Рабочая программа по внеурочной деятельности Развитие навыков эффективной коммуникации

Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Развитие навыков эффективной коммуникации»
1-4 класс
на 2023-2024 учебный год

Составитель:
Бородина Юлия Васильевна

Астрахань, 2023г.

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), АООП для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с
учащимися начальных классов в системе психологической помощи детям с трудностями в
эмоционально-волевой сфере.
Все мы хорошо знаем, что развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с
особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются
“индикатором” состояния ребёнка, с другой - сами существенным образом влияют на его
познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания,
особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Эмоции представляют собой один из наиболее внешне обнаруживающихся
феноменов внутренней жизни ребенка. По сравнению с остальными сторонами личности,
эмоции умственно отсталых детей наименее изучены.
У таких детей эмоция и воля более примитивны, чем у нормально развивающихся
детей. Однако это не говорит о том, что они вовсе лишены их, и такие эмоции как тревога
или страх так же присущи им. Безусловно, появление данных эмоций отрицательно влияет
как на развитие детей в норме, так и на развитие детей с умственной отсталостью. Между
тем в коррекционно-воспитательной работе с такими детьми учет эмоционального
компонента очень важен.
У детей с умственной отсталостью эмоционально-волевая сфера имеет свои
специфические особенности:
недоразвитие потребностной и мотивационной сферы (преобладают биологические
потребности, нет потребностей в социальном, личностном развитии, неразвита учебная
мотивация);
недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств, распознают
только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать
эмоциональное состояние по мимике и жестам, затрудняются в определении эмоций даже
на картинках, переживания примитивны);
неадекватность, неустойчивость, лабильность эмоций, импульсивные реакции на
внешние впечатления;
недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует самоконтроль, не могут
противостоять воле другого человека, безынициативны);
неадекватная самооценка (подвергается колебаниям из-за разницы в оценке
окружающих); - низкий уровень притязаний (зависит от уровня доступности той или иной
деятельности).
Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в
коррекции. В связи с этим возникла необходимость разработки программы по развитию
эмоционально-волевой сферы для детей с умственной отсталостью. Включение в занятия
психогимнастических упражнений способствует обогащению эмоционального опыта,
гармонизирует эмоциональную и нравственную сферу, актуализирует “зону ближайшего
развития” личности.
Лишь в процессе коррекционно-развивающих занятий возможно постепенное
формирование способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать
эмоциональное состояние других людей, развивать произвольность поведения, чувства
становятся более устойчивыми и глубокими.

Целью программы является развитие у умственно отсталых детей способности к
эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических
новообразований и личностного роста ребёнка, развитие познавательных возможностей.
Основные задачи коррекционно-развивающей программы:
·
сохранить естественные механизмы развития ребёнка, сделать всё для того,
чтобы предотвратить всякое возможное их искажение и торможение;
·
сопровождать и будить ростки самостоятельности у ребёнка, стараясь не
управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять, а
направлять;
·
развивать навыки социального поведения;
·
способствовать повышению уверенности в себе;
формировать чувство принадлежности к группе;
·
научить выражать своё отношение к другим людям;
·
развивать любознательность, наблюдательность;
·
развитие эмоциональной произвольности, регуляции поведенческих реакций;
обучение конструктивным способам управления собственным поведением и
формам общения.

Приоритетные направления в воспитательной
работы на коррекционно-развивающих
занятиях
1. Патриотического воспитания:
1.1. Осознание российской гражданской
многоконфессиональном обществе,

идентичности

в

поликультурном

и

2. Гражданского воспитания:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважениеправ, свобод и законных интересов других людей;
2.2. Активное
участие
в
жизни
семьи,
образовательной
организации,
местногосообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
4. Эстетического воспитания:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
5. Ценности научного познания:
5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
обосновных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с социальной средой;
5.2Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
6. Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоциональногоблагополучия:
6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
6.3. Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
6.4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в
интернет-среде в процессе школьного образования;
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;
6.8. Сформированность навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи,школы, города, края) технологической и социальной направленности,
7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 30 минут. Во время занятий у ребенка
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся,
исчезает боязнь ошибочных ответов.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и
тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут
быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы
повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и
решаемых задач.
Форма оценивания знаний учащихся – без отметочная.
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа
Формы контроля: диагностика, наблюдение, беседа.
Формы работы: индивидуальная/групповая

