Рабочая программа по учебному предмету Логопедические занятия для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету
«Логопедические занятия» 2 класс
на 2022-2023 учебный год

Составитель:
учитель – логопед
Трофимова Е.В.

Астрахань 2023

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические
занятия» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
утвержденной

нарушениями)

приказом

далее

Министерства

ФАООПУО

(вариант

1),

просвещения

России

от

24.11.2022г.№1026.
ФАООПУО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также
индивидуальных особенностей и возможностей.
«Логопедические занятия» относятся к коррекционно-развивающей
области

«Коррекционные занятия» являются обязательной частью

учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа
коррекционных курсов «Логопедические занятия» во 2 классе рассчитана
на 71 час (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю в форме
групповых занятий; 1час в неделю отводится на индивидуальные
коррекционные занятия. И того –3 часа в неделю:
9 часов–на обследование (с 1сентября по15сентября– 6часов, с 25 мая
по30 мая -3часа).
62 часа – на коррекционные групповые логопедические занятия.
Рабочая программа по коррекционному курсу « Логопедические
занятия» во 2 классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика,
коррекция

дисграфии

и

дислексии

различной

этиологии;

обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету
«Русский язык».
Задачи коррекционного курса:

 повышать уровень речевого и общего психического развития
обучающихся;

 осуществлять профилактику специфических и сопутствующих
(графических, орфографических) ошибок;
 закреплять практические навыки правильного использования
языковых средств в речевой деятельности;
 расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в
ближнем и дальнем окружении;
 вырабатывать навыки правильного ,сознательного чтения и
аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
 обеспечивать условия для коррекции

нарушений устной

речи,

профилактики и коррекции дислексии, дисграфиии, дизорфографии.
Программа построена на основе учебника для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные

программы,

авторы

Э.В.Якубовская,

Я.В.Коршунов. Русскийязык.2класс.– М.: «Просвещение»,2022г.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «Логопедические занятия» во 2 классе
Личностные результаты:
 принятие и освоение социальной роли обучающегося,
 формирование представления о смысле учения в школе,
положительного отношения к логопедическим занятиям;
 умение входить и выходить из учебного помещения со звонком
,используя в распространенной фразе свои намерения;
 ориентировка в пространстве

класса,

употребляя словарь наречий

пространственного значения;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности;

 развитие умения слушать указания инструкции учителя-логопеда,
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
 развитие умения слушать собеседника и понимать речь других;
 умение производить элементарную самооценку результат о
выполненной практической деятельности на основе соотнесения с
образцом выполнения.
Уровни достижения предметных результатов
По учебному предмету «Логопедические занятия» во 2 классе
Минимальныйуровень:
 четко произносить автоматизированные звуки русского языка в
речевом потоке;
 называть отличия гласных и согласных звуков; правильно обозначать
звуки буквами;
 производить звуко - слоговой анализ и синтез слова;
 дифференцировать

звуки,

имеющие

тонкие

акустико-

артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
 анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и
согласные, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
 списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
 писать под диктовку слова;
 составлять предложение по образцу;
 участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей ,отвечать на
вопросы и задавать их.
Достаточныйуровень:
 знать название букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков.
Роль звуков в различении слов. Правильно произносить слова различной

звуко-слоговой структуры, знать правила орфоэпии на материале
изученных слов;
 делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по
слогам;
 различать твердые и мягкие согласные. Обозначать на письме мягкость
согласных гласными второго ряда и мягким знаком;
 распознавать звонкие и глухие согласные, правильно обозначать их
буквами в сильных позициях;
 знать правило проверки звонких согласных на конце слова;
 правильно употреблять разделительный мягкий знак в словах;
 определять количество слов в предложении на слух, место слова;
 составлять предложения с заданным количеством слов; выделять
предложения из речи и текста;
 правильно употреблять предлоги;
 списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
 писать под диктовку слова, написание которых не расходится с
произношением, простые по структуре предложения, текст после
предварительного анализа;
 связно высказываться по предложенному плану в виде вопросов (3 -4
пункта).
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному
предмету «Логопедические занятия» во2классе.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными(жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0баллов - нет фиксируемой динамики;

 1балл -минимальная динамика;
 2балла –удовлетворительная динамика;
 3балла -значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) результативность обучения
может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей
психофизического развития и особых образовательных потребностей
каждого обучающегося.
На

логопедических

отметочной,

занятиях

система

оценивания

является

без

в тоже время учитель-логопед постоянно отслеживает и

контролирует достижения обучающегося, используя иные способы
фиксации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности
обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме
устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ,
тестирования ( с конца 2-го триместра 2класса ). Итоговые работы могут
состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед

анализирует

специфические

ошибки

и

строит

дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых
ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов
мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной
речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной
речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии
оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является

учет степени успешности выполнения с помощью оценок в баллах.
Эти оценки отражают четкость и правильность выполнения, характер и
тяжесть допускаемых ошибок, в виде количества использованной помощи,
что дает возможность получения более дифференцированного результата.
Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем
с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
 высокий–100- 80%;
 выше среднего – 79,9% - 65
 средний – 64,9-45%;
 низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой
профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее
сохранные компоненты речевой системы ребенка и
отследить динамику его речевого развития.

позволяющий

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению
речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях.
Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для
успешного

усвоения

и

правильного

применения

обучающимися

грамматических правил, а с другой стороны -закрепление учебного
материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в
развитии психологических предпосылок к полноценному овладению
чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи,

и,

дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка:
уточнение

и расширение словаря, свободное, активное и адекватное

использование

его

в

целях

устного

общения,

развитие

и

совершенствование грамматического строя речи, на отработку навыков
чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного
высказывания и в дальнейшем, на их основе,– предпосылок к развитию
умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов .Данная
программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение
тем в

каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой

материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы.
Обучение основано на принципе системно- деятельного подхода с учетом
междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями,
поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании
различных методов:
 практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
 наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видео
материалами;

 словесные: беседа, рассказ ,пояснение, объяснение, педагогическая
оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной
способности

обучающихся, формирования навыков четкого

произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте
интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний,
различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может
варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения
программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
 упражнения для развития артикуляционной моторики;
 упражнения для развития общей координации движений и мелкой
моторики пальцев рук;
 дыхательная гимнастика;
 коррекция произношения, автоматизация и дифференциация
звуков; 
 формирование фонематических процессов;
 работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
 работа над предложением, текстом;
 обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом
логопедических занятий является уточнение артикуляции изучаемых
звуков, самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).

Содержание разделов
№

Название раздела

п/п

Количество

Контрольные

часов

работы

1

Обследование устной и письменной речи

9

2

2.

Звуки и буквы

5

-

3.

Звуко-буквенный анализ

5

-

4.

Ударение

3

5.

Слоговой состав слова

4

-

6.

Согласные звуки

6

-

7.

Работа над словом

9

-

8.

Работа над предложением

21

-

9.

Предлоги

8

-

71

2

Итого:

III.
№

Тема

Кол-во
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предметное содержание

2 «а» класс.

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обследование устной и письменной речи – 6часов
1.

Обследование
звуко произносительной
стороны речи

1

2.

Обследование
экспрессивной и
импрессивной
сторон речи

2

3.

Обследование
связной
речи,
словарного запаса

1

4..

Обследование
грамматического
строя речи,
слоговой структуры
слова

2

Дата

I четверть

Выявление умения ребенка
произносить тот иной звук
изолированно, в слове, в
предложении.
Придумывание короткой
фразы с заданным словом
Понимание обращенной
речи. Выполнение
предъявляемых на слух
словесных инструкций
различной сложности

Произносят звуки, слова (где
звук находится в разных
позициях). Подбирает
картинки на заданный звук с
помощью учителя – логопеда

Произносят звуки, слова , (где звук
находится в разных позициях),
предложения. Придумывает короткие
фразы с заданным словом. Подбирает
картинки на заданный звук

5.09.23.

Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения с
сопряжено и отраженно.
Составляют фразы по
предметным картинкам с
помощью учителя-логопеда

Отвечают на вопросы учителя-логопеда.
Произносят звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки,
слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических конструкций,
грамматических связей согласования,
управления.
Составляют фразы по сюжетным
картинкам

7.09.23 (и.)

