Рабочая программа по курсу внеурочной профориентационной деятельности обучающихся с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями для 8 и 9 классов

Рабочая программа по курсу
внеурочной профориентационной деятельности
обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 8 и 9 классов
на 2023-2024год

Разработал:
А.М. Чернышева

Астрахань
2023г.

Пояснительная записка
Программа составлена на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ, с изменениями и дополнениями;
- учебного плана, формируемого в соответствии с приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897 « Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
- учебного плана, формируемого в соответствии с приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644 « О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17декабря 2010 г. №1897 « Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.№2821-10,
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»
(зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года №19993);
- Приказа N 74 от 1 февраля 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный
учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312;
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ от 9
марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования,
утвержденный приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента
государственных стандартов основного общего образования» (в редакции от 19 октября
2009 № 427).
Актуальность курса обусловлена рядом факторов:
 Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере
профессионального труда.
 Отсутствием ясной жизненной перспективы.
 Неадекватной самооценкой и несформированной способностью оценки своих
возможностей и способностей
при определении профиля и содержания профессии.
 Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата
на человека и неготовность к преодолению профессиональных трудностей.
Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно
необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид
деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной
чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К
выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует
длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности.
Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую
деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в
процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают,
что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку,
избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью
представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило,
они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство
юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в
дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере;
таким образом, выбор профессии осуществляется методом «проб и ошибок».
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной
деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных,

предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких
специалистов важная роль принадлежит школе, поэтому профессиональное
самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения.
Цель курса внеурочной профориентационной деятельности: создание условий
для формирования у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 8 и 9 классов
осознания значимости профессии и труда в жизни человека, готовности к осознанному
профессиональному выбору.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира
профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования
карьеры;
2. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
3. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
4. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет
получения соответствующих знаний и умений. Расширения границ самовосприятия,
пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
Воспитательные задачи:
1. Определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных
требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям
личности обучающегося;
3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и
труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
4. Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических
условиях.
Развивающие задачи:
1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и
самореализации;
2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности,
первичных профнамерений и их динамики;
3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню
притязаний;
4. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в
ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические
проблемы в экспериментальной ситуации, корректировать выбор, презентовать себя);
5. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах
применительно к реализации себя в будущей профессии;
6. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в
процессе коллективной работы.
Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения
следующих коррекционных задач:
- развивать речевую активность;
- обогащение и усложнение словарного запаса;
- развитие мышления;
- на основе выявления причинно - следственных связей развивать логическое
мышление, пространственное воображение и познавательные способности.
Общая характеристика курса
Формы занятий – рассказ, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование,
анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми интересных
профессий, познавательные беседы, инструктажи, экскурсии, комбинированный урок,
конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые

беседы; демонстрация аудио- и видеофильмов, описание профессий, встреча с
представителями отдельных профессий.
Планируемые результаты освоения курса
Освоение детьми программы внеурочной деятельности направлено на достижение
комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты
 основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда,
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
 положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
 целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной
и социальной частей;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
 понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является
формирование следующих базовых учебных действий (БУД):
1.Регулятивные БУД:

Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией,
учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные БУД:
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на
основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные БУД:
 Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
 Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий
служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными
знаниями, умениями и навыками.
К ним относятся:

когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание
овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
 поведенческие
навыки
трудовой
деятельности,
ответственность,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
Ожидаемые результаты:
 участие в различных видах игровой, творческой деятельности;
 заинтересованность в развитии своих способностей,
 участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
 возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной
деятельности,
 развитие познавательной активности, любознательности, расширение общего
кругозора и знаний, познавательных интересов и творческого мышления;
 проявление интереса и склонности к определённым профессиям, уважение к
людям трудовых специальностей
 совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как
ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных
обязанностей.
Оценка планируемых результатов освоения программы
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяется воспитательными результатами. О достижении результатов следует судить по
следующим критериям:
Критерии успешности прохождения программы
 Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание
профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать
задания для проверки этих способностей.
 Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое
описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы
для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих
способностей.
 Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не
определяет способности, которые необходимы для данной профессии.



