Рабочая программа коррекционных занятий 5 класс вариант 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционных занятий
5 класс
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
на 2023 – 2024 учебный год

Разработана:
педагогом – психологом
высшей квалификационной категории
Гулак Е. А.

Астрахань, 2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная рабочая программа по коррекционному курсу
«Психокоррекционные занятия» составлена в соответствии с адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ АО «Школы –
интернат № 1 для детей с овз» на 2023 - 2024 учебный год и на основании следующих
нормативно-правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель программы:
Коррекция и развитие личности обучающегося, создание условий для психического и
личностного развития обучающихся.
Задачи:
1.Обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений
наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и
отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти,
мышления, речи, воображения;
2.Коррекция
недостатков
познавательной
деятельности
детей
путем
систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия
формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в
пространстве;
3.Формирование
пространственно-временных
ориентировок,
исправление
недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
4.Воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и
других людей, потребности в общении, социального доверия;
5.Развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) навыков общения и социальной активности в различных жизненных
ситуациях с родителями (законными представителями), педагогами, сверстниками и
другими окружающими людьми;
6.Обучение речевым средствам общения, расширение словарного запаса;
7.Формирование навыков практического владения невербальными средствами
общения (мимикой, жестами, пантомимикой);

8.Выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт
характера, способствующих наиболее эффективной адаптации и интеграции в
обществе;
9.Коррекция нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и
нарушенных форм поведения.
Используемые принципы:
1.Принцип наглядности;
2.Принцип доступности;
3.Принцип практической направленности.
4.Принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития);
5.Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
6.Принцип коррекции и компенсации;
7.Деятельностный принцип;
8.Принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная
программа
состоит
из
серии
специально
организованных
психокоррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития
детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной
предметно развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей,
закрепляются навыки, полученные на психокоррекционно-развивающих занятиях.
В основу данной программы заложены:
-Программа «Формирование эмоционально – волевой регуляции» (Н.П. Слободяник);
-Программа «Тропинка к своему Я» (О.В. Хухлаева);
-Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» специальных
(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с уо (Метиева Л.А.,
Удалова Э.Я.).
С помощью этих программ педагог-психолог может решать задачи
психолого-педагогического
сопровождения
реализации
федерального
образовательного стандарта, в частности задачу формирования коммуникативных и
личностных базовых учебных действий.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
данные занятия не совсем обычные: дети играют, выражают себя в рисунке, танце,
движении, размышляют вслух, выполняют индивидуальные и групповые задания,
разыгрывают сценки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки,
расслабляются под музыку. Предлагаемая система занятий по развитию личности
ребенка направлена на формирование практических навыков и умений использовать
свои знания в простейшей предметно-практической, игровой, учебной и бытовой
деятельности. На занятиях используется системный и деятельностный подходы,

основанные на повышении самостоятельности и расширении возможности их
социализации в обществе.
Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального
характера) проявляются у ребенка, тем сложнее будет процесс его перехода на другую
ступень обучения.
Особенность проведения занятий по программе заключается в том, что они не только
позволяют развивать самосознание детей, но и дают возможность самому
педагогу-психологу лучше узнать детей, держать их в поле профессионального
зрения, отслеживая ход их психического развития, предупреждать появление
серьезных психологических проблем.
Программа направлена на формирование познавательно-эмоционально-волевой
сферы, коммуникативных и личностных БУД и включает в себя ряд этапов, каждый из
которых обусловлен характером возможных проблем подросткового возраста.
Структура занятия:
1.Введение в тему занятия и разминка: используется ритуалы приветствия,
разминочные задания;
2.Основная часть, которая может быть реализована в двух направлениях:
-Если занятие первое в разделе, то используется схема: настрой как подготовка к
восприятию нового материала - введение нового содержания - его закрепление;
-Если занятие продолжает изучаемый раздел, то схема несколько иная: актуализация
предыдущего материала - повторение - углубление, расширение, наполнение новыми
смыслами;
3.Упражнения на развитие: дыхания; зрительно-двигательной координации и
пространственную ориентировку; ритмические упражнения.
4.Подведение итогов: рефлексия результатов занятия:
-Эмоциональное отреагирование (что понравилось на занятии, что заинтересовало);
-Осмысление зачем, для чего нужно то, чем мы занимались, о чем шла речь.
Занятия могут быть объединены сюжетной линией и строятся таким образом, чтобы в
процессе них можно было использовать различные виды помощи детям при
выполнении игровых упражнений, а если потребуется, то и перестроить занятие
согласно желаниям детей. Задания даются от простого к сложному. В содержании
занятий прослеживается социальная направленность, содействующая интеграции
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общество.
На занятиях используется музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка,
успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствует развитию
умения слушать и слышать, фантазии, воображения.
Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создавать у
школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный
комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию

познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность
апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных
ситуациях общения.
Для достижения планируемых результатов предполагается использование следующих
методов, типов, форм проведения уроков и элементов образовательных
технологий:
а) Общепедагогические методы:
1.Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
2.Наглядные - наблюдение, демонстрация, просмотр;
3.Практические - упражнения
б) Специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
-Задания по степени нарастающей трудности;
-Метод самостоятельной обработки информации;
-Специальные коррекционные упражнения;
-Задания с опорой на несколько анализаторов;
-Развёрнутая словесная оценка;
-Призы, поощрения.
Методики работы:
1). Цвето - светотерапия (релаксация с помощью цвета и света).
2). Звуко-музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки).
3). Ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние
человека).
Основные типы уроков:
-Урок изучения нового материала;
-Урок закрепления и применения знаний;
-Урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
-Урок контроля знаний и умений;
-Комбинированный урок.
Нетрадиционные формы уроков:
-Интегрированный;
-Урок-игра:
-Урок – экскурсия;
-Урок-викторина;
-Урок – путешествие;

-Урок с элементами исследования;.
Форма занятия:
-Групповая;
-Коллективная;
-Работа в парах;
-Индивидуальная работа;
-Фронтальная.
Элементы образовательных технологий:
-Технология исследовательской направленности;
-Здоровьесберегающие технологии;
-Технология игрового обучения;
-Информационно-коммуникационные технологии;
-Технология проблемного обучения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Учебным планом ГКОУ АО «Школа – интернат № 1 для детей с овз»
рабочая программа в 5 классе рассчитана:
1. Групповые занятия - 68 часов в год (2 раза в неделю по 40 минут).

