Рабочая программа по учебному предмету мир природы и человека для 3б класса

Рабочая программа по учебному предмету
«Мир природы и человека»
для обучающихся 3б класса
2023-2024 учебный год

Составитель:
учитель начальных классов
У.У. Касумова

Астрахань
2023

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ..................................................................... 10
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»
составлена

на

основе

общеобразо-вательной

Федеральной
программы

адаптированной

обучающихся

с

основной
умственной

отсталостью (интеллек-туальными нарушениями), далее ФАООП УО
(вариант 1), утвержденной приказом

Министерства

просвещения

России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умствен-ной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особен-ностей и возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предмет-ной
области «Естествознание» и является обязательной частью учебного
плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по
учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе рассчитана на
34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

про-

грамма определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и
чело-века».
Цель обучения – углубление знаний и представлений о живой и неживой природе; расширение понимания взаимосвязей, существующих
между миром природы и человека, изучение связей между объектами
природы.
Задачи обучения:
углубление представлений обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы;

формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
развитие навыков устной коммуникации;
закрепление представлений об объектах живой и неживой природы;

3

формирование элементов образного и аналитического мышления;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3
классе определяет следующие задачи:
закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на
Земле, о влиянии Солнца на смену времен года, о его значении в жизни
жи-вой природы;
изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни
растений, животных и человека;
формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.

Планируемые результаты освоения рабочей программы по
учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе
Личностные результаты:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной

отзывчивости

и

взаимопомощи,

проявление

сопере-живания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой.

4

Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и
неживой природы;
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе;
иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать
необходимость его выполнения;
знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц;
составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами,
их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;

5

правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
знать правила гигиены частей тела;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного,
проявлять желание рассказать о предмете изучения;
уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
выполнять доступные природоохранительные действия;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами
окружающего мира;
использовать сформированные умения при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету
«Мир
природы и человека» в 3 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
ком-петенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.

6

Критерии оценки предметных результатов
Оценка достижений

обучающимися с умственной отсталостью (ин-

теллектуальными нарушениями) предметных результатов основана
на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоен-ные
элементарные

обучающимися
по

даже

со-держанию

коррекционно-развивающую

незначительные
знания

функ-цию,

и

по

умения

поскольку

объёму

и

выполняют
они

играют

определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении
им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с
фиксиро-ванием отметки в журнале.

Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала,
обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер
к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:
устный опрос;
творческие и практические работы;
самостоятельные работы.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с кален-дарно
– тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в
форме творческой работы или теста.

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточ-ной
аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во вни-

мание

индивидуальные

особенности

интеллектуального

развития

обучаю-щихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные
результаты

7

выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к
об-щему объему, тем выше показатель надежности полученных
результатов,

что

дает

основание

оценивать

их

как

«удовлетворительные», «хорошие», «отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся

в

ходе

выполнения

творческих,

самостоятельных,

практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
«отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
при освоении образовательной программы. При оценивании устных
ответов по учебному предмету «Мир природы и человека» принимается
во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоенияизученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:

Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения
в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи,
умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответ-ствует
требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает от-

дельные неточности в изложении фактического материала, неполно
раскры-

8

вает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помо-щью
наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным
изло-жением фактического материала и не может применять
самостоятельно зна-ния на практике.

Оценка «2» - не ставится.

9

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический
характер и тесно связано с другими учебными предметами. При
подборе учебного материала используется дифференцированный подход
к учебным возможностям обучающихся, способствующий наилучшей
социальной адаптации их в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе
предусматривает расширенное знакомство с объектами и явлениями
окру-жающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-след-ственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
Необходимо

максимально

активизировать

деятельность

обучаю-

щихся на уроке, побуждать их к поиску ответов на вопросы, рассуждать,
высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, используя свой
жизненный опыт.
Усвоению содержания учебного предмета в 3 классе способствует использование

методов

практиче-ских

работ,

наблюдения,
игр,

экскурсий.

