РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Природоведение
5 «А» класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
на 2024 – 2025 учебный год
Разработана:
учителем высшей
квалификационной
категории
Коваленковой И.А.
Астрахань, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ........................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................ 12
2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
составлена
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной
области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство
с основными направлениями природоохранительной работы;
− воспитание социально значимых качеств личности.
3
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5
классе определяет следующие задачи:
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в
натуральном виде в естественных условиях;
− формирование представлений о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным
группам с учетом различных оснований для классификации;
− формирование умения находить сходные по определенным признакам
объекты из тех, которые были изучены на уроках;
− формирование умения выделять существенные признаки групп
объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;
4
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле
страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с
Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования
космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении
Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками
Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства
воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые
человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой
природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии.
Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими
объектами, расположенными на территории нашей страны
(например,
Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,
Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не
требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и
их нахождения на географической карте.
Основными
природоведения
организационными
являются:
формами
фронтальная,
работы
групповая,
на
уроке
коллективная,
индивидуальная работа.
При
проведении
уроков
природоведения
предполагается
использование следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ
5
с
включением
в
него
элементов
сопровождающегося демонстрацией
беседы
или
объяснения,
опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют
при
проведении
лабораторных
и
практических
работ,
предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы
при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и
обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря,
усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений
слов; активизация словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное
чтение, работа со словарем; ответы на вопросы и
выполнение заданий,
направленных на формирование умений анализировать
устанавливать
причинно-следственные
связи,
и объяснительное
прочитанное,
сравнивать,
выделять
главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя
слова для справок;
− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
6
Содержание разделов
№
п/п
1.
Название раздела
Контрольные
работы
Введение
Количество
часов
2
2.
Вселенная
6
1
3.
Наш дом-Земля:
3.1
Воздух
8
1
3.2
Полезные ископаемые
14
1
3.3
Вода
16
1
3.4
Поверхность суши. Почва
6
1
4.
Есть на земле страна Россия
14
1
5.
Повторение по курсу «Неживая природа»
2
1
68
7
Итого:
7
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей
стране, ее природным богатствам;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима
дня;
− владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке
− развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой и
неживой природы;
− установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному
отношению к природе и другим материальным ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности,
водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны)
на иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе (полезные ископаемые);
− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значения в жизни человека;
8
− соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе
и обществе (под контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
− знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые,
металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников;
объяснение своего решения;
− выделение существенных признаков групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и
работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм
в отношении изученных объектов и явлений;
9
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
уровень
При оценке
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Устный ответ:
Оценка «5» ставится за:
− полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:
− правильно
раскрытое
содержание
понятий,
закономерностей,
биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
− правильное
использование
рисунков,
гербариев,
натуральных
объектов и других источников знаний,
− самостоятельный ответ,
с
опорой
на
ранее
приобретенные знания;
− соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления
письменных работ;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
10
− знание всего учебного программного материала;
− умений выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении
изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной
и устной речи, правил оформления письменных работ;
Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее:
− знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных
требований
программы,
затруднение
при
самостоятельном
воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;
− умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах
на видоизмененные вопросы;
− наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Оценка «2» - не ставится
11
IV.
№
Тема
предмета
Колво
часов
Даты
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Введение - 2 часа
1 четверть
1
2
3
Вводный урок
Что такое
природоведение?
Предметы и явления
неживой и живой
природы
Небесные тела:
планеты, звезды
16
1
12.09
1
6.09
1
9.09
Знакомство с учебным
предметом
«Природоведение».
Формирование
представлений о предметах
и явлениях, которые
изучаются на уроках
природоведения
Знакомство с предметами и
явлениями живой и
неживой природы.
Формирование умения
дифференцировать
предметы и явления живой
и неживой природы
Узнают природные явления на
иллюстрациях и фотографиях,
относят объекты к живой или
неживой природе; называют
природные предметы и явления
Выделяют существенные
признаков объектов природы,
относят предметы к природе,
называют природные явления
Узнают объекты неживой
природы на иллюстрациях и
фотографиях, относят объекты к
живой или неживой природе;
называют изученные объекты
живой и неживой природы
Дописывают слова, обозначающие
явления природы, в тетради
Выделяют существенные
признаки объектов живой и
неживой природы, относят
объекты к живой или неживой
природе, устанавливают
взаимосвязи между живой и
неживой природой.
Выполняют задание в рабочей
тетради: заполняют таблицу
«Предметы и явления живой и
неживой природы»
Вселенная - 6 часов
Знакомство с небесными
Называют изученные небесные
телами: звёзды, Солнце,
тела. Относят небесные тела к
планеты.
разным группам на основании
признаков с помощью учителя
Называют
изученные небесные тела
(звезды, Солнце, планеты) и их
признаки. Относят небесные
12
тела к разным группам на
основании признаков
13
4
Солнечная система.
Солнце
1
13.09
5
6
Исследование
космоса. Спутники.
Космические
корабли
Полеты в космос
1
16.09
1
20.09
Формирование представления
о Солнце как центре
Солнечной системы, о
значении Солнца для жизни на
Земле. Формирование умения
давать краткую
характеристику планетам
Солнечной системы
Называют изученные небесные
тела – Солнце, планеты,
планета Земля, Солнечная
система – и их основные
признаки. Рассматривают на
рисунке строение Солнечной
системы. Выписывают названия
планет
Ознакомление обучающихся с
исследованиями космоса и их
значением для человечества
Узнают искусственные
спутники и космические
корабли на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные объекты
Ознакомление обучающихся с
исследованиями космоса,
формирование представления
о полетах человека в космос и
первых космонавтах
Называют первого космонавта
Ю. А. Гагарина, первую
женщину-космонавта В.В.