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели
современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным
опытом.
Личностные результаты образования включают индивидуально-личностные качества
и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
Планируемые личностные результаты:
1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение,
усидчивость;
2. Развитие всех познавательных процессов: память, мышление, внимание,
воображение, речь.

3.Осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою
Родину;
4.Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, сформированность адекватных представлений о собственных возможностях,
о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6.Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни,
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7.Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, принятие и освоение
социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной
деятельности, сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
8.Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9.Развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи,
проявление
сопереживания к чувствам других людей;
10.Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, проявление готовности к самостоятельной
жизни.
Предметные результаты образования включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна
из составляющих при оценке итоговых достижений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным
для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для
всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень

Достаточный уровень
5 класс

-Знать цвета, название предметов;

-Знать основные цвета, описывать предметы;

-Иметь представления о фигурах (круг,
квадрат, треугольник);

-Знать все фигуры (круг, квадрат, треугольник);

-Знать времена года;
-Знать школьные принадлежности;

-Знать времена года и их последовательность;
-Иметь представления о контрастных температурах;
-Уметь определять эмоции;

-Слушать педагога;
-Знать эмоции.

-Знать и уметь пользоваться школьными
принадлежностями;
-Уметь сравнивать и анализировать предметы по
признакам;
-Уметь находить общие и отличительные признаки
предметов;
-Уметь целенаправленно выполнять
действия и движения педагога;
-Уметь соблюдать правила и последовательность
действий;
-Уметь использовать полученные знания на уроках и во
внеучебной деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Личностные базовые учебные действия:
У обучающихся будут сформированы: осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы; способность к осмыслению социального
окружения и социальной роли ученика; самостоятельность в выполнении учебных
заданий; самостоятельность в выполнении поручений; понимание личной
ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском
коллективе, образовательном учреждении.
Регулятивные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся: входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного
поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами); организовывать рабочее
место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться
предложенному плану и работать в общем темпе;

в

деятельность,

следовать

- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия: Обучающиеся научатся: выделять
существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале; выполнять действия; наблюдать; работать с информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под
руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
Обучающиеся научатся:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель - класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Групповые занятия - 68 часа в год (2 раза в неделю по 40 минут).

1.
№ п/п

Разделы учебного
предмета

Кол-во
часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Введение

2

Знакомятся с учебным предметом, оборудованием и
демонстрационными пособиями. Называют учебный предмет,
записывают его название. Изучают правила поведения в
кабинете, сенсорной комнате, инструкцию по технике
безопасности. Слушают вводный инструктаж по охране труда.

2

Методика
«Восьмицветовой тест
Люшера».

2

Социально-личностное развитие с помощью
диагностического лото.

3

Методика «Рисунок
человека»

2

Обследование (Когнитивные проблемы, эмоциональные
особенности, сфера общения, сфера социальных отношений,
гендерное восприятие)

4

Анкета Н.Г. Лускановой
«Школьная мотивация и
учебная активность»

2

Обследование уровня школьной мотивации.

5

Методики - Кактус,
Несуществующее
животное

2

Обследование уровня психоэмоционального состояния
обучающихся. Изучение тревожности с помощью
проективных методик

6

«Барьеры общения "Я +
Ты"»

2

Обследование уровня межличностных отношений.

7

Кто я?

2

Помочь осознать свою уникальность и неповторимость.

8

Какой я – большой или
маленький?

2

Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры
исследовать свои способности и возможности.

9

Мои способности

2

Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры
исследовать свои способности и возможности.

10

Мой выбор, мой путь

2

Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры
исследовать свои способности и возможности.

11

Уникальность. Мой
внутренний мир.

2

Помочь усвоить понятия «способности», при помощи игры
исследовать свои способности и возможности.

12

«Конфликты и способы
их разрешения".

2

Отработка навыков неконфликтного поведения»

13

Удивительный мир.
Возраст и особенности

2

Сплочение коллектива, создание атмосферы доверия,
формирование адекватной оценки.

14

Я и взрослые

2

Помочь осознать особенности позиции взрослый, помочь
принять взрослых такими, какие они есть.

Дата

15

Я и родители

2

Помочь осознать особенности позиции родитель, помочь
принять родителей такими, какие они есть.

16

Я и друзья

2

Помочь осознать особенности позиции друзья, помочь
принять друзей такими, какие они есть.

17

Доверие и обман

2

Помочь усвоить понятия «доверие и обман», при помощи игры
исследовать свои способности и возможности.

18

Я и моя школа

2

Помочь осознать особенности позиции ученика, помочь
принять учителя таким, какой он есть.

19

Я и мой учитель

2

Помочь осознать особенности позиции ученика, помочь
принять учителя таким, какой он есть.

20

Интерес и лень

2

Воспитание положительных качеств личности.

21

Поведение

2

Познакомить детей с правилами поведения.

22

Агрессия, тревожность,
застенчивость,
скромность

2

Познакомить детей с основными видами поведений.
Рассказать и показать на примере чем они отличаются друг от
друга.

23

Конфликты, ссора, драка, 2
воровство, обман.

Познакомить детей с понятиями «конфликт, ссора, драка,
воровство и обман». Уметь отличать понятия друг от друга.

24

Наказание, прощение,
отношение,
сотрудничество

Познакомить детей с понятиями «наказание, прощение,
отношение и сотрудничество». Уметь отличать понятия друг
от друга.

