Рабочая программа курса внеурочной деятельности развитие функциональной грамотности обучающихся для 5-9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 классы.

Выполнила:
Учитель Ерымовская О.А.

Астрахань 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности « Функциональная грамотность»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обещающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России
от 24.11.2022 №1026( https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО(вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Актуальность
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности,
интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой
человеческой деятельностью.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений,
обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее
развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга
PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним
Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.

Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные
максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и
профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу,
способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития
функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник
хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень
благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного
процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Целью курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» является
развитие функциональной грамотности учащихся с УО 5-9 классов как индикатора качества
и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математические способности);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
(читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных
явлений
и
формулирования
основанных
на
научных
доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать
основные
особенности
естествознания
как формы
человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология
оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества;
проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и
общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Коррекционно-развивающие цели и задачи
Цель - оказание комплексной помощи обучающимся с УО в освоении рабочей программы
внеурочной деятельности, коррекция недостатков в развитии обучающихся, развитие
жизненной компетенции, интеграция в среду сверстников без УО.

Задачи:

•

предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии,
затрудняющих образование и социализацию ребенка;
•
исправление
нарушений
психофизического
развития
медицинскими,
психологическими, педагогическими средствами;
•
формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных
функций, не поддающихся исправлению;
•
формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся
осваивать общеобразовательные предметы.
•
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
•
овладение социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни;
•
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия;
•
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации
Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 5
лет обучения (с 5 по 9 классы) и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная,
математическая и финансовая грамотность).
Количество часов на один год обучения в одном классе - 34, т.е по 1 часу в неделю.
Рекомендуется в каждой параллели начинать реализацию курса с модуля по
формированию читательской грамотности.
1 - модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом
порядке, например:
2 - модуль «математическая грамотность»,
3 - модуль «естественнонаучная грамотность»,
4 - модуль «финансовая грамотность».
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование,
игра, викторина, квест, квиз, проект.
По окончании каждого модуля проводится рубежная аттестация.
Специальные условия проведения рубежной аттестация обучающихся с УО включают:
•
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
обучающихся;

•

привычную обстановку (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
•
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
° адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся;
•
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с УО (более
крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение
формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
° при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания,
концентрирование
на
выполнении
работы, напоминание
о
необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
•
увеличение времени на выполнение заданий;
•
возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения;
•
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Результаты освоения курса
Метапредметные и предметные
Читательская
5 класс
Уровень
узнавания и
понимания

находит и извлекает
информацию из
различных текстов

Грамотность
Математическая
Естественно научная
находит и извлекает
математическую
находит и извлекает
информацию в
информацию о
различном контексте естественнонаучны х
явлениях в
различном контексте

Финансовая
находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте

6 класс
применяет извлеченную
применяет
применяет
Уровень
из текста информацию
математические
финансовые
знания
объясняет и
понимания и
для решения разного знания для решения
для
решения
описывает
применения
рода проблем
разного рода
разного рода
естественнонаучны е
проблем
проблем
явления на основе
имеющихся научных
знаний
7 класс
анализирует и
формулирует
анализирует
распознает и
Уровень
интегрирует
математическую
информацию
в
исследует личные,
анализа и
информацию,
проблему на основе
финансовом
местные,
синтеза
полученную из текста анализа ситуации
контексте
национальные,
глобальные
естественнонаучны е
проблемы в
различном

контексте
8 класс
Уровень оценки
(рефлексии) в
рамках
предметного
содержания

оценивает форму и
содержание текста в
рамках предметного
содержания

интерпретирует и
оценивает
математические
данные в контексте
лично значимой
ситуации

9 класс
интерпретирует и
Уровень оценки оценивает форму и
оценивает
(рефлексии) в
математические
содержание текста в
рамках
результаты в
рамках
метапредметн
контексте
метапредметного
ого содержания содержания оценивает национальной или
глобальной
финансовые проблемы,
ситуации
делает выводы, строит
прогнозы, предлагает
пути решения

интерпретирует и
оценивает личные,
местные,
национальные,
глобальные
естественнонаучны е
проблемы в
различном контексте
в рамках предметного
содержания

интерпретирует и
оценивает, делает
выводы и строит
прогнозы о личных,
местных,
национальных,
глобальных
естественнонаучны х
проблемах в
различном контексте
в рамках
метапредметного
содержания

оценивает
финансовые
проблемы в
различном
контексте

оценивает
финансовые
проблемы, делает
выводы, строит
прогнозы,
предлагает пути
решения

Личностные
Читательская

5-9

Грамотность
Математическая
Естественно научная

объясняет
гражданскую
оценивает содержание
позицию в
прочитанного с
конкретных
позиции норм морали и
ситуациях
общечеловеческих
общественной
ценностей;
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной жизни
на основе
естественнонаучны х
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Финансовая
оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческ
их ценностей, прав
и обязанностей
гражданина страны

Содержание программы
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного
содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на
бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья,
дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических,
естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных
перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать)
информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы,
которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут
иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники
должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое
целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные
перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить
прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве
от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко
актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа,
диалог,
дискуссия,
дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

Модуль «Основы читательской грамотности»
Тематическое планирование
5класс
№

Тема занятия

1.