Выявление
степени
сформированности
развернутого
самостоятельного
высказывания
Выявление правильности
построения грамматической
структуры предложения;
использование
пдежныхформ
существительных;

Восстанавливают
последовательность сюжета с
опорой на инструкцию.
Составляют фразы по
сюжетным картинкам с
помощью
учителя-логопеда
Умеют
воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения,
сопряженно и отраженно.

Восстанавливают
последовательность сюжета.
Составляют фразы по сюжетным
картинкам

12.09.23.

Умеют воспроизводить слоговые цепочки,
слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных логических
конструкций.

14.09.23. (и.)
15.09.23.

8.09.23.

5.

Обследование
навыка чтения

1

6.

Обследование
навыка письма

2

правильное употребление
рода различных частей речи;
форм ед. и мн. числа.
Произнесение звуков в
слове, определения их
количества.
.следовательность
Чтение
слов ,предложений,
простых текстов. Ответы на
вопросы учителя. Пересказ
прочитанного текста
Написание диктанта

грамматических конструкций,
грамматических связей

Читают слоги и слова.
Отвечают на вопросы с опорой
на картинку

Читают доступный текст
правильно, по слогам, сознательно,
соблюдают паузы на знаках препинания

19.09.23.

Списывают с печатного шрифта
доступный текст

Умеют писать текст под диктовку

21.09.23 (и.)
22.09.23.

Звуки и буквы -5часов
7.

Звук.
Звуковой состав
слова

1

Уточнение представлений о
существенных признаках
звуков. Развитие
фонематического
восприятия

8.

Звуки и буквы.
Гласные и
согласные

2

Различение гласных и
согласных звуков и букв.
Знакомство с артикуляцией
звуков и способами их
образования
Различение гласных и
согласных звуков и букв.

9.

Гласные и
согласные. Звуки и
буквы.
Тренировочные
упражнения

1

Умеют называть органы
артикуляции, которые
участвуют в образовании звуков
с опорой на профили
артикуляции
Умеют на слух различать
гласные и согласные звуки в
односложных и двусложных
словах. Обозначают звуки
цветовыми карточками.
Составляют звуковую схему
слов с помощью учителялогопеда
Умеют находить заданные
гласную и согласную буквы из
ряда букв, определять место
буквы в слове.

Знают способы образования
Различных звуков. Умеют называть
органы артикуляции, которые
участвуют в образовании звуков.
Умеют определять количество и
порядок звуков в слове

26.09.23.

Знают и различают, гласные и согласные
звуки. Умеют выявлять особенности
звуков при произношении.

28.09.23 ( и.)
29.09.23.

Умеют изображать с помощью условных
символов гласные и
согласные звуки.
Умеют находить заданные
гласную и согласную буквы из ряда
букв.

3.10.23.

10. Выделение
гласных 1 ряда из
слогов и слов

2

11. Гласные 2 ряда

2

12. Упражнения на
выделение
заданного звука

1

13. Звуковой анализ
односложных слов

2

14. Звуковой анализ
двусложных слов с
прямыми слогами

1

15. Звуковой анализ
двусложных слов с

2

Выделение гласных звуков
Умеют выделять начальную
гласную в ударной позиции из
первого ряда на слух.
слов и записывать
Развитие умения слышать
заданный звук в ряду других
соответствующую букву.
звуков. Определение
Определяют наличие,
наличия, отсутствия звука в
отсутствие звука в слове на
слове на слух.
слух с помощью учителяЗапись буквы,
логопеда
соответствующей гласному
звуку
Образование гласных звуков
Знают и называют гласные
Второго ряда.
звуки второго ряда.
Выделяют начальный гласный
Выделение гласных звуков и
звук из слов
соответствующих букв в
слогах и словах и их запись
Звуко - буквенный анализ слов -5 часов
Умеют выделять заданный
Нахождение заданных
звуков в слогах и словах.
учителем-логопедом звук в
Сравнение согласных звуков
слогах и словах в разных
по твердости, мягкости;
позициях (начало, середина
гласных
,конец) слова
звуков первого и второго ряда.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Определение
количества и
Умеют анализировать звуковой
порядка звуков и букв в
состав слов.
Умеют называть и записывать
односложных
недостающую букву в слове с
словах . Развитие
помощью учителя-логопеда.
фонематического слуха и
восприятия количества и
Определение
Умеют составлять слова
порядка звуков и букв в
двусложных словах с прямыми из букв разрезной азбуки
слогами. Развитие
фонематического слуха
Умеют определять количество
восприятия количество и
Определение
звуков и букв в словах.
порядок звуков и букв в
записывать их
двухсложных
сло-

Умеют по артикуляции учителялогопеда произносить
Соответствующие гласные звуки.
Умеют выделять начальную
гласную из слов и записывать
соответствующую букву Определяют
наличие, отсутствие звука в слове на
слух.

5.10.23.( и.)
6.10.23.

Знают и называют гласные звуки
второго ряда. Выделяют гласные звуки
второго ряда из слов, показывают и
записывают соответствующую букву

5.10.23 ( и.)
6.10.23.

Умеют выделять заданный
учителем-логопедом звук в слогах и
словах в разных позициях (начало,
середина, конец) слова.
Умеют различать и обозначать с
помощью условных символов гласные
и согласные звуки
Умеют анализировать звуковой
состав слов. Умеют называть и
записывать недостающую букву в
слове.

10.10.23.

Умеют составлять слова из букв
разрезной азбуки.
Умеют сравнивать по смыслу и
звучанию
слова,
отличающиеся
одним звуком.
Умеют подбирать слова к
заданным схемам, записывать их

12.10.23 ( и.)
13.10.23.

17.10.23.

19.10.23 ( и.)
20.10.23.

обратными слогами
16. Звуковой анализ
двусложных слов
со стечением
согласных

1

17. Ударение

2

18. Выделение
ударного слога

1

19. Выделение
ударной гласной

2

20. Слоговой состав
слова :деление на
слоги
двухсложных слов
21. Слоговой состав
слова: деление на
слоги
трехсложных слов

1

2

словах с обратными слогами.
Развитие фонематического
слуха и восприятия.
Определение количества и
порядка звуков и букв в
двухсложных словах со
стечением согласных.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Ударение– 3часа
Знакомство со значением
Умеют отхлопывать
ударения в речи.
ритмический рисунок слова.
Развитие умения правильно
Умеют воспроизводить ритм
ставить ударение в словах.
слова с выделением ударного
Чтение слов парами
гласного путём отстукивания,
с помощью учителя-логопеда
Определение ударного слога.
Использование
ритмического
рисунка для определения
ударного слога
Выделение ударной гласной в
слове.
Наблюдение за перемещением
ударения в группах
однокоренных слов
Слоговой состав слова – 4 часа
Умеют делить слова на слоги с
Закрепление представлений о
помощью ритмической опоры.
слоге как части слова.
Умеют составлять слова из
Деление двусложных слов на
слогов с помощью учителя слоги
Закрепление представлений о
логопеда
слоге как части слова.
Деление трехсложных слов на
слоги

24.10.23.

26.10.23 ( и.)
Умеют отхлопывать ритмический
рисунок слова.
27.10.23.
Умеют воспроизводить ритм слова с
выделением ударного гласного путём
отстукивания.
Умеют слышать ударный гласный звук в
слове.
II четверть
Умеют понимать значение слова, когда
7.11.23
ударение перемещается

9.11.23 (и)
10.11.23

Умеют делить слова на слоги. Умеют
составлять из слогов слова. Умеют
определять количество слогов в слове.
Умеют выделять первый, второй,
третий слог из слова

14.11.23

16.11.23 (и)
17.11.23

22. Слогообразующа
я роль гласных

1

23. Слоговой состав
слова. Составление
слов из слогов.
Определение
порядка слогов в
слове

2

24. Твердые и мягкие
согласные звуки

1

25. Мягкий согласный
звук в конце слов
(с помощью Ь
знака)

2

26. Мягкий согласный
звук в середине
слова (с помощью Ь
знака)

Закрепление понятия о
слоге. Выделение
гласных в словах
Составление слов из слогов.
Деление слов на слоги.
Определение количества
слогов в слове.
Расширение словарного запаса

Умеют выделять голосом
гласные звуки из слогов и слов
Умеют составлять слова из
слогов с помощью учителя логопеда.
Умеют подбирать слова по
заданному первому слогу

Согласные звуки– 6часов
Различение звучания твердых Умеют различать твердое и
и мягких согласных звуков.
мягкое звучание согласных
Обозначение твердых и
звуков.
мягких согласных с помощью Умеют называть согласный
сигнальных карточек (синего, звук, который звучит мягко или
твердо с помощью учителязеленого цвета)
логопеда

Обобщение знаний об
Обозначении и мягкости
согласных звуков на письме
буквой мягкий знак в конце
слова.
Упражнения в различении
твердых и мягких согласных
звуков в
1 Обозначение
мягкости
словах звуков на письме
согласных
буквой « ь » в середине слова.
Упражнения в различении
твердых и мягких согласных
звуков.

