Рабочая программа коррекционных занятий для 4 класс вариант 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционных занятий
4 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
на 2023 – 2024 учебный год

Разработана:
педагогом – психологом
высшей квалификационной категории
Гулак Е. А.

Астрахань, 2023 год

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая

программа

коррекционных

занятий

«Формирование

познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП
УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) предполагает работу с обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционные занятия «Формирование познавательной деятельности у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
относятся к обязательной части учебного плана. В соответствии с учебным
планом

рабочая

программа

коррекционных

занятий

«Формирование

познавательной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» в 4 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и основные направления работы.
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных
форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление
трудностей в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных

отношений

обучающихся;

формирование

навыков

адекватного поведения.
Цель

коррекционных

занятий

«Формирование

познавательной

деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными

нарушениями)»

-

формирование

психических

новообразований

как

предыдущего, так и настоящего возрастного периода с учетом развития
индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося.
Задачи коррекционных занятий:
- формирование личностных мотивов к самостоятельному выполнению
познавательных действий и решению познавательных задач;
- формирование способов усвоения новых знаний и овладения новыми
умениями;
-

коррекция познавательной деятельности;

- раскрытие

творческих

возможностей с

учетом индивидуальных

предпочтений обучающихся в познании окружающего социального и
предметного мира;
- формирование речевых высказываний детей, обогащение словарного
запаса с опорой на чувственный и практический опыт, на основе усвоения
новых знаний и формирования умений.
Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:
-

развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);

- сенсорное

развитие:

закрепление

ориентировочных

действий

и

систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних
свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах
(чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);
- формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного
мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам
логического мышления;
-

развитие элементов воображения.
Планируемые результаты
освоения содержания программы коррекционных занятий

«Формирование познавательной деятельности» в 4 классе
Личностные результаты:
- активизация самостоятельности в выполнении заданий, поручений,

договоренностей;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении;
- определение адаптационных возможностей ребенка при переходе на

основной уровень обучения;
-

осмысление

роли

обучающегося

в

образовательном

учреждении;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Уровни достижения предметных результатов:
Минимальный уровень:
- различать

основные цвета,

величину,

геометрические

формы

(квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция) с помощью
учителя;
- составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных

оттенков с опорой на образец, используя помощь учителя;
-

использовать разнообразную цветовую гамму в деятельности;

- дорисовывать недостающие части рисунка, используя помощь

учителя;
-

рисовать бордюры, выполнять графические диктанты на слух;

-

пользоваться простой схемой-планом;

- определять на ощупь форму предмета по словесному описанию,

передавать ее в лепке и рисунке с помощью учителя;
- определять вкусовые характеристики предмета в собственных

высказываниях с опорой на образец;
- запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста

(2-3 повтора);
ориентироваться в условиях практических проблемных задачах;

-

- осмысливать ситуации, содержание картины на основе аналитико-

синтетической деятельности с помощью вопросов учителя;
- оперировать

смыслом,

пониманием

переносного

смысла,

дифференцированности
и целенаправленности суждений с помощью учителя;

-

- расчленять воображение предмета на составные части и воссоздавать

сложные формы из частей (5-6 частей).
Достаточный уровень:
- самостоятельно различать основные цвета, величину, геометрические

формы (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция);
самостоятельно дорисовывать недостающие части рисунка;

-

- самостоятельно составлять цветовую гамму от темного до светлого

тона разных оттенков;
пользоваться сложной схемой-планом;

-

- самостоятельно определять на ощупь форму предмета по словесному

описанию, передавать ее в лепке и рисунке;
- запоминать наборы слов и словосочетаний из предложенного текста

(1-2 повтора);
- определять предпосылки решения задач в наглядно-действенном

плане к наглядно- образному мышлению самостоятельно;
- самостоятельно оперировать смыслом, понимать переносный смысл,

демонстрировать дифференцированность и целенаправленность суждений;
-

самостоятельно отбирать заместителей для обозначения предметов

или явлений;
-

использовать

наглядные

модели

и

схемы

на

развитие

воображения.
Система оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения рабочей программы коррекционных занятий
«Формирование познавательной деятельности» в 4 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
-

0 баллов - нет фиксируемой динамики;

-

1 балл - минимальная динамика;

-

2 балла - удовлетворительная динамика;

-

3 балла - значительная динамика.

Оценка

образовательных

достижений

освоения

программы

коррекционной работы осуществляется экспертной группой и может
выражаться в уровневой шкале:
-

0 баллов - отсутствие динамики;

-

1 балл - незначительная динамика;

-

2 балла - удовлетворительная динамика;

-

3 балла - значительная динамика.

Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Коррекционные занятия «Формирование познавательной деятельности у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие,
представления,

и

на

рациональное

познание

-

понятие,

суждение,

умозаключение.
Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в
деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической
деятельности,

обеспечивающие

познание,

деятельность

и

общение

представляют собой психические процессы.
Коррекционные

занятия

по

формированию

познавательной

деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:
- практические - упражнения, игры, моделирование, инсценировки,
техника «арт-терапия», практические опыты;
- наглядные

-

наблюдение,

работа

с

картинками,

аудио-

и

видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа»
для ног, массажный коврик, полусфера);
- словесные - беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка;
- двигательные - используются для актуализации и закрепления любых
телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций,
как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.
Следовательно, в результате использования разнообразных методов
для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка
для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов:
чтением, письмом, математическими представлениями и другими.