Определение основной темы в фольклорном
произведении. Пословицы, поговорки как
источник информации.
Сопоставление содержания текстов разговорного
стиля. Личная ситуация в текстах.
Работа с текстом: как выделить главную мысль
текста или его частей?
Типы текстов: текст-описание (художественное и
техническое).
Что такое вопрос? Виды вопросов.
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач
Работа со сплошным текстом.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Всего
часов

Дата
05.09

1
1

12.09

1

19.09

1

26.09

1
1
1
1
8

03.10
10.10
17.10
24.10

6 класс
№

Тема занятия

1.

Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении
Древнерусская летопись как источник
информации о реалиях времени.
Сопоставление содержания художественных
текстов. Определение авторской позиции в
художественных текстах.
Работа с текстом: как понимать информацию,
содержащуюся в тексте?
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет,
репортаж)
Типы задач на грамотность. Интерпретационные
задачи.

2.
3.

4.
5.
6.

Всего
часов
1
1
1

1
1
1

7.

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

Итого

8

Дата
05.09
12.09
19.09

26.09
03.10

10.10
17.10
24.10

8 класс
№

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема занятия

Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении. Учебный текст как
источник информации.
Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Работа с текстом: как применять информацию из
текста в изменённой ситуации?
Типы текстов: текст-инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы)
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные
задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры (рубежная аттестация).
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Всего
часов
1

Дата

1

11.09

1

18.09

1

25.09

1

02.10

1

09.10

1

16.10

1

23.10

8

04.09

9класс
№

Тема занятия

Всего
часов

Дата

Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст
как источник информации.
Сопоставление содержания текстов научного
стиля. Образовательные ситуации в текстах.
Работа с текстом: как критически оценивать
степень достоверности содержащейся в тексте
информации?
Типы
текстов:
текст-аргументация
(комментарий, научное обоснование).

1

04.09

1

11.09

1

18.09

1

25.09

5.

Составление плана на основе исходного текста.

1

02.10

6.

1

09.10

7.

Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.

1

16.10

8.

Проведение рубежной аттестации.

1

23.10

1.

2.
3.
4.

Итого

8

Модуль «Основы математической грамотности» Тематическое
планирование
5 класс
№

Тема занятия

Всего
часов

Дата

1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и
десятичная система счисления.

1

07.11

2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

14.11

3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и
взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах
и тех, кто всегда говорит правду.

4.
5.

6.

7.
8.

Первые шаги в геометрии. Простейшие
геометрические фигуры. Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление модели.
Размеры объектов окружающего мира (от
элементарных частиц до Вселенной) длительность
процессов окружающего мира.
Комбинаторные задачи. Представление данных в
виде таблиц, диаграмм, графиков.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

1
1

21.11
28.11

1

05.12

1

12.12

1

19.12

1

26.12

8

6 класс
№

1.
2.

3.

4.

Тема занятия

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций
прямо пропорциональных отношений для решения
проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
способом: части, проценты, пропорция, движение,
работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары).

5.
6.
7.

8.

Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
Графы и их применение в решении задач.
Геометрические задачи на построение и на
изучение свойств фигур: геометрические фигуры
на клетчатой бумаге, конструирование.
Элементы логики, теории вероятности,
комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление
вероятности.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Всего
часов

1

Дата
07.11

1

14.11

1

21.11

1

28.11

1

05.12

1

12.12

1

19.12

1

26.12

8

8 класс
№

Тема занятия

1,.

Работа с информацией, представленной в форме
таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
Вычисление расстояний на местности в
стандартных ситуациях и применение формул в
повседневной жизни.
Квадратные уравнения, аналитические и
неаналитические методы решения.
Алгебраические связи между элементами фигур:
теорема Пифагора, соотношения между сторонами
треугольника), относительное расположение,
равенство.
Математическое описание зависимости между
переменными в различных процессах.
Интерпретация
трёхмерных
изображений,
построение фигур.
Определение ошибки измерения, определение
шансов наступления того или иного события.
Решение типичных математических задач,
требующих прохождения этапа моделирования.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

2.

3.
4.

5.
6.
7.
8.

Всего
часов

Дата

1

06.11

1

13.11

1

20.11

1

27.11

1

04.12

1

11.12

1

18.12

1

25.12

8

9 класс
№

Тема занятия

1.

Представление данных в виде таблиц. Простые и
сложные вопросы.

2.

Представление данных в виде диаграмм.
Простые и сложные вопросы.
Построение мультипликативной модели с тремя
составляющими.
Задачи с лишними данными.
Решение типичных задач через систему линейных
уравнений.
Количественные рассуждения, связанные со
смыслом числа, различными представлениями
чисел, изяществом вычислений, вычислениями в
уме, оценкой разумности результатов .
Решение стереометрических задач.

3.
4.
5.
6.

7.

Всего часов Дата
1

06.11

1

13.11

1

20.11

1

27.11

1

04.12

1

11.12

1

18.12

8.