Терешкову, подписывают
фамилии на рисунках в рабочих
тетрадях
Называют изученные
небесные тела – звезды,
Солнце, Солнечная система,
планета Земля, 2–3 другие
планеты Солнечной системы –
и их признаки; называют
объекты, которые входят в
состав Солнечной системы.
Сравнивают небесные тела,
делают вывод, чем звезды
отличаются от планет,
записывают в таблицу
Узнают и называют
искусственные спутники и
космические корабли,
называют их назначение.
Показывают на картинках и
называют какие приборы люди
используют для исследования
космоса
Называют фамилии первых
космонавтов
(Ю. А. Гагарин,
В. В. Терешкова), имеют
представления о современных
полетах в космос и их
значении, подписывают
фамилии на рисунках в
рабочих тетрадях; подбирают
проверочные слова к новым
терминам
14
7
Смена дня и ночи
1
23.09
8
9
Смена времен года.
Сезонные изменения
в природе
Планета Земля.
Оболочки Земли
1
27.09
1
30.09.
Формирование представлений
о суточном вращении Земли и
смене дня и ночи.
Формирование представлений
о годовом движении Земли
вокруг Солнца, смене времен
года
Называют части суток.
Перечисляют причины смены
дня и ночи (с опорой на
учебник); выбирают и
подчеркивают правильный
ответ в рабочей тетради;
подписывают на рисунках
время суток
Определяют времена года на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные времена
года и их основные признаки.
Подписывают на рисунках
названия месяцев
Наш дом - Земля - 44 часа
Закрепление знаний о
Называют планету Земля и ее
Солнечной системе.
основные оболочки – вода,
Формирование представления суша, воздух.
о Земле как планете, отличие
Вставляют в текст в рабочей
Земли от других планет
тетради пропущенные слова,
Солнечной системы
используя слова для справок
Называют части суток, их
признаки и причины смены
дня и ночи.
Подчеркивают название
частей суток, подбирают
обобщающее слово в рабочих
тетрадях
Называют признаки времен
года, осуществляют
классификацию времен года
на основании основных
признаков.
Называют причины смены
времен года.
В рабочих тетрадях
показывают стрелками в какие
время года происходят
природные явления
Узнают, чем Земля отличается
от других планет Солнечной
системы. Называют спутники
Земли. Описывают форму
Земли и называют основные
оболочки Земли (твердая,
воздушная, водная).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Чем образованы
оболочки Земли?»
15
10.
11
Воздух. Воздух и
его охрана. Значение
воздуха для жизни
на Земле
Свойства воздуха
1
4.10
1
7.10
12.
Давление и
движение воздуха
1
11.10
Формирование
представлений о воздухе.
Уточнение и обобщение
знаний о значении
воздуха для человека,
животных и растений
Формирование
представления о
мероприятиях,
проводимых с целью
охраны чистоты воздуха
Формирование в
процессе демонстрации
опытов представления о
свойствах воздуха
(прозрачность,
бесцветность, упругость,
теплопроводность) и об
использовании этих
свойств в быту
Формирование
представления о
свойствах (упругость,
сжатие) и движении
воздуха
Рассказывают о значении воздуха
для растений, животных и
человека,
о
мероприятиях,
проводимых с целью охраны
чистоты воздуха
Называют газы, которые входят в
состав воздуха и рассказывают о
его значении, о
мероприятиях, проводимых с
целью охраны чистоты воздуха.
Проводят опыты «Как
почувствовать и увидеть воздух?»
Называют свойств воздуха
совместно с учителем после
демонстрации опытов.
Записывают свойства воздуха в
рабочую тетрадь, используя
слова для справок
Узнают и называют свойства
воздуха после демонстрации
опытов; описывают опыты,
демонстрирующие свойства
воздуха; знают свойства воздуха и
использование их в быту.
Рассматривают рисунок в рабочей
тетради и составляют рассказ,
используя опорные слова
Описывают свойства воздуха
(упругость, сжатие, теплый воздух
поднимается, холодный
опускается);
называют свойства воздуха с
опорой на иллюстрации или
демонстрируемый опыт; умеют
использовать свойства воздуха в
быту.
Проводят опыт и отвечают на
вопрос: как определить движение
воздуха?
Составляют рассказ по картинкам
об
использовании
свойств
воздуха в быту
(накачивание шин, матрасов,
игрушек).
Выполняют задание в рабочей
тетради: «Составить и записать
предложения из перепутанных
слов»
16
13
Температура
воздуха. Термометр
1
14.10
14.
Движение воздуха в
природе. Ветер
1
18.10
15
16
Состав воздуха.
Кислород, его
значение и
применение
Состав воздуха.
Углекислый газ и
азот
1
21.10
1
25.10
Формирование
представления о
термометре и его
устройстве,
формирование умения
измерять температуру
воздуха, читать
показания термометра
Формирование
представлений о
движении воздуха –
ветре, силе ветра и
использовании ветра
человеком
Формирование
представлений о составе
воздуха, о значении
кислорода и его
свойствах: значение
кислорода, свойства
кислорода
Формирование
представлений о составе
воздуха, о значении
Узнают термометр на
иллюстрациях и фотографиях,
читают записанную температуру
воздуха;
понимают положительные (со
знаком плюс) и отрицательные
(со знаком минус) показания
температуры.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради, подписывают,
какую температуру показывают
термометры
Узнают ветра разной силы на
иллюстрациях и фотографиях;
называют ветра (ураган); имеют
представления об использовании
силы ветра человеком.