В структуру коррекционного занятия могут входить:
-

пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);

-

дыхательная гимнастика;

-

зрительная гимнастика;

-

упражнения на развитие графомоторных навыков;

- кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия
межполушарных связей.
Содержание разделов
Название раздела, темы
Обследование обучающихся - 2 часа
Развитие внимания и памяти - 16 часов
Зрительная
Зрительное

слуховая
Сенсорное развитие - 25 часа
Слуховое
Тактильное

тактильная
вкусовое

Формирование мыслительной деятельности - 17 часов
Элементарные
СловесноНагляднодейственное Нагляднообразное
математические
логическое
представления
Развитие элементов воображения - 6 часов
Обследование обучающихся - 2 часа

Материально – техническое обеспечение:
Оборудованная
сенсорная
комната, сухой (шариковый)бассейн,
программно-технический комплекс психолога «Мультикид», планшетный
стол для рисования песком, игрушки и предметы со световыми, звуковыми
эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости,
температуре, плотности.
Учебно-методическое обеспечение: Метиева Л.А. Сенсорное воспитание
детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений / Л.А.
Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Книголюб, 2007. - 119 с. - (Специальная
психология).
Р. Волков «Радужная страна» Знакомство с цветом./ Р. Волков - Волгоград
«Учитель» 2003г -56с
Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-6 лет /
Л.В. Фомина. - М.: Сфера, 2001. - 77 с.: ил.

Наглядно-дидактические пособия: дидактические игры, картинки, наборы
разнообразных предметов, натуральные предметы, детские музыкальные
инструменты.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
музыкальные инструменты (детские музыкальные инструменты) технические
средства обучения (компьютер, ЖК- экран) музыкально-дидактические
пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкально-дидактические
игры, нотная и методическая литература).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Программное содержание
Тема занятия

Дифференциация видов деятельности

Кол- во
часов
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обследование обучающихся- 2 часа
1.

Обследование
обучающихся,
комплектование групп для
коррекционных занятий

2.

1

Обследование обучающихся, Выполняют
Выполняют большинство
комплектование групп для
дифференцированные задания заданий самостоятельно
коррекционных занятий
при оказании
непосредственной помощи
учителя

1

Обследование обучающихся, Выполняют
Выполняют большинство
комплектование групп для
дифференцированные задания заданий самостоятельно
коррекционных занятий
при оказании
непосредственной помощи
учителя
Развитие внимания и памяти -16 часов

Обследование
обучающихся,
комплектование групп для
коррекционных занятий
3.

Совершенствование
зрительного внимания и
подражание действиям,
изображенным на
картинке, соотнесение их с
реальными действиями

1
Выполнение подражания
действиям, изображенным на
картинке.
Соотнесение их с реальными
действиями (Игра «Делаем
зарядку», «Ладошки», «Вот
такие мы»)

Выполняют действия по
подражанию в определенных
игровых ситуациях
Соотносят с реальными
действиями, предложенными
учителем (выбор из 5-6)

Выполняют действия по
подражанию или показу в
определенных игровых
ситуациях.
Соотносят с реальными
действиями, предложенными
учителем (выбор из 6-7)

Дата

4. Совершенствование
умения сравнивать
сюжетные изображения,
выделяя в них сходные и
различные элементы и
детали

1

5. Совершенствование
умения воссоздавать
целостное изображение
предмета, выбирая
недостающие части его
элементов, закрепление
умения дорисовывать
недостающие части
рисунка

1

6. Формирование умения
работать с простой
схемой-планом, развитие
умения соотносить
реальное пространство с
планом

1

Работа с простой схемойпланом.
Соотнесение реального
пространства с планом.
Задания: «Разведчик»,
«Автогонки»

7. Совершенствование
умения выполнять
зрительный диктант по
памяти с опорой на

1

Выполнение графических
Выполняют графическую
работ по памяти и алгоритму. работу, состоящую из 3
картинок с помощью

Выполнение задания путем
сравнения сюжетных
изображений, выделяя в них
сходные и различные
элементы и детали.
Задания: «Найди сходства и
отличия», «Что перепутал
художник?», «Что
изменилось?»
Воспроизведение целостного
изображение предмета,
выбирая недостающие части
его элементов.
Выполнение заданий:
«Почини коврик», «Нарисуй
по точкам»

Выполняют задания путем
сравнения сюжетных
изображений, выделяя в них
сходные и различные
элементы и детали (4-5
элементов)

Выполняют задания путем
сравнения сравнения
сюжетных изображений,
выделяя в них сходные и
различные элементы и детали
(6-7 элементов)

Выполняют задание,
выбирают недостающие части
Выполняют задание, выбирают элементов, делают выбор из
недостающие части элементов, 8-9 элементов. Выполняют
делают выбор из 7 элементов. задания по дорисовыванию
При затруднениях можно
недостающих частей рисунка
уменьшить количество
самостоятельно
предметов.
Выполняют задания по
дорисовыванию недостающих
частей рисунка при
предъявлении образца
Работают с простой схемой- Работают с простой схемойпланом.
планом.
Соотносят реальное
Соотносят реальное
пространство с планом с
пространство с планом
помощью учителя
самостоятельно
Выполняют самостоятельно
графическую работу,
состоящую из 4-5 картинок

8.

9.

алгоритм выполнения:
рассмотри, перечисли,
запомни, закрой, выложи,
рассмотри повторно,
проверь
Совершенствование
умения находить
закономерности в
построении фраз, стихов,
текстов, предъявляемых
зрительно и на слух
Совершенствование
умения подбирать слова с
заданным звуком без
фиксации на его
местоположении в слове на
слух

10. Совершенствование
умения запоминать наборы
предложенных коротких и
длинных предложений

Задания: «Домик», «Машина» уточняющих вопросов учителя

1

Выделение закономерности
фраз, стихов, текстов.
(Игры: «Исключение
понятий», «Совместить
несовместимое»)

Выделяют определенным
действием закономерности
фраз, стихов, текстов (от 6-7
фраз)

Выделяют определенным
действием закономерности
фраз, стихов, текстов
самостоятельно (предложение
из 8 фраз)

1

Подбор слов с заданным
звуком, без фиксации на его
местоположении в слове.
Игры («Включи телевизор»,
«Каждому звуку свою
комнату», «Новоселье у
зверей»)

Подбирают слова с заданным Подбирают слова с заданным
звуком (6-7 слов). Помощь
звуком (7-8 слов)
оказывается при повторном
самостоятельно
предъявлении образца

1

Выборочное выделение
Выполняют задание по
информации из услышанного
памяти.
небольшого текста.
Прослушивают небольшой
Воспроизведение по памяти Выполняют задание по памяти. текст, в ходе которого
действующих лиц. Сказка
запоминают персонажей (78)
Прослушивают небольшой
В.Сутеева «Под грибом»
самостоятельно.
текст, в ходе которого
запоминают персонажей (67) с Воспроизводят действующих
лиц
помощью повторного
произнесения слов учителем.
Воспроизводят действующих
лиц с опорой на иллюстрацию

11. Совершенствование
умения выстраивать
смысловые фразы из
начальных букв
запоминаемой информации
путем формирования
концентрации внимания на
запоминаемом объекте

1

12. Совершенствование
умения выстраивать слова
из начальных букв и слогов
путем формирования
концентрации внимания на
запоминаемом объекте

1

13.