Умеют дифференцировать
твердые и мягкие согласные
звуки. Используют знания
на практике в
произношении и написании
мягкого знака
в конце и в середине слова с
помощью учителя-логопеда

Умеют выделять гласные звуки из
слогов и соотносить с их
количеством
Умеют составлять слова из слогов.
Умеют подбирать слова с
заданным количеством слогов.
Умеют подбирать слова по
заданному слогу

Умеют различать твердое и мягкое
звучание согласных звуков. Умеют
называть согласный звук, который
звучит мягко или твердо. Умеют
использовать сигнальные карточки для
условного обозначения твердых и
мягких согласных звуков (синий,
зеленый цвет)
Умеют дифференцировать твердые и
мягкие согласные звуки.
Умеют обозначать мягкость
согласного звука на письме (в конце и
середине слова с помощью буквы «ь»
мягкий знак);
правильно писать слова с мягким
знаком в конце и в середине слова

21.11.23
23.11.23 (и)
24.11.23

281123.

30.11.23 (и)
1.11.23.

5.12.23.

27. Обозначение мягкости
согласных звуков при
помощи гласных 2
ряда

2

Обобщение знаний об
обозначении мягкости
согласных звуков на письме
гласными буквами второго ряда

Умеют выделять мягкие
согласные звуки перед
гласным второго ряда.
Умеют называть согласный
звук, который звучит мягко
при помощи учителя-логопеда

Умеют выделять мягкие
согласные звуки перед гласным
второго ряда. Умеют называть
согласный, который звучит мягко.
Умеют обозначать на письме
мягкость согласного звука с помощью
гласных звуков второго ряда

28. Буквы Ё, Е,Ю, Я.
Звуко-буквенный
анализ слов

1

Выделение йотированных
букв в словах.
Развитие фонематического
слуха и восприятия

Умеют выделять и правильно
писать йотированные гласные
в начале слова

29. Тренировочные
упражнения в
определении твердых
и мягких согласных на
письме в различных
вариантах

2

Правильное произнесение и
запись слов с йотированными
гласными и мягким знаком.
Развитие фонематического
слуха и восприятия

Умеют выделять и правильно
писать йотированные гласные в
12.12.23.
словах.
Умеют называть йотированный
гласный, который смягчает
согласный звук
Умеют дифференцировать твердые и
мягкие согласные звуки на слух. Умеют 14.12.23(и)
правильно писать слова с буквами,
15.12.23
обозначающими
йотированные гласные звуки и с
мягким знаком

30. Слово, как часть
предложения ,его
лексическое значение

1

Умеют дифференцировать
твердые и мягкие согласные
на слух.
Умеют правильно писать
слова с йотированными
буквами и мягким знаком с
помощью
учителя-логопеда
Работа над словом–10часов
Умеют называть слова,
Знакомство со словом, как
определять их лексическое
структурной единицей
значение с помощью учителяпредложения. Развитие речи и
логопеда. Различают слова,
кругозора обучающихся.
обозначающие живые и
Практическое усвоение слов,
неживые предметы, используя
обозначающих живые и
помощь учителя-логопеда
неживые предметы. Усвоение
понятия «слово» как части
предложения ,его лексического
значения.
Развитие умения графически
изображать слова,
обозначающие предметы.

Имеют представление о «слове» как
части предложения, его
лексическом значении.
Знают и понимают слова,
обозначающие живые и неживые
предметы.
Умеют изображать слова
графически. Усваивают слова,
обозначающие «живые» и «неживые»
предметы.
Умеют изображать слова
графически

7.12.23 (и)
8.12.23.

19.12.23

Слово.
Закрепление
понятия

2

32.

Слова,
обозначающие
предмет

1

33.

Слова,
обозначающие
предмет.
Упражнения в
классификации слов

2

Слова,
обозначающие
предмет.
Распознавание слов,
отвечающих на
вопросы: кто? что?

1

31.

34.

Усвоение понятия «слово» как
части предложения ,его
лексического значения.
Развитие умения графически
изображать слова,
обозначающие предметы.
Развитие зрительного
внимания и памяти
Формирование умения
различать предмет и слово, как
название
этого предмета. Соотнесение
вопросов кто? ,что? слов,
обозначающих название
предмета.
Развитие зрительного
внимания и памяти
Формирование
умения
классифицировать слова и
ставить к ним вопросы.
Уточнение представления о
словах, обозначающих
предметы. Развитие
слухового внимания и памяти
Формирование умения
отличать слова, отвечающие на
вопрос «кто?» от слов,
отвечающих на вопрос «что?» с
опорой на их
значение.
Развитие слухового
внимания и памяти

21.12.23(и)
22.12.23

Умеют классифицировать и
называть с помощью
учителя-логопеда слова,
обозначающие предметы,
ставить к словам правильный
вопрос

Имеют представление о словах,
обозначающих предметы.
26.12.23.
Умеют ставить правильный вопрос к
словам, обозначающим «живые» и
«неживые» предметы. Умеют
выделять слова, обозначающие
предметы, среди других слов и
изображать графически
28.12.23(и)
29.12.23

III четверть
9.01.24.

Слова,
обозначающие
действие предмета

2

36.

Слова,
обозначающие
действие предмета.
Закрепление
знаний о словах,
отвечающих на
вопросы: что
делает? Что
делать?

1

37.

Простое
нераспространенно
е предложение
Тренировочные
упражнения в
различении слов,
обозначающих
предметы и
действия предметов
Слова,
обозначающие
признаки
предметов

2

35.

38.

1

Знакомство со словами,
отвечающими на вопрос «что
делает?» и обозначающими
действие предмета.
Сопоставление вопроса, на
который отвечает слово, с его
значением
Развитие правильного
представления
о связи между вопросом, на
который отвечает слово, и его
значением.
Подбор слов, отвечающих
на вопросы: «что делает?»,
«что делать?».
Развитие слухового
внимания и памяти
Составление предложения,
состоящего из слов,
обозначающих предметы и
действия предметов.
Наблюдение за связью слов
в предложении

Называют с помощью учителялогопеда слова, обозначающие
действие предмета и ставят к
ним правильный вопрос.
Составляют предложение с
опорой на картинку, используя
слова-предметы и словадействия

Формирование
представления о роли в
нашем языке слов
,обозначающих признаки
предметов. Формирование
умения ставить к слову
вопрос.
Развитие слухового
вниманияи памяти

Называют с помощью учителялогопеда слова, обозначающие
признак предмета, и ставят к
ним правильный вопрос

Выделяют слова, обозначающие
действие предмета и ставят к ним
вопрос. Умеют изображать слова
графически.
Умеют подбирать слова,
отвечающие на вопросы:«что
делает?», «что делать?».
Составляют предложения,
используя слова-предметы и
слова-действия

11.01.24 (и)
12.01.24.

16.01.24.

18.01.24 (и)
19.01.24.

Усваивают понятие о словах,
обозначающих признаки
предмета, умеют правильно
изменять слова по родам;
изображают слова графически

23.01.24.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

Тренировочные
упражнения:
«Слова,
обозначающие
предмет, действие
предмета, признак
предмета»

2

Уточнение и
закрепление
понятия
"предложение"
Упражнение в
составлении
простых
предложений

1

Интонационное
оформление
предложений

1

Интонационное
оформление
предложений.
Тренировочные
упражнения
Предложение.
Первичное
понимание о видах
предложений по
цели высказывания
Развитие умения
составлять
предложения из 3
слов. Главные
ччленызнакомствог
лавными членами

2

2

1

2

Умеют распознавать слова,
Развитие умения распознавать
обозначающие предмет,
слова, обозначающие предмет,
признак предмета и
действие предмета, признак
действие предмета с
предмета на материале
помощью учителя-логопеда
предлагаемых упражнений.
Развитие слухового внимания
и памяти
Работа над предложением– 21час
С помощью учителяЗнакомство с предложением,
как основной единицей речи,
логопеда составляют
отражающей законченную
простое
мысль.
нераспространенное
Составление предложений.
предложение с опорой на
Различение понятия
картинку
«слово - предложение».
Правильное согласование глагола
с именем существительным
Слушание, чувствование и
понимание интонационной
законченности предложения.
Развитие слухового восприятия
Закрепление понятия об
интонационной законченности
предложения, навыка
составления схемы предложения.
Понимание видов предложений
по цели высказывания.
Знакомство с функцией
предложения.
Развитие слухового восприятия
Составление предложений.
Знакомство с главными
членами предложения.
Установление связи слов в
пред-

Умеют произносить простые
предложения, делая
остановку в конце
предложения.
По образцу учителялогопеда правильно
произносят предложения
по цели высказывания

Умеют находить слова,
обозначающие предмет, действие
предмета и признак предмета,
различать их

Умеют определять
синтаксическую основу
предложения. Составляют
простое нераспространенное
предложение, следят за
правильностью произнесения
фразы

Умеют слышать, чувствовать,
понимать интонационную
законченность предложения по
цели высказывания,
правильно передавать тембровую
окраску предложения в
соответствии с заданием,
опираясь на слуховое восприятие

25.01.24 (и)
26.01.24.

