Рабочая программа по географии для 8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «География»
8 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)

Составитель: Салакина Юлия Борисовна,
учитель географии

Астрахань
2023
1

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ................................................................. 6
III.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………………………………………………6

2

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1)„ утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«География» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов
в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические
знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных
природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений,
адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
- формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
- формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры
и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных
материков и отдельных стран;
- формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений;
- формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической
карты для получения географической информации;
- формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 8
классе определяет следующие задачи:
3

- формирование у обучающихся представлений о мировом океане;
- познакомить обучающихся с географическим положением, природой,
населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой
людей, отдельными государствами различных континентов;
- дать элементарные научные и систематические сведения о единстве
природы, её разнообразии протекающих в ней процессов;
- показать особенности взаимодействия человека и природы;
- помочь усвоить правила поведения в природе;
- содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому
воспитанию;
- учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать
причинно-следственные зависимости;
- содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение,
связную речь, расширять лексический запас
- дать общий обзор природных условий материка, на котором мы живём.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «География» в 8 классе
Личностные результаты:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов культур и религий;
- сформированность уважительного отношения к истории и культуре других
народов;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- совершенствование умения договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности со сверстниками, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
- формирование экологической культуры, понимание необходимости охраны
редких видов растений и животных;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность адекватных
представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных технологий для коммуникации.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету
«География» в 8 классе
Минимальный уровень:
- называть океаны земного шара, их значение;
- показывать на географической карте океаны земного шара;
- знать названия материков земного шара;
- показывать на географической карте материки земного шара
4

- знать, на каком материке расположена Россия
Достаточный уровень:
- давать краткую характеристику географического положения океанов и их
хозяйственное значение; географического положения, очертания берегов и
природных условий и населения материков;
- находить на карте изученные географические объекты
- определять на карте полушарий географическое положение и очертания
берегов каждого материка;
- давать элементарное описание природных условий всех материков,
опираясь на карту и картины;
- находить в периодической печати сведения об изученных государствах.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей
программы по учебному предмету «География» в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- О баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты
самостоятельно;
- понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными
распространенными предложениями;
- соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
- классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
- дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные
признаки и свойства;
- правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе
объекта;
- дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении
предложении;
- не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на
карте;
- дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
- материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в
5

помощи учителя;
- испытывает трудности при классификации объектов на группы;
самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить
причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у
обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение
классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать
определения понятиям.
Обучающиеся получают знания о географическом положении каждого
материка, его природе, а также знакомятся с экономическим развитием
государств, культурой, бытом народов указанных материков. Кроме того, в
данном курсе изучается и континент Антарктида, при изучении которого
обучающиеся узнают об открытиях великих мореплавателей и полярников.
К концу 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать
физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие
представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе,
климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии.
Содержание разделов
№

Название раздела

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Введение
Материки и океаны
Африка
Австралия
Антарктида
Америка
Северная Америка
Южная Америка
Евразия
Итого

Количество
часов
1
5
12
8
6
1
9
12
14
68

Контрольные работы

1
1
1
1
1
1
2
8

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол-во
часов

№ Тема предмета

Программное
содержание

Введение - 1час
1. Что изучают в 1ч. Формирование
курсе
представлений
географии
обучающихся о
материков и
материках и частях

Дифференциация видов деятельности
обучающихся
Минимальный
Достаточный уровень
уровень

Показывают и
называют заранее
выделенные
учителем материки.
6

Показывают на
настенной карте и
называют материки и
части света. Дают

океанов.
Материки и
части света на
глобусе и
карте

света. Повторение и
закрепление знаний
о географическом
положении
материков земного
шара, их размерах.
Совершенствование
навыков работы с
учебником,
Приложением к
учебнику.
Воспитание интереса
к изучаемому
предмету
Мировой океан - 5 часов
2. Атлантический 1ч. Продолжение
океан
формирования
представлений
обучающихся об
Атлантическом
океане. Знакомство с
крупными морями,
островами и
полуостровами
Атлантического
океана.
Совершенствование
навыков работы с
картой полушарий,
навыки работы в
контурной карте
3. Северный
Ледовитый
океан

1ч. Знакомство
школьников с
географическим
положением,
особенностями
природы Северного
Ледовитого океана.
Закрепление знаний
обучающихся о
морях, островах,
полуостровах
Северного
Ледовитого океана,
расположенных на
территории РФ.
4. Тихий океан 1ч. Знакомство
школьников с
крупными морями,
островами и

За
писывают
названия материков
и частей света в
тетрадь,
подписывают
названия в
контурной карте

краткую характеристику
географического
положения материков.
По плану,
предложенному
учителем, составляют
рассказ о любом
материке. Подписывают
названия материков в
контурной карте

Показывают на
карте
Атлантический
океан с помощью
учителя.
Перечисляют
обитателей
Атлантического
океана, с помощью
опорных слов и
иллюстрациям.
Отмечают
Атлантический
океан в контурной
карте с помощью
учителя

Дают определение, что
такое «Мировой океан».
Называют и показывают
на настенной карте части
Мирового океана.
Отмечают в контурной
карте Атлантический
океан, его крупнейшие
острова и полуострова.
Описывают океан по
предложенному
учителем плану

Показывают на
карте Северный
Ледовитый океан с
помощью учителя.
Перечисляют
обитателей
изучаемого океана с
помощью опорных
слов и
иллюстрациям.
Отмечают
изучаемый океан в
контурной карте с
помощью учителя
Показывают на
карте Тихий океан с
помощью учителя.
Перечисляют
7

Отмечают в контурной
карте Северный
Ледовитый океан, его
крупнейшие острова и
полуострова. Описывают
океан по предложенному
учителем плану

Отмечают в контурной
карте Тихий океан, его
крупнейшие острова и
полуострова. Описывают

полуостровами,
животным и
растительным миром
Тихого океана.
Закрепление и
обобщение знаний
обучающихся о
морях, островах,
полуостровах Тихого
океана,
расположенных на
территории РФ
5. Индийский
океан

1ч.

