РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение 5 «А» класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) на 2024 – 2025 учебный год Разработана: учителем высшей квалификационной категории Коваленковой И.А. Астрахань, 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................... 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ........................................................... 8 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................ 12 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение». Цель обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний. Задачи обучения: − формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе; − демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой; − формирование специальных и общеучебных умений и навыков; − воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; − воспитание социально значимых качеств личности. 3 Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе определяет следующие задачи: − формирование умения узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; − формирование представлений о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; − формирование умений относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; − формирование умения находить сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках; − формирование умения выделять существенные признаки групп объектов; − знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; − умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения; 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле страна Россия». При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов. Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии. Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. Основными природоведения организационными являются: формами фронтальная, работы групповая, на уроке коллективная, индивидуальная работа. При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов: − объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ 5 с включением в него элементов сопровождающегося демонстрацией беседы или объяснения, опытов); − репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации) − метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения) − частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы); − исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов); − проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного материала; − проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря); − работа с учебником (первичное, выборочное чтение, работа со словарем; ответы на вопросы и выполнение заданий, направленных на формирование умений анализировать устанавливать причинно-следственные связи, и объяснительное прочитанное, сравнивать, выделять главное); − выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; − заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов; − дидактические игры (классификация, разрезные картинки). 6 Содержание разделов № п/п 1. Название раздела Контрольные работы Введение Количество часов 2 2. Вселенная 6 1 3. Наш дом-Земля: 3.1 Воздух 8 1 3.2 Полезные ископаемые 14 1 3.3 Вода 16 1 3.4 Поверхность суши. Почва 6 1 4. Есть на земле страна Россия 14 1 5. Повторение по курсу «Неживая природа» 2 1 68 7 Итого: 7 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным богатствам; − овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима дня; − владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке − развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой и неживой природы; − установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к природе и другим материальным ценностям. Предметные: Минимальный уровень: − узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях; − представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; − отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючее полезное ископаемое); − называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); − соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека; 8 − соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); − выполнение несложных заданий под контролем учителя; − адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. Достаточный уровень: − узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; − знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя; − представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; − отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы); − называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; − выделение существенных признаков групп объектов; − знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; − участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; − выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; − совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; 9 − выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; − осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. предметных результатов учитывается уровень При оценке самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Устный ответ: Оценка «5» ставится за: − полный ответ, правильно отражающий основной материал курса: − правильно раскрытое содержание понятий, закономерностей, биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами; − правильное использование рисунков, гербариев, натуральных объектов и других источников знаний, − самостоятельный ответ, с опорой на ранее приобретенные знания; − соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления письменных работ; Оценка «4» ставится обучающемуся, если: 10 − знание всего учебного программного