30.01.24.

1.02.24 (и)
2.02.24.

6.02.24.

8.02.24 (и)
9.02.24.

13.02.24.

Составляют с помощью
учителя предложения из 3-х
слов:
-из слов, данных в начальной

Умеют самостоятельно составлять
предложения из 3-х слов:
-из слов, данных в начальной
форме;

15.02.24 (и)
16.02.24.

члены предложения
Развитие умения
составлять
предложения из слов,
данных в начальной
форме
Развитие умения
составлять
предложения по
картинке.

1

48.

Грамматическое
оформление
предложения и его
распространение.

2

49.

Согласование глагола
с именем
существительным в
роде и числе

1

50.

Управление.
Винительный падеж

2

46.

47.

2

предложении и по наводящим
вопросам
Составление предложений из
слов, данных в начальной форме.
Произношение предложений с
различной интонацией.
Развитие слухового восприятия
Составление предложений по
сюжетной картинке.
Упражнения в
грамматическом оформлении
предложений.
Согласование различных частей
речи (имени существительного
с глаголом в роде и числе; имени
существительного с именем
прилагательным в роде, числе и
падеже).
Согласование слов в
предложении с данными словами
в различных формах.
Составление предложений со
словами, данными в начальной
форме. Укрепление речевого
внимания.умения дополнять
Развитие
предложения по вопросам.
Развитие умения отвечать на
вопросы полным предложением с
соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций.
Дополнение предложений,
подходящими по смыслу
словами.

форме;
-по картинке с
использованием опорных
слов.
Умеют ставить к каждому
слову в предложении
вопрос, используя помощь
педагога

-по картинке с использованием
опорных слов; ставят к каждому
слову в предложении вопрос.
Умеют составлять графические
схемы простого предложения

20.02.24.

22.02.24 (и)
27.02.24.
Согласовывают с помощью
наглядности словапредметы со словами
действиями.
Умеют закончить
предложение по образцу
учителя-логопеда.
Составляют предложение из
2-х слов с опорой на
картинку

Умеют правильно согласовывать
различные части речи, вставлять
29.02.24(и)
подходящее по смыслу слово.
1.03.24.
Распространяют предложения в
следующей последовательности:
кто? что? Что делает? Составляют 5.03.24.
самостоятельно предложения с
опорой (без опоры) на картинку из
2-х слов и распространяют его.

Умеют заканчивать
словосочетание, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу
слова в предложениях с
опорой на
картинку

Умеют заканчивать предложения
по вопросам учителя-логопеда.
Умеют дополнять предложения
подходящими по смыслу словами
в нужном падеже. Составляют
предложения из данных слов.
Находят в тексте ошибки и
исправляют их

7.03.24 (и)
12.03.24.

Управление.
Винительный падеж.
Тренировочные
упражнения

2

52.

Управление.
Родительный падеж
Тренировочные
упражнения

1

53.

Управление.
Родительный падеж.
Тренировочные
упражнения

2

Управление.
Дательный падеж
Тренировочные
упражнения

1

51.

54.

Упражнения в составлении
предложений из данных слов.
Дополнение словосочетаний и
предложений по вопросам и
картинкам .Воспитание чувства
языка. Развитие слухового
внимания
Развитие умения отвечать полным
предложением на вопросы с
соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций.
Осуществлять дополнение
словосочетаний по вопросам и
картинкам с соблюдением
правильного использования
предложно-падежных конструкций.
Развитие умения заканчивать
предложения, вставляя
пропущенные слова по смыслу.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Выполнение упражнений в
составлении предложений из
данных слов. Дополнение
словосочетаний и предложений по
вопросам и картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Развитие умения дополнять
предложения по вопросам учителя.
Развитие умения отвечать на вопросы
учителя

14.03.24 (и)
15.03.24.

Умеют заканчивать
словосочетание, отвечая
на вопрос учителялогопеда.
Вставляют по смыслу
слова в предложения с
опорой на
картинку

Умеют заканчивать предложения
по вопросам учителя-логопеда.
19.03.24.
Дополняют предложения
подходящими по смыслу
словами в нужном падеже.
Составляют предложения из
данных слов. Находят в тексте
ошибки и исправляют их.

21.03.24 (и)
22.03.24.

Умеют заканчивать
словосочетание, отвечая
на вопрос учителя логопеда.
Вставляют по смыслу
слова в

Умеют заканчивать
предложения по вопросам
учителя-логопеда. Умеют
дополнять предложения
подходящими посмыслусловами

VI четверть
2.04.24

55.

Управление.
Дательный падеж.
Тренировочные
упражнения

56.

Управление.
Творительный падеж
Тренировочные
упражнения

57.

Управление.
Творительный падеж.
Тренировочные
упражнения

полным предложением с
соблюдением правильного
использования предложно-падежных
конструкций. Дополнение
предложений
Подходящим по смыслу словами
изменяя слова, данные в скобках по
смыслу.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
2 Упражнения в составлении
предложений из данных слов.
Дополнение словосочетаний и
предложений по вопросам и
картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
1 Развитие умения отвечать полным
предложением на вопросы учителя
с соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций. Развитие
умения заканчивать предложения,
вставляя пропущенные слова по
смыслу .Развитие умения подбирать
подходящие по смыслу слова к
данным предложениям
2

Развитие умения изменять слова,
данные в скобках по смыслу с
соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций.
Дополнение словосочетаний и
предложений по вопросам и
кар-

Предложения с опорой на
картинку

в нужном падеже.
Составляют предложения
из данных слов. Находят в
тексте ошибки и
исправляют их.

4.04.24 (и)
5.04.24

Умеют заканчивать
словосочетание, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу
слова в предложения с
опорой на картинку.

Умеют заканчивать
предложения по вопросам
учителя-логопеда. Умеют
дополнять предложения
подходящими по смыслу
словами в нужном падеже.
Составляют предложения из
данных слов. Находят в тексте
ошибки и исправляют их.

9.04.24.

11.04.24(и)
12.04.24.

58.

59.

60.

Управление.
Предложный падеж
Тренировочные
упражнения

1

Управление.
Предложный падеж.
Тренировочные
упражнения

2

Распространение
предложения.
Тренировочные
упражнения

1

картинкам. Воспитание чувства
языка. Развитие слухового
внимания
Развитие умения отвечать полным
предложением на вопросы
учителя с соблюдением
правильного использования
предложно-падежных
конструкций. Развитие умения
заканчивать предложения,
вставляя пропущенные слова по
смыслу. Развитие умения
подбирать подходящие по смыслу
слова к данным предложениям
Развитие умения изменять слова,
данные в скобках по смыслу с
соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций.
Дополнение словосочетаний и
предложений по вопросам и
картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Составление предложений из
данных слов по вопросам,
картинкам. Выделение главных
слов в предложении.
Составление графической схемы
распространенного предложения.
Определение последовательности
слов в предложении.

Умеют составлять
Словосочетания и
предложения, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова
в предложения с опорой на
картинку.

Умеют записывать
предложения по вопросам
учителя-логопеда. Умеют
дополнять предложения
подходящими по смыслу
словами в нужном падеже.
Составляют предложения из
данных слов. Находят в
тексте ошибки и
исправляют их

16.04.24.

18.04.24 (и)
19.04.24.

Составляют предложения
по картинкам из 2,3 слов.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда

Составляют предложения из
данных слов в определенной
последовательности по
вопросам. Составляют
предложения по картинкам из
2,3,4,5 и более слов. Умеют
распространять предложения
по вопросам

23.04.24.

