Дополнительная общеразвивающая программа в области хореографического искусства программа учебного предмета «ХОРЕОГРАФИЯ» Составитель: Боярчук. Л. А. Учитель ритмики Астрахань 2023г Пояснительная записка. Хореография - искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении, приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана, занятия хореографией становятся особенно актуальными. Во-первых, танец это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость, формирует фигуру. Во-вторых - искусство, развивающее художественное воображение, ассоциативную память, творческие способности. Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. Направленность программы «Хореография» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначения–досуговой, учебно- познавательной и общекультурной; по форме организации – групповой, кружковой, общедоступной. Особенность программы состоит в том, что большая часть занятий, на первом году обучения, опирается на партерный экзерсис и также предусмотрен отдельный блок сценическое движение, в котором по годам обучения расположены блоки: актерское мастерство и творческая деятельность. Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.). Цель программы: Обучить детей основам хореографии. Сформировать навыки выполнения танцевальных упражнений. Воспитывать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению. Задачи: Сформировать представление о специфике разнообразных жанров танцевального искусства; Научить выразительности и пластичности движений. Формировать ловкость, выносливость и физическую силу. Развить навыки самостоятельной творческой деятельности Оаучить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений. Воспитать музыкальный вкус и любовь к искусству танца. Программа разработана на основе собственной практической работы с обширным контингентом обучающихся, разных по музыкальным и физическим данным, складу психики и нервной системы, с учётом интересов ребят, их познавательной активности и творческих возможностей. В отличие от большинства программ, эта программа позволяет обучаться детям с любым уровнем исходных природных данных (наличие выворотности, танцевального шага, пропорционального телосложения и. т. д.). Представленная программа позволяет наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с требованиями, предъявляемыми современной педагогикой. С одной стороны, она должна способствовать подъёму хореографической культуры и отвечать запросам самых широких и различных слоёв общества и различных социальных групп. С другой стороны - обеспечить совершенствование процесса развития и воспитания наиболее способных детей. Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения танцам является разъяснение ребенку последовательности действий в постановочной работе. Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методы как «возращение к пройденному», придают объемность линейному и последовательному освоению материала в данной программе. По структуре программа является ступенчатой (спиральной), в которой п материал представлен так, чтобы каждая «ступень» была основана на пройденном материале и сама служила основанием для дальнейшей «ступени» по принципу от простого к сложному. Дети формируются в одну объединённую группу: Младшая группа 7, 8 лет. Количество обучающихся 3 человека; Средняя группа 9, 10 лет. Количество обучающихся 4 человека; Старшая группа 11, 12 лет. Количество обучающихся 3 человека. Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность одного практического занятия 30 минут; 15 минут – усвоение теоретического материала. Сроки реализации образовательной программы один год. Особенное внимание уделяется детям младшей группы. Делается акцент на партерном экзерсисе. В первой четверти педагогу необходимо проявлять особую чуткость и внимание к ребятам, заинтересовать их искусством хореографии и пониманием необходимости приложения труда для усвоения основ танцевальной деятельности. Во второй четверти этап обучения связан с ускорением темпа. В третьей и четвёртой четверти – с усложнением курса и усовершенствование изученного. Группы форм организации