Дополнительная общеразвивающая программа в области хореографического искусства

Дополнительная общеразвивающая программа в области
хореографического искусства
программа учебного предмета «ХОРЕОГРАФИЯ»

Составитель:
Боярчук. Л. А.
Учитель ритмики

Астрахань 2023г

Пояснительная записка.
Хореография - искусство синтетическое, в ней музыка живёт в движении,
приобретает осязательную форму, а движения как бы становятся слышимыми.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое
внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому
образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и
физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и
физического развития. В «век гиподинамии», когда дети проводят большое
количество времени сидя за партой, за компьютером или просто у телеэкрана,
занятия хореографией становятся особенно актуальными. Во-первых, танец это движение, которое развивает физическую силу, выносливость, ловкость,
формирует фигуру. Во-вторых - искусство, развивающее художественное
воображение, ассоциативную память, творческие способности. Хореография
является дополнительным резервом двигательной активности детей,
источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки
умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их
успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
Направленность программы «Хореография» по содержанию является
художественно-эстетической; по функциональному предназначения–досуговой,
учебно- познавательной и общекультурной; по форме организации – групповой,
кружковой, общедоступной.
Особенность программы состоит в том, что большая часть занятий, на первом
году обучения, опирается на партерный экзерсис и также предусмотрен
отдельный блок сценическое движение, в котором по годам обучения
расположены блоки: актерское мастерство и творческая деятельность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными
принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип
взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического
воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует
развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в
постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает
становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности,
трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на
приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего
воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание
детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических
упражнений и др.).
Цель программы:
 Обучить детей основам хореографии.
 Сформировать навыки выполнения танцевальных упражнений.
 Воспитывать чувство коллективизма, способность к продуктивному
творческому общению.
Задачи:
 Сформировать представление о специфике разнообразных жанров







танцевального искусства;
Научить выразительности и пластичности движений.
Формировать ловкость, выносливость и физическую силу.
Развить навыки самостоятельной творческой деятельности
Оаучить детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру
своих движений.
Воспитать музыкальный вкус и любовь к искусству танца.

Программа разработана на основе собственной практической работы с
обширным контингентом обучающихся, разных по музыкальным и физическим
данным, складу психики и нервной системы, с учётом интересов ребят, их
познавательной активности и творческих возможностей. В отличие от
большинства программ, эта программа позволяет обучаться детям с любым
уровнем исходных природных данных (наличие выворотности, танцевального
шага, пропорционального телосложения и. т. д.). Представленная программа
позволяет наиболее эффективно организовать учебный процесс в соответствии с
требованиями, предъявляемыми современной педагогикой. С одной стороны, она
должна способствовать подъёму хореографической культуры и отвечать
запросам самых широких и различных слоёв общества и различных социальных
групп. С другой стороны - обеспечить совершенствование процесса развития и
воспитания наиболее способных детей. Ребенок должен не только грамотно и
убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих
задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом
обучения танцам является разъяснение ребенку последовательности действий в
постановочной работе.
Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение
пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методы как
«возращение к пройденному»,
придают объемность линейному и
последовательному освоению материала в данной программе. По структуре
программа является ступенчатой (спиральной), в которой п материал
представлен так, чтобы каждая «ступень» была основана на пройденном
материале и сама служила основанием для дальнейшей «ступени» по принципу
от простого к сложному.
Дети формируются в одну объединённую группу:
Младшая группа 7, 8 лет. Количество обучающихся 3 человека;
Средняя группа 9, 10 лет. Количество обучающихся 4 человека;
Старшая группа 11, 12 лет. Количество обучающихся 3 человека.
Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность одного практического
занятия
30 минут; 15 минут – усвоение теоретического материала.
Сроки реализации образовательной программы один год. Особенное внимание
уделяется детям младшей группы. Делается акцент на партерном экзерсисе. В
первой четверти педагогу необходимо проявлять особую чуткость и внимание к
ребятам, заинтересовать их искусством хореографии и пониманием