Предлоги–8часов
Знакомятся с предлогами и
Формирование представлений о
учатся выделять их в
предлоге, как слове и его роли в
речи.
словосочетании и
предложении с помощью
Отработка пространственного
назначения предлогов. Правильное
учителя-логопеда
использование предлогов в речи

Предлог, как
самостоятельное
слово

2

Работа с предлогами:
в, из

1

63.

Работа с предлогами:
до, к, от

1

64.

Работа с предлогами:
для, без

1

Работа с предлогами:
над, под

1

66.

Работа с предлогами:
из, за, из-за

1

Знакомство с предлогами и их
значением.

67.

Работа с предлогами:
из, под, из-под

1

Учить верно употреблять предлоги в
речи

68.

Работа с предлогами:
через, сквозь, между, у,
около, возле

1

Использовать предлоги при
составлении предложений.

Обследование
экспрессивной и
импрессивной
стороны речи

1

61.

62.

65.

69.

Усвоение правила о раздельном
Умеют различать
написании предлогов с другими
пространственное
словами.
Правильное
значение предлогов.
Используют предлоги с
использование
предлогов
в
помощью учителя при
падежных
конструкциях.
составлении предложения
Развитие слухового восприятия
Правильное использование предлогов Используют предлоги при
в речи и при написании.
составлении предложений.
Усвоение о раздельном написании
предлогов со словами.

Знакомятся с предлогами, их
значением и ролью в
словосочетаниях и
предложениях. Учатся
употреблять
предлоги в устной речи
Усваивают правило
раздельного правописания
предлогов со словами.
Умеют выделять предлоги в
предложении.
Различают предлоги,
используя схему.
Правильно употребляют
предлоги в речи

Умеют различать предлоги и
правильно их употреблять.

30.04.24.
2.05.24(и)

3..05.24.
7.05.24

Умеют выделять предлоги в
речи.

Обследование устной и письменной речи – 3часа
Умеют отвечать на вопросы
Понимание обращенной речи.
учителя-логопеда.
Выполнение предъявленных на
слух словесных инструкций
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
различной сложности.
словосочетания, предложения
сопряжено и отраженно.

25.04.24 (и)
26.04.24.

14.05.24
16.05.24.

17.05.24
Умеют отвечать на
вопросы учителя-логопеда.
Произносят и
воспроизводят звуки,
слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,

21.05.24.

Составляют фразы по
предметным картинкам с
помощью учителя-логопеда.

70.

Обследование устной
речи

1

71.

Обследование
письменной речи

1

Чтение слов, предложений,
простых текстов. Ответы на
вопросы учителя-логопеда.
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста
Написание диктанта.
Работа над ошибками

Читают слоги и слова.
Отвечают на вопросы с
опорой на картинку

Умеют списывать
предложенный текст с
печатного варианта. Умеют
написать слова или простую
фразу с помощью учителялогопеда.

предложения. Понимают смысл
различных логикограмматических конструкций,
грамматических связей
согласования, управления.
Составляют фразы по
сюжетным картинкам.
Читают доступный текст
правильно, по слогам,
23.05.24.
осознано, соблюдая паузы на
знаках
препинания. Пересказывают
прочитанный материал.
Умеют писать под
диктовку текст. Умеют
находить допущенные
ошибки и исправлять их
после предварительного
анализа и разбора
учителем-логопедом.

24.05.24.

III.
№

Тема

Кол-во
часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 «Б» класс.

Предметное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Дата

Достаточный уровень

Обследование устной и письменной речи – 6часов
1.

Обследование
звуко произносительной
стороны речи

1

2.

Обследование
экспрессивной и
импрессивной
сторон речи

2

Обследование
связной
речи,
словарного запаса

1

Обследование
грамматического
строя речи,
слоговой структуры
слова

2

3.

4..

Выявление умения ребенка
произносить тот иной звук
изолированно, в слове, в
предложении.
Придумывание короткой
фразы с заданным словом
Понимание обращенной
речи. Выполнение
предъявляемых на слух
словесных инструкций
различной сложности

Произносят звуки, слова (где
звук находится в разных
позициях). Подбирает
картинки на заданный звук с
помощью учителя – логопеда

Произносят звуки, слова , (где звук
находится в разных позициях),
предложения. Придумывает короткие
фразы с заданным словом. Подбирает
картинки на заданный звук

Отвечают на вопросы учителялогопеда.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения с
сопряжено и отраженно.
Составляют фразы по
предметным картинкам с
помощью учителя-логопеда

Отвечают на вопросы учителя-логопеда.
Произносят звуки, слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить слоговые цепочки,
слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных
логико-грамматических конструкций,
грамматических связей согласования,
управления.
Составляют фразы по сюжетным
картинкам

Выявление
степени
сформированности
развернутого
самостоятельного
высказывания
Выявление правильности
построения грамматической
структуры предложения;
использование
пдежныхформ
существительных;

Восстанавливают
последовательность сюжета с
опорой на инструкцию.
Составляют фразы по
сюжетным картинкам с
помощью
учителя-логопеда
Умеют
воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания, предложения,
сопряженно и отраженно.

Восстанавливают
последовательность сюжета.
Составляют фразы по сюжетным
картинкам

11. 09.23.

Умеют воспроизводить слоговые цепочки,
слова, словосочетания, предложения.
Понимают смысл различных логических
конструкций.

13.09.23
14.09 23 (и)

I четверть
4.09.23

6.09.23
7 09.23( и)

5.

6.

Обследование
навыка чтения

1

Обследование
навыка письма

2

правильное употребление
рода различных частей речи;
форм ед. и мн. числа.
Произнесение звуков в
слове, определения их
количества.
.следовательность
Чтение
слов ,предложений,
простых текстов. Ответы на
вопросы учителя. Пересказ
прочитанного текста
Написание диктанта

грамматических конструкций,
грамматических связей

Читают слоги и слова.
Отвечают на вопросы с опорой
на картинку

Читают доступный текст
правильно, по слогам, сознательно,
соблюдают паузы на знаках препинания

Списывают с печатного шрифта
доступный текст

Умеют писать текст под диктовку

18.09.23.

20.09.23.
21.0.23 (и)

Звуки и буквы -5часов
7.

8.

9.

Звук.
Звуковой состав
слова

1

Звуки и буквы.
Гласные и
согласные

2

Гласные и
согласные. Звуки и
буквы.
Тренировочные
упражнения

1

Уточнение представлений о
существенных признаках
звуков. Развитие
фонематического
восприятия
Различение гласных и
согласных звуков и букв.
Знакомство с артикуляцией
звуков и способами их
образования
Различение гласных и
согласных звуков и букв.

Умеют называть органы
артикуляции, которые
участвуют в образовании звуков
с опорой на профили
артикуляции
Умеют на слух различать
гласные и согласные звуки в
односложных и двусложных
словах. Обозначают звуки
цветовыми карточками.
Составляют звуковую схему
слов с помощью учителялогопеда
Умеют находить заданные
гласную и согласную буквы из
ряда букв, определять место
буквы в слове.

Знают способы образования
Различных звуков. Умеют называть
органы артикуляции, которые
участвуют в образовании звуков.
Умеют определять количество и
порядок звуков в слове

25.09.23.

Знают и различают, гласные и согласные
звуки. Умеют выявлять особенности
звуков при произношении.

27.09.23.
28.09.23(и)

Умеют изображать с помощью условных
символов гласные и
согласные звуки.
Умеют находить заданные
гласную и согласную буквы из ряда
букв.

2.10.23.