25

Учимся сравнивать,
2
анализировать, обобщать,
познавать и запоминать

Научить сравнивать, анализировать, обобщать, познавать и
запоминать через игру.

26

Общение. Культура
общения. Барьеры
общения

2

Знакомство с понятием «общение». Учимся культуре
общения. Находим и устраняем барьеры общения через игру.

27

Эмоции и чувства
«Веселюнтик»,
«Грустинка», «Обида»,
«Колючка», «Бояка»,
«Ухтышка»

2

Знакомство и проигрывание эмоций и чувств.

28

Ожидание и реальность

2

Знакомство с понятиями «ожидание и реальность».

29

Диагностика
межличностных
отношений

2

Обследование уровня межличностных отношений.

30

Диагностика свойств
личности и
эмоционально-волевой
сферы

2

Обследование уровня психоэмоционального состояния
обучающихся.

2

31

Диагностика
познавательных
процессов

32

Диагностика готовности к 2
школе

Обследование уровня готовности к школе.

33

Диагностика уровня
адаптированности

2

Обследование уровня адаптации обучающихся.

34

Повторение

2

Повторяют и обобщают изученный материал в течение года.
Выполняют элементарные задания по инструкции от начала до
конца.

ИТОГО:

2

Обследование уровня сформированности познавательных
процессов.

68

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Программа имеет безотметочную систему прохождения материала. Оценка
достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической
диагностики, которая проводится в начале и конце каждого учебного года, отражается
в карте развития.
Для оценки эффективности коррекционно – развивающих занятий можно
использовать следующие показатели:
1.Степень помощи, которую оказывает педагог - психолог учащимся при выполнении
заданий: чем помощь педагога - психолога меньше, тем выше развивающий эффект
занятий;
2.Поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
3.Результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых
даются задания, уже выполнявшихся учениками, но другие по своему внешнему
оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями
самостоятельно;
4.Косвенным показателем эффективности даны занятий может быть повышение
успеваемости по разным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой
обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности,
внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Кроме того, представляется важным давать оценку воздействия коррекционно –
развивающих занятий на эмоциональное состояние учеников. Можно использовать
прием цветограммы, т.е. в начале и в конце занятий детям предлагается опустить
фишку в соответствующую по цвету коробку, определяя свое настроение. Сравнение
результатов в начале и в конце занятия, позволяет наблюдать изменения
эмоционального состояния учеников под влиянием коррекционно – развивающих
занятий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
№ Тема учебного
занятия.
п/п

Кол-во Основные
Оборудование и
часов виды деятельности обучающихся на занятии тсо

1

Введение

2

Знакомятся с новым кабинетом, новым
Сенсорная
учебным предметом, оборудованием и
комната
демонстрационными пособиями. Называют
учебный предмет, записывают его название.
Изучают правила поведения в кабинете,
инструкцию по технике безопасности.
Слушают вводный инструктаж по охране труда.

2

Методика
«Восьмицветовой
тест Люшера».

2

Социально-личностное развитие с помощью
диагностического лото.

Онлайн
тестирование

3

Методика
«Рисунок
человека»

2

Обследование (Когнитивные проблемы,
эмоциональные особенности, сфера общения,
сфера социальных отношений, гендерное
восприятие)

Работа в тетради

4

Анкета Н.Г.
Лускановой
«Школьная
мотивация и
учебная
активность»

2

Обследование уровня школьной мотивации.

Анкетирование

5

Методики - Кактус, 2
Несуществующее
животное

Обследование уровня психоэмоционального
Работа в тетради
состояния обучающихся. Изучение
тревожности с помощью проективных методик

6

«Барьеры общения 2
"Я + Ты"»

Обследование уровня межличностных
отношений.

Классный кабинет,
презентация

7

Кто я?

Помочь осознать свою уникальность и
неповторимость.

Сенсорная
комната

8

Какой я – большой 2
или маленький?

Помочь усвоить понятия «способности», при
помощи игры исследовать свои способности и
возможности.

Классный кабинет

9

Мои способности

2

Помочь усвоить понятия «способности», при
помощи игры исследовать свои способности и
возможности.

Дидактическое
лото

10 Мой выбор, мой
путь

2

Помочь усвоить понятия «способности», при
помощи игры исследовать свои способности и
возможности.

Классный кабинет

11 Уникальность.
Мой внутренний
мир.

2

Помочь усвоить понятия «способности», при
помощи игры исследовать свои способности и
возможности.

Аромолампа

12 «Конфликты и
способы их
разрешения".

2

Отработка навыков неконфликтного
поведения»

Проектор
«Звездное небо»

13 Удивительный
мир. Возраст и

2

Сплочение коллектива, создание атмосферы

Классный кабинет

2

особенности

доверия, формирование адекватной оценки.

14 Я и взрослые

2

Помочь осознать особенности позиции
взрослый, помочь принять взрослых такими,
какие они есть.

Классный кабинет

15 Я и родители

2

Помочь осознать особенности позиции
родитель, помочь принять родителей такими,
какие они есть.

Работа с
фотографиями
семьи

16 Я и друзья

2

Помочь осознать особенности позиции друзья, Презентация
помочь принять друзей такими, какие они есть.

17 Доверие и обман

2

Помочь усвоить понятия «доверие и обман»,
при помощи игры исследовать свои
способности и возможности.

18 Я и моя школа

2

Помочь осознать особенности позиции ученика, Классный кабинет
помочь принять учителя таким, какой он есть.

19 Я и мой учитель

2

Помочь осознать особенности позиции ученика, Классный кабинет
помочь принять учителя таким, какой он есть.

20 Интерес и лень

2

Воспитание положительных качеств личности. Сенсорная
комната

21 Поведение

2

Познакомить детей с правилами поведения.

Классный кабинет

22 Агрессия,
тревожность,
застенчивость,
скромность

2

Познакомить детей с основными видами
поведений. Рассказать и показать на примере
чем они отличаются друг от друга.