В рабочей тетради отвечают на
вопрос: что может ветер?
Вставляют недостающие слова
Называют свойства кислорода,
относят кислород к газам,
входящим в состав воздуха;
знают значение кислорода для
человека, животных и растений.
Заполняют
схему
«Состав
воздуха», используя помощь
учителя
Называют газы, входящие в
состав воздуха (углекислый газ,
азот), относят углекислый газа и
Узнают термометр в естественных
условиях, имеют представление о
назначении термометра; умеют
читать показание термометра;
умеют использовать показание
термометра в повседневной жизни
(одежда – температура воздуха).
Записывают в тетрадь с помощью
цифр и знаков показания
термометра
Рассказывают о движении воздуха
разной силы
(ветер, ураган, шторм), называют
причины появления ветер.
Выписывают из словаря в
учебнике определения слов
«ветер», «ураган»
Называют газы, входящие в состав
воздуха; знают свойства кислорода
и наличие представлений об
использовании свойств кислорода
в быту, хозяйстве и
промышленности.
Заполняют схему «Состав
воздуха»
Называют газы, входящие в состав
воздуха, знают свойства
углекислого газа, роль углекислого
газа в жизни растений и имеют
17
2 четверть
17
Значение и охрана
воздуха
15 ч.
1
8.11
углекислого газа и азота
и их свойствах
азот к газам, входящим в состав
воздуха.
Рассматривают
диаграмму
«Состав воздуха» и подписывают
названия
газов,
используя
предложенный текст
представления об использовании
свойств углекислого газа в быту,
хозяйстве и промышленности.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Свойства газов»
Формирование
представлений о
значении воздуха, его
роли в жизни растений,
животных и человека.
Знакомство с мерами,
принимаемыми для
охраны воздуха
Имеют представления о значении
чистого воздуха и мерах,
принимаемых для его защиты.
Составляют рассказ по рисункам
«Как человек использует воздух»
Рассказывают о роли воздуха для
жизни на Земле; устанавливают (с
помощью учителя) зависимость
между чистотой воздуха и жизнью
растений, животных и человека;
соблюдают в быту меры по охране
воздуха, правила здорового образа
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради: дописывают слова в
прочитанном тексте «Что мы
узнали о воздухе?»
18
18.
19
20
Значение воздуха
для жизни на Земле
и его охрана
Полезные
ископаемые. Виды,
значение, способы
добычи
Гранит, известняк
1
11.11
1
15.11
1
18.11
Обобщение и
систематизация понятия о
воздухе, его составе,
свойствах и значении для
человека, растений и
животных
Формирование
представления о полезных
ископаемых, их видах и
значении
Формирование
представления о полезных
ископаемых,
используемых в
строительстве – граните,
известняке
Имеют
представления
о Рассказывают о составе воздуха,
значении чистого воздуха для свойствах воздуха, роли воздуха для
жизни на Земле и мерах, жизни на Земле; устанавливают
принимаемых для его защиты (с помощью учителя) зависимость
между чистотой воздуха и жизнью
растений, животных и человека;
знают и соблюдают в быту меры по
охране воздуха, правила здорового
образа жизни
Имеют
представление
о Называют полезные ископаемые;
назначении
полезных выделяют признаки полезных
ископаемых.
ископаемых; относят полезные
Заполняют схему «Полезные ископаемые к разным группам
ископаемые»
в
рабочей (твердые, жидкие, газообразные;
тетради
горючие, негорючие).
Заполняют
схему
«Полезные
ископаемые» в рабочей тетради.
Приводят примеры
Узнают полезные ископаемые Узнают и называют представителей
на рисунках, фотографиях, в полезных ископаемых, используемых
коллекциях (мел, мрамор, в строительстве; выделяют признаки
гранит); называют изученные полезных ископаемых, используемых
полезные ископаемые; относят в строительстве; называют полезные
полезные
ископаемые
к ископаемые, известные из других
группе,
используемых
в источников, объясняют свое решение.
строительстве;
имеют Показывают в коллекции полезные
представление о назначении ископаемые: гранит, известняк;
данной группы полезных зачитывают их описание на
ископаемы.
карточках
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелкой
название
полезного
19
21
Песок, глина
1
22.11
22
Горючие полезные
ископаемые. Торф
1
25.11
23
Каменный уголь.
1
29.11
Формирование
представления о полезных
ископаемых,
используемых в
строительстве – песке,
глине
Формирование
представления о горючих
полезных ископаемых.
Формирование
представления о торфе
Формирование
представления о горючих
полезных ископаемых.
ископаемого
с
его
характеристикой
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (песок, глина);
называют изученные полезные
ископаемые; относя полезные
ископаемых
к
группе,
используемых
в
строительстве;
имеют
представление о назначении
данной группы полезных
ископаемых.
Рассматривают рисунки и
рассказывают, что производят
из песка и глины; дописывают
предложения
Узнают полезные ископаемые
на рисунках, фотографиях, в
коллекциях (торф); называют
изученные
полезные
ископаемые, относят торф к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
назначении торфа.
Составляют рассказ по плакату
«Что получают из торфа»
Узнают и называют представителей
полезных ископаемых, используемых
в строительстве; выделяют признаки
полезных ископаемых, используемых
в строительстве; называют полезные
ископаемые, известные из других
источников;
объясняют свое решение.
Заполняют таблицу. Сравнивают
между собой песок и глину
Узнают и называют представителей
горючих полезных ископаемых;
выделяют признаки горючих
полезных ископаемых и торфа,
относят торф к различным группам с
учетом разных классификаций
(полезные ископаемые, горючие
полезные ископаемые, полезные
ископаемые, используемые в качестве
удобрений).
