Рабочая программа по природоведению для 5а класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Природоведение
5 «А» класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

на 2024 – 2025 учебный год

Разработана:
учителем высшей
квалификационной
категории
Коваленковой И.А.

Астрахань, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 5

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ........................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................ 12

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),

утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной

области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному

предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Задачи обучения:

− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство
с основными направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.

3

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5
классе определяет следующие задачи:
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в
натуральном виде в естественных условиях;
− формирование представлений о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным
группам с учетом различных оснований для классификации;
− формирование умения находить сходные по определенным признакам

объекты из тех, которые были изучены на уроках;
− формирование умения выделять существенные признаки групп
объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;

4

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле
страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с
Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования
космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении
Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками

Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства
воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые
человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой
природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии.
Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими

объектами, расположенными на территории нашей страны

(например,

Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,
Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не
требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и
их нахождения на географической карте.
Основными
природоведения

организационными
являются:

формами

фронтальная,

работы

групповая,

на

уроке

коллективная,

индивидуальная работа.
При

проведении

уроков

природоведения

предполагается

использование следующих методов:

− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ

5

с

включением

в

него

элементов

сопровождающегося демонстрацией

беседы

или

объяснения,

опытов);

− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют

при

проведении

лабораторных

и

практических

работ,

предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы
при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и
обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря,
усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений
слов; активизация словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное
чтение, работа со словарем; ответы на вопросы и

выполнение заданий,

направленных на формирование умений анализировать

устанавливать

причинно-следственные

связи,

и объяснительное
прочитанное,

сравнивать,

выделять

главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя
слова для справок;
− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).

6

Содержание разделов
№
п/п
1.

Название раздела

Контрольные
работы

Введение

Количество
часов
2

2.

Вселенная

6

1

3.

Наш дом-Земля:

3.1

Воздух

8

1

3.2

Полезные ископаемые

14

1

3.3

Вода

16

1

3.4

Поверхность суши. Почва

6

1

4.

Есть на земле страна Россия

14

1

5.

Повторение по курсу «Неживая природа»

2

1

68

7

Итого:

7

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

− интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей
стране, ее природным богатствам;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима
дня;
− владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке
− развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой и
неживой природы;

− установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному
отношению к природе и другим материальным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности,
водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны)

на иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе (полезные ископаемые);
− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значения в жизни человека;

8

− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе
и обществе (под контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
− знание способов получения необходимой информации об изучаемых

объектах по заданию учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые,
металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников;
объяснение своего решения;
− выделение существенных признаков групп объектов;

− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и
работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,

понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм
в отношении изученных объектов и явлений;

9

− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
предметных

результатов

учитывается

уровень

При оценке

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;

− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Устный ответ:
Оценка «5» ставится за:
− полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:
− правильно

раскрытое

содержание

понятий,

закономерностей,

биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

− правильное

использование

рисунков,

гербариев,

натуральных

объектов и других источников знаний,
− самостоятельный ответ,

с

опорой

на

ранее

приобретенные знания;
− соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления
письменных работ;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:

10

− знание всего учебного программного материала;
− умений выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении
изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной
и устной речи, правил оформления письменных работ;
Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее:
− знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных

требований

программы,

затруднение

при

самостоятельном

воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;
− умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах
на видоизмененные вопросы;
− наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Оценка «2» - не ставится

11

IV.
№

Тема
предмета

Колво
часов
Даты

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Введение - 2 часа

1 четверть
1

2

3

Вводный урок
Что такое
природоведение?

Предметы и явления
неживой и живой
природы

Небесные тела:
планеты, звезды

16
1
12.09

1
6.09

1

9.09

Знакомство с учебным
предметом
«Природоведение».
Формирование
представлений о предметах
и явлениях, которые
изучаются на уроках
природоведения
Знакомство с предметами и
явлениями живой и
неживой природы.
Формирование умения
дифференцировать
предметы и явления живой
и неживой природы

Узнают природные явления на
иллюстрациях и фотографиях,
относят объекты к живой или
неживой природе; называют
природные предметы и явления

Выделяют существенные
признаков объектов природы,
относят предметы к природе,
называют природные явления

Узнают объекты неживой
природы на иллюстрациях и
фотографиях, относят объекты к
живой или неживой природе;
называют изученные объекты
живой и неживой природы
Дописывают слова, обозначающие
явления природы, в тетради

Выделяют существенные
признаки объектов живой и
неживой природы, относят
объекты к живой или неживой
природе, устанавливают
взаимосвязи между живой и
неживой природой.
Выполняют задание в рабочей
тетради: заполняют таблицу
«Предметы и явления живой и
неживой природы»

Вселенная - 6 часов
Знакомство с небесными
Называют изученные небесные
телами: звёзды, Солнце,
тела. Относят небесные тела к
планеты.
разным группам на основании
признаков с помощью учителя

Называют
изученные небесные тела
(звезды, Солнце, планеты) и их
признаки. Относят небесные

12

тела к разным группам на
основании признаков

13

4

Солнечная система.
Солнце

1
13.09

5

6

Исследование
космоса. Спутники.
Космические
корабли

Полеты в космос

1
16.09

1

20.09

Формирование представления
о Солнце как центре
Солнечной системы, о
значении Солнца для жизни на
Земле. Формирование умения
давать краткую
характеристику планетам
Солнечной системы

Называют изученные небесные
тела – Солнце, планеты,
планета Земля, Солнечная
система – и их основные
признаки. Рассматривают на
рисунке строение Солнечной
системы. Выписывают названия
планет