Классный кабинет

23 Конфликты, ссора, 2
драка, воровство,
обман.

Познакомить детей с понятиями «конфликт,
ссора, драка, воровство и обман». Уметь
отличать понятия друг от друга.

Классный кабинет

24 Наказание,
прощение,
отношение,
сотрудничество

2

Познакомить детей с понятиями «наказание,
прощение, отношение и сотрудничество».
Уметь отличать понятия друг от друга.

Классный кабинет

25 Учимся
сравнивать,
анализировать,
обобщать,
познавать и
запоминать

2

Научить сравнивать, анализировать, обобщать, Аромолампа,
познавать и запоминать через игру.
фибриопатический
дождь

Классный кабинет

26 Общение.
2
Культура общения.
Барьеры общения

Знакомство с понятием «общение». Учимся
культуре общения. Находим и устраняем
барьеры общения через игру.

Классный кабинет

27 Эмоции и чувства
«Веселюнтик»,
«Грустинка»,
«Обида»,
«Колючка»,
«Бояка»,
«Ухтышка»

Знакомство и проигрывание эмоций и чувств.

Сенсорная
комната

2

28 Ожидание и
реальность

2

Знакомство с понятиями «ожидание и
реальность».

Классный кабинет

29 Методика
«Восьмицветовой
тест Люшера».

2

Социально-личностное развитие с помощью
диагностического лото.

Онлайн
тестирование

30 Методика
«Рисунок
человека»

2

Обследование (Когнитивные проблемы,
эмоциональные особенности, сфера общения,
сфера социальных отношений, гендерное
восприятие)

Работа в тетради

31 Анкета Н.Г.
Лускановой
«Школьная
мотивация и
учебная
активность»

2

Обследование уровня школьной мотивации.

Анкетирование

32 Методики - Кактус, 2
Несуществующее
животное

Обследование уровня психоэмоционального
Работа в тетради
состояния обучающихся. Изучение
тревожности с помощью проективных методик

33 «Барьеры общения 2
"Я + Ты"»

Обследование уровня межличностных
отношений.

34 Повторение

2

Повторяют и обобщают изученный материал в Классный кабинет
течение года. Выполняют элементарные
задания по инструкции от начала до конца.

ИТОГО:

68

Классный кабинет,
презентация

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-практическое оборудование:
1.Дидактический материал;
2.Демонстрационный материал;
3.Измерительные инструменты и приспособления;
4.Электронные пособия.
5.Сенсорная комната: Интерактивный сухой бассейн, , мольберт, фиброоптическое
волокно «Звездный дождь. Сенсорная тропа для ног и т.д.
Технические средства обучения
Компьютер

Учебно-методический комплекс оборудования:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
5-9 кл.:В 2 сб./ под редакцией В. В. Воронковой.- М.:Гуманитар. Изд.центр
ВЛАДОС,2010.

2. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. М.: Новая школа, 1994.
3. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
4. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения,
техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
5. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия
развития", 2006.
6. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить,
оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
7. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
8. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998
г.
9. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового
взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.
10. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.:
1995.
11. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред.
Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.
12. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой
психического развития. – М., 2006 - Ишимова О.А., Худенко Е.Д., Шаховская С.Н.
Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007.
13. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями
интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под
ред. Пузанова Б.П.) М: «Академия», 2008.
14. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие
восприятия у ребенка. – М., 2001
15. Дробинская О.А. Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы
помочь М: Школьная Пресса, 2005.
16. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.- Т.А.
Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999.
17. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь,
2007.
18. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для
специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007.
19. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение:
Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных
классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС,
1999 – 136с.
20. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс,
2006, с. 349.

21. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Шипицына Л.М. Издательство: Речь,
2005, с. 477.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по факультативу «Уроки общения» для обучающихся 5 класса составлена
на основе:
• Методического пособия по преподаванию психолого-педагогического курса
«Самосовершенствование личности» авт. Г К Селевко, 2009 г.
• Авторской программы уроков психологии А. Микляевой «Я - подросток», 2006 г.
• Пособия С.А. Родионовой и Т.А. Корепановой «Социальная адаптация учащихся. 5-9
классы», 2015 г.
Общение - основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности,
одни из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя
через посредство других людей. Общение удовлетворяет особенную потребность человека - во
взаимодействии с другими. Общение с взрослыми и сверстниками даёт возможность
умственно-отсталому ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в
определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение
моральным нормам и требованиям, поэтому важным моментом в его нравственном развитии

становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Речь и умение общаться имеет огромное значение и для общего психологического развития
ребёнка с ОВЗ, для коррекции недостатков его личности, развития его самооценки. Умение
общаться является одним из критериев, определяющих готовность ребёнка с ОВЗ жить в обществе.
Именно в общении формируются у учащихся умение подчиняться правилам, ориентироваться на
социальные нормы.
Обучающиеся коррекционных школ чаще всего не умеют организовать общение, быть
интересными окружающим, часто комплексуют, чувствуют себя уязвленными, отвергнутыми или,
наоборот, самооценка очень завышена. В период обучения у подростков осознанно формируются
нравственные ценности, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей,
интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками,
формируются личностные смыслы жизни. Таким детям необходимо помочь наладить отношения с
окружающими именно в сфере общения, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития их
личности.
Цель: создание условий для развития нравственной, творческой, социально активной
личности, способной к самореализации; развитие эмоционально-личностной сферы подростков и
формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем
социуме; способствовать формированию социально значимых качеств личности воспитанника,
необходимых ему для успешной социализации.
Основные задачи:
1. Выработать умения и навыки практического владения выразительными (речевыми и
неречевыми) средствами общения: жестами, мимикой, пантомимикой, интонацией.
2. Сформировать представления подростка о себе (достоинства, недостатки, характер,
темперамент и т. д.).
3. Сформировать представления об эмоциях, эмоциональных состояниях человека (чувства,
переживания, настроения).
4. Развить навыки общения в различных ситуациях со сверстниками, с учителем, с другими
окружающими людьми.
5. Развить культуру речи подростка в диалоге, в свободной беседе, в игровых упражнениях.
6. Создать ситуации, в которых можно было бы лучше узнать ребёнка, а также способствующие
проявлению и развитию его индивидуальных способностей (моделирование жизненных
ситуаций).
7. Создавать условия для укрепления ценностно-смысловой сферы личности.
8. Содействовать воспитанию нравственных чувств и этического сознания, развитию навыков
самовоспитания и самосовершенствования.
9. Способствовать расширению и совершенствованию круга культурных потребностей.
10. Способствовать формированию стремления добиваться результатов и доводить начатое дело
до конца.
11. Способствовать развитию стремления к познанию окружающего мира.
12. Создать условия для коррекции психических процессов.
13. Способствовать исправлению искаженного представления о жизни.
14. Развитие следующих коммуникативных умений:
- слушать и слышать другого;
- участвовать в свободной беседе;
- быть внимательным к самому себе и окружающим;
- понимать чувства и настроение другого.