Программа курса внеурочной профориентационной деятельности рассчитана
на 1 год: (3 часа в неделю). Программа может быть реализована в течение двух лет
обучения в зависимости от особенностей, обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и ресурсов образовательного учреждения.

Список литературы, использованной при разработке программы
1. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В. Профориентационный тренинг для
старшеклассников «Твой выбор». - СПб.: Речь, 2007.
2. Борисова Ю.В. Особенности представления о будущем подростков-сирот с ЗПР и
умственной отсталостью: автореф. дис. канд. психол. наук. - СПб., 2005.
3. Ларнер П.С., Михальченко Г.Ф., Чистякова С.Н. Твоя профессиональная карьера:
учебник для 8-9 классов. - М.: Просвещение, 2010.
4. Михайлина М.Ю., Павлова М.А., Нелюбова Я.К. Сопровождение
профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации,
занятия. - Волгоград: Учитель, 2009.
5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного
самоопределения. - М.: Прогресс, 2007.
6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального
самоопределения старшеклассников. - М.: Первое сентября, 2004.

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Дата
Количество
проведения
часов
по плану

1.

7.09

1

2.

7.09

2

3.

14.09

1

4.

14.09

2

5.

21.09

1

6.

21.09

2

7.

28.09

1

Тема занятия

Элементы содержания

Раздел 1. Введение в курс
Важность выбора профессии в жизни человека Цель, задачи, планируемые результаты курса внеурочной
деятельности «Человек и профессия». Важность выбора
профессии в жизни человека. Понятие личного и
профессионального плана. Профессиональная самореализация
как высшая стадия профессионального развития человека.
Определение цели жизни и проблема выбора Факторы формирования цели жизни: необходимость, внешние
профессии
обстоятельства, стимулы, мотивы и другие.
Взаимосвязь целеполагания (поиска цели,
выбора цели) и целенаправленности.

Целеустремленность, движение от цели к результату.

Раздел 2. Мои профессиональные интересы и возможности
Диагностика профессиональных интересов и Упрощенный
вариант
дифференциально-диагностического
склонностей (первичная)
опросника
Е.А.
Климова
(ДДО);
анкета
интересов
А.Е. Голомштока; методика «Структура интересов» В. Хеннинга.
Обработка результатов диагностики.
Анализ результатов изучения интересов и
Знакомство и интерпретация результатов учащимся и их
склонностей в совместной работе с
родителям. Индивидуальные особенности человека, являющиеся
обучающимися
условиями
успешности
овладения
профессией
и
профессиональной деятельностью.
Профессионально важные качества
Характеристика таких профессионально важных качеств
человека,
как
состояние
здоровья,
квалификация,
профессиональные способности, склонности и интересы.
Раздел 3. Мир профессий
Характеристика труда: содержание, характер Труд как целесообразная деятельность человека, направленная на
создание материальных и культурных ценностей. Содержание
труда как функциональные особенности конкретного вида
трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и особенностями организации производственного

Характеристика труда: процесс и условия
труда
Понятие о профессии, специальности,
специализации

8.

28.09

2

9.

5.10

1

10.

5.10

2

Понятие о квалификации

11.

12.10

1

Понятие о профессиограмме
Понятие о профессиограмме: основные
правила работы с профессиограммой

12.

12.10

2

Структура профессиограммы

13.

19.10

1

Классификация профессий

15

19.10

2

Характеристика профессий типа
«человек - человек»

16

26.10

1

Характеристика профессий типа «человек техника»