разнообразных

упражнений,

Практические

наблюдения

необходимо допол-нить наблюдениями во время экскурсий. Данные
методы в комплексном и системном применении необходимы для
углубления

и

накопления

опыта взаимодействия

с

изучаемыми

объектами и явлениями живой и неживой природы.
Содержание разделов
№ п/п

Название раздела

Количество

Контрольные
работы
1

1.

Неживая природа

часов
4

2.

Времена года. Осень

3

3.

Живая природа. Растения

7

1

4.

Времена года. Зима

3

5.

Живая природа. Животные

7

10

1

6.

Времена года. Весна

3

7.

Живая природа. Человек

5

8.

Времена года. Лето

2

Итого:

11

34

1

4

III .
Тема предмета

Кол-во
часов

№

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Неживая природа – 4 часа
1
1
Солнце
5.09
Режим
дня

2

12

Календарь

1
12.09

Программное содержание

Просмотр видео
Рассматривание схемы
Наблюдение за высотой
солнца над горизонтом в разное время года: направление
солнечных лучей, количество
тепла и света
Ответы на вопросы
Составление режима дня Прослушивание текста
Ознакомление с правилами
хорошего
сна
Дидактическая игра «Что
нужно для
Чтение
текста
сна»
Знакомство с календарём
Перечисление месяцев
Называние времен года, месяцев, дней недели
Ответы на вопросы
Отгадывание загадок

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Просматривают видео
Рассматривают схемы
Наблюдают за высотой солнца
над горизонтом в разное время
года: направление солнечных лучей, количество тепла и света в
естественных условиях
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Составляют режим дня по картинке с помощью учителя
Прослушивают текст
Обсуждают правила хорошего
сна
Играют часть
Читают
в игрутекста
«Что нужно для
сна»
Знакомятся
с календарем по картинке
Перечисляют месяцы с помощью
календаря и учителя
Называют времена года, месяцы
по календарю с помощью учителя
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки

Просматривают видео
Рассматривают схемы
Наблюдают за высотой
солнца над горизонтом в
разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света в
естественных условиях
Отвечают на вопросы
Составляют режим дня по
картинке
Прослушивают текст
Обсуждают и выбирают
правила хорошего сна
Играют текст
Читают
в игру «Что нужно
для сна»
Знакомятся
с календарем по
картинке
Перечисляют месяцы с помощью календаря
Называют времена года, месяцы, дни недели по календарю
Отвечают на вопросы
Отгадывают загадки

3

Воздух
Термоме
тр

1
19.09

4

Ветер
Поведение
чело-века во
время урагана

1
26.09

Просмотр видео о воздухе
Чтение текста, ответы на вопросы
Рассматривание рисунка
Проведение практической
работы
Отгадывание загадки
Словарная работа – термометр
Чтение текста, ответы на вопросы
Рассматривание показаний
термометра, дифференциация
показаний

Просматривают видео о воздухе
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Рассматривают рисунки
Выполняют практическую работу с помощью учителя
Отгадывают загадки с опорой
на картинки
Составляют словосочетание со
словарным словом - термометр
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой
на картинке
Рассматривают показания термометра

Просматривают видео о
воздухе
Читают текст
Отвечают на вопросы
Рассматривают рисунки
Выполняют практическую
работу под руководством
учителя
Отгадывают загадки
Составляют словосочетание и предложение со
словарным словом - термометр
Читают текст
Отвечают на вопросы о
термометре
Рассматривают показания
термометра
Чтение текста, ответы на воЧитают часть текста
Читают текст
Рассказывают о показаниях
просы
Отвечают на вопросы с опорой
Отвечают на вопросы
термометра
Проведение практической ра- на картинке
Проводят практическую работы
Проводят практическую работу с боту
Рассматривание иллюстраций помощью учителя
Рассматривают иллюстраСловарная работа: север, юг,
Рассматривают иллюстрации
ции
восток, запад; флюгер, компас. Составляют словосочетание со
Составляют словосочетания
Выработка правил поведения словарными словами: север, юг, и предложения со словарчеловека во время урагана
восток, запад; флюгер, компас по ными словами: север, юг,
Называние сторон горизонта: картинкам
восток, запад; флюгер, комсевер, юг, запад, восток
Прослушивают правила поведе- пас
ния человека во время урагана
13

