Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету
«Основы социальной жизни»
для 8 класса
на 2024-2025 учебный год

Составители: Трещева Н.П.
учитель ОСЖ, высшая квалификационная категория

Астрахань
2024

1. Пояснительная записка
Рабочая программа–локальный нормативный акт школы-интерната № 1,
определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению учебного
предмета «Основы социальной жизни»
Цель рабочей программы – организация учебного процесса, обеспечивающего
достижение планируемых результатов освоения АООП по изучению учебного предмета
«Основы социальной жизни», формирование у учащихся знаний, умений и навыков для
социальной адаптации.
Задачей изучения программы является:
- прививать интерес к различным областям деятельности человека, чтобы уметь в
ней ориентироваться;
- формировать коммуникативные навыки, умение обращаться с вопросом или
просьбой;
- воспитывать культуру поведения.
Основные формы работы с учащимися: На уроках ОСЖ используются такие формы работы
с учащимися: инструктаж, беседа, объяснение теоретического материала с применением
современных информационных технологий, выполнение практических заданий с опорой на
инструкционные технологические карты, тренировочные упражнения, тесты, экскурсии,
работа в тетрадях и другое.
Согласно Уставу школы – интерната № 1 Астраханской области, текущий контроль
успеваемости обучающихся осуществляется учителями по 5-бальной системе. Учитель,
проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные, устные ответы, письменные работы,
тестовые задания, практические навыки и умения), выставляет отметку в эл.журнале. В
процессе обучения выставляются промежуточные отметки успеваемости за освоение
учебных дисциплин за четверть. В конце учебного года выставляются годовые отметки на
основании отметок, полученных обучающимися при прохождении промежуточной
аттестации за четверти.
2. Общая характеристика учебного предмета:
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит
важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей
человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на
формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем
общественного богатства, фактором социального прогресса. С 5 класса начинается
обучение предмета «Основы социальной жизни» в специально оборудованных учебных
кабинетах.
Особенности психофизического развития школьников со сниженным интеллектом
затрудняют их вхождение в социум. Уроки технологии направлены на практическую
подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений,
способствующих социальной адаптации.
Специальные коррекционные занятия по ОСЖ направлены на практическую
подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений,
способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Предмет «Основы социальной жизни» входит в обязательную нагрузку. На
изучение программы отведено определенное количество часов - 68,
соответствующее годовому календарному плану.
2

Школа-интернат № 1 готовит школьников к самостоятельному труду и дает
им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а
также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс
обучения и воспитания, направленный на формирование личности аномального
ребенка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создает предпосылки
социальной адаптации школьников с ограниченными возможностями здоровья.
3. Содержание программного материала:
Введение
Личная гигиена
 Средства и способы укрепления здоровья
 Приёмы ухода за кожей лица
 Профилактика появления прыщей.
 Уход за проблемной кожей лица (умывание, протирание).
 Внешний вид молодых людей (косметика, парфюмерия с учётом местонахождения).
Одежда и обувь.
 Ручная стирка и сушка изделий из шерстяных тканей
 Стиральные порошки
 Ручная стирка и сушка изделий из синтетических тканей.
 Утюжка рубашек, блузок
 Глажение фасонной одежды.
 Химчистка. Экскурсия.
 Обобщающий урок. Практическая работа.
Питание.
 Виды теста.
 Тесто пресное.
 Изготовление домашней лепёшки. Практическая работа.
 Тесто дрожжевое.
 Приготовление пресного теста.
 Изготовление лапши из пресного теста. Практическая работа.














Выпечка печенья. Работа с кулинарной книгой.
Выпечка печенья. Практическая работа.
Тесто для блинов. Работа с кулинарной книгой.
Изделия из теста. Практическая работа.
Заготовка продуктов впрок.
Запись рецептов соленья, варенья, консервирования.
Приготовление овощного салата. Практическая работа.
Нарезка зелени и фруктов для сушки. Практическая работа.
Семья
Грудной ребёнок в семье.
Периодичность кормления ребёнка
Правила купания ребёнка. Практическая работа.
Одевание и пеленание ребёнка.
Купание, пеленание и одевание ребёнка. Практическая работа.
3












Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек.
Бюджет семьи. Виды источников дохода
Основные статьи расходов семьи
Практическая работа. Экономика домашнего хозяйства.
Правила экономии
Содержание жилища, его оплата. Практическая работа.
Сбережения. Экскурсия в сбербанк.
Виды вкладов.
Экскурсия в ЖЭК
Обобщение пройденного материала. Планирование расходов – как способ экономии.
Практическая работа.
Жилище.
 Моющие средства для уборки. Санитарно-гигиенические требования и правила техники
безопасности при уборке кухни и санузла.
 Уборка кухни, санузла, ванной
 Печатные инструкции к моющим средствам.
 Мытьё кафельных стен, раковин. Практическая работа.
 Мытьё кафельных стен, раковин. Практическая работа.
 Обобщение пройденного материала. Практическая работа.
Транспорт
 Междугородный автотранспорт. Экскурсия на автобусную станцию
 Автовокзал. Расписание. Порядок приобретения билета.
 Правила поведения в транспорте (повторение).
 Водный транспорт. Значении водного транспорта
 Порт, причал. Маршруты. Расписание. Основные службы.
Средства связи
 Телефон. Виды телефонной связи.
 Телефонный справочник. Практическая работа.
 Культура разговора по телефону.
 Международная телефонная связь.
 Телефоны экстренных служб (повторение). Практическая работа.
Охрана здоровья
 Первая помощь при ожогах
 Оказание первой помощи при обморожении.
 Первая помощь утопающему.
 Меры по предупреждению несчастных случаев в быту
 Сюжетная игра "Оказание помощи при несчастном случае"
Практическая работа.
 Первая помощь при отравлении.
Предприятия, организации, учреждения
 Госучреждения: паспортный стол, полиция, МФЦ
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты освоения учебного предмета :
4