В рабочей тетради заполняют схему
«Горючие полезные ископаемые»
Узнают полезные ископаемые Узнают
и
называют
горючие
на рисунках, фотографиях, в полезные ископаемые – каменный
коллекциях (каменный уголь); уголь; выделяют признаки каменного
20
Формирование
представления о
каменном угле
24
Добыча и
использование
каменного угля
1
2.12
Формирование
представление о
каменном угле, способах
добычи и значении
каменного угля
называют изученные полезные
ископаемые;
относят
каменный угль к группе
полезных ископаемых. Узнают
и называют горючие полезные
ископаемые – каменный угль;
выделяют признаки каменного
угля; относят каменный угль к
группе полезных ископаемых
и
горючих
полезных
ископаемых.
Используя текст учебника,
записывают
свойства
каменного угля в рабочую
тетрадь
Относят каменный уголь к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
значении каменного угля.
Подписывают на рисунках
способы добычи каменного
угля
угля; относят каменный угль к группе
полезных ископаемых и горючих
полезных ископаемых.
Рассматривают образец каменного
угля. Записывают в рабочую тетрадь
свойства каменного угля. Заполняют
таблицу «Свойства каменного угля»
Относят каменный уголь к
различным группам; с учетом разных
классификаций (полезные
ископаемые, горючие полезные
ископаемые), знают способы добычи
каменного угля.
Вставляют в текст пропущенные
слова «Добыча каменного угля»
21
25
Нефть: внешний вид
и свойства
1
6.12
26
27
Добыча и
использование
нефти
Природный газ.
Свойства, добыча,
использование.
Правила обращения
с газом в быту
1
9.12
1
13.12
Формирование
представления о горючих
полезных ископаемых.
Формирование
представления о нефти
Называют
изученные
полезные ископаемые (нефть);
относят нефть к группе
полезных ископаемых.
Описывают свойства нефти:
заполняют пропуски в тексте,
используя слова для справок
Формирование
представления о нефти,
способах добычи и
значении нефти
Относят нефть к группе
полезных ископаемых; имеют
представление о значении
нефти.
Подчеркивают
правильный
ответ: в каком состоянии
находится нефть
Узнают и называют горючие
полезные ископаемые; выделяют
признаки нефти; относят нефть к
группе полезных ископаемых и
горючих полезных ископаемых.
Рассматривают пробирку с нефтью и
описывают ее свойства, используя
слова для справок. Сравнивают
каменный уголь и нефть, называют
черты различия и сходства
Относят нефть к различным группам
с учетом разных классификаций
(полезные ископаемые, горючие
полезные ископаемые); рассказывают
о способах добычи нефти.
Выписывают из словаря в учебнике
определения новых слов
Формирование
представления о горючих
полезных ископаемых.
Формирование
представление о
природном газе, способах
добычи и значении
природного газа.
Формирование умения
соблюдать правила
безопасного пользование
газом в быту
Называют
изученные
полезные
ископаемые
(природный газ; относят газ к
группе полезных ископаемых;
имеют
представление
о
значении природного газа;
называют
(с
помощью
учителя) правила пользования
газом в быту.
Подчеркивают на карточке
названия горючих полезных
ископаемых
Узнают и называют горючее полезное
ископаемое – природный газ;
выделяют признаки природного газа;
относят природный газ к различным
группам с учетом разных
классификаций (полезные
ископаемые, горючие полезные
ископаемые); знают способы добычи
газа.
Вставляют пропущенные слова
«Запомни правила обращения с
газом»
22
28
Черные металлы.
Сталь. Чугун
1
16.12
29
Цветные металлы
1
20.12
Знакомство с черными
металлами.
Формирование
представления о стали,
чугуне, способах
получения и
использовании в
промышленности и в быту
Называют черные металлы
(сталь, чугун), имеют
представление об
использовании черных
металлов.
Рассматривают рисунки,
подчеркивают названия
предметов, изготовленных из
металлов, используя помощь
учителя
Знакомство с цветными
Называют цветные металлы;
металлами.
имеют представление об
Формирование
использовании цветных
представления об
металлов.
алюминии и меди,
Заполняют таблицу в рабочей
способах получения и
тетради, используя слова для
использовании в
справок: приводят примеры
промышленности и в быту цветных металлов, разделив
их на группы
Узнают и называют черные металлы
– чугун и сталь;
знают способы получения черных
металлов; выделяют признаки черных
металлов, свойства стали и чугуна.
Используя рисунки, записывают в
рабочую тетрадь названия предметов,
сделанных из металлов
Узнают и называют цветные металлы
– алюминий, медь;
знают способы получения цветных
металлов; выделяют признаки
цветных металлов; производят
классификацию цветных металлов
(относят алюминий, медь к металлам
и цветным металлам).
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: приводят примеры цветных
металлов, разделив их на группы
23
30
31
Благородные
(драгоценные)
металлы
Охрана полезных
ископаемых
1
23.12
1
27.12
3 четверть
32
Полезные
ископаемые
20 ч.
1
13.01
Формирование
представления о
благородных
(драгоценных) металлах.
Формирование
представления о золоте,
серебре, платине,
использовании в
промышленности и в быту
Называют благородные
(драгоценные) металлы;
имеют представление об
использовании благородных
(драгоценных) металлов.
Вставляют пропущенные
буквы в слова с названиями
благородных металлов,
составляют предложения с
этими словами
Формирование
представления о значении
полезных ископаемых,
знакомство с мерами,
принимаемыми для
охраны полезных
ископаемых
Называют полезные
ископаемые; знают о
необходимости охраны
полезных ископаемых.
