Рабочая программа по географии для 6 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «География»
6 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями)

Составитель:
Салакина Юлия Борисовна,
учитель географии

Астрахань
2023
1

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ................................................................. 6
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ……………………………………………….8

2

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022
г.
№
1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«География» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов
в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические
знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных
природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений,
адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
- формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
- формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры
и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных
материков и отдельных стран;
- формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений;
- формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической
карты для получения географической информации;
- формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе
3

определяет следующие задачи:
- формирование у обучающихся представлений о географии как науке;
- обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной звезде;
- формирование представлений об опасных природных явлениях,
- формирование географических представлений о рельефе и водоемах нашей
планеты;
- формирование умения работать с географической картой, графической
наглядностью;
- воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного
отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями
природоохранительной работы;
- формирование умения применять полученные знания в повседневной
жизни.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «География» в 6 классе
Личностные результаты:
- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
- совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
- развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности
(наблюдений, опытов);
- развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении
моделей или макета форм рельефа местности;
формирование
эстетических
чувств
при
знакомстве
с
достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;
- формирование уважения и восхищения людьми, совершившими научные
открытия
- (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников Земли и
людей в
- космос, первые космонавты);
- формирование навыков безопасного поведения в природе (при изучении
грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и т.п. явлений
природы)
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету
«География» в 6 классе
Минимальный уровень:
- определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и
местным признакам природы с помощью учителя;
- понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя
географические объекты;
- узнавать и называть географические объекты (формы поверхности земли:
равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей животного и
4

растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях;
- называть, описывать существенные признаки географических объектов и
явлений;
- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины,
опорные слова и выражения;
- использовать географические знания в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
- знать основные правила безопасного поведения в природе;
Достаточный уровень:
- применять элементарные практические умения и приемы работы с
географической картой для получения географической информации;
- определять направления на карте;
- вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической
среды;
- сравнивать географические объекты и явления по заданным критериям;
- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины,
опорные слова и выражения;
- определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и
местным признакам природы;
- выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
- делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
- читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по
атласам-приложениям к учебнику;
- составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
- показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при
помощи учителя на контурной карте.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному
предмету «География» в 6 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- О баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты
самостоятельно;
- понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными
распространенными предложениями;
- соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
5

подтверждающие высказанное суждение;
- классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
- дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные
признаки и свойства;
- правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе
объекта;
- дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении
предложении;
- не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на
карте;
- дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
- материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в
помощи учителя;
- испытывает трудности при классификации объектов на группы;
- самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить
причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у
обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение
классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать
определения понятиям.
В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе
обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с
физической картой России, ее географическим положением, границами,
формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале
планируется формирование более точных географических представлений о
рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием
видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы,
учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и
водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии
— «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный
переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и
местности, а затем к знакомству с географической картой.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от
знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической
карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь, ветер,
6

ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о
Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит
своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с
элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее
полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут
изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим
территориям.
Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с целью
формирования более точных географических представлений о формах земной
поверхности и водоемах местности, где проживают обучающиеся.
Содержание разделов
№

Название раздела

1.
2.
3.
4
5
6.
7.

Введение
Ориентирование на местности
Формы поверхности Земли
Вода на Земле
План и карта
Земной шар
Карта России
Итого

Количество
часов
5
5
4
10
7
17
20
68

7

Контрольные работы
1
1
1
1
1
1
2

№

Тема
предмета

Кол-во
часов

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное
содержание

Дифференциация видов деятельности
обучающихся
Минимальный
Достаточный уровень
уровень

Введение - 5 часов
1. География 1ч. Формирование у
наука о
обучающихся
природе
представлений об
Земли
изучаемом
предмете география

2.

Наблюдения
за
изменениями
высоты
Солнца и
погоды

3.

Явления
природы

45.

Называют, что в
переводе означает
слово «география».
Рассказывают о
первых
путешественниках по
плану и опорным
словам и
словосочетаниям
1ч. Формирование
Называют основные
представлений о
компоненты погоды,
разных временах
используя помощь
года, суточном и
учителя.
годовом движении Рассказывают от
Земли
чего зависит смена
дня и ночи, смена
времен года. Рисуют
положение Солнца
на небе в разное
время суток. Узнают
и называют условные
знаки календаря
погоды
1ч. Знакомство
Определяют и
обучающихся с
называют по
явлениями
иллюстрации
природы,
явления природы.
обобщение и
Рассказывают с
закрепление знаний опорой иллюстрации
о правилах
(схематические
поведения во время рисунки) как вести
грозы, сильных
себя во время грозы
порывах ветра
и при сильных
порывах ветра

Географические 2
сведения о
ч.
своей местности
и труде
населения.
Экскурсия
для

Знакомство с
местностью, в
которой обучаются
и проживают
школьники.
Формирование

Составляют рассказ
по иллюстрациям о
занятиях населения
своей местности.
Выполняют
зарисовки,
8