Ознакомление обучающихся с
исследованиями космоса и их
значением для человечества

Узнают искусственные
спутники и космические
корабли на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты

Ознакомление обучающихся с
исследованиями космоса,
формирование представления
о полетах человека в космос и
первых космонавтах

Называют первого космонавта
Ю. А. Гагарина, первую
женщину-космонавта В.В.
Терешкову, подписывают
фамилии на рисунках в рабочих
тетрадях

Называют изученные
небесные тела – звезды,
Солнце, Солнечная система,
планета Земля, 2–3 другие
планеты Солнечной системы –
и их признаки; называют
объекты, которые входят в
состав Солнечной системы.
Сравнивают небесные тела,
делают вывод, чем звезды
отличаются от планет,
записывают в таблицу
Узнают и называют
искусственные спутники и
космические корабли,
называют их назначение.
Показывают на картинках и
называют какие приборы люди
используют для исследования
космоса
Называют фамилии первых
космонавтов
(Ю. А. Гагарин,
В. В. Терешкова), имеют
представления о современных
полетах в космос и их
значении, подписывают
фамилии на рисунках в
рабочих тетрадях; подбирают
проверочные слова к новым
терминам

14

7

Смена дня и ночи

1
23.09

8

9

Смена времен года.
Сезонные изменения
в природе

Планета Земля.
Оболочки Земли

1
27.09

1

30.09.

Формирование представлений
о суточном вращении Земли и
смене дня и ночи.

Формирование представлений
о годовом движении Земли
вокруг Солнца, смене времен
года

Называют части суток.
Перечисляют причины смены
дня и ночи (с опорой на
учебник); выбирают и
подчеркивают правильный
ответ в рабочей тетради;
подписывают на рисунках
время суток
Определяют времена года на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные времена
года и их основные признаки.
Подписывают на рисунках
названия месяцев

Наш дом - Земля - 44 часа
Закрепление знаний о
Называют планету Земля и ее
Солнечной системе.
основные оболочки – вода,
Формирование представления суша, воздух.
о Земле как планете, отличие
Вставляют в текст в рабочей
Земли от других планет
тетради пропущенные слова,
Солнечной системы
используя слова для справок

Называют части суток, их
признаки и причины смены
дня и ночи.
Подчеркивают название
частей суток, подбирают
обобщающее слово в рабочих
тетрадях
Называют признаки времен
года, осуществляют
классификацию времен года
на основании основных
признаков.
Называют причины смены
времен года.
В рабочих тетрадях
показывают стрелками в какие
время года происходят
природные явления
Узнают, чем Земля отличается
от других планет Солнечной
системы. Называют спутники
Земли. Описывают форму
Земли и называют основные
оболочки Земли (твердая,
воздушная, водная).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Чем образованы
оболочки Земли?»

15

10.

11

Воздух. Воздух и
его охрана. Значение
воздуха для жизни
на Земле

Свойства воздуха

1
4.10

1

7.10

12.

Давление и
движение воздуха

1

11.10

Формирование
представлений о воздухе.
Уточнение и обобщение
знаний о значении
воздуха для человека,
животных и растений
Формирование
представления о
мероприятиях,
проводимых с целью
охраны чистоты воздуха
Формирование в
процессе демонстрации
опытов представления о
свойствах воздуха
(прозрачность,
бесцветность, упругость,
теплопроводность) и об
использовании этих
свойств в быту
Формирование
представления о
свойствах (упругость,
сжатие) и движении
воздуха

Рассказывают о значении воздуха
для растений, животных и
человека,
о
мероприятиях,
проводимых с целью охраны
чистоты воздуха

Называют газы, которые входят в
состав воздуха и рассказывают о
его значении, о
мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты воздуха.
Проводят опыты «Как
почувствовать и увидеть воздух?»

Называют свойств воздуха
совместно с учителем после
демонстрации опытов.
Записывают свойства воздуха в
рабочую тетрадь, используя
слова для справок

Узнают и называют свойства
воздуха после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие свойства
воздуха; знают свойства воздуха и
использование их в быту.
Рассматривают рисунок в рабочей
тетради и составляют рассказ,
используя опорные слова
Описывают свойства воздуха
(упругость, сжатие, теплый воздух
поднимается, холодный
опускается);
называют свойства воздуха с
опорой на иллюстрации или
демонстрируемый опыт; умеют
использовать свойства воздуха в
быту.
Проводят опыт и отвечают на
вопрос: как определить движение
воздуха?

Составляют рассказ по картинкам
об
использовании
свойств
воздуха в быту
(накачивание шин, матрасов,
игрушек).
Выполняют задание в рабочей
тетради: «Составить и записать
предложения из перепутанных
слов»

16

13

Температура
воздуха. Термометр

1
14.10

14.