1
Совершенствование
слуховой памяти
посредством
многократного повторения
и постепенного увеличения
количества словосочетаний
и коротких предложений,
которые нужно запомнить

Запоминание и построение
Запоминают и выстраивают
смысловых фраз из начальных Выполняют задание по памяти. фразы по памяти (7-8 фраз)
букв.
Запоминают и выстраивают самостоятельно
(Игра «Расскажи об одежде, о фразы по памяти (5-6 фраз),
птицах, о профессии»)
помощь оказывается при
повторном предъявлении
образца.
При затруднениях можно
уменьшить количество
предметов
Запоминание и составление
Запоминают и составляют
слов из начальных букв и
Выполняют задание по памяти. слова по памяти (7-8 слов)
слогов.
Запоминают и составляют
самостоятельно
Задания: «Переставь слоги и слова по памяти (5-6 слов) с
звуки», «Назови заданный
помощью повторного
слог в слове»
предъявления образца. При
затруднениях можно
уменьшить количество
предметов
Прослушивание, запоминание Прослушивают, запоминают и Прослушивают, запоминают и
и повторение словосочетаний повторяют словосочетания при повторяют словосочетания и
и коротких предложений.
повторном произнесении
короткие предложения
Задание: «Послушай
задания учителем
самостоятельно
предложение, запомни и
повтори»

14. Совершенствование
умения изображать
события и героев из
рассказа на листе бумаги
после прослушанного
описания

1

Воспроизведение на листе
бумаги событий и героев из
рассказа по словесному
описанию.
Задание: нарисуй картину к
рассказу В. Сутеева «Три
котенка»

Слушают рассказ. Изображают Слушают рассказ. Изображают
на листе бумаги события
на листе бумаги события
рассказа и героев с помощью рассказа и героев по
наводящих вопросов учителя словесному описанию учителя
самостоятельно

15. Совершенствование
умения выборочного
запоминания на слух
(словосочетаний из текста,
названий действий героев
рассказа)

1

16. Совершенствование
слуховой памяти,
запоминание небольших
текстов и их пересказ

1

Прослушивают небольшой
рассказ, в ходе которого
Прослушивают небольшой
запоминают действия героев.
Выборочное выделение
рассказ, в ходе которого
информации из услышанного запоминают действия героев с Воспроизводят действия
небольшого текста.
помощью иллюстративной
героев рассказа и отдельные
Воспроизведение по памяти опоры.
запомнившиеся
словосочетаний и называние Воспроизводят действия
словосочетания.
действий героев рассказа.
героев рассказа и отдельные Рисуют иллюстрацию к
Задание: «Назови действия
запомнившиеся
рассказу
героев рассказа М.Пришвина словосочетания с помощью
«Лисичкин хлеб»
наводящих вопросов учителя
Прослушивание небольших
текстов.
Ответы на вопросы учителя. Слушают небольшие тексты. Слушают небольшие тексты.
Пересказ текста.
Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.
Задание: «Перескажи рассказ Пересказывают текст после
Пересказывают текст после
М. Пришвина «Еж»
повторения учителем рассказа повторения учителем рассказа
(2-3 раза)
(1-2 раза)

17. Совершенствование умения
словесно выражать свою
реакцию на предметы,
воспринятые тактильно с
определенным предметом,
животным

1

18. Совершенствование умения
составлять подвижные
рассказы с опорой на
тактильные дощечки

1

Узнают предметы по
тактильным ощущениям,
называют их.
Узнавание качеств предметов, Словесно описывают свою
реакцию на предметы,
воспринятых тактильно.
обследованные на ощупь (7
Словесное описание своей
реакции на основе тактильных предметов)
ощущений (мягкие, пушистые,
колючие, твердые, холодные).
Игры: «Теплое солнышко»,
«Весенняя капель»
Воспроизведение подвижного Воспроизводят рассказ с
рассказа на основе тактильной опорой на тактильные
памяти. Составление рассказа дощечки с помощью учителя
о себе, о семье

Узнают предметы по
тактильным ощущениям,
называют их.
Словесно описывают свою
реакцию на предметы,
обследованные на ощупь (89
предметов)

Воспроизводят рассказ с
опорой на тактильные
дощечки самостоятельно

Сенсорное развитие - 25 часов
19.

Закрепление умений
производить выбор из
кругов, квадратов,
прямоугольников, овалов,
треугольников, ромбов,
трапеций разного цвета и
разной величины в процессе
конструирования

1

Дифференцирование
Определяют геометрические
геометрических форм: кругов, формы: круг, квадрат,
квадратов, прямоугольников, прямоугольник, овал,
овалов, треугольников,
треугольник, ромб, трапеция
ромбов, трапеций разного
разного цвета и разной
цвета и разной величины в
величины.
процессе конструирования.
Выполняют постройки,
Задание: «Танграм»,
используя геометрические
«Геометрический коврик»
формы по образцу

Определяют геометрические
формы: круг, квадрат,
прямоугольник, овал,
треугольник, ромб, трапеция
разного цвета и разной
величины.
Самостоятельно выбирают
геометрические формы для
постройки заданного образца

20. Закрепление умений
дифференцировать
объемные формы в процессе
конструирования по заранее
составленному образцу

1

21. Закрепление умений
использовать представления
о величине и форме
предметов в разных видах
деятельности - игре,
аппликации, лепке,
рисовании

