ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ с интеллектуальными нарушениями(умственной отсталостью) Педагог – психолог: Хребченкова О.Н. Астрахань 2024 год 1. Пояснительная записка: Актуальность программы Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной социально-психологической проблемой. Как известно, суицид занимает третье место в классификации причин смертности у населения (после онкологических болезней и заболеваний сердца). В соответствии с прогнозом ВОЗ в 2020 году приблизительно 1,5 миллиона людей во всем мире погибнут по причине самоубийства и в 10-20 раз большее их число совершит суицидальные попытки. По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше. Особую тревогу в последние время вызывает рост самоубийств среди подростков и юношей. Важно понять, что подростковый суицид сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь. Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется новообразование - «чувство взрослости», а новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет. Ведущей деятельностью в этот период является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека. Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появление огромного количества конфликтов с окружающим миром. Миром пока для него непонятным, неясным, пугающим. Попытка войти в новый, взрослый мир связан с проблемами, который подросток не в силах решить самостоятельно, и не в силах объяснить это окружающим. Самоубийство подростка – чаше всего рассматривается как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, – это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание. Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито и импульсивно реагирует на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутри личностные конфликты и т.д. Подросток с ОВЗ сталкивается с теми же проблемами, что и здоровые сверстники, но в отличии от здорового сверстника оказывается еще в более сложной ситуации, так как зачастую оказывается очень уязвимым-«слабым звеном» в современном социуме. Подросток с ОВЗ часто становится объектом насмешек и публичного унижения, что усугубляет прохождение кризисного подросткового период. Это может быть еще одной причиной чтобы решить все свои проблемы просто расставшись с жизнью. Поэтому мы считаем важным организовать в школе –интернате работу по профилактике суицидального поведения. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий. Целью данной программы является сохранение психологического здоровья обучающихся, посредством психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, профилактика суицидов и суицидального поведения среди несовершеннолетних обучающихся с УО. Задачи: - создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся с УО-; -повышение психологической грамотности педагогов; - изучение особенностей психолого-педагогического статуса обучающихся, детей находящихся в кризисной ситуации; - организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, -развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся. - сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей; -организация совместной деятельности школы-интерната и территориальных органов МВД России на районном уровне по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. - пропаганда здорового образа жизни, формирование у обучающихся позитивного образа Я. Нормативная база программы: 1. Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»; 2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) 3. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (с изменениями на 22 декабря 2014 года. Редакция, действующая с 1 января 2015 года) 4. Семейный кодекс Российской Федерации; 5. Конвенция о правах ребенка 6. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» от 21 ноября 2011 года 7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" 8. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" 9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)Статьи 42, 79 Распоряжение Правительства Астраханской области от 15.12.2012г., N501- « О стратегии действий в интересах детей» 11. Распоряжение Минпросвещения России от09.09.2019г №-93 Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации. 12. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020г №Р-193 Система функционирования психологических служб общеобразовательной организации. 10. 13. ФГОС ДО, НОО, ООО Раздел 3.Психолого педагогические условия. Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся 6-9 классов школы-интерната, а также поддержки обучающегося в решении важных для него жизненных проблем и задач. Принципы реализации программы. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебновоспитательного процесса. Срок реализации программы: 2 года (2023-2025 уч. г.) 2. Содержание программы: Основные направления деятельности: - Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления. - Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке. - Работа с педагогическим составом. - Работа с родителями. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ Содержание работы Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Составление базы данных по социальнонеблагополучным семьям. Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с Сроки В течение года Ответственный Психолог Соц. педагог сентябрь Соц. педагог В течение года Психолог Соц. педагог семьями социального риска. Заседание Совета профилактики Один раз в четверть Оформление стендов, обновление В течении информации по телефону доверия, и года службам кризисной помощи детям и подросткам. Повышение психолого-педагогической В течение компетенции всех участников УВП. года Учащиеся Психологические классные часы: В течение года (по «Я – уникальная и неповторимая запросу) личность» (5-7) кл. цель: формирование позитивного отношения к другим людям (толерантность) «Мир глазами агрессивного человека» Подростки ХХI века. (8 класс.) «Подросток и конфликты» (8-9 класс) «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (8-9 класс) «Способы саморегуляции эмоционального состояния» (9 класс) Проведение читательских часов «Возьми 1 раз в себе в пример героя» полугодие Оформление выставок, пропагандирующих человеческой жизни стендов, ценность Дни здоровья. Правовые классные часы: «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (7-9 классы); Психолог Соц. Педагог Администрация Соц. педагог Психолог, Соц. педагог Психолог Библиотекарь Февраль Библиотекарь, учитель ИЗО Октябрьапрель Учитель физкультуры, педагогорганизатор Инспектор КДН Соц. педагог В течение года (по запросу) «Права и обязанности учащихся» (59 классы); «Умей сказать «нет»» (6-9 классы); Формирование у учащихся позитивного образа Я (через занятия по психологии) Игра «Две планеты» для учащихся 6-х классов (цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека) Акция «Письмо матери» (цель: гармонизация детско-родительских отношений) Игра «В чем смысл жизни?" (8 – 9 кл.) В течение года октябрь Психолог ноябрь Психолог В течение года В течение года Психолог Психолог Тренинг «Быть уверенным – это здорово!» Психолог (цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению, 8-9 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях.) Педагоги Информирование педагогов по теме В течение Психолог «Возрастные психолого-педагогические года особенности подростков» Информирование педагогов по теме Сентябрь Психолог «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях» Семинар классных руководителей Декабрь Психолог «Причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников» Карта суицидального риска (А.