о океан по предложенному
битателей
учителем плану
изучаемого океана с
помощью опорных
слов и
иллюстрациям.
Отмечают
изучаемый океан в
контурной карте с
помощью учителя

Показывают на
Продолжение
карте Индийский
формирования
океан с помощью
представлений
учителя.
обучающихся об
Перечисляют
Индийском океане.
обитателей
Знакомство
изучаемого океана с
школьников с
помощью опорных
крупными морями,
слов и
островами и
иллюстрациям.
полуостровами,
Отмечают
животным и
изучаемый океан в
растительным миром контурной карте с
Индийского океана
помощью учителя

6. Современное
изучение
Мирового
океана

1ч. Формирование
представлений
обучающихся о науке
- океанологии, ее
значении,современных
научных открытиях.
Совершенствование
навыков работы с
картой полушарий,
работы с контурной
картой
Материки и части света. Африка - 12 часов
7. Африка.
1ч. Формирование
Географическое
представлений
положение
обучающихся о самом
жарком материке
земного шара.
Знакомство с
географическим
положением Африки.
Совершенствование
навыков работы с
картой полушарий,
глобусом, физической
8

Отмечают в контурной
карте Индийский океан,
его крупнейшие острова
и полуострова.
Описывают океан по
предложенному
учителем плану

Составляют
Рассказывают, какую
рассказ по
пользу получают люди
предложенным
от океанов и морей
учителем
предложениям о
пользе, получаемой
людьми от океанов
и морей

Показывают
Африку на
настенной карте,
используя помощь
учителя.
Подписывают
названия материка,
моря и океаны,
которые омывают
материк с
помощью учителя.
Составляют

Называют и показывают
на настенной карте
Африку, океаны и моря,
которые омывают
материк. Отмечают на
контурной карте
географические
названия, выделенные в
тексте учебника.
Красной линией
обозначают линию
экватора. Записывают

картой Африки

8. Разнообразие
рельефа,
климат, реки и
озера.

рассказ по
предложенным
учителем
предложениям о
географическом
положении
Африки
1ч. Продолжение
Показывают на
формирования
карте заранее
представлений
выделенные
обучающихся об
учителем формы
Африке. Знакомство с поверхности,
рельефом,
подписывают
климатическими
названия в
особенностями,
контурной карте,
реками и озерами
используя помощь
изучаемого материка. учителя
Совершенствование
навыков работы с
картой полушарий,
глобусом, физической
картой Африки

9. Природные
1ч. Формирование
зоны.
представлений
Растительный
обучающихся о
мир
природных зонах
тропических
Африки. Знакомство
лесов.
обучающихся с
тропическим
(экваториальным)
лесом Африки.
Совершенствование
навыков работы с
учебником,
приложением к
учебнику

10. Животный
мир
тропических
лесов

Знакомятся с
природными зонами
Африки. По
рисункам называют
растения Африки.
По предложенным
учителем
предложениям
составляют рассказ
об одном из
растений
тропического леса

новые географические
термины в тетрадь.
Составляют по плану
краткую характеристику
географического
положения Африки
Перечисляют формы
поверхности Африки,
показывают и называют
их на настенной карте.
Поясняют, от чего
зависит климат на
материке. Сравнивают
климат северной и
центральной части
континента. Отмечают
на контурной карте
выделенные в тексте
горы, реки и озёра

Перечисляют природные
зоны, в которых
расположена Африка.
Показывают и называют
на карте тропический
лес. Рассказывают, от
чего зависит
многообразие
растительного мира
тропического леса
Африки. Составляют
рассказ об одном из
растений, зарисовывают
его в тетради.
Обозначают зону
тропических лесов на
контурной карте
1ч. Формирование
По рисункам
Рассказывают, от чего
представлений
называют животных зависит многообразие
обучающихся о
зоны тропических
животного мира
природных зонах
лесов Африки. По
тропического леса
Африки. Знакомство предложенным
Африки. Составляют
обучающихся с
учителем
рассказ об одном из
тропическим
предложениям
животных, зарисовывают
(экваториальным)
составляют рассказ его в тетради.
лесом Африки.
об одном из
Обозначают зону
Совершенствование животных
тропических лесов на
навыков работы с
тропического леса контурной карте
9

учебником,
приложением к
учебнику
И. Растительный 1ч. Знакомство с
мир саванн
природными зонами
Африки.
Формирование
представлений
обучающихся о
растительности
саванн.
Совершенствование
навыков
самостоятельной
работы при
выполнении задании
в тетради на
печатной основе
12. Животный
1ч. Знакомство с
мир саванн
природными зонами
Африки.
Формирование
представлений
обучающихся о
животном мире
саванн.
Совершенствование
навыков самостоятельной
работы при
выполнении задании
в тетради на
печатной основе
13. Растительный 1ч. Знакомство с
и животный
природными зонами
мир пустынь
Африки.
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся об
Африке.
Формирование
представлений
обучающихся о
пустынях Африки

Выписывают
понятие «саванна»
из словаря в
тетрадь. По
картинкам
называют растения
саванн. Записывают
названия в тетрадь.
Составляют рассказ
об одном из
растений саванн по
предложенным
учителем
предложениям

Дают определение, что
такое саванна.
Рассказывают, как
меняется внешний вид
саванн в дождливый и
сухой сезон. Записывают
названия растений в
тетрадь. Объясняют как
взаимосвязан животный
и растительный мир
саванн. Составляют
рассказ об одном
растении саванн

По картинкам
называют животных
саванн. Записывают
названия в тетрадь.
Составляют рассказ
об одном из
животных саванн по
предло-

Записывают названия
животных в тетрадь.
Объясняют как
взаимосвязан животный
и растительный мир
саванн. Составляют
рассказ об одном
животном саванн

женным учителем
предложениям
Показывают на
карте пустыни
Африки, используя
помощь учителя.
Закрашивают зону
пустынь, заранее
выделенную
учителем в
контурной карте.
Называют
представителей
растительного и
животного мира,
выделенных в
тексте учебника

10

Называют и показывают
пустыни Африки на
настенной карте и
обозначают их в
контурной карте.
Выписывают в тетрадь
из словаря новые
географические понятия.
Формулируют главное
правило жизни в
пустыне. Рассказывают с
опорой на текст
учебника как
приспособились
животные и растения к
климатическим условиям
пустыни