необходимости приложения труда для усвоения основ танцевальной
деятельности. Во второй четверти этап обучения связан с ускорением темпа. В
третьей и четвёртой четверти – с усложнением курса и усовершенствование
изученного. Группы форм организации обучения: по количеству детей –
групповая, по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей
– практикум: конкурсы, фестивали, отчетные концерты; по дидактической цели
– вводное занятие, по углублению знаний, практическое занятие, по контролю
знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Основное
содержание цикла занятий рассчитано на три этапа, содержание и задачи каждого
из них взаимосвязаны, этапа соответствуют группам начального звена обучения,
и от этапа к этапу идет усложнение. Программа содержит минимум
тренировочных упражнений и танцевальных движений – азбука классического,
народно-сценического и эстрадного танца, что способствует гармоничному
развитию танцевальных способностей учащихся. Теоретические сведения по
музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятия и в ходе
работы над постановками. Программа дана по четвертям обучения, в течение
которых ученикам следует усвоить определенный минимум знаний, умений,
навыков, сведений по хореографии. На каждом этапе обучения дается материал
по основным пяти разделам:
1.Ритмика
2.Элементы классического танца;
3.Элементы народно-сценического танца;
4.Элементы эстрадного танца (современная хореография).
5.Постановочно-репетиционная работа
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие двигательной активности;
- формирование способности к эмоциональному восприятию материала;
- осознавать роль танца в жизни;
-развитие танцевальных навыков.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя навыки
контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в
том числе творческого характера.
Коммуникативные УУД:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
– правильно держать осанку;
– правильно выполнять позиции рук и ног;
– правильно держать положения корпуса и головы при выполнении
танцевальных движений;
– исполнять упражнения, танцевальные движения, хореографические
композиции, этюды;
– выполнять передвижения в пространстве зала;
– выразительно исполнять танцевальные движения.

Календарно-тематическое планирование
на 2023/2024 учебный год.

№ РАЗДЕЛ

ТЕИА УРОКА

ДАТА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

I четверть
Вводное занятие. Техника 04.09.23
безопасности.

1

Партерная гимнастика

2

1

06.09.23

1

3

Теоретические сведения 11.09.23

1

4

Упражнения на
13.09.23
укрепление мышц пресса,
спины, поясничного
отдела позвоночника

1

5

Музыка, термины и
понятия.

18.09.23

1

6

Сценическая практика.

20.09.23

1

7

Разучивание
поклона,ОРУ

25.09.23

1

Партерная гимнастика

27.09.23

1

Упражнение на
напряжение и
02.10.23
расслабление мышц тела. 04.10.23
Танцевальные движения

2

8
9
10

Ритмика

11

История
хореографического
искусства.

09.10.23

1

12

Импровизация и
актёрское мастерство.

11.10.23

1

13

Партерная гимнастика

16.10.23

1

14

Упражнения на
ориентировку в
пространстве.

18.10.23

1

15

Музыка. Умение
выделять
акценты,паузы,затакт и
такт

23.10.23

1

16

Повторение ранее
пройденного материала

25.10.23

1

II четверть
17

Постановка корпуса

08.11.23

1

18

Позиции рук

13.11.23

1

19

Позиции ног

15.11.23

1

20

Упражнения у станка,

20.11.23

1

Упражнения на середине 22.11.23
зала

1

21

22

Элементы

Теоретическая
деятельность

27.11.23

1

23

классического

Постановка танца
«Ручеек»

29.11.23

1

24

танца

Танцевальные этюды и
танцы

04.12.23

1

упражнения на
06.12.23
координацию движений

1

25

Упражнения у станка,

26
27

11.12.23

1

Упражнения на середине 13.12.23
зала

1

28

Танцевальные этюды и
танцы

18.12.23

1

29

Партерная гимнастика

20.12.23

1

30

Сценическая практика и 25.12.23
актёрское мастерство.

1

31

упражнения на
27.12.23
координацию движений

1

III четверть
32

Теоретическая
деятельность

10.01.23

1

33

Партерная гимнастика

15.01.23

1

34

Работа с предметами

17.01.23

1

35

Танцевальные этюды и
танцы .Джаз.

22.01.23

1

36

Партерная гимнастика

24.01.23

1

37

Элементы

Танцевальные этюды и
танцы .Модерн.

29.01.23

1

38

эстрадного

Импровизация и
актёрское мастерство

31.01.23

1

39

танца

05.02.23

1

Постановка номера
«Душа ».
Работа в партере.

40

Сценическая практика

07.02.23

1

41

Повороты

12.02.23

1

42
43

Постановка номера
«Душа ».