Личностные результаты освоения коррекционно-развивающего курса
·
повышение уровня представлений о различных эмоциях, умение понимать и
выражать собственные чувства;
·
снижение психоэмоционального напряжения;
·
повышение активности и самостоятельности детей с умственной отсталостью.
В ходе реализации данной программы ребенок приобретает следующие навыки и
умения:
умение выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния,
связанные с переживанием психологического удовольствия и неудовольствия;
·
навыки самоконтроля, перевода агрессивных реакций в социально
приемлемые формы;
·
умение управлять своим настроением и поведением в определенных
ситуациях;
·
умение снятия психоэмоционального напряжения;
·
навыки совместной деятельности, закрепление конструктивных способов
разрешения конфликтных ситуаций;
·
навыки эмпатии;
·
умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение других
людей;
·
навыки эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
·
навыки саморегуляции;
·
умение передавать собственное эмоциональное состояние с помощью
художественных средств;
·
навыки рефлексии.

Календарно-тематическое планирование
1-2класс
№
1.
2.

Тема занятия
Цель
Диагностика эмоциональной Исследовать развитие эмоциональной сферы.
сферы.
Диагностика познавательных Изучить уровень развития.
процессов.
Зачем нужно знать себя?
Формирование умения осознавать отношение к
себе,
собственной
внешности,
своим
особенностям и способностям.

Кол-во часов
2
2
2

3.
4.

5.

6.

Развитие
у
учащегося Формирование своего «Я» и окружающих.
представлений об
индивидуальности
Формирование
умения Формирование прилежности, опрятности.
оценивать свой внешний вид.
Я и мои способности.
Способствовать осознанию своих проблем,

9.
10.

11.

попыток их решений и преодолению трудностей.

2

Мои достоинства и
недостатки.

Самоанализ
собственных достоинств
и недостатков.
Формирование
представлений
о своих возможностях.
Развитие навыков оценки своих действий.

2

Развитие
положительной самооценки.
Развитие коммуникативных Формирование
навыков
социального
навыков.
взаимодействия и эффективного общения.
Я и мои друзья.
Совершенствование навыков общения.
Развитие способности принимать друг друга.

Комплименты.

Сотрудничество.
12.

2

Я и мои способности.

7.
8.

2

Развитие умения использовать тактильный
контакт, как способ выражения симпатии друг
другу.
Развитие
умения
сказать
комплимент собеседнику; принятие
себя.
Развивать чувство принадлежности к группе.
Формирование умения доводить начатое дело до
конца.

2
2
3

2

2

Формирование
адекватных
эмоциональных реакций в ходе совместной
деятельности.
Формирование
умения
управлять
своим
эмоциональным состоянием в ходе совместного
взаимодействия.
Воспитание уважения в ходе совместной
деятельности.
навыка Развитие навыка контроля над собой и своими
действиями в школе на перемене, в столовой, в
окружении
людей.
Обучение
навыкам
релаксации, психогимнастики, диафрагмальному
дыханию.

Я умею договариваться с
людьми.

13.
Развитие
самоконтроля.
14.

15.

Диагностическое
обследование.

4
3

Итоговая диагностика ЭВС.

2

Всего: 34 часа

Календарно-тематическое планирование
3класс
№
1.
2.

3.

Тема занятия
Диагностика
эмоциональной сферы.
Диагностика
познавательных
процессов.
Знакомство с эмоциями:
радость

4.

Знакомство с эмоциями:
горе

5.

Знакомство с эмоциями:
гнев

6.

Знакомство с эмоциями:
страх

Цель
Исследовать развитие эмоциональной сферы.

Кол-во
часов
2

Изучить уровень развития.

2

Знакомство с эмоцией «радость». Развитие
понимания эмоционального состояния и
поступков другого человека и умение
выражать это словами. Развитие чувства
эмпатии.
Знакомство с эмоцией «горе». Развитие
понимания эмоционального состояния и
поступков другого человека и умения
выражать это словами. Развитие чувства
эмпатии.
Знакомство с эмоцией «гнев». Развитие
понимания эмоционального состояния и
поступков другого человека и умения
выражать это
Знакомство с чувством страха, изучение
выражения эмоциональных состояний в
мимике.

2

2

2

2

7.

Знакомство с эмоциями:
удивление

8.

Знакомство с эмоциями:
грусть и обида

9.

Знакомство с эмоциями:
вина и стыд.

10.

