонстрационные карточки «Учреждения»;
демонстрационные карточки «Наша страна. Гимн. Герб. Флаг»
демонстрационные карточки «Одежда»;
демонстрационные карточки «Посуда»;
демонстрационные карточки «Обувь»;
демонстрационные карточки «Головные уборы»;
демонстрационные карточки «Природные явления»;
демонстрационные карточки «Береги здоровье»;
демонстрационные карточки «Бытовые приборы»;
демонстрационные карточки «Гигиенические принадлежности»;
демонстрационные карточки «Опасные предметы и явления»;
демонстрационные карточки «Школа»;
демонстрационные карточки «Дорожная безопасность»;
Технические средства обучения
персональный ноутбук;
многофункциональное устройство;
мультимедиа проектор в комплекте с креплением;
интерактивная доска;
документ-камера;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,
соответствующие тематике по изучаемому учебному предмету.
Для реализации программного содержания используются следующие
учебно – методические пособия:
Учебная литература.
1.Кудрина С. В. Окружающий мир: учебник для 2кл. в специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
Научно-методическая литература.
1. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с
отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов. –
М. : АСТ, Астрель, 20008.
2. Воронкова В. В.Воспитание и обучение детей во вспомогательной
школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. факультетов пед.
ин – тов /под редакцией В.В. Воронковой – М., 1994.
3. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе: пособие для учителей
первых классов.- М.: ВИТА, 2004.
4. Гладкая В.В. Социально – бытовая подготовка воспитанников
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида: Методическое пособие. – 2-еизд. – М.: Издательство НЦ ЭНАС,
2006.
5. Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический
материал к занятиям со старшими дошкольниками.-Волгоград: Учитель,
2008.
6. Кудрина С.В. Программно- методическое обеспечение к урокам
«Окружающий мир» по курсу «Развитие устной речи на основе
изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1-4
классах специальных (коррекционных образовательных учреждений
VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,
2012.
7. Коркунов В. В. Индивидуальный подход к учащимся в специальном
(коррекционном) общеобразовательном
учреждении VIII вида. –
Екатеринбург, 2005.
8. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация – М.:
ПЕР СЭ, 2002.
9. Матвеева Е.М. Развитие речи 2 класс: конспекты уроков. – Волгоград,
Учитель, 2013.
10. Мелехов Д. Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач
социально – трудовой адаптации.- М.: 1970.
11. Морозова И.А., Пушкарѐва М.А. Ознакомление с окружающим миром.
Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР.- 2-е изд.. испр.
И доп.- М.:МОЗАЙКА –СИНТЕЗ, 2011.
12. Морозова И.А., Пушкарѐва М.А. Ознакомление с окружающим миром.
Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР.- 2-е изд.. испр.
и доп.- М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2009.
13. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135
уроков здоровья (1-4 классы). Изд. 2-е, испр. и доп.- М.:ВАКО, 2005.
14. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с
ОНР альбомы 1- 4. 2-е издание - М.: Издательство ГНОМ, 2014.
15. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи в
1 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида: методическое
пособие для учителя.- М.: АРКТИ, 2003.
16. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развития речи
во 2 классе специальных (коррекционных) школ
VIII вида:
методическое пособие для учителя.- М.: АРКТИ, 2003.
17. Шинкарчук С.А. Правила безопасности дома и на улице.- СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2008.