Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа историко-краеведческого музея. Помним! Гордимся! (корпус 2)

Пояснительная записка
Воспитание обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания,
высокой нравственности является одной из основополагающих задач развития
личности. Выполнению этой задачи способствует программа деятельности
школьного краеведческого музея. Школьный историко-краеведческий музей
обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он
сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Путешествуя по
родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с
участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными,
изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах,
обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории,
культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины
связана с историей России, как различные исторические, политические и
социальноэкономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на
развитие этих процессов в родном крае, школе. Таким образом, музей является одним
из центров патриотического воспитания обучающихся ГКОУ АО «Школы-интернат
№1» для обучающихся с ОВЗ.
Программа

«Помним!

Гордимся!»

предназначена

для

получения

обучающимися дополнительного образования в области музееведения, приобщения
к истории родного края, воспитания гражданственности, патриотизма. Для развития,
обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с
прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы
учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть,
посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе,
потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Осваивая теоретические
знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного
дела обучающиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к
реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других
поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Цель: - помочь каждому ребёнку занять активную жизненную позицию в процессе
познания и улучшения окружающего мира; стать достойным гражданином своей
страны, защитником Родины.
Задачи:
- развитие интереса у молодого поколения к изучению истории страны через
практическое участие в работе Музея, шефстве над ветеранами и увековечении
памяти об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны;
- приобщение к традициям, культурному и историческому прошлому своей
страны, своего района, своей станицы.
- формирование

у

подростков

и

юношей

позитивного

отношения

к

Вооружённым Силам Отечества, готовности к службе в армии;
- привитие к школьникам чувство гордости, глубокого уважения и почитания
символов Российской Федерации и исторических святынь Отечества;
- создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена музея
через конкретные дела патриотической направленности;
- использование материалов научных центров, государственных и общественных
музеев, экскурсионных бюро, детских и молодёжных организаций, средств массовой
информации в совместной работе по патриотическому воспитанию подрастающего
поколения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 11-17 лет.
Объем освоения программы:_204__ часа в год.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Форма бучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Занятия проходят по подгруппам: 1 подгруппа 3 ч. в неделю, 2 подгруппа 3 ч.в
неделю.
Режим занятий –6 часов в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.

Особенностью программы является разнообразие форм и методов военнопатриотического воспитания: музейные уроки, викторины, конкурсы, мероприятия,
походы и экскурсии, участие в военно-патриотических объединениях.
Акцент делается на формирование чувства сопричастности судьбам нашей
Родины, российского патриотизма.
В целом содержательно-методический материал программы разнообразен:
журналы, книги, встречи, экспонаты музея, материалы архивов, письма с боевых
действий.
Актуальность этого направления очевидна: нам так необходимо потомство,
которое крепко и надѐжно будет охранять рубежи любимой Отчизны, преумножать
славу и подвиги многих поколений русских людей.
В настоящее время одним из приоритетов деятельности музеев является
воспитание учащихся средствами музейной педагогики, воспитание граждан,
осознающих свою ответственность за судьбу Отечества.
Всѐ более актуальной становится задача воспитания гражданского патриотизма
в современном понимании этого термина, уважения к национальным ценностям, к
человеческой личности.
Школьный

историко-краеведческий

музей

«Помним!

Гордимся!»

в

соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания обучающихся. Он
развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников
любовь и уважение к родной школе, семье, родному краю, своей стране, к ее
историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором
формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и
укреплению школьных традиций.

Работа в музее ведѐтся по направлениям:

1. Взаимодействие с организациями, предоставляющих исторический материал
для музея;
2. Информационно-познавательное;
3. Экскурсионное;
4. Реставрационно-оформительское;
5. Организационно-массовое.

1.

Взаимодействие с организациями, предоставляющих исторический
материал для музея;
• Приглашение сотрудников войсковой части АЦКК г. Астрахани
(беседы, рассказы из личного опыта);

2.

Информационно-познавательное;
• Использование музейной информации в учебно-воспитательном
процессе школы;
• Информационно-познавательные беседы;
• Показ презентаций;
• Просмотр документально-исторических фильмом;
• Тематические встречи с участниками боевых действий.

3.

Экскурсионное;
• Организация экскурсий по школьному музею (обзорные и
тематические);
• Посещение музея боевой славы г. Астрахани;
• Посещение Астраханского краеведческого музея.

4.

Реставрационно-оформительское;
• Оформление стендов и витрин;
• Уход за экспонатами и их реставрация;
• Открытие новых экспозиция;
• Творческая деятельность детей (поделки, рисунки…

5.

Организационно-массовое.
• Уроки мужества;
• Традиционные праздничные встречи с участием ветеранов войны и
т руда;
• Посещение памятников боевой славы;
• Участие в конкурсах (Всероссийские, региональные…).
Механизм реализации программы

В своей работе Музей руководствуется:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Федеральный закон от 15.04.1998 N 64-ФЗ
Указ президента Российской Федерации "Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей.
Методические рекомендации о создании и функционировании структурных
подразделений

образовательных

организаций,

выполняющих

учебно-

воспитательные функции музейными средствами.
Методические рекомендации по организации экскурсий для обучающихся, включая
экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической
тематике.
Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и
развитию детских краеведческих объединений. Приложение к письму Департамента
молодёжной политики, воспитания и соцзащиты детей Минобрнауки России от 12
января 2007г. № 06-11.