14. Население и
государства

15. Государства
Африки:
Египет,
Эфиопия

1ч. Продолжение
формирования
представлений
обучающихся об
Африке. Знакомство
обучающихся с
населением,
хозяйственной
деятельностью,
бытом жителей
африканского
материка, крупными
государствами.
Совершенствование
навыков работы с
политической картой
Африки, навыки
работы в контурных
картах
1ч. Знакомство
обучающихся с
населением,
хозяйственной
деятельностью,
бытом жителей
Египта, Эфиопии

16. Государства
1ч. Знакомство
Африки:
обучающихся с
Танзания,
населением,
Демократическая
хозяйственной
Республика
деятельностью,
Конго.
бытом жителей
Танзании,
Демократической
Республики Конго

Записывают в
тетрадь народы,
которые проживают
в Африке.
Показывают на
карте государства
материка, заранее
выделенные
учителем. По
рисункам
рассказывают, чем
занимаются жители
этих стран,
используя помощь
учителя

Записывают в
тетрадь народы,
которые проживают
в Африке.
Показывают на
карте государства
материка, заранее
выделенные
учителем. По
рисункам
рассказывают, чем
занимаются жители
этих

Перечисляют народы,
которые населяют
материк. Объясняют,
почему африканцы
имеют тёмный цвет
кожи. Находят на карте
наиболее
густонаселенные
территории. Описывают
занятия населения по
сюжетным
иллюстрациям.
Отмечают в контурной
карте изучаемые
государства.
Рассказывают о
достопримечательностях
этих стран

Перечисляют народы,
которые населяют
материк. Объясняют,
почему африканцы
имеют тёмный цвет
кожи. Находят на карте
наиболее
густонаселенные
территории. Описывают
занятия населения по
сюжетным
иллюстрациям. Отмеча-

ют в контурной карте
изучаемые государства.
стран, используя
Рассказывают о
помощь учителя
достопримечательностях
этих стран
Записывают в
Перечисляют народы,
тетрадь народы,
которые населяют
которые
материк. Объясняют,
проживают в
почему африканцы
Африке.
имеют тёмный цвет
Показывают на
кожи. Находят на карте
карте государства наиболее
материка, заранее густонаселенные
выделенные
территории. Описывают
учителем. По
занятия населения по
рисункам
сюжетным
рассказывают, чем иллюстрациям.
занимаются
Отмечают в контурной
11

17. Государства
Африки Египет,
ЮАР

18. Обобщающий
урок по теме
«Африка»

жители этих стран, карте изучаемые
используя помощь государства.
учителя
Рассказывают о
достопримечательностях
этих стран
1ч. Знакомство
Записывают в
Перечисляют народы,
обучающихся с
тетрадь народы,
которые населяют
населением,
которые
материк. Объясняют,
хозяйственной
проживают в
почему африканцы
деятельностью,
Африке.
имеют тёмный цвет
бытом жителей
Показывают на
кожи. Находят на карте
Египта, ЮАР
карте государства наиболее
материка, заранее густонаселенные
выделенные
территории. Описывают
учителем. По
занятия населения по
рисункам
сюжетным
рассказывают, чем иллюстрациям.
занимаются
Отмечают в контурной
жители этих стран, карте изучаемые
используя помощь государства.
учителя
Рассказывают о
достопримечательностях
этих стран
1ч. Обобщение знаний Показывают
Показывают на карте
обучающихся об
Африку на
Африку. Дают краткую
изучаемом
настенной карте.
характеристику
материке.
Называют
материка с опорой на
Совершенствование характерные
карты и с помощью
навыков
особенности
учителя
самостоятельной
материка с опорой
работы в парах,
на предложения и
группах при
иллюстративный
выполнении
материал,
заданий
пред
ложенный
учителем

Австралия - 8 часов
19. Австралия.
1ч. Формирование
Географическое
представлений
положение
обучающихся об
Австралии.
Знакомство
школьников с
географическим
положением
Австралии.
Совершенствование
навыков работы с
картой полушарий,
глобусом,

Показывают
Австралию на
настенной карте,
используя помощь
учителя.
Подписывают
названия материка,
моря и океаны,
которые омывают
материк с помощью
учителя.
Составляют рассказ
по предложенным
12

Называют и показывают
на настенной карте
Австралию, океаны и
моря, которые омывают
материк. Отмечают на
контурной карте
географические
названия, выделенные в
тексте учебника.
Записывают новые
географические
термины в тетрадь.
Сравнивают береговые

физической картой
Австралии

20. Разнообразие
рельефа,
климат, реки и
озера

21. Растительный
мир

1ч. Продолжение
формирования
представлений
обучающихся об
Австралии.
Знакомство
школьников с
рельефом,
особенностями
климатических
условий, водоемами
Австралии.
Совершенствование
навыков показа
географических
объектов на
настенной карте
1ч. Продолжать
формирование
представлений
обучающихся об
Австралии.
Знакомство
школьников с
типичными
представителями
растительного мира
Австралии

22. Животный мир 1ч. Продолжать
формирование
представлений
обучающихся об
Австралии.
Знакомство
школьников с
типичными
представителями
животного мира
Австралии
23. Население
Австралии

1ч. Продолжать
формирование
представлений
обучающихся об

учителем
предложениям о
географическом
положении
Австралии

очертания Австралии и
Африки. Составляют по
плану краткую
характеристику
географического
положения Австралии

Показывают на
карте заранее
выделенные
учителем формы
поверхности,
подписывают
названия в
контурной карте,
используя помощь
учителя

Рассказывают о
климатических условиях
Австралии. Называют
регионы Австралии, в
которых климат
наиболее благоприятен
для жизни людей и
ведения сельского
хозяйства. Показывают
на настенной карте
самое крупное озеро и
реки Австралии.
Отмечают на контурной
карте выделенные в
тексте географические
объекты
Знакомятся с
Перечисляют природные
природными
зоны, в которых
зонами Австралии. расположена Австралия.
По предложенным Рассказывают о
учителем
разнообразии
предложениям
растительного мира, о
составляют рассказ растение, которое
об одном из
является символом
растений материка, Австралии
зарисовывают его в
тетрадь
По картинкам
Рассказывают о
называют
разнообразии животного
животных
мира Австралии.
Австралии.
Называют
Записывают
представителей
названия в тетрадь. сумчатых и
Составляют рассказ яйцекладущих
об одном из
животных. Составляют
животных
рассказ об одном из
Австралии по
животных Австралии
предложенным
учителем
предложениям
Записывают в
Перечисляют народы,
тетрадь народы,
которые населяют
которые проживают материк. Находят на
в Австралии.
карте наиболее
13

