Рабочая программа по внеурочной деятельности Кукольный театр друзей

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Кукольный театр друзей»
на 2023-2024 учебный год

Составитель:
Социальный педагог
Калиева Ф.А.

Астрахань, 2023г.

Оглавление
Пояснительная записка ............................................................................................................. 3
Актуальность программы. ........................................................................................................ 5
Направленность программы. .................................................................................................... 5
Основная цель рабочей программы ......................................................................................... 5
Задачи программы ..................................................................................................................... 5
Психолого-педагогическое сопровождение ........................................................................... 6
Принципы программы............................................................................................................... 6
Методы и приемы программы.................................................................................................. 6
Примерное оборудование для реализации программы по театрализованной
деятельности. ............................................................................................................................. 7
Использование сказкотерапии . ............................................................................................... 7
Формы проведения работы. ...................................................................................................... 8
Принципы проведения занятий:............................................................................................... 8
Ожидаемые результаты............................................................................................................. 8
Регулятивные ............................................................................................................................. 8
Познавательные: ........................................................................................................................ 9
Коммуникативные: .................................................................................................................... 9
Художественно-эстетическое развитие: ............................................................................... 10
Физическое развитие: .............................................................................................................. 10
Календарно-тематическое планирование ............................................................................. 10
Учебно-методическое обеспечение: ...................................................................................... 12
Список литературы .................................................................................................................. 13

Пояснительная записка
Программа реализует социальное направление внеурочной деятельности в 1-5
классах в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального
Государственного

Образовательного

Стандарта

обучающихся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на формирование
воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических
особенностях развития школьников.
Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной
адаптации детей с ОВЗ, а так же их развития.
Общее состояние ребенка с ОВЗ, его эмоциональная настроенность – важное
условие успешности в коррекционной работе. Необходимо стремиться к тому, чтобы
сделать посещение ребенком школы было не только полезным, но и радостным,
интересным, ярким и содержательным, создавая атмосферу радости детского
творчества, сотрудничества.
Дети с ОВЗ испытывают трудности в общении. Одним из эффективных средств
развития речи, коммуникативного и сенсорного развития является самодеятельный
кукольный театр, вернее, театрализация известных детских сказок. Участие детей в
самых примитивных драматизациях с использованием кукол помогает детям осваивать
с помощью игры социальный опыт, т. к. для детей игра в этом возрасте - основной вид
деятельности, постоянно перерастающий в работу.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через
образы, краски, звуки. Воспитывается у детей любовь к народным сказкам, развивается
у

детей

творческие

способности

мышления,

наблюдательности,

трудолюбия,

самостоятельности, художественного вкуса.
Театрализованная

деятельность,

способствует

коррекции

и

развитию

эмоциональной сферы, развитию коммуникаций формирует навыки социального
поведения. Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учатся получать
удовольствие от интересной сказки или истории, эмоционально реагировать на
действия любимых литературных персонажей, сопереживать им. Работа с детьми,

имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает большое количество
разнообразных практических действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть,
подержать) ,так и с изображением главных героев (драматизация, обыгрывание на
фланелеграфе, в настольном театре, использование театра теней, пальчикового и
кукольного театра). В импровизированном кукольном театре дети видят знакомые и
близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались,
заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища
захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все
необыкновенно, все возможно.
Детский театр кукол - одна из менее распространенных форм развития
школьников. Однако он привлекает детей своей яркостью, динамизмом, радостью
творчества. Это особый мир, где все необыкновенно и многое возможно, а сами
театральные постановки очень похожи на детские игры. С куклами разыгрываются
сказки, басни, смешные истории. Ребенок во время таких игр становится и режиссером,
и постановщиком, и актером, и художником.
Наблюдения показали, что дети с ОВЗ с удовольствием посещают кукольный
театр, у них появляется желание общаться, дружить. Они чувствуют себя уже не
одинокими в этом мире, а равноценными, нужными, знающими и многое умеющими,
т.е. участие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в театральной
деятельности становится средством коррекции личностного развития, помогает
раскрыть его творческий потенциал, и дает реальную возможность адаптироваться в
социальной среде.
Программа

«Кукольный

коррекционной школы

театр

друзей»

рассчитана

на

обучающихся

-интернат, для детей испытывающих большие трудности в

общении, у которых значительно снижена познавательная активность, для тех, кто
смотрит на окружающий мир без удивления и особого интереса.
Программа рассчитана на детей 1-5 классы.
Срок реализации программы – 1 год.

Программа реализуется в образовательном учреждении воспитателем группы при
взаимодействии

с

учителем-дефектологом,

учителем-логопедом,

педагогом-

организатором школы.
Актуальность программы.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной
педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс
развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Направленность программы.
Содержание программы направлено на художественно – эстетическое, познавательноречевое, социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

Основная цель рабочей программы
Коррекция и развитие творческих способностей детей с ОВЗ через
театрализованную деятельность.











