Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для 9 класса на 2024-2025 учебный год Составители: Трещева Н.П. учитель ОСЖ, высшая квалификационная категория Астрахань 2024 1. Пояснительная записка Рабочая программа – локальный нормативный акт школы-интерната № 1, определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению учебного предмета «Основы социальной жизни» Цель рабочей программы – организация учебного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов освоения АООП по изучению учебного предмета «Основы социальной жизни», формирование у учащихся знаний, умений и навыков для социальной адаптации. Задачей изучения программы является: - прививать интерес к различным областям деятельности человека, чтобы уметь в ней ориентироваться; - формировать коммуникативные навыки, умение обращаться с вопросом или просьбой; - воспитывать культуру поведения. Основные формы работы с учащимися: На уроках ОСЖ используются такие формы работы с учащимися: инструктаж, беседа, объяснение теоретического материала с применением современных информационных технологий, выполнение практических заданий с опорой на инструкционные технологические карты, тренировочные упражнения, тесты, экскурсии, работа в тетрадях и другое. Согласно Уставу школы – интерната № 1 Астраханской области, текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется учителями по 5-бальной системе. Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные, устные ответы, письменные работы, тестовые задания, практические навыки и умения), выставляет отметку в эл.журнале. В процессе обучения выставляются промежуточные отметки успеваемости за освоение учебных дисциплин за четверть. В конце учебного года выставляются годовые отметки на основании отметок, полученных обучающимися при прохождении промежуточной аттестации за четверти. 2. Общая характеристика учебного предмета: Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса. С 5 класса начинается обучение предмета ОСЖ в специально оборудованных учебных кабинетах. Особенности психофизического развития школьников со сниженным интеллектом затрудняют их вхождение в социум. Уроки технологии направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации. Специальные коррекционные занятия по ОСЖ направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. 2 Предмет «Основы социальной жизни» входит в обязательную нагрузку. На изучение программы отведено определенное количество часов - 68, соответствующее годовому календарному плану. Школа-интернат № 1 готовит школьников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья. Содержание программного материала: Введение Личная гигиена Правила личной гигиены – основа образа жизни . Вред курения. Вред алкоголя. О вреде наркотиков. Одежда и обувь. Мода. Стиль в одежде. Выбор одежды и обуви . Варианты обновления одежды Определение размера одежды и обуви. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях. Экскурсия в специализированные магазины. Питание. Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи. О диетическом питании. Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Составление меню для детей ясельного возраста. Приготовление национальных блюд Меню праздничного стола. . Сервировка стола к празднику Сервировка праздничного стола. Повторительно-обобщающий урок Семья Российская семья Условия создания семьи Основные семейные отношения. Распределение обязанностей между членами семьи. Забота о детях. Семейные традиции. Упражнение в планировании бюджета семьи. Сбережения. 3 Виды вкладов. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в сбербанк. Адекватность поведения в обществе. Правила приёма гостей. Правила хорошего тона. Взаимоотношения с соседями. Обобщение пройденного материала. Жилище. Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера. Сохранение жилищного фонда (косметический ремонт) Транспорт Авиатранспорт. Аэропорт, его службы. Порядок приобретения билетов. Документы, необходимые для покупки и возврата билета. Экскурсия в кассу аэрофлота Средства связи Посылки. Правила отправления и упаковки. Заполнение бланков на отправление посылки. Экскурсия на почту в отдел посылок. Заполнение бланков на получение посылки. Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Заполнение бланков на отправление денежных переводов. Охрана здоровья Инфекционные заболевания. Меры по предупреждению. Листок нетрудоспособности (больничный лист). Уход за больным. Вызов врача надом (общение по телефону). - Предприятия, организации, учреждения Предприятия бытового обслуживания населения Экскурсия на предприятие службы быта. Профессии работников предприятий службы быта. Учреждения и отделы по трудоустройству. Экскурсия в учреждение и отдел по трудоустройству. Биржа труда Отдел кадров Документы, необходимые для поступления на работу. Написание автобиографии. Итоговый урок. Повторительно-обобщающий. 4.