Времена года. Осень – 3 часа
5
1
Осень
3.10
Календа
рь

6

Растения и
жи-вотные
осенью

1
10.10

Называют стороны горизонта: се- Называют правила поведевер, юг, запад, восток по карния человека во время уратинке с помощью учителя
гана
Называют стороны горизонта: север, юг, запад, восток по картинке
Рассматривание схем
Составление рассказа о признаках осени
Работа с календарем по заданиям
Называние осенних месяцев
Определение по картинке
при-знаков осени
Ответы на вопросы
Чтение текста
Заполнение календаря погоды
по образцу

Рассматривают схемы
Составляют краткий рассказ о
признаках осени с помощью учителя
Работают с календарем по заданиям с помощью учителя
Называют осенние месяцы по
картинке
Показывают по картинке 2-3 признака осени
Отвечают на вопросы с опорой
на картинке
Читают часть текста
Заполняют календарь погоды по
образцу с помощью
учителя
Рассматривание рисунков
Рассматривают
рисунки
Описание объектов природы Описывают объекты природы
по рисункам
по рисункам
Чтение текста
Читают часть текста
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы с опорой
Рассказ о животных и птицах на картинке
осенью
Рассказывают о животных и
Заучивание стихотворения
птицах осенью по картинке
Участие в беседе, дополнение Читают стихотворение

Рассматривают схемы
Составляют рассказ о признаках осени
Работают с календарем по
заданиям
Называют осенние месяцы
Называют 3-4 признака
осени
Отвечают на вопросы
Читают текст
Заполняют календарь погоды по образцу

Рассматривают рисунки
Описывают объекты природы по представлениям
Читают текст
Отвечают на вопросы
Рассказывают о животных
и птицах осенью
Заучивают стихотворение
Участвуют в беседе
14

7

Занятия
людей
осенью

1
17.10

высказывания товарищей
Знакомство с названиями зимующих и перелетных птиц:
клест, снегирь, соловей с
опорой на ранее полученные
знания
Чтение текста

Участвуют в беседе, дополняют
высказывания товарищей
Знакомятся с названиями зимующих и перелетных птиц: клест,
снегирь, соловей с опорой на ранее
полученные
знания
Читают
часть текста

Рассматривают рисунки
Проговаривают 3-4 названия овощей по картинкам
Показывают на рисунке
Отвечают на вопросы с опорой
по картинке
Участвуют в беседе
Дополняют высказывания товаЖивая природа. Растения – 7 часов
рищей
8
1
Сравнение
Просмотр видео
Просматривают видео
24.10
Рассматривают рисунок
расте-ний
Рассматривание рисунка
Показывают 2-3 вида натуральПоказ видов растений
ных растений
Сравнение и распознавание
растений по их признакам: де- Сравнивают 2-3 растения по их
признакам: деревья, кустарники,
ревья, кустарники, травы
Рисование растений в рабочей травы в натуральном виде
Срисовывают растения в работетради
чую тетрадь
Ответы на вопросы о шипах
Отвечают на вопросы с опорой
на растении
на картинки о шипах на растении
Рассматривание рисунков
Проговаривание названий овощей по картинкам
Показ на рисунке
Ответы на вопросы
Участие в беседе, дополнение
высказывания товарищей

Высказывают свое мнение
Знакомятся с названиями
зимующих и перелетных
птиц: клест, снегирь соловей с опорой на ранее полученные
Читают знания
текст
Рассматривают рисунки
Называют 4-5 названий
овощей
Показывают на рисунке
Отвечают на вопросы самостоятельно
Участвуют в беседе
Высказывают свое мнение
Просматривают видео
Рассматривают рисунок
Показывают и называют 3-4
вида растений в натуральном виде
Сравнивают и распознают
растения по их признакам:
деревья, кустарники, травы
в натуральном виде и по
картинкам
Срисовывают растения в
рабочую тетрадь
Отвечают на вопросы о шипах на растении
15