10. Выделение
гласных 1 ряда из
слогов и слов

2

11. Гласные 2 ряда

1

12. Упражнения на
выделение
заданного звука

2

13. Звуковой анализ
одно -сложных
слов

1

14. Звуковой анализ
двусложных слов
с прямыми
слогами

2

15. Звуковой анализ
двусложных слов
с обрат-

1

Выделение гласных звуков
Умеют выделять начальную
гласную в ударной позиции из
первого ряда на слух.
слов и записывать
Развитие умения слышать
заданный звук в ряду других
соответствующую букву.
звуков. Определение
Определяют наличие,
наличия, отсутствия звука в
отсутствие звука в слове на
слове на слух.
слух с помощью учителяЗапись буквы,
логопеда
соответствующей гласному
звуку
Образование гласных звуков
Знают и называют гласные
Второго ряда.
звуки второго ряда.
Выделяют начальный гласный
Выделение гласных звуков и
звук изслов
соответствующих букв в
слогах и словах и их запись
Звуко - буквенный анализ слов -5 часов
Умеют выделять заданный
Нахождение заданных
звуков в слогах и словах.
учителем-логопедом звук в
Сравнение согласных звуков
слогах и словах в разных
по твердости, мягкости;
позициях (начало, середина,
гласных
конец)слова
звуков первого и второго ряда.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Определение
количества и
Умеют анализировать звуковой
порядка звуков и букв в
состав слов.
Умеют называть и записывать
односложных
недостающую букву в слове с
словах . Развитие
помощью учителя-логопеда.
фонематического слуха и
восприятия количества и
Определение
Умеют составлять слова
порядка звуков и букв в
из букв разрезной азбуки
двусложных
словах с прямыми слогами.
Развитие фонематического
Умеют определять количество
слуха и восприятия
Определение
количество и
звуков и букв в словах.
порядок звуков и букв в
ззаписывать
двухсложных
сло-

Умеют по артикуляции
учителя-логопеда произносить
Соответствующие гласные
звуки.
Умеют выделять начальную
гласную из слов и записывать
соответствующую букву
Определяют наличие, отсутствие
звука в слове на слух.
Знают и называют гласные
звуки второго ряда. Выделяют
гласные звуки второго ряда из
слов, показывают и
записывают соответствующую
букву
Умеют выделять заданный
учителем-логопедом звук в
слогах и словах в разных
позициях (начало, середина,
конец) слова.
Умеют различать и обозначать
с помощью условных
символов
гласные и согласные
Умеют
анализировать
звуки
звуковой
состав слов. Умеют
называть и записывать
недостающую букву в слове.
Умеют составлять слова из
букв разрезной азбуки.
Умеют сравнивать по смыслу
и
звучанию
слова,
отличающиеся одним звуком.
Умеют подбирать слова к
заданным схемам, записывать их

4.10.23.
5.10.23 (и)

9.10.23.

11.10.23.
12.10.23 (и)

16.10.23.

18.10.23.
19.10.23 (и)

23.10.23.

обратными слогами
16. Звуковой анализ
двусложных слов
со стечением
согласных

1

17. Ударение

2

18. Выделение
ударного слога

1

19. Выделение
ударной
гласной

2

20. Слоговой состав
слова : деление
на слоги
двухсложных
21. Слоговой
состав
слов
слова: деление
на слоги
трехсложных
слов

1

2

словах с обратными
слогами. Развитие
фонематического слуха и
восприятия. количества и
Определение
порядка звуков и букв в
двухсложных словах со
стечением согласных.
Развитие фонематического
слуха и восприятия
Знакомство со значением
ударения в речи.
Развитие умения
правильно
ставить ударение в словах.
Чтение слов парами
Определение ударного
слога. Использование
ритмического
рисунка для определения
ударного слога

25.10.23.
26.10.23 (и)

Ударение– 3часа
Умеют отхлопывать
ритмический рисунок
слова.
Умеют воспроизводить
ритм слова с выделением
ударного гласного путём
отстукивания, с
помощью учителялогопеда

Выделение ударной гласной
в слове. Наблюдение за
перемещением ударения в
группах однокоренных слов
Слоговой состав слова – 4 часа
Умеют делить слова на
Закрепление представлений
слоги с помощью
о
ритмической опоры.
слоге как части слова.
Умеют составлять слова из
Деление двусложных слов
слогов с помощью учителя
Закрепление
представлений
на слоги
-логопеда
о слоге как части слова.
Деление трехсложных слов
на слоги.
слоги

II четверть
Умеют отхлопывать ритмический
рисунок слова.
8.11.23.
Умеют воспроизводить ритм слова 9 11.23 (и)
с выделением ударного гласного
путём отстукивания.
Умеют слышать ударный гласный
звук в слове.
Умеют понимать значение слова,
13.11.23.
когда ударение перемещается

15.11.23.
16.11.23 (и)

Умеют делить слова на слоги.
Умеют составлять из слогов слова. 20.11.23.
Умеют определять количество
слогов в слове.
Умеют выделять первый, второй,
22.11.23.
третий слог из слова
23.11.23 (и)

22. Слогообразующая
роль гласных
23.

24.

25.

26.

1

Слоговой состав
слова. Составление
слов из слогов.
Определение
порядка слогов в
слове

2

Твердые и мягкие
согласные звуки

1

Мягкий согласный
звук в конце слов
(с помощью Ь
знака)

2

Мягкий согласный
звук в середине
слова (с помощь Ь
знака)

1

Закрепление понятия о
слоге. Выделение
гласных в словах
Составление слов из слогов.
Деление слов на слоги.
Определение количества
слогов в слове.
Расширение словарного запаса

Умеют выделять голосом
гласные звуки из слогов и слов
Умеют составлять слова из
слогов с помощью учителя логопеда.
Умеют подбирать слова по
заданному первому слогу

Согласные звуки– 6часов
Различение звучания твердых Умеют различать твердое и
и мягких согласных звуков.
мягкое звучание согласных
Обозначение твердых и
звуков.
мягких согласных с помощью Умеют называть согласный
сигнальных карточек (синего, звук, который звучит мягко или
твердо с помощью учителязеленого цвета)
логопеда
Обобщение знаний об
обозначении мягкости
согласных звуков на письме
буквой мягкий знак в конце
слова.
Упражнения в различении
твердых и мягких согласных
звуков в
Обобщение
знаний об
словах
обозначении
мягкости
согласных звуков на письме
буквой « ь » мягкий знак в
середине слова.
Упражнения в различении
твердых и мягких согласных
звуков

Умеют дифференцировать
твердые и мягкие согласные
звуки. Используют знания
на практике в
произношении и написании
мягкого знака
в конце и в середине слова с
помощью учителя-логопеда

Умеют выделять гласные звуки из
слогов и соотносить с их
количеством
Умеют составлять слова из слогов.
Умеют подбирать слова с
заданным количеством слогов.
Умеют подбирать слова по
заданному слогу

Умеют различать твердое и мягкое
звучание согласных звуков. Умеют
называть согласный звук, который
звучит мягко или твердо. Умеют
использовать сигнальные карточки для
условного обозначения твердых и
мягких согласных звуков (синий,
зеленый цвет)
Умеют дифференцировать твердые и
мягкие согласные звуки.
Умеют обозначать мягкость
согласного звука на письме (в конце и
середине слова с помощью буквы «ь»
мягкий знак);
правильно писать слова с мягким
знаком в конце и в середине слова

27.11.23.
29.11.23.
30.11.23 (и)

4.12.23.

6.12.213.
7.12.23 (и)

11.12.23.

27. Обозначение мягкости
согласных звуков при
помощи гласных 2
ряда

2

Обобщение знаний об
обозначении мягкости
согласных звуков на письме
гласными буквами второго ряда

Умеют выделять мягкие
согласные звуки перед
гласным второго ряда.
Умеют называть согласный
звук, который звучит мягко
при помощи учителя-логопеда

Умеют выделять мягкие
согласные звуки перед гласным
второго ряда. Умеют называть
согласный, который звучит мягко.
Умеют обозначать на письме
мягкость согласного звука с помощью
гласных звуков второго ряда

28. Буквы Ё, Е, Ю, Я.
Звуко - буквенный
анализ слов

1

Выделение йотированных
букв в словах.
Развитие фонематического
слуха и восприятия

Умеют выделять и правильно
писать йотированные гласные
в начале слова

29. Тренировочные
упражнения в
определении твердых
и мягких согласных на
письме в различных
вариантах

2

Правильное произнесение и
запись слов с йотированными
гласными и мягким знаком.
Развитие фонематического
слуха и восприятия

Умеют выделять и правильно
писать йотированные гласные в
18.12.23.
словах.
Умеют называть йотированный
гласный, который смягчает
согласный звук
Умеют дифференцировать твердые и
мягкие согласные звуки на слух. Умеют 20.12.23.
правильно писать слова с буквами,
21.12.23 (и)
обозначающими
йотированные гласные звуки и с
мягким знаком

30. Слово, как часть
предложения ,его
лексическое значение

1

Умеют дифференцировать
твердые и мягкие согласные
на слух.
Умеют правильно писать
слова с йотированными
буквами и мягким знаком с
помощью
учителя-логопеда
Работа над словом–10часов
Умеют называть слова,
Знакомство со словом, как
определять их лексическое
структурной единицей
значение с помощьюучителяпредложения. Развитие речи и
логопеда. Различают слова,
кругозора обучающихся.
обозначающие живые и
Практическое усвоение слов,
неживые предметы, используя
обозначающих живые и
помощь учителя-логопеда
неживые предметы. Усвоение
понятия «слово» как части
предложения ,его лексического
значения.
Развитие умения графически
изображать слова,
обозначающие предметы.

