Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для 5 класса

Рабочая программа по учебному предмету
«Основы социальной жизни»
для 5 класса
на 2024-2025 учебный год

Составители: Трещева Н.П.
учитель ОСЖ, высшая квалификационная категория

Астрахань
2024

1. Пояснительная записка
Рабочая программа – локальный нормативный акт школы-интерната № 1,
определяющий содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению учебного
предмета «Основы социальной жизни»
Цель рабочей программы – организация учебного процесса, обеспечивающего
достижение планируемых результатов освоения АООП по изучению учебного предмета
«Основы социальной жизни», формирование у учащихся знаний, умений и навыков для
социальной адаптации.
Задачей изучения программы является:
- прививать интерес к различным областям деятельности человека, чтобы уметь в
ней ориентироваться;
- формировать коммуникативные навыки, умение обращаться с вопросом или
просьбой;
- воспитывать культуру поведения.
Основные формы работы с учащимися: На уроках «Основы социальной жизни»
используются такие формы работы с учащимися: инструктаж, беседа, объяснение
теоретического материала с применением современных информационных
технологий, выполнение практических заданий с опорой на инструкционные
технологические карты, тренировочные упражнения, тесты, экскурсии, работа в
тетрадях и другое.
Согласно Уставу школы – интерната № 1 Астраханской области, текущий контроль
успеваемости обучающихся осуществляется учителями по 5-бальной системе. Учитель,
проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные, устные ответы, письменные работы,
тестовые задания, практические навыки и умения), выставляет отметку в электронном
журнале. В процессе обучения выставляются промежуточные отметки успеваемости за
освоение учебных дисциплин за четверть. В конце учебного года выставляются годовые
отметки на основании отметок, полученных обучающимися при прохождении
промежуточной аттестации за четверти.
2. Общая характеристика учебного предмета:
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит
важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В
обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности,
выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства,
фактором социального прогресса. С 5 класса начинается обучение предмета «Основы
социальной жизни» в специально оборудованных учебных кабинетах.
Особенности психофизического развития школьников со сниженным интеллектом
затрудняют их вхождение в социум. Уроки технологии направлены на практическую
подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений,
способствующих социальной адаптации.
Специальные коррекционные занятия по ОСЖ направлены на практическую
подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений,
способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
2

Предмет «Основы социальной жизни» входит в обязательную нагрузку. На
изучение программы отведено определенное количество часов - 68,
соответствующее годовому календарному плану.
Общеобразовательная школа – интернат № 1 готовит школьников к
самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду
предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки
культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на
формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития, в
конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации школьников с
ограниченными возможностями здоровья.
3. Содержание программного материала:
Введение
Личная гигиена

Закаливание организма (зарядка, обтирание).

Уход за руками и ногами
 Уход за кожей рук и ногтями.

Гигиена ног и уход за ногтями.
 Обобщение пройденного материала.
Одежда и обувь.
 Мелкий ремонт одежды.
 Способы пришивания пуговиц.
 Пришивание пуговиц.
 Пришивание кнопок и крючков.
 Правила ручной стирки и сушки изделий.
 Стирка изделий из цветных х\б и шёлковых тканей.
 Утюг. Его устройство.
 Правила техники безопасности при работе с утюгом.
 Утюжка белья.
 Обобщение пройденного материала.
Питание.
 Гигиена приготовления пищи.
 Правила пользования и т\б при работе с кухонной плитой, уход за плитой
 Посуда, приборы, приспособления. Мытьё и чистка.
 Правила безопасной работы на кухне (режущие предметы, кипяток).
 Правила хранения продуктов и готовой пищи в холодильнике и без него
 Блюда из круп и макаронных изделий.
 Приготовление гречневой каши на воде.
 Приготовление отварных макарон.
 Запеканка из творога.
 Отварной картофель.
 Манная каша на молоке.
 Последовательность заваривания чая. Виды чая
 Заваривание чая.
 Правила поведения за столом. Сервировка стола (повторение).
3



Обобщение пройденного материала.
Семья.

Состав семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети)

Правила поведения в семье.

Обязанности по дому.
Жилище
 Гигиенические требования к жилому помещению.
 Значение уборки жилых помещений. Периодичность уборки (ежедневная, еженедельная,
сезонная).
 Инвентарь и приспособления для уборки помещений.
 Уборка помещения.
Практическая работа.
 Требования к организации спального места. Гигиенические требования к постельному
белью.
 Виды половых покрытий: паркет, линолеум, ковролин.
 Инвентарь, приспособления и средства по уходу за полами. Расширение знаний.
 Ковры и ковровые покрытия, их виды
 Пылесос. Правила и т\б при работе с ним .Практическая работа.
 Обобщение пройденного материала.
Транспорт
 Основные транспортные средства.
 Правила пользования городским транспортом.
 Пригородные поезда. Расписание.
 Пригородные поезда. Расписание.
 Направления, ж/д зоны, билеты Оплата проезда. Виды оплаты за проезд: разовый билет,
проездной билет, удостоверение. Порядок приобретения билетов
 Экскурсия на вокзал (станцию)
Средства связи
 Основные средства связи.
 Почта. Виды отправлений.
 Виды писем.
 Порядок отправления письма Индекс. Написание индекса.
 Написание адреса на конверте. Практическая работа.
 Телеграф. Тарифы.
 Экскурсия на телеграф.
Охрана здоровья








