Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Рукодельница

Оглавление
1.1.Комплекс основных характеристик программы

Стр. 3

1.Пояснительная записка

Стр.3

2. Цель и задачи программы

Стр.8

3.Содержание программы

Стр.13

4. Планируемые результаты

Стр.18

1.2.Комплекс организационно-педагогических условий

Стр.22

1.Условия реализации программы

Стр.22

2. Диагностика образовательной программы

Стр.23

3.Методическое обеспечение

Стр.27

4. Календарно-тематическое планирование

Стр.31

5.Список литературы

Стр.48

1.1.Комплекс основных характеристик программы
1.Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Рукодельница» художественной направленности. Программа ориентирована
на реализацию общих целей дополнительного образования детей с ОВЗ,
связанных с приобретением человеком устойчивой потребности в познании и
творчестве, самоопределении в предметной, социальной, профессиональной и
личностной сферах.
Программа создана с учётом социального заказа в рамках национального
проекта «Успех каждого ребенка» для создания новых мест в образовательных
организациях

различных

общеразвивающих

программ

типов

для

всех

реализации

направленностей

дополнительных
и

разработана

в

соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
2.Федеральный закон от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по
вопросам воспитания обучающихся»
3.Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
4.Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
5.Методические

рекомендации

по

реализации

адаптированных

дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом
их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09)
6.СП

2.4.3648-20

Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
7.Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 года №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

технологий

при

реализации образовательных программ»;
8.Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей и признании
утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р»
(вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года»);
9.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р
10.Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол от 03.09.2018 г.
№10)
11.Государственная

программа

Астраханской

области

«Развитие

образования», утвержденная постановлением Правительства Астраханской
области от 06.10.2023 года №558-П
12.Распоряжение Правительства Астраханской области от 10.07.2023 г.
№250-Пр «Об утверждении Целевой модели дополнительного образования
детей»
13.Распоряжение Правительства Астраханской области от 27.05.2024 года
№173-Пр

«О

реализации

мероприятий

регионального

проекта,

обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального
проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»
14.Устав ГКОУ АО «Школа-интернат №1»
15.Положение о дополнительном образовании в ГКОУ АО «Школаинтернат №1»
Уровень программы – стартовый, возраст детей 9-10 лет и базовый,
возраст детей 11-12 лет.

Программа составлена на основе типовой программы для учреждений
дополнительного

образования.

Но

в

отличие

от

типовой

учитывает

региональные национальные традиции декоративно-прикладного искусства
народов Астраханской области. Также были проанализированы программы
педагогов дополнительного образования «Народная кукла и лоскутное шитьё»,
автор Макшангикова Т.К. и «Рукодельница», автор Исаева Э.Б.
Для успешного вхождения в новый, неизведанный мир и продвижения в
нем к желанной цели у человека должен быть развит эстетический вкус,
художественные потребности.
В процессе создания сувениров, игрушек из ткани можно не только помочь
детям освоить технологические операции, но и создать условия для обучения,
знакомства с миром художественных образов, творчества, самовыражения. Эти
воспитательные и развивающие аспекты стали основными направлениями
данной программы.
Научившись видеть новое в знакомых вещах и предметах, научившись
творить, ребенок переносит творческое видение на весь мир, в котором живет.
К своему окружению, к произведениям искусства он тоже начинает относиться
как к тайне, которая обещает радость открытия, каждый раз нового и
неповторимого. Процесс обучения и воспитания направлен на формирование
представлений об общечеловеческих ценностях и вовлечения обучающихся в
творческую деятельность, способствующую становлению и развитию личности
с потребностью жить и действовать по принципам общечеловеческой морали,
по законам красоты.
Программа творческого объединения «рукодельница» дает возможность:
-

пробудить в детях творческое начало;

-

развить стремление к совершенствованию своих творческих

возможностей;
-

создать условия для интересного, наполненного смыслом

досуга ребенка;
-

помочь ребенку личностно самоутвердиться.

Актуальность программы заключается в том, что ее реализация позволяет
формировать у детей художественный вкус через знакомство и приобщение их
к искусству изготовления сувениров, игрушек из ткани.
Данная программа по содержанию и способам работы является доступной и
для

детей,

прикладным

имеющих

особые

творчеством

образовательные

развивает

органы

потребности.

чувств,

учит

Занятие

наблюдать,

анализировать, запоминать. В процессе занятий в творческом объединений дети
с ОВЗ включаются в разнообразные виды деятельности (викторины, беседы,
конкурсы, выставки). Тем самым усиливается ощущение собственной
личностной значимости, активно строятся индивидуальные социальные
контакты. Формы и методы педагогической работы, используемые при
реализации программы, соответствуют возрастным особенностям детей, в том
числе детей с ОВЗ.
Новизна и оригинальность программы состоит в том, что она не просто
знакомит обучающихся с изготовлением сувениров из ткани, но и направлена
на воспитание интереса у обучающихся к национальнокультурным традициям
народов, проживающих в регионе, приобщение к миру прекрасного, создание
оригинальных изделий, в которых ощущалось бы единство художественной
формы и назначения.
Развитие творческого воображения обучающихся предполагает, что в
каждом задании предоставляется простор для фантазии, поощряется отход от
шаблона, привнесение в работу собственных образов, впечатлений, идей,
находок.
Отличительной особенностью данной программы является частичное (или
полное) применение электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
Основными элементами системы электронного обучения и дистанционных
технологий

являются

следующие

цифровые

образовательные

ресурсы:

видеоконференции (Skype, Pinterest); электронная почта; VK мессенджеры
(сферум).
Педагогическая целесообразность
Получая знания по материаловедению, знакомясь с инструментами,
способами обработки текстильных материалов, обучающиеся приобретают
навыки и умения по разметке и раскрою ткани. На занятиях ребята выполняют
задания,

которые

способствуют

развитию

наблюдательности,

умению

представлять изделие в целом, выделить в нем составные части, узнают о
свойствах и структуре материалов, у них формируются представления о таких
категориях как величина, форма.
Психологическая характеристика
Дети с умственной отсталостью имеют специфические особенности:
неустойчивость и плохую переключаемость внимания; нарушение памяти
(особенно низок объем кратковременной оперативной памяти); медленный
темп умственной работоспособности, сенсорных и моторных реакций,
нарушение способности к обобщению, анализу, расстройство аналитической и
систематической деятельности.

2. Цель и задачи программы
Цель : содействие раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка,
реализации его творческой индивидуальности в области народного
художественного искусства посредством создания художественных изделий из
лоскутов, освоение ребёнком элементарных трудовых навыков при работе с
тканью.
Задачи :
Обучающие:
-способствовать формированию необходимых представлений о лоскутной
мозаике в области декоративно-прикладного искусства;
- обучение воспитанников специальным знаниям и умениям по выбранному
направлению деятельности, технологии изготовления изделий из лоскутов,
мягких

игрушек,

цветов

из

ткани,

аппликации,

гильоширования,

бисероплетения.
- содействовать формированию творческого подхода к изготовлению
изделий и индивидуального почерка при выполнении работы;
- обучение практическим навыкам.
Развивающие:
- способствовать развитию творческой активности через индивидуальное
раскрытие художественных способностей каждого ребёнка;
-содействовать развитию художественного вкуса, эстетического восприятия,
творческого воображения.
Воспитательные:
- способствовать формированию бережливости и аккуратности при работе с
материалами и инструментами;
- создать условия для осознанной потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание ребёнка как творческой личности, ценящей в себе и другие
такие качества, как доброжелательность, трудолюбие. Уважение к чужому
труду.