материала; − умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; − незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ; Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее: − знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя; − умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; − наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «2» - не ставится 11 IV. № Тема предмета Колво часов Даты ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Введение - 2 часа 1 четверть 1 2 3 Вводный урок Что такое природоведение? Предметы и явления неживой и живой природы Небесные тела: планеты, звезды 16 1 12.09 1 6.09 1 9.09 Знакомство с учебным предметом «Природоведение». Формирование представлений о предметах и явлениях, которые изучаются на уроках природоведения Знакомство с предметами и явлениями живой и неживой природы. Формирование умения дифференцировать предметы и явления живой и неживой природы Узнают природные явления на иллюстрациях и фотографиях, относят объекты к живой или неживой природе; называют природные предметы и явления Выделяют существенные признаков объектов природы, относят предметы к природе, называют природные явления Узнают объекты неживой природы на иллюстрациях и фотографиях, относят объекты к живой или неживой природе; называют изученные объекты живой и неживой природы Дописывают слова, обозначающие явления природы, в тетради Выделяют существенные признаки объектов живой и неживой природы, относят объекты к живой или неживой природе, устанавливают взаимосвязи между живой и неживой природой. Выполняют задание в рабочей тетради: заполняют таблицу «Предметы и явления живой и неживой природы» Вселенная - 6 часов Знакомство с небесными Называют изученные небесные телами: звёзды, Солнце, тела. Относят небесные тела к планеты. разным группам на основании признаков с помощью учителя Называют изученные небесные тела (звезды, Солнце, планеты) и их признаки. Относят небесные 12 тела к разным группам на основании признаков 13 4 Солнечная система. Солнце 1 13.09 5 6 Исследование космоса. Спутники. Космические корабли Полеты в космос 1 16.09 1 20.09 Формирование представления о Солнце как центре Солнечной системы, о значении Солнца для жизни на Земле. Формирование умения давать краткую характеристику планетам Солнечной системы Называют изученные небесные тела – Солнце, планеты, планета Земля, Солнечная система – и их основные признаки. Рассматривают на рисунке строение Солнечной системы. Выписывают названия планет Ознакомление обучающихся с исследованиями космоса и их значением для человечества Узнают искусственные спутники и космические корабли на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты Ознакомление обучающихся с исследованиями космоса, формирование представления о полетах человека в космос и первых космонавтах Называют первого космонавта Ю. А. Гагарина, первую женщину-космонавта В.В. Терешкову, подписывают фамилии на рисунках в рабочих тетрадях Называют изученные небесные тела – звезды, Солнце, Солнечная система, планета Земля, 2–3 другие планеты Солнечной системы – и их признаки; называют объекты, которые входят в состав Солнечной системы. Сравнивают небесные тела, делают вывод, чем звезды отличаются от планет, записывают в таблицу Узнают и называют искусственные спутники и космические корабли, называют их назначение. Показывают на картинках и называют какие приборы люди используют для исследования космоса Называют фамилии первых космонавтов (Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова), имеют представления о современных полетах в космос и их значении, подписывают фамилии на рисунках в рабочих тетрадях; подбирают проверочные слова к новым терминам 14 7 Смена дня и ночи 1 23.09 8 9 Смена времен года. Сезонные изменения в природе Планета Земля. Оболочки Земли 1 27.09 1 30.09. Формирование представлений о суточном вращении Земли и смене дня и ночи. Формирование представлений о годовом движении Земли вокруг Солнца, смене времен года Называют части суток. Перечисляют причины смены дня и ночи (с опорой на учебник); выбирают и подчеркивают правильный ответ в рабочей тетради; подписывают на рисунках время суток Определяют времена года на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные времена года и их основные признаки. Подписывают на рисунках названия месяцев Наш дом - Земля - 44 часа Закрепление знаний о Называют планету Земля и ее Солнечной системе. основные оболочки – вода, Формирование представления суша, воздух. о Земле как планете, отличие Вставляют в текст в рабочей Земли от других планет тетради пропущенные слова, Солнечной системы используя слова для справок Называют части суток, их признаки и причины смены дня и ночи. Подчеркивают название частей суток, подбирают обобщающее слово в рабочих тетрадях Называют признаки времен года, осуществляют классификацию времен года на основании основных признаков. Называют причины смены времен года. В рабочих тетрадях показывают стрелками в какие время года происходят природные явления Узнают, чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Называют спутники Земли. Описывают форму Земли и называют основные оболочки Земли (твердая, воздушная, водная). Заполняют таблицу в рабочей тетради «Чем образованы оболочки Земли?» 15 10. 