Рабочая программа по основам социальной жизни для 8 класса

Рабочая программа по учебному предмету
«Основы социальной жизни»
для 8 класса
на 2023-2024 учебный год

Составители: Трещева Н.П.
Барсенкова М. А.

Астрахань
2023

1. Пояснительная записка
Рабочая программа–локальный нормативный акт школы-интерната № 1, определяющий содержание,
объем, структуру учебного процесса по изучению учебного предмета «Основы социальной жизни»
Цель рабочей программы – организация учебного процесса, обеспечивающего достижение
планируемых результатов освоения АООП по изучению учебного предмета «Основы социальной жизни»,
формирование у учащихся знаний, умений и навыков для социальной адаптации.
Задачей изучения программы является:
- прививать интерес к различным областям деятельности человека, чтобы уметь в ней
ориентироваться;
- формировать
коммуникативные навыки, умение обращаться с вопросом или просьбой;
- воспитывать культуру поведения.
Основные формы работы с учащимися: На уроках ОСЖ используются такие формы работы с учащимися:
инструктаж, беседа, объяснение теоретического материала с применением современных информационных
технологий, выполнение практических заданий с опорой на инструкционные технологические карты,
тренировочные упражнения, тесты, экскурсии, работа в тетрадях и другое.
Согласно Уставу школы – интерната № 1 Астраханской области, текущий контроль успеваемости
обучающихся осуществляется учителями по 5-бальной системе. Учитель, проверяя и оценивая работы (в
том числе контрольные, устные ответы, письменные работы, тестовые задания, практические навыки и
умения), выставляет отметку в эл.журнале. В процессе обучения выставляются промежуточные отметки
успеваемости за освоение учебных дисциплин за четверть. В конце учебного года выставляются годовые
отметки на основании отметок, полученных обучающимися при прохождении промежуточной аттестации
за четверти.
2. Общая характеристика учебного предмета:
Среди
различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством
развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд
обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом
удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
С 5 класса начинается обучение предмета «Основы социальной жизни» в специально оборудованных
учебных кабинетах.
Особенности психофизического развития школьников со сниженным интеллектом затрудняют их
вхождение в социум. Уроки технологии направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной
жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации.
Специальные коррекционные занятия по ОСЖ направлены на практическую подготовку детей к
самостоятельной жизни и труду, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной
адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Предмет «Основы социальной жизни» входит в обязательную нагрузку. На изучение
программы отведено определенное количество часов - 68, соответствующее годовому
календарному плану.
Школа-интернат № 1 готовит школьников к самостоятельному труду и дает им
определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые
нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания,
направленный на формирование личности аномального ребенка, коррекцию недостатков развития,
в конечном счете, создает предпосылки социальной адаптации школьников с ограниченными
возможностями здоровья.
3. Содержание программного материала:
Введение
Личная гигиена
• Средства и способы укрепления здоровья
• Приёмы ухода за кожей лица

• Профилактика появления прыщей.
• Уход за проблемной кожей лица (умывание, протирание).
• Внешний вид молодых людей (косметика, парфюмерия с учётом местонахождения).
Одежда и обувь.
• Ручная стирка и сушка изделий из шерстяных тканей
• Стиральные порошки
• Ручная стирка и сушка изделий из синтетических тканей.
• Утюжка рубашек, блузок
• Глажение фасонной одежды.
• Химчистка. Экскурсия.
• Обобщающий урок. Практическая работа.
Питание.
• Виды теста.
• Тесто пресное.
• Изготовление домашней лепёшки. Практическая работа.
• Тесто дрожжевое.
• Приготовление пресного теста.
• Изготовление лапши из пресного теста. Практическая работа.
•
•
•
•
•
•
•
•

Выпечка печенья. Работа с кулинарной книгой.
Выпечка печенья. Практическая работа.
Тесто для блинов. Работа с кулинарной книгой.
Изделия из теста. Практическая работа.
Заготовка продуктов впрок.
Запись рецептов соленья, варенья, консервирования.
Приготовление овощного салата. Практическая работа.
Нарезка зелени и фруктов для сушки. Практическая работа.
Семья
•
Грудной ребёнок в семье.
• Периодичность кормления ребёнка
• Правила купания ребёнка. Практическая работа.
• Одевание и пеленание ребёнка.
• Купание, пеленание и одевание ребёнка. Практическая работа.
• Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек.
• Бюджет семьи. Виды источников дохода
• Основные статьи расходов семьи
• Практическая работа. Экономика домашнего хозяйства.
• Правила экономии
• Содержание жилища, его оплата. Практическая работа.
• Сбережения. Экскурсия в сбербанк.
• Виды вкладов.
• Экскурсия в ЖЭК
• Обобщение пройденного материала. Планирование расходов
– как способ экономии.
Практическая работа.
Жилище.
• Моющие средства для уборки. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности
при уборке кухни и санузла.
• Уборка кухни, санузла, ванной
• Печатные инструкции к моющим средствам.