Коррекционные:
Развитие и коррекция познавательных способностей детей;
Развивать мелкую и общую моторику рук, воображение, пространственную
ориентировку и ориентировку на плоскости.
Принципы составления программы
•

принцип целостности (достижение единства и взаимосвязи

всех
компонентов педагогического процесса);
•

принцип доступности - программа разработана таким образом,

чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, моральных и
физических нагрузок, а материал был для них понятен и доступен;
•

построение

принцип последовательности - предполагает логическое
материала,

где

каждое

последующее

занятие

является

логическим продолжением предыдущего;
•

принцип наглядности - использование на занятиях

разнообразного наглядного материала;
•

строится

принцип природосообразности - педагогический процесс
согласно

возрастным

и

индивидуальным

особенностям

обучающихся;
•

принцип ориентации на достижение успеха — необходимо

создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и
возможность достижения успеха.
Адресат программы
Возраст обучающихся
Стартовый уровень, 1 группа, 12 человек, 9-10 лет, 4 часа в неделю, 144
часа в год;
Базовый уровень, 2 группа, 12 человек, 11-12 лет, 5 часов в неделю, 180
часов в год.
Программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей детей
младшего, среднего, старшего школьного возраста и с учетом специфики

работы учреждения дополнительного образования.
Восприятие младших школьников (9-10 лет) отличается неустойчивостью и
неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной
любознательностью».

Внимание

младших

школьников

непроизвольно,

недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс
обучения и воспитания ребенка младшего школьного возраста подчинен
воспитанию культуры внимания. Мышление у детей этого возраста развивается
от эмоционально-образного к абстрактнологическому.
Дети в возрасте 11-12 лет характеризуются стремлением к активности и
практической деятельности. В целом отношения к действительности носит у
них практически действенный характер. Контакты, дружелюбны, легко
вступает в общение со сверстниками и взрослыми. Очень любознательны.
Наблюдается направленность интересов на внешний мир. Любят овладевать
новыми

умениями,

предпочитают

яркое,

незнакомое,

любят

быстро

меняющееся события, приключения.
На

основе

развития

новых

форм

мышления

у

ребят

младшего

подросткового возраста формируется относительно устойчивая система
отношений к окружающему и к самим себе, возникает интерес к собственной
личности, стремление разобраться в своих качествах и поступках, формируется
самооценка. Важным фактором развития является коллектив сверстников и
общественное мнение. Благодаря накопленному предыдущему «опыту»
совместной жизни со сверстниками резко возрастает значение коллективных
отношений, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков.
Объем и сроки усвоения программы
Программа «Рукодельница» рассчитана на два года обучения:
1 год обучения - 144 часа,
2 год обучения - 180 часа,
Общее количество часов - 324 часов.

Добавлено примечание ([КНМ1]):

Добавлено примечание ([КНМ2]):

Режим занятий
1 группа 4 часа в неделю, перерыв между занятиями 10 мин.
2группа 5 часов в неделю, перерыв между занятиями 10 мин.
Форма обучения - очная.
Форма организации образовательной деятельности - групповая.
При реализации программы частично применяется электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.
При

электронном

образовательных

обучении

с

применением

технологий продолжительность

дистанционных

непрерывной

непосредственно образовательной деятельности составляет не более 30 минут.
Вовремя онлайн занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Формы обучения и виды занятий
Занятия по программе «Рукодельница» способствуют созданию условий,
помогающих

повысить

самостоятельность,

логику,

пространственное

мышление, а также воспитывают трудолюбие в работе, взаимовыручку и
самоконтроль.
Обучающиеся, прошедшие курс обучения в творческом объединении
успешно

применяют

теоретические

знания

в

прикладном

творчестве:

выполняют эскизы костюмов, изготавливают сувениры, настенные панно.
Также они свободно ориентируются в многообразии национальной одежды
различных народов, населяющих Астраханскую область.
Практическая

часть

программы

предусматривает

наличие

системы

проблемных творческих заданий (ситуаций).
Важно, чтобы в процессе деятельности, обучающиеся, не просто выполняли
задания по готовым образцам или полным инструкциям, а стремились вносить
в них хотя бы самые простые изменения. Такое стремление является началом
продуктивной творческой деятельности.
При работе по данной программе используются следующие технологии:
-

культурно-воспитывающая;

-

личностно-ориентированная;

дифференцированного обучения.

-

В

ходе

обучения

предусматриваются

индивидуальные

занятия

и

собеседования, а также занятия с малыми группами по подготовке к конкурсам,
выставкам.
При использовании методов обучения в программе «Рукодельница»,
учитывается возраст обучающихся. На занятиях используются групповые и
индивидуальные формы работы, а также различные формы занятий:
 Беседы о русском искусстве и красоте;
 Индивидуальные и групповые занятия;
 Комбинированные занятия;
 Практические занятия;
 Выставки;
 Конкурсы;
 Мастер-классы;
 Коллективно-творческие занятия.
Используемые формы учебной деятельности воспитанников на занятиях в
творческом

объединении

последовательная

–

совместно-индивидуальная

и

совместно-

– развивают интерес к творческой деятельности и

способность не только воспринимать красоту, но и творить её самому,
анализировать свою деятельность и отстаивать своё мнение.

3. Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
1 группа (144 часа)
№

1

2

Тема
Вводное занятие. Общие сведения
о
сувенирных
изделиях
из
текстильных
материалов.
Организация
рабочего места
Виды ручных швов

Количество часов

Формы
контроля

теория
2

практик
а
-

всего
2

1

3

4

наблюдение
Оценка
результатов
работы
Творческая
работа

Опрос

3

Изготовление
игрушек

плоских

1

29

30

4

Изготовление объемных
игрушек

2

50

52

5

Изготовление традиционных
народных
лоскутных кукол, лоскутная
аппликация.
Изделия из кожи

2

46

48

Итоговая
выставка

2

6

8

Итоговая
выставка

10

134

144

6.

Итого:

Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса.
Теоретическая часть: ознакомление учащихся с целями, задачами и
содержанием занятий, программой обучения. Ознакомление с правилами
внутреннего распорядка, безопасности труда и личной гигиены учащихся.
Практическая часть: Организация рабочего места.
Тема 2. Виды ручных швов. Вышивка в народном костюме.
Теоретическая часть: ознакомления с краткой историей народного
костюма. Изучение видов ручных швов применяемых в народном костюме.

Практическая часть: изготовление ручных швов.
Тема 3. Виды простейших работ.
Теоретическая часть: знакомство со способами составления рисунка из
геометрических фигур. Получение навыков изготовления выкроек, увеличение
выкроек, нанесение их на ткань.
Практическая работа: изготовление игольниц, салфетки на стол.
Тема 4. Мягкая игрушка.
Теоретическая часть: виды изделий, состоящих из двух, трёх, четырёх,
основных частей и способы их соединения.
Практическая часть: изготовление выкроек. Нанесение их на ткань.
Изготовление мягкой игрушки.
Тема 5. Аппликация в народном костюме. Лоскутная кукла в
традиционном народном костюме.
Теоретическая часть: включает навыки составления композиции из
различных лоскутов по определённой схеме.
аппликации,

аппликация

из

мягких

Технология пришивания

материалов,

ткани.

Современные

соединительные материалы.
Практическая

часть:

подготовка

материалов,

разработка

эскизов

аппликации, декорирование изделий в технике аппликации.
Тема 6. Работа с кожей.
Теоретическая часть. История кожевенного производства. Знакомство с
видами кожи и приёмами обновления старой кожи. Инструменты и материалы.
Условия безопасной работы и правила организации труда.
Практическая работа. Отработка навыка организации труда. Изготовление
деталей из кожи. Аппликация, как способ создания художественного
изображения с помощью наклеивания или пришивания на основу.
Подготовка и оформление отчётной выставки.
Теоретическая часть: анализ и отбор лучших работ.
Практическая часть: оформление экспозиции выставки.

Учебный план 2 года обучения
2 группа (180 часов)
№

Тема

Количество часов
теория практика
2
2

Формы
контроля

всего
4
беседа

1

Цветосочетание

2

Искусство
бисероплетения.
История бисера и его применение.

2

18

20

Опрос, мастеркласс.

3

Изготовление цветов из ткани.
Изготовление лекал кроя.

2

10

12

Творческий
зачет

4

Текстильная кукла. От макушки до
пяточек.

10

90

100

выставка

5.

Вышивка лентами. Шаг за шагом.

6

33

39

Выставка

6.

Гильоширование по ткани.

1

4

5

Выставка

Итого:

23

157

180

Тема 1. Цветосочетание
Теоретическая часть: цвет и его роль в композиции. Ахроматические и
хроматические

цвета.