11 Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле Свойства воздуха 1 4.10 1 7.10 12. Давление и движение воздуха 1 11.10 Формирование представлений о воздухе. Уточнение и обобщение знаний о значении воздуха для человека, животных и растений Формирование представления о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха Формирование в процессе демонстрации опытов представления о свойствах воздуха (прозрачность, бесцветность, упругость, теплопроводность) и об использовании этих свойств в быту Формирование представления о свойствах (упругость, сжатие) и движении воздуха Рассказывают о значении воздуха для растений, животных и человека, о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха Называют газы, которые входят в состав воздуха и рассказывают о его значении, о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха. Проводят опыты «Как почувствовать и увидеть воздух?» Называют свойств воздуха совместно с учителем после демонстрации опытов. Записывают свойства воздуха в рабочую тетрадь, используя слова для справок Узнают и называют свойства воздуха после демонстрации опытов; описывают опыты, демонстрирующие свойства воздуха; знают свойства воздуха и использование их в быту. Рассматривают рисунок в рабочей тетради и составляют рассказ, используя опорные слова Описывают свойства воздуха (упругость, сжатие, теплый воздух поднимается, холодный опускается); называют свойства воздуха с опорой на иллюстрации или демонстрируемый опыт; умеют использовать свойства воздуха в быту. Проводят опыт и отвечают на вопрос: как определить движение воздуха? Составляют рассказ по картинкам об использовании свойств воздуха в быту (накачивание шин, матрасов, игрушек). Выполняют задание в рабочей тетради: «Составить и записать предложения из перепутанных слов» 16 13 Температура воздуха. Термометр 1 14.10 14. Движение воздуха в природе. Ветер 1 18.10 15 16 Состав воздуха. Кислород, его значение и применение Состав воздуха. Углекислый газ и азот 1 21.10 1 25.10 Формирование представления о термометре и его устройстве, формирование умения измерять температуру воздуха, читать показания термометра Формирование представлений о движении воздуха – ветре, силе ветра и использовании ветра человеком Формирование представлений о составе воздуха, о значении кислорода и его свойствах: значение кислорода, свойства кислорода Формирование представлений о составе воздуха, о значении Узнают термометр на иллюстрациях и фотографиях, читают записанную температуру воздуха; понимают положительные (со знаком плюс) и отрицательные (со знаком минус) показания температуры. Рассматривают рисунки в рабочей тетради, подписывают, какую температуру показывают термометры Узнают ветра разной силы на иллюстрациях и фотографиях; называют ветра (ураган); имеют представления об использовании силы ветра человеком. В рабочей тетради отвечают на вопрос: что может ветер? Вставляют недостающие слова Называют свойства кислорода, относят кислород к газам, входящим в состав воздуха; знают значение кислорода для человека, животных и растений. Заполняют схему «Состав воздуха», используя помощь учителя Называют газы, входящие в состав воздуха (углекислый газ, азот), относят углекислый газа и Узнают термометр в естественных условиях, имеют представление о назначении термометра; умеют читать показание термометра; умеют использовать показание термометра в повседневной жизни (одежда – температура воздуха). Записывают в тетрадь с помощью цифр и знаков показания термометра Рассказывают о движении воздуха разной силы (ветер, ураган, шторм), называют причины появления ветер. Выписывают из словаря в учебнике определения слов «ветер», «ураган» Называют газы, входящие в состав воздуха; знают свойства кислорода и наличие представлений об использовании свойств кислорода в быту, хозяйстве и промышленности. Заполняют схему «Состав воздуха» Называют газы, входящие в состав воздуха, знают свойства углекислого газа, роль углекислого газа в жизни растений и имеют 17 2 четверть 17 Значение и охрана воздуха 15 ч. 1 8.11 углекислого газа и азота и их свойствах азот к газам, входящим в состав воздуха. Рассматривают диаграмму «Состав воздуха» и подписывают названия газов, используя предложенный текст представления об использовании свойств углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности. Заполняют таблицу в рабочей тетради «Свойства газов» Формирование представлений о значении воздуха, его роли в жизни растений, животных и человека. Знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воздуха Имеют представления о значении чистого воздуха и мерах, принимаемых для его защиты. Составляют рассказ по рисункам «Как человек использует воздух» Рассказывают о роли воздуха для жизни на Земле; устанавливают (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; соблюдают в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни. Выполняют задание в рабочей тетради: дописывают слова в прочитанном тексте «Что мы узнали о воздухе?» 18 18. 19 20 Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи Гранит, известняк 1 11.11 1 15.11 1 18.11 Обобщение и систематизация понятия о воздухе, его составе, свойствах и значении для человека, растений и животных Формирование представления о полезных ископаемых, их видах и значении Формирование представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве – граните, известняке Имеют представления о Рассказывают о составе воздуха, значении чистого воздуха для свойствах воздуха, роли воздуха для жизни на Земле и мерах, жизни на Земле; устанавливают принимаемых для его защиты (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знают и соблюдают в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни Имеют представление о Называют полезные ископаемые; назначении полезных выделяют признаки полезных ископаемых. ископаемых; относят полезные Заполняют схему «Полезные ископаемые к разным группам ископаемые» в рабочей (твердые, жидкие, газообразные; тетради горючие, негорючие). Заполняют схему «Полезные ископаемые» в рабочей тетради. Приводят примеры Узнают полезные ископаемые Узнают и называют представителей на рисунках, фотографиях, в полезных ископаемых, используемых коллекциях (мел, мрамор, в строительстве; выделяют признаки гранит); называют изученные полезных ископаемых, используемых полезные ископаемые; относят в строительстве; называют полезные полезные ископаемые к ископаемые, известные из других группе, используемых в источников, объясняют свое решение. строительстве; имеют Показывают в коллекции полезные представление о назначении ископаемые: гранит, известняк; данной группы полезных зачитывают их описание на ископаемы. карточках Выполняют задание в рабочей тетради: соединяют стрелкой название полезного 19 21 Песок, глина 1 22.11 22 Горючие полезные ископаемые. Торф 1 25.11 23 Каменный уголь. 