Вероятностные, статистические явления и
зависимости.
Проведение рубежной аттестации.

1

Итого

25.12

8

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Тематическое планирование
5 класс
№

Тема занятия

1.

Звуковые явления. Звуки живой и неживой
природы. Слышимые и неслышимые звуки.
Устройство динамика. Современные акустические
системы. Шум и его воздействие на человека.

2.

3
4
5
6
7
8

9

Всего
часов

Движение и взаимодействие частиц. Признаки
химических реакций. Природные индикаторы.
Вода. Уникальность воды.
Углекислый газ в природе и его значение.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с
минералами, горной породой и рудой.
Атмосфера Земли.
Уникальность планеты Земля. Условия для
существования жизни на Земле. Свойства живых
организмов.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Дата

1

16.01

1

23.01

1

30.01

1

06.02

1

13.02

1

20.02

1
2

27.02

1

06.03,
13.03
20.03

10

6 класс
№

Тема занятия

1.

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.

2.
3.

Всего
часов

Дата

1

16.01

Масса. Измерение массы тел.

1

23.01

Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели
атома.

1

30.01

6.

Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.
Плавление и отвердевание. Испарение и
конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.

7.

Модель солнечной системы.

1

06.03

8.

Царства живой природы

1

13.03

9.

Проведение рубежной аттестации.

1

20.03

4.

5.

Итого

2

06.02
13.02

1

20.02

1

27.02

10

8класс
№

1.

Всего часов

Тема занятия

Занимательное электричество.

2

Дата

15.01
22.01

2.

Магнетизм и электромагнетизм.

3.

Строительство плотин.
Гидроэлектростанции. Экологические риски при
строительстве гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные
энергосистемы.
Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет.
Наследственность.

4.
5.

1

29.01
22

2

05.02
12.02

1

19.02

2

26.02

6.

Системы жизнедеятельности человека.

1

05.03
12.03

7.

Проведение рубежной аттестации.

1

19.03

Итого

10

9класс
№

1.
2.

Тема занятия

На сцену выходит уран. Радиоактивность.
Искусственная радиоактивность.

Всего часов

Дата

1

15.01

1

22.01

3.

4.

Изменения состояния веществ.
Физические явления и химические превращения.
Отличие химических реакций от физических
явлений.
Размножение организмов. Индивидуальное
развитие организмов. Биогенетический закон.
Закономерности наследования признаков.

5.

Вид и популяции. Общая характеристика
популяции. Экологические факторы и условия
среды обитания. Происхождение видов.
6.

Закономерности изменчивости: модификационная
и мутационная изменчивости. Основные методы
селекции растений, животных и микроорганизмов.
7.

9.

Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов.
Круговорот веществ в биосфере. Эволюции
биосферы.
Антропогенное воздействие на биосферу..

10.

Основы рационального природопользования

29.01

1

05.02

1

12.02

1

19.02

1

Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Саморазвитие экосистемы.
8.

1

1

Итого

26.02

05.03

1

12.03

1

19.03

10

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Тема занятия

Всего
часов
1

Как появились деньги? Что могут деньги?
Деньги в разных странах
Деньги настоящие и ненастоящие
Как разумно делать покупки?
Кто такие мошенники?
Личные деньги
Сколько стоит «своё дело»?
Проведение рубежной аттестации.
Итого

Дата
03.04

1

10.04

1

17.04

1

24.04

1

15.05

1

22.05

1

29.05

7

6 класс
Всего часов Дата

№

Тема занятия

I.

1

03.04

1

10.04

1

17.04

1

24.04
15.05

6.

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика.
«Сувенирные»
деньги.
Фальшивые деньги: история и современность.
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная?
От чего это зависит?
Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденты.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего
нужно учиться?
Личные деньги

1

22.05

7.

Проведение рубежной аттестации.

1

29.05

2.

3.
4.
5.

Итого

1

7

8 класс

№
1.
2.

Тема занятия

Всего
часов

Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех
капиталов.

3.

Дата

1

02.04

1

09.04

1

16.04

1

23.04

4.

Бизнес и его формы. Риски предпринимательства.
Бизнес подростков и идеи.

5

Молодые предприниматели.

1

30.04

6.

Кредит и депозит.

1

07.05

7.

Расчетно-кассовые операции и риски связанные
с ними.
Проведение рубежной аттестации.

2

14.05,21.05

8.

Итого

1
9

28.05

№
1.
2.

3.
4.
5.

Тема занятия

9 класс

Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская
специфика.
Риски акций и управление ими.
Инструменты.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и
управление ими.
Биржа и брокеры. Гибридные Фондовые
индексы.
Инвестиционное профилирование.

6.

Формирование инвестиционного портфеля и его
пересмотр. Типичные ошибки инвесторов.

7.

Участники страхового рынка. Страхование для
физических лиц.
Государственное
и негосударственное
пенсионное страхование.
Проведение рубежной аттестации.
Итого

8.
9.

Всего
часов

Дата

1

02.04

1

09.04

1

16.04

1

23.04

1

30.04

1

07.05

1

14.05

1

21.05

1
9

28.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».