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
(минимальный
(обязательный) и достаточный уровни).
В результате работы по программе учащиеся должны знать /иметь представление о/:
- необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления
здоровья;
- необходимости поддержания физического здоровья;
- вредном воздействии алкоголя, наркотиков и курения на организм человека;
- стилях одежды и моде;
- способы обновления одежды с помощью мелких деталей;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с
электронагревательными приборами и бытовыми
химическими средствами;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с
колющими и режущими инструментами;
- значении продуктов питания для здоровья человека, о витаминах, содержащихся в
основных продуктах питания, режиме питания и рационе;
-способы приготовления национальных блюд;
- распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи;
- основах семейных отношений, семейных традициях, организации досуга и отдыха в
семье;
-правила поведения при встрече и расставании;
-правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;
- правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий;
- гигиенические требования к жилому помещению;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с
пылесосом;
- правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;
-стоимость проезда на всех видах городского транспорта (стоимость разового и единого
проездных билетов);
-функции железнодорожного транспорта;
-основные виды продовольственных магазинов, их отделы;
-виды и стоимость различных товаров;
-порядок приобретения товаров;
-основные средства связи, виды почтовых отправлений;
- виды и способы упаковки бандеролей;
-виды медицинской помощи;
-функции основных врачей-специалистов.
5

- состав домашней аптечки;
-виды детских учреждений и их назначение;
-о том, какое место занимают деньги в нашей жизни;
-составные части бюджета семьи.
Должны уметь:
-совершать утренний и вечерний туалет, подбирать косметические средства для ухода
за кожей рук и ног;
-готовить простые блюда из круп и макаронных изделий;
-сервировать стол с учетом различных меню;
-правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий;
-культурно вести себя в общественных местах;
-анализировать семейные ситуации и давать им правильную оценку;
-соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе;
-подбирать детали интерьера;
-вызывать врача на дом;
- обрабатывать раны и накладывать повязки;
-использовать при уборке бытовые химические средства;
-выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
-записывать адреса с индексом на конвертах;
-составлять тексты телеграмм;
-правильно обращаться к работникам дома детского творчества, библиотеки ;
-соблюдать правила поведения в школе.
-подсчитывать бюджет;
-выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями.
-заполнять ордера на получение и внесение денег в сберкассу.
5.Описание места учебного предмета в учебном плане школы-интерната № 1;
Учебный предмет «Основы социальной жизни» включен, как обязательный учебный
предмет в Учебный план 5–9 классов школы –интерната № 1. На изучение программы в 8
классе отведено 68 часов,
соответствующее годовому календарному плану, по 2 часа в
неделю.
6.Учебно-тематический план программы
(Всего 68 часов, 2 час. в неделю)
Количество часов
№
Название разделов
в т.ч. контрольных,
п/п
всего
проверочных, диагностических
Вводное
занятие
1.
1
2.

Личная гигиена и здоровье

5

3.

Одежда и обувь

7

4.

Питание

15

1

5.

Семья

16

1

6.

Жилище

5

7.

Транспорт

6

1
6

8.

Средства связи

5

9.

Охрана здоровья (4ч)

7

10.

Предприятия, организации,
учреждения

1

Всего:

68

1

4

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса:
Перечень материально-технического обеспечения:
1. Моющие средства для стирки, уборки;
2. Электрическая плита,
3. микроволновая печь, ,
4. холодильник,
5. утюг.
Перечень средств обучения, дидактических материалов для учителя:
1.Интернет-ресурсы, электронные носители для организации процесса обучения и
воспитания в рамках учебного предмета «Библиотека «Технология», 2012
2.Пособие для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)
учреждениях VIII-вида» под редакцией А.М.Щербаковой, «Гуманитарный издательский
центр Владос», М., 2003
3.Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной)
образовательной школе VIII вида, Пособие для учителя, Воронкова В.В., С.А.Казакова;
Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006;
4.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,
сборник 1; Под ред. В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2014;
5.Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной
(коррекционной) образовательной школе VIII вида, Пособие для учителя, 5-9 классы,
Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005;
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании»
http://www.ict.edu.ru
Издательство «Просвещение»
http://www.prosv.ru
Российский образовательный форум
http://www.schoolexpo.ru
6. Плакаты:
Оборудование кухни и требования к её содержанию;
Приготовление горячих напитков;
Приготовление блюд из яиц;
Правила рационального питания
Пищевые вещества
Продукты растительного происхождения.
7

Приготовление блюд из круп
Приготовление бутербродов
Санитарно-гигиенические правила
Чистота-залог здоровья
Закаливание-путь к здоровью;
Береги своё здоровье;
Как сохранить здоровье.
УМК для учащихся: СБО – учебное пособие для специальных (коррекционных)
школ 8вида. 8 класс Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва 2012г
8.Календарно-тематическое планирование
КТП является приложением к рабочей программе в соответствии с Приложением 1.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».