Планируемые результаты освоения учебного предмета: Личностные результаты освоения учебного предмета : - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 4 - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты освоения учебного предмета: (минимальный (обязательный) и достаточный уровни). В результате работы по программе учащиеся должны знать /иметь представление о/: - необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья; -необходимости поддержания физического здоровья; вредном воздействии алкоголя, наркотиков и курения на организм человека; - стилях одежды и моде; - способы обновления одежды с помощью мелких деталей; - санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами; - санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами; - значении продуктов питания для здоровья человека, о витаминах, содержащихся в основных продуктах питания, режиме питания и рационе; -способы приготовления национальных блюд; - распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи; - основах семейных отношений, семейных традициях, организации досуга и отдыха в семье; -правила поведения при встрече и расставании; -правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях; - правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий; -гигиенические требования к жилому помещению; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с пылесосом; - правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме; -стоимость проезда на всех видах городского транспорта (стоимость разового и единого проездных билетов); функции железнодорожного транспорта; -основные виды продовольственных магазинов, их отделы; -виды и стоимость различных товаров; -порядок приобретения товаров; -основные средства связи, виды почтовых отправлений; - виды и способы упаковки бандеролей; -виды медицинской помощи; -функции основных врачей-специалистов. состав домашней аптечки; -виды детских учреждений и их назначение; -о том, какое место занимают деньги в нашей жизни; -составные части бюджета семьи. 5 Должны уметь: -совершать утренний и вечерний туалет, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук и ног; -готовить простые блюда из круп и макаронных изделий; сервировать стол с учетом различных меню; -правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий; -культурно вести себя в общественных местах; -анализировать семейные ситуации и давать им правильную оценку; -соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе; -подбирать детали интерьера; -вызывать врача на дом; - обрабатывать раны и накладывать повязки; -использовать при уборке бытовые химические средства; -выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу; -записывать адреса с индексом на конвертах; -составлять тексты телеграмм; -правильно обращаться к работникам дома детского творчества, библиотеки ; соблюдать правила поведения в школе. подсчитывать бюджет; выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями. заполнять ордера на получение и внесение денег в сберкассу. 5.Описание места учебного предмета в учебном плане школы-интерната № 1 Учебный предмет ОСЖ включен, как обязательный учебный предмет в Учебный план 5–9 классов школы-интерната № 1. На изучение программы в 9 классе отведено 68 часов, соответствующее годовому календарному плану, по 2 часа в неделю. 6.Учебно-тематический план программы (Всего 68 часов, 2 час. в неделю) Количество часов № Название разделов в т.ч. контрольных, п/п всего проверочных, диагностических Вводное занятие 1. 1 2. Личная гигиена и здоровье 4 3. Одежда и обувь 6 4. Питание 13 1 5. Семья 16 1 6. Жилище 4 7. Транспорт 3 8. Средства связи 7 9. Охрана здоровья (4ч) 4 1 6 10. Предприятия, организации, учреждения 1 10 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса: Перечень материально-технического обеспечения: 1. Моющие средства для стирки, уборки; 2. Электрическая плита, 3. микроволновая печь, 4. холодильник, 5. утюг. Перечень средств обучения, дидактических материалов для учителя: 1.Интернет-ресурсы, электронные носители для организации процесса обучения и воспитания в рамках учебного предмета «Библиотека «Технология», 2012 2.Пособие для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) учреждениях VIII-вида» под редакцией А.М.Щербаковой, «Гуманитарный издательский центр Владос», М., 2003 3.Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, Пособие для учителя, Воронкова В.В., С.А.Казакова; Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006; 4.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, сборник 1; Под ред. В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014; 5.Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, Пособие для учителя, 5-9 классы, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005; Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru Российский образовательный форум http://www.schoolexpo.ru 6. Плакаты: Оборудование кухни и требования к её содержанию; Приготовление горячих напитков; Приготовление блюд из яиц; Правила рационального питания Пищевые вещества Продукты растительного происхождения. Приготовление блюд из круп Приготовление бутербродов Санитарно-гигиенические правила 7 Чистота-залог здоровья Закаливание-путь к здоровью; Береги своё здоровье; Как сохранить здоровье. УМК для учащихся: СБО – учебное пособие для специальных (коррекционных) школ 8вида. 9 класс Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва 2012г 8.Календарно-тематическое планирование КТП является приложением к рабочей программе в соответствии с Приложением 1. 8