процесса (ответственность и сложность труда, уровень
технической оснащенности и другие).
Процесс труда. Условия труда. Социально-экономические и
производственные условия труда.
Понятие о профессии. Специальность как характеристика рода
трудовой деятельности, требующей определенных знаний и
трудовых навыков, приобретаемых путем специального
образования.
Специализация
как
конкретная
область
деятельности в рамках специальности.
Квалификация. Формальная квалификация: разряды, классы,
категории,
звания.
Реальная
квалификация:
уровень
профессионального
мастерства,
который
действительно
проявляет человек. Составление словаря профессий.
Профессиограмма как система признаков, описывающих
определенную профессию. Профессиограмма как системное
описание социальных, психологических и иных требований,
составляющих основу профессиональной пригодности людей.
Структура профессиограммы. Знакомство с профессиограммами
профессий, доступных для освоения выпускниками специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Типология профессий Е.А. Климова, классификация профессий
по признаку целей, классификация профессий по признаку
основных средств труда. Классификация профессий по условиям
труда, классификация профессий Дж. Голланда на основе связи
типа личности и типа профессиональной среды.
Определение профессии типа «человек - человек». Знакомство с
профессиями, связанными с работой с людьми, воспитанием,
обучением и профессиональной подготовкой людей. Требования
к людям, работающим в указанной сфере.
Презентация перед классом одной выбранной профессии по
данному типу классификации каждым учеником.
Определение профессии типа «человек - техника».

17

26.10

2

18

9.11

1

19

9.11

2

20

16.11

2

21

16.11

1

22

23.11

1

Требования к людям, работающим в сферах с созданием,
монтажом, сборкой и наладкой технических устройств,
эксплуатацией технических средств, ремонтом техники.
Презентация перед классом одной выбранной профессии по
данному типу классификации каждым учеником.
Характеристика профессий типа «человек Определение профессии типа «человек – знаковая система».
знаковая система»
Требования к людям, работающим в сферах с работой с текстами,
цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами,
звуковыми и световыми сигналами.
Презентация перед классом одной выбранной профессии по
данному типу классификации каждым учеником.
Характеристика профессий типа «человек Определение профессии типа «человек – природа».
природа»
Требования к людям, работающим в сферах, связанных с
изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и
животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и
животных.
Презентация перед классом одной выбранной профессии по
данному типу классификации каждым учеником.
Характеристика профессий типа «человек Определение профессии типа «человек – художественный образ».
художественный образ»
Требования к людям, работающим в указанной сфере.
Анализ информации о профессии, полученной из различных
информационных источников. Сравнение обучающимися,
имеющихся представлений о профессии с полученной ими
информацией.
Презентация перед классом одной выбранной профессии по
данному типу классификации каждым учеником.
Раздел 4. Профессиональное самоопределение
Факторы, влияющие на выбор профессии
Анализ основных факторов, определяющих выбор профессии
человеком.
Учет состояния здоровья при выборе
Медицинские противопоказания и выбор профессии. Понятие
профессии
«неблагоприятные производственные факторы».
Склонности, интересы, мотивы в
Склонности, желания, интересы личности в профессиональном
профессиональном выборе
выборе. Потребности и мотивы как условие активности личности.

23

23.11

2

«Хочу», «Могу», «Надо»

24
25

30.11
30.11

1
2

Типичные ошибки при выборе профессии
Потребности современного рынка труда в
квалифицированных кадрах

26

7.12

1

Что такое резюме

27

7.12

2

«Я выбираю»

28

14.12

2

29

14.12

1

30

21.12

1

Выбор профессии на основе анализа
составляющих «хочу - могу - надо»
Подготовка сочинения «Мой путь в
профессию»
Личный профессиональный план

31

21.12

2

32

28.12

1

33.
34.

28.12
12.01

2
1

Индивидуальные интересы и мотивы. Профессиональные
намерения.
Формула
профессионального
самоопределения
«Хочу.Могу.Надо». Физиологические и психологические ресурсы
личности.
Перечень ошибок при выборе профессии.
Рынок труда, его структура. Спрос и предложение, методы их
регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция.
Разнообразие предприятий и форм их собственности.
Предпринимательство. Индивидуальная трудовая деятельность.
Занятость населения. Безработица.
Знакомство с резюме. Правила написания резюме. Учимся
составлять собственное резюме.
Моделирование выбора профессии на основе результатов
диагностических методик, самооценки, учета ограничений
трудоспособности в соответствии с состоянием здоровья.
Составления формулы своего профсамоопределения.