1 29.11 Формирование представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве – песке, глине Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представления о торфе Формирование представления о горючих полезных ископаемых. ископаемого с его характеристикой Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (песок, глина); называют изученные полезные ископаемые; относя полезные ископаемых к группе, используемых в строительстве; имеют представление о назначении данной группы полезных ископаемых. Рассматривают рисунки и рассказывают, что производят из песка и глины; дописывают предложения Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (торф); называют изученные полезные ископаемые, относят торф к группе полезных ископаемых; имеют представление о назначении торфа. Составляют рассказ по плакату «Что получают из торфа» Узнают и называют представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделяют признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называют полезные ископаемые, известные из других источников; объясняют свое решение. Заполняют таблицу. Сравнивают между собой песок и глину Узнают и называют представителей горючих полезных ископаемых; выделяют признаки горючих полезных ископаемых и торфа, относят торф к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые, полезные ископаемые, используемые в качестве удобрений). В рабочей тетради заполняют схему «Горючие полезные ископаемые» Узнают полезные ископаемые Узнают и называют горючие на рисунках, фотографиях, в полезные ископаемые – каменный коллекциях (каменный уголь); уголь; выделяют признаки каменного 20 Формирование представления о каменном угле 24 Добыча и использование каменного угля 1 2.12 Формирование представление о каменном угле, способах добычи и значении каменного угля называют изученные полезные ископаемые; относят каменный угль к группе полезных ископаемых. Узнают и называют горючие полезные ископаемые – каменный угль; выделяют признаки каменного угля; относят каменный угль к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. Используя текст учебника, записывают свойства каменного угля в рабочую тетрадь Относят каменный уголь к группе полезных ископаемых; имеют представление о значении каменного угля. Подписывают на рисунках способы добычи каменного угля угля; относят каменный угль к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. Рассматривают образец каменного угля. Записывают в рабочую тетрадь свойства каменного угля. Заполняют таблицу «Свойства каменного угля» Относят каменный уголь к различным группам; с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знают способы добычи каменного угля. Вставляют в текст пропущенные слова «Добыча каменного угля» 21 25 Нефть: внешний вид и свойства 1 6.12 26 27 Добыча и использование нефти Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту 1 9.12 1 13.12 Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представления о нефти Называют изученные полезные ископаемые (нефть); относят нефть к группе полезных ископаемых. Описывают свойства нефти: заполняют пропуски в тексте, используя слова для справок Формирование представления о нефти, способах добычи и значении нефти Относят нефть к группе полезных ископаемых; имеют представление о значении нефти. Подчеркивают правильный ответ: в каком состоянии находится нефть Узнают и называют горючие полезные ископаемые; выделяют признаки нефти; относят нефть к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. Рассматривают пробирку с нефтью и описывают ее свойства, используя слова для справок. Сравнивают каменный уголь и нефть, называют черты различия и сходства Относят нефть к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); рассказывают о способах добычи нефти. Выписывают из словаря в учебнике определения новых слов Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представление о природном газе, способах добычи и значении природного газа. Формирование умения соблюдать правила безопасного пользование газом в быту Называют изученные полезные ископаемые (природный газ; относят газ к группе полезных ископаемых; имеют представление о значении природного газа; называют (с помощью учителя) правила пользования газом в быту. Подчеркивают на карточке названия горючих полезных ископаемых Узнают и называют горючее полезное ископаемое – природный газ; выделяют признаки природного газа; относят природный газ к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); знают способы добычи газа. Вставляют пропущенные слова «Запомни правила обращения с газом» 22 28 Черные металлы. Сталь. Чугун 1 16.12 29 Цветные металлы 1 20.12 Знакомство с черными металлами. Формирование представления о стали, чугуне, способах получения и использовании в промышленности и в быту Называют черные металлы (сталь, чугун), имеют представление об использовании черных металлов. Рассматривают рисунки, подчеркивают названия предметов, изготовленных из металлов, используя помощь учителя Знакомство с цветными Называют цветные металлы; металлами. имеют представление об Формирование использовании цветных представления об металлов. алюминии и меди, Заполняют