Понятие

хроматического

цвета:

цветовой

фон,

насыщенность, яркость. Цветовой контраст. Роль цветового контраста.
Цветовой нюанс. Роль цветового нюанса. Функции цвета в природе. Красота
цветовых отношений в природе.
Практическая часть: работа с цветовыми таблицами. Определение роли
цвета в жизни и деятельности человека. Выявление роли цвета в композиции.
Работа с пособиями. Выявление роли цвета в природе. Использование
человеком природных цветовых гармоний в практической деятельности.
Тема
применение.

2.

Искусство

бисероплетения.

История

бисера,

и

его

Теоретическая часть: традиции бисероплетения, её исторические корни и
история развития. Показ иллюстрации с предметами, выполненными из бисера
и стекляруса. Сочетание цветов.
Практическая часть:

продольное низание цепочки из бусин одной

величины разного цвета. Выбор тематики работы.
Тема 3. Изготовление цветов из ткани. Изготовление лекал и кроя.
Теоретическая часть: знакомство с инструментами и приспособлениями,
как и для каких операций, следует пользоваться каждым из них. Правило
подготовки к работе разные виды ткани.
Практическая часть: процесс изготовления цветка. Сборка цветов, и, как
завершение, создание композиции
Тема 4. Текстильная кукла. От макушки до пяточек.
Теоретическая часть. Материалы и приспособления. Основные приёмы
работы пошива куклы.
Практическая часть. Ткани для тел куклы, ткани для одежды куклы,
наполнитель. Выкройки.
Тема5. Вышивка лентами. Шаг за шагом.
Теоретическая часть. материалы и инструменты . Основные приёмы
вышивки лентами.
Практическая часть. Мастер – класс вышивки лентами; роза, камелия,
фуксия.
Тема 6. Гильоширование по ткани. Шаг за шагом.
Теоретическая часть: материалы и инструменты. Основные приёмы
гильоширования.
Практическая

часть:

закрепление

деталей.

Сварка

и

Неисправности и неполадки при работе в технике гильоширования.
Подготовка и оформление отчётной выставки.
Теоретическая часть: анализ и отбор лучших работ.
Практическая часть: оформление экспозиции выставки.

её

виды.

4. Планируемые результаты
Личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты

освоения

программы.
Личностными результатами освоения программы являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области
предметной деятельности;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей
деятельности;
овладение нормами и правилами организации умственного и
физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей для труда в
различных сферах с позиций будущей социализации;
становление профессионального самоопределения в выбранной сфере
профессиональной деятельности;
осознание необходимости общественно-полезного труда как условия
безопасной и эффективной социализации;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
обучающиеся будут иметь сформированные элементы
IT-компетенций.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных условиям способов решения учебной или
трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических
задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по
созданию технических изделий;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость;

выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и
другие базы данных;
согласование

и

координация

совместной

познавательно-трудовой

деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой
деятельности в решение общих задач коллектива;
соблюдение

норм

и

правил

безопасности

познавательно-трудовой

деятельности.
Предметные результаты
К концу обучения обучающиеся будут знать:
■

основные технологии лоскутного шитья;

■

названия инструментов и правила техники безопасности при

работе с ними;
■

виды машинных и ручных швов;

■

название и назначение материалов.

К концу обучения обучающиеся будут уметь:
■

выполнять различные сувенирные изделия из текстильных

материалов;
■

изготавливать мягкие игрушки, лоскутные куклы, сувенирные

изделия в лоскутной технике.
К первому году обучающиеся будут знать:
■

основные жанры декоративно-прикладного искусства, виды

мягких игрушек;
■

основные материалы, используемые для изготовления мягких

игрушек, применение швейных принадлежностей;
■

теплые и холодные цвета;

■

историю народных промыслов изготовления мягких игрушек,

основы декоративно-прикладного искусства;
■

приемы безопасного применения инструментов и

приспособлений при выполнении сувенирных изделий;
К концу первого учебного года дети будут уметь:


последовательно вести работу (выполнение эскиза игрушки,

 подбор материала, выбор техники исполнения и т. д.)
 различать и передавать пропорции, пластику формы, гармонию помнить
единство формы и содержания;
 передавать движение, настроение, характер формы;
 использовать цвет, линию, пятно как художественно выразительное
средство;


составлять простейшие композиции на заданные темы,

 простейшие орнаменты.
В течение года учащиеся принимают участие в школьных и региональных
конкурсах.
К

концу

первого

учебного

года

обучения

проводится

отчетная

внутришкольная выставка и презентация.
К концу второго учебного года учащиеся будут знать:
■

способы декорирования изделия в зависимости от замысла;

■

основные

технологические

приемы

изготовления

традиционных
кукол и интерьерных изделий;
■

приемы декорирования изделий из ткани и меха (вышивка,

роспись, украшение бусинками и т. д.);
К концу второго учебного года дети будут уметь:


применять полученные знания по дизайну при украшении

предметов быта, помещений;


применять в собственных работах традиции народов мастеров

родного края;


передавать

движение, настроение, характер в сюжетных

композициях;
 изготовлять изделия по собственному замыслу (разработка конструкции и

чертежа игрушки, выполнение выкроек-лекал), раскрой ткани и меха,
подготовка прокладки из поролона или каркаса для объемных моделей,
сшивание деталей, оформление.
(К концу второго года обучения проводится отчетная выставка лучших
работ обучающихся в самом творческом объединении, которые в дальнейшем
участвуют в региональной выставке декоративно-прикладного творчества.

1.2Комплекс организационно-педагогических условий
1.Условия реализации программы
Оборудование, необходимое для проведения занятий:
1.

столы рабочие;

2.

столы для швейных машин;

3.

стол для утюжных работ;

4.

швейные машины;

5.

шкафы (для хранения швейных принадлежностей, выполненных

работ, наглядных пособий);
6.

рабочие стенды;

7.

Выжигатели;

8.

Пяльца объемные.

Для

реализации

электронного

обучения

и

дистанционных

образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом в
Интернет, соответствующего программного обеспечения.
Сервисы для проведения видеоконференций
-

VK месенджер (сферум)

Инструменты и материалы:
-

ткань, лоскут, межлекальные выпады кроя, синтепон, ватин, тесьма,

пуговицы, ленты;
-

ножницы для раскроя ткани и ручных работ;

-

иглы разной величины, булавки с круглой головкой;

-

нитки, армированные №35, №45, №44, лавсановые, х/б;

-

линейки, треугольники, циркуль, карандаши, мел портновский и

школьный;
-

бумага (миллиметровая или в клетку, калька, картон);

-

клей ПВА, клей-карандаш;

-

нитераспарыватель, сантиметровая лента;

-

крючки для вязания;

-

пяльца маленькие;

-

иглы для ковроткачества.

Методические пособия:
-

иллюстрированная литература;

-

готовые изделия в различных техниках шитья;

-

пособия: «Материалы для проведения занятий», «Технологические

карты», «Методические разработки занятий», «Образцы», «Выкройки и
шаблоны», « Авторская программа по бисероплетению».
2.Диагностика образовательной программы
Уровни
направления
образовательной
программы
Стартовый
Теория(будут знать)

Практика (будут уметь)

Показатели
- название

инструментов
и
приспособлений для ручного труда;
правила пользования ими;
- название
используемых в работе
материалов,
их элементарные
свойства, применение и доступные
способы обработки;
- последовательность
выполнения
технологических операций;
- правила организации рабочего места;
-пользоваться
необходимыми
инструментами ручного труда и
приспособлениями;
умение выполнять некоторые
ручные швы;
определять
основные
части
поделок, анализировать
различные
изделия
(определять их названия, материал, из
которого они изготовлены, способы
соединения деталей и последовательность
изготовления);
соблюдать правила безопасности
труда и личной гигиены при работе с

Добавлено примечание ([КНМ3]):