9

Части
растений:
корни,
стебли

1
7.11

Рассматривание рисунка
Нахождение и показ частей
растений на натуральных растениях, на картинке, муляже
Ответы на вопросы
Участие в беседе, дополнение
высказывания товарищей
Чтение стихотворения

10

Части
растений:
листья,
цветы

1
14.11

Рассматривание рисунка
Нахождение и показ частей
растений на натуральных растениях, на картинке, муляже
Ответы на вопросы
Участие в беседе, дополнение
высказывания товарищей
Составление рассказа о цветах

11

Растения сада

1
21.11

Чтение текста
Рассматривание рисунка
Показ и описание фруктов по
картинке
Рассматривание схемы
Называние фруктовых деревьев; ягодных кустарников
Нахождение отличий растений
сада от лесных растений

Рассматривают рисунки
Находят и показывают части растений на натуральных растениях,
муляже
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Участвуют в беседе
Дополняют высказывания товарищей
Рассматривают
рисунки
Читают часть стихотворения
Находят и показывают части растений на натуральных растениях,
муляже
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Участвуют в беседе
Дополняют высказывания товарищей
Составляют краткий рассказ о
цветах по картинке и с помощью
Читают часть текста
наводящих вопросов
Рассматривают рисунок
Показывают 3-4 фрукта по картинке
Рассматривают схемы
Называют фруктовые деревья (34 названия); ягодные
кустарники (3-4 названия) на
картинке
Находят 1-2 отличия растений

Рассматривают рисунки
Находят, показывают и
называют части растений
на картинке, муляже
Отвечают на вопросы самостоятельно
Участвуют в беседе
Высказывают свое мнение
Читают стихотворение
Рассматривают рисунки.
Находят и показывают части растений на картинке,
муляже
Отвечают на вопросы самостоятельно
Участвуют в беседе
Высказывают свое мнение
Составляют рассказ о цветах самостоятельно
Читают текст
Рассматривают рисунок
Показывают 4-5 фруктов
Рассматривают схемы
Называют фруктовые деревья (3-4 названия); ягодные
кустарники (3-4 названия)
Находят 2-3 отличия растений сада от лесных растений на картинке
16

12

Лес
Растения леса

1
28.11

13

Плоды и
семена
Лесные ягоды

1
5.12

14

Грибы

1
12.12

сада от лесных растений по картинке с помощью учителя
Чтение текста
Читают часть текста
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы с опорой
Называние растений леса:
на картинки
хвойными и лиственными де- Находят и называют 2-3 растения леса: хвойные и лиственные
ревьями, кустарниками
Нахождение растений леса на деревья, кустарники по картинке
Срисовывают деревья
картинках
Отгадывают загадки по картинРисование дерева
кам
Отгадывание загадок
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунок
Чтение текста
Читают часть текста
Сравнение растений по карОтвечают на вопросы с опорой
тинкам
на картинки
Словарная
Сравнивают растения по картинработа: лиственные, хвойные кам
Составление рассказа по кар- Составляют словосочетания со
тинкам
словарными словами: лиственные, хвойные
Составляют краткий рассказ по
картинкам с помощью учителя
Просмотр видео о грибах
Просматривают видео о грибах
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунок
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы с опорой
Показ знакомых грибов
на картинки
Показывают 2-3 знакомых гриба
Рисование грибов
на картинке
Ознакомление с правилами
Срисовывают грибы
сбора грибов
Слушают правила сбора грибов
Ознакомление с правилами