Называют, что означает
в переводе слово
география,
рассказывают о первых
географах и их
путешествиях.
Составляют рассказ о
том, как люди
используют в своей
жизни знания по
географии
Называют основные
компоненты погоды.
Рассказывают, как
меняется высота
Солнца над горизонтом
в течение дня и в разное
время года.
Рисуют положение
Солнца на небе в разное
время года. Составляют
по плану рассказ, какая
погода характерна для
разных времен года

Называют «явления
природы», определяют,
что такое «ветер».
Рассказывают, как люди
используют силу ветра.
Составляют рассказ о
правилах поведения во
время грозы и при
сильных порывах ветра
Составляют рассказа о
своей местности по
плану, предложенному
учителем.
Выполняют зарисовки,
упражнения в тетради

наблюдения
запаса
элементарных
географических
представлений

умения наблюдать
за окружающей
действительностью,
фиксирование и
обобщение своих
наблюдений

упражнения в
тетради на печатной
основе после
наблюдений,
проведенных во
время экскурсии
совместно с
учителем

на печатной основе
после наблюдений,
проведенных во время
экскурсии

Находят в словаре и
зачитывают, что
такое горизонт,
линия горизонта.
Выделяют на
иллюстрации линию
горизонта
Стороны
1ч. Формирование
Называют основные
горизонта
умений
стороны горизонты,
пользоваться
опираясь на схему.
компасом,
Рисуют схему
определять
сторон горизонта
основные стороны совместно с
горизонта
учителем
Компас и
1ч. Знакомство с
Определяют
правила
компасом.
стороны горизонта
пользования им
Устройство.
по компасу,
Правила
используя помощь
пользования.
учителя.
Форм Наклеивают
ирование
картинку компаса в
умений
тетрадь
ориентироваться по
компасу

Дают определение
географическим
понятиям «горизонт»,
«линия горизонта».
Называют свойства
горизонта

Ориентирование на местности - 5 часов
6. Горизонт.
1ч. Формирование
Линия
представлений о
горизонта
линии горизонта,
основных сторонах
горизонта

7.

8.

9.

Ориентирование 1ч. Формирование
по местным
умений
признакам
ориентироваться по
природы
местным признакам
природы,
принимать решения
в нестандартной
ситуации

10. Ориентирование 1ч. Закрепление
на местности
сформированных
навыков
ориентирования с
пользованием
компаса.
Продолжение
формирования

Называют основные
стороны горизонта.
Зарисовывают схему
сторон горизонта в
тетради

Определяют
стороны горизонта
по признакам
природы,
изображенных на
иллюстрации,
используя помощь
педагога

Рассказывают, что
такое компас и правила
пользования компасом
пользоваться.
Схематически
зарисовывают компас.
Определяют стороны
горизонта с помощью
компаса в классе,
школьном холле, на
пришкольном участке
Рассказывают, что
такое компас, для чего
он нужен и как он
устроен.
Ориентируются с
помощью компаса по
местным признакам
природы

Наблюдают за
окружающей
действительностью.
Определяют
стороны горизонта
по местным
признакам природы,
принимая помощь

Наблюдают за
окружающей
действительностью,
выделяют признаки
природы, по которым
можно определить
стороны горизонта.
Определяют стороны

9

умений наблюдать
за окружающей
действительностью,
обобщение своих
наблюдений
Формы поверхности Земли – 4 часа
И. Рельеф
1ч. Формирование
местности, его
представлений
основные
обучающихся о
формы.
формах
Равнины, холмы
поверхности
земного шара

12. Знакомство с
формами
рельефа своей
местности
(своего края/
(Экскурсия для
обучающихся,
проживающих
сельской
местности)

13. Овраги, их
образование

1ч. Обобщение и
закрепление
сведений
обучающихся о
родном крае.
Продолжение
формирования
в наблюдать за
окружающей
действительностью,
фиксировать и
обобщать свои
наблюдения
1ч. Формирования
представлений об
образовании
оврагов и о вреде
оврагов для
сельского
хозяйства.
Воспитание
бережного
отношения к
родной земле

учителя

горизонта по местным
признакам природы, по
компасу

Называют основные
формы земной
поверхности.
Зарисовывают
строение холма по
образцу с указанием
его частей.
Называют и
показывают горы и
равнины на
иллюстрациях
Определяют форму
рельефа своей
местности, опираясь
на схемы и
иллюстрации,
совместно с
учителем
умения

Называют основные
формы земной
поверхности.
Рассказывают, чем
отличаются плоские и
холмистые равнины.
Определяют виды
равнин по
иллюстрациям и схеме.
Показывают части
холма на схеме
Определяют форму
рельефа своей
местности. Составляют
рассказ о форме
рельефа своей
местности

Показывают на
иллюстрации овраг,
называют
подписанные части
оврага, делают
макет оврага из
сырого песка и
глины

Рассказывают о
процессе образования
оврагов и о вреде
оврагов для сельского
хозяйства с опорой на
иллюстрации,
зарисовывают схему
оврага и подписывают
его части. Делают
макет оврага из сырого
песка и глины