различными
инструментами;
Ключевые
компетентности

Творческая деятельность

Мотивационная сфера

Базовый

Теория(будут знать

материалами

и

договариваться о правилах общения и
поведения в
творческом
объединений и следовать им;
- уважительно относиться к позиции
другого человека;
-замечать ошибки в своей работе и
вовремя её устранять;
- создавать полезные и практичные
изделия;
- проявлять эстетический вкус при
выполнении практических занятий;
-принять участие в конкурсах различного
уровня;
- мотивы посещения занятий;
- устойчивость интереса к выбранной
деятельности;
- устойчивость интереса к занятиям;
-

- название и назначение инструментов и

приспособлений для ручного труда;
приёмы и правила пользования ими;
- название и назначение используемых в
работе материалов, их элементарные
свойства, технологическиеособенности,
использование, применение и доступные
способы обработки;
- последовательность
выполнения
технологических операций;
- основные правила организации рабочего
места;
- технические
условия
выполнения
ручных швов;
Практика (будут уметь)

-пользоваться
необходимыми
инструментами ручного труда и
приспособлениями;
умение выполнять различные
соединительные ручные швы;
определять
основные
части
поделок, анализировать
различные
изделия
(определять их названия, материал, из

которого они изготовлены, способы
соединения деталей и последовательность
изготовления);
выполнять
технологические
операций по изготовлению сувенирных
изделий
из
ткани, меха (игрушки плоские и
объёмные);
соблюдать правила безопасности
труда и личной гигиены при работе с
различными
материалами
и
инструментами;
Ключевые
компетентности

Творческая деятельность

Мотивационная сфера

- совместно договариваться о правилах

общения и поведения в творческом
объединений и следовать им;
- выполнять различные роли в группе,
сотрудничать в совместномрешении
задачи;
- уважительно относиться к позиции
другого человека;
- высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать;
- самостоятельно формулировать цели
деятельности
после предварительного
обсуждения;
- составлять план решения проблемы
совместно с педагогом;
замечать ошибки в своей работе и вовремя
её устранять;
- умение применять традиции народных
мастеров в собственных работах;
- создавать полезные и практичные
изделия;
- проявлять эстетический вкус при
выполнении практических занятий;
- иметь навыки подготовки работ к
экспозиции;
принять участие в конкурсах различного
уровня;
- мотивы посещения занятий;
- устойчивость интереса к выбранной
деятельности;
- устойчивость интереса к занятиям;

Уровни
обучения

Сроки
контроля

Какие знания, умения и Форма
навыки контролируются
проведения

Стартовый

сентябрь

Входная диагностика.
Выявление требуемых
на начало года знаний.
Правила пользования
инструментами
и
приспособлениями;
техника безопасности
при
работе
с
инструментами.
Получение
оперативной
информации
о
соответствии знаний
обучающихся
планируемым результатам.
Оценка знаний
и
практических навыков
за конкретный период
обучения.

Опрос

Открытое
занятие
Выставка

анализ

Входная диагностика.
Выявление требуемых
на начало года знаний.
Правила пользования
инструментами
и
приспособлениями;
техника безопасности
при работе со швейной
машиной и утюгом.
Получение
оперативной
информации
о
соответствии знаний
обучающихся
планируемым результатам.
Оценка знаний
и
практических навыков
за конкретный период
обучения.

Опрос

анализ

октябрь

декабрь

май

Базовый

сентябрь
октябрь

декабрь

май

Форма
подведения
итогов
анализ

Опрос,
анализ
практическая
работа

Опрос
анализ
Практическая
работа
выставка

Опрос,
анализ
практическая
работа

Опрос,
анализ
Практическая
работа,
выставка
работ.
Открытое
анализ
занятие
Выставка
работ.

Показатели
высокий
Правила
Знает
правила
пользования
пользования
ручными
режущими
и
инструментами;
колющими
последовательность инструментами,
выполнения
свободно отвечает на
технологических
вопросы.
операции;
Полностью
сохранена
технология
изготовления
умение выполнять
Знает технические
ручные швы
условия выполнения
ручных
швов,
самостоятельно их
выполняет
выполнение
Изделие выполнено
технологических
аккуратно,
в
операции по
соответствии с
изготовлению
эскизом; цветовое
сувенирных
решение верное;
изделий из ткани и отделка
меха;
соответствует
требованиям
Умение оформлять
готовое изделие;
Знает
правила
декорирования,
умеет оформить
готовое изделие
Умение работать
Ребенок
самостоятельно
самостоятельно
выполняет изделие
Умение работать
коллективе;

мотивация

вС удовольствием
участвует
в
коллективных делах,
помогает
другим, проявляет
активную позицию
Очень нравиться

Критерии
средний
Отвечает
на
вопросы,
но
допускает 1-2
ошибки.
Имеются
несущественные
отклонения от
технологии
изготовления.

низкий
Не знает правила в
полном объеме.
Работа выполнена
с
грубыми
нарушениями
технологии.

Знает
приёмы
выполнения швов, но
требуется
помощь педагога

Выполняет швы с
помощью педагога

Изделие выполнено
с
небольшими
отклонениями (не
соблюдены ТУ на
ручные швы)

Изделие выполнено
с
существенными
отклонениями и
недостатками,
неаккуратно

Знает
правила
декорирования, но
иногда при
оформлении
обращается к
педагогу
Работает
самостоятельно, но в
отдельных
случаях требуется
помощь педагога
Участвует
в
коллективной работе

Оформляет готовое
изделие
только
при
помощи педагога

В

Не заинтересован

основном

Не
может
самостоятельно
выполнить работу
Занимается только
своей
работой.
Остальное его не
интересует.

Добавлено примечание ([КНМ4]): А это к обоим
уровням относится?

заниматься
в
нравится направление
творческом
этого объединения
объединении
участие в
Победитель (лауреат, Участник
различной дипломант)
конкурсной
деятельности

деятельностью этого
объединения
Не участвует

3. Методическое обеспечение
Дополнительная общеразвивающая программа «Рукодельница» дает
обучающимся представление обо всех видах изготовления мягкой игрушки,
тряпичной куклы, предметов украшения быта и помещений, лоскутных изделий
из

текстильных

материалов,

гильоширование,

вышивкой

лентами,

бисероплетением.
В основе методики лежит изучение народных художественных традиций
на трех уровнях:
■

восприятие - посещение музеев, показ детских работ, народных

образцов;
■

воспроизведение - дети сами выполняют сувенирные изделия по

заданному образцу;
■

личному

творчество - выполнение разнообразных текстильных изделий по
замыслу

средствами

традиционного

декоративно-прикладного

искусства.
При этом используются следующие формы работы:
■

посещение музея декоративно-прикладного и народного искусства,

знакомство с изделиями русских народных умельцев;
■

теоретические занятия: в доступной форме дети получают знания

об особенностях видах народного творчества;
■

знакомство с материалами на примере лучших образцов,

выполненных детьми, составляющих методический и выставочный фонд
т.о.;
■

составление и вырезание лекал образцов, краткая запись названий

швов и терминология ручных и машинных швов;
■
■
■
■
■
■
■

практическое выполнение заданий по изучаемой теме;
пошив и оформление готовых изделий;
анализ и оценка работы на каждом этапе;
индивидуальные, творческие работы;

использование различных видов и форм коллективной работы;
участие в экскурсиях, выставках, мастер-классах, конференциях;
проведение занятий - праздников, как одной из форм творческого
сотрудничества с другими коллективами.
Поскольку в коллективе занимаются дети, как младшего, так и среднего
возраста, то занятия строятся соответственно с их возрастной особенностью.
Большое разнообразие видов мягкой игрушки, предметов украшений быта
и помещений (по региональным признакам, техничному исполнению),
различной

сложности,

позволяет

правильно

выстроить

систему

образовательного ряда, учитывая нулевую базу подготовки детей.
Поэтому в процессе

занятий, накапливая

практический опыт в

выполнении сувенирных изделий, обучающиеся от освоения наиболее простых
видов игрушек, переходят к наиболее сложным видам изделий.
Для обеспечения нормальных условий работы необходимо светлое
помещение, площадь которого должна быть из расчета 2,5 м на одного
обучающегося. Необходимо, чтоб учебное оборудование помещения для
занятия включало комплект мебели, материалы, нитки, инструменты и
приспособления (иглы, ножницы, наперстки, швейные машины).
Применение учебно-наглядных пособий занимает большое место в
процессе занятий (журналы, учебники, лекала, инструкционные карты, тесты,
работы учащихся выполненные ранее, изделия народных мастеров).
Заканчивая тему, необходимо провести в неформальной обстановке
просмотр и анализ всех выполненных работ в форме мини-выставки.
Выставка творческих работ является творческим результатом группы или
отдельных учащихся.
Творческое лицо коллектива определяется представленными работами по
■

следующим критериям оценки: оригинальности идеи;

■

соответствие работы возрасту ребенка;

■

исполнительское мастерство;

■
■

В

использование народных традиций; новаторство и современность.