14.02.23
19.02.23

2

44

Отработка простых
танцевальных связок

21.02.23

1

45

Отработка сложных
танцевальных связок

26.02.23

1

46
47

Упражнения на
ориентировку в
пространстве. ОРУ

28.02.23
04.03.23

2

48

Партерная гимнастика

06.03.23

1

49

Танцевальные этюды и
танцы. MTV-стиль

11.03.23

1

50
51

Танец «душа»

13.03.23

1

Упражнение на
18.03.23
напряжение и
расслабление мышц тела.

1

52

Повторение ранее
пройденного материала

53

20.03.23

1

01.04.23

1

Элементы

Постановка корпуса,
поклон

03.04.23

1

народносценического

Разучивание
танцевального шага
«Ковырялочка»
Шаг с притопом.
Притопы: одинарный,
двойной, тройной

08.04.23

1

56

Прыжки

10.04.23

1

57

Построение в круг.

15.04.23

1

58

Разучивание
танцевального шага
«Моталочка»

17.04.23

1

59

Разучивание
танцевального шага
«Гармошка»

22.04.23

1

24.04.23

1

Разводка
простых 06.05.23
комбинаций
в
сценический рисунок

1

Разводка
сложных 08.05.23
комбинаций
в
сценический рисунок

1

Повторение
элементов 13.05.23
изученных танцев .
Танец «Душа»

1

IV четверть
53
54

55

танца;

60
Построение в фигуры
(рисунок)
61

62

Постановочнорепетиционная
работа

63

64

Повторение
элементов 15.05.23
изученных танцев .
Танец «Ручеек»

1

65

Работа под счет

20.05.23

1

22.05.23

1

66

Работа с музыкальным
сопровождением

Содержание рабочей программы.
Теоретические сведения. Введение в предмет. Задачи 1-го года обучения.
Правила поведения в коллективе. Права и обязанности воспитанников. Техника
безопасности
Партерная гимнастика и ритмика. Знакомство с простейшими элементами
музыкальной грамоты, исполнение различных ритмических рисунков. Базовые
упражнения на полу, готовящие детей к более сложным упражнениям у станка.
Разучивание разминки - разогрева. Упражнения развивающие силу ног,
выворотность; правильную осанку; гибкость; подвижность суставов.
Разучивание батман тандю, плие, ронд. Упражнения на развитие ориентации в
пространстве: построение в колонну по одному, по два, расход парами,
четвёрками, построение в круг, движение по кругу
Импровизация и актёрское мастерство. Раздел, помогающий развить в
воспитанниках: внимание, воображение, ассоциативную память, чувство
правды и навыки актёрского мастерства. Игры развивающие артистичность,
наблюдение за походками людей и копирование пластикой, пантомимические
этюды на воображение «Во дворе», «Осень», «Домашние животные». Этюды
под музыку на заданную тему: «Новогодняя сказка» (используя выученные
движения изобразить Снеговика, Снегурочку, снежинку и.т.д.) .Разучивание
игры, развивающей умение импровизировать и работать в группе дружно и
сплочённо.. Пантомимические этюды на заданные темы, с использованием
выученных движений под музыку.
История хореографического искусства. Происхождение танца и хореографии.
Танец эпохи первобытно-общинного строя. Танец в культуре древних
цивилизаций. Танцевальный фольклор. Народный танец - исток
хореографической культуры народов. Бальные танцы, современные танцы.
Беседа по книге А. Дешковой «Загадки Терпсихоры»; « Вступление в балет». М.
Тальони и первые пуанты; видеопросмотр отрывков балетных спектаклей.