Движение воздуха в
природе. Ветер

1
18.10

15

16

Состав воздуха.
Кислород, его
значение и
применение

Состав воздуха.
Углекислый газ и
азот

1

21.10

1

25.10

Формирование
представления о
термометре и его
устройстве,
формирование умения
измерять температуру
воздуха, читать
показания термометра

Формирование
представлений о
движении воздуха –
ветре, силе ветра и
использовании ветра
человеком
Формирование
представлений о составе
воздуха, о значении
кислорода и его
свойствах: значение
кислорода, свойства
кислорода
Формирование
представлений о составе
воздуха, о значении

Узнают термометр на
иллюстрациях и фотографиях,
читают записанную температуру
воздуха;
понимают положительные (со
знаком плюс) и отрицательные
(со знаком минус) показания
температуры.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради, подписывают,
какую температуру показывают
термометры
Узнают ветра разной силы на
иллюстрациях и фотографиях;
называют ветра (ураган); имеют
представления об использовании
силы ветра человеком.
В рабочей тетради отвечают на
вопрос: что может ветер?
Вставляют недостающие слова
Называют свойства кислорода,
относят кислород к газам,
входящим в состав воздуха;
знают значение кислорода для
человека, животных и растений.
Заполняют
схему
«Состав
воздуха», используя помощь
учителя
Называют газы, входящие в
состав воздуха (углекислый газ,
азот), относят углекислый газа и

Узнают термометр в естественных
условиях, имеют представление о
назначении термометра; умеют
читать показание термометра;
умеют использовать показание
термометра в повседневной жизни
(одежда – температура воздуха).
Записывают в тетрадь с помощью
цифр и знаков показания
термометра
Рассказывают о движении воздуха
разной силы
(ветер, ураган, шторм), называют
причины появления ветер.
Выписывают из словаря в
учебнике определения слов
«ветер», «ураган»
Называют газы, входящие в состав
воздуха; знают свойства кислорода
и наличие представлений об
использовании свойств кислорода
в быту, хозяйстве и
промышленности.
Заполняют схему «Состав
воздуха»
Называют газы, входящие в состав
воздуха, знают свойства
углекислого газа, роль углекислого
газа в жизни растений и имеют

17

2 четверть
17

Значение и охрана
воздуха

15 ч.
1
8.11

углекислого газа и азота
и их свойствах

азот к газам, входящим в состав
воздуха.
Рассматривают
диаграмму
«Состав воздуха» и подписывают
названия
газов,
используя
предложенный текст

представления об использовании
свойств углекислого газа в быту,
хозяйстве и промышленности.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Свойства газов»

Формирование
представлений о
значении воздуха, его
роли в жизни растений,
животных и человека.
Знакомство с мерами,
принимаемыми для
охраны воздуха

Имеют представления о значении
чистого воздуха и мерах,
принимаемых для его защиты.
Составляют рассказ по рисункам
«Как человек использует воздух»

Рассказывают о роли воздуха для
жизни на Земле; устанавливают (с
помощью учителя) зависимость
между чистотой воздуха и жизнью
растений, животных и человека;
соблюдают в быту меры по охране
воздуха, правила здорового образа
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради: дописывают слова в
прочитанном тексте «Что мы
узнали о воздухе?»

18

18.

19

20

Значение воздуха
для жизни на Земле
и его охрана

Полезные
ископаемые. Виды,
значение, способы
добычи

Гранит, известняк

1
11.11

1
15.11

1
18.11

Обобщение и
систематизация понятия о
воздухе, его составе,
свойствах и значении для
человека, растений и
животных

Формирование
представления о полезных
ископаемых, их видах и
значении

Формирование
представления о полезных
ископаемых,
используемых в
строительстве – граните,
известняке

Имеют
представления
о Рассказывают о составе воздуха,
значении чистого воздуха для свойствах воздуха, роли воздуха для
жизни на Земле и мерах, жизни на Земле; устанавливают
принимаемых для его защиты (с помощью учителя) зависимость
между чистотой воздуха и жизнью
растений, животных и человека;
знают и соблюдают в быту меры по
охране воздуха, правила здорового
образа жизни
Имеют
представление
о Называют полезные ископаемые;
назначении
полезных выделяют признаки полезных
ископаемых.
ископаемых; относят полезные
Заполняют схему «Полезные ископаемые к разным группам
ископаемые»
в
рабочей (твердые, жидкие, газообразные;
тетради
горючие, негорючие).
Заполняют
схему
«Полезные
ископаемые» в рабочей тетради.
Приводят примеры
Узнают полезные ископаемые Узнают и называют представителей
на рисунках, фотографиях, в полезных ископаемых, используемых
коллекциях (мел, мрамор, в строительстве; выделяют признаки
гранит); называют изученные полезных ископаемых, используемых
полезные ископаемые; относят в строительстве; называют полезные
полезные
ископаемые
к ископаемые, известные из других
группе,
используемых
в источников, объясняют свое решение.
строительстве;
имеют Показывают в коллекции полезные
представление о назначении ископаемые: гранит, известняк;
данной группы полезных зачитывают их описание на
ископаемы.
карточках
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелкой
название
полезного

19

21

Песок, глина

1
22.11

22

Горючие полезные
ископаемые. Торф

1
25.11

23

Каменный уголь.

1
29.11

Формирование
представления о полезных
ископаемых,
используемых в
строительстве – песке,
глине

Формирование
представления о горючих
полезных ископаемых.
Формирование
представления о торфе

Формирование
представления о горючих
полезных ископаемых.