основу разработки программы «Рукодельница» положена
технология,

ориентированная

на

формирование

общекультурных

компетенций обучающихся - технология дифференцированного обучения.
Как

дополнительные

компоненты

-

технология

индивидуального

обучения, личностно-ориентированная технология.
В

технологии

образовательной
следовательно,

личностно-ориентированного

системы

индивидуальность

-

методическую

обучения

основу

этой

детской

технологии

центр

всей

личности,
составляют

дифференциация и индивидуализация обучения.
Технология индивидуального обучения: такая технология обучения, при
которой педагог при обучении взаимодействует лишь с одним ребенком.
Дифференциация позволяет использовать на практических занятиях
творческие задания разного уровня сложности и даёт возможность выбора и
самостоятельного выполнения задания.
В работе также используются элементы «Компьютерных технологий
обучения». Мультимедийные образовательные игры помогают закреплять
полученные знания и определять в игровой форме качество освоения детьми
пройденного материала (сюда же относится использование видео фильмов,
поиск нужной информации, обмен информацией, программа PowerPoint с
помощью

которой

готовятся

презентации

иллюстративного

и

информационного материала).
Здоровьесберегающие технологии способствуют созданию микроклимата
на занятиях, направлены на приемы и методы организации образовательного
процесса, которые не наносят ущерба здоровью его участников. При
реализации программы необходимо:
•

обеспечить проветривание помещения;

•

рекомендуется проведение гимнастики для глаз;

•

рекомендуется гимнастика дыхательная - в различных формах

физкультурно - оздоровительной работы;
•

следить за осанкой детей при ручных и машинных работах;

выполнение инструктажа по технике безопасности.

•

Перечень учебно-методического комплекта к программе
Папки

1.

с

иллюстративным

материалом

по

темам:

«Мягкая

игрушка», «вышивка», «Лоскутная техника», «Бисероплетение» (схемы и
чертежи прилагаются).
Методические разработки по теме: «Использование техники

2.

лоскутного шитья в изготовление сувенирных изделий».
Методические

3.

разработки

по

теме

«мягкая

игрушка»,

«Бисероплетение», «Гильоширование».
3.1.

«Основные приемы лоскутного шитья» - методические советы.

3.2.

«Секреты наших бабушек»; «Аппликация» - творческие отчеты

учащихся.
Методические рекомендации: «Тряпичная кукла - как народный

4

сувенир».
4.

«Элементы народных орнаментов и узоров» - эскизы, рисунки.

4.Календарно-тематическое планирование
№

1.

2.
3.
4.

5

6.

7.

8.

Тема занятия
I четверть
Введение. Предмет
и задачи курса.
История
возникновения и
развитие
лоскутной
пластики.
Инструменты и
материалы
Цветосочетание
Аппликация.
Аппликация в
народном костюме.
Аппликация.
Исторические
предпосылки
появления
аппликации.
Изготовление
шаблонов.
Технология
изготовления
аппликации.
«Наращивание»
аппликации на
фон.
Виды ручных
швов. Вышивка в
народном костюме.

Кол- Календ.
во
сроки
часов

оборудование

«Лоскутное
шитьё» альбом

03.09.
2

2

04.09

2

05.09

Ножницы, ткань

2
06.09

2

09.09

2

10.09

2

11.09

Краткая
характеристика
2
вышивки в
народном костюме.
Просмотр
рисунков и схем

12.09

литература

Ножницы, ткань,
трафарет

Инструменты,
трафареты

Нитки мулине,
образцы

Лоскутное шитье,
Стр 22
Т.В.Денисова.
«Игрушки –
обереги своими
руками».
К. Митителло
«Аппликация»

К. Митителло
Аппликация
стр59.

Л.Мудрагель.
«Куклы из
текстиля и
трикотажа»
Т.В.Денисова.
«Народные куклы
обереги»

вышивок.
Подготовка
инструментов и
материалов к
работе.

№

Тема занятия

9.

Выполнение
декоративных
швов.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Кол- Календ.
во
сроки
часов
2

13.09

Виды
простейших швов

2

16.09

Игольница.
Изготовление
игольницы

2

Выполнение
стежка вперёд
иголкой по кругу
Набивка верхнего
круга,
примётывание к
нижнему кругу
Примётывание
оборки к нижней
части шляпки
Оформление
шляпки лентами

17.09

оборудование

литература

Инструменты
для вышивки

Митителло К.
«Аппликация»
стр. 59.66

Инструменты,
ткань

И.А. Лыкова.
«Бабушкины
куколки»
Т.В.Измайлова.
«Пэчворк»

Инструменты,
ткань
Ткань,
инструменты,
образец
Набивка,
инструменты,
образец

Технологическая
карта

20.09

Инструменты,
образец

Технологическая
карта

23.09

Лента, бусины,
цветочки, клей,
инструменты

Технологическая
карта

2

18.09

2

19.09

2

2

Технологическая
карта

№

Тема занятия

16.

Изготовление
мягкой игрушки
«кролик»

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27

Сшивание
деталей
туловища
Вшивание
брюшка в
основную деталь
Соединение
ушек, хвостика
Набивка хвостика
и пришивание к
туловищу
Пришивание
ушек,
оформление
глазок.
Оформление
игрушки
Изготовление
Мягкой игрушки
« Котёнок»
Соединение
деталей
туловища с
брюшком.
Соединение
спинки и брюшка
Набивка
туловища
синдепоном
Сшивание
деталей головы с
деталью лба

Кол- Календ.
во
сроки
часов

оборудование

литература

2

24.09

Мех,
инструменты

2

24.09

Ткань,
инструменты

А. Ефимова.
«Работа с мягкой
игрушкой в
начальных
классах»
Технологическая
карта

2

25.09

Инструменты
Шаблон, ткань

Технологическая
карта

2

26.09

Инструменты,
крой

Технологическая
карта

2

27.09

Технологическая
карта

2

30.09

Инструменты,
набивка, детали
кроя
Инструменты,
фетр

2

01.10

Инструменты,
мулине, фетр

Технологическая
карта

2

02.10

Инструменты
ткань

2

03.10

Инструменты
ткань

Н.В.Волкова.
«Любимые
игрушки. Шьём
для себя и детей»
Технологическая
карта

2

04.10

Инструменты
ткань

Технологическая
карта

2

07.10

Технологическая
карта

2

08.10

Инструменты
ткань
наполнитель
Инструменты
ткань

Технологическая
карта

Технологическая
карта

Добавлено примечание ([КНМ5]):

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

Набивка головы
наполнителем,
пришивание
ушек.
Соединение
головы с
туловищем.
Оформление
игрушки (глазки,
ротик, нос)
Техника
плетения из
бисера, общие
рекомендации.
Параллельное
плетение

2

09.10

Инструменты
ткань,
наполнитель

Технологическая
карта

2

10.10.

Инструменты
ткань

Технологическая
карта

2

11.10

Технологическая
карта

2

14.10

Инструменты
Детали
оформления
Бисер,
проволока,
салфетка

2

15.10

Параллельное
плетение

2

16.10

Параллельное
плетение

2

17.10

Петельная
техника

2

18.10

Петельная
техника

2

21.10

Техника низания
дугами

2

22.10

Техника низания
дугами

2

23.10

Техника низания
дугами в деталях

2

24.10

Техника низания
дугами в деталях

2

25.10

Краткое сведения
о коже.
Подготовка кожи

2

28.10

Бисер,
проволока,
салфетка
Бисер,
проволока,
салфетка
Бисер,
проволока,
салфетка
Бисер,
проволока,
салфетка
Бисер,
проволока,
салфетка
Бисер,
проволока,
салфетка
Бисер,
проволока,
салфетка
Бисер,
проволока,
салфетка
Бисер,
проволока,
салфетка
Кожа,
инструменты.