Составляют рассказ по плану
и с опорой на предложения,
предложенные учителем об
охране полезных ископаемых
Обобщение и
систематизация знаний
обучающихся о свойствах
полезных ископаемых.
Имеют
представления
о
полезных ископаемых, их
значении для людей.
Составляют устный рассказ
ободном
из
полезных
ископаемых по плану и
опорным предложениям
Узнают и называют благородные
(драгоценные) металлы – золото,
серебро, платину; выделяют признаки
цветных металлов; производят
классификацию драгоценных
металлов (относят золото, серебро,
платину к металлам и драгоценным
металлам).
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелками
правильные ответы, где применяют
драгоценные металлы
Узнают и называют полезные
ископаемые; знают способы охраны
полезных ископаемых.
Вставляют в текст карточки
пропущенные слова, используя слова
для справок
Узнают и называют полезные
ископаемые. Проводят
классификацию полезных
ископаемых.
Относят полезные ископаемые к
различным группам, объясняют свой
выбор;
знают свойства полезных
ископаемых, знают меры по их
охране.
24
33
34
Вода в природе.
Роль воды в питании
живых организмов
Свойства воды
1
17.01
1
20.01
35
Растворимые и
нерастворимые
вещества. Питьевая
вода
1
24.01
Составляют устный рассказ об одном
из полезных ископаемых по плану,
используя статью учебника
Узнают на рисунках и фотографиях и
называют воду в разных формах
существования в природе.
Подписывают рисунки, используя
слова для справок: где встречается
вода в природе; вставляют
пропущенные слова в текст карточки
Формирование
представлений о воде в
природе и о значении
воды для растений и
животных
Рассказывают о воде в
природе; о значении воды для
растений, животных,
человека.
Выполняют задание:
рассматривают рисунки и
подписывают, кому для жизни
нужна вода
Формирование
представлений о
свойствах воды.
Называют свойства воды
(совместно с учителем) после
демонстрации опытов.
Заполняют схему «Основные
свойства воды», используя
слова для справок;
подписывают рисунки,
записывают выводы в тетрадь
по проведенным опытам
Узнают и называют свойства воды
после демонстрации опытов;
описывают опыты,
демонстрирующие свойства воды;
записывают выводы по проведенным
опытам. знают свойства воды и
использование этих свойств в быту.
Заполняют схему «Основные
свойства воды»
Формирование
представлений о
свойствах воды,
растворимых и
нерастворимых веществах
Рассказывают о свойствах
питьевой воды и растворах,
называют растворы.
Описывают опыты,
подписывают рисунки с
растворимыми и
нерастворимыми в воде
веществами
Называют растворимые и
нерастворимые вещества; узнают
растворы в естественных условиях и
на иллюстрациях и называют их;
имеют представления о назначении
растворов; выделяют существенные
признаки питьевой воды, используют
полученные знания при выполнении
практических работ (создание
25
36
Прозрачная и
мутная вода.
Очистка мутной
воды
1
27.01
Формирование
представлений о
свойствах воды, чистой
воде и очистке воды
Узнают чистую и мутную
воду в натуральном виде и на
рисунках. Называют признаки
мутной и чистой воды.
Выполняют задание:
выбирают правильный ответ
на вопрос и подчеркивают его
растворов – сладкий водный раствор,
соленый водный раствор).
Заполняют таблицу в рабочей тетради
«Растворимые и нерастворимые в
воде вещества»
Выделяют признаки чистой и мутной
воды; относят воду к разным
группам; используют полученные
знания при выполнении практических
работ (очистка воды отстаиванием,
фильтрованием).
Записывают предложения в
правильном порядке по проведению
опыта по очистке мутной воды
1
26
37
38
39
Три состояния воды.
Температура и ее
измерение
Расширение при
нагревании и сжатие
при охлаждении,
расширение при
замерзании
Свойства воды.
Лабораторная
работа
1
31.01
1
3.02
1
7.02
Формирование
представлений о
различных агрегатных
состояниях воды: твердое,
газообразное, жидкое.
Переход воды из одного
состояния в другое
Узнают воду в твердом,
жидком и газообразном
состоянии в натуральном
виде и на рисунках.
Заполняют схему, используя
текст учебника «Состояние
воды в природе».
Проводят опыты под
руководством учителя по
изучению свойств трех
состояний воды, измеряют ее
температуру с помощью
термометра
Выделяют признаки воды в разных
агрегатных состояниях; устанавливают
зависимости между температурой и
состоянием воды;
умеют использовать полученные
знания при выполнении практических
работ совместно с учителем
(измерение температуры воды).
Проводят опыты по изучению свойств
твердой, жидкой и газообразной воды;
измеряют температуру воды
термометром; записывают выводы в
рабочую тетрадь
Формирование
представлений об
изменении состояния
воды под воздействием
температуры
Узнают и называют
состояния воды при
нагревании и охлаждении.
Подписывают рисунки,
подчеркивают правильный
ответ на вопрос: что
происходит с водой при
нагревании, охлаждении,
замерзании
Формирование умения
применять знания о
свойствах воды на
практике, выполнять
практические действия
под контролем учителя
Выполняют лабораторные
работы совместно с
учителем;
называют свойства воды
после проведения опыта
Узнают и называют состояния воды в
естественных условиях и на картинах;
выделяют существенные признаки
воды при замерзании и нагревании;
умеют использовать полученные
знания в быту.