таблицу в рабочей способах получения и тетради, используя слова для использовании в справок: приводят примеры промышленности и в быту цветных металлов, разделив их на группы Узнают и называют черные металлы – чугун и сталь; знают способы получения черных металлов; выделяют признаки черных металлов, свойства стали и чугуна. Используя рисунки, записывают в рабочую тетрадь названия предметов, сделанных из металлов Узнают и называют цветные металлы – алюминий, медь; знают способы получения цветных металлов; выделяют признаки цветных металлов; производят классификацию цветных металлов (относят алюминий, медь к металлам и цветным металлам). Заполняют таблицу в рабочей тетради: приводят примеры цветных металлов, разделив их на группы 23 30 31 Благородные (драгоценные) металлы Охрана полезных ископаемых 1 23.12 1 27.12 3 четверть 32 Полезные ископаемые 20 ч. 1 13.01 Формирование представления о благородных (драгоценных) металлах. Формирование представления о золоте, серебре, платине, использовании в промышленности и в быту Называют благородные (драгоценные) металлы; имеют представление об использовании благородных (драгоценных) металлов. Вставляют пропущенные буквы в слова с названиями благородных металлов, составляют предложения с этими словами Формирование представления о значении полезных ископаемых, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны полезных ископаемых Называют полезные ископаемые; знают о необходимости охраны полезных ископаемых. Составляют рассказ по плану и с опорой на предложения, предложенные учителем об охране полезных ископаемых Обобщение и систематизация знаний обучающихся о свойствах полезных ископаемых. Имеют представления о полезных ископаемых, их значении для людей. Составляют устный рассказ ободном из полезных ископаемых по плану и опорным предложениям Узнают и называют благородные (драгоценные) металлы – золото, серебро, платину; выделяют признаки цветных металлов; производят классификацию драгоценных металлов (относят золото, серебро, платину к металлам и драгоценным металлам). Выполняют задание в рабочей тетради: соединяют стрелками правильные ответы, где применяют драгоценные металлы Узнают и называют полезные ископаемые; знают способы охраны полезных ископаемых. Вставляют в текст карточки пропущенные слова, используя слова для справок Узнают и называют полезные ископаемые. Проводят классификацию полезных ископаемых. Относят полезные ископаемые к различным группам, объясняют свой выбор; знают свойства полезных ископаемых, знают меры по их охране. 24 33 34 Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов Свойства воды 1 17.01 1 20.01 35 Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода 1 24.01 Составляют устный рассказ об одном из полезных ископаемых по плану, используя статью учебника Узнают на рисунках и фотографиях и называют воду в разных формах существования в природе. Подписывают рисунки, используя слова для справок: где встречается вода в природе; вставляют пропущенные слова в текст карточки Формирование представлений о воде в природе и о значении воды для растений и животных Рассказывают о воде в природе; о значении воды для растений, животных, человека. Выполняют задание: рассматривают рисунки и подписывают, кому для жизни нужна вода Формирование представлений о свойствах воды. Называют свойства воды (совместно с учителем) после демонстрации опытов. Заполняют схему «Основные свойства воды», используя слова для справок; подписывают рисунки, записывают выводы в тетрадь по проведенным опытам Узнают и называют свойства воды после демонстрации опытов; описывают опыты, демонстрирующие свойства воды; записывают выводы по проведенным опытам. знают свойства воды и использование этих свойств в быту. Заполняют схему «Основные свойства воды» Формирование представлений о свойствах воды, растворимых и нерастворимых веществах Рассказывают о свойствах питьевой воды и растворах, называют растворы. Описывают опыты, подписывают рисунки с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами Называют растворимые и нерастворимые вещества; узнают растворы в естественных условиях и на иллюстрациях и называют их; имеют представления о назначении растворов; выделяют существенные признаки питьевой воды, используют полученные знания при выполнении практических работ (создание 25 36 Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды 1 27.01 Формирование представлений о свойствах воды, чистой воде и очистке воды Узнают чистую и мутную воду в натуральном виде и на рисунках. Называют признаки мутной и чистой воды. Выполняют задание: выбирают правильный ответ на вопрос и подчеркивают его растворов – сладкий водный раствор, соленый водный раствор). Заполняют таблицу в рабочей тетради «Растворимые и нерастворимые в воде вещества» Выделяют признаки чистой и мутной воды; относят воду к разным группам; используют полученные знания при выполнении практических работ (очистка воды отстаиванием, фильтрованием). Записывают предложения в правильном порядке по проведению опыта по очистке мутной воды 1 26 37 38 39 Три состояния воды. Температура и ее измерение Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании Свойства воды. Лабораторная работа 1 31.01 1 3.02 1 7.02 Формирование представлений о различных агрегатных состояниях воды: твердое, газообразное, жидкое. Переход воды из одного состояния в другое Узнают воду в твердом, жидком и газообразном состоянии в натуральном виде и на рисунках. Заполняют схему, используя текст учебника «Состояние воды в природе». Проводят опыты под руководством учителя по изучению свойств трех состояний воды, измеряют ее температуру с помощью термометра Выделяют признаки воды в разных агрегатных состояниях; устанавливают