14. Горы.
1ч. Продолжение
Землетрясения..Извержения
формирования
вулканов
представлений
обучающихся о
разновидностях
рельефа
земного шара.
Знакомство со
стихийными
10

Составляют
рассказ о горах
из
предложенных
учителем
предложений.
Лепят макет
горы из
пластилина.
явлениями

Рассказывают о горах
и горных системах.
Зарисовывают схему
вулкана. Выполняют
макет горного хребта
из пластилина.
Рассказывают о
стихийных явлениях
природы (лавина,

природы
(землетрясение,
извержение
вулкана),
формирование
навыков
безопасного
поведения
Вода на Земле - 10 часов
15 Вода в природе

16 Родник, его образование

17 Колодец, водопровод

18 Река, ее части. Горные и
равнинные реки

1ч. Закрепление
полученных на
уроках
природоведения
знаний о воде и
ее значении для
живых
организмов и
хозяйственной
деятельности
человека
1ч. Формирование
элементарных
представлений
об образовании
родника

Отвечают на
наводящие
вопросы о
стихийных
явлениях в
природе

землетрясение,
извержение вулкана)

Приводят
примеры, где
встречается
вода в природе
с опорой на
иллюстрации.
По схеме
рассказывают о
круговороте
воды в природе

Приводят примеры,
где встречается вода
в природе.
Рассказывают как
происходит
круговорот воды в
природе по схеме

Рассказывают как
накапливается вода
под землёй.
Объясняют как
образовалось слово
«источник».
Называют, из каких
горных пород
состоят
водопроницаемые и
водонепроницаемые
слои
1ч. Формирование По рисунку
Рассказывают о
элементарных рассказывают о работе водопровода.
представлений строении
Называют правила
о колодце и
водопровода.
охраны воды при
водопроводе
Из пластилина пользовании
как источниках делают макет
водопроводом
пресной воды
колодца
для человека
1ч.
Составляют
предложения
Знакомство с
как образуются Рассказывают по
горными и
реки по
схеме как образуются
равнинными
опорным
реки. Называют и
реками, их
словам.
показывают на схеме
значении в
Называют
части реки.
жизни человека части реки,
Определяют на схеме
и его
обозначенные направление реки,
хозяйственной на схеме.
левые и правые
деятельности
Определяют по притоки. Сравни11

Составляют
рассказ по
опорным
словам об
образование
родника

иллюстрации
горную
и равнинную реку

19 Использование
рек

1ч. Продолжение
формирования
представлений
обучающихся об
использовании
природных
ресурсов (пресной
воды рек) в
хозяйственной
деятельности
человека
20 Озера.
1ч. Продолжение
Водохранилища.
формирования
Пруды
представлений
обучающихся о
многообразии
водоемов земного
шара. Обобщить и
закрепить знания
об озерах, прудах,
водохранилищах
родного края, их
использовании в
хозяйственной
деятельности
человека
21 Болота, их
1ч. Продолжение
осушение
формирования
представлений
обучающихся о
болоте. Повторить
и закрепить
сведения,
полученные о
торфе, его добыче
и использовании
22 Океаны и моря 1ч. Формирование
понятий «океан»,
«море».
Знакомство
обучающихся со
стихийными
явлениями
природы (шторм,

Составляют рассказ
об использование
рек по схеме с
опорой на
иллюстрации

вают горную и
равнинную реки по
плану. Рассказывают
как образуется водопад
Рассказывают об
использовании пресной
воды рек в
хозяйственной
деятельности человека

По иллюстрациям и
опорным словам
рассказывают, где
образуются озера.
Называют различия
пруда от озера,
принимая помощь
учителя

Называют характерные
особенности озера.
Рассказывают, в каких
местах образуются
озёра. Зарисовывают
схему озера.
Рассказывают, как
образуются
водохранилища.
Сравнивают пруд и
озеро. Приводят
примеры
искусственных
водоемов

Составляют рассказ
по серии картинок
«Образование
болот»

Рассказывают об
образовании болот по
схеме. Рассказываю,
для чего осушают
болота и где
используется торф

Составляют рассказ
по иллюстрациям об
использовании
морей и океанов
человеком

Называют характерные
особенности морей и
океанов. Сравнивают и
показывают на схеме
окраинные и
внутренние моря.
Называют отличия
морской воды от

12

цунами, ураган)

23

Острова и
полуострова

1ч. Формирование
«остров» и
«полуостров»

24

Водоемы в
1ч. Продолжение
вашей
формирования
местности.
представлений о
Охрана вод от
родном крае,
загрязнения
обобщение
сведений о
водоемах, их
использовании.
Охрана водоемов

пресной. Рассказывают,
что такое цунами. По
иллюстрациям
составляют рассказ об
использование морей и
океанов в
хозяйственной
деятельности человека
понятий
Зарисовывают в
Называют характерные
тетради вместе с
особенности морей и
учителем остров,
океанов. На рисунке
полуостров и
находят и показывают
подписывают их,
острова, полуострова,
делают макеты из
заливы и проливы.
пластилина
Делают макет острова и