Австралии.
Знакомство с
коренным и
пришлым
населением
Австралии.
Совершенствование
самостоятельной
работы при
выполнении
упражнений в
тетради на печатной
основе. Развитие
навыков
самоконтроля при
выполнении
упражнений
24. Австралийский 1ч. Формирование
Союз
представлений о
географическом
положении,
государственном
устройстве,
хозяйстве
изучаемого
государства

Показывают на
карте государства
материка, заранее
выделенные
учителем. По
рисункам
рассказывают, чем
занимаются жители
этих стран,
используя помощь
учителя

густонаселенные
территории. Описывают
занятия населения по
сюжетным
иллюстрациям.
Отмечают в контурной
карте изучаемые
государства.
Рассказывают о
достопримечательностях
этих стран

Показывают на
карте государство
Австралийский
Союз, используя
помощь учителя.
По рисункам
рассказывают, чем
занимаются
местные жители
этой страны,
используя помощь
учителя.
Выписывают в
тетрадь название
столицы и крупных
городов Австралии

Называют коренное
население Австралии.
На карте показывают
плотно заселенные
территории Австралии.
Перечисляют виды
промышленности и
сельского хозяйства,
которые хорошо развиты
на континенте.
Показывают на карте
Австралийский Союз.
Отмечают на контурной
карте столицу и крупные
города Австралии.
Составляют рассказ об
одном из них

25. Океания.
Остров
Новая Гвинея

Подписывают
крупнейших
островов Океании в
контурной карте,
используя помощь
учителя.
Составляют рассказ
о русском учёном
Н. Н. МиклухоМаклай с опорой на
предложенные
учителем
предложения

названия
Показывают и называют
на настенной карте
острова Новая Гвинея и
Новая Зеландия.
Отмечают их на
контурной карте.
Называют самый
большой остров и
описывают особенности
его природы.
Составляют рассказ о
русском ученом Н. Н.
Миклухо-Маклай,
который первый изучил
жизнь и быт народов
Новой Г винен, опираясь
на текст учебника

1ч. Формирование
представлений
обучающихся об
уникальности
природы земного
шара на примере
островов Океании.
Знакомство
школьников с
путешествиями и
открытиями русских
мореплавателей

14

26. Обобщающий
урок по теме
«Австралия»

1ч. Обобщение знаний
обучающихся об
изучаемом материке.
Совершенствование
навыков
самостоятельной
работы в парах,
группах при
выполнении заданий

Показывают
Австралию на
настенной карте.
Называют
характерные
особенности
материка с опорой
на предложения и
иллюстративный
материал,
пред
ложенный
учителем
Антарктида - 6 часов
27. Географическое 1ч. Продолжение
Показывают на
положение.
формирования
карте Антарктиду,
Антарктика
представлений
используя помощь
обучающихся об
учителя. В
Антарктиде как
контурной карте
самом холодном
подписывают
материке земного
названия океанов и
шара. Знакомство с островов, заранее
географическим
выделенных
положением
учителем.
Антарктиды.
Составляют рассказ
Совершенствование о первой русской
навыков показа
экспедиции по
географических
предложенным
объектов на
учителем
настенной карте,
предложениям
навыки работы в
контурных картах

Показывают на карте
Австралию. Дают
краткую характеристику
материка с опорой на
карты и с помощью
учителя

28. Открытие
1ч. Продолжение
Антарктиды
формирования
русскими
представлений
мореплавателями
обучающихся об
Антарктиде как
самом холодном
материке земного
шара.
Формирование
уважительного
отношения к
людям,
занимающимся
наукой,
географическими
открытиями,

Рассказывают о первой
русской экспедиции к
берегам Антарктиды.
Показывают ее маршрут
на настенной и
отмечают в контурной
картах. Называют
путешественников,
которые первыми
достигли Южного
полюса, опираясь на
текст учебника

Показывают на
карте выделенный
стрелками маршрут
русской
экспедиции.
Называют
путешественников,
которые первыми
достигли Южного
полюса с помощью
учителя

15

Сравнивают физические
карты Австралии и
Антарктиды. Называют
признаки сходства и
различия. На контурной
карте обозначают
Южный полюс.
Подписывают названия
океанов, омывающих
берега Антарктиды и
Антарктических
полуостровов.
Рассказывают о первой
русской экспедиции к
Южному материку.
Показывают ее маршрут
на карте. Называют
путешественника,
который первый достиг
Южного полюса

наблюдениями и
описанием Земли.
29. Разнообразие
1ч. Продолжение
рельефа, климат
формирования
представления
обучающихся об
Антарктиде как
самом холодном
материке земного
шара. Знакомство с
поверхностью
материка, его
климатом,
полезными
ископаемыми

Рассматривают
физическую карту
Антарктиды,
опираясь на
предложенные
учителем
предложения,

Объясняют, от чего
зависит климат
Антарктиды.
Рассказывают о
поверхности материка.
Перечисляют полезные
ископаемые материка.
с На контурную карту
оставляют
наносят географические
рассказ о
названия. Составляют
климатических
рассказ о климате
условиях материка. Антарктиды, опираясь
По геологической на текст учебника
карте называют
полезные
ископаемые с
помощью учителя
По иллюстрации
Называют растения
перечисляют
материка. Перечисляют
представителей
животных и птиц
животного мира.
Антарктиды.
Составляют
Объясняют, почему нет
рассказ о
копытных животных, а
пингвинах по
много ластоногих.
предложенным
Зарисовывают
учителем
пингвинов в тетрадь.
предложениям
Составляют рассказ
«Как приспособились
пингвины к жизни на
самом холодном
материке Земли»

30. Растительный и 1ч. Формирование
животный мир
представлений
Антарктиды.
обучающихся о
Охрана природы
растительном и
животном мире
Антарктиды

