Пояснительная записка Воспитание обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из основополагающих задач развития личности. Выполнению этой задачи способствует программа деятельности школьного краеведческого музея. Школьный историко-краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социальноэкономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном крае, школе. Таким образом, музей является одним из центров патриотического воспитания обучающихся ГКОУ АО «Школы-интернат №1» для обучающихся с ОВЗ. Программа «Помним! Гордимся!» предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области музееведения, приобщения к истории родного края, воспитания гражданственности, патриотизма. Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела обучающиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. Цель: - помочь каждому ребёнку занять активную жизненную позицию в процессе познания и улучшения окружающего мира; стать достойным гражданином своей страны, защитником Родины. Задачи: - развитие интереса у молодого поколения к изучению истории страны через практическое участие в работе Музея, шефстве над ветеранами и увековечении памяти об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны; - приобщение к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, своего района, своей станицы. - формирование у подростков и юношей позитивного отношения к Вооружённым Силам Отечества, готовности к службе в армии; - привитие к школьникам чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации и исторических святынь Отечества; - создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена музея через конкретные дела патриотической направленности; - использование материалов научных центров, государственных и общественных музеев, экскурсионных бюро, детских и молодёжных организаций, средств массовой информации в совместной работе по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 11-17 лет. Объем освоения программы:_204__ часа в год. Срок реализации программы – 1 учебный год. Форма бучения – очная. Особенности организации образовательного процесса: Занятия проходят по подгруппам: 1 подгруппа 3 ч. в неделю, 2 подгруппа 3 ч.в неделю. Режим занятий –6 часов в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут. Особенностью программы является разнообразие форм и методов военнопатриотического воспитания: музейные уроки, викторины, конкурсы, мероприятия, походы и экскурсии, участие в военно-патриотических объединениях. Акцент делается на формирование чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма. В целом содержательно-методический материал программы разнообразен: журналы, книги, встречи, экспонаты музея, материалы архивов, письма с боевых действий. Актуальность этого направления очевидна: нам так необходимо потомство, которое крепко и надѐжно будет охранять рубежи любимой Отчизны, преумножать славу и подвиги многих поколений русских людей. В настоящее время одним из приоритетов деятельности музеев является воспитание учащихся средствами музейной педагогики, воспитание граждан, осознающих свою ответственность за судьбу Отечества. Всѐ более актуальной становится задача воспитания гражданского патриотизма в современном понимании этого термина, уважения к национальным ценностям, к человеческой личности. Школьный историко-краеведческий музей «Помним! Гордимся!» в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания обучающихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родной школе, семье, родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций. Работа в музее ведѐтся по направлениям: 1. Взаимодействие с организациями, предоставляющих исторический материал для музея; 2. Информационно-познавательное; 3. Экскурсионное; 4. Реставрационно-оформительское; 5. Организационно-массовое. 1. Взаимодействие с организациями, предоставляющих исторический материал для музея; • Приглашение сотрудников войсковой части АЦКК г. Астрахани (беседы, рассказы из личного опыта); 2. Информационно-познавательное; • Использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы; • Информационно-познавательные беседы; • Показ презентаций; • Просмотр документально-исторических фильмом; • Тематические встречи с участниками боевых действий. 