Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие навыков эффективной коммуникации» 1-4 класс на 2023-2024 учебный год Составитель: Бородина Юлия Васильевна Астрахань, 2023г. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися начальных классов в системе психологической помощи детям с трудностями в эмоционально-волевой сфере. Все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребёнка, с другой - сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Эмоции представляют собой один из наиболее внешне обнаруживающихся феноменов внутренней жизни ребенка. По сравнению с остальными сторонами личности, эмоции умственно отсталых детей наименее изучены. У таких детей эмоция и воля более примитивны, чем у нормально развивающихся детей. Однако это не говорит о том, что они вовсе лишены их, и такие эмоции как тревога или страх так же присущи им. Безусловно, появление данных эмоций отрицательно влияет как на развитие детей в норме, так и на развитие детей с умственной отсталостью. Между тем в коррекционно-воспитательной работе с такими детьми учет эмоционального компонента очень важен. У детей с умственной отсталостью эмоционально-волевая сфера имеет свои специфические особенности: недоразвитие потребностной и мотивационной сферы (преобладают биологические потребности, нет потребностей в социальном, личностном развитии, неразвита учебная мотивация); недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств, распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам, затрудняются в определении эмоций даже на картинках, переживания примитивны); неадекватность, неустойчивость, лабильность эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления; недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует самоконтроль, не могут противостоять воле другого человека, безынициативны); неадекватная самооценка (подвергается колебаниям из-за разницы в оценке окружающих); - низкий уровень притязаний (зависит от уровня доступности той или иной деятельности). Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в коррекции. В связи с этим возникла необходимость разработки программы по развитию эмоционально-волевой сферы для детей с умственной отсталостью. Включение в занятия психогимнастических упражнений способствует обогащению эмоционального опыта, гармонизирует эмоциональную и нравственную сферу, актуализирует “зону ближайшего развития” личности. Лишь в процессе коррекционно-развивающих занятий возможно постепенное формирование способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Целью программы является развитие у умственно отсталых детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований и личностного роста ребёнка, развитие познавательных возможностей. Основные задачи коррекционно-развивающей программы: · сохранить естественные механизмы развития ребёнка, сделать всё для того, чтобы предотвратить всякое возможное их искажение и торможение; · сопровождать и будить ростки самостоятельности у ребёнка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять, а направлять; · развивать навыки социального поведения; · способствовать повышению уверенности в себе; формировать чувство принадлежности к группе; · научить выражать своё отношение к другим людям; · развивать любознательность, наблюдательность; · развитие эмоциональной произвольности, регуляции поведенческих реакций; обучение конструктивным способам управления собственным поведением и формам общения. Приоритетные направления в воспитательной работы на коррекционно-развивающих занятиях 1. Патриотического воспитания: 1.1. Осознание российской гражданской многоконфессиональном обществе, идентичности в поликультурном и 2. Гражданского воспитания: 2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважениеправ, свобод и законных интересов других людей; 2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местногосообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; 2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; 2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; 3. Духовно-нравственного воспитания: 3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 4. Эстетического воспитания: 4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 5. Ценности научного познания: 5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений обосновных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с социальной средой; 5.2Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоциональногоблагополучия: 6.1. Осознание ценности жизни; 6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); 6.3. Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; 6.4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного образования; 6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая; 6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния; 6.8. Сформированность навыков рефлексии; 6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7. Трудового воспитания: 7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,школы, города, края) технологической и социальной направленности, 7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; 7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности; 7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; Особенности организации учебного процесса. Материал каждого занятия рассчитан на 30 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Форма оценивания знаний учащихся – без отметочная. Сроки реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 34 часа Формы контроля: диагностика, наблюдение, беседа. Формы работы: индивидуальная/групповая Личностные результаты освоения коррекционно-развивающего курса · повышение уровня представлений о различных эмоциях, умение понимать и выражать собственные чувства; · снижение психоэмоционального напряжения; · повышение активности и самостоятельности детей с умственной отсталостью. В ходе реализации данной программы ребенок приобретает следующие навыки и умения: умение выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния, связанные с переживанием психологического удовольствия и неудовольствия; · навыки самоконтроля, перевода агрессивных реакций в социально приемлемые формы; · умение управлять своим настроением и поведением в определенных ситуациях; · умение снятия психоэмоционального напряжения; · навыки совместной деятельности, закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций; · навыки эмпатии; · умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей; · навыки эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; · навыки саморегуляции; · умение передавать собственное эмоциональное состояние с помощью художественных средств; · навыки рефлексии. Календарно-тематическое планирование 1-2класс № 1. 