Имеют представление о «слове» как
части предложения, его
лексическом значении.
Знают и понимают слова,
обозначающие живые и неживые
предметы.
Умеют изображать слова
графически. Усваивают слова,
обозначающие «живые» и «неживые»
предметы.
Умеют изображать слова
графически

13.12.23.
14.12.23 (и)

25.12.23.

Слово.
Закрепление
понятия

1

32.

Слова,
обозначающие
предмет

1

33.

Слова,
обозначающие
предмет.
Упражнения в
классификации слов

2

Слова,
обозначающие
предмет.
Распознавание слов,
отвечающих на
вопросы: кто? что?

1

31.

34.

Усвоение понятия «слово» как
части предложения ,его
лексического значения.
Развитие умения графически
изображать слова,
обозначающие предметы.
Развитие зрительного
внимания и памяти
Формирование умения
различать предмет и слово, как
название
этого предмета. Соотнесение
вопросов кто? ,что? слов,
обозначающих название
предмета.
Развитие зрительного
внимания и памяти
Формирование
умения
классифицировать слова и
ставить к ним вопросы.
Уточнение представления о
словах, обозначающих
предметы. Развитие
слухового внимания и памяти
Формирование умения
отличать слова, отвечающие на
вопрос «кто?» от слов,
отвечающих на вопрос «что?» с
опорой на их
значение.
Развитие слухового
внимания и памяти

27.12.23.
18.12.23 (и)

Умеют классифицировать и
называть с помощью
учителя-логопеда слова,
обозначающие предметы,
ставить к словам правильный
вопрос

Имеют представление о словах,
обозначающих предметы.
8.01 24.
Умеют ставить правильный вопрос к
словам, обозначающим «живые» и
«неживые» предметы. Умеют
выделять слова, обозначающие
предметы, среди других слов и
изображать графически
10.01.24.
11.01.24 (и)

15.01.24.

Слова,
обозначающие
действие предмета

2

36.

Слова,
обозначающие
действие предмета.
Закрепление знаний
о словах,
отвечающих на
вопросы: что
делает? Что делать?

1

37.

Простое
нераспространенное
предложение
Тренировочные
упражнения в
различении слов,
обозначающих
предметы, действия.
предметов
Слова,
обозначающие
признаки предметов

2

35.

38.

1

Знакомство со словами,
отвечающими на вопрос «что
делает?» и обозначающими
действие предмета.
Сопоставление вопроса, на
который отвечает слово, с его
значением
Развитие правильного
представления
о связи между вопросом, на
который отвечает слово, и его
значением.
Подбор слов, отвечающих
на вопросы: «что делает?»,
«что делать?».
Развитие слухового
внимания и памяти
Составление предложения,
состоящего из слов,
обозначающих предметы и
действия предметов.
Наблюдение за связью слов
в предложении

Называют с помощью учителялогопеда слова, обозначающие
действие предмета и ставят к
ним правильный вопрос.
Составляют предложение с
опорой на картинку, используя
слова-предметы и словадействия

Формирование
представления о роли в
нашем языке слов
,обозначающих признаки
предметов. Формирование
умения ставить к слову
вопрос.
Развитие слухового
вниманияи памяти

Называют с помощью учителялогопеда слова, обозначающие
признак предмета, и ставят к
ним правильный вопрос

Выделяют слова ,обозначающие
действие предмета и ставят к ним
вопрос. Умеют изображать слова
графически.
Умеют подбирать слова,
отвечающие на вопросы:«что
делает?», «что делать?».
Составляют предложения,
используя слова-предметы и
слова-действия

17.01.24.
18.01.24 и)

22. 01 24.

24.01.24.
25.01.24 (и)

Усваивают понятие о словах,
обозначающих признаки
предмета, умеют правильно
изменять слова по родам;
изображают слова графически

29.01.24.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

Тренировочные
упражнения:
«Слова,
обозначающие
предмет, действие
предмета, признак
предмета»

2

Уточнение и
закрепление
понятия
"предложение"
Упражнение в
составлении
простых
предложений

1

Интонационное
оформление
предложений

1

Интонационное
оформление
предложений.
Тренировочные
упражнения
Предложение.
Первичное
понимание о видах
предложений по
цели высказывания
Развитие умения
составлять
предложения из 3
слов. Главные
ччленызнакомствог
лавными членами

2

2

1

2

Умеют распознавать слова,
Развитие умения распознавать
обозначающие предмет,
слова, обозначающие предмет,
признак предмета и
действие предмета, признак
действие предмета с
предмета на материале
помощью учителя-логопеда
предлагаемых упражнений.
Развитие слухового внимания
и памяти
Работа над предложением– 21час
С помощью учителяЗнакомство с предложением,
как основной единицей речи,
логопеда составляют
отражающей законченную
простое
мысль.
нераспространенное
Составление предложений.
предложение с опорой на
Различение понятия
картинку
«слово - предложение».
Правильное согласование глагола
с именем существительным
Слушание, чувствование и
понимание интонационной
законченности предложения.
Развитие слухового восприятия
Закрепление понятия об
интонационной законченности
предложения, навыка
составления схемы предложения.
Понимание видов предложений
по цели высказывания.
Знакомство с функцией
предложения.
Развитие слухового восприятия
Составление предложений.
Знакомство с главными
членами предложения.
Установление связи слов в
пред-

Умеют произносить простые
предложения, делая
остановку в конце
предложения.
По образцу учителялогопеда правильно
произносят предложения
по цели высказывания

Умеют находить слова,
обозначающие предмет, действие
предмета и признак предмета,
различать их

Умеют определять
синтаксическую основу
предложения. Составляют
простое нераспространенное
предложение, следят за
правильностью произнесения
фразы

Умеют слышать, чувствовать,
понимать интонационную
законченность предложения по
цели высказывания,
правильно передавать тембровую
окраску предложения в
соответствии с заданием,
опираясь на слуховое восприятие

31.01.24.
1.02.24 (и)

5.02.24.

7.02.243.
8.02.24 (и)

12.02.24.

14.02.24.
15.02.24 (и)

19.02.24.

Составляют с помощью
учителя предложения из 3-х
слов:
-из слов, данных в начальной

Умеют самостоятельно составлять
предложения из 3-х слов:
-из слов, данных в начальной
форме;

21.02.24.
22.02.24 (и)

члены предложения
Развитие умения
составлять
предложения из слов,
данных в начальной
форме
Развитие умения
составлять
предложения по
картинке.

1

48.

Грамматическое
оформление
предложения и его
распространение.

1

49.

Согласование глагола
с именем
существительным в
роде и числе

2

50.

Управление.
Винительный падеж

1

46.

47.

2

предложении по наводящим
вопросам
Составление предложений из
слов, данных в начальной форме.
Произношение предложений с
различной интонацией.
Развитие слухового восприятия
Составление предложений по
сюжетной картинке.
Упражнения в
грамматическом оформлении
предложений.
Согласование различных частей
речи (имени существительного
с глаголом в роде и числе; имени
существительного с именем
прилагательным в роде, числе и
падеже).
Согласование слов в
предложении с данными словами
в различных формах.
Составление предложений со
словами, данными в начальной
форме. Укрепление речевого
внимания.умения дополнять
Развитие
предложения по вопросам.
Развитие умения отвечать на
вопросы полным предложением с
соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций.
Дополнение предложений,
подходящими по смыслу
словами.

форме;
-по картинке с
использованием опорных
слов.
Умеют ставить к каждому
слову в предложении
вопрос, используя помощь
педагога

-по картинке с использованием
опорных слов; ставят к каждому
слову в предложении вопрос.
Умеют составлять графические
схемы простого предложения

26.02.24.

28.02.24.
29.02.24 (и)
Согласовывают с помощью
наглядности словапредметы со словами
действиями.
Умеют закончить
предложение по образцу
учителя-логопеда.
Составляют предложение из
2-х слов с опорой на
картинку

Умеют правильно согласовывать
различные части речи, вставлять
4.03.24.
подходящее по смыслу слово.
Распространяют предложения в
следующей последовательности:
кто? что? Что делает? Составляют 6.03.24.
самостоятельно предложения с
опорой (без опоры) на картинку из 7.03.24 (и)
2-х слов и распространяют его.

Умеют заканчивать
словосочетание, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу
слова в предложениях с
опорой на
картинку

Умеют заканчивать предложения
по вопросам учителя-логопеда.
Умеют дополнять предложения
подходящими по смыслу словами
в нужном падеже. Составляют
предложения из данных слов.
Находят в тексте ошибки и
исправляют их

11.03.24.