31. Современные
исследования
Антарктиды

1ч. Продолжение
формирования
представления
обучающихся об
Антарктиде.
Знакомство с
исследованиями
материка на
современном этапе.
Формирование
уважительного
отношения к людям,
занимающимся
наукой,
географическими
открытиями,
наблюдением и

Составляют рассказ
об ученых из
антарктических
экспедиций по
предложенным
учителем
предложениям.
Показывают и
называют на карте
научные станции,
заранее
выделенные
учителем

16

Рассказывают, в каких
условиях живут ученые
из научных
антарктических
экспедиций, что они
изучают. Показывают на
карте научные станции
Антарктиды и отмечают
их в контурной карте.
Перечисляют
географические
названия, связанные с
именами исследователей

32. Обобщающий
урок по теме
«Антарктида»

Америка - 1час
33. Открытие
Америки

описанием Земли
1ч. Обобщение и
систематизация
знаний об
Антарктиде

1ч. Формирование
представлений
учащихся об
открытии Америки.
Формирование
потребности в
чтении
дополнительной
литературы с целью
расширения,
обогащения
географических
знаний
Северная Америка - 9 часов
34. Географическое 1ч. Формирование
положение
представлений
Северной
обучающихся о
Америки
материке Северная
Америка.
Знакомство с
географическим
положением
материка.
Закреплять навыки

Показывают
Антарктиду на
настенной карте.
Называют
характерные
особенности
материка с опорой
на предложения и
иллюстративный
материал,
пред
ложенный
учителем

Показывают на карте
Антарктиду. Дают
краткую характеристику
материка с опорой на
карты и с помощью
учителя

Показывают на
карте полушарий
часть света Америку с
помощью учителя.
Называют, кто
открыл Америку и
в честь кого была
названа, опираясь
на предложения,
предложенные
учителем

Наносят на контурную
карту путь кораблей
Колумба. Показывают
на физической карте
материка острова Куба,
Гаити, Алеутские
острова, полуостров
Аляска. Называют
русских
путешественников,
которые участвовали в
открытии и освоении
полуострова Аляска

По пунктирным
линиям отмечают
путь кораблей
Колумба. Отмечают
на контурной карте
заранее
выделенные
учителем
географине-

Наносят на карту путь
кораблей Колумба.
Называют
путешественника, в
честь которого была
названа Америка.
Рассказывают о русских
путешественника,
открывших северо-

20

работы с
географическими,
ские объекты.
контурными картами Составляют рассказ
о географическом
положении
Северной Америки,
опираясь на план и
предложения,
предложенные
учителем
35. Разнообразие 1ч. Продолжение
Показывают на
17

запад континента.
Отмечают на контурной
карте выделенные
шрифтом
географические объекты.
Дают краткую
характеристику
географического
положения Северной
Америки
Показывают и называют

рельефа,
климат

формирования
представления
обучающихся о
Северной Америке.
Знакомство
школьников с
рельефом Северной
Америки. Показ
зависимости климата
от географического
положения материка
36. Реки и озера 1ч. Продолжение
Северной
формирования
Америки
представлений
обучающихся о
материке Северная
Америка. Знакомство
обучающихся с
водными ресурсами
изучаемого
материка.
Совершенствование
навыков показа
географических
объектов на
настенной карте
37. Растительный 1ч. Знакомство
и животный
обучающихся с
мир
природными зонами
Северной Америки.
Формирование
представлений о
типичных
представителях
растительного и
животного мира
изучаемого
материка. Развитие
навыка чтения
географической
карты
38. Население и 1ч. Продолжение
государства
формирования
Северной
представлений
Америки.
обучающихся о
народах,
населяющих
земной шар,
разнообразии
государств.

настенной карте
равнины и горы,
заранее выделенные
учителем.
Подписывают их
названия в
контурной карте,
используя помощь
учителя

формы земной
поверхности Северной
Америки. Отмечают их
на контурной карте.
Перечисляют полезные
ископаемые материка.
Составляют рассказ о
климатических условиях
Северной Америки

Показывают на
карте заранее
выделенные
учителем реки и
озёра, подписывают
названия в
контурной карте,
используя помощь
учителя

Называют и показывают
на настенной карте реки
и озера Северной
Америки. Отмечают на
карте выделенные
шрифтом
географические объекты.
Составляют рассказ о
Великих озёрах
Северной Америки

По иллюстрации
перечисляют
представителей
растительного и
животного мира.
Составляют рассказ
об одном из
представителей
животного или
растительного мира,
опираясь на
предложенные
словосочетания,
предложения

Перечисляют природные
зоны, в которых
расположена Северная
Америка. Рассказывают
о разнообразие
растительного и
животного мира.
Составляют рассказ об
одном из животных
Северной Америки

Записывают в тетрадь
народы, которые
проживают в Северной
Америке. Показывают
на карте государства
материка, заранее
выделенные учителем.
По рисункам
рассказывают о
18

Рассказывают о
коренных жителях
материка. Показывают
на карте, где живут
эскимосы и индейцы.
Описывают занятия
населения по сюжетным
иллюстрациям.
Перечисляют отрасли

Развитие навыков достопримечательностях промышленности и
работы с
этих стран
сельского хозяйства
политической
изучаемых государств.
картой
Отмечают государства и
их столицы в контурной
карте. Рассказывают о
достопримечательностях
этих стран
39. Соединенные 1ч. Продолжение
Показывают на карте
Показывают на карте
Штаты
формирования
государство США,
Соединенные Штаты
Америки
представлений
используя помощь
Америки. Перечисляют
обучающихся о
учителя. По рисункам
виды промышленности
народах,
рассказывают, чем
и сельского хозяйства.
населяющих
занимаются местные
Отмечают на контурной
земной шар,
жители этой страны,
карте столицу и
разнообразии
используя помощь
крупные города
государств.
учителя
изучаемого государства.
Знакомство
Рассказывают о
школьников с
достопримечательностях
географическим
этой страны
положением,
государственным
устройством
США, населением
и его основными
занятиями.
Развитие навыков
работы с
географической
картой
40. Канада
1ч. Продолжение
Показывают на карте
Показывают на карте
формирования
государство Канада,
Канаду. Перечисляют
представлений
используя помощь
виды промышленности
обучающихся о
учителя. По рисункам
и сельского хозяйства.
народах,
рассказывают, чем
Отмечают на контурной
населяющих
занимаются местные
карте столицу и
земной шар,
жители этой страны,
крупные города
разнообразии
используя помощь
изучаемого государства.
государств.
учителя
Рассказывают о
Сообщение
достопримечательностях
сведений о
этой страны
географическом
положение,
особенностях
природы,
населении,
хозяйстве Канады.
Развитие навыков
самостоятельной
работы в
контурной
19