2. Тема занятия Цель Диагностика эмоциональной Исследовать развитие эмоциональной сферы. сферы. Диагностика познавательных Изучить уровень развития. процессов. Зачем нужно знать себя? Формирование умения осознавать отношение к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Кол-во часов 2 2 2 3. 4. 5. 6. Развитие у учащегося Формирование своего «Я» и окружающих. представлений об индивидуальности Формирование умения Формирование прилежности, опрятности. оценивать свой внешний вид. Я и мои способности. Способствовать осознанию своих проблем, 9. 10. 11. попыток их решений и преодолению трудностей. 2 Мои достоинства и недостатки. Самоанализ собственных достоинств и недостатков. Формирование представлений о своих возможностях. Развитие навыков оценки своих действий. 2 Развитие положительной самооценки. Развитие коммуникативных Формирование навыков социального навыков. взаимодействия и эффективного общения. Я и мои друзья. Совершенствование навыков общения. Развитие способности принимать друг друга. Комплименты. Сотрудничество. 12. 2 Я и мои способности. 7. 8. 2 Развитие умения использовать тактильный контакт, как способ выражения симпатии друг другу. Развитие умения сказать комплимент собеседнику; принятие себя. Развивать чувство принадлежности к группе. Формирование умения доводить начатое дело до конца. 2 2 3 2 2 Формирование адекватных эмоциональных реакций в ходе совместной деятельности. Формирование умения управлять своим эмоциональным состоянием в ходе совместного взаимодействия. Воспитание уважения в ходе совместной деятельности. навыка Развитие навыка контроля над собой и своими действиями в школе на перемене, в столовой, в окружении людей. Обучение навыкам релаксации, психогимнастики, диафрагмальному дыханию. Я умею договариваться с людьми. 13. Развитие самоконтроля. 14. 15. Диагностическое обследование. 4 3 Итоговая диагностика ЭВС. 2 Всего: 34 часа Календарно-тематическое планирование 3класс № 1. 2. 3. Тема занятия Диагностика эмоциональной сферы. Диагностика познавательных процессов. Знакомство с эмоциями: радость 4. Знакомство с эмоциями: горе 5. Знакомство с эмоциями: гнев 6. Знакомство с эмоциями: страх Цель Исследовать развитие эмоциональной сферы. Кол-во часов 2 Изучить уровень развития. 2 Знакомство с эмоцией «радость». Развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека и умение выражать это словами. Развитие чувства эмпатии. Знакомство с эмоцией «горе». Развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека и умения выражать это словами. Развитие чувства эмпатии. Знакомство с эмоцией «гнев». Развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека и умения выражать это Знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике. 2 2 2 2 7. Знакомство с эмоциями: удивление 8. Знакомство с эмоциями: грусть и обида 9. Знакомство с эмоциями: вина и стыд. 10. Знакомство с эмоциями: отвращение и брезгливость. Знакомство с эмоциями: удовольствие. Знакомство с эмоциями: самодовольство, хвастовство. Какие эмоции Развить умение реагировать на эмоциональные испытывают состояния окружающих. окружающие? Развивать у учащихся чувства сопереживания, Эмоции людей и их умения оказать поддержку. Развивать навыки поведение. оказания вербальной и невербальной поддержки. Развитие самоконтроля. Развитие навыка контроля над собой и своими действиями. Тревожность. Обучение навыкам снятия психоэмоционального напряжения. Диагностическое Итоговая диагностика ЭВС обследование. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Всего: 34 часа Знакомство с эмоцией «удивление». Развитие понимания эмоционального состояния и поступков другого человека и умения выражать это словами. Развитие чувства эмпатии. Знакомство с чувством обиды и действиями, связанными с ним. Формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды. Познакомить со способами управления негативными эмоциями; выражать негативные чувства в безопасной форме. Знакомство с чувством самодовольства, вины и стыда. Развитие эмпатии, коллективизма. Развитие волевой регуляции поведения. Знакомство со способами релаксации для снятия напряжения. Знакомство с чувством отвращения брезгливости. Развитие эмпатии, коллективизма. Знакомство с чувством удовольствия. Развитие эмпатии, коллективизма. Знакомство с чувством самодовольства. Развитие эмпатии, коллективизма. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Календарно-тематическое планирование 4класс № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Тема Цель Диагностика ЭВС. Исследовать развитие эмоциональной сферы. Диагностика Изучить уровень развития. познавательного развития. Самоанализ: Кто Я? Какой Формирование своего «Я»; представлений о Я? себе и своих возможностях. Я и мы. Личность. Группа. Коллектив. Расширение знаний о понятии «личность». Формирование навыка понимать и принимать других людей. Научить видеть положительные качества у других людей. Культура эмоций. С Познакомить детей с понятием чего она начинается? «эмоциональный этикет». Правила поведения в обществе. Что такое чувства? Познакомить учащихся с понятием «чувства». Расширить знания об основных видах чувств. Расширение знаний о Сформировать умение ориентироваться в различных эмоциях эмоциях других людей Мы и мир радости Развитие умения радоваться вместе с друзьями, правильно понимать и проявлять радость. Формирование умения понимать Мы и мир грусти эмоциональное состояние «Грусть». Научить передавать состояние с помощью выразительных средств. Расширить знания об экспрессивном Мы и мир злости выражении злости. Научить узнавать злость на различных изображениях. Воспитывать культуру взаимоотношений с окружающими. Развитие выразительности Совершенствовать умение проигрывать мимики различные эмоциональные состояния. Агрессия. Развитие способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать своё эмоциональное состояние и состояние окружающих. Развитие навыка контроля над собой и своими Развитие самоконтроля действиями в школе на перемене, в столовой, в окружении людей Обучение навыкам снятия Я хозяин своих психоэмоционального напряжения переживаний. (психогимнастика, релаксация, дыхание) Кол-во часов 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 4 15. Диагностическое обследование Итоговая диагностика ЭВС 2 Всего: 34 часа Учебно-методическое обеспечение: 1.А.В. Микляева программа коррекционных занятий «Я подросток». Санкт - Петербург: Издательство РЕЧЬ, 2014 г. 2. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. 3. Детская и подростковая агрессивность: профилактика и коррекция. / Материалы МОУ Центр «Развитие» г.Вологды. – Вологда, 2010. 4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 5. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2008. 6. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. 7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 2003.