обучения: по количеству детей – групповая, по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей – практикум: конкурсы, фестивали, отчетные концерты; по дидактической цели – вводное занятие, по углублению знаний, практическое занятие, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Основное содержание цикла занятий рассчитано на три этапа, содержание и задачи каждого из них взаимосвязаны, этапа соответствуют группам начального звена обучения, и от этапа к этапу идет усложнение. Программа содержит минимум тренировочных упражнений и танцевальных движений – азбука классического, народно-сценического и эстрадного танца, что способствует гармоничному развитию танцевальных способностей учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятия и в ходе работы над постановками. Программа дана по четвертям обучения, в течение которых ученикам следует усвоить определенный минимум знаний, умений, навыков, сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал по основным пяти разделам: 1.Ритмика 2.Элементы классического танца; 3.Элементы народно-сценического танца; 4.Элементы эстрадного танца (современная хореография). 5.Постановочно-репетиционная работа Личностные результаты: - ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - развитие двигательной активности; - формирование способности к эмоциональному восприятию материала; - осознавать роль танца в жизни; -развитие танцевальных навыков. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - использование речи для регуляции своего действия; - адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; - умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Познавательные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; - умение ставить и формулировать проблемы; - навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные УУД: - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; - обращаться за помощью; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - договариваться и приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Учащиеся должны уметь: – правильно держать осанку; – правильно выполнять позиции рук и ног; – правильно держать положения корпуса и головы при выполнении танцевальных движений; – исполнять упражнения, танцевальные движения, хореографические композиции, этюды; – выполнять передвижения в пространстве зала; – выразительно исполнять танцевальные движения. Календарно-тематическое планирование на 2023/2024 учебный год. № РАЗДЕЛ ТЕИА УРОКА ДАТА КОЛ-ВО ЧАСОВ I четверть Вводное занятие. Техника 04.09.23 безопасности. 1 Партерная гимнастика 2 1 06.09.23 1 3 Теоретические сведения 11.09.23 1 4 Упражнения на 13.09.23 укрепление мышц пресса, спины, поясничного отдела позвоночника 1 5 Музыка, термины и понятия. 18.09.23 1 6 Сценическая практика. 20.09.23 1 7 Разучивание поклона,ОРУ 25.09.23 1 Партерная гимнастика 27.09.23 1 Упражнение на напряжение и 02.10.23 расслабление мышц тела. 04.10.23 Танцевальные движения 2 8 9 10 Ритмика 11 История хореографического искусства. 09.10.23 1 12 Импровизация и актёрское мастерство. 11.10.23 1 13 Партерная гимнастика 16.10.23 1 14 Упражнения на ориентировку в пространстве. 18.10.23 1 15 Музыка. Умение выделять акценты,паузы,затакт и такт 23.10.23 1 16 Повторение ранее пройденного материала 25.10.23 1 II четверть 17 Постановка корпуса 08.11.23 1 18 Позиции рук 13.11.23 1 19 Позиции ног 15.11.23 1 20 Упражнения у станка, 20.11.23 1 Упражнения на середине 22.11.23 зала 1 21 22 Элементы Теоретическая деятельность 27.11.23 1 23 классического Постановка танца «Ручеек» 29.11.23 1 24 танца Танцевальные этюды и танцы 04.12.23 1 упражнения на 06.12.23 координацию движений 1 25 Упражнения у станка, 26 27 11.12.23 1 Упражнения на середине 13.12.23 зала 1 28 Танцевальные этюды и танцы 18.12.23 1 29 Партерная гимнастика 20.12.23 1 30 Сценическая практика и 25.12.23 актёрское мастерство. 1 31 упражнения на 27.12.23 координацию движений 1 III четверть 32 Теоретическая деятельность 10.01.23 1 33 Партерная гимнастика 15.01.23 1 34 Работа с предметами 17.01.23 1 35 Танцевальные этюды и танцы .Джаз. 22.01.23 1 36 Партерная гимнастика 24.01.23 1 37 Элементы Танцевальные этюды и танцы .