ископаемого
с
его
характеристикой
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (песок, глина);
называют изученные полезные
ископаемые; относя полезные
ископаемых
к
группе,
используемых
в
строительстве;
имеют
представление о назначении
данной группы полезных
ископаемых.
Рассматривают рисунки и
рассказывают, что производят
из песка и глины; дописывают
предложения
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (торф); называют
изученные
полезные
ископаемые, относят торф к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
назначении торфа.
Составляют рассказ по плакату
«Что получают из торфа»

Узнают и называют представителей
полезных ископаемых, используемых
в строительстве; выделяют признаки
полезных ископаемых, используемых
в строительстве; называют полезные
ископаемые, известные из других
источников;
объясняют свое решение.
Заполняют таблицу. Сравнивают
между собой песок и глину

Узнают и называют представителей
горючих полезных ископаемых;
выделяют признаки горючих
полезных ископаемых и торфа,
относят торф к различным группам с
учетом разных классификаций
(полезные ископаемые, горючие
полезные ископаемые, полезные
ископаемые, используемые в качестве
удобрений).
В рабочей тетради заполняют схему
«Горючие полезные ископаемые»
Узнают полезные ископаемые Узнают
и
называют
горючие
на рисунках, фотографиях, в полезные ископаемые – каменный
коллекциях (каменный уголь); уголь; выделяют признаки каменного

20

Формирование
представления о
каменном угле

24

Добыча и
использование
каменного угля

1
2.12

Формирование
представление о
каменном угле, способах
добычи и значении
каменного угля

называют изученные полезные
ископаемые;
относят
каменный угль к группе
полезных ископаемых. Узнают
и называют горючие полезные
ископаемые – каменный угль;
выделяют признаки каменного
угля; относят каменный угль к
группе полезных ископаемых
и
горючих
полезных
ископаемых.
Используя текст учебника,
записывают
свойства
каменного угля в рабочую
тетрадь
Относят каменный уголь к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
значении каменного угля.
Подписывают на рисунках
способы добычи каменного
угля

угля; относят каменный угль к группе
полезных ископаемых и горючих
полезных ископаемых.
Рассматривают образец каменного
угля. Записывают в рабочую тетрадь
свойства каменного угля. Заполняют
таблицу «Свойства каменного угля»

Относят каменный уголь к
различным группам; с учетом разных
классификаций (полезные
ископаемые, горючие полезные
ископаемые), знают способы добычи
каменного угля.
Вставляют в текст пропущенные
слова «Добыча каменного угля»

21

25

Нефть: внешний вид
и свойства

1
6.12

26

27

Добыча и
использование
нефти

Природный газ.
Свойства, добыча,
использование.
Правила обращения
с газом в быту

1
9.12

1
13.12

Формирование
представления о горючих
полезных ископаемых.
Формирование
представления о нефти

Называют
изученные
полезные ископаемые (нефть);
относят нефть к группе
полезных ископаемых.
Описывают свойства нефти:
заполняют пропуски в тексте,
используя слова для справок

Формирование
представления о нефти,
способах добычи и
значении нефти

Относят нефть к группе
полезных ископаемых; имеют
представление о значении
нефти.
Подчеркивают
правильный
ответ: в каком состоянии
находится нефть

Узнают и называют горючие
полезные ископаемые; выделяют
признаки нефти; относят нефть к
группе полезных ископаемых и
горючих полезных ископаемых.
Рассматривают пробирку с нефтью и
описывают ее свойства, используя
слова для справок. Сравнивают
каменный уголь и нефть, называют
черты различия и сходства
Относят нефть к различным группам
с учетом разных классификаций
(полезные ископаемые, горючие
полезные ископаемые); рассказывают
о способах добычи нефти.
Выписывают из словаря в учебнике
определения новых слов

Формирование
представления о горючих
полезных ископаемых.
Формирование
представление о
природном газе, способах
добычи и значении
природного газа.
Формирование умения
соблюдать правила
безопасного пользование
газом в быту

Называют
изученные
полезные
ископаемые
(природный газ; относят газ к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
значении природного газа;
называют
(с
помощью
учителя) правила пользования
газом в быту.
Подчеркивают на карточке
названия горючих полезных
ископаемых

Узнают и называют горючее полезное
ископаемое – природный газ;
выделяют признаки природного газа;
относят природный газ к различным
группам с учетом разных
классификаций (полезные
ископаемые, горючие полезные
ископаемые); знают способы добычи
газа.
Вставляют пропущенные слова
«Запомни правила обращения с
газом»

22

28

Черные металлы.
Сталь. Чугун

1
16.12

29

Цветные металлы

1
20.12

Знакомство с черными
металлами.
Формирование
представления о стали,
чугуне, способах
получения и
использовании в
промышленности и в быту

Называют черные металлы
(сталь, чугун), имеют
представление об
использовании черных
металлов.
Рассматривают рисунки,
подчеркивают названия
предметов, изготовленных из
металлов, используя помощь
учителя
Знакомство с цветными
Называют цветные металлы;
металлами.
имеют представление об
Формирование
использовании цветных
представления об
металлов.
алюминии и меди,
Заполняют таблицу в рабочей
способах получения и
тетради, используя слова для
использовании в
справок: приводят примеры
промышленности и в быту цветных металлов, разделив
их на группы

Узнают и называют черные металлы
– чугун и сталь;
знают способы получения черных
металлов; выделяют признаки черных
металлов, свойства стали и чугуна.
Используя рисунки, записывают в
рабочую тетрадь названия предметов,
сделанных из металлов
Узнают и называют цветные металлы
– алюминий, медь;
знают способы получения цветных
металлов; выделяют признаки
цветных металлов; производят
классификацию цветных металлов
(относят алюминий, медь к металлам
и цветным металлам).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: приводят примеры цветных
металлов, разделив их на группы

23

30

31

Благородные
(драгоценные)
металлы

Охрана полезных
ископаемых

1
23.12

1
27.12

3 четверть
32

Полезные
ископаемые

20 ч.
1
13.01

Формирование
представления о
благородных
(драгоценных) металлах.
Формирование
представления о золоте,
серебре, платине,
использовании в
промышленности и в быту

Называют благородные
(драгоценные) металлы;
имеют представление об
использовании благородных
(драгоценных) металлов.
Вставляют пропущенные
буквы в слова с названиями
благородных металлов,
составляют предложения с
этими словами

Формирование
представления о значении
полезных ископаемых,
знакомство с мерами,
принимаемыми для
охраны полезных
ископаемых

Называют полезные
ископаемые; знают о
необходимости охраны
полезных ископаемых.
Составляют рассказ по плану
и с опорой на предложения,
предложенные учителем об
охране полезных ископаемых

Обобщение и
систематизация знаний
обучающихся о свойствах
полезных ископаемых.