Задачи программы
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
театральной деятельности.
Развитие творческих способностей ребенка.
Усвоение ребенком возможной связи литературных произведений и
рисования.
Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный,
детский, театр зверей и др.).
Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Коррекция и развитие коммуникативной сферы детей с ОВЗ.
Развитие мелкой моторики.
Развитие фантазии и воображения.

Психолого-педагогическое сопровождение
Основной
целью
психолого-педагогического
сопровождения
является
формирование психически здоровой, социально-адаптированной личности.
Для этого в коллективе создаются:
- благоприятные условия для самовыражения ребенка (театральные игры, и этюды,
и работа с куклой, и приобщение к участию в общественной жизни);
- атмосфера доброжелательности (формируется чувство ответственности за
собственный выбор, принятое решение, поступок, для каждого обучающегося ситуация
успеха).
Результат реализации программы отслеживается при помощи следующих
методик:
- «Незавершенная сказка»- выявление развития познавательных интересов и
инициативы обучающегося;
- «Коммуникабельны ли вы»- выявление сформированности коммуникативных
навыков;
- «Самооценка эмоционального состояния»- эмоциональное состояние:
тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.












Принципы программы
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в
деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные
требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание,
вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы
задач, активизируя познавательную сферу;
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и
развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы
повысить интерес и внимание детей к обучению;
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной
деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь;
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и
умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то
есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и
тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на
знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка.



Методы и приемы программы



игра;
метод игровой импровизации;

упражнения на расслабление и напряжение мышц;
 метод действенного анализа (этюдная методика);
 инсценировки;
 драматизация;

рассказ;
 чтение воспитателя;
 беседы;
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга,
позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить
внимание, память, воображение, творческое воображение.


Примерное оборудование для реализации программы по театрализованной
деятельности.





режиссёрские игры с пальчиковым, настольным, стендовым театром,
костюмов, на рукавичках и др.;
различные виды театров: настольный, театр на кавролине (сундук сказок),
фланелеграфе и др.;
реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для
кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим,
декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных
произведений, места для зрителей, карандаши, краски, клей, виды бумаги,
природный материал.



Использование сказкотерапии .
При организации театрализованной деятельности можно использовать различные
элементы средств арттерапии, сказкотерапии.
Сказкотерапия в последнее время стала одной из новых технологий психологопедагогической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сказка дает детям на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Не
надо торопиться объяснять мир, надо показывать его в самых неожиданных и
причудливых поворотах.
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и
внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка

появляются новые знания и представления и, что самое главное, новое эмоциональное
отношение к окружающим. Сказка может в увлекательной форме и понятными словами
показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время
показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Дает возможность примерить
на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.
Уникальная возможность проиграть жизненные ситуации без ущерба для
собственной жизни и судьбы, и она ставит сказку в ряд самых эффективных способов
развития и коррекции детей.
Сказка позволяет проиграть такие вымышленные ситуации, каких нет и не может
быть в окружающем мире.

Формы проведения работы.
Занятия проходят в форме бесед, игр и репетиций индивидуально и группами по
12 человек.
Место проведения – кабинет актовый зал. Продолжительность занятия 30минут, в
зависимости от возраста детей и их психологических особенностей.
Принципы проведения занятий:
1)наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.
2) доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей,
построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)
3) проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.
4)развивающий и воспитательный характер обучения – для расширение кругозора,
для развитие патриотических чувств и познавательных процессов
Ожидаемые результаты.
За 1 год реализации программы планируется достижение следующих
метапредметных результатов, которые включают освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и
коммуникативные):
Регулятивные:

1. самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои
действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать
способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
2. выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: литературу,
ИКТ.
3.осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
4. оценивать результаты собственной деятельности.
5. адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в
работе над ошибками.
6. регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами
и этическими требованиями.
Познавательные:
1. сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
2. анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,
проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы,
способы.
Коммуникативные:
1. владеть диалоговой формой речи.
2. оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных
речевых ситуаций.
3. формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя
непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая
правила речевого этикета.
4. уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться
и приходить к общему решению.
5. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

В результате реализации программы планируется достижение следующих
личностных результатов.
Художественно-эстетическое развитие:
1)приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
2)развитие воображения;
3) приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов
костюма, декораций, атрибутов;
4) создание выразительного художественного образа;
5) формирование элементарных представлений о видах искусства;
6) реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:
1)согласование действий и сопровождающей их речи;
2) умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс
развития образа;
3)выразительность исполнения основных видов движений;
4)развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки,
снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Календарно-тематическое планирование
Тема
Театральная игра. Вводное занятие.
Театральная игра «Веселые артисты».
Разучивание скороговорок
Самые известные театры мира.
Путешествие в мир играющих кукол. Виды кукольных театров
и театральных кукол.
Формы сценической деятельности.
О тех, кто создает спектакль (режиссер, художник-декоратор,
бутафор, актер, музыкальный оформитель).
Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве
выразительности и его особенностях.