М.Федотова. Г.
Валюх «Цветы из
бисера»
М.Федотова. Г.
Валюх «Цветы из
бисера»
М.Федотова. Г.
Валюх «Цветы из
бисера»
М.Федотова. Г.
Валюх «Цветы из
бисера»
М.Федотова. Г.
Валюх «Цветы из
бисера
Т. Коссова.
«Цветы из бисера»
учебный курс
Т. Коссова.
«Цветы из бисера»
учебный курс
Т. Коссова.
«Цветы из бисера»
учебный курс
Т. Коссова.
«Цветы из бисера»
учебный курс
Т. Коссова.
«Цветы из бисера»
учебный курс
«Стильные
штучки из кожи и
ткани»

к работе.
41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

Цветы из кожи

2

29.10

2

30.10

Изделия из кожи.
Панно

2

31.10

Изделия из кожи.
Панно

2

01.11

Изготовление
цветов из ткани

2

04.11

2

05.11

2

06.11

2

07.11

2

08.11

2

11.11

Цветы из кожи

Подготовка
шаблонов цветка
к работе
Изготовление
цветов из ткани

48.

Изготовление
бутоньерки

49.

Букетик из
купавок и
незабудок

50.

Т.Котова

Изготовление
новогоднего
сувенира
Символ года

Инструменты и
материалы

«Стильные
штучки из кожи и
ткани»
Т.Котова
Инструменты и
«Стильные
материалы
штучки из кожи и
ткани»
Т.Котова
Инструменты и
«Стильные
материалы
штучки из кожи и
ткани»
Т.Котова
Инструменты и
«Стильные
материалы
штучки из кожи и
ткани»
Т.Котова
Ткань, желатин, Н.Череда «Цветы
бульки,
из ткани»
нагревательный
прибор
Картон, ткань,
Н.Череда «Цветы
булька
из ткани
Ткань,
клей.ножницы.
карандаш,
трафарет,
бульки
Ткань, клей,
ножницы.
карандаш,
трафарет,
бульки
Ткань, клей,
ножницы.
карандаш,
трафарет,
бульки
Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма

Н. Череда. «Цветы
из ткани

Н. Череда. «Цветы
из ткани

Технологическая
карта

С.Герменг.
« Мягкая
игрушка».

«Змея»
51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

Раскрой змейки

2

12.11

Пришивание рта
к основной
детали

2

13.11

Прошивание
хвоста

2

14.11

Формирование
рта, пришивание
языка

2

15.11

Придание объёма
игрушки

2

18.11

2

19.11

2

20.11

2

21.11

2

22.11

Пришивание
глазок.
Оформление
змейки
Пришивание
глазок.
Оформление
змейки
Раскрой змейки

Пришивание рта
к основной
детали

Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма
Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма
Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма
Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма
Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма
Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма
Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма
Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма
Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма

С.Герменг.
« Мягкая
игрушка».
С.Герменг.
« Мягкая
игрушка».
С.Герменг.
« Мягкая
игрушка».
С.Герменг.
« Мягкая
игрушка».
С.Герменг.
« Мягкая
игрушка».
С.Герменг.
« Мягкая
игрушка».
С.Герменг.
« Мягкая
игрушка».
Като Тереза
«Шьём
текстильных
кукол. Основы
моделирования и
дизайна»
Като Тереза
«Шьём
текстильных
кукол. Основы
моделирования и
дизайна»

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

Формирование
рта, пришивание
языка

2

25.11

Придание объёма
игрушки

2

26.11

2

27.11

2

28.11

Подготовка работ
к выставке

2

29.11

Аппликация.
Выбор ткани.

2

02.12

Ткань, пяльца,
нитки,
инструменты

Аппликация
изготовление
шаблонов

2

03.12

Ткань, пяльца,
нитки,
инструменты

Аппликация
Вырезание
деталей на ткани

2

04.12

Ткань, пяльца,
нитки,
инструменты

Аппликация.
Накладывание

2

05.12

Ткань, пяльца,
нитки,

Пришивание
глазок.
Оформление
змейки
Пришивание
глазок.
Оформление
змейки

Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма
Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма
Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма
Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма
Инструменты,
ткань, шаблон,
наполнитель,
мулине, тесьма

Като Тереза
«Шьём
текстильных
кукол. Основы
моделирования и
дизайна»
Като Тереза
«Шьём
текстильных
кукол. Основы
моделирования и
дизайна»
Като Тереза
«Шьём
текстильных
кукол. Основы
моделирования и
дизайна»
Като Тереза
«Шьём
текстильных
кукол. Основы
моделирования и
дизайна»
Като Тереза
«Шьём
текстильных
кукол. Основы
моделирования и
дизайна»
А. Спицина.
«подушки, кресламешки, мягкие
игрушки»
А. Спицина.
«подушки, кресламешки, мягкие
игрушки»
А. Спицина.
«подушки, кресламешки, мягкие
игрушки»
А. Спицина.
«подушки, кресла-

деталей на
основную ткань
69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

инструменты

мешки, мягкие
игрушки»
А. Спицина.
«подушки, кресламешки, мягкие
игрушки»
А. Спицина.
«подушки, кресламешки, мягкие
игрушки»
Технологическая
карта

Аппликация.
Закрепление
деталей на ткани

2

06.12

Ткань, пяльца,
нитки,
инструменты

Аппликация.
Закрепление
деталей на ткани.

2

09.12

Ткань, пяльца,
нитки,
инструменты

2

10.12

2

11.12

2

12.12

2

13.12

2

16.12

2

17.12

Аппликация.
Закрепление
деталей на ткани.
Аппликация.
Закрепление
деталей на ткани.
Оформление
работы тесьмой
Оформление
работы тесьмой
Аппликация.
Подготовка
работы к
выставке
Новогодний
сувенир
снежинка
Новогодний
сувенир
снежинка
Новогодний
сувенир
снежинка
Новогодний
сувенир
снежинка
Новогодний
сувенир
Башмачок
Новогодний
сувенир

18.12
2

Ткань, пяльца,
нитки,
инструменты
Ткань, пяльца,
нитки,
инструменты
Ткань, пяльца,
нитки,
инструменты
Ткань, пяльца,
нитки,
инструменты
Ткань, пяльца,
нитки,
инструменты
Бумага клей
инструменты
Бумага клей
инструменты

2

19.12

Бумага клей
инструменты

2

20.12

Бумага клей
инструменты

2

23.12

Бумага клей
инструменты

2

24.12

Бумага клей
инструменты,

Технологическая
карта
Технологическая
карта
Технологическая
карта
А. Спицина.
«подушки, кресламешки, мягкие
игрушки»
С.Панкова.
« Лабиринты
вдохновения»
С.Панкова.
« Лабиринты
вдохновения»
С.Панкова.
« Лабиринты
вдохновения»
С.Панкова.
« Лабиринты
вдохновения»
С.Панкова.
« Лабиринты
вдохновения»
С.Панкова.
« Лабиринты

Башмачок
82.

83.

84.

85.

86.

87.

88.

89.

90.