Предполагаемые конечные результаты
Осуществление настоящей Программы позволит:
- продолжить работу над совершенствованием системы патриотического
воспитания;
- сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной
гражданской позиции;
- заполнить свободное время учащихся социально значимыми, интересными
делами, оставив тем самым нарастающую бездуховность;
- оказывать повседневную помощь каждому ребѐнку в его саморазвитии,
удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
- создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала
личности, навыков коллективной деятельности.

Календарно-тематическое планирование.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.

Тема
Сентябрь
Введение,
экскурсия
по
школьному музею, знакомство.
Всемирный день борьбы с
терроризмом.
День танкиста (Беседа)
Музеи города (презентация)
Час общения. «Что такое подвиг?
Подвигу жить века»
Чем воины защищали Родину.
Оружие военных лет. Вчера и
сегодня.
Наша
Родина
–
Россия.
(видеофильм)
Музеи в Российской Федерации
Классификация музеев

Дата

Количество часов

4.09.24

2

06.09.24

2

09.09.24
11.09.24
13.09.24

2
2
2

16.09.24

2

18.09.24

2

20.09.24

2

9.
10.

11.

12.

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.

Час общения «История моего
края в истории моей страны»
«Солдаты милосердия» - о
медицинских сестрах Великой
Отечественной войны.
«Солдаты милосердия» - о
животных
на
Великой
Отечественной войне.
День
пожилого
человека.
Вспоминаем подвиги дедушек и
бабушек. Поздравляем.
Октябрь
Символы государства. Гимн.
Символы государства. Флаг.
Символы государства. Герб.
Подвиг учителя в военные годы
День гражданской обороны
МЧС России.
Ветераны 20 столетия.
Афганистан.
Фильм об Афганистане.
День отца. Мой папа герой.
Знакомство с историческими
памятниками России.
Знакомство с историческими
памятниками родного города.
Знакомство с историческими
памятниками нашего района,
экскурсия.
НОЯБРЬ
День народного единства.
Октябрьская революция.
Астрахань многонациональная.
Возрождение народных
культурных традиций.
Лепка из соленого теста.
Каравай.

23.09.24

2

25.09.24

2

27.09.24

2

30.09.24

2

02.10.24
04.10.24
07.10.24
09.10.24
11.10.24

2
2
2
2
2

14.10.24

2

16.10.24
18.10.24
21.10.24

2
2
2

23.10.24

2

25.10.24

2

06.11.24
08.11.24
11.11.24
13.11.24

2
2
2
2

15.11.24

2

29.
30.
31.

32.
33.
34.
35.

36.

37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.

Парад Советских войск на
Красной площади.
Контрнаступление.
Сталинградская битва
Матерям – героям. Баллада о
солдатской матери (ко Дню
Матери»)
Отечества достойные сыны.
Подвиг солдата в Афганистане.
Отечества достойные сыны.
Афганистан. (оригами пилотка)
День морской пехоты.
Декабрь
Наградные ордена, медали и
заслуги защитников нашей
Родины.
Георгиевская лента, история.
Аппликация «Георгиевская
лента»
Великие полководцы России
Юные герои ВОВ.
Начало войны в Чечне.
Конституция РФ
Просмотр фильма «Смоленское
сражение»
Письмо солдату. Практическая
работа.
Маршевые строевые песни.
Песни о войне. Просмотр
хроники военных лет.
Начало войны в Афганистане.
Игра «Донесение»
Январь
Русский солдат – наш пример, и
наш герой.
Русский солдат – наш пример, и
наш герой подвиги на СВО.
Подарок солдату СВО.

18.11.24

2

20.11.24

2

22.11.24

2

25.11.24

2

27.11.24

2

29.11.24

2

02.12.24

2

04.12.24

2

06.12.24
09.12.24
11.12.24
13.12.24
16.12.24

2
2
2
2
2

18.12.24

2

20.12.24
23.12.24

2
2

25.12.24
27.12.24

2
2

13.01.25

2

15.01.25

2

17.01.25

2

50.
51.
52.
53.
54.
55.

56.

57.
58.

59.

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

68.

Чем сражались солдаты.
Рисование «Герой в бою»
Виды войск в России.
Снятие блокады Ленинграда
Дидактическая игра «Подбери
солдату форму»
Война в стихах и рассказах. А.
Твардовский «Василий Теркин».
Февраль
Война в стихах и рассказах.
Чтение художественной
литературы о ВОВ.
Выпуск информационного
листка. Красная звезда.
Историческое краеведение.
Подвиг трудового народа г.
Астрахани.
Историческое краеведение.
Продолжение (подвиг
Астраханцев в тылу)
Историческое краеведение.
Волонтеры, помощь СВО.
Выход Советских войск из
Афганистана.
Их профессия - Родину
защищать. Праздник 23 февраля.
Стенгазета. Поздравляем
защитников Родины.
Читаем стихи, поем песни для
защитников Родины.
Виртуальная экскурсия на
мамаев Курган.
Победа в Сталинградской битве.
28 февраля «День памяти 6-й
роты, ушедшей в века»
Март
Выпуск информационного
листка. Десантники герои.