Модерн. 29.01.23 1 38 эстрадного Импровизация и актёрское мастерство 31.01.23 1 39 танца 05.02.23 1 Постановка номера «Душа ». Работа в партере. 40 Сценическая практика 07.02.23 1 41 Повороты 12.02.23 1 42 43 Постановка номера «Душа ». 14.02.23 19.02.23 2 44 Отработка простых танцевальных связок 21.02.23 1 45 Отработка сложных танцевальных связок 26.02.23 1 46 47 Упражнения на ориентировку в пространстве. ОРУ 28.02.23 04.03.23 2 48 Партерная гимнастика 06.03.23 1 49 Танцевальные этюды и танцы. MTV-стиль 11.03.23 1 50 51 Танец «душа» 13.03.23 1 Упражнение на 18.03.23 напряжение и расслабление мышц тела. 1 52 Повторение ранее пройденного материала 53 20.03.23 1 01.04.23 1 Элементы Постановка корпуса, поклон 03.04.23 1 народносценического Разучивание танцевального шага «Ковырялочка» Шаг с притопом. Притопы: одинарный, двойной, тройной 08.04.23 1 56 Прыжки 10.04.23 1 57 Построение в круг. 15.04.23 1 58 Разучивание танцевального шага «Моталочка» 17.04.23 1 59 Разучивание танцевального шага «Гармошка» 22.04.23 1 24.04.23 1 Разводка простых 06.05.23 комбинаций в сценический рисунок 1 Разводка сложных 08.05.23 комбинаций в сценический рисунок 1 Повторение элементов 13.05.23 изученных танцев . Танец «Душа» 1 IV четверть 53 54 55 танца; 60 Построение в фигуры (рисунок) 61 62 Постановочнорепетиционная работа 63 64 Повторение элементов 15.05.23 изученных танцев . Танец «Ручеек» 1 65 Работа под счет 20.05.23 1 22.05.23 1 66 Работа с музыкальным сопровождением Содержание рабочей программы. Теоретические сведения. Введение в предмет. Задачи 1-го года обучения. Правила поведения в коллективе. Права и обязанности воспитанников. Техника безопасности Партерная гимнастика и ритмика. Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты, исполнение различных ритмических рисунков. Базовые упражнения на полу, готовящие детей к более сложным упражнениям у станка. Разучивание разминки - разогрева. Упражнения развивающие силу ног, выворотность; правильную осанку; гибкость; подвижность суставов. Разучивание батман тандю, плие, ронд. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: построение в колонну по одному, по два, расход парами, четвёрками, построение в круг, движение по кругу Импровизация и актёрское мастерство. Раздел, помогающий развить в воспитанниках: внимание, воображение, ассоциативную память, чувство правды и навыки актёрского мастерства. Игры развивающие артистичность, наблюдение за походками людей и копирование пластикой, пантомимические этюды на воображение «Во дворе», «Осень», «Домашние животные». Этюды под музыку на заданную тему: «Новогодняя сказка» (используя выученные движения изобразить Снеговика, Снегурочку, снежинку и.т.д.) .Разучивание игры, развивающей умение импровизировать и работать в группе дружно и сплочённо.. Пантомимические этюды на заданные темы, с использованием выученных движений под музыку. История хореографического искусства. Происхождение танца и хореографии. Танец эпохи первобытно-общинного строя. Танец в культуре древних цивилизаций. Танцевальный фольклор. Народный танец - исток хореографической культуры народов. Бальные танцы, современные танцы. Беседа по книге А. Дешковой «Загадки Терпсихоры»; « Вступление в балет». М. Тальони и первые пуанты; видеопросмотр отрывков балетных спектаклей. Репетиции и постановка танцев. Постановка маленьких ,коротких танцев. Разучивание движений к танцу, постановка танцевального номера: «Душа», «Ручеек», «Джаз» . Репетиции. Отработка готовых номеров в танцевальном зале и на сцене, подготовка к концертным выступлениям. Сценическая практика. Неотъемлемая часть учебного процесса в подготовке юного артиста, развивающая его смелость, выразительность и артистичность. Первые выступления для родителей. 1. Изучение и разбор движений танцевального номера; 2.Отработка движений танцевального номера; 1. Соединение движений в комбинации; 2. Разводка комбинаций танцевального номера в сценический рисунок; 3. Репетиционная работа. Сценическая практика. Неотъемлемая часть учебного процесса в подготовке юного артиста, развивающая его смелость, выразительность и артистичность. Первые выступления для родителей. 