• Мытьё кафельных стен, раковин. Практическая работа.
• Мытьё кафельных стен, раковин. Практическая работа.
• Обобщение пройденного материала. Практическая работа.
Транспорт
• Междугородный автотранспорт. Экскурсия на автобусную станцию
• Автовокзал. Расписание. Порядок приобретения билета.
• Правила поведения в транспорте (повторение).
• Водный транспорт. Значении водного транспорта
• Порт, причал. Маршруты. Расписание. Основные службы.
Средства связи
• Телефон. Виды телефонной связи.
• Телефонный справочник. Практическая работа.
• Культура разговора по телефону.
• Международная телефонная связь.
• Телефоны экстренных служб (повторение). Практическая работа.
Охрана здоровья
• Первая помощь при ожогах
• Оказание первой помощи при обморожении.
• Первая помощь утопающему.
• Меры по предупреждению несчастных случаев в быту
• Сюжетная игра "Оказание помощи при несчастном случае"
• Первая помощь при отравлении.
Предприятия, организации, учреждения
• Госучреждения: паспортный стол, полиция, МФЦ

Практическая работа.

4.Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты освоения учебного предмета :
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых
мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания
и сопереживания чувствам других людей;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
(минимальный (обязательный) и
достаточный уровни).
В результате работы по программе учащиеся должны знать /иметь представление о/:
- необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления
здоровья;
- необходимости поддержания физического здоровья;
вредном воздействии алкоголя, наркотиков и курения на организм человека;
- стилях одежды и моде;
- способы обновления одежды с помощью мелких деталей;
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с
электронагревательными приборами и бытовыми
химическими средствами;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с колющими и
режущими инструментами;
значении продуктов питания для здоровья человека, о витаминах, содержащихся в основных продуктах
питания, режиме питания и рационе;
-способы
приготовления национальных блюд;

- распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи;
основах семейных отношений, семейных традициях, организации досуга и отдыха в семье;
-правила поведения при встрече и расставании;
-правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;
- правила
поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий;
- гигиенические требования к жилому помещению;
санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с пылесосом;
- правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;
-стоимость проезда на всех видах городского транспорта (стоимость разового и единого проездных
билетов);
-функции
железнодорожного транспорта;
-основные виды продовольственных магазинов, их отделы;
-виды и
стоимость различных товаров;
-порядок
приобретения товаров;
-основные
средства связи, виды почтовых отправлений;
- виды и способы
упаковки бандеролей;
-виды медицинской помощи;
-функции
основных врачей-специалистов.
- состав домашней
аптечки;
-виды
детских учреждений и их назначение;
-о том,
какое место занимают деньги в нашей жизни;
составные части бюджета семьи.
Должны уметь:
-совершать утренний и вечерний туалет, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук
и ног;
готовить простые блюда из круп и макаронных изделий;
сервировать стол с учетом различных меню;
правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий;
культурно вести себя в общественных местах;
анализировать семейные ситуации и давать им правильную оценку;
-соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе;
-подбирать детали интерьера;
вызывать врача на дом;
обрабатывать раны и накладывать повязки;
-использовать при уборке бытовые химические средства;
выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
записывать адреса с индексом на конвертах;
составлять тексты телеграмм;
правильно обращаться к работникам дома детского творчества, библиотеки ;
соблюдать правила поведения в школе.
подсчитывать бюджет;
-выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями.
-заполнять ордера на получение и внесение денег в сберкассу.
5.Описание места учебного предмета в учебном плане школы-интерната № 1;
Учебный предмет «Основы социальной жизни» включен, как обязательный учебный
предмет в
Учебный план 5–9 классов школы –интерната № 1. На изучение программы в 8 классе отведено 68 часов,
соответствующее годовому календарному плану, по 2 часа в неделю.
6.Учебно-тематический план программы
(Всего 68 часов, 2 час. в неделю)
№
Название разделов
Количество часов

п/п

всего

в т.ч. контрольных,
проверочных, диагностических

1.

Вводное занятие

1

2.

Личная гигиена и здоровье

5

3.

Одежда и обувь

7

4.

Питание

15

1

5.

Семья

16

1

6.

Жилище

5

7.

Транспорт

6

8.

Средства связи

5

9.

Охрана здоровья (4ч)

7

10.