Н. Октябрь Воспитатели Волкова) Семинар классных руководителей Апрель Психолог «Психологический климат в классе» Родители Родительские собрания: По плану Психолог, классных Соц. педагог «Возрастные психологопедагогические особенности руководителей (младший школьник, подросток)»; «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»; «Понять. Простить. Принять»; «Школьная травля, как один из подводных камней школьной жизни»; Диагностика Учащиеся Исследование уровня адаптации (6 Октябрьклассы) ноябрь Исследование уровня тревожности Октябрьапрель Исследования личностной сферы Октябрьподростков. апрель Диагностика суицидального риска: 1. проективная методика« Ваши суицидальные наклонности» ( З. Королевой), « Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества (Д.Рассела,М. Фергюсона), « Самооценка психических состояний личности» Г.Айзенка, шкала выявления депрессивных состояний детей и подростков ( М. Ковач) (6-8 классы) 2. тест « Противосуицидальная мотивация» ( Ю.Вагина),«Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества (Д.Рассела,М. Фергюсона), « Самооценка психических состояний личности» Г.Айзенка, шкала выявления депрессивных состояний детей и подростков ( М. Ковач).( 9класс) Родители Ноябрь Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин) Психолог Психолог Психолог Психолог Психолог Памятка для педагогов и родителей о критериях контроля за состоянием подростков. Критерии повышения риска суицидального поведения и нахождения подростка в критическом состоянии Внешний вид и поведение Эмоциональные нарушения Психические Тоскливое выражение лица (скорбная мимика) Гипомимия Амимия Тихий монотонный голос Замедленная речь Краткость ответов Отсутствие ответов Ускоренная экспрессивная речь Патетические интонации Причитания Склонность к нытью Общая двигательная заторможенность Бездеятельность, адинамия Двигательное возбуждение Скука Грусть Уныние Угнетенность Мрачная угрюмость Злобность Раздражительность Ворчливость Брюзжание Неприязненное, враждебное отношение к окружающим Чувство ненависти к благополучию окружающих Чувство физического недовольства Безразличное отношение к себе, окружающим Чувство бесчувствия Тревога беспредметная (немотивированная) Тревога предметная (мотивированная) Ожидание непоправимой беды Страх немотивированный Страх мотивированный Тоска как постоянный фон настроения Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг депрессия заболевание Оценка собственной жизни Взаимодействие с окружающим Вегетативные нарушения неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой маниакально-депрессивный психоз шизофрения Пессимистическая оценка своего прошлого Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния Отсутствие перспектив в будущем Нелюдимость, избегание контактов с окружающими Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью Склонность к нытью Капризность Эгоцентрическая направленность на свои страдания Слезливость Расширение зрачков Сухость во рту (“симптомы сухого языка”) Тахикардия Повышенное АД Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха Ощущение комка в горле Головные боли Бессонница Повышенная сонливость Нарушение ритма сна Отсутствие чувства сна Чувство физической тяжести, душевной боли в груди То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе) Запоры Снижение веса тела Повышение веса тела Снижение аппетита Пища ощущается безвкусной Снижение либидо Нарушение менструального цикла (задержка) Динамика состояния в течение суток Улучшения состояния к вечеру Ухудшение состояния к вечеру Ожидаемый результат. Организованная таким образом работа позволит осуществлять: - повышение контроля за психологическим состоянием и поведением подростков; -социальную и психологическую защиту детей; -снизить количество детей с девиантным поведением; - организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений; -повышение психологической грамотности педагогов; - выявление обучающихся, детей находящихся в кризисной ситуации. Литература: Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1 Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16). Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2 Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15. Министерство образования и науки Астраханской области « Профилактика суицидального поведения подростков. Методические рекомендации». Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19. Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15 Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980. Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7. Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов // Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4 Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2 Приложение Понятия и термины Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам. Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления. Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации. Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам). Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата. Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации. Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение. Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство. Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними. Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей неволей оказался. Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемых им средств самоубийства. Однако вышесказанное не снижает потенциальной опасности подобных действий. К суицидальным проявлениям относят суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни. О приближении суицида свидетельствует пресуицидальный период. Его длительность варьируется от нескольких секунд до нескольких лет. Чаще всего он проявляется в подростковом возрасте и у взрослых людей, которые имеют тенденцию к суицидальному поведению в трудных жизненных ситуациях. Этот период является ранней стадией суицидального поведения, и может быть проявлением незавершенных суицидальных действий, а также предшествовать суициду.