зависимости между температурой и состоянием воды; умеют использовать полученные знания при выполнении практических работ совместно с учителем (измерение температуры воды). Проводят опыты по изучению свойств твердой, жидкой и газообразной воды; измеряют температуру воды термометром; записывают выводы в рабочую тетрадь Формирование представлений об изменении состояния воды под воздействием температуры Узнают и называют состояния воды при нагревании и охлаждении. Подписывают рисунки, подчеркивают правильный ответ на вопрос: что происходит с водой при нагревании, охлаждении, замерзании Формирование умения применять знания о свойствах воды на практике, выполнять практические действия под контролем учителя Выполняют лабораторные работы совместно с учителем; называют свойства воды после проведения опыта Узнают и называют состояния воды в естественных условиях и на картинах; выделяют существенные признаки воды при замерзании и нагревании; умеют использовать полученные знания в быту. Записывают выводы в рамку в рабочую тетрадь: что происходит с водой при нагревании, охлаждении и замерзании Выполняют лабораторные работы под контролем учителя; прогнозируют результаты опытов, описывают результаты опытов; делают выводы о свойствах воды 27 40 Работа воды в природе 1 10.02 41 42 Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве Вода в природе 1 14.02 1 17.02 43 Воды суши: ручьи, реки 1 21.02 Формирование представлений о работе воды в природе и изменениях, которые происходят под влиянием воды Формирование представлений о значении воды для человека, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воды Изучение значения воды в природе. Формирование представлений о круговороте воды в природе Формирование представлений о водах суши: ручьях и реках. Правила поведения у водоёмов Узнают и называют последствия работы воды – оврагов, пещер, наводнений; подписывают слова на рисунках Устанавливают взаимозависимости между явлениями природы (работа воды и форма поверхности); называют по рисункам и подписывают овраги, пещеры, ущелья Знают значения воды для жизни человека; называют (совместно с учителем) правила охраны воды в быту (выключать воду, плотно закрывать кран). Составляют рассказ по картинкам «Как используют воду в сельском хозяйстве» Называют разные состояния воды; узнают их на иллюстрациях: дождь, пар, облака, тучи. Рассматривают схему круговорота, вставляют в текст пропущенные слова Рассказывают о мерах, принимаемых для охраны воды; применяют знания об охране воды на практике. Вставляют пропущенные слова в текст карточки. Приводят свои примеры, используя слова- помощники. Пересказывают написанный текст Составляют рассказ о реках и ручьях. Называю отличия ручья от реки с помощью учителя. Называют правила поведения у водоемов. Подчеркивают правильный ответ в тексте; почему нельзя пить воду из водоемов Рассказывают об образовании рек и ручьёв. Составляют рассказ о реках и ручьях. Называю отличия ручья от реки. Называют правила поведения у водоемов. Выполняют задание в рабочей тетради: подчеркивают правильный ответ в тексте «Воды суши» Составляют рассказ по картинкам о состоянии воды на разных этапах ее круговорота; устанавливают причинно-следственные зависимости. По схеме называют изменения в природе во время круговорота; вставляют в текст пропущенные слова 28 44 Озера, болота, пруды 1 24.02 45 Моря и океаны 1 28.02 Формирование представлений о водах суши: озера, болота, пруды Узнают озера, болота, пруды на иллюстрациях и фотографиях; называют изученные объекты; рассказывают об использовании изученных водоемов. Рассматривают рисунок, соединяют стрелками изображения животных, обитающих на болоте, с водоемом. Записывают в тетрадь названия рыб, которые водятся в водоемах Формирование представлений о морях и океанах и их использовании Узнают моря и иллюстрациях фотографиях; называют объекты; рассказывают использовании водоемов. Рассматривают рабочей подписывают морей и океанов Рассказывают о внешнем виде озер, болот, прудов, водохранилищ и образовании изученных водоемов, о значении изученных водоемов; умеют устанавливать простейшие причинноследственные зависимости. Рассматривают рисунок, соединяют стрелками изображения животных, обитающих на болоте, с водоемом; обосновывают свой вывод. Сравнивают водоемы, называют отличительные их признаки. На основании сравнения заполняют таблицу океаны на Рассказывают о внешнем виде морей и и океанов, их основных признаках, о значении изученных водоемов. изученные Заполняют таблицу в рабочей тетради «Использование воды человеком»; об составляют рассказ по схеме изученных «Значение моря для человека» рисунки в тетради, названия 29 46 Охрана воды 1 3.03 47 Равнины, холмы, овраги 1 7.03 48 Горы 1 10.03 49 Почва – верхний слой земли. Состав почвы 1 14.03 Формирование представлений об охране воды и мерах, принимаемых по охране водоемов Рассказывают об использовании воды; составляют предложения, используя опорные слова; раскрашивают опорные сигналы для плаката по охране воды Формирование представлений о формах поверхности Земли, внешнем виде равнин, холмов, оврагов и их использовании человеком Узнают и называют формы поверхности (равнины, холмы, овраги) на иллюстрациях и фотографиях. Заполняют схему в рабочей тетради «Поверхности суши», используя помощь учителя Узнают и называют горы на иллюстрациях и фотографиях. Называют занятия людей, живущих в горах. Подписывают и раскрашивают рисунки, как люди используют горы Формирование представлений о формах поверхности Земли. Горы: внешний вид, природа, жизнь и занятия людей в горах Формирование представлений о почве, ее образовании. Знакомство с составом почвы: перегной, песок, глина, Рассказывают о назначении