1

22. Совершенствование умений
воспроизводить
пространственные
отношения между
элементами при
конструировании по образцу
и словесной инструкции
(внизу, вверху, слева,
справа, посередине)

1

Соотносят объемные формы:
круг, квадрат, прямоугольник,
овал, треугольник, ромб,
Дифференцирование
трапеция по показу учителя.
объемных форм: кругов,
квадратов, прямоугольников, Выполняют конструирование
по образцу
овалов, треугольников,
ромбов, трапеций в процессе
конструирования по образцу.
Задания: «Постройка домика
для животных», «Городок для
кукол»
Выполнение различных видов Выполняют аппликацию и
деятельности (игра, лепка,
рисунок из геометрических
рисование).
фигур разной величины и
Аппликация «Кораблик»,
формы по образцу и с
рисунок «Бабочка»
помощью учителя

Соотносят объемные формы:
круг, квадрат, прямоугольник,
овал, треугольник, ромб,
трапеция по образцу.
Выполняют конструирование
самостоятельно

Воспроизведение
Конструируют по образцу и
пространственных отношений словесной инструкции (внизу,
между элементами при
вверху, слева, справа,
конструировании по образцу и посередине) по показу
словесной инструкции (внизу,
вверху, слева, справа,
посередине). Задания:
«Вверху-внизу», «Скульптор»

Конструируют по образцу и
словесной инструкции (внизу,
вверху, слева, справа,
посередине) самостоятельно

Выполняют аппликацию и
рисунок из геометрических
фигур разной величины и
формы с помощью учителя

23. Совершенствование умения
передавать цветом свое
эмоциональное состояние в
рисунках и аппликациях

1

Соотнесение цвета со своим Выполняют аппликацию и
настроением в рисунках и рисунок из основных цветов в
аппликациях (радость - цветы соответствии со своим
ко дню рождения; радость - настроением с помощью
солнечный денек, ранняя учителя
весна и т.д.) Аппликация
«Весенний день», рисунок
«Мое настроение»

Выполняют аппликацию и
рисунок из основных цветов в
соответствии со своим
настроением самостоятельно

24.

1

Различение
«теплых», Выполняют задания на
«холодных» цветов цветового определение цветов и их
спектра. Дидактическая игра: оттенков по образцу или
«Теплые и холодные цвета» показу учителя

Выполняют задания на
определение цветов и их
оттенков самостоятельно

1

Получение «нейтральных
цветов» путем смешивания.
Выполнение рисунка
«Пасмурный день», «Утро»

Совершенствование умения
дифференцировать понятия
о цветовом спектре
«теплые», «холодные» цвета
25. Совершенствование умения
выполнять задание на
получение «нейтральных
цветов» путем смешивания

Смешивают цвета с помощью Смешивают цвета с опорой на
учителя. Используют
памятку.
«нейтральные цвета» в
Используют «нейтральные
рисовании пейзажа по образцу цвета» в рисовании пейзажа
самостоятельно

26. Совершенствование умения
конструировать по образцу,
складывание недостающих
геометрических форм из 3-х
других форм

1

27. Совершенствование умения
анализировать свойства
предметов, сравнивать их,
обобщать и сопоставлять
результаты восприятия

1

28. Совершенствование умения
подбирать парные предметы
заданной величины, формы
и цвета среди множества
однородных предметов

1

29. Совершенствование умения
выделять заданное слово
или словосочетание из
предложенного текста

1

Конструируют по образцу из 67 Конструируют по образцу из
элементов, складывают
8-9 элементов, складывают
недостающие геометрические
недостающие геометрические
Конструирование по
формы из 3-х других форм с
формы из 3-х других форм
образцу из элементов,
самостоятельно
складывание недостающих помощью учителя
геометрических форм из 3-х
других форм. Задание:
«Детский городок»,
«Мастерская форм»
Сравнивают предметы по образцу Сравнивают предметы,
с помощью учителя
сопоставляют результаты
Анализ свойств предметов,
самостоятельно
сравнение их, обобщение и
сопоставление результатов
восприятия. Задания:
«Перейди через болото»,
«Самое непохожее»
Выделяют парные предметы
Выделяют парные предметы
заданной величины, формы и
заданной величины, формы и
Дифференцировка парных цвета из множества однородных цвета из множества
предметов заданной
предметов с помощью учителя
однородных предметов
величины, формы и цвета из
самостоятельно
множества однородных
предметов.
Задание: «Домики и
флажки», «Сбор фруктов»,
«Геометрическое лото»
Выделение заданного слова Узнают слова и словосочетания в Узнают слова и
словосочетания в тексте(8- 9
или словосочетания из
тексте (6-7 слов или
слов или словосочетаний).
предложенного текста.
словосочетаний). Выполняют
Реагирование на это каким - действие, после того, как
либо действием
услышали заданное

и отмечать это каким - либо
действием
30. Совершенствование умения
запоминать наборы слов и
словосочетаний из
предложенного текста

1

31. Совершенствование умения
использовать условные
звуковые сигналы при
нахождении заданного слова
или словосочетания из
предложенного текста

1

32. Совершенствование умения
называть и группировать
слова и словосочетания по
трем заданным признакам

1

33.