3. Экскурсионное; • Организация экскурсий по школьному музею (обзорные и тематические); • Посещение музея боевой славы г. Астрахани; • Посещение Астраханского краеведческого музея. 4. Реставрационно-оформительское; • Оформление стендов и витрин; • Уход за экспонатами и их реставрация; • Открытие новых экспозиция; • Творческая деятельность детей (поделки, рисунки… 5. Организационно-массовое. • Уроки мужества; • Традиционные праздничные встречи с участием ветеранов войны и т руда; • Посещение памятников боевой славы; • Участие в конкурсах (Всероссийские, региональные…). Механизм реализации программы В своей работе Музей руководствуется: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ Федеральный закон от 15.04.1998 N 64-ФЗ Указ президента Российской Федерации "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей. Методические рекомендации о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно- воспитательные функции музейными средствами. Методические рекомендации по организации экскурсий для обучающихся, включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и соцзащиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007г. № 06-11. Предполагаемые конечные результаты Осуществление настоящей Программы позволит: - продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания; - сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции; - заполнить свободное время учащихся социально значимыми, интересными делами, оставив тем самым нарастающую бездуховность; - оказывать повседневную помощь каждому ребѐнку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей; - создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности. Календарно-тематическое планирование. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема Сентябрь Введение, экскурсия по школьному музею, знакомство. Всемирный день борьбы с терроризмом. День танкиста (Беседа) Музеи города (презентация) Час общения. «Что такое подвиг? Подвигу жить века» Чем воины защищали Родину. Оружие военных лет. Вчера и сегодня. Наша Родина – Россия. (видеофильм) Музеи в Российской Федерации Классификация музеев Дата Количество часов 4.09.24 2 06.09.24 2 09.09.24 11.09.24 13.09.24 2 2 2 16.09.24 2 18.09.24 2 20.09.24 2 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. Час общения «История моего края в истории моей страны» «Солдаты милосердия» - о медицинских сестрах Великой Отечественной войны. «Солдаты милосердия» - о животных на Великой Отечественной войне. День пожилого человека. Вспоминаем подвиги дедушек и бабушек. Поздравляем. Октябрь Символы государства. Гимн. Символы государства. Флаг. Символы государства. Герб. Подвиг учителя в военные годы День гражданской обороны МЧС России. Ветераны 20 столетия. Афганистан. Фильм об Афганистане. День отца. Мой папа герой. Знакомство с историческими памятниками России. Знакомство с историческими памятниками родного города. Знакомство с историческими памятниками нашего района, экскурсия. НОЯБРЬ День народного единства. Октябрьская революция. Астрахань многонациональная. Возрождение народных культурных традиций. Лепка из соленого теста. Каравай. 23.09.24 2 25.09.24 2 27.09.24 2 30.09.24 2 02.10.24 04.10.24 07.10.24 09.10.24 11.10.24 2 2 2 2 2 14.10.24 2 16.10.24 18.10.24 21.10.24 2 2 2 23.10.24 2 25.10.24 2 06.11.24 08.11.24 11.11.24 13.11.24 2 2 2 2 15.11.24 2 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. Парад Советских войск на Красной площади. Контрнаступление. Сталинградская битва Матерям – героям. Баллада о солдатской матери (ко Дню Матери») Отечества достойные сыны. Подвиг солдата в Афганистане. Отечества достойные сыны. Афганистан. (оригами пилотка) День морской пехоты. Декабрь Наградные ордена, медали и заслуги защитников нашей Родины. Георгиевская лента, история. Аппликация «Георгиевская лента» Великие полководцы России Юные герои ВОВ. Начало войны в Чечне. Конституция РФ Просмотр фильма «Смоленское сражение» Письмо солдату. Практическая работа. Маршевые строевые песни. Песни о войне. Просмотр хроники военных лет. Начало войны в Афганистане. Игра «Донесение» Январь Русский солдат – наш пример, и наш герой. Русский солдат – наш пример, и наш герой подвиги на СВО. Подарок солдату СВО. 18.11.24 2 20.11.24 2 22.11.24 2 25.11.24 2 27.11.24 2 29.11.24 2 02.12.24 2 04.12.24 2 06.12.24 09.12.24 11.12.24 13.12.24 16.12.24 2 2 2 2 2 18.12.24 2 20.12.24 23.12.24 2 