Имеют
представления
о
полезных ископаемых, их
значении для людей.
Составляют устный рассказ
ободном
из
полезных
ископаемых по плану и
опорным предложениям

Узнают и называют благородные
(драгоценные) металлы – золото,
серебро, платину; выделяют признаки
цветных металлов; производят
классификацию драгоценных
металлов (относят золото, серебро,
платину к металлам и драгоценным
металлам).
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелками
правильные ответы, где применяют
драгоценные металлы
Узнают и называют полезные
ископаемые; знают способы охраны
полезных ископаемых.
Вставляют в текст карточки
пропущенные слова, используя слова
для справок

Узнают и называют полезные
ископаемые. Проводят
классификацию полезных
ископаемых.
Относят полезные ископаемые к
различным группам, объясняют свой
выбор;
знают свойства полезных
ископаемых, знают меры по их
охране.

24

33

34

Вода в природе.
Роль воды в питании
живых организмов

Свойства воды

1

17.01

1
20.01

35

Растворимые и
нерастворимые
вещества. Питьевая
вода

1
24.01

Составляют устный рассказ об одном
из полезных ископаемых по плану,
используя статью учебника
Узнают на рисунках и фотографиях и
называют воду в разных формах
существования в природе.
Подписывают рисунки, используя
слова для справок: где встречается
вода в природе; вставляют
пропущенные слова в текст карточки

Формирование
представлений о воде в
природе и о значении
воды для растений и
животных

Рассказывают о воде в
природе; о значении воды для
растений, животных,
человека.
Выполняют задание:
рассматривают рисунки и
подписывают, кому для жизни
нужна вода

Формирование
представлений о
свойствах воды.

Называют свойства воды
(совместно с учителем) после
демонстрации опытов.
Заполняют схему «Основные
свойства воды», используя
слова для справок;
подписывают рисунки,
записывают выводы в тетрадь
по проведенным опытам

Узнают и называют свойства воды
после демонстрации опытов;
описывают опыты,
демонстрирующие свойства воды;
записывают выводы по проведенным
опытам. знают свойства воды и
использование этих свойств в быту.
Заполняют схему «Основные
свойства воды»

Формирование
представлений о
свойствах воды,
растворимых и
нерастворимых веществах

Рассказывают о свойствах
питьевой воды и растворах,
называют растворы.
Описывают опыты,
подписывают рисунки с
растворимыми и
нерастворимыми в воде
веществами

Называют растворимые и
нерастворимые вещества; узнают
растворы в естественных условиях и
на иллюстрациях и называют их;
имеют представления о назначении
растворов; выделяют существенные
признаки питьевой воды, используют
полученные знания при выполнении
практических работ (создание

25

36

Прозрачная и
мутная вода.
Очистка мутной
воды

1
27.01

Формирование
представлений о
свойствах воды, чистой
воде и очистке воды

Узнают чистую и мутную
воду в натуральном виде и на
рисунках. Называют признаки
мутной и чистой воды.
Выполняют задание:
выбирают правильный ответ
на вопрос и подчеркивают его

растворов – сладкий водный раствор,
соленый водный раствор).
Заполняют таблицу в рабочей тетради
«Растворимые и нерастворимые в
воде вещества»
Выделяют признаки чистой и мутной
воды; относят воду к разным
группам; используют полученные
знания при выполнении практических
работ (очистка воды отстаиванием,
фильтрованием).
Записывают предложения в
правильном порядке по проведению
опыта по очистке мутной воды

1

26

37

38

39

Три состояния воды.
Температура и ее
измерение

Расширение при
нагревании и сжатие
при охлаждении,
расширение при
замерзании

Свойства воды.
Лабораторная
работа

1
31.01

1
3.02

1

7.02

Формирование
представлений о
различных агрегатных
состояниях воды: твердое,
газообразное, жидкое.
Переход воды из одного
состояния в другое

Узнают воду в твердом,
жидком и газообразном
состоянии в натуральном
виде и на рисунках.
Заполняют схему, используя
текст учебника «Состояние
воды в природе».
Проводят опыты под
руководством учителя по
изучению свойств трех
состояний воды, измеряют ее
температуру с помощью
термометра

Выделяют признаки воды в разных
агрегатных состояниях; устанавливают
зависимости между температурой и
состоянием воды;
умеют использовать полученные
знания при выполнении практических
работ совместно с учителем
(измерение температуры воды).
Проводят опыты по изучению свойств
твердой, жидкой и газообразной воды;
измеряют температуру воды
термометром; записывают выводы в
рабочую тетрадь

Формирование
представлений об
изменении состояния
воды под воздействием
температуры

Узнают и называют
состояния воды при
нагревании и охлаждении.
Подписывают рисунки,
подчеркивают правильный
ответ на вопрос: что
происходит с водой при
нагревании, охлаждении,
замерзании

Формирование умения
применять знания о
свойствах воды на
практике, выполнять
практические действия
под контролем учителя

Выполняют лабораторные
работы совместно с
учителем;
называют свойства воды
после проведения опыта