Репетиции и постановка танцев. Постановка маленьких ,коротких танцев.
Разучивание движений к танцу, постановка танцевального номера: «Душа»,
«Ручеек», «Джаз» . Репетиции. Отработка готовых номеров в танцевальном зале
и на сцене, подготовка к концертным выступлениям. Сценическая практика.
Неотъемлемая часть учебного процесса в подготовке юного артиста,
развивающая его смелость, выразительность и артистичность. Первые
выступления для родителей.
1. Изучение и разбор движений танцевального номера;
2.Отработка движений танцевального номера;
1.
Соединение движений в комбинации;
2.
Разводка комбинаций танцевального номера в сценический рисунок;
3.
Репетиционная работа.
Сценическая практика. Неотъемлемая часть учебного процесса в подготовке
юного артиста, развивающая его смелость, выразительность и артистичность.
Первые выступления для родителей.
1 раздел. Ритмика
Ритмика. Определение и передача в движении: характера музыки, темпа,
метроритма, размеров 2/4; 3/4. Упражнения на развитие ориентации в
пространстве: положения в парах, свободное размещение в зале с последующим
возвращением в колонну, построение из круга в одну шеренгу, в две, три,
четыре. Упражнения на развитие мышечного чувства и отдельных групп мышц:
разведение рук в стороны с напряжением; напряжение и расслабление мышц
шеи; напряжение и расслабление мышц плечевого пояса, корпуса.
1.Ритмические упражнения:
- упражнения на дыхание;
- физиологическая разминка по принципу сверху вниз.
2.Упражнения на ковриках:
- лежа на животе – поднимание рук и ног одновременно и поочередно,
покачивание;
- лежа на спине – поднимание ног, махи ногами;
- сидя – сгибание туловища, упражнения для стоп, махи ногами, выпрямление
спины;
- статические позы (вспомогательные) – «кузнечик», «змея», «верблюд» и т.д.
3.Упражнения для развития художественно-творческих способностей:
- движения в образах;
- пантомима.
4.Упражнения на пластику и расслабление:

- пластичные упражнения для рук;
- наклоны корпуса в координации с движениями рук;
- напряжение и поочередное расслабление всех мышц тела.
5.Пространственные упражнения:
- продвижения с прыжками, бег, поскоки;
-перестроение из одной фигуры в другую.
-повороты
-упражнения с предметами
6.Ритмические комбинации:
- связки ритмичных движений;
- этюды;
-танцевальная импровизация.
2 раздел .Классический танец
Основа тренажа, постановка рук корпуса и головы. Начало тренировки
суставно-мышечного аппарата. Прыжки. Повороты.Выработка выворотности,
эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.
3.1. Упражнения у станка: Позиции рук, ног; постановка корпуса по 1,2,5
позициям; батман тандю в сторону, вперёд и назад из 1 -й позиции, лицом к
станку, затем держась одной рукой за палку; деми и гранд плие по 1,2,5-й
позициям; пассе партер; деми ронд де жамб партер, положение ноги на кудепье,
батман тандю пурлепье, батман тандю сутеню, батман тандю жете. 3.2.
Упражнения на середине зала: Разминка: шаг с носка, шаг на полупальцах, бег
выбрасывая прямые ноги вперёд и назад, бег сгибая ноги, наклоны корпуса в
стороны, вперёд и назад, низкие выпады вперёд и в стороны. Точки плана
класса, эпальман;1-е пор де бра; постановка корпуса по 1-й
3-е пордебра; позы круазе, эфассе, экарте; батман тандю, плие, батман тандю
жете, ронд де жамб партер, батман фраппе, батман фондю, релевелян на 45;
Прыжки соте, шанжман де пье. 3.3 Закрепление упражнений. Повторение и
закрепление выученного, работа над техникой исполнения. .3.3.Упражнение на
расслабление и напряжение мышц .
1.Постановка корпуса, позиции ног(I, II, III, IV, V),позиции рук(I, II, III,
подготовительная) в центре зала,поклон(усложнение).
- плие;
- пор-де-бра.
2. Упражнения на середине зала:
- приседания и полуприседания;
- поднимание стопы на полу-пальцы;
- движение в координации рук и ног по позициям, повороты.
3.Прыжки, верчения:
- прыжки на месте по I, II, III позициям ног;

- верчения на середине зала (понятие «точки»), в диагонали.
2.
4.Комбинации движений классического танца:
- этюды;
- координация движений рук и ног в исполнении прыжков и верчений;
- координация рук и ног в исполнении движений на середине.
3 раздел .Элементы народно-сценического танца;
Русский народный танец - часть национальной культуры русского народа. В
этот раздел входит знакомство с основными позициями и положениями рук и
ног в русском танце, развитие координации движений, во время исполнения
простейших элементов и движений на середине зала. Лекция связи русского
народного танца с песней, обычаями, обрядами, бытом, разнообразии народных
игр, хороводов, плясок. Русские праздничные костюмы, их связь с бытом,
танцами и природой. Традиции сложившиеся в исполнении русского народного
танца. Изучение разминки в характере русского танца; 12 Разучивание
характерных движений: гармошка, бег молоточками, переменный ход, шаги с
носка, с каблучка, «моталочки», «верёвочки», припадание. Поворот на месте
«точка», бег в повороте, двигаясь по диагонали зала. Сценические танцы .
Белорусский народный танец очень удобен для обучения детей по своему
лексическому материалу. Беседа «Характерные особенности белорусского
танца». Разучивание основных положений рук, элементов и движений
белорусских танца «Лявониха» : притопы одинарные и тройные с наклоном,
подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции, тройные подскоки, подскоки с
продвижением вперёд и назад, выбрасывание ног на каблук, присядка на двух
ногах по 1 -й прямой позиции с продвижением в стороны и выносом ноги на
каблук вперёд. Разучивание танцевального этюда .
1.Основные положения рук, ног, постановка корпуса, поклон(усложнение).
2.Основные танцевальные движения:
- танцевальные шаги – с каблука, боковые, с притопом, бег, притопы –
одинарный, двойной, тройной;
- «Ковырялочка», «Моталочка», «Гармошка»;
- повороты, прыжки.
3.Комбинации русского народного танца «Плясовая».
4 раздел .Элементы эстрадного танца (современная хореография).