почвы. Называют состав почвы, опираясь на схемы и иллюстрации. Рассказывают Составляют рассказ о мерах, принимаемых для охраны водоемов; применяют знания об охране воды на практике. Составляют памятку «Правила поведения у водоемов»; рисуют в тетради опорные сигналы для плаката по охране водоемов Выделяют существенные признаки изученных форм поверхности суши; называют холмы и овраги, известные из личного опыта. Заполняют схему в рабочей тетради «Поверхности суши», соединяют стрелками слова и предложения с описанием оврага Выделяют существенные признаки гор. Рассказывают о занятиях людей в горах. Устанавливают простейшие зависимости между формой поверхности суши и занятиями населения. Называют горы, известные из личного опыта. Сравнивают горы и холмы, называю отличительные признаки; заполняют схему их строения Узнают и называют почвы в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Называют вещества, входящие в состав почвы и их значение. 30 вода, воздух, минеральные соли. Закрепление знания о роли почвы в жизни растений 50 Разнообразие почв 1 17.03 51 52 Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы 21.03 4 четверть 16 ч. 14 ч. Охрана почвы 1 празд. дни 2,9 мая 1 Формирование представлений о видах почвы: черноземные, глинистые, песчаные. Знакомство с особенностями почв. Формирование представлений о плодородии почвы, способах обработки почвы и ее значении о роли почвы в жизни растений. Отгадывают загадки о животных, которые обитают в почве; подписывают их на рисунках Называют виды почв (не менее 2). Называют свойства одного вида почв. Узнают по описанию и подписывают на рисунках виды почв Рассказывают об основном свойстве почвы, о значении обработки почвы для получения урожая. Подчеркивают в тексте рабочей тетради название основных частей почвы, которые необходимы для жизни растений Заполняют схему в рабочей тетради «Состав почвы» Называют виды почв и их основные признаки; выделяют существенные признаки разных видов почв; устанавливают связи между разными видами почв и растительностью; умеют применять эти знания на практике. Выполняют задание: соединяют стрелкой название почвы с ее характеристикой Называют способы обработки почвы в зависимости от сезона; имеют представления о взаимосвязи обработки почвы с ее плодородием; умеют применять знания о сезонной обработке почвы на практике. Делают вывод: почему черноземная почва самая плодородная Называют вредные воздействия на почву: костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер; 31 4.04 53 54 Место России на земном шаре. Знакомство с картой Моря и океаны, омывающие берега России 1 7.04 1 11.04 Закрепление представлений о значении почвы. Охрана почв, меры, принимаемые для охраны почв Рассказывают о необходимости охраны почв и некоторых мерах, которые принимаются для защиты почвы. Рассматривают рисунки в рабочей тетради. Обводят те, на которых показано, как человек заботиться о почве Есть на Земле страна Россия- 14 часов Формирование Называют название своей представлений о России, страны. Рассказывают, какие размере территории, формы поверхности есть в климате, рельефе России. Рисуют Государственный флаг России в тетради. Подчеркивают в стихотворении название государства, в котором живут, записывают его в клеточки Знакомство с морями и океанами, омывающими берега России Рассказывают, что территорию России омывают теплые и холодные моря; называют основные признаки этих морей (лед, снег, холодно, тепло, солнце, пляж). называют меры, принимаемые для охраны почв. Обводят рисунки, на которых показано, как человек заботиться о почве, обосновывают свой выбор Называют особенности климата и рельефа России; узнают на карте России реки и сушу (по цвету); устанавливают причинноследственные зависимости между территорией, солнечной освещенностью и климатом. Записывают в тетради свой адрес Называют моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; называют их основные признаки. Выполняют задание в рабочей тетради: соединяют стрелками название моря с его характеристикой 32 55 56 Горы и равнины на территории нашей страны 14.04 Реки и озера России 1 1 18.04 57 Москва – столица России 1 21.04 58 Санкт-Петербург 1 25.04 Формирование представления о формах поверхности России: равнины, горы Знакомство с реками и озёрами России. Знакомство с крупнейшими реками России Формирование представления о столице России – Москве: достопримечательности, стадионы, транспорт Формирование представления о городе Санкт-Петербург: Вставляют в текст пропущенные слова с названием океанов Узнают на иллюстрациях различные формы поверхности – горы, равнины; рассказывают, что на территории России находятся горы и равнины. Подчеркивают слова, которые обозначают формы земной поверхности на карточке Узнают на иллюстрациях реки; рассказывают, что на территории России находятся реки и озера; называют 1–2 реки России. Подбирают обобщающие слова к перечисленным названиям рек и озер Называют достопримечательности Москвы с опорой на иллюстрации. Называют столицу России. Подписывают на рисунках герб России и герб Москвы Называют горы и равнины России: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Кавказские горы, Уральские горы. Рассказывают об их основных признаках. Вставляют в текст карточки названия равнин и гор России, используя слова для справок Называют реки и озера России: 3–4 названия, называют их основные признаки. Заполняют таблицу в рабочей тетради «Реки и озера России» Называют достопримечательности Москвы. Называют основные виды транспорта Москвы. Находят на картинках и подписывают достопримечательности Москвы Узнают и называют Узнают и называют Санктдостопримечательности Санкт- Петербург на картинках и Петербурга: разводные мосты, иллюстрациях, рассказывают