Записывают выводы в рамку в
рабочую тетрадь: что происходит с
водой при нагревании, охлаждении и
замерзании
Выполняют лабораторные работы под
контролем учителя;
прогнозируют результаты опытов,
описывают результаты опытов; делают
выводы о свойствах воды
27
40
Работа воды в
природе
1
10.02
41
42
Значение воды в
природе.
Использование воды
в быту,
промышленности и
сельском хозяйстве
Вода в природе
1
14.02
1
17.02
43
Воды суши: ручьи,
реки
1
21.02
Формирование
представлений о работе
воды в природе и
изменениях, которые
происходят под влиянием
воды
Формирование
представлений о значении
воды для человека,
знакомство с мерами,
принимаемыми для
охраны воды
Изучение значения воды в
природе. Формирование
представлений о
круговороте воды в
природе
Формирование
представлений о водах
суши: ручьях и реках.
Правила поведения у
водоёмов
Узнают и называют
последствия работы воды –
оврагов, пещер, наводнений;
подписывают слова на
рисунках
Устанавливают взаимозависимости
между явлениями природы (работа
воды и форма поверхности); называют
по рисункам и подписывают овраги,
пещеры, ущелья
Знают значения воды для
жизни человека; называют
(совместно с учителем)
правила охраны воды в быту
(выключать воду, плотно
закрывать кран).
Составляют рассказ по
картинкам «Как используют
воду в сельском хозяйстве»
Называют разные состояния
воды; узнают их на
иллюстрациях: дождь, пар,
облака, тучи.
Рассматривают схему
круговорота, вставляют в
текст пропущенные слова
Рассказывают о мерах, принимаемых
для охраны воды; применяют знания
об охране воды на практике.
Вставляют пропущенные слова в текст
карточки. Приводят свои примеры,
используя слова- помощники.
Пересказывают написанный текст
Составляют рассказ о реках
и ручьях. Называю отличия
ручья от реки с помощью
учителя. Называют правила
поведения у водоемов.
Подчеркивают правильный
ответ в тексте; почему
нельзя пить воду из
водоемов
Рассказывают об образовании рек и
ручьёв. Составляют рассказ о реках и
ручьях. Называю отличия ручья от
реки. Называют правила поведения у
водоемов.
Выполняют задание в рабочей тетради:
подчеркивают правильный ответ в
тексте «Воды суши»
Составляют рассказ по картинкам о
состоянии воды на разных этапах ее
круговорота; устанавливают
причинно-следственные зависимости.
По схеме называют изменения в
природе во время круговорота;
вставляют в текст пропущенные слова
28
44
Озера, болота,
пруды
1
24.02
45
Моря и океаны
1
28.02
Формирование
представлений о водах
суши: озера, болота,
пруды
Узнают озера, болота, пруды
на иллюстрациях и
фотографиях;
называют изученные
объекты;
рассказывают об
использовании изученных
водоемов.
Рассматривают рисунок,
соединяют стрелками
изображения животных,
обитающих на болоте, с
водоемом. Записывают в
тетрадь названия рыб,
которые водятся в водоемах
Формирование
представлений о морях и
океанах и их
использовании
Узнают моря и
иллюстрациях
фотографиях;
называют
объекты;
рассказывают
использовании
водоемов.
Рассматривают
рабочей
подписывают
морей и океанов
Рассказывают о внешнем виде озер,
болот, прудов, водохранилищ и
образовании изученных водоемов, о
значении изученных водоемов; умеют
устанавливать простейшие причинноследственные зависимости.
Рассматривают рисунок, соединяют
стрелками изображения животных,
обитающих на болоте, с водоемом;
обосновывают свой вывод.
Сравнивают водоемы, называют
отличительные их признаки. На
основании сравнения заполняют
таблицу
океаны на Рассказывают о внешнем виде морей и
и океанов, их основных признаках, о
значении изученных водоемов.
изученные Заполняют таблицу в рабочей тетради
«Использование воды человеком»;
об составляют рассказ по схеме
изученных «Значение моря для человека»
рисунки в
тетради,
названия
29
46
Охрана воды
1
3.03
47
Равнины, холмы,
овраги
1
7.03
48
Горы
1
10.03
49
Почва – верхний
слой земли. Состав
почвы
1
14.03
Формирование
представлений об охране
воды и мерах,
принимаемых по охране
водоемов
Рассказывают об
использовании воды;
составляют предложения,
используя опорные слова;
раскрашивают опорные
сигналы для плаката по
охране воды
Формирование
представлений о формах
поверхности Земли,
внешнем виде равнин,
холмов, оврагов и их
использовании человеком
Узнают и называют формы
поверхности
(равнины,
холмы,
овраги)
на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Заполняют схему в рабочей
тетради
«Поверхности
суши», используя помощь
учителя
Узнают и называют горы на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Называют занятия людей,
живущих в горах.
Подписывают и
раскрашивают рисунки, как
люди используют горы
Формирование
представлений о формах
поверхности Земли. Горы:
внешний вид, природа,
жизнь и занятия людей в
горах
Формирование
представлений о почве, ее
образовании. Знакомство
с составом почвы:
перегной, песок, глина,
Рассказывают о назначении
почвы. Называют состав
почвы, опираясь на схемы и
иллюстрации. Рассказывают
Составляют рассказ о мерах,
принимаемых для охраны водоемов;
применяют знания об охране воды на
практике.
Составляют памятку «Правила
поведения у водоемов»; рисуют в
тетради опорные сигналы для плаката
по охране водоемов
Выделяют существенные признаки
изученных форм поверхности суши;
называют холмы и овраги, известные
из личного опыта.