Читают текст
Отвечают на вопросы по
тексту
Находят и называют 3-4
растения леса: хвойные и
лиственные деревья, кустарники по картинкам
Рисуют деревья в тетради
Отгадывают загадки на
Рассматривают
рисунок
слух
Читают текст
Отвечают на вопросы
Сравнивают растения в
натуральном виде с опорой на картинки
Составляют словосочетания
и предложения со словарными словами: лиственные,
хвойные деревья
Составляют рассказ по карПросматривают видео о
тинкам самостоятельно
грибах
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы самостоятельно
Показывают и называют 3-4
знакомых гриба на картинке
17

Времена года. Зима – 3 часа
15
1
Зима
Признаки зимы 19.12

16

Растения и
живот-ные
зимой

1
26.12

поведения в лесу

Знакомятся с правилами поведе- Рисуют грибы по представния в лесу
лению
Составляют правила сбора
грибов
Знакомятся с правилами поведения в лесу

Рассматривание рисунков и
схем
Называние признаков зимы и
зимних месяцев
Определение признаков зимы
по схемам, иллюстрациям
Составление рассказа о зиме
по плану
Словарная работа: снегопад,
метель, вьюга
Чтение текста
Выполнение
заданий по каПросмотр видео
лендарю
Чтение текста
Сравнение и описание растений по картинкам
Составление рассказа о
жизни животных и птиц зимой
по плану
Называние зимующих птиц
Изготовление поделок из природного материала
Чтение стихотворения

Рассматривают рисунки и схемы
Называют 2-3 признака зимы и
зимние месяцы в естественных
условиях
Составляют краткий рассказ о
зиме по картинке
Составляют словосочетания со
словарными словами: снегопад,
метель, вьюга с опорой по картинке
Читают часть текста
Выполняют задания по каленПросматривают видео
дарю с помощью учителя
Читают часть текста
Сравнивают 2-3 растения по картинкам с помощью учителя
Составляют краткий рассказ о
жизни животных и птиц зимой
по картинке
Называют 2-3 зимующие птицы
по картинке
Изготавливают поделки из природного материала с помощью
учителя

Рассматривают рисунки и
схемы
Называют 3-4 признака
зимы и зимние месяцы по
картинке
Составляют рассказ о зиме
Составляют предложения
со словарными словами:
снегопад, метель, вьюга
Читают текст
Выполняют задания по календарю
Просматривают видео
Читают текст Сравнивают
и описывают 3-4 по
картинкам Составляют
рассказ о
жизни животных и птиц зимой
Называют 3-4 зимующие
птицы по картинке
Изготавливают поделки из
природного материала
Читают стихотворение
18

17

Занятия
людей зимой

1
9.01

Составление рассказа о сезонных работах людей зимой в
городе и на селе
Рассматривание иллюстративного материала
Нахождение и показ правильного поведения в различных
ситуациях
Составление рассказа о
правилах поведения зимой

Живая природа. Животные – 7 часов
18
Дикие животные 1
Называние диких животных
16.01
Нахождение диких животных на иллюстрациях: кабан,
лось, заяц
Составление рассказа о диких животных по плану
Запись названий животных в
тетрадь
Чтение текста
Заучивание стихотворения
Отгадывание загадки
Называние детенышей диких
животных

Читают часть стихотворения
Составляют краткий рассказ о сезонных работах людей зимой в
городе и на селе по картинке с
помощью учителя
Рассматривают иллюстрации
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Находят и показывают на картинках примеры правильного поведения в
различных ситуациях
Составляют краткий рассказ о
правилах поведения зимой по
картинкам
Рассматривают иллюстрации
Находят и называют диких животных на иллюстрациях: кабан,
лось, заяц с помощью учителя
Составляют краткий рассказ о
диких животных по картинке.
Списывают
название 1-2 животных в тетрадь
Читают часть текста
Читают часть стихотворения
Называют 2-3 детеныша диких
животных по картинке

Составляют рассказ о сезонных работах людей зимой в городе и на селе по
картинке
Рассматривают иллюстрации
Отвечают на вопросы
Находят и показывают
примеры правильного поведения в различных ситуациях
Составляют рассказ о
правилах поведения зимой
вРассматривают
различных ситуациях
иллюстрации
Находят и называют 3-4 диких животных на картинках: кабан, лось, заяц, медведь
Составляют рассказ о диких животных
Записывают 2-3 названия
животного в тетрадь
Читают текст
Заучивают стихотворение
Называют 3-4 детеныша
диких животных

