Положение об оказании логопедической помощи

Принято на педагогическом совете
ГКОУ АО «Школа - интернат № 1»
Протокол № /
О т« М ' »
. 2020г.
Согласовано
ч/
Председатель ПК .
Дохай Е.А.
\

-------------------------------------------------- „ у . ' 1 -

— !—

\

т

>

'

Утверждаю
Директор ГКОУ АО
«Школа - интернат № 1»
'(J
Волгуцкова Е.И.

----- *п- -1Щттяг1—

г-

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОКАЗАНИИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В ГКОУ АО «ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №1»

1. Общие положения
1.1. Данное положение об оказании логопедической помощи в ГКОУ АО
«Школа - интернат №1» разработано на основании распоряжения МП РФ от
6 августа 2020г. № Р - 75 «Об утверждении примерного положения об
оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность» и регламентирует деятельность организации,
осуществляющей образовательную деятельность (далее - школа), в части
оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения
устной и (или) письменной речи (далее - обучающиеся) и трудности в
освоении ими адаптированных основных общеобразовательных программ
для обучающихся с интеллектуальным нарушением.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с:
• Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования.
• Постановления Главного государственного санитарного врача
российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об
утверждении СанПин 2.4.2.3286-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных учреждениях».
• Постановления Главного государственного санитарного врача
российской Федерации от 10 июля 2015 года №26 «Об утверждении
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
22 декабря 2014 года №1601 «О продолжительности рабочего времени
(нормах часов педагогической работы за ставку заработанной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
1.3. Задачами школы по оказанию логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
обучающихся;
- организация проведения логопедических занятий с обучающимися с
выявленными нарушениями речи;

- предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
I. 4. Диагностическая деятельность логопедической службы заключается в
комплексном логопедическом обследовании устной и письменной речи
обучающихся, сборе и анализе анамнестических данных; дифференциальной
диагностике речевых расстройств; обработке результатов обследования;
комплектовании групп на основе диагностических данных; составлении
перспективного плана коррекционно - логопедической работы на каждую
группу и рабочих программ; составлении расписания занятий; подготовки
необходимой консультации для участия в работе школьного психолого медико - педагогического консилиума.
II. Порядок оказания логопедической помощи.
2.1. Логопедическая помощь оказывается Организацией любого типа
независимо от ее организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой
формы реализации образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи ведется документация
согласно приложению 1 к Положению. Срок хранения документов составляет
не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется
локальным нормативным актом, регулирующим вопросы оказания
логопедической помощи, исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение ЦПМПк с
рекомендациями занятий с логопедом из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 5 (6) - 12 обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
проведенной учителем-логопедом, из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 20 таких обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного
заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения
N 2 и N 3 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая
входное и контрольное
диагностические
мероприятия,
продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование
обучающихся
по запросу
родителей
(законных представителей)

программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций",
постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях".
2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется
учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций
ЦПМПК, ШПМПк и результатов логопедической диагностики.
2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям
(приложение N 5 к Положению).
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом,
- методическая, подготовительная, организационная и иная.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22
декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах
часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом договоре".
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов)
заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления
речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников
образовательного
процесса
(административных
и
педагогических
работников, родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;

индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей),
педагогических
и
руководящих
работников;
информационных стендов.
III. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования.
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителейлогопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в
освоении образовательных программ начального общего, основного общего
и среднего общего образования определяются с учетом локальных
нормативных актов Организации.
3.2. Учащиеся могут получать логопедическую помощь независимо от
формы получения образования и формы обучения.
3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ЦПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе общего
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и
требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы и
составляет (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) не менее
трех логопедических занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических занятий в неделю
для других категорий обучающихся с ОВЗ;
2) для учащихся, имеющих заключение ШПМПк и (или) ЦПМПК с
рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся,
испытывающим
трудности
в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет (в форме групповых и
индивидуальных занятий) не менее двух логопедических занятий в неделю;
3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи,
выявленных по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной
ГКОУ «Школа - интернат №1».
3.4. Продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
- в 1 (дополнительном) - 1 классах - групповое занятие - 35 - 40 мин,
индивидуальное - 20 - 40 мин,
- во 2 - 11 (12) классах - групповое занятие - 40 - 45 мин, индивидуальное - 20
- 45 мин.
3.5. Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий:

1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ЦПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе общего
образования, не более 6 -8 человек;
2) для учащихся, имеющих заключение ШГТМПк и (или) ЦПМПК с
рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся,
испытывающим трудности
в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, не более
6 -8 человек;
3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная
наполняемость группы определяется программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной ГКОУ «Школа - интернат
№ 1».

Приложение N 1
к Положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
Документация при оказании логопедической помощи
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

Приложение N 2
к Положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
ОБРАЗЕЦ
Руководителю организации,
осуществляющей образовательную
деятельность
Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося

Я,
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь
родителем
(законным
представителем)
(нужное подчеркнуть)

(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего
ребенка.
20

________________

/__________________ /_______________________________________________ '
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение N 3
к Положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
ОБРАЗЕЦ
Руководителю организации,
осуществляющей образовательную
деятельность
о т__________________________
ФИО родителя
(законного представителя)
Заявление
Я,

ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь

родителем

(нужное подчеркнуть)

(законным

представителем)

(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу
организовать для моего ребенка логопедические занятия в
соответствии
с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/
психолого-педагогического
консилиума/учителя-логопеда
(нужное
подчеркнуть).
____________

20__

г.

/ __________________/_______________________________________________

(подпись)

(расшифровка подписи)
Приложение N 4
К Положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность

Педагогическая характеристика
на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
- дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную
деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в классе;
2. класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
3. на дому;
4. в медицинской организации;
5. в форме семейного образования;
6. сетевая форма реализации образовательных программ;
7. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в
образовательной организации): переход из одной образовательной
организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в
состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная,
повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи
с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение
на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное

обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных
занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные
отношения и количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы
или название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы
(для обучающегося по образовательной программе дошкольного
образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом
обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая,
неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к
обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная),
сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на
критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает
деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при
этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы
и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истотцаемость
(высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная,
незначительная)и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности
к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей,
пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых
родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с
логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая
помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом,
психологом, учителем начальных классов - указать длительность, т.е. когда
начались/закончились занятия).
5. Характеристики взросления:
- для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно­
опасным) поведением.
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для
обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно
наличие травмирующих переживаний - например, запретили родители,
исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как
относится к их выполнению);

- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых
учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию
на них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или
оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный
лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося
(приоритетная, второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося
(сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных
сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том
числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована
недостаточно, сформирована "на словах");
- самооценка;
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого
слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей
ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи,
являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих
тетрадей, результаты контрольных работ и другое).
" "
20
г.
/
/
Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, должность в ОО)
Результат обращения:
20

/

/

Приложение N 5
к Примерному положению
об оказании логопедической помощи
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону
учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического
материала и консультирования педагогов и родителей (законных
представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется
оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать
приборами
дополнительного
освещения,
настенным
зеркалом,
дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования
учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и
речевых потребностей детей.
При
оснащении
игровой
зоны
рекомендуется
предусматривать
полифункциональное,
многопрофильное
модульное
оборудование,
направленное
на
максимальное
раскрытие
коммуникативных,
сенсомоторных и творческих возможностей детей.
2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающими трудности в освоении образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону
коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического
материала и консультирования педагогов и родителей (законных
представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется
оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать
мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических
занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом,
учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим
материалами.
При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное,
многопрофильное
модульное
оборудование,
направленное
на
максимальное
раскрытие
коммуникативных,
сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».