2. Общая характеристика факультатива.
Факультатив «Уроки общения» предусматривает теоретическую и практическую подготовку
и ориентирован на обращение к тем проблемам, которые важны для подростков коррекционной
школы в силу их возрастных особенностей развития: познания своего «Я», своих возможностей,
способностей, интересов, контроль собственной раздражительности, отношения с взрослыми и
сверстниками.
Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и
социально-возрастных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание курса опирается на принципы коррекционной педагогики и специальной
психологии, в том числе на принцип учёта индивидуальных психофизических особенностей
развития, принцип опоры на сохранные анализаторы, принцип учета структуры интеллекта,
педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного
отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на
компромисс в нужной ситуации.
Факультатив «Уроки общения» предполагает работу с подростками среднего (11-14 лет) и
старшего (15-17 лет) школьного возраста.
При работе с подростками среднего школьного возраста акцент делается на пробуждении
интереса и развитии доверия к самому себе, на постепенном понимании своих возможностей,
способностей, особенностей характера и т.п. Этот возрастной период является благоприятным
временем для работы над развитием и укреплением у подростков уверенности в себе, чувства
собственного достоинства.
При работе со старшими подростками основной акцент делается на развитии доверия к
окружающим людям, на анализе мотивов общения, межличностных отношений.
Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала является
беседа с опорой на мультимедийную презентацию. Также предполагаются: анкетирование,
тестирование, проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций, выполнение
упражнений, свободное и тематическое рисование, просмотр видеороликов.
Для освоения курса предлагается использовать следующие формы контроля знаний:
- устный опрос;
- тестирование по изученной теме;
- работа с деформированным текстом, кроссвордами;
- работа с тематическими карточками.
3. Описание места факультатива в учебном плане.
5
6
7
8
9

класс - 1
класс - 1
класс - 1
класс - 1
класс - 1

час в неделю,34
час в неделю,34
час в неделю,34
час в неделю,34
час в неделю,34

часа вгод.
часа вгод.
часа вгод.
часа вгод.
часа вгод.

4. Личностные и предметные результаты освоения факультатива.
Личностными результатами, формируемыми при изучении факультатива «Уроки
общения», являются:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;

- системы значимых межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные позиции в деятельности;
способность ставить цели.
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы
факультатива являются:
- относительно целостное представление о личности, о сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- владение основами гражданской идентичности личности (включая когнитивный,
эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
знание основных понятий;
- умение учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в
сотрудничестве;
умение контролировать действия партнера;
умение строить сложные монологические высказывания;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
аргументировать собственную точку зрения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
- умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и
обработки необходимой социальной информации;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности.

5. Содержание факультатива.
Содержание программы в 5 - 7 классах.
Раздел 1. Что я знаю о себе и сверстниках.
Цель данного раздела - обратить внимание детей на самих себя, на своё тело, свой организм,
на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создать предпосылки к
самовоспитанию, к заботе о собственном здоровье. И ещё - на основе познания себя формировать
умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
Раздел 2. Беседы о характере и чувствах.
В данном разделе дети познакомятся с такими проявлениями человеческой души, как
доброта, верность, дружба, заботливость, щедрость, стремление прийти на помощь ближнему,
беседы помогут им разобраться в сложном мире человеческих взаимоотношений, выработать такие
качества характера, как доброжелательность, отзывчивость, сострадание.
Также дети научатся понимать самих себя, управлять своими эмоциями. Они познакомятся с
такими проявлениями чувств, как радость, грусть, удивление, вина, обида, стыд, страх, научатся
понимать свой внутренний мир, рассказывать о нём близким людям, лучше чувствовать состояние
других людей.
Раздел 3. Эмоции и культура общения людей.
Данный раздел познакомит детей с различными эмоциональными состояниями,
поспособствует снижению тревожности и агрессивности, развитию эмпатии, воображения,
творческих способностей и навыков общения. В ходе занятий, проводимых на темы данного
раздела, у детей будут формироваться представления о гуманном и негуманном поведении, они
научатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным,
растениям.
Данный раздел также предусматривает выполнение детьми норм при общении с взрослыми и
сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием
соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в
общественных местах, быту. Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но
и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов.
Раздел 4. Взаимоотношения и сотрудничество.
Частью общечеловеческой культуры является культура взаимоотношений между людьми.
Ребенок на протяжении всей жизни вступает во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Любое общение требует от него умения соблюдать общепринятые правила поведения. Поэтому у
детей необходимо воспитывать культуру поведения, которая не ограничивается «детским
обществом». Поведение - это образ жизни и действий, формируемый на основе нравственных
обычаев, традиций и привычек.
Раздел 5. Культура здоровья.
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в себя теоретические знания
о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни
принципов сохранения здоровья.
Гармоничное развитие личности невозможно без крепкого здоровья, о котором необходимо
заботиться с раннего возраста. Поэтому данный раздел посвящён беседам о том, из чего
складывается здоровье, как правильно подобрать питание и одежду, научиться не уставать во время
занятий, как избежать болезней и всегда быть активным и жизнерадостным.