20.01.25
22.01.25
24.01.25
27.01.25
29.01.25

2
2
2
2
2

31.01.25

2

03.02.25

2

05.02.25

2

07.02.25

2

10.02.25

2

12.02.25

2

14.02.25

2

17.02.25

2

19.02.25

2

21.02.25

2

24.02.25

2

26.02.25
28.02.25

2
2

03.03.25

2

69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.

77.

78.
79.
80.
81.
82.
83.

84.
85.
86.

87.
88.
89.

Участники войны и «горячих
точек» (Афганистан)
Участники войны и «горячих
точек» (Чеченская война)
Женщины –герои, защитники
Родины.
Участники войны и «горячих
точек» (СВО)
Песни, с которыми мы
победили.
Героями не рождаются.
Тематический показ фильмов.
Военная викторина.
Историческая игра «Не меркнет
летопись побед»
Апрель
Война в стихах и рассказах.
Чтение художественной
литературы о войне.
Крымская наступательная
операция. 1944 г.
Взятие г.Кенигсберга. 1945г.
Военная слава земляков на СВО.
Военная слава земляков в
чеченской войне.
Военная слава земляков, герои
Афганистана.
Подвиг неизвестного солдата.
Виртуальная экскурсия в
Александровский сад.
Встреча с ветеранами труда.
Поездка в краеведческие музеи.
Что мы видели в Астраханском
Краеведческом музее.
Рисование.
Поисковики. Кто это?
Подвиг поисковых отрядов.
Мир. Труд. Май.

05.03.25

2

07.03.25

2

10.03.25

2

12.03.25

2

14.03.25

2

17.03.25

2

19.03.25
21.03.25

2
2

02.04.25

2

04.04.25

2

07.04.25
09.04.25
11.04.25

2
2
2

14.04.25

2

16.04.25

2

18.04.25
21.04.25
23.04.25

2
2
2

25.04.25
28.04.25
30.04.25

2
2
2

90.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.

99.
100.

101.

Май
Открытка для ветеранов труда.
Изготовление подарков
ветеранам ВОВ.
День Победы.
Рисование «Звезда Героя»
Международный день музеев.
Цена фашистской агрессии. К
чему приводят войны.
В рамках Дня семьи «Династии
воинов»
Урок о мире. Рисование мелками
на асфальте «Пусть всегда будет
мир»
Коллективная работа. Оригами
«Журавлики»
Экскурсия на аллею славы.
АЦКК (возложение цветов к
обелиску)
Военно-спортивные игры.

05.05.25
07.05.25

2
2

12.05.25
14.05.25
16.05.25
19.05.25

2
2
2
2

21.05.25

2

23.05.25

2

26.05.25

2

28.05.25

2

30.05.25

2

Материально-техническое обеспечение музея.
Интерактивная доска 1 шт
Витрины для экспонатов 4 шт
Стенды тематические по ВОВ 5 шт
Парты, стулья по количеству детей.
Колонка 1 шт.

Оборудование необходимое для занятий.
Интерактивная доска,

Канцелярия,
Колонка,
Экспонаты.

Литература
1.

Аксельрод

В.И.

Алгоритм

подготовки

юных

исследователейкраеведов. // Дополнительное образование. 2001 г. № 5.
2.

Альтман И.А., Курносов А.П., Туманов В.Е. Документальные

памятники в школьных музеях. Москва. 1977 г.
3.

Беспятова И.К., Яковлева Д.Е. Военно-патриотическое воспитание

детей и подростков. Москва. 2006 г.
4.

Вестник Союза краеведов России. Москва. 1992 г. № 7.

5.

Внешкольник.

Методические

рекомендации

по

развитию

дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.
Москва. 2002 г. № 9.
6.

Гладких В.Н., Мальцева Н.В. Мы призваны сохранить русскую

историю, культуру, традиции. //Дополнительное образование. 2002 г. № 6.
7.

Касимова

Т.А.,

Яковлев

Д.Е.

Патриотическое

воспитание

школьников. Москва. Айрис ПРЕСС. 2005 г.
8.

Кукушкин

В.С.

Введение

в

педагогическую

деятельность.

Ростовна-Дону. 2002 г.
9.

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Москва. 1997 г.

10.

Ожегов С.Н. Словарь русского языка. Москва. 1968 г.

11.

Организация

работы

музея

образовательного

учреждения.
Краснодар. 1998 г.
12.

Педагогический вестник Кубани. Краснодар. 2005 г. №3, №4

13.
Степанищев А.Т. История Отечества: преподавание в школе.
Москва. 2001 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».