1 раздел. Ритмика Ритмика. Определение и передача в движении: характера музыки, темпа, метроритма, размеров 2/4; 3/4. Упражнения на развитие ориентации в пространстве: положения в парах, свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, построение из круга в одну шеренгу, в две, три, четыре. Упражнения на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц: разведение рук в стороны с напряжением; напряжение и расслабление мышц шеи; напряжение и расслабление мышц плечевого пояса, корпуса. 1.Ритмические упражнения: - упражнения на дыхание; - физиологическая разминка по принципу сверху вниз. 2.Упражнения на ковриках: - лежа на животе – поднимание рук и ног одновременно и поочередно, покачивание; - лежа на спине – поднимание ног, махи ногами; - сидя – сгибание туловища, упражнения для стоп, махи ногами, выпрямление спины; - статические позы (вспомогательные) – «кузнечик», «змея», «верблюд» и т.д. 3.Упражнения для развития художественно-творческих способностей: - движения в образах; - пантомима. 4.Упражнения на пластику и расслабление: - пластичные упражнения для рук; - наклоны корпуса в координации с движениями рук; - напряжение и поочередное расслабление всех мышц тела. 5.Пространственные упражнения: - продвижения с прыжками, бег, поскоки; -перестроение из одной фигуры в другую. -повороты -упражнения с предметами 6.Ритмические комбинации: - связки ритмичных движений; - этюды; -танцевальная импровизация. 2 раздел .Классический танец Основа тренажа, постановка рук корпуса и головы. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата. Прыжки. Повороты.Выработка выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. 3.1. Упражнения у станка: Позиции рук, ног; постановка корпуса по 1,2,5 позициям; батман тандю в сторону, вперёд и назад из 1 -й позиции, лицом к станку, затем держась одной рукой за палку; деми и гранд плие по 1,2,5-й позициям; пассе партер; деми ронд де жамб партер, положение ноги на кудепье, батман тандю пурлепье, батман тандю сутеню, батман тандю жете. 3.2. Упражнения на середине зала: Разминка: шаг с носка, шаг на полупальцах, бег выбрасывая прямые ноги вперёд и назад, бег сгибая ноги, наклоны корпуса в стороны, вперёд и назад, низкие выпады вперёд и в стороны. Точки плана класса, эпальман;1-е пор де бра; постановка корпуса по 1-й 3-е пордебра; позы круазе, эфассе, экарте; батман тандю, плие, батман тандю жете, ронд де жамб партер, батман фраппе, батман фондю, релевелян на 45; Прыжки соте, шанжман де пье. 3.3 Закрепление упражнений. Повторение и закрепление выученного, работа над техникой исполнения. .3.3.Упражнение на расслабление и напряжение мышц . 1.Постановка корпуса, позиции ног(I, II, III, IV, V),позиции рук(I, II, III, подготовительная) в центре зала,поклон(усложнение). - плие; - пор-де-бра. 2. Упражнения на середине зала: - приседания и полуприседания; - поднимание стопы на полу-пальцы; - движение в координации рук и ног по позициям, повороты. 3.Прыжки, верчения: - прыжки на месте по I, II, III позициям ног; - верчения на середине зала (понятие «точки»), в диагонали. 2. 4.Комбинации движений классического танца: - этюды; - координация движений рук и ног в исполнении прыжков и верчений; - координация рук и ног в исполнении движений на середине. 3 раздел .Элементы народно-сценического танца; Русский народный танец - часть национальной культуры русского народа. В этот раздел входит знакомство с основными позициями и положениями рук и ног в русском танце, развитие координации движений, во время исполнения простейших элементов и движений на середине зала. Лекция связи русского народного танца с песней, обычаями, обрядами, бытом, разнообразии народных игр, хороводов, плясок. Русские праздничные костюмы, их связь с бытом, танцами и природой. Традиции сложившиеся в исполнении русского народного танца. Изучение разминки в характере русского танца; 12 Разучивание характерных движений: гармошка, бег молоточками, переменный ход, шаги с носка, с каблучка, «моталочки», «верёвочки», припадание. Поворот на месте «точка», бег в повороте, двигаясь по диагонали зала. Сценические танцы . Белорусский народный танец очень удобен для обучения детей по своему лексическому материалу. Беседа «Характерные особенности белорусского танца». Разучивание основных положений рук, элементов и движений белорусских танца «Лявониха» : притопы одинарные и тройные с наклоном, подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции, тройные подскоки, подскоки с продвижением вперёд и назад, выбрасывание ног на каблук, присядка на двух ногах по 1 -й прямой позиции с продвижением в стороны и выносом ноги на каблук вперёд. Разучивание танцевального этюда . 