Новогодний
сувенир
Башмачок

2

25.12

Новогодний
сувенир
Башмачок

2

26.12

2

27.12

2

13.01

Подготовка
трафаретов для
выжигания

2

14.01

Подготовка ткани
для работы

2

15.01

Выжигание по
трафарету

2

16.01

Выжигание по
ткани

2

17.01

Выжигание по
ткани

2

20.01

Оформление
Работ.
Подготовка к
выставке.
Гильяширование.
Техника
безопасности с
выжигателем

игрушки
бутылка

вдохновения»

Бумага клей
инструменты,
игрушки
бутылка
Бумага клей
инструменты,
игрушки
бутылка

С.Панкова.
« Лабиринты
вдохновения»
С.Панкова.
« Лабиринты
вдохновения»
С.Панкова.
« Лабиринты
вдохновения»

Выжигатель,
стекло,
трафарет,
капрон
Выжигатель,
стекло,
трафарет,
капрон
Выжигатель,
стекло,
трафарет,
капрон
Выжигатель,
стекло,
трафарет,
капрон
Выжигатель,
стекло,
трафарет,
капрон
Выжигатель,
стекло,
трафарет,
капрон

З.П.Котенкова.
«Выжигание по
ткани» изделия в
технике
гильоширования
З.П.Котенкова.
«Выжигание по
ткани» изделия в
технике
гильоширования
З.П.Котенкова.
«Выжигание по
ткани» изделия в
технике
гильоширования
З.П.Котенкова.
«Выжигание по
ткани» изделия в
технике
гильоширования
З.П.Котенкова.
«Выжигание по
ткани» изделия в
технике
гильоширования
З.П.Котенкова.
«Выжигание по
ткани» изделия в
технике
гильоширования

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

98.

99.

100.

101

Выжигание по
ткани

2

21.01

Выжигание по
ткани

2

22.01

Выжигание по
ткани

2

23.01

Выжигание по
ткани

2

24.01

Текстильная
кукла

2

27.01

Инструменты,
ткань

Подбор
материала для
тела куклы

2

28.01

Инструменты,
ткань

Пошив и набивка
деталей тела
куклы

2

29.01.

Инструменты,
ткань

Пошив и набивка
деталей тела
куклы

2

30.01

Инструменты,
ткань

2

31.01

Инструменты,
ткань

2

03.02

2

04.02

Пошив и набивка
деталей тела
куклы
Пошив и набивка
деталей тела
куклы
Пошив и набивка
деталей тела

Выжигатель,
стекло,
трафарет,
капрон
Выжигатель,
стекло,
трафарет,
капрон
Выжигатель,
стекло,
трафарет,
капрон
Выжигатель,
стекло,
трафарет,
капрон

Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,

З.П.Котенкова.
«Выжигание по
ткани» изделия в
технике
гильоширования
З.П.Котенкова.
«Выжигание по
ткани» изделия в
технике
гильоширования
З.П.Котенкова.
«Выжигание по
ткани» изделия в
технике
гильоширования
З.П.Котенкова.
«Выжигание по
ткани» изделия в
технике
гильоширования
Е.Гурылева
«Текстильная
кукла от макушки
до пяточек»
Е.Гурылева
«Текстильная
кукла от макушки
до пяточек»
Е.Гурылева
«Текстильная
кукла от макушки
до пяточек»
Е.Гурылева
«Текстильная
кукла от макушки
до пяточек»
Технологическая
карта
Технологическая
карта
Технологическая
карта

куклы
102

103

104

105.

106.

107.

108.

109.

110.

111.

112.

113.

114.

115.

Пошив и набивка
деталей тела
куклы
Пошив и набивка
деталей тела
куклы
Пошив и набивка
деталей тела
куклы
Пошив и набивка
деталей тела
куклы
Пошив и набивка
деталей тела
куклы
Пошив и набивка
деталей тела
куклы
Пошив и набивка
деталей тела
куклы
Сборка куклы
Пришивание
головы
Сборка куклы.
Пришив ног и
рук к туловищу
Сборка куклы.
Пришив ног и
рук к туловищу
Сборка куклы.
Пришив ног и
рук к туловищу
Сборка куклы.
Пришив ног и
рук к туловищу
Сборка куклы.
Пришив ног и
рук к туловищу
Изготовление
обуви для куклы

наполнитель

2

05.02

2

06.02

2

07.02

2

10.02

2

11.02

2

12.02

2
13.02

2

14.02

2

17.02

2

18.02

2

19.02

2

20.02

2

21.02

2

24.02

Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,

Технологическая
карта
Технологическая
карта
Технологическая
карта
Технологическая
карта
Технологическая
карта
Технологическая
карта
Технологическая
карта
Технологическая
карта
Технологическая
карта
Технологическая
карта
Технологическая
карта
Технологическая
карта
Технологическая
карта
Технологическая
карта

(кеды)
116.

117.

118.

119.

120

121.

122.

123.

124.

125.

126.

127.

Изготовление
обуви для куклы
(кеды)
Изготовление
обуви для куклы
(кеды)
Изготовление
обуви для куклы
(кеды)
Изготовление
обуви для куклы
(кеды)
Пошив наряда
для куклы
Легинсы/
штанишки
Пошив наряда
для куклы
Легинсы/
штанишки
Пошив наряда
для куклы
Легинсы/
штанишки
Пошив наряда
для куклы
Легинсы/
штанишки
Пошив
подъюбника
пачка
Пошив
подъюбника
пачка
Пошив
подъюбника
пачка
Пошив
подъюбника
пачка

наполнитель
Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань,
наполнитель
Инструменты,
ткань фетр

Технологическая
карта

28.02

Инструменты,
ткань фетр

Технологическая
карта

2

03.03

Инструменты,
ткань фетр

Технологическая
карта

2

04.03

Инструменты,
ткань фетр

Технологическая
карта

2

05.03

Инструменты,
ткань фетр

Технологическая
карта

2

06.03

Инструменты,
ткань фетр

Технологическая
карта

2

07.03

Инструменты,
ткань фатин

Технологическая
карта

2

10.03

Инструменты,
ткань фатин

Технологическая
карта

2

11.03

Инструменты,
ткань фатин

Технологическая
карта

2

12.03

Инструменты,
ткань фатин

Технологическая
карта

2

25.02

2

26.02

2

27.02

2

Технологическая
карта
Технологическая
карта

128.

129.

130.

131.

132.

133.

134.

135.

136.

137.

138.

139.

140.

141.

Пошив
подъюбника
пачка
Пошив платья
для куклы

Инструменты,
ткань фатин

Технологическая
карта

Инструменты,
ткан
Инструменты,
ткань
Инструменты,
ткань

Технологическая
карта

18.03

Инструменты,
ткань

Технологическая
карта

2

19.03

Инструменты,
ткань

Технологическая
карта

Пошив платья
для куклы

2

20.03

Инструменты,
ткань

Технологическая
карта

Пошив платья
для куклы

2

21.03

Инструменты,
ткань

Технологическая
карта

Пошив платья
для куклы

2

24.03

Инструменты,
ткань

Пошив платья
для куклы

2

25.03

Инструменты,
ткань

Пошив платья
для куклы

2

Инструменты,
ткань

Е.Гурылева
«Текстильная
кукла от макушки
до пяточек»
Е.Гурылева
«Текстильная
кукла от макушки
до пяточек»
Технологическая
карта

Пошив шапочки
с ушками

2

27.03

Инструменты,
ткань

Технологическая
карта

Пошив шапочки
с ушками

2

28.03

Инструменты,
ткань

Технологическая
карта

Пошив шапочки
с ушками

2

31.03

Инструменты,
ткань

Технологическая
карта

Пошив шапочки
с ушками

2

01.04

Инструменты,
ткань

Технологическая
карта

2

13.03

2

14.03

Пошив платья
для куклы

2

17.03

Пошив платья
для куклы

2

Пошив платья
для куклы

26.03

Технологическая
карта

142.

143.

144.

145.

146.

147.

148.

149.

150.

151.

Пошив шапочки
с ушками

2

02.04

Инструменты,
ткань

Технологическая
карта

Оформление
личико куклы

2

03.04

Инструменты,
ткань

Технологическая
карта

Оформление
личико куклы

2

04.04

Инструменты,
ткань

Технологическая
карта

Основные
приёмы вышивки
лентами

2

07.04

Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом

Закрепление
ленты на игле

2

08.04

2

09.04

2

10.04

Прямой
перевёрнутый
стежок

2

11.04

Французкий
узелок

2

14.04

2

15.04

Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца

Закрепление
ленты на
изнаночной
стороне
Прямой стежок

Присборенная
роза с
французким
узелком

Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом

152.

153.

154.

155.

156.

157.

158.

159.

160.