Содержание программы в 8 - 9 классах.
Раздел 1. «Я» и мой язык.
Походка, манера сидеть, осанка, особенности жестикуляции, мимика очень многое могут
рассказать об индивидуальности человека. Невербальные формы коммуникации, перечисленные
выше, наряду с речью обеспечивают умственно-отсталым детям процесс общения. Психологи
установили, что даже в деловой беседе слова передают лишь 35 % информации, а в повседневном
общении всего 7 %. Остальные 70 - 90 % воспринимаются за счет невербальных компонентов и во
многом на бессознательном уровне.
Поэтому у подростков на практических занятиях следует развивать язык жестов, мимики и
пантомимики. Знание законов тела поможет добиться им успехов в общении.
Раздел 2. Мой образ жизни - моё здоровье.
Самое ценное, что есть у человека, - это жизнь, а самое ценное в его жизни - здоровье, за
которое нужно бороться всеми силами.
Важно с самого детства учить ребёнка заботиться о здоровье своего организма. Когда дети
начинают формировать у себя определённые привычки, необходимо сделать так, чтобы они были
полезными. Важно рассказывать о преимуществах правильного питания, здорового отдыха и
физических нагрузок.
Здоровый образ жизни или гармоничный образ жизни или, кратко, здоровье - это гармония
тела, а достичь её можно за счёт гармонии в жизни. Она складывается из баланса трудовой
активности и отдыха, правильного питания, физической активности, ухода от вредных привычек,
соблюдения личной гигиены, закаливания, хороших отношений с близкими, радости жизни.
Для поддержания нормальной физической активности надо много заниматься физическим
трудом, не давать волю лени, заставлять себя находить новые занятия и увлечения, создавать
красоту во всём - дома, на работе, следить за своим внешним видом. Ведь в здоровом теле - здоровый
дух.
Раздел 3. Мой характер и мои эмоции.
Познавая мир, познавая себя в окружающем мире, подросток неизбежно рано или поздно
сталкивается с целым рядом вопросов. Например, с такими: «Кто же я сам в этом мире?», «Каково
моё место в нём?». Но, что в данном случае понимать под миром? Ведь в обыденной речи мы
говорим «мир» и подразумеваем всю планету, всё, что нас окружает.
Но есть та сфера в мире, познать которую стремятся подростки - это сфера взаимоотношений
с самим собой, с окружающим миром.
Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих
активные формы жизнедеятельности организма.
В подростковом возрасте начинается психологическая стадия развития эмоций, и связана она
с новым фокусом интересов подростка (поиск себя, своего отличия от других). Эти изменения
имеют сильную эмоциональную окраску. Нет конца психологическим меркам, которые подростки
прикладывают к себе и другим людям в поисках собственной идентичности и уникальности.
Поэтому задача данного раздела - стабилизировать представления подростка о себе, мотивах
своего поведения, формирование умения адекватно и позитивно выражать свои эмоции. А это в
свою очередь поможет наладить контакт с окружающими.
Разлел 4. Мой дом - моя крепость.
Дом - это место, где человек восстанавливает силы после рабочего дня, после занятий в
учебном учреждении, общается с членами своей семьи, принимает друзей. Домашняя обстановка
влияет на человека, отражается на его настроении, на отношениях между членами семьи.

Уют и приятную атмосферу в доме создают именно люди, а не умело украшенные стены.
Поэтому собственное жилье - это место, где можно полностью расслабиться и позволить себе быть
настоящим, естественным, где можно дать волю своим чувствам и эмоциям и не бояться быть никем
осужденным или высмеянным. Наш дом - это надежная опора и убежище, вход в который всегда
свободен; это то любимое место, где каждого ждут и бескорыстно любят, где можно найти
единомышленников и преданных друзей, где можно бесплатно получить иногда такую нужную
помощь и простую человеческую поддержку, где можно отдохнуть от всех жизненных проблем не
только телом, но и душой.
В этом разделе также рассматриваются особенности общения учащихся с близкими людьми,
правильно сориентироваться в главном человеческом взаимодействии, определить взаимодействия
поведения, быть приятным в общении и добиваться при этом успехов.
Данный раздел поможет развить способности соотносить особенности своего поведения с
нормами и правилами этикета.
Раздел 5. «Я» и мир вокруг меня.
Каждый человек создает вокруг себя свой неповторимый мир. То, каким он будет, ярким
красочным, наполненным незабываемыми впечатлениями, или тусклым, серым, однообразным
завит только от него самого. Любой человек вправе создавать и выбирать свой образ жизни, свой
мир, в котором он хочет жить, чем заниматься и куда ходить.
Кроме этого, образованный, культурный человек должен знать историю и традиции
праздников, отмечаемых в его стране и чтимых в народе. Мы живём в России - стране с богатейшим
культурным наследием, поэтому, прежде всего, будем говорить в данном разделе о русских
традициях.
Нас повсеместно окружают информационные знаки, различные учреждения и организации:
для удовлетворения жизненных потребностей, социальной защиты населения, культуры и др.,
транспорт, магазины, средства связи. Поэтому нужно знать, куда и к кому обращаться, если
необходима помощь. Пиктограммы и символы - это своеобразный язык, на котором с человеком
разговаривает улица и весь город. Данный раздел поможет молодым людям правильно строить
самостоятельную жизнь.
Раздел 6. Культура общения и культура речи.
Культура общения основана на соблюдении определённых этических правил и норм. Эти
правила называют этикетом. Этикет определяет форму, технику общения в различных жизненных
ситуациях.
Важнейшая роль в процессе коммуникации принадлежит хорошо развитой речи - средству
человеческого общения.
Содержание раздела направлено на ознакомление детей с правилами, существующими в
обществе, на выработку такой манеры поведения, без которой общение с окружающими будет
затруднено.