41. Мексика. Куба

карте
1ч. Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
народах,
населяющих земной
шар, разнообразии
государств. Развитие
навыков работы с
географическими
картами

Показывают на
карте изучаемые
государства,
используя помощь
учителя. По
рисункам
рассказывают, чем
занимаются
местные жители
этих стран,
используя помощь
учителя
42. Обобщающий 1ч. Обобщение и
Показывают
урок по теме
систематизирование Северную Америку
«Северная
знаний о Северной на настенной карте.
Америка»
Америке
Называют
характерные
особенности
материка с опорой
на предложения и
иллюстративный
материал,
предложенный
учителем
Южная Америка - 12 часов
43. Географическое 1ч. Продолжение
Отмечают на
положение
формирования
контурной карте
представлений
заранее
обучающихся о
выделенные
материках земного учителем
шара. Сообщение
географические
сведений о
объекты.
географическом
Составляют рассказ
положении Южной о географическом
Америки, открытии положении
острова Огненная
Северной Америки,
Земля. Развитие
опираясь на план и
навыков
предложения,
использования
предложенные
географических карт учителем
для получения новой
учебной
информации
44. Разнообразие
1ч. Формирование
Показывают на
рельефа,
представлений
настенной карте
климат
обучающихся о
равнины и горы,
Южной Америке.
заранее
Сообщение
выделенные
сведений о
учителем.
разнообразии и
Подписывают их
20

Показывают на карте
изучаемые государства.
Перечисляют виды
промышленности и
сельского хозяйства.
Отмечают на контурной
карте столицу и крупные
города изучаемых стран.
Рассказывают о
достопримечательностях
этих стран
Показывают на карте
Северную Америку.
Дают краткую
характеристику
материка с опорой на
карты и с помощью
учителя

Называют и показывают
на настенной карте
Африку, океаны и моря,
которые омывают
материк. Отмечают на
контурной карте
географические
названия, выделенные в
тексте учебника.
Записывают новые
географические
термины в тетрадь.
Составляют по плану
краткую характеристику
географического
положения Южной
Америки
Называют и показывают
на настенной карте
формы рельефа Южной
Америки. Отмечают на
контурной карте
географические
названия, выделенные в

контрасте
поверхности,
особенностях кли-

названия в
контурной карте,
используя

мата Южной
Америки.
Установление
взаимосвязи
географического
положения,
поверхности и
климата изучаемого
материка
45.
Реки и озера 1ч. Формирование
Южной
представлений
Америки
обучающихся о
Южной Америке.
Знакомство
школьников с
водоемами
изучаемого
материка.
Совершенствование
навыков показа
географических
объектов на
настенной карте
Растительный 1ч.
мир
Формирование
тропических
представлений
лесов
обучающихся о
разнообразии
растительного мира
земного шара.
Сообщение
сведений о
растительности
тропических лесов
Южной Америки.
Закрепление знания
обучающихся о
тропических лесах
земного шара в
процессе сравнения
лесов Африки,
46. —
Северной Америки
-и Южной Америки
Животные
1ч. Формирование
47.
тропического
представлений
——— леса
обучающихся о
___
разнообразии
21

помощь учителя

Показывают на
настенной карте
заранее
выделенные
учителем реки и
озера Южной
Америки.
Составляют
рассказ об
Амазонке по
предложенным
предложениям

Знакомятся с
природными
зонами Южной
Америки. По
рисункам
называют растения
материка. По
предложенным
учителем
предложениям
составляют рассказ
об одном из
растений
тропического леса

По рисункам
называют
животных зоны
тропических лесов

тексте учебника. Срав-

нивают климат Африки
и Южной Америки.
Составляют рассказ о
климатических
условиях Южной
Америки

Отмечают на контурной
карте крупные реки и
озёра Южной Америки.
Сравнивают Амазонку
и Нил по характеру
течения и питания.
Называют сходства и
различия. Описывают
учителем
одну из рек Южной
Америки по
предложенному
учителем плану
Перечисляют
природные зоны, в
которых расположена
Южная Америка.
Отмечают их в
контурной карте.
Показывают и
называют на карте
тропический лес.
Рассказывают, как
меняется Амазония в
результате
хозяйственной
деятельности человека.
Составляют рассказ об
одном из растений.
Зарисовывают в тетради
некоторые растения,
которые водятся только
на этом материке
Рассказывают, от чего
зависит многообразие
животного мира
тропического леса

животного мира
земного шара.
Сообщение
школьникам
сведений о
типичных
представителях
животного мира
тропических лесов
Южной Америки. Закрепление
знаний обучающихся
о тропических лесах
земного шара в
процессе сравнения
лесов Африки,
Северной Америки и
Южной Америки
48. Растительный 1ч. Формирование
мир саванн
представлений
степей
обучающихся о
полупустынь
разнообразии
и горных
природных условий
районов
Южной Америки.
Сообщение сведений
о разнообразии
растительного мира
Южной Америки

49. Животный
1ч. Продолжение
мир саванн,
формирования
степей,
представлений
полупустынь,
обучающихся о
пустынь
разнообразии
природных условий
Южной Америки.
Знакомства
школьников с
животным миром
саванн, пустынь,
степей и гор Южной
Америки

Южной Америки.
По предложенным
предложениям
составляют рассказ
об одном из
животных
тропического леса

Показывают на
карте саванны,
степи, горные
районы материка,
используя помощь
учителя.
Записывают в
тетрадь названия
представителей
растительного мира,
выделенных в
тексте учебника

Показывают на
карте саванны,
степи, горные
районы материка,
используя помощь
учителя. По
иллюстрации
перечисляют
представителей
животного мира
саванн, степей,
полупустынь,
пустынь Южной
Америки.
22