Заполняют схему в рабочей тетради
«Поверхности суши», соединяют
стрелками слова и предложения с
описанием оврага
Выделяют существенные признаки
гор. Рассказывают о занятиях людей в
горах. Устанавливают простейшие
зависимости между формой
поверхности суши и занятиями
населения. Называют горы, известные
из личного опыта.
Сравнивают горы и холмы, называю
отличительные признаки; заполняют
схему их строения
Узнают и называют почвы в
натуральном виде в
естественных условиях и на картинах.
Называют вещества, входящие в состав
почвы и их значение.
30
вода, воздух,
минеральные соли.
Закрепление знания о
роли почвы в жизни
растений
50
Разнообразие почв
1
17.03
51
52
Основное свойство
почвы – плодородие.
Обработка почвы
21.03
4 четверть 16 ч.
14 ч.
Охрана почвы
1
празд.
дни
2,9
мая
1
Формирование
представлений о видах
почвы: черноземные,
глинистые, песчаные.
Знакомство с
особенностями почв.
Формирование
представлений о
плодородии почвы,
способах обработки
почвы и ее значении
о роли почвы в жизни
растений.
Отгадывают
загадки
о
животных, которые обитают
в почве; подписывают их на
рисунках
Называют виды почв (не
менее 2). Называют свойства
одного вида почв.
Узнают по описанию и
подписывают на рисунках
виды почв
Рассказывают об основном
свойстве почвы, о значении
обработки
почвы
для
получения урожая.
Подчеркивают
в
тексте
рабочей тетради название
основных частей почвы,
которые необходимы для
жизни растений
Заполняют схему в рабочей тетради
«Состав почвы»
Называют виды почв и их основные
признаки; выделяют существенные
признаки разных видов почв;
устанавливают связи между разными
видами почв и растительностью;
умеют применять эти знания на
практике.
Выполняют задание: соединяют
стрелкой название почвы с ее
характеристикой
Называют способы обработки почвы в
зависимости от сезона; имеют
представления о взаимосвязи
обработки почвы с ее плодородием;
умеют применять знания о сезонной
обработке почвы на практике.
Делают вывод: почему черноземная
почва самая плодородная
Называют вредные воздействия на
почву: костры, пожары, вырубка лесов,
бытовой мусор, химикаты, вода, ветер;
31
4.04
53
54
Место России на
земном шаре.
Знакомство с картой
Моря и океаны,
омывающие берега
России
1
7.04
1
11.04
Закрепление
представлений о значении
почвы.
Охрана почв, меры,
принимаемые для охраны
почв
Рассказывают
о
необходимости охраны почв
и некоторых мерах, которые
принимаются для защиты
почвы.
Рассматривают рисунки в
рабочей тетради. Обводят те,
на которых показано, как
человек заботиться о почве
Есть на Земле страна Россия- 14 часов
Формирование
Называют название своей
представлений о России,
страны. Рассказывают, какие
размере территории,
формы поверхности есть в
климате, рельефе
России.
Рисуют Государственный флаг
России
в
тетради.
Подчеркивают в стихотворении
название
государства,
в
котором живут, записывают его
в клеточки
Знакомство с морями и
океанами, омывающими
берега России
Рассказывают, что территорию
России омывают теплые и
холодные моря; называют
основные признаки этих морей
(лед, снег, холодно, тепло,
солнце, пляж).
называют меры, принимаемые для
охраны почв.
Обводят рисунки, на которых
показано, как человек заботиться о
почве, обосновывают свой выбор
Называют особенности климата и
рельефа России;
узнают на карте России реки и сушу
(по цвету); устанавливают причинноследственные зависимости между
территорией, солнечной
освещенностью и климатом.
Записывают в тетради свой адрес
Называют моря, омывающие берега
России: Черное море, Азовское море,
Балтийское море; называют их
основные признаки.
Выполняют задание в рабочей
тетради: соединяют стрелками
название моря с его характеристикой
32
55
56
Горы и равнины на
территории нашей
страны
14.04
Реки и озера России
1
1
18.04
57
Москва – столица
России
1
21.04
58
Санкт-Петербург
1
25.04
Формирование
представления о формах
поверхности России:
равнины, горы
Знакомство с реками и
озёрами России.
Знакомство с
крупнейшими реками
России
Формирование
представления о столице
России – Москве:
достопримечательности,
стадионы, транспорт
Формирование
представления о городе
Санкт-Петербург:
Вставляют
в
текст
пропущенные
слова
с
названием океанов
Узнают
на
иллюстрациях
различные формы поверхности
–
горы,
равнины;
рассказывают,
что
на
территории России
находятся горы и равнины.
Подчеркивают слова, которые
обозначают формы земной
поверхности на карточке
Узнают на иллюстрациях реки;
рассказывают,
что
на
территории России находятся
реки и озера; называют 1–2
реки России.
Подбирают обобщающие слова
к перечисленным названиям
рек и озер
Называют
достопримечательности
Москвы
с
опорой
на
иллюстрации.
Называют столицу России.
Подписывают на рисунках герб
России и герб Москвы
Называют горы и равнины России:
Восточно-Европейская равнина,
Западно-Сибирская равнина,
Кавказские горы, Уральские горы.
Рассказывают об их основных
признаках.
Вставляют в текст карточки названия
равнин и гор России, используя
слова для справок
Называют реки и озера России: 3–4
названия, называют их основные
признаки.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Реки и озера России»
Называют достопримечательности
Москвы. Называют основные виды
транспорта Москвы.
Находят на картинках и
подписывают
достопримечательности Москвы
Узнают
и
называют Узнают и называют Санктдостопримечательности Санкт- Петербург на картинках и
Петербурга: разводные мосты, иллюстрациях, рассказывают об его
основных достопримечательностях
33
59
60
Ярославль.