Количество
часов
1ч
1ч
1ч
2ч
5ч
2ч
2ч
2ч

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

Ритмопластика массовых сцен и образов.
Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? Беседа
о словах паразитах речи.
Интонация, динамика речи, темп речи. Практикум.
Сценическая речь во взаимодействии со сценическим
движением, фонограмма.
Вокал. Основы вокального исполнения.
Театрализация, репетиционная деятельность. Сценарий и
правила работы с ним.
Игровое занятие "Кого бы я хотел сыграть".
Выезд в драматический театр.
Игровое занятие "Пантомима".
Выбор и работа над произведениями пьесы (выразительное
чтение произведения педагогом, беседа). Сказка «Гуси-лебеди».
Творческая деятельность.
Лепка.
Распределение ролей. Чтение произведения учащимися.
Отработка чтения каждой роли (за столом).
Интонация. Настроение, характер персонажа.
Изготовление театральных декораций.
Обучение соединению действия куклы со словами роли.
Этюды и упражнения с куклами.
Занятия сценическим движением.
Занятия техникой речи.
Создание декораций и бутафории к спектаклю.
Музыкальное оформление спектакля.

2ч
3ч

Генеральная репетиция.
Презентация театрального кружка для родителей и детей
школы.
Анализ спектакля.
Ремонт кукол и декорации.
Итоговое занятие «Моя любимая кукла».
Выбор и работа над произведениями пьесы (выразительное
чтение произведения педагогом, беседа). Сказка «Теремок».
Творческая деятельность.
Лепка.
Распределение ролей. Чтение произведения учащимися.
Отработка чтения каждой роли (за столом).
Интонация. Настроение, характер персонажа.
Изготовление театральных декораций.
Обучение соединению действия куклы со словами роли.
Этюды и упражнения с куклами.
Занятия сценическим движением.

1ч
1ч

3ч
2ч
2ч
3ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
2ч
5ч
3ч
3ч
3ч
3ч
6ч
2ч

1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
2ч
5ч
3ч
3ч
3ч

45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Занятия техникой речи.
Создание декораций и бутафории к спектаклю.
Музыкальное оформление спектакля.
Генеральная репетиция.
Презентация театрального кружка для родителей и детей
школы.
Анализ спектакля.
Ремонт кукол и декорации.
Итоговое занятие «Моя любимая кукла».
Выбор и работа над произведениями пьесы (выразительное
чтение произведения педагогом, беседа). Сказка «Репка».
Творческая деятельность.
Лепка.
Распределение ролей. Чтение произведения учащимися.
Отработка чтения каждой роли (за столом).
Интонация. Настроение, характер персонажа.
Изготовление театральных декораций.
Обучение соединению действия куклы со словами роли.
Этюды и упражнения с куклами.
Занятия сценическим движением.
Занятия техникой речи.
Создание декораций и бутафории к спектаклю.
Музыкальное оформление спектакля.
Генеральная репетиция.
Презентация театрального кружка для родителей и детей
школы.
Анализ спектакля.
Ремонт кукол и декорации.
Итоговое занятие «Моя любимая кукла».
Итоговое занятие «Наши результаты, достижения».

Учебно-методическое обеспечение:
- методические разработки;
- информационный материал;
- наглядные пособия;
- фотографии;
- видеоматериалы;
- образцы изделий;
- шаблоны;

3ч
6ч
2ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
2ч
5ч
3ч
3ч
3ч
3ч
6ч
2ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч

- раздаточный материал.

Список литературы
1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
2. Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. - М.: ТЦ Сфера,
2010.
3. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В., Зарин А.П. Театрализованные игрызанятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: СОЮЗ, 2001.
4. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным
материалом. – НОУ «СОЮЗ», 2005.
5. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания
и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001.
6. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском
саду. Волгоград 2008.
7. Васькова О.Ф, Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей
дошкольного возраста. Санкт-Петербург 2011.
8. Пономаренко А. Рисуем пальчиками, ножками, ладошками. adalin.mospsy.ru
9. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста // Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения. – 2007, - 3.
10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста// Справочник старшего
воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, - 3.
11. Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста// Справочник старшего
воспитателя дошкольного учреждения. – 2007, - 3.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».