2 25.12.24 27.12.24 2 2 13.01.25 2 15.01.25 2 17.01.25 2 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. Чем сражались солдаты. Рисование «Герой в бою» Виды войск в России. Снятие блокады Ленинграда Дидактическая игра «Подбери солдату форму» Война в стихах и рассказах. А. Твардовский «Василий Теркин». Февраль Война в стихах и рассказах. Чтение художественной литературы о ВОВ. Выпуск информационного листка. Красная звезда. Историческое краеведение. Подвиг трудового народа г. Астрахани. Историческое краеведение. Продолжение (подвиг Астраханцев в тылу) Историческое краеведение. Волонтеры, помощь СВО. Выход Советских войск из Афганистана. Их профессия - Родину защищать. Праздник 23 февраля. Стенгазета. Поздравляем защитников Родины. Читаем стихи, поем песни для защитников Родины. Виртуальная экскурсия на мамаев Курган. Победа в Сталинградской битве. 28 февраля «День памяти 6-й роты, ушедшей в века» Март Выпуск информационного листка. Десантники герои. 20.01.25 22.01.25 24.01.25 27.01.25 29.01.25 2 2 2 2 2 31.01.25 2 03.02.25 2 05.02.25 2 07.02.25 2 10.02.25 2 12.02.25 2 14.02.25 2 17.02.25 2 19.02.25 2 21.02.25 2 24.02.25 2 26.02.25 28.02.25 2 2 03.03.25 2 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. Участники войны и «горячих точек» (Афганистан) Участники войны и «горячих точек» (Чеченская война) Женщины –герои, защитники Родины. Участники войны и «горячих точек» (СВО) Песни, с которыми мы победили. Героями не рождаются. Тематический показ фильмов. Военная викторина. Историческая игра «Не меркнет летопись побед» Апрель Война в стихах и рассказах. Чтение художественной литературы о войне. Крымская наступательная операция. 1944 г. Взятие г.Кенигсберга. 1945г. Военная слава земляков на СВО. Военная слава земляков в чеченской войне. Военная слава земляков, герои Афганистана. Подвиг неизвестного солдата. Виртуальная экскурсия в Александровский сад. Встреча с ветеранами труда. Поездка в краеведческие музеи. Что мы видели в Астраханском Краеведческом музее. Рисование. Поисковики. Кто это? Подвиг поисковых отрядов. Мир. Труд. Май. 05.03.25 2 07.03.25 2 10.03.25 2 12.03.25 2 14.03.25 2 17.03.25 2 19.03.25 21.03.25 2 2 02.04.25 2 04.04.25 2 07.04.25 09.04.25 11.04.25 2 2 2 14.04.25 2 16.04.25 2 18.04.25 21.04.25 23.04.25 2 2 2 25.04.25 28.04.25 30.04.25 2 2 2 90. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. Май Открытка для ветеранов труда. Изготовление подарков ветеранам ВОВ. День Победы. Рисование «Звезда Героя» Международный день музеев. Цена фашистской агрессии. К чему приводят войны. В рамках Дня семьи «Династии воинов» Урок о мире. Рисование мелками на асфальте «Пусть всегда будет мир» Коллективная работа. Оригами «Журавлики» Экскурсия на аллею славы. АЦКК (возложение цветов к обелиску) Военно-спортивные игры. 05.05.25 07.05.25 2 2 12.05.25 14.05.25 16.05.25 19.05.25 2 2 2 2 21.05.25 2 23.05.25 2 26.05.25 2 28.05.25 2 30.05.25 2 Материально-техническое обеспечение музея. Интерактивная доска 1 шт Витрины для экспонатов 4 шт Стенды тематические по ВОВ 5 шт Парты, стулья по количеству детей. Колонка 1 шт. Оборудование необходимое для занятий. Интерактивная доска, Канцелярия, Колонка, Экспонаты. Литература 1. Аксельрод В.И. Алгоритм подготовки юных исследователейкраеведов. // Дополнительное образование. 2001 г. № 5. 2. Альтман И.А., Курносов А.П., Туманов В.Е. Документальные памятники в школьных музеях. Москва. 1977 г. 3. Беспятова И.К., Яковлева Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. Москва. 2006 г. 4. Вестник Союза краеведов России. Москва. 1992 г. № 7. 5. Внешкольник. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Москва. 2002 г. № 9. 6. Гладких В.Н., Мальцева Н.В. Мы призваны сохранить русскую историю, культуру, традиции. //Дополнительное образование. 2002 г. № 6. 7. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. Москва. Айрис ПРЕСС. 2005 г. 8. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность. Ростовна-Дону. 2002 г. 9. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Москва. 1997 г. 10. Ожегов С.Н. Словарь русского языка. Москва. 1968 г. 11. Организация работы музея образовательного учреждения. Краснодар. 1998 г. 12. Педагогический вестник Кубани. Краснодар. 2005 г. №3, №4 13. Степанищев А.Т. История Отечества: преподавание в школе. Москва. 2001 г.