1
Совершенствование умения
закреплять результаты
тактильнодвигательного
обследования в
продуктивных видах
деятельности (аппликации,
лепке)

(хлопком, поднятием
флажка).
Рассказ Н.Н. Носова
«Живая шляпа»
Запоминание наборов слов
и словосочетаний из
предложенного текста.
Рассказ В.Ю.Драгунского
«Заколдованная буква»

слово в тексте с помощью учителя Выполняют действие, после
того, как услышали заданное
слово в тексте

Использование условных
звуковых сигналов при
нахождении заданного
слова или словосочетания
из предложенного текста.
Сказка «Кошкин дом»

Слушают текст.
Находят заданное слово или
словосочетание из
прослушанного текста,
обозначают данное слово
условным звуковым сигналом с
помощью учителя

Группировка слов по трем
заданным признакам.
Игра: «Вопрос-ответ»,
«Противоположное
значение»
Выполнение продуктивных
видов деятельности.
Аппликация «Золотая
рыбка»

Слушают текст.
Слушают текст. Запоминают
Запоминают и воспроизводят
и воспроизводят наборы слов
наборы слов и словосочетаний из
и словосочетаний из
предложенного текста с помощью
предложенного текста
учителя
самостоятельно
Слушают текст.
Находят заданное слово или
словосочетание из
прослушанного текста,
обозначают данное слово
условным звуковым сигналом
самостоятельно

Называют и группируют слова и Называют и группируют
словосочетания по трем заданным слова и словосочетания по
признакам (6-7 слов или
трем заданным признакам
словосочетаний)
(8-9 слов или словосочетаний)
Создают аппликацию после
Создают аппликацию после
тактильно-двигательного
тактильно-двигательного
обследования с помощью учителя обследования самостоятельно

34.

1

Совершенствование умения
группировать и сортировать
предметы по их тактильным
признакам с учетом
представлений о свойствах и
формах предметов
35. Совершенствование
определения контрастных
температурных ощущений
(горячо-тепло- холодно)

1

36. Совершенствование
барических ощущений
(восприятие чувства
тяжести)

1

37.

1
Совершенствование умения
определять на ощупь
фактуру предмета по
словесному описанию,
развитие умения передавать
ее в аппликации

Различение на ощупь
свойств предметов и
группирование их по
тактильным признакам
(свойства и форма).
Задания: «Золушка», «Кто
быстрее»
Нахождение среди
множества предметных
изображений горячих и
холодных изображений
предметов (с опорой на
предыдущий полученный
практический опыт).
Дидактическая игра
«Найди, что бывает
горячее/теплое/холодное»
Определение веса
предметов (тяжелыйлегкий).
Практические опыты с
игрушечными весами

Различение на ощупь
предметов по фактуре:
пушистый, колючий,
шероховатый.
Словесное описание
предметов, воспринятых
тактильно.

Распознают на ощупь свойства
предметов и группируют их по
тактильным признакам с
помощью учителя

Распознают на ощупь
свойства предметов и
группируют их по
тактильным признакам
самостоятельно

Выбирают среди множества
предметных изображений
изображения горячих и холодных
предметов (выбор из 6
изображений)

Выбирают среди множества
предметных изображений
изображения горячих и
холодных предметов (выбор
из 7-9 изображений)

Выполняют задания по
определению веса предметов с
разными свойствами с помощью
весов: тяжелее — легче — самый
легкий (выбор из 4 предметов)

Выполняют задания по
определению веса предметов
с разными свойствами с
помощью весов: тяжелее —
легче — самый легкий (выбор
из 57 предметов)

Распознают на ощупь свойства
Распознают на ощупь
предметов по фактуре: пушистый, свойства предметов по
колючий, шероховатый.
фактуре.
Характеризуют их свойства и
Характеризуют их свойства и
качества с помощью наводящих качества. Выполняют
вопросов.
аппликацию самостоятельно

Выполнение аппликации.
38. Совершенствование
соотнесения запахов с
предметным изображением
объектов

1

39. Совершенствование
соотнесения вкуса с
предметным изображением
объектов

1

40. Совершенствование
соотношения запахов и
вкусовых ощущений

1

Выполняют аппликацию с
помощью учителя

Группируют предметные
Группируют предметные
Классификация предметных картинки по запаху (приятный
картинки по запаху
картинок по запаху
-неприятный).
(приятный -неприятный).
(приятный- неприятный). Соотносят запахи с предметным Соотносят запахи с
Соотнесение запахов с
изображением объектов с
предметным изображением
предметным изображением помощью учителя
объектов самостоятельно
объектов (банан, яблоко,
шоколад, апельсин, колбаса
и др.)
Группируют предметные
Группируют предметные
Классификация предметных картинки по вкусу (сладкий,
картинки по вкусу (сладкий,
картинок по вкусу (сладкий, соленый, кислый).
соленый, кислый).
соленый, кислый).
Соотносят вкус с предметным
Соотносят вкус с предметным
Соотнесение вкуса с
изображением объектов с
изображением объектов
предметным изображением помощью учителя
самостоятельно
объектов (банан, огурец,
шоколад, апельсин, лимон и
др.)
Связывают запахи и вкусовые
Связывают запахи и вкусовые
ощущения с помощью наводящих ощущения самостоятельно.
вопросов учителя. Называют свои Описывают свои ощущения
Соотношение запахов и
ощущения
вкусовых ощущений.
Задания: «Вспомни, как они
пахнут?», «Коробочки с
запахами», «Фрукт или
овощ?», «Съедобноенесъедобное?», «Что
приготовил повар на обед?»

41. Формирование умения
использовать рецепты для
приготовления простых
блюд

1

42. Формирование умения
понимать текст рецепта для
приготовления простых
блюд

1

43.

1
Закрепление основ
рационального питания:
употребление молочных,
мясных, рыбных, яичных
продуктов, овощей,
фруктов, орехов,
растительных масел,
составляющих рацион
обучающихся

Комбинируют продукты согласно Комбинируют продукты по
инструкции учителя. В случае
инструкции и изображению.
затруднений обращаются за
Придумывают рецепты из
Подбор продуктов по
любимых продуктов
инструкции и изображению помощью к учителю
на картинке.
Рецепт: «Фруктовый салат с
йогуртом», «Творог с
шоколадной крошкой»,
«Овсяная каша с изюмом»
Раскладывают продукты из
Находят продукты из
Подбор продуктов из
предложенных по тексту рецепта предложенных по тексту
предложенных в сотвествии с помощью учителя
рецепта.
с текстом рецепта.
Придумывают свои рецепты
Рецепт: «Овощной салат»,
из любимых продуктов
«Творог с ягодами»,
«Омлет»
Закрепление основ
Используют правило для
Самостоятельно используют
рационального и
потребления молочных, мясных, знания о правильном
разнообразного питания.
рыбных, яичных продуктов,
потреблении продуктов.
Закрепление понятий о
овощей, фруктов, орехов,
Записывают рецепты
питании современного
растительных масел,
любимых блюд для
обучающегося
составляющих рацион
приготовления в домашних
обучающихся по инструкции
условиях
учителя

Формирование мыслительной деятельности - 17 часов
44. Совершенствование умений
находить варианты
использования какого-либо
предмета и

1

Нахождение вариантов
Находят варианты
использования какого- либо Находят варианты использования использования предмета,
предмета, опираясь на задания
предмета.
опираясь на практический
учителя. Называют варианты
опыт.