Использование
швов и стежков
длясоздания
узоров и цветов
Использование
швов и стежков
для создания
узоров и цветов
Использование
швов и стежков
для создания
узоров и цветов
Использование
швов и стежков
для создания
узоров и цветов
Роза в технике
скручивания и
присборенная
лента
Роза в технике
скручивания и
присборенная
лента
Роза в технике
скручивания и
присборенная
лента
Роза в технике
скручивания и
присборенная
лента
Открыткапаспарту
«Фуксия»

2

16.04

2

17.04

2

18.04

2

21.04

2

22.04

2

23.04

2

24.04

2

25.03

2

28.03

Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,

Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом

пяльца
161.

162.

163.

164.

165.

166.

167.

168.

Открыткапаспарту
«Фуксия»

2

29.03

Открыткапаспарту
«Фуксия»

2

30.03

Открыткапаспарту
«Фуксия»

2

05.05

Открыткапаспарту
«Фуксия»

2

06.05

Открыткапаспарту
«Фуксия»

2

07.05

Тюльпаны из
ленты

2

12.05

Тюльпаны из
ленты

2

13.05

Тюльпаны из
ленты

2

14.05

Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца

Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом

169.

170.

171.

172.

173.

174.

175.

176.

177.

Тюльпаны из
ленты

Тюльпаны из
ленты

Космея из лент

Космея из лент

Космея из лент

Вышивка
лентами
«Панно Маки»
«Панно Маки»

«Панно Маки»

Рамка для
фотографии

2

15.05

2
16.05

2

19.05

2

20.05

2

21.05

2

22.05

2

23.05

2

26.05

2

27.05

Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,

Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н.Бекенова.
Вышивка лентами
шаг за шагом
Н. Бекенова.
«Вышивка
лентами»
Н. Бекенова.
«Вышивка
лентами»
Н. Бекенова.
«Вышивка
лентами»
Н. Бекенова.
«Вышивка
лентами»

пяльца
178.

179.

180.

Рамка для
фотографии

2

28.05

Рамка для
фотографии

2

28.05

Рамка для
фотографии

2

29.05

Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца
Ленты, нитки,
ткань иглы
бусины линейка
ножницы,
пяльца

Н. Бекенова.
«Вышивка
лентами»
Н. Бекенова.
«Вышивка
лентами»
Н. Бекенова.
«Вышивка
лентами»

5.Список литературы
Для обучающихся
1.Агапова И., Давыдова М. «Мягкая игрушка - своими руками» - М.,
2003г.
2.Волкова Н.В. Любимые игрушки. Шьём для себя и детей! 3.Ростов н/Дону: Феникс, 2008 - 221 с.
4.Измайлова Т.В. «Пэчворк» Серия «Рукоделие» - М.: ЭКСМО,
2018. - 208с.
5.Лыкова И.А. Бабушкины куколки. - М.: Цветной мир, 2014 - 18 с.
6.Мудрагель Лидия Куклы из текстиля и трикотажа. - С-Пб.:Изд. Питер,
2015 - 128 с.
7.Панкова Светлана Серия: Лабиринты вдохновений. - М.: Формат, 2017. 68с.

8.Скляренко О.А. Игрушки. 8 милых зверушек с выкройками и
пошаговыми инструкциями изготовления. - М.: АСТ: мастерица, 2015 - 64 с.
Литература для педагогов
1.Волкова Н.В. Любимые мягкие игрушки. - М.: Феникс, 2017. - 221с.
2.Денисова Т.В. Народные куклы-обереги. -С-Пб.: Питер, 2016 - 64 с.
3.Денисова Т.В. Игрушки-обереги своими руками. - М.: АСТ, 2015 - 64 с
4.Герлинг С. Мягкие игрушки. - М.: Эксмо, 2015. - 48с.
5.Като Тереза. Шьём текстильных кукол. Основы моделирования и
дизайна. -М.: ИЗД. КОНТЭНТ, 2015 - 112 с.
6.Сабитова Е. Детские куклы из ткани по Вальдорфской
технологии. - М.: Изд. Эксмо, 2018 - 160 с.
7.Спицына А. Подушки, кресла-мешки, мягкие игрушки. - М.:
Рипол- классик, 2013. - 320с.
8.Цыгвинцева

О.А.

Мастер

народных

кукол.

Теоретические

и

практические основы изготовления. - М.:Изд. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 - 80 с.
9.Ксения Митителло «Аппликация Дом из ткани». Культура и традиции,
2004
10.К.Митителло «Аппликация Техника и искусство» Москва ЭКСМО
2003г.
11.«Новая жизнь старых вещей» сост.М.С.Бугаева.«Педагогика-Пресс»
1994г.
12.«Волшебный стежок» Ю.Е.Моисеенко, Е.В.Бичукова, Т.В,Бичукова.
Минск «Полымя» 2000г.
13.«Объёмная вышивка» Хелен Пирс. Изд. Дом «Ниола 21век» 2003г.
14.«Вышивка» М.Максимова, М. Кузимина. Москва ЭКСМО 2003г.
15.«Вышивка

в

интерьере»

А,А,Иванова.

Москва

ОЛМА-ПРЕСС

Образование 2004г.
16.«Искуство делать цветы» Е.П.Сухорукова, Л.Г.Чечулинская. Культура
и традиции. Москва 1994г.
17.«Цветы из ткани» Надежда Череда.Москва АСТ-ПРЕСС 2011г.

18. «Работа с мягкой игрушкой» А.В.Ефимова. Москва «Просвещение»
1978г.
19. Надежда Войдинова «Мягкая игрушка» Москва ЭКСМО 2004г.
20.Н.Белова «Мягкая игрушка» Москва ЭКСМО – ПРЕСС 2001г.
21.З.П.Котенкова «Выжигание по ткани» Ярославль Академия Холдинг
2002г.
22.Т.Н,Андрианова, О.Н.Макарова. «Декоративное выжигание по ткани»
Питер 2005г.
Интернет - ресурсы:
1.

kydesnica.com

2.

https://infourok.ru/ovz-rabochaya-programma-ruchnoj-trud

3.

ya-uchitel.ru

4.

pedmix.ru

5.

ped-konkurs.ru

6.

https://www.art-talant.org/publikacii

Приложение №1
Карточка учёта результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Рукодельница»
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Творческое объединение ______________________________________________________________________
Год обучения __________________________________________________________________________
Группа ______________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога ____________________________________________________________
Учебный год ____________________________________________________________________
№ Ф.И.
обучающегося.

начальная
Н
диагностика
теория практика владение
терминологией

Промежуточная
теория практика владение
теория
терминологией

Итоговая
практика
владение терминологией

Теоретическая подготовка ребенка включает:
•
теоретические знания по программе - то, что обычно определяется словами «Дети будут знать»;
•
владение специальной терминологией по тематике программы — набором основных понятий, отражающих специфику
изучаемого предмета.
Практическая подготовка ребенка включает:
•
практические умения и навыки, предусмотренные программой, — то, что обычно определяется словами «Дети будут уметь»;
•
владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для освоения курса;

• творческие навыки ребенка — творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте.
Например, минимальному уровню может соответствовать 1 балл, среднему — 5 баллов, максимальному — 10 баллов.
•

Приложение №2

Ключевые компетенции обучающихся
Творческое объединение ______________________________________________________________
Год обучения ___________________________________________________________________
Группа _________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога _____________________________________________________
Учебный год _____________________________________________________________
№

Ф.И. обучающегося
Креативность

Компетенции обучающегося
Комму никация

Коллаборация

Критическое мышление

умение
ставить
- умение слушать;
- умение взаимодействовать и работать в команде,
вопрос;
- умение слышать;
- умение
коллективно
- самостоятельно
в
процессе
- умение представить себя; сотрудничать
способность
к
находить
материал,
деятельности;
владение
средствами
творчеству;
необходимый
для
- умение распределять работу;
коммуникации;
развитые воображение
работы;
- умение определить общую цель и способы ее
умение
адекватно
- составлять план, и фантазия;
вести
себя
вдостижения;
-и
желание воспринимать
оценивать
социальной
среде
по
и создавать нечто новое;
анализировать;
отношению
к
другим
любознательность;
- делать выводы и людям.
учиться
на
инициативность
в
собственных ошибках; творческой деятельности;
осваивать
современные
средства
информации
и
информационные технологии;

-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».