Южной Америки.
учителем
Составляют рассказ об
одном из животных,
зарисовывают его в
тетради. Обозначают
зону тропических лесов
на контурной карте

Рассказывают о
разнообразии растений в
зоне степей Южной
Америки. Сравнивают
пустыни Африки и
Южной Америки.
Показывают, как
изменяются природные
зоны в горах на карте
«Высотная поясность
Южной Америки».
Зарисовывают в тетради
растения Южной
Америки. Составляют
рассказ об одном из
представителей
растительного мира
Южной Америки
Рассказывают о
разнообразии животных
в зоне степей Южной
Америки. Записывают
названия животных в
тетрадь. Объясняют как
взаимосвязан животный
и растительный мир
саванн. Зарисовывают в
тетради животных
Южной Америки.
Составляют рассказ об
одном из представителей
животного мира Южной

50. Население и
государства

Записывают
названия животных
в тетрадь
1ч. Продолжение
Показывают на
формирования
карте государства
представлений
материка, заранее
обучающихся о
выделенные
Южной Америке.
учителем. По
Формирование
рисункам
представлений о
рассказывают, чем
коренном и пришлом занимаются жители
населении материэтих
ка. Сообщение
стран, используя
сведений о
помощь учителя
государствах Южной
Америки

51. Государства
Южной
Америки:
Бразилия

52. Государства
Южной
Америки:
Аргентина

1ч. Сообщение сведений
о государствах
Южной Америки.
Совершенствование
навыков работы с
политической картой

1ч. Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
народах,
населяющих земной
шар, разнообразии
государств.
Знакомство с
государством
Южной Америки Аргентиной
53. Государства 1ч. Продолжение
Южной
формирования
Америки: Пепредставлений
РУ
обучающихся о
народах,
населяющих земной
шар, разнообразии

Показывают на
карте изучаемые
государства,
используя помощь
учителя. По
рисункам
рассказывают, чем
занимаются
местные жители
этих стран,
используя помощь
учителя
Показывают на
карте изучаемые
государства,
используя помощь
учителя. По
рисункам
рассказывают, чем
занимаются
местные жители
этих стран,
используя помощь
учителя
Показывают на
карте изучаемые
государства,
используя помощь
учителя. По
рисункам
рассказывают, чем
23

Америки

Показывают на
политической карте
крупные государства
Южной Америки.
Рассказывают о
разнообразном составе
народов Южной
Америки. Наносят на
контурную карту
изучаемые государства и
их столицы.
Перечисляют отрасли
промышленности и
сельского хозяйства,
развитые в этих странах
Показывают изучаемые
государства на карте.
Перечисляют виды
промышленности и
сельского хозяйства.
Отмечают на контурной
карте столицу и крупные
города изучаемых стран.
Рассказывают о
достопримечательностях
государства
Показывают изучаемые
государства на карте.
Перечисляют виды
промышленности и
сельского хозяйства.
Отмечают на контурной
карте столицу и крупные
города изучаемых стран.
Рассказывают о
достопримечательностях
государства
Показывают изучаемые
государства на карте.
Перечисляют виды
промышленности и
сельского хозяйства.
Отмечают на контурной
карте столицу и крупные

государств.
Знакомство с
государством
Южной АмерикиПеру
54. Обобщающий 1ч. Обобщение и
урок по теме
систематизирование
«Южная
знаний обучающихся
Америка»
о Южной Америке

занимаются
местные жители
этих стран,
используя помощь
учителя
Показывают
Южную Америку на
настенной карте.
Называют
характерные
особенности
материка с опорой
на предложения и
иллюстративный
материал,
предложенный
учителем

города изучаемых стран.
Рассказывают о
достопримечательностях
государства
Показывают на карте
Южную Америку. Дают
краткую характеристику
материка с опорой на
карты и с помощью
учителя

Евразия -14 часов
55. Географическое 1ч. Формирование
Показывают
Рассказывают о
положение
представлений
Евразию на карте
географическом
обучающихся об
полушарий и
положении Евразии.
Евразии как самом глобусе, используя Называют части света,
крупном материке
помощь учителя.
из которых состоит
земного шара.
Дают краткую
материк, сравнивают их
Знакомство с
характеристику
по площади. На
географическим
географического
контурной карте
положением
положения
проводят условную
Евразии
материка по плану границу между Европой
и опорным
и Азией и отмечают
предложениям
географические
названия, выделенные в
тексте учебника
56. Очертания
1ч. Продолжение
Показывают на
На физической карте
берегов
формирования
физической карте
показывают и называют
Евразии. Моря
представлений о
океаны, которые
океаны, омывающие
Северного
географическом
омывают Евразию. материк. Отмечают моря
Ледовитого и
положении Евразии. Записывают в
этих океанов, острова и
Атлантического
Знакомство с
тетрадь острова и
полуострова на
океанов.
очертаниями
полуострова
контурных картах. Дают
Острова и
берегов, островами и материка.
характеристику одному
полуострова
полуостровами
Составляют рассказ из морей по
океанов,
об одном из морей предложенному
омывающими
по опорным
учителем плану
материк
словам, и
словосочетаниям,
принимая помощь
учителя
57. Очертание
1ч. Продолжение
Записывают в
На физической карте
берегов
формирования
тетрадь острова и
показывают и называют
Евразии Моря
представлений о
полуострова
океаны, омывающие
24

Тихого и
Индийского
океанов.
Острова и
полуострова

географическом
положении Евразии.
Знакомство с
очертаниями
берегов, островами и
полуостровами
Тихого и
Индийского
океанов.
Закрепление знаний
школьников о морях
Тихого океана,
омывающих
восточное
побережье РФ

Тихого и
Индийского
океанов.
Составляют рассказ
об одном из морей,
по опорным
словам, и
словосочетаниям,
принимая помощь
учителя

материк. Отмечают моря
этих океанов, острова и
полуострова на
контурных картах. Дают
характеристику одному
из морей по
предложенному
учителем плану

27

58. Разнообразие 1ч. Формирование
рельефа.
представлений
Полезные
обучающихся о
ископаемые
Евразии. Знакомство
Европы
с рельефом и
полезными
ископаемыми
Европы.
Формирование
навыков
самостоятельной
работы при
выполнении заданий
в тетради на
печатной основе