19

19

Домашние
живот-ные

1
23.01

20

Сравнение
жи-вотных

1
30.01

21

Правила ухода
за домашними
жи-вотными

1
6.02

Просмотр видео
Чтение текста
Рассматривание картинок
Описание домашних животных: свинья, корова, кролик
Ответы на вопросы
Составление рассказа по
плану: внешний вид, питание,
детеныши

Просматривают видео
Читают часть текста
Рассматривают картинки
Описывают 2-3 домашних животных: свинья, корова, кролик
по картинке
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Составляют краткий рассказ по
картинке об животном: внешний
вид, питание, детеныши по картинке и с помощью наводящих
Рассматривание картинок
Рассматривают картинки
вопросов
Сравнение диких и домашних Сравнивают диких и домашних
животных по картинкам
животных
Показывают 1-2 сходства и разПоказ сходства и различия:
кабан – свинья, заяц – кролик личия: кабан – свинья, заяц –
Нахождение отличия домаш- кролик по картинкам
Находят 1-2 отличия домашних и
них и диких животных
диких животных по картинкам
Составление рассказа
Составляют краткий рассказа с
помощью учителя
Рассматривают рисунки
Рассматривание рисунков
Проговаривание правил ухода Проговаривают 1-2 правила
ухода за домашними животными
за домашними животными
по картинкам
Составление рассказа
Составляют краткий рассказ с
Отгадывание загадок
помощью наводящих вопросов
Отгадывают загадки по картинкам

Просматривают видео
Читают текст
Рассматривают картинки
Описывают 3-4 домашних
животных: свинья, корова,
кролик, лошадь по картинке
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ по картинке о животном: внешний вид, питание, детеныши по картинке
Рассматривают картинки
Сравнивают диких и домашних животных
Показывают 2-3 сходства и
различия: кабан – свинья,
заяц – кролик по картинкам
Находят и называют 2-3 отличия домашних и диких
животных по картинкам
Составляют рассказ с помоРассматривают
щью наводящихрисунки
вопросов
Проговаривают 3-4 правила
ухода за домашними животными
Составляют рассказ
Отгадывают загадки на
слух
20

21

22

Птицы

1
13.02

23

Перелетные,
зи-мующие
птицы

1
20.02

24

Хищные,
певчие птицы

1
27.02

Просмотр видео
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Показ знакомых птиц
Рассматривание схемы
Участие в беседе, дополнение
высказывания товарищей

Просматривают видео
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Показывают 2-3 знакомые птицы
на картинке
Рассматривают схемы
Участвуют в беседе
Дополняют высказывания товаЧтение текста
Читают
рищей часть текста
Рассматривают рисунок
Рассматривание рисунков
Сравнение и различие зимую- Сравнивают 2-3 зимующие и перелётные птицы по картинке
щих и перелётных птиц
Описывают 1-2 птицы по риОписание птиц по рисунку
сунку
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Прослушивание вводного
Прослушивают вводное слово
слова учителя
учителя
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунок
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы с опорой
Составление рассказа
на картинки
Называние певчих и хищных Составляют краткий рассказ.
Называют 2-3 певчие и хищные
птиц
птицы по картинке
Рисование в тетради птицы
Раскрашивают в тетради птиц

Просматривают видео
Читают текст
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы самостоятельно
Показывают 3-4 знакомые
птицы на картинке
Рассматривают схемы
Участвуют в беседе
Высказывают свое мнение
Читают текст
Рассматривают рисунок
Сравнивают и различают
3-4 зимующие и перелётные птицы по картинке
Описывают 2-3 птицы по
рисунку
Отвечают на вопросы самостоятельно
Прослушивают
вводное
слово учителя
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ
Называют 3-4 певчие и
хищные птицы по картинке
Рисуют в тетради птиц