Танец на эстраде в своем многообразии сочетает в себе движения современных
танцевальных направлений, элементы народного танца, танцевальные фигуры
бального танца, лексику классического балета, элементы спортивной
гимнастики и акробатики. Особенности танцевальной пластики определяются
потребностями современного общества и формируются под влиянием смежных
искусств: театра, живописи, цирка, пантомимы и музыкального искусства.
Постановка номеров. Партерная гимнастика: растяжка ,упражнения на

коврике .Основы джаз-танца. Владение техникой джазового танца позволяет
глубже выражать эмоциональные и социальные переживания, использовать в
танце естественные движения человека. Партер-джаз. Проработка на полу всех
основных положений ног и корпуса. Закрепление мышечных ощущений, не
свойственных при исполнении классического и народного танцев. Положение
контракции и релаксации в положении лёжа и сидя, маленькие мостики и
разножки. Сокращения и круговая работа стоп по 6-й и 5-й позициям. Растяжки
лёжа и сидя. Проработка выхода на большой «мостик» из положения стоя. 7.2
Упражнения на середине Упражнения на середине: проучивание основных
позиций ног в джаз-танце: «вторая параллель», «четвёртая параллель»,
«перпендикуляр». Работа корпуса, плеч, рук, ног и головы в положении стоя.
Тяговые пор де бра, проработка торсовых смещений, работы боков.
MTV-стиль. Разновидность современного клубного танца. В комбинациях
сочетание мелких быстрых движений и медленных более широких. Основа
движений MTV-стиля джаз танец. Разминка на середине зала: работа головы,
плеч, средней части корпуса и бедер, коленей, стоп, паховые и боковые
растяжки. Разучивание танцевальных комбинаций и составление танцевального
номера.

Список литературы
• Бочкарева, Н.И.Ритмика и хореография [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово,
2000. – 101 с.

• Буренина А. И.Ритмическая мозаика. С. – Петербург, 2000. – С5.
• Дереклеева Н. И.Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5
классы.– Москва «ВАКО», 2005
• Зенн Л. В.Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и
ритмических движений на уроках ритмики //http://www.kindergenii.ru
• Зимина, А.Н.Основы музыкального воспитания и развития детей младшего
возраста / А.Н. Зимина. М.: Владос, 2000.
• Каплунова И. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей
детских дошкольных учреждений. Этот удивительный ритм. Развитие
чувства ритма у детей. /И. Каплунова, И. Новоскольцева. – СанктПетербург «Композитор», 2005.
• Колодницкий, Г.А.Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы
для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 61с.
• Кошмина И.В. Музыкальный букварь.– Москва «ОЛИСС, ДЕЛЬТА», 2005.
• Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов /М.А.Михайлова. – Ярославль
«Академия развития», 2002.Банникова 10.В.Д. «Основные элементы
классического танца» А. 1999 г.
• Ткаченко Т. «Работа с танцевальными коллективами» М., 1958 г.
• Устинова Т. «Русские танцы» М. 1975 г.
• Кулдашова Н.В. «Школа классического танца» М. 1964 г.
• Ваганова А. «Основы классического танца» М. 1964 г.
• Ткаченко Т «Народные танцы» - М. 1975 г.
• Тарасов Н.И. «Классический танец» М. 1971 г.
• Костровицкая B.C. «100 уроков классического танца» Л. 1981г.
• Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М. 1964 г.
• Калашникова Н.И. «Современная хореография» 2014г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».