Узнают и называют состояния воды в
естественных условиях и на картинах;
выделяют существенные признаки
воды при замерзании и нагревании;
умеют использовать полученные
знания в быту.
Записывают выводы в рамку в
рабочую тетрадь: что происходит с
водой при нагревании, охлаждении и
замерзании
Выполняют лабораторные работы под
контролем учителя;
прогнозируют результаты опытов,
описывают результаты опытов; делают
выводы о свойствах воды

27

40

Работа воды в
природе

1
10.02

41

42

Значение воды в
природе.
Использование воды
в быту,
промышленности и
сельском хозяйстве

Вода в природе

1
14.02

1
17.02

43

Воды суши: ручьи,
реки

1
21.02

Формирование
представлений о работе
воды в природе и
изменениях, которые
происходят под влиянием
воды
Формирование
представлений о значении
воды для человека,
знакомство с мерами,
принимаемыми для
охраны воды

Изучение значения воды в
природе. Формирование
представлений о
круговороте воды в
природе

Формирование
представлений о водах
суши: ручьях и реках.
Правила поведения у
водоёмов

Узнают и называют
последствия работы воды –
оврагов, пещер, наводнений;
подписывают слова на
рисунках

Устанавливают взаимозависимости
между явлениями природы (работа
воды и форма поверхности); называют
по рисункам и подписывают овраги,
пещеры, ущелья

Знают значения воды для
жизни человека; называют
(совместно с учителем)
правила охраны воды в быту
(выключать воду, плотно
закрывать кран).
Составляют рассказ по
картинкам «Как используют
воду в сельском хозяйстве»
Называют разные состояния
воды; узнают их на
иллюстрациях: дождь, пар,
облака, тучи.
Рассматривают схему
круговорота, вставляют в
текст пропущенные слова

Рассказывают о мерах, принимаемых
для охраны воды; применяют знания
об охране воды на практике.
Вставляют пропущенные слова в текст
карточки. Приводят свои примеры,
используя слова- помощники.
Пересказывают написанный текст

Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки с помощью
учителя. Называют правила
поведения у водоемов.
Подчеркивают правильный
ответ в тексте; почему
нельзя пить воду из
водоемов

Рассказывают об образовании рек и
ручьёв. Составляют рассказ о реках и
ручьях. Называю отличия ручья от
реки. Называют правила поведения у
водоемов.
Выполняют задание в рабочей тетради:
подчеркивают правильный ответ в
тексте «Воды суши»

Составляют рассказ по картинкам о
состоянии воды на разных этапах ее
круговорота; устанавливают
причинно-следственные зависимости.
По схеме называют изменения в
природе во время круговорота;
вставляют в текст пропущенные слова

28

44

Озера, болота,
пруды

1

24.02

45

Моря и океаны

1

28.02

Формирование
представлений о водах
суши: озера, болота,
пруды

Узнают озера, болота, пруды
на иллюстрациях и
фотографиях;
называют изученные
объекты;
рассказывают об
использовании изученных
водоемов.
Рассматривают рисунок,
соединяют стрелками
изображения животных,
обитающих на болоте, с
водоемом. Записывают в
тетрадь названия рыб,
которые водятся в водоемах

Формирование
представлений о морях и
океанах и их
использовании

Узнают моря и
иллюстрациях
фотографиях;
называют
объекты;
рассказывают
использовании
водоемов.
Рассматривают
рабочей
подписывают
морей и океанов

Рассказывают о внешнем виде озер,
болот, прудов, водохранилищ и
образовании изученных водоемов, о
значении изученных водоемов; умеют
устанавливать простейшие причинноследственные зависимости.
Рассматривают рисунок, соединяют
стрелками изображения животных,
обитающих на болоте, с водоемом;
обосновывают свой вывод.
Сравнивают водоемы, называют
отличительные их признаки. На
основании сравнения заполняют
таблицу

океаны на Рассказывают о внешнем виде морей и
и океанов, их основных признаках, о
значении изученных водоемов.
изученные Заполняют таблицу в рабочей тетради
«Использование воды человеком»;
об составляют рассказ по схеме
изученных «Значение моря для человека»
рисунки в
тетради,
названия

29

46

Охрана воды

1
3.03

47

Равнины, холмы,
овраги

1
7.03

48

Горы

1
10.03

49

Почва – верхний
слой земли. Состав
почвы

1
14.03

Формирование
представлений об охране
воды и мерах,
принимаемых по охране
водоемов

Рассказывают об
использовании воды;
составляют предложения,
используя опорные слова;
раскрашивают опорные
сигналы для плаката по
охране воды

Формирование
представлений о формах
поверхности Земли,
внешнем виде равнин,
холмов, оврагов и их
использовании человеком

Узнают и называют формы
поверхности
(равнины,
холмы,
овраги)
на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Заполняют схему в рабочей
тетради
«Поверхности
суши», используя помощь
учителя
Узнают и называют горы на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Называют занятия людей,
живущих в горах.
Подписывают и
раскрашивают рисунки, как
люди используют горы

Формирование
представлений о формах
поверхности Земли. Горы:
внешний вид, природа,
жизнь и занятия людей в
горах

Формирование
представлений о почве, ее
образовании. Знакомство
с составом почвы:
перегной, песок, глина,

Рассказывают о назначении
почвы. Называют состав
почвы, опираясь на схемы и
иллюстрации. Рассказывают

Составляют рассказ о мерах,
принимаемых для охраны водоемов;
применяют знания об охране воды на
практике.
Составляют памятку «Правила
поведения у водоемов»; рисуют в
тетради опорные сигналы для плаката
по охране водоемов
Выделяют существенные признаки
изученных форм поверхности суши;
называют холмы и овраги, известные
из личного опыта.
Заполняют схему в рабочей тетради
«Поверхности суши», соединяют
стрелками слова и предложения с
описанием оврага
Выделяют существенные признаки
гор. Рассказывают о занятиях людей в
горах. Устанавливают простейшие
зависимости между формой
поверхности суши и занятиями
населения. Называют горы, известные
из личного опыта.
Сравнивают горы и холмы, называю
отличительные признаки; заполняют
схему их строения
Узнают и называют почвы в
натуральном виде в
естественных условиях и на картинах.
Называют вещества, входящие в состав
почвы и их значение.