6. Тематическое планирование.
В 5 классе

№
1.
2.
3.
4.
5.

Раздел
Что я знаю о себе и сверстниках.
Беседы о характере и чувствах.
Эмоции и культура общения людей.
Взаимоотношения и сотрудничество.
Культура здоровья.

Количество часов
11
15
23
12
18

Календарно - тематическое планирование. 5 класс
Раздел
№
Тема занятия
Кол-во
часов
1. «Что я знаю о себе и
1 Познай самого себя.
1
2 Образ вашего «Я».
1
сверстниках»
3 Оценивание себя.
1
4 Я и окружающие.
1
5 Сходство и различие ваших «Я».
1
6 Вы - человек и вы - личность.
1
7 Мой организм.
1
8 Наши имена. Ты и твоё имя.
1
9 Я - подросток.
1
10 Мы - разные: сходства и отличия.
1
11 Учимся общаться. Учимся дружить.
2
1
2. «Беседы о характере 12 Не такой, как все...
и чувствах»
13 Характер - русский.
1
14 Темперамент пятого типа.
1
15 Дайте волю воображению.
1
16 Воля. Самостоятельность.
1
17 Стресс.
2
18 Милосердие.
1
19 Наши мысли и чувства.
1
20 Доброта. Дружба.
1
21 Заботливость. Стремление помочь.
1
22 Честность. Ложь.
1
23 Щедрость. Жадность.
1
24 Скромность. Хвастовство.
1
25 Трудолюбие. Лень
1
3. «Эмоции и культура 26 Мир эмоций.
1
общения людей»
27 Настроение.
1
28 «Я» в общении.
1
29 Сквернословие.
2
30 Культура эмоций. С чего она начинается?
1
31 Настроение.
1
32 Ситуации и настроение.
33 День рождения.

2
1

Дата
проведения

34 Мы пришли в гости.
4. «Взаимоотношения и 20 Добрые пожелания.
сотрудничество»
21 Взаимодействия с окружающими.
22 Сплочение и доверие.
23 Учимся слушать и понимать друг друга.
24 Создание позитивных дружеских
отношений.
25 Жители разных планет: мальчишки и
девчонки.
26
Как стать успешным?
27 Добрым быть полезно.
28 Отчего бывает одиноко? Учись общаться.
29 Давайте говорить друг другу
комплименты.
5. «Культура здоровья» 30 Механизмы защиты организма.
31 Бытовой травматизм.
32 Здоровье. Что это такое?
33 Питание: мифы и реальность.
34 Овощи и фрукты - полезные продукты.
35 Профилактика вредных привычек.
36 Гигиена. Для чего она нужна.
37 Зеркало здоровья.
38 Красиво! Вкусно! Полезно!
39 Иммунитет.
40 Продукты питания: полезные и не очень.
41 Уличный травматизм.
42 Гигиена и отличное здоровье.
43 Кожа - надежная защита организма.
44 Сквернословие и здоровье.
45 Игровые упражнения на закрепление
6. Итог

1
1
1
1
2
1
1

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1

Учебно-методическое обеспечение.
Презентации к занятиям:
1. Мой организм.
2. Честность. Ложь.
3. Удивление.
4. Общение в жизни человека.
5. Восприятие мира (наши органы чувств).
6. Речь-инструмент общения.
7. Эмоции и чувства.
8. Знакомство с эмоциями.
9. Встречают по одёжке, а провожают по уму.
10. Подросткам о ЗОЖ.
11. Презентация о здоровом образе жизни.
12. Что означает моё имя. Тайна имени.
13. Как прекрасен этот мир - мир эмоций.
14. Невербальные и вербальные средства общения.
15. Невербальные средства коммуникации.
16. Подросток - особенности возраста.
17. Мы - разные сходства и отличия.
18. Внутренние друзья и внутренние враги.
19. Почему люди ссорятся.
20. Я хочу общаться.
21. День рождения.
22. Жители разных планет - мальчишки и девчонки.
23. Трудолюбие.
24. Честность. Ложь.
25. Вина. Стыд. Извинение.
26. Выражение позитивных чувств.
27. Открытость и откровенность.
28. Уверенное и неуверенное поведение.
29. Удивление.
30. Гигиена жилища.
31. Общественные места.
32. Характер.
33. Домашний уют.
Видеоролики:
1. Человеческое тело для детей. Учим части тела человека.
2. Мультик. Это моё тело. Анатомия для детей.
3. 15 самых редких животных в мире.
4. Удивительные природные явления.
5. Фильм «Берегите себя».
6. Как научить детей этике поведения в общественных местах?
7. Культура поведения в общественных местах.
8. Правила безопасного поведения детей в городе.
9. Здоровый образ жизни. Привычки здорового образа жизни.
10. Топ 10 самых вредных привычек. Самые распространенные вредные привычки.
11. Полезные и вредные привычки детей.
12. Презентация о здоровом образе жизни.
13. Культура речи.
14. Основы здорового образа жизни.
15. Ваше здоровье.
16. Плюсы и минусы компьютера.
17. Технологии опасны для здоровья.
18. 7 примеров, как интернет изменил наш мозг.
19. Вред от сотового телефона!