Времена года. Весна - 3 часа
25
1
Весна
Признаки весны 5.03

26

Растения и
живот-ные
весной

1
12.03

Наблюдение за изменениями
погоды весной
Определение признаков весны
по схемам, иллюстрациям
Чтение текста
Составление рассказа о весне
по иллюстрациям
Называние и описание весенних месяцев
Отгадывание загадок
Работа с календарем по заданиям

Наблюдают за изменениями погоды весной в естественных
условиях
Определяют 2-3 признака весны
по иллюстрациям
Читают часть текста
Составляют краткий рассказ о
весне по иллюстрациям
Называют весенние месяцы
Отгадывают загадки по картинке
Работают с календарем по заданиям с помощью учителя

Составление рассказа о жизни
животных весной
Отгадывание загадок
Чтение стихотворения
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Называние лекарственных
растений
Описание птиц по рисункам
Отгадывание загадок

Составляют краткий рассказ о
жизни животных весной по картинке
Отгадывают загадки по картинкам
Читают часть стихотворения
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Называют 1-2 лекарственных
растения с помощью учителя
Описывают 1-2 птиц по рисункам

Наблюдают за изменениями
погоды весной в естественных условиях
Определяют 3-4 признака
весны по схемам, иллюстрациям
Читают текст
Составляют рассказ о весне
по картинкам
Называют и описывают весенние месяцы
Отгадывают загадки самостоятельно
Работают
с календарем
Составляют
рассказ о по
заданиям
жизни животных весной
Отгадывают загадки самостоятельно
Читают стихотворение
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы самостоятельно
Называют 2-3 лекарственных растения
Описывают 2-3 птицы по
рисункам

22

27

Занятия
людей
весной

1
19.03

Рассматривание рисунка
Показ занятий детей по картинке
Показ занятий людей весной
Высаживание семян в грунт
Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период

Живая природа. Человек – 5 часов
28
1
Человек
Прослушивание вводного
2.04
Дыхание
слова учителя
человека
Рассматривание рисунков
Ответы на вопросы
Рассматривание схемы
Нахождение на рисунке органов дыхания человека
Наблюдение за дыханием человека
Проговаривание правил проветривания
Чтение стихотворения
Проговаривание правил профилактики простудных заболеваний

Рассматривают рисунки
Показывают занятия детей по
картинке
Называют занятия людей весной
Высаживают семена в грунт с помощью учителя
Составляют краткий рассказ по
иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период

Рассматривают рисунки
Называют занятия детей
весной
Называют занятия людей
весной
Высаживают семена в
грунт под руководством
учителя
Составляют рассказ о видах
деятельности людей в весенний период
Прослушивают вводное слово
Прослушивают вводное
учителя
слово учителя
Рассматривают рисунки
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы с опорой
Отвечают на вопросы самона картинки
стоятельно
Рассматривают схемы
Рассматривают схемы
Находят на рисунке органы ды- Находят органы дыхания
хания человека
человека на рисунке
Наблюдают за дыханием
Наблюдают за дыханием челочеловека в естественных
века
Проговаривают 1-2 правила про- условиях
ветривания
Проговаривают 2-3 правила
проветривания
Читают часть стихотворения
Проговаривают 1-2 правила про- Читают стихотворение
филактики простудных заболева- Проговаривают 2-3 правила
профилактики простудных
ний
заболеваний

23

29

Профилак
тика
простудн
ых
заболеван
ий

1
9.04

30

Се
рд
це
Кр
ов
ь
Пу
ль
Окружающа
ся среда и
здоровье
человека

1
16.04

31

1
23.04

Рассматривание рисунка
Просмотр видео
Словарная работа
Проговаривание правил профилактики простудных заболеваний
Закрепление знаний о термометре, рассказ о назначение
термометра и способах его применения
Дифференциация времен года,
соотнесение видов
одежды со временем года