Показывают на
настенной карте
равнины и горы,
заранее выделенные
учителем.
Подписывают их
названия в
контурной карте,
используя помощь
учителя. Называют
и показывают
(заранее
обозначенные
учителем на
настенной карте)
крупнейшие
месторождения
полезных
ископаемых Европы
59. Разнообразие 1ч. Формирование
Показывают на
рельефа.
представлений
настенной карте
Полезные
обучающихся о
равнины и горы,
ископаемые
Евразии. Знакомство заранее выделенные
Азии
с рельефом и
учителем.
полезными
Подписывают их
ископаемыми Азии. названия в
Формирование
контурной карте,
навыков
используя помощь
самостоятельной
учителя. Называют
работы при
и показывают
25

Показывают на
физической карте
равнины, плоскогорья и
горы Евразии. Отмечают
формы рельефа Евразии
в контурной карте.
Перечисляют полезные
ископаемые, которые
добывают на материке,
показывают их
месторождения на карте

Показывают на
физической карте
равнины, плоскогорья и
горы Азии. Отмечают
формы рельефа Евразии
в контурной карте.
Перечисляют полезные
ископаемые, которые
добывают на материке,
показывают их
месторождения на карте

60. Климат
Евразии

61. Реки и озера
Европы

62. Реки и озера
Азии

выполнении заданий (заранее
в тетради на
обозначенные
печатной основе
учителем на
настенной карте)
крупнейшие
месторождения
полезных
ископаемых Азии
1ч. Формирование
Закрашивают в
представлений
контурной карте
обучающихся о
климатические
Евразии,
пояса, заранее
особенностях ее
выделенные
климатических
учителем.
условий.
Составляют рассказ
Совершенствование о климате Росси по
навыков работы с
предложенным
физической картой
учителем
предложениям. На
контурной карте
отмечают реки и
озера, используя
помощь учителя
1ч. Формирование
представлений о
богатстве водных
ресурсов Евразии.
Сообщение сведений
о водоемах Европы.
Совершенствование
навыков работы с
физической картой

Показывают реки и
озёра Европы
(заранее
выделенные
учителем на карте).
Наносят на
контурную карту
названия рек, озер,
каналов (с
помощью).
Составляют рассказ
о реках и озерах
Европы по опорным
словам и
словосочетаниям
1ч. Формирование
Показывают реки и
представлений о
озёра Азии (заранее
богатстве водных
выделенные
ресурсов Евразии.
учителем на карте).
Сообщение сведений Наносят на
о водоемах азиатской контурную карту
части изучаемого
названия рек, озер,
материка
каналов (с
помощью).
Составляют рассказ
о реках и озерах
Азии, по опорным
26

Перечисляют, в каких
климатических поясах
расположен материк,
называют особенности
каждого из
климатических поясов.
Рассказывают, какие
факторы определяют
климат Евразии.
Показывают и называют
крупнейшие реки и озера
материка и отмечают их
в контурной карте
Называют и показывают
реки и озера, которые
расположены в
европейской части
материка. Наносят на
контурную карту
названия рек, озер,
каналов. Составляют
рассказ о реках и озерах
Европы по плану

Называют и показывают
реки и озера, которые
расположены в
азиатской части
материка. Наносят на
контурную карту
названия рек, озер,
каналов. Составляют
рассказ о реках и озерах
Азии по плану

словам и
словосочетаниям
63. Растительный 1ч. Продолжение
Называют растения
и животный
формирования
и животных
мир Европы
представлений
Европы.
обучающихся о
Записывают в
Евразии. Сообщение тетрадь названия
сведений о
представителей
растительном и
растительного и
животном мире
животного мира,
изучаемого
выделенных в
материка. Развитие
тексте учебника,
навыков
используя помощь
самостоятельного
учителя
получения учебной
информации из карт
приложения к
учебнику
64. Растительный 1ч. Продолжение
Называют растения
и животный
формирования
и животных Азии.
мир Азии
представлений
Записывают в
обучающихся о
тетрадь названия
Евразии. Сообщение представителей
сведений о
растительного и
растительном и
животного мира,
животном мире
выделенных в
изучаемого
материка.
Развитие навыков
самостоятельного
получения учебной
информации из карт
приложения к
учебнику
65. Население
1ч. Формирование
Евразии
представлений
обучающихся о
многонациональном
населении материка
Евразия
66. Культура и
1ч. Формирование
быт народов
представлений
Евразии
обучающихся о
многонациональном
населении материка
Евразия. Сообщение
основных сведений о
культуре и быте
народов Евразии
67. Обобщающий 1ч. Обобщение и

Называют и показывают
на карте природные зоны
Европы. Перечисляют
представителей
растительного и
животного мира каждой
природной зоны

Называют и показывают
на карте природные зоны
Азии. Перечисляют
представителей
растительного и
животного мира каждой
природной зоны

тексте учебника,
используя помощь
учителя

На карте
показывают
государства
Евразии, заранее
выделенные
учителем.
Составляют рассказ
о культуре и быте
своего края по
предложенным

Называют по
иллюстрациям часть
Евразии, которая более
плотно заселена

Составляют рассказ о
культуре и быте своего
края

учителем
предложениям.

Показывают
27

Показывают на карте

урок по теме
«Евразия»

систематизирование
сведений о
крупнейшем
материке земного
шара. Развитие
навыков
самостоятельной
работы при
выполнении заданий
в контурной карте и
в тетради на
печатной основе
Обобщающий 1ч. Обобщение и
урок по курсу
систематизирование
«География
знаний по курсу
материков и
«География
океанов»
материков и
океанов» Развитие
навыков работы в
команде

Евразию на
настенной карте.
Называют
характерные
особенности
материка с опорой
на предложения и
иллюстративный
материал,
пред
ложенный
учителем
Показывают
материки и океаны
на настенной карте
с помощью учителя.
Подписывают
названия материков
и океанов в
контурной карте

68.
—

28

Евразию. Дают краткую
характеристику материка
с опорой на карты и с
помощью учителя

Показывают на
настенной карте
материки и океаны. По
описанию и
иллюстрациям
определяют, о каком
материке и океане идет
речь. Наносят названия
материков и океанов в
контурной карте


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».