30

вода, воздух,
минеральные соли.
Закрепление знания о
роли почвы в жизни
растений
50

Разнообразие почв

1
17.03

51

52

Основное свойство
почвы – плодородие.
Обработка почвы

21.03

4 четверть 16 ч.

14 ч.

Охрана почвы

1

празд.
дни
2,9
мая

1

Формирование
представлений о видах
почвы: черноземные,
глинистые, песчаные.
Знакомство с
особенностями почв.

Формирование
представлений о
плодородии почвы,
способах обработки
почвы и ее значении

о роли почвы в жизни
растений.
Отгадывают
загадки
о
животных, которые обитают
в почве; подписывают их на
рисунках
Называют виды почв (не
менее 2). Называют свойства
одного вида почв.
Узнают по описанию и
подписывают на рисунках
виды почв

Рассказывают об основном
свойстве почвы, о значении
обработки
почвы
для
получения урожая.
Подчеркивают
в
тексте
рабочей тетради название
основных частей почвы,
которые необходимы для
жизни растений

Заполняют схему в рабочей тетради
«Состав почвы»

Называют виды почв и их основные
признаки; выделяют существенные
признаки разных видов почв;
устанавливают связи между разными
видами почв и растительностью;
умеют применять эти знания на
практике.
Выполняют задание: соединяют
стрелкой название почвы с ее
характеристикой
Называют способы обработки почвы в
зависимости от сезона; имеют
представления о взаимосвязи
обработки почвы с ее плодородием;
умеют применять знания о сезонной
обработке почвы на практике.
Делают вывод: почему черноземная
почва самая плодородная

Называют вредные воздействия на
почву: костры, пожары, вырубка лесов,
бытовой мусор, химикаты, вода, ветер;

31

4.04

53

54

Место России на
земном шаре.
Знакомство с картой

Моря и океаны,
омывающие берега
России

1
7.04

1

11.04

Закрепление
представлений о значении
почвы.
Охрана почв, меры,
принимаемые для охраны
почв

Рассказывают
о
необходимости охраны почв
и некоторых мерах, которые
принимаются для защиты
почвы.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради. Обводят те,
на которых показано, как
человек заботиться о почве

Есть на Земле страна Россия- 14 часов
Формирование
Называют название своей
представлений о России,
страны. Рассказывают, какие
размере территории,
формы поверхности есть в
климате, рельефе
России.
Рисуют Государственный флаг
России
в
тетради.
Подчеркивают в стихотворении
название
государства,
в
котором живут, записывают его
в клеточки
Знакомство с морями и
океанами, омывающими
берега России

Рассказывают, что территорию
России омывают теплые и
холодные моря; называют
основные признаки этих морей
(лед, снег, холодно, тепло,
солнце, пляж).

называют меры, принимаемые для
охраны почв.
Обводят рисунки, на которых
показано, как человек заботиться о
почве, обосновывают свой выбор

Называют особенности климата и
рельефа России;
узнают на карте России реки и сушу
(по цвету); устанавливают причинноследственные зависимости между
территорией, солнечной
освещенностью и климатом.
Записывают в тетради свой адрес

Называют моря, омывающие берега
России: Черное море, Азовское море,
Балтийское море; называют их
основные признаки.
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелками
название моря с его характеристикой

32

55

56

Горы и равнины на
территории нашей
страны

14.04

Реки и озера России

1

1

18.04

57

Москва – столица
России

1

21.04

58

Санкт-Петербург

1

25.04

Формирование
представления о формах
поверхности России:
равнины, горы

Знакомство с реками и
озёрами России.
Знакомство с
крупнейшими реками
России

Формирование
представления о столице
России – Москве:
достопримечательности,
стадионы, транспорт

Формирование
представления о городе
Санкт-Петербург:

Вставляют
в
текст
пропущенные
слова
с
названием океанов
Узнают
на
иллюстрациях
различные формы поверхности
–
горы,
равнины;
рассказывают,
что
на
территории России
находятся горы и равнины.
Подчеркивают слова, которые
обозначают формы земной
поверхности на карточке
Узнают на иллюстрациях реки;
рассказывают,
что
на
территории России находятся
реки и озера; называют 1–2
реки России.
Подбирают обобщающие слова
к перечисленным названиям
рек и озер
Называют
достопримечательности
Москвы
с
опорой
на
иллюстрации.
Называют столицу России.
Подписывают на рисунках герб
России и герб Москвы

Называют горы и равнины России:
Восточно-Европейская равнина,
Западно-Сибирская равнина,
Кавказские горы, Уральские горы.
Рассказывают об их основных
признаках.
Вставляют в текст карточки названия
равнин и гор России, используя
слова для справок
Называют реки и озера России: 3–4
названия, называют их основные
признаки.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Реки и озера России»

Называют достопримечательности
Москвы. Называют основные виды
транспорта Москвы.
Находят на картинках и
подписывают
достопримечательности Москвы