Управление.
Винительный падеж.
Тренировочные
упражнения

2

52.

Управление.
Родительный падеж
Тренировочные
упражнения

1

53.

Управление.
Родительный падеж.
Тренировочные
упражнения

2

Управление.
Дательный падеж
Тренировочные
упражнения

1

51.

54.

Упражнения в составлении
предложений из данных слов.
Дополнение словосочетаний и
предложений по вопросам и
картинкам .Воспитание чувства
языка. Развитие слухового
внимания
Развитие умения отвечать полным
предложением на вопросы с
соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций.
Осуществлять дополнение
словосочетаний по вопросам и
картинкам с соблюдением
правильного использования
предложно-падежных конструкций.
Развитие умения заканчивать
предложения, вставляя
пропущенные слова по смыслу.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Выполнение упражнений в
составлении предложений из
данных слов. Дополнение
словосочетаний и предложений по
вопросам и картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Развитие умения дополнять
предложения по вопросам учителя.
Развитие умения отвечать на вопросы
учителя

13.03.24.
14.03.24 (и)

Умеют заканчивать
словосочетание, отвечая
на вопрос учителялогопеда.
Вставляют по смыслу
слова в предложения с
опорой на
картинку

Умеют заканчивать предложения
по вопросам учителя-логопеда.
18.03.24.
Дополняют предложения
подходящими по смыслу
словами в нужном падеже.
Составляют предложения из
данных слов. Находят в тексте
ошибки и исправляют их.

20.03.24.
21.03.24 (и)

Умеют заканчивать
словосочетание, отвечая
на вопрос учителя логопеда.
Вставляют по смыслу
слова в

Умеют заканчивать
предложения по вопросам
учителя-логопеда. Умеют
дополнять предложения
подходящими посмыслусловами

VI четверть
1.04.24.

55.

56.

57.

Управление.
Дательный падеж.
Тренировочные
упражнения

Управление.
Творительный падеж
Тренировочные
упражнения

Управление.
Творительный падеж.
Тренировочные
упражнения

полным предложением с
соблюдением правильного
использования предложно-падежных
конструкций. Дополнение
предложений
Подходящим по смыслу словами
изменяя слова, данные в скобках по
смыслу.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
2 Упражнения в составлении
предложений из данных слов.
Дополнение словосочетаний и
предложений по вопросам и
картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
1 Развитие умения отвечать полным
предложением на вопросы учителя
с соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций. Развитие
умения заканчивать предложения,
вставляя пропущенные слова по
смыслу .Развитие умения подбирать
подходящие по смыслу слова к
данным предложениям
2

Развитие умения изменять слова,
данные в скобках по смыслу с
соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций.
Дополнение словосочетаний и
предложений по вопросам и
кар-

Предложения с опорой на
картинку

в нужном падеже.
Составляют предложения
из данных слов. Находят в
тексте ошибки и
исправляют их.

3.04.24.
4.04.24 (и)

Умеют заканчивать
словосочетание, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу
слова в предложения с
опорой на картинку.

Умеют заканчивать
предложения по вопросам
учителя-логопеда. Умеют
дополнять предложения
подходящими по смыслу
словами в нужном падеже.
Составляют предложения из
данных слов. Находят в тексте
ошибки и исправляют их.

8.04.24.

10.04.24.
11.04.24 (и)

58.

59.

60.

Управление.
Предложный падеж
Тренировочные
упражнения

1

Управление.
Предложный падеж.
Тренировочные
упражнения

1

Распространение
предложения.
Тренировочные
упражнения

1

картинкам. Воспитание чувства
языка. Развитие слухового
внимания
Развитие умения отвечать полным
предложением на вопросы
учителя с соблюдением
правильного использования
предложно-падежных
конструкций. Развитие умения
заканчивать предложения,
вставляя пропущенные слова по
смыслу. Развитие умения
подбирать подходящие по смыслу
слова к данным предложениям
Развитие умения изменять слова,
данные в скобках по смыслу с
соблюдением правильного
использования предложнопадежных конструкций.
Дополнение словосочетаний и
предложений по вопросам и
картинкам.
Воспитание чувства языка.
Развитие слухового внимания
Составление предложений из
данных слов по вопросам,
картинкам. Выделение главных
слов в предложении.
Составление графической схемы
распространенного предложения.
Определение последовательности
слов в предложении.

Умеют составлять
Словосочетания и
предложения, отвечая на
вопрос учителя-логопеда.
Вставляют по смыслу слова
в предложения с опорой на
картинку.

Умеют записывать
предложения по вопросам
учителя-логопеда. Умеют
дополнять предложения
подходящими по смыслу
словами в нужном падеже.
Составляют предложения из
данных слов. Находят в
тексте ошибки и
исправляют их

15.04.24.

17.04.24.

Составляют предложения
по картинкам из 2,3 слов.
Отвечают на вопросы
учителя-логопеда

Составляют предложения из
данных слов в определенной
последовательности по
вопросам. Составляют
предложения по картинкам из
2,3,4,5 и более слов. Умеют
распространять предложения
по вопросам

18.04.24 (и)

61.

62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

69.

Предлог, как
самостоятельное
слово

1

Работа с предлогами:
в, из

1

Работа с предлогами:
до, к, от

1

Работа с предлогами:
для, без

1

Работа с предлогами:
над, под

1

Работа с предлогами:
из, за, из-за

1

Работа с предлогами:
из, под, из-под

1

Работа с предлогами:
через, сквозь, между, у,
около, возле

1

Обследование
экспрессивной и
импрессивной
стороны речи

1

Предлоги–8часов
Знакомятся с предлогами и
Формирование представлений о
учатся выделять их в
предлоге, как слове и его роли в
речи.
словосочетании и
предложении с помощью
Отработка пространственного
назначения предлогов. Правильное
учителя-логопеда
использование предлогов в речи
Усвоение правила о раздельном
Умеют различать
написании предлогов с другими
пространственное
словами.
Правильное
значение предлогов.
Используют предлоги с
использование
предлогов
в
помощью учителя при
падежных
конструкциях.
составлении предложения
Развитие слухового восприятия
Правильное использование предлогов Используют предлоги при
в речи и при написании.
составлении предложений.
Усвоение о раздельном написании
предлогов со словами.
Знакомство с предлогами и их
значением.

Знакомятся с предлогами, их
значением и ролью в
словосочетаниях и
предложениях. Учатся
употреблять
предлоги в устной речи
Усваивают правило
раздельного правописания
предлогов со словами.
Умеют выделять предлоги в
предложении.
Различают предлоги,
используя схему.
Правильно употребляют
предлоги в речи

22.04.24.

24.04.24.
25.04.24 (и)
2.05.24 (и)

Умеют различать предлоги и
правильно их употреблять.

6.05.24.

Умеют выделять предлоги в
речи.

8.05.24.

Учить верно употреблять предлоги в
речи

13.05.24.

Использовать предлоги при
составлении предложений.

15.05.24.

Обследование устной и письменной речи – 3часа
Умеют отвечать на вопросы
Понимание обращенной речи.
учителя-логопеда.
Выполнение предъявленных на
слух словесных инструкций
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
различной сложности.
словосочетания, предложения
сопряжено и отраженно.

Умеют отвечать на
вопросы учителя-логопеда.
Произносят и
воспроизводят звуки,
слоги, слова и фразы.
Умеют воспроизводить
слоговые цепочки, слова,
словосочетания,

16.05.24 (и)

Составляют фразы по
предметным картинкам с
помощью учителя-логопеда.

70.

Обследование устной
речи

1

71.

Обследование
письменной речи

1

Чтение слов, предложений,
простых текстов. Ответы на
вопросы учителя-логопеда.
Пересказ прочитанного
(прослушанного) текста
Написание диктанта.
Работа над ошибками

Читают слоги и слова.
Отвечают на вопросы с
опорой на картинку

Умеют списывать
предложенный текст с
печатного варианта. Умеют
написать слова или простую
фразу с помощью учителялогопеда.

предложения. Понимают смысл
различных логико20.о5.24.
грамматических конструкций,
грамматических связей
согласования, управления.
Составляют фразы по
сюжетным картинкам.
Читают доступный текст
правильно, по слогам,
22.05.22
осознано, соблюдая паузы на
знаках
препинания. Пересказывают
прочитанный материал.
Умеют писать под
диктовку текст. Умеют
находить допущенные
ошибки и исправлять их
после предварительного
анализа и разбора
учителем-логопедом.

23.05.24 (и)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».