Написания на основе полученной информации сочинения «Мой
путь в профессию».
Постройка личного профессионального плана по образцу
(собственное представление о будущем)
Раздел 5. Подготовка к будущей карьере
Понятие «карьера»
Определение
понятия
«карьера».
Должностной
рост.
Профессиональный рост. Карьера вертикальная. Карьера
горизонтальная.
Этапы построений карьеры
Этапы построения карьеры: предварительный; становление;
продвижение; завершение; пенсионный.
Куда пойти учиться?
Знакомство и получение информации о техникумах.
Система начального и среднего
Условия приема и обучения в учреждениях начального и среднего
профессионального образования
профессионального образования.

35.

12.01

2

Права лиц, имеющих инвалидность

36

19.01

3

37

26.01

3

38

1.02

1

Экскурсии в учреждения начального, среднего
профессионального образования
Встречи с представителями учреждений
профессионального образования
Работа с рекламными буклетами и сайтами
учреждений профессионального образования

39

1.02

2

Профессиональный (карьерный) рост

40

8.02

2

Мотивационные факторы профессионального
(карьерного) роста

41

8.02

1

Непрерывное образование и
профессиональное совершенствование

42

15.02

1

Формы повышения квалификации

43

15.02

2

44

22.02

1

45

29.02

3

46

7.03

3

Нормативно закрепленные особые права лиц, имеющих инвалидность, при приеме на обучение в учреждения профессионального
образования.
Посещение
Дней
открытых
дверей
в
учреждениях
профессионального образования.
Получение информации от приглашенных представителей
учреждений профобучения.
Поиск профучреждений на сайтах в интернете, получение
дополнительной информации, знакомство непосредственно с
сайтом профучреждения.
Профессиональный рост как рост профессиональных знаний,
умений и навыков, признание профессиональным сообществом
результатов труда человека, авторитета в конкретном виде
профессиональной деятельности.
Мотивационные факторы профессионального (карьерного) роста:
удовлетворение потребности в уважении, социальное признание,
самовыражение в деятельности, независимость.
Профессиональная компетентность. Критерии профессиональной
компетентности.
Понятие
профессионального
совершенствования.
Формальные и неформальные формы повышения квалификации.

Построение личного профессионального плана Построение учащимися с ограниченными возможностями
здоровья собственного карьерного плана.
Раздел 6. Основы трудового законодательства
Трудовое законодательство
Знакомство с основным нормативным правовым документом,
устанавливающим государственные гарантии трудовых прав и
свобод, защиту прав и интересов работников и работодателей.
Права и обязанности работников,
Работа и поиск в трудовом кодексе статей, касающихся прав и
работодателей
обязанностей работников и работодателей.
Трудовые отношения
Понятие «трудовые отношения». Основания возникновения
трудовых
отношений.
Стороны
трудовых
отношений:
работодатель, работник.

Права и обязанности сторон трудовых
отношений
Трудовой договор

Основные права и обязанности работодателя. Основные права и
обязанности работника.
Понятие «трудовой договор». Стороны трудового договора.
Содержание трудового договора. Форма трудового договора.
Необходимые аспекты при трудоустройстве
Испытание при приеме на работу. Документы, предъявляемые при
заключении трудового договора. Трудовая книжка. Медицинский
осмотр при приеме на работу. Оплата труда.
Рабочее время
Понятие «рабочее время». Нормальная и сокращенная продолжительность рабочего времени. Режим рабочего времени.
Раздел 7. Подведение итогов
Диагностика профессиональных интересов и Упрощенный
вариант
дифференциально-диагностического
склонностей
опросника Е.А. Климова (ДДО); анкета интересов А.Е.
Голомштока.

47

14.03

3

48

21.03

3

49

4.04

3

50

11.04

3

51

18.04

3

52

25.04

3

Диагностика профессиональных интересов и
склонностей

53

16.05

3

54

23.05

3

Анализ результатов изучения интересов и
склонностей в совместной работе с
обучающимися
Подведение итогов

Методика «Структура интересов» В. Хеннинга.
Обработка результатов.
Знакомство и интерпретация итоговых результатов с учащимися
и их родителями.
Групповые и индивидуальные
актуальным вопросам

беседы

с

учащимися

по


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».