15 правил современного этикета.
Галилео. Этикет.
Основы этикета. Этика поведения.
Правила приличия и дружбы. Рукопожатие.
Disney-мультфильм. Головоломка, эмоции.
Босс-молокосос. Русский трейлер к мультфильму.
5 основных ошибок в общении.
Вредны ли наушники для слуха? Документальный фильм «Наслаждайся тишиной».
Как правильно выбрать качественные наушники?
Видеоролик из Ералаша. Давай поговорим.
Фильм о Нижегородской области.
Интересные факты о нашем теле - органы чувств.
Как правильно вести беседу.
Нос и запах.
Органы чувства. Вкус.
Пять органов чувств.
Самая реальная оптическая иллюзия.
Слух.
Современное общение.
Строение глаза.
Строение человека. Осязание.
Каравай - детская песенка на день рождения.
Как вести себя в гостях.
Мультфильм «Муравьишка - хвастунишка».
Мультфильм «Сказка про лень».
Мультфильм «Вовка и Совесть» (1,2 серии)
Притча о блудном сыне.
Мультфильм «Просто так».
Смешное видео о животных.
Мультфильм «Ох и Ах».
Забавный мультик «Секрет успеха!»
Мультфильм Смешарики «Ода для комода».
15 самых редких животных в мире.
Удивительные природные явления.
Мультфильм о человеческих чувствах.
Культура поведения в общественных местах.
Как научить детей этике поведения в общественных местах.
Мультфильм «Ты можешь все».
Как определить характер по почерку.
О чем говорит ваше лицо. 9 интересных фактов.
Игровые упражнения:
1. Разминка «Запоминание имён».
2. Упражнение «Передай движение».
3. Упражнение «Ладонь к ладони».
4. Упражнение «Подарок».
5. Упражнение «Какие мы?».
6. Упражнение «Зеркало».
7. Упражнение «Кто я?».
8. Упражнение «Листок за спиной».
9. Упражнение «Счёт до десяти».
10. Упражнение «Приятный разговор».
11. Упражнение «Зато...».
12. Упражнение «Закончи предложение 1».
13. Упражнение «Закончи предложение 2».
14. Упражнение «Разгадай код».
15. Упражнение «Определения».
16. Упражнение «Никто не знает...».
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.

17. Упражнение «Передай движение».
18. Упражнение «Приятно сказать».
19. Упражнение «Рисунок».

Ресурсное обеспечение программы.
1. Гинот Х.Г. Книга для родителей. Как преодолеть проблемы переходного возраста. - М., 2004.
2. Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения эффективной коммуникации./Учебнометодическое пособие. Под общей редакцией Евсеева С.П. - СПб., СПбНИИ физической
культуры. 2006.
3. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. - СПб., 2005.
4. Грецов А.Г. Попов Е.Г. Беседы с подростками о них самих. Книга для учителя. - СПб.,
СПбНИИ физической культуры. 2005.
5. Грецов А.Г. Попов Е.Г. Узнай себя / Информационно-методические материалы для
подростков. - СПб., СПб ГАФК имени П.Ф. Лесгафта, 2004.
6. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы
развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 1995.
7. Дубинская В.В., Баскакова З.Л. Мой мир. Курс социальной поддержки учащихся старших
классов. М., 1997.
8. Еланская А. Секреты твоего успеха. Этикет и искусство общения. - М.: Махаон, 2006.
9. Залунина Л.М. С подростком каждый день: полезные советы для родителей. - СПб., 2004.
10. Игры-обучение, тренинг, досуг.../ под ред. В.В. Петру сине кого: в 4 кн,- М.: Новая школа,
1994.
11. Классные часы. 1-11 классы / авт.-сост. С.В. Шевченко и др. - Волгоград: Учитель, 2008.
12. Классные часы. 5-9 классы: «Сюрпризы» переходного возраста / авт.-сост. М.Ю. Михайлина,
М.В. Лысогорская, М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель.
13. Кон И.С. Дружба. - СПб., 2005.
14. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с
подростками. М., 1997.
15. Культура здоровья школьников. 5-11 классы: комплексно-тематические занятия / авт.-сост.
К.Е. Безух. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель.
16. Орлова Т.Г. Как помочь подростку войти во взрослую жизнь. - М., 2005.
17. Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994.
18. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: из опыта работы
педагогических работников образовательных учреждений Нижегородской обл. - Н.Новгород:
ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2008.
19. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа
для детей / Авт.-сост. Н.В. Макарычева. - М.: АРКТИ, 2016.
20. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М., 1995.
21. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии,
консультирование, занятия, тренинги/авт.-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Волгоград, 2009.
22. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы: поведенческие программы,
социально-психологические тренинги / авт.-сост. И.А. Устюгова и др. - Изд. 2-е. - Волгоград:
Учитель.
23. Система классных часов. Формирование социальных навыков у обучающихся. 5-8 классы.
Программы, занятия, упражнения / авт.-сост. С.Г. Гусева, Г.Э. Санарова. - Волгоград:
Учитель.
24. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг
толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000.
25. Социальная адаптация учащихся. 5-9 классы: программы, планирование, тематические
занятия / авт.-сост. С.А. Родионова, Т.А. Корепанова. - Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е.,

2015.
26. Справочник выпускника / (С.А. Львова). - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009.
27. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти своё место в жизни. М : АСТ-ПРЕСС, 2001.
28. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и
тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов/Авт-сост. С.В. Баныкина, В.К. Егоров. - М.,
АРКТИ, 2007.
29. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.П.
Магомедова, Л.Н. Канищева. - Волгоград: Учитель, 2007.
30. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М., 2004.
31. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера,
2014.
32. Юдина И.Г. «Когда не знаешь, как себя вести ...». Тренинг устойчивости подростков к
коммуникативному стрессу: - М., 2007.
33. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
34. Интернет - ресурсы.
Диагностические методики.
1. Тест-опросник коммуникативных умений. Под редакцией Ю.З. Гильбуха.
2. Семь качеств личности. Автор: А.Г. Грецов (для подростков).
3. Опросник Г. Айзенка, подростковый вариант. Определение типа темперамента.
4. Опросник К.Леонгарда - Г.Шмишека. Методика диагностики акцентуаций характера
(вариант для детей и подростков).
5. Психогеометрический тест.
6. Методика К.Г. Юнга для выявления типологических особенностей личности.
7. Тест «Определение уровня своей самооценки».
8. Тест «Тип вашего темперамента».
9. Тест «Чёртова дюжина».
10. Анкета «Что я знаю о здоровом образе жизни».
11. Тест-анкета для изучения ориентации учащихся на здоровый образ жизни.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».