Владимир. Ростов.
Города «Золотого
кольца»
Нижний Новгород,
Казань, Волгоград
1
28.04
1
5.05
61
Новосибирск,
Владивосток
1
12.05
достопримечательности,
реки, разводные мосты
Знакомство с городами
«Золотого кольца»:
Ярославль, Владимир,
Ростов:
достопримечательности,
народные промыслы
Дворцовая площадь – на
иллюстрациях и фотографиях
Называют города Золотого
кольца: Ярославль, Владимир,
Ростов.
Рассказывают
о
достопримечательностях
городов «Золотого кольца» с
помощью учителя.
Выполняют
задание:
соединяют линиями, с именем
каких великих людей связаны
названия городов
Формирование
представления о городах
Нижний Новгород,
Казань, Волгоград:
достопримечательности,
промышленность
Называют города Нижний
Новгород, Казань, Волгоград
Рассказывают о
достопримечательностях с
помощью учителя, опираясь на
иллюстрации.
Находят на карте названия
городов и выписывают их в
тетрадь
Формирование
представления о городах
Новосибирск,
Владивосток:
достопримечательности,
промышленность, порт
Называют города «Золотого кольца»:
Ярославль, Владимир, Ростов.
Называют основные
достопримечательности: набережная
в Ярославле, театр; собор и Золотые
ворота во Владимире; Ростовский
кремль.
Вписывают в таблицу названия
некоторых достопримечательностей
городов Золотого кольца
Узнают и называют города Нижний
Новгород, Казань, Волгоград;
называют основные
достопримечательности городов
(Нижегородский кремль, Казанский
кремль, мечеть, Мамаев курган);
называют города, известные из
других источников.
Заполняют таблицу: по описанию
определяют название городов
Называют города Новосибирск, Узнают и называют города
Владивосток. Рассказывают о Новосибирск, Владивосток;
достопримечательностях
называют основные
городов; показывают их на достопримечательности городов;
карте
называют города, известные из
других источников.
Составляют рассказ о городе
Владивостоке, используя слова для
справок
34
62
Население и народы
России
1
16.05
63
64
Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона
Ваш город.
Важнейшие
географические
объекты региона
1
19.05
1
23.05
Формирование
представления о
населении России и
России как
многонациональном
государстве
Формирование
представления о своей
местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний:
поверхность, водоёмы,
растительный и животный
мир
Формирование
представления о своей
местности на основе
уточнения и обобщения
имеющихся знаний:
промышленность и
сельское хозяйство,
достопримечательности.
Называют
отдельных
представителей
народов
России.
Называют места, где
проживает население России.
Узнают на иллюстрациях и
называют городское и сельское
население.
Заполняют схему «Население
нашей страны», используя
помощь учителя
Называют основные
географические объекты и
особенности своей местности:
поверхность, водоёмы с
опорой на учебник. Называют
представителей растительного
и животного мира своего
региона
Показывают на иллюстрациях
достопримечательности своего
города с помощью учителя.
Называют промышленные
предприятия своего региона
Называют представителей народов
России. Рассказывают о традициях,
обычаях населения России; занятиях
городского и сельского населения.
Заполняют схему «Население нашей
страны»; определяют, какие рисунки
подходят к стихотворениям
Показывают на карте основные
географические объекты и
особенности своей местности:
поверхность, водоёмы. Рассказывают
о представителях растительного и
животного мира своего региона
Рассказывают о
достопримечательностях своего
города. Называют промышленные
предприятия и направления
сельского хозяйства своего
региона,
Рассказывают о населении своей
местности, их традициях и обычаях
35
65
Экскурсия
66
Экскурсия
67
Обобщающий урок
по разделу «Есть на
Земле страна Россия»
68
Неживая природа.
Обобщающий урок
Расширение и
Называют и посещают
закрепление знаний о
достопримечательные места
26.05 родном городе; о
города;
важнейших
Называют важнейшие
географических объектах географические объекты
региона
региона
1
Расширение и
Называют и посещают
закрепление знаний о
достопримечательные места
родном городе; о
города;
30.05 важнейших
Называют важнейшие
географических объектах географические объекты
региона
региона
Повторение – 2 часа
1
Закрепление знаний о
Называют отдельные города
России: формах рельефа,
России, отдельных
водоемах, городах,
представителей народов
населении
России
1
1
Обобщение и закрепление
представлений о
предметах и явлениях
неживой природы
Узнают и называют
изученные предметы неживой
природы на иллюстрациях,
фотографиях; относят к
определенным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва); называют предметы,
относящиеся к почве,
полезным ископаемым,
свойствам воды или воздуха;
Рассказывают в ходе экскурсии о
достопримечательностях города
совместно с учителем;
Рассказывают и изучают важнейшие
географические объекты региона
Рассказывают в ходе экскурсии о
достопримечательностях города
совместно с учителем;
Рассказывают и изучают важнейшие
географические объекты региона
Называют особенности климата и
рельефа России, называют моря,
омывающие берега России: Черное
море, Азовское море, Балтийское
море; называют отдельные реки,
озера, горы, равнины России;
называют отдельные города России и
их достопримечательности
Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах, схемах и в натуральном
виде; относят предметы неживой
природы к разным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва); выделяют существенные
признаки каждой группы;
рассказывают о взаимосвязях между
неживой и живой природой;
36
называют элементарные
правила безопасного
поведения в природе;
рассказывают о значении
неживой природы в жизни
человека
соблюдают правила безопасного
поведения в природе
37