называние вариантов
применения

45. Совершенствование умения
распределять сюжеты по
смыслу

1

46. Совершенствование
развития нагляднообразного
мышления

1

Озвучивание возможных
вариантов использования
предмета.
Дидактическая игра «Как
это можно использовать?».
Учитель называет слово
«карандаш» - рисовать,
писать, использовать как
палочку, указку, градусник
для куклы, балку в
конструировании и т.д.
Расположение серии
сюжетных картинок по
смыслу, соотношению
понятий, образовывание
аналогий.
Ответы на вопросы.
Составление рассказа.
Дидактическая игра
«Соотношение понятий» четыре стадии развития
ветки - от голой зимой до
осыпанной ягодами
(плодами)осенью
Расположение серии
сюжетных картинок по
смыслу, соотношению
понятий, образовывание
аналогий.
Ответы на вопросы.

использования: рисовать, писать, Называют варианты
мешать
использования: рисовать,
писать, мешать, измерять,
конструировать, отмерять

Определяют порядок размещения Самостоятельно определяют
картинок по смыслу.
порядок размещения
Располагают картинки по
картинок по смыслу.
соотношению понятий с помощью Отвечают на вопросы.
наводящих вопросов учителя.
Составляют рассказ
Отвечают на вопросы

Рассматривают картинки и
объясняют ситуацию.
Рассказывают, как решить
проблемную ситуацию (в случае
затруднения понимания
изображенной ситуации

Рассматривают картинки и
объясняют ситуацию.
Рассказывают, как решить
проблемную ситуацию.
Самостоятельно определяют
порядок

Составление рассказа.
Задания: «Полей цветы»,
«Как построить поезд?»,
«Достань ключик!»

47. Совершенствование
понимания внутренней
логики действий в сюжете, в
котором предполагается
динамическое изменение
объектов

1

48. Совершенствование
понимания внутренней
логики действий в сюжете, в
котором предполагается
динамическое изменение
объектов

1

размещения картинок по
учитель использует прием
припоминания: «Вспомни, как это смыслу.
Отвечают на вопросы.
было...»).
Составляют рассказ
Располагают картинки по
соотношению понятий
с помощью наводящих вопросов
учителя.
Отвечают на вопросы
Рассматривание картинок и
Рассказывают, как решить
объяснение ситуации,
проблемную ситуацию.
изображенной на них.
Рассказывают, как решить
Самостоятельно определяют
Решение проблемной
проблемную ситуацию (в случае порядок размещения
ситуации.
затруднения понимания
картинок по смыслу.
Ответы на вопросы.
изображенной ситуации учитель Отвечают на вопросы.
Составление рассказа.
использует прием припоминания: Составляют рассказ
Задания: «В песочнице»,
«Вспомни, как это было...»).
«Помоги рыбакам!»
Располагают картинки по
соотношению понятий с помощью
наводящих вопросов учителя.
Отвечают на вопросы
Рассматривание картинок и Демонстрируют понимание
Анализируют изображённый
объяснение ситуации,
изображенного сюжета.
сюжет. Рассказывают, как
изображенной на них.
Рассказывают, как решить
решить проблемную
Решение проблемной
проблемную ситуацию (в случае ситуацию. Самостоятельно
ситуации.
затруднения понимания
определяют порядок
Ответы на вопросы.
изображенной ситуации учитель размещения картинок по
Составление рассказа.
использует прием припоминания: смыслу.
Задания: «Как достать
«Вспомни, как это было...»).
Отвечают на вопросы.
шарик?», «Чего не хватает?» Располагают картинки по
Составляют рассказ
соотношению понятий

с помощью наводящих вопросов
учителя. Отвечают на вопросы

49. Совершенствование умения
устанавливать соотношение
между текстом и образом
(находить предмет по
описанию)

1

Связывают понятия текста и
образа (в случае затруднения
Соотнесение текста и образа понимания изображенной
(нахождение предмета по ситуации, учитель использует
словесному описанию).
прием припоминания: «Вспомни,
Ответы на вопросы.
как это было...»). Отвечают на
Составление предложений вопросы. Составляют простое
по картинке.
предложение по картинке
Задания: « Чего не
хватает?», «Что перепутал
мастер?»

50. Совершенствование умений
делать вывод и
обосновывать суждения,
анализировать сюжеты со
скрытым смыслом

1

Понимание
Объясняют учителю, как они
Устанавливают связи между
закономерностей между
поняли задание.
персонажами и объектами.
персонажами и объектами. Рассказывают, как они планируют Рассуждают коллективно о
Анализ сюжета со
выполнить задание и отвечают на ходе выполнения задания.
скрытым смыслом. Задания: вопрос: «Почему ты так
Доказывают правильность
«Помоги Незнайке»,
думаешь?».
суждений.
«Бывает - не бывает»
Выполняют задания поэтапно,
Делают вывод о результате
комментируя свои действия.
выполнения задания
Повторяют выполнение задания

51. Совершенствование умений
анализировать усложненные
сюжеты со скрытым
смыслом

1

Восприятие нескольких
сюжетных линий.
Объединение их по смыслу
в единый сюжет.

Слушают чтение рассказа
учителем.
Соотносят предложения с
сюжетными картинками.

Рассматривают картинки и
объясняют ситуацию.
Объясняют свои действия.
Отвечают на вопросы.
Составляют
распространенное
предложение по картинке

Читают рассказ.
Соотносят текст и заголовок.