Предприятия, организации,
учреждения

1

Всего:

68

1

1

4

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса:
Перечень материально-технического обеспечения:
1. Моющие средства для стирки, уборки;
2. Электрическая плита,
3. микроволновая печь, ,
4. холодильник,
5. утюг.
Перечень средств обучения, дидактических материалов для учителя:
1.Интернет-ресурсы, электронные носители для организации процесса обучения и воспитания в рамках
учебного предмета «Библиотека «Технология», 2012
2.Пособие для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) учреждениях
VIII-вида» под редакцией А.М.Щербаковой, «Гуманитарный издательский центр Владос», М., 2003
3.Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной
школе VIII вида, Пособие для учителя, Воронкова В.В., С.А.Казакова; Москва, Гуманитарный издательский
центр «Владос», 2006;
4.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида,
сборник 1;
Под ред. В.В. Воронковой, Москва, Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2014;
5.Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной)
образовательной школе VIII вида, Пособие для учителя, 5-9 классы, Москва, Гуманитарный издательский
центр «Владос», 2005;
Российский общеобразовательный портал
http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.ict.edu.ru
Издательство «Просвещение»
http://www.prosv.ru
Российский образовательный форум
http://www.schoolexpo.ru
6. Плакаты:
Оборудование кухни и требования к её содержанию;
Приготовление горячих напитков;

Приготовление блюд из яиц;
Правила рационального питания
Пищевые вещества
Продукты растительного происхождения.
Приготовление блюд из круп
Приготовление бутербродов
Санитарно-гигиенические правила
Чистота-залог здоровья
Закаливание-путь к здоровью;
Береги
своё здоровье;
Как сохранить
здоровье.
УМК для учащихся: СБО – учебное пособие для специальных (коррекционных) школ 8вида. 8
класс Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва 2012г
8.Календарно-тематическое планирование.
8 класс
Личная гигиена

1
1
2
!!
3
4
5

Кожа, типы кожи, средства, по уходу кожи.

1.09

Волосы, типы волос, уход за волосами.

1.09

Культура поведения

8.09

Внешний вид молодых людей

8.09

Культура общения юноши и девушки

15.09

Поведение в школе и-классе

15.09

Одежда.

Ill
7

Чтение этикетки на одежде

22.09

Особенности ухода за одеждой из синтетики и шерсти. Правила стирки
синтетических и шерстяных изделий.

22.09

Ручная стирка синтетических и шерстяных изделий.

29.09

Утюжка фасонного белья (теория)

29.09

8
9

Утюжка изделий с воланами, оборками, складками. Практическая работа. 6.10
10
11

6.10

Транспорт

IV
12
13
14
\

Определение своего размера. Практическая работа.
Автотранспорт, междугородные, районные маршруты.

13.10

Автовокзал, его службы, стоимость билетов.

20.10

Водный транспорт. Маршруты, стоимость билетов.

27.10

Жилище

V
15

Санитарно-гигиенические требования жилья

10.11

16

Кухня, оборудование кухни, средства по уходу

17.11

Уборка кухни.

17.11
24.11

17

Санузел, правила и средства по уходу за санузлом.
Семья. Экономика домашнего хозяйства.

VI
18
19

Создание семьи, её значение в обществе

24.11
1.12

Грудной ребёнок в семье, уход за грудным ребёнком
20

Детское питание, режим питания грудного ребёнка

1.12

21

Семейный бюджет (повторение)

8.12

22

Планирование расходов на питание

8.12

23

Расходы на одежду и обувь

15.12

24

Планирование крупных покупок

15.12

25

Коммунальные платежи, службы оплаты.

22.12

26

Заполнение квитанций коммунальных платежей

22.12

27

Обобщающий урок

29.12

Торговля

VII
28

Рынки, видь! рынков, отличия от магазинов.

29.12

29

Рыночные цены на основные виды товаров

12.01

30

Правила приобретения товара на рынке

12.01

31

Моделирование ситуаций.

19.01

Средства связи

VIII
32
33

Телефон, телеграф сегодня, виды телефонной связи.

19.01

Культура телефонного разговора. Моделирование общения по телефону
34

-Итоговый урок по всем видам средств связи.

26.01

Медицинская помощь

IX
35

Ожоги, обморожения. Первая помощь.

26.01

36

Отравления. Помощь при отравлении.

2.02

37

Помощь утопающему.

2.02

38

Глистные заболевания и меры их предупреждения.

9.02

39

Обобщающий урок.

9.02

Учреждения и организации

16.02

40

Администрация городских и сельских районов

16.02

41

Полиция, её функции, значение для общества.

1.03

X

Питание

XI
42

Овощи, их ценность для здоровья человека

1.03

43

Консервирование и засолка овощей

15.03

44

Капустный салат по-корейски.

15.03

45

Фрукты, их ценность для здоровья человека

22.03

46
47
48

i

49
50

Варенья, джемы, конфитюры, повидло, сухофрукты.
Тесто, виды теста
Песочное тесто. Печенье песочное.
Пирожки из дрожжевого теста.

22.03
5.04
5.04
12.04
12.04

Пресное тесто. Приготовление пиццы.
51

19.04
Жидкое тесто. Приготовление блинов.

52

Жидкое тесто. Приготовление оладий.

19.04

53
Составление и чтение рецептов.

26.04

Сервировка праздничного стола.

3.05

Итоговый урок.
Повторение

17.05

54

55
56

24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».