Рассматривают рисунок
Просматривают видео
Работают с опорными словами
Проговаривают 1-2 правила профилактики простудных заболеваний с помощью учителя
Работают с термометром с помощью учителя
Повторяют информацию о назначение термометра
Различают времена года по картинкам
Соотносят виды
одежды со временем года с помощью
учителя вводное слово
Прослушивание вводного
Прослушивают
слова учителя
учителя
Чтение текста
Читают часть текста
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунок
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы с опорой
Нахождение и измерение сво- на картинки
его пульса
Находят свой пульс с помощью
учителя
Просмотр видео о загрязнении Просматривают
видео о загрязнеокружающей среды
нии окружающей среды
Объяснение связи окружаю- Прослеживают связь окружающей среды и здоровья челощей среды и здоровья человека с
века
помощью учителя
Чтение текста, ответы на воЧитают часть текста
просы
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы с опорой

Рассматривают рисунок
Просматривают видео
Работают с опорными словами
Проговаривают 2-3 правила
профилактики простудных
заболеваний
Работают с термометром
под руководством учителя
Рассказывают о назначение
термометра и способах его
применения.
Различают времена года по
картинкам
Соотносят
видывводное
Прослушивают
одежды
со временем года
слово учителя
Читают текст
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы
Находят и измеряют свой
пульс
Просматривают видео о загрязнении окружающей
среды
Объясняют связь окружающей среды и здоровья человека
Читают текст
Рассматривают рисунок
24

32

Питание
человека

1
7.05

Времена года. Лето – 2часа
33
1
Изменения в
при-роде летом 14.05
Экскурсия

Рассматривание картинок Составление рассказа по иллюстрациям, сравнение иллюстраций
Знакомство с принципами
правильного питания
Составление рассказа о
пользе фруктов и овощей
Употребление в пищу овощей,
фруктов, молочных продуктов, мяса Приготовление и
хранение пищи
Профилактика пищевых
отравлений

на картинки
Составляют краткий рассказ по
иллюстрациям

Отвечают на вопросы
Составляют рассказ

Знакомятся с принципами правильного питания по картинке
Составляют краткий рассказ о
пользе фруктов и овощей по картинкам
Прослушивают правила приготовления и хранения пищи
Читают часть текста о профилактике пищевых отравлений

Называние летних месяцев и
признаков лета
Определение признаков лета
по схемам, иллюстрациям
Составление рассказа о лете
по иллюстрациям и опорным
словам
Работа над смыслом поговорки
Чтение стихотворения

Называют летние месяцы и 2-3
признака лета с помощью учителя
Определяют 2 -3 признака лета
по схемам, иллюстрациям. Составляют краткий рассказ о лете
по иллюстрациям и опорным
словам
Работают над смыслом поговорки с помощью наводящих вопросов
Читают часть стихотворения
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки

Знакомятся с принципами
правильного питания в
натуральном виде в естественных условиях
Составляют рассказ о
пользе фруктов и овощей
Прослушивают правила
приготовления и хранения
пищи
Читают текст о профилактике пищевых отравлений
Отвечают на вопросы
Называют летние месяцы и
3-4 признака лета
Определяют 3-4 признака
лета по схемам Составляют
рассказ о лете по
иллюстрациям Работают
над смыслом по-говорки
Читают стихотворение
Отвечают на вопросы

25

34

1
Занятия людей
лето Безопасные 21.05
летние
каникулы

Знакомство с занятиями людей летом
Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в летний период
Повторение правил безопасности на каникулах
Составление рассказа по иллюстрациям о занятиях детей
летом

Знакомятся с занятиями людей
летом
Составляют краткий рассказ по
иллюстрациям о видах деятельности людей в летний период с
помощью учителя
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Повторяют 1-2 правила безопасности на каникулах
Составляют краткий рассказ по
иллюстрациям о занятиях детей
летом

Знакомятся с занятиями
людей летом
Составляют рассказ по иллюстрациям о видах деятельности людей в летний
период
Отвечают на вопросы самостоятельно
Повторяют 2-3 правила безопасности на каникулах
Составляют рассказ по иллюстрациям о занятиях детей летом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».