об его основных достопримечательностях 33 59 60 Ярославль. Владимир. Ростов. Города «Золотого кольца» Нижний Новгород, Казань, Волгоград 1 28.04 1 5.05 61 Новосибирск, Владивосток 1 12.05 достопримечательности, реки, разводные мосты Знакомство с городами «Золотого кольца»: Ярославль, Владимир, Ростов: достопримечательности, народные промыслы Дворцовая площадь – на иллюстрациях и фотографиях Называют города Золотого кольца: Ярославль, Владимир, Ростов. Рассказывают о достопримечательностях городов «Золотого кольца» с помощью учителя. Выполняют задание: соединяют линиями, с именем каких великих людей связаны названия городов Формирование представления о городах Нижний Новгород, Казань, Волгоград: достопримечательности, промышленность Называют города Нижний Новгород, Казань, Волгоград Рассказывают о достопримечательностях с помощью учителя, опираясь на иллюстрации. Находят на карте названия городов и выписывают их в тетрадь Формирование представления о городах Новосибирск, Владивосток: достопримечательности, промышленность, порт Называют города «Золотого кольца»: Ярославль, Владимир, Ростов. Называют основные достопримечательности: набережная в Ярославле, театр; собор и Золотые ворота во Владимире; Ростовский кремль. Вписывают в таблицу названия некоторых достопримечательностей городов Золотого кольца Узнают и называют города Нижний Новгород, Казань, Волгоград; называют основные достопримечательности городов (Нижегородский кремль, Казанский кремль, мечеть, Мамаев курган); называют города, известные из других источников. Заполняют таблицу: по описанию определяют название городов Называют города Новосибирск, Узнают и называют города Владивосток. Рассказывают о Новосибирск, Владивосток; достопримечательностях называют основные городов; показывают их на достопримечательности городов; карте называют города, известные из других источников. Составляют рассказ о городе Владивостоке, используя слова для справок 34 62 Население и народы России 1 16.05 63 64 Ваш город. Важнейшие географические объекты региона Ваш город. Важнейшие географические объекты региона 1 19.05 1 23.05 Формирование представления о населении России и России как многонациональном государстве Формирование представления о своей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний: поверхность, водоёмы, растительный и животный мир Формирование представления о своей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний: промышленность и сельское хозяйство, достопримечательности. Называют отдельных представителей народов России. Называют места, где проживает население России. Узнают на иллюстрациях и называют городское и сельское население. Заполняют схему «Население нашей страны», используя помощь учителя Называют основные географические объекты и особенности своей местности: поверхность, водоёмы с опорой на учебник. Называют представителей растительного и животного мира своего региона Показывают на иллюстрациях достопримечательности своего города с помощью учителя. Называют промышленные предприятия своего региона Называют представителей народов России. Рассказывают о традициях, обычаях населения России; занятиях городского и сельского населения. Заполняют схему «Население нашей страны»; определяют, какие рисунки подходят к стихотворениям Показывают на карте основные географические объекты и особенности своей местности: поверхность, водоёмы. Рассказывают о представителях растительного и животного мира своего региона Рассказывают о достопримечательностях своего города. Называют промышленные предприятия и направления сельского хозяйства своего региона, Рассказывают о населении своей местности, их традициях и обычаях 35 65 Экскурсия 66 Экскурсия 67 Обобщающий урок по разделу «Есть на Земле страна Россия» 68 Неживая природа. Обобщающий урок Расширение и Называют и посещают закрепление знаний о достопримечательные места 26.05 родном городе; о города; важнейших Называют важнейшие географических объектах географические объекты региона региона 1 Расширение и Называют и посещают закрепление знаний о достопримечательные места родном городе; о города; 30.05 важнейших Называют важнейшие географических объектах географические объекты региона региона Повторение – 2 часа 1 Закрепление знаний о Называют отдельные города России: формах рельефа, России, отдельных водоемах, городах, представителей народов населении России 1 1 Обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях неживой природы Узнают и называют изученные предметы неживой природы на иллюстрациях, фотографиях; относят к определенным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); называют предметы, относящиеся к почве, полезным ископаемым, свойствам воды или воздуха; Рассказывают в ходе экскурсии о достопримечательностях города совместно с учителем; Рассказывают и изучают важнейшие географические объекты региона Рассказывают в ходе экскурсии о достопримечательностях города совместно с учителем; Рассказывают и изучают важнейшие географические объекты региона Называют особенности климата и рельефа России, называют моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; называют отдельные реки, озера, горы, равнины России; называют отдельные города России и их достопримечательности Узнают и называют изученные предметы неживой природы на картинах, схемах и в натуральном виде; относят предметы неживой природы к разным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); выделяют существенные признаки каждой группы; рассказывают о взаимосвязях между неживой и живой природой; 36 называют элементарные правила безопасного поведения в природе; рассказывают о значении неживой природы в жизни человека соблюдают правила безопасного поведения в природе 37