Предугадывание развития Читают эти предложения вслух.
хода сюжета.
Проигрывают под руководством
Рассказ К.Ушинского «Сила учителя этапы рассказа, сохраняя
- не право»
последовательность эпизодов.
Делают совместный вывод после
драматизации рассказа

52. Совершенствование
категориального мышления,
развитие уровня обобщения

1

Выявляют основную мысль.
Объединяют сюжеты по
смыслу.
Обсуждают проблему
рассказа с одноклассниками.
Обосновывают свои суждения
и делают вывод
Выполняют задания на
Выполняют задания на
исключение предметов или
исключение предметов или
Исключение предметов или явлений с помощью уточняющих явлений самостоятельно
явлений (три изображения вопросов учителя
относятся к одной
категории, четвертое,
сохраняя внешнее сходство
с остальными или входя в
одну действенную
ситуацию, не относится к
этой категории). Изменение
позиции «лишней
картинки». Использование
«провокаций» по стилю
изображения.
Задания: «На приеме у
доктора», «В зоопарке»

53. Совершенствование
возможности осмысления
ситуации картины на основе
аналитикосинтетической
деятельности

1

Составления небольших
связных рассказов по
предложенной картинке.
Анализирование нелепиц с
адекватной эмоциональной
реакцией

Рассматривают картинку.
Отвечают на вопросы.
Составляют небольшие связные
рассказы с помощью наводящих
вопросов учителя. Анализируют
нелепицы с помощью учителя

54. Совершенствование
объяснения сюжета,
выраженного в словесной
форме (текста)

1

Слушают текст.
Прослушивание текста.
Соотносят предложения текста с
Ответы на вопросы.
сюжетными картинками.
Пересказывание текста,
Отвечают на вопросы учителя
акцентируя внимание на
существенных деталях.
Задание: «Послушай, что я
тебе прочитаю и расскажи»

55. Совершенствование
возможности оперирования
смыслом, понимание
переносного смысла

1

Преобразование смысла
текста.
Осознание переносного
смысла текста,
разграничения
и целостности восприятия
сюжета.
Задание: «Прочитай
пословицу и подбери к ней
фразу из имеющихся»

Рассматривают картинку.
Отвечают на вопросы.
Самостоятельно составляют
небольшие связные рассказы.
Анализируют нелепицы с
адекватной эмоциональной
реакцией
Читают текст.
Обсуждают сюжет.
Составляют план
высказывания.
Рассказывают содержание
прочитанного

Читают пословицы.
Самостоятельно выбирают
подходящие по смыслу
Читают вслух пословицу.
Соотносят с сюжетной картинкой. фразы.
Обсуждают правильность
Объясняют понимание
своего выбора.
предложенной пословицы.
Записывают новые
Выбирают предъявленные
варианты изменения пословицы. пословицы
Трансформируют смысл текста,
по содержанию
соответствующего пословице,
совместно с учителем

56. Совершенствование
дифференцированности и
целенаправленности
суждений, степени их
глубины

1

57. Совершенствование умения
выделять существенные
признаки для сохранения
логичности суждений при
решении длинного ряда
однотипных задач

1

58. Формирование умения
действовать по плану

1

Восприятие смысла
известного ранее текста.
Объяснение смысла текста.
Соотнесение аналогичного
теста с первоисточником.
Задание: «Соедини
стрелками поговорки и
правильные их значения»

Читают поговорку в левом
столбике вслух.
Читают все предъявленные
Соотносят поговорку с
поговорки в правом столбике
имеющейся сюжетной картинкой. про себя.
Соединяют с помощью стрелок Высказываются, что они
поговорки с правильными
обозначают.
значениями с помощью учителя Соединяют стрелками
поговорки и правильные их
значения, данные в правом
столбике.
Обсуждают
получившиеся
варианты с одноклассниками
Читают вслух незаконченную
Читают незаконченные
часть предложения.
предложения.
Соотносят с изображением на
Подбирают подходящие по
картинке.
смыслу варианты завершения
Подбирают совместно с учителем высказывания. Придумывают
подходящее слово из
свои варианты, опираясь на
предъявленных
прошлый жизненный опыт

Усвоение смысла
предъявленного
высказывания. Логически
верное продолжение и
распространение
высказывания.
Задания: «Закончи
предложение, подобрав
подходящее слово из
предложенных»
Опираются на предъявленный
Применение готового
план
образца плана.
Составление описательных для регулирования своих
действий.
рассказов об объекте по
Составляют описательный
плану.
Составление собственных рассказ об объекте по плану и с
помощью учителя
планов действий.
Задание: «Позвони бабушке
в другой город»

Используют план для
регулирования своих
действий.
Составляют описательный
рассказ об объекте по плану.
Составляют собственный
план действий

59. Формирование умения
сравнивать, составлять
рисуночные планыдействия, переносить
действия по аналогии из
одной ситуации в другую

1

60. Формирование умения
прогнозировать последствия
своей деятельности

1

Рисуют на листе бумаги планы- Создают рисуночные
планы-действия.
Составление рисуночных действия с помощью учителя.
Переносят действия по аналогии Переносят действия по
планов-действий.
из одной ситуации в другую (в
аналогии из одной ситуации в
Перенос действия по
другую
аналогии из одной ситуации случае затруднения переноса
в другую. Задание: «Полей действий обращаются за
помощью к учителю)
цветы в классе», «Полей
грядки в парнике»
Планирование своей
Ставят перед собой задачу.
деятельности для получения Высказывают устно свои
Проговаривают
необходимого результата. пожелания.
последовательность своих
Проговаривание
Визуализируют их в виде рисунка. действий, используя речевые
последовательности своих Составляют план под
формулы: «Сначала я.»,
действий, используя
«Затем я.», « Если., то.».
руководством учителя.
речевые формулы:
Составляют план своих
Проговаривают
«Сначала я.», «Затем я.», « последовательность своих
действий.
Если., то.»
Обсуждают его с
действий, используя речевые
формулы: «Сначала я.», «Затем одноклассниками
я.», « Если., то.» (в случае
затруднения переноса действий
обращаются за помощью к
учителю)

61. Совершенствование умения
формировать образ
предмета из составных
частей, воссоздавать
сложные формы из частей