Узнают
и
называют Узнают и называют Санктдостопримечательности Санкт- Петербург на картинках и
Петербурга: разводные мосты, иллюстрациях, рассказывают об его
основных достопримечательностях

33

59

60

Ярославль.
Владимир. Ростов.
Города «Золотого
кольца»

Нижний Новгород,
Казань, Волгоград

1
28.04

1
5.05

61

Новосибирск,
Владивосток

1
12.05

достопримечательности,
реки, разводные мосты
Знакомство с городами
«Золотого кольца»:
Ярославль, Владимир,
Ростов:
достопримечательности,
народные промыслы

Дворцовая площадь – на
иллюстрациях и фотографиях
Называют города Золотого
кольца: Ярославль, Владимир,
Ростов.
Рассказывают
о
достопримечательностях
городов «Золотого кольца» с
помощью учителя.
Выполняют
задание:
соединяют линиями, с именем
каких великих людей связаны
названия городов

Формирование
представления о городах
Нижний Новгород,
Казань, Волгоград:
достопримечательности,
промышленность

Называют города Нижний
Новгород, Казань, Волгоград
Рассказывают о
достопримечательностях с
помощью учителя, опираясь на
иллюстрации.
Находят на карте названия
городов и выписывают их в
тетрадь

Формирование
представления о городах
Новосибирск,
Владивосток:
достопримечательности,
промышленность, порт

Называют города «Золотого кольца»:
Ярославль, Владимир, Ростов.
Называют основные
достопримечательности: набережная
в Ярославле, театр; собор и Золотые
ворота во Владимире; Ростовский
кремль.
Вписывают в таблицу названия
некоторых достопримечательностей
городов Золотого кольца

Узнают и называют города Нижний
Новгород, Казань, Волгоград;
называют основные
достопримечательности городов
(Нижегородский кремль, Казанский
кремль, мечеть, Мамаев курган);
называют города, известные из
других источников.
Заполняют таблицу: по описанию
определяют название городов
Называют города Новосибирск, Узнают и называют города
Владивосток. Рассказывают о Новосибирск, Владивосток;
достопримечательностях
называют основные
городов; показывают их на достопримечательности городов;
карте
называют города, известные из
других источников.
Составляют рассказ о городе
Владивостоке, используя слова для
справок

34

62

Население и народы
России

1
16.05

63

64

Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона

Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона

1
19.05

1

23.05

Формирование
представления о
населении России и
России как
многонациональном
государстве

Формирование
представления о своей
местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний:
поверхность, водоёмы,
растительный и животный
мир
Формирование
представления о своей
местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний:
промышленность и
сельское хозяйство,
достопримечательности.

Называют
отдельных
представителей
народов
России.
Называют места, где
проживает население России.
Узнают на иллюстрациях и
называют городское и сельское
население.
Заполняют схему «Население
нашей страны», используя
помощь учителя
Называют основные
географические объекты и
особенности своей местности:
поверхность, водоёмы с
опорой на учебник. Называют
представителей растительного
и животного мира своего
региона
Показывают на иллюстрациях
достопримечательности своего
города с помощью учителя.
Называют промышленные
предприятия своего региона

Называют представителей народов
России. Рассказывают о традициях,
обычаях населения России; занятиях
городского и сельского населения.
Заполняют схему «Население нашей
страны»; определяют, какие рисунки
подходят к стихотворениям

Показывают на карте основные
географические объекты и
особенности своей местности:
поверхность, водоёмы. Рассказывают
о представителях растительного и
животного мира своего региона
Рассказывают о
достопримечательностях своего
города. Называют промышленные
предприятия и направления
сельского хозяйства своего
региона,
Рассказывают о населении своей
местности, их традициях и обычаях

35

65

Экскурсия

66

Экскурсия

67

Обобщающий урок
по разделу «Есть на
Земле страна Россия»

68

Неживая природа.
Обобщающий урок

Расширение и
Называют и посещают
закрепление знаний о
достопримечательные места
26.05 родном городе; о
города;
важнейших
Называют важнейшие
географических объектах географические объекты
региона
региона
1
Расширение и
Называют и посещают
закрепление знаний о
достопримечательные места
родном городе; о
города;
30.05 важнейших
Называют важнейшие
географических объектах географические объекты
региона
региона
Повторение – 2 часа
1
Закрепление знаний о
Называют отдельные города
России: формах рельефа,
России, отдельных
водоемах, городах,
представителей народов
населении
России
1

1

Обобщение и закрепление
представлений о
предметах и явлениях
неживой природы

Узнают и называют
изученные предметы неживой
природы на иллюстрациях,
фотографиях; относят к
определенным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва); называют предметы,
относящиеся к почве,
полезным ископаемым,
свойствам воды или воздуха;

Рассказывают в ходе экскурсии о
достопримечательностях города
совместно с учителем;
Рассказывают и изучают важнейшие
географические объекты региона
Рассказывают в ходе экскурсии о
достопримечательностях города
совместно с учителем;
Рассказывают и изучают важнейшие
географические объекты региона

Называют особенности климата и
рельефа России, называют моря,
омывающие берега России: Черное
море, Азовское море, Балтийское
море; называют отдельные реки,
озера, горы, равнины России;
называют отдельные города России и
их достопримечательности
Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах, схемах и в натуральном
виде; относят предметы неживой
природы к разным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва); выделяют существенные
признаки каждой группы;
рассказывают о взаимосвязях между
неживой и живой природой;

36

называют элементарные
правила безопасного
поведения в природе;
рассказывают о значении
неживой природы в жизни
человека

соблюдают правила безопасного
поведения в природе

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».