Знакомство с эмоциями:
отвращение
и
брезгливость.
Знакомство с эмоциями:
удовольствие.
Знакомство с эмоциями:
самодовольство,
хвастовство.
Какие
эмоции Развить умение реагировать на эмоциональные
испытывают
состояния окружающих.
окружающие?
Развивать у учащихся чувства сопереживания,
Эмоции людей и их
умения оказать поддержку. Развивать навыки
поведение.
оказания
вербальной
и
невербальной
поддержки.
Развитие самоконтроля.
Развитие навыка контроля над собой и своими
действиями.
Тревожность.
Обучение
навыкам
снятия психоэмоционального
напряжения.
Диагностическое
Итоговая диагностика ЭВС
обследование.

11.
12.

13.

14.

15.
16.

17.

Всего: 34 часа

Знакомство с эмоцией «удивление». Развитие
понимания эмоционального состояния и
поступков другого человека и умения
выражать это словами. Развитие чувства
эмпатии.
Знакомство с чувством обиды и действиями,
связанными с ним. Формировать адекватную
оценку негативных поступков, связанных с
проявлением чувства обиды. Познакомить со
способами
управления
негативными
эмоциями; выражать негативные чувства в
безопасной форме.
Знакомство с чувством самодовольства, вины
и стыда. Развитие эмпатии, коллективизма.
Развитие волевой регуляции поведения.
Знакомство со способами релаксации для
снятия напряжения.
Знакомство
с
чувством
отвращения
брезгливости.
Развитие
эмпатии,
коллективизма.
Знакомство с чувством удовольствия. Развитие
эмпатии, коллективизма.
Знакомство с чувством самодовольства.
Развитие эмпатии, коллективизма.

2

2

2

2

2
2

2

2

2
2

2

Календарно-тематическое планирование
4класс
№
1.
2.
3.
4.

5.

6.
7.
8.

9.

10.

11.
12.

13.

14.

Тема

Цель

Диагностика ЭВС.
Исследовать развитие эмоциональной сферы.
Диагностика
Изучить уровень развития.
познавательного развития.
Самоанализ: Кто Я? Какой
Формирование своего «Я»; представлений о
Я?
себе и своих возможностях.
Я и мы. Личность. Группа.
Коллектив.

Расширение знаний о понятии «личность».
Формирование навыка понимать и принимать
других людей. Научить видеть положительные
качества у других людей.
Культура эмоций. С
Познакомить детей с понятием
чего она начинается?
«эмоциональный этикет». Правила поведения
в обществе.
Что такое чувства?
Познакомить учащихся с понятием «чувства».
Расширить знания об основных видах чувств.
Расширение знаний о
Сформировать умение ориентироваться в
различных эмоциях
эмоциях других людей
Мы и мир радости
Развитие умения радоваться вместе с
друзьями, правильно понимать и проявлять
радость.
Формирование умения понимать
Мы и мир грусти
эмоциональное состояние «Грусть».
Научить передавать состояние с помощью
выразительных средств.
Расширить знания об экспрессивном
Мы и мир злости
выражении злости.
Научить узнавать злость на различных
изображениях.
Воспитывать культуру взаимоотношений с
окружающими.
Развитие выразительности Совершенствовать умение проигрывать
мимики
различные эмоциональные состояния.
Агрессия.
Развитие способности осознавать и
контролировать свои переживания, понимать
своё эмоциональное состояние и состояние
окружающих.
Развитие навыка контроля над собой и своими
Развитие самоконтроля
действиями в школе на перемене, в столовой, в
окружении людей
Обучение навыкам снятия
Я хозяин своих
психоэмоционального напряжения
переживаний.
(психогимнастика, релаксация, дыхание)

Кол-во
часов
2
2
2
2

4

2
2
2

2

2

2
2

2
4

15.

Диагностическое
обследование

Итоговая диагностика ЭВС

2

Всего: 34 часа

Учебно-методическое обеспечение:
1.А.В. Микляева программа коррекционных занятий «Я подросток». Санкт - Петербург:
Издательство РЕЧЬ, 2014 г.
2.
Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у
подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.
3.
Детская и подростковая агрессивность: профилактика и коррекция. / Материалы
МОУ Центр «Развитие» г.Вологды. – Вологда, 2010.
4.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов
н/Д.: Феникс, 2008.
5.
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ.
сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В.
Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 2008.
6.
Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О.Н.
Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
7.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и
коррекционные программы. – М., 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».