1

62. Совершенствование поиска
аналогов - умения отбирать
заместителей для
обозначения предметов или
явлений

1

Развитие элементов воображения - 6 часов
Создание объектов и
Синтезируют целые объекты из Синтезируют целые объекты
объединение их отдельных отдельных частей (5-6 частей)
из отдельных частей (7-9
частей в целое. Упражнение
частей)
«Волшебные кляксы»: на
середину листа бумаги
выливают немного чернил
или туши, лист складывают
пополам.
Затем лист разворачивают.
Играющие по очереди
говорят, какие предметные
изображения они видят в
кляксе или отдельных ее
частях. Выигрывает тот, кто
назовет больше всего
предметов

Подбор аналогов для
обозначения предметов или
явлений.
Задание: «Подбери аналоги
к слову «вертолет» (птица,
бабочка, автобус, поезд,
парашют и т.д.)

Выбирают
заместители
из Находят заместители для
предъявленных для обозначения обозначения предметов или
предметов или явлений (2-3 явлений (3-5 аналогов)
аналога)

63. Развитие творческого
воображения путем
использования знакомого
сказочного сюжета

1

64. Развитие воображения
путем генерирования новых
идей

1

Пересказывают любимую сказку.
Выявляют с помощью учителя
Вспоминание известных
проблему героев.
сказочных сюжетов.
Составляют план оказания
Погружение в
воображаемую атмосферу помощи сказочным персонажам.
Приходят совместно к решению
сюжета.
Дидактическая игра «Если проблемы
бы да кабы...». Задание:
«Если бы ты встретил
Красную Шапочку, до того,
как она вошла в лес, от чего
бы ты ее предостерег?»
Комбинирование известных Выбирают любимый цвет.
впечатлений. Объединение Объясняют свой выбор.
предыдущих действий.
Выбирают нелюбимый цвет.
Дидактические игры:
Объясняют свой выбор. Создают
«Настроение и цвет»,
совместно с учителем цветочную
«Пантомима для
поляну настроения
сообразительных»,
«Прямоугольное
королевство»

Пересказывают сюжет сказки.
Самостоятельно
выявляют
проблему героев.
Добавляют еще одного героя
(себя).
Разрабатывают стратегию
преодоления проблемы.
Обсуждают с
одноклассниками

Читают вслух несколько
известных стихотворений.
Один обучающийся
«рассказывает»
стихотворения посредством
активной мимики и
движений.
Другие угадывают, о каком
стихотворении идет речь.
Конструируют город и
жителей из геометрических
фигур

65. Развитие зрительного
воображения с
использованием
геометрических фигур
(круга, овала, треугольника
и т.д.)

Комбинирование
геометрических фигур в
единую композицию.
Задания: «Нарисуй и
раскрась фантазийный
цветок»

66. Совершенствование
воображения путем
создания модели в виде
цветных рамок со стрелками

1

67. Обследование
познавательной
деятельности

1

Дорисовывают половину
созданной модели фантазийного
цветка. Используют простые
фигуры разных цветов.
Раскрашивают фигуры

Используют наглядные модели и
Создание историй и
схемы на развитие воображения
рассказов.
при ознакомлении с
Выбор сюжетов в
художественной литературой с
правильной
помощью уточняющих вопросов
последовательности.
учителя
Фиксирование
последовательности
эпизодов направляющими
стрелками.
Игра «Разные сказки»,
упражнение «Сказкарассказ»
Обследование познавательной деятельности - 2 часа
Выполнение заданий на
исследование уровня
развития зрительной,
слуховой,тактильной
памяти, внимания и
мыслительных операций

Создают модель с
использованием всех
изученных геометрических
фигур.
Обводят целостную модель по
контуру.
Заполняют контур разными
цветами
Используют наглядные
модели и схемы на развитие
воображения при
ознакомлении с
художественной литературой
самостоятельно

Соотносят предметы по величине Соотносят предметы по
из шести предложенных объектов величине из 7- 9 объектов.
с помощью педагога.
Находят знакомые (основные)
Находят знакомые (основные)
цвета и оттенки в
цвета и оттенки в окружающей окружающей обстановке.
обстановке с опорой на образец. Различают «теплые» и
«холодные» оттенки.
Называют и группируют
слова и словосочетания по

68. Обследование сенсорного
развития

1

Выполнение заданий на
определение уровня
сенсорного развития

трем заданным признакам по
инструкции учителя.
Выполняют описание
Различают «теплые» и
«холодные» оттенки с помощью предметов, воспринятых
тактильно.
учителя.
Называют и группируют слова и Определяют «четвертый
словосочетания по трем заданным лишний».
Определяют
признакам по инструкции
последовательность событий.
учителя. Выполняют описание
Дорисовывают изображение,
предметов, воспринятых
получая цельное
тактильно, по инструкции
изображение, называют и
педагога.
Определяют «четвертый лишний» описывают воображаемый
с помощью педагога. Определяют предмет
последовательность событий с
опорой на образец.
Дорисовывают изображение,
получая цельное изображение
Выбирают действие,
Выбирают действие,
изображенное на картинке, из
изображенное на картинке, из
ряда предложенных. Находят
ряда предложенных по
в окружающей среде
инструкции педагога.
предметы заданного цвета.
Находят в окружающей среде
Различают слова и
предметы заданного цвета: по
словосочетания с заданным
образцу, по словесной
звуком.
инструкции.
Выделяют и различают
Различают слова с заданным
звуком по инструкции педагога. последовательность звуков в
слове самостоятельно.
Выделяют и различают
последовательность звуков в
слове.

Выполняют описание
предметов, воспринятых
тактильно.
Выполняют описание предметов, Определяют вкусовые
характеристики предмета.
воспринятых тактильно, по
Выполняют задания по
инструкции педагога.
различению на ощупь
Определяют вкусовые
предметов с разными
характеристики предмета с
помощью педагога. Выполняют свойствами самостоятельно
задания по различению на ощупь
предметов с разными свойствами
с помощью педагога

Приложение 2

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».