1.Основные положения рук, ног, постановка корпуса, поклон(усложнение). 2.Основные танцевальные движения: - танцевальные шаги – с каблука, боковые, с притопом, бег, притопы – одинарный, двойной, тройной; - «Ковырялочка», «Моталочка», «Гармошка»; - повороты, прыжки. 3.Комбинации русского народного танца «Плясовая». 4 раздел .Элементы эстрадного танца (современная хореография). Танец на эстраде в своем многообразии сочетает в себе движения современных танцевальных направлений, элементы народного танца, танцевальные фигуры бального танца, лексику классического балета, элементы спортивной гимнастики и акробатики. Особенности танцевальной пластики определяются потребностями современного общества и формируются под влиянием смежных искусств: театра, живописи, цирка, пантомимы и музыкального искусства. Постановка номеров. Партерная гимнастика: растяжка ,упражнения на коврике .Основы джаз-танца. Владение техникой джазового танца позволяет глубже выражать эмоциональные и социальные переживания, использовать в танце естественные движения человека. Партер-джаз. Проработка на полу всех основных положений ног и корпуса. Закрепление мышечных ощущений, не свойственных при исполнении классического и народного танцев. Положение контракции и релаксации в положении лёжа и сидя, маленькие мостики и разножки. Сокращения и круговая работа стоп по 6-й и 5-й позициям. Растяжки лёжа и сидя. Проработка выхода на большой «мостик» из положения стоя. 7.2 Упражнения на середине Упражнения на середине: проучивание основных позиций ног в джаз-танце: «вторая параллель», «четвёртая параллель», «перпендикуляр». Работа корпуса, плеч, рук, ног и головы в положении стоя. Тяговые пор де бра, проработка торсовых смещений, работы боков. MTV-стиль. Разновидность современного клубного танца. В комбинациях сочетание мелких быстрых движений и медленных более широких. Основа движений MTV-стиля джаз танец. Разминка на середине зала: работа головы, плеч, средней части корпуса и бедер, коленей, стоп, паховые и боковые растяжки. Разучивание танцевальных комбинаций и составление танцевального номера. Список литературы • Бочкарева, Н.И.Ритмика и хореография [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 2000. – 101 с. • Буренина А. И.Ритмическая мозаика. С. – Петербург, 2000. – С5. • Дереклеева Н. И.Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.– Москва «ВАКО», 2005 • Зенн Л. В.Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики //http://www.kindergenii.ru • Зимина, А.Н.Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. М.: Владос, 2000. • Каплунова И. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. /И. Каплунова, И. Новоскольцева. – СанктПетербург «Композитор», 2005. • Колодницкий, Г.А.Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 61с. • Кошмина И.В. Музыкальный букварь.– Москва «ОЛИСС, ДЕЛЬТА», 2005. • Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /М.А.Михайлова. – Ярославль «Академия развития», 2002.Банникова 10.В.Д. «Основные элементы классического танца» А. 1999 г. • Ткаченко Т. «Работа с танцевальными коллективами» М., 1958 г. • Устинова Т. «Русские танцы» М. 1975 г. • Кулдашова Н.В. «Школа классического танца» М. 1964 г. • Ваганова А. «Основы классического танца» М. 1964 г. • Ткаченко Т «Народные танцы» - М. 1975 г. • Тарасов Н.И. «Классический танец» М. 1971 г. • Костровицкая B.C. «100 уроков классического танца» Л. 1981г. • Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М. 1964 г. • Калашникова Н.И. «Современная хореография» 2014г.