Виды медицинских учреждений.
Работники медицинских учреждений
Виды медицинской помощи.
Доврачебная медицинская помощь
Экскурсия в медицинское учреждение -аптеку
Предприятия, организации, учреждения
Детские дошкольные учреждения(ясли, сад). Их назначение.
Центры досуговой деятельности (ДДТ, Дом молодёжи,
спортивные секции).
4



Экскурсия в ДДТ
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

- личностные результаты освоения учебного предмета :
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.

- предметные результаты освоения учебного предмета:
( минимальный (обязательный) и достаточный уровни).
В результате работы по программе учащиеся должны знать /иметь представление о/:
- необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления
здоровья и о необходимости поддержания физического здоровья;
-виды одежды и обуви и правила ухода за ними;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с
колющими и режущими инструментами;
- значении продуктов питания для здоровья человека;
- режиме питания и рационе;
- распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи;
- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;
- гигиенические требования к жилому помещению;
- правила передвижения на велосипеде;;
- основные виды продовольственных магазинов, их отделы;
- виды и стоимость различных товаров;
- порядок приобретения товаров;
- основные средства связи, виды почтовых отправлений;
- виды медицинской помощи;
- функции основных врачей-специалистов.
- виды детских учреждений и их назначение.
Должны уметь:
- совершать утренний и вечерний туалет;
- подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению;
- готовить бутерброды;
- сервировать стол с к завтраку;
- правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий;
- культурно вести себя в общественных местах;
- выполнять влажную и сухую уборку помещения;
- использовать при уборке бытовые химические средства;
- выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
- записывать адреса с индексом на конвертах;
- составлять тексты телеграмм;
5

- правильно обращаться к работникам дома детского творчества, библиотеки и пр;
- соблюдать правила поведения в школе.
5. Описание места учебного предмета в учебном плане школе –интернате № 1;
Учебный предмет «Основы социальной жизни» включен, как обязательный учебный
предмет в Учебный план 5–9 классов школы –интерната № 1. На изучение программы в
5классе отведено 68 часов, соответствующее годовому календарному плану, по 2 часа в
неделю.

1.

6. Учебно-тематический план программы
(Всего 68 часов, 2 час. в неделю)
Количество часов
Название разделов
в т.ч. контрольных,
всего
проверочных, диагностических
Вводное занятие
1

2.

Личная гигиена и здоровье

5

3.

Одежда и обувь

11

1

4.

Питание

16

1

5.

Семья

3

6.

Жилище

10

7.

Транспорт

5

8.

Средства связи

8

9.

Охрана здоровья

5

10.

Предприятия, организации,
учреждения

4

№
п/п

Итого :

1

1

68

Учебно-методическое и материально-техническое
процесса:
Перечень материально-технического обеспечения:

4
обеспечение

учебного

1. Моющие средства для стирки, уборки;
2. Электрическая плита,
3.. микроволновая печь,
4. утюг.
5. холодильник
Перечень средств обучения, дидактических материалов для учителя:
1.Интернет-ресурсы, электронные носители для организации процесса обучения и
воспитания в рамках учебного предмета «Библиотека «Технология», 2012
6

2.Пособие для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)
учреждениях VIII-вида» под редакцией А.М.Щербаковой, «Гуманитарный издательский
центр Владос», М., 2003
3.Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной)
образовательной школе VIII вида, Пособие для учителя, Воронкова В.В., С.А.Казакова;
Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006;
4.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,
сборник 1; Под ред. В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2014;
5.Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной
(коррекционной) образовательной школе VIII вида, Пособие для учителя, 5-9 классы,
Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005;
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании»
http://www.ict.edu.ru
Издательство «Просвещение»
http://www.prosv.ru
Российский образовательный форум
http://www.schoolexpo.ru
6. Плакаты:
Оборудование кухни и требования к её содержанию;
Приготовление горячих напитков;
Приготовление блюд из яиц;
Правила рационального питания
Пищевые вещества
Продукты растительного происхождения.
Приготовление блюд из круп
Приготовление бутербродов
Санитарно-гигиенические правила
Чистота-залог здоровья
Закаливание-путь к здоровью;
Береги своё здоровье;
Как сохранить здоровье.
УМК для учащихся: СБО – учебное пособие для специальных (коррекционных) школVIII
вида 6 класс Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва 2012г
8.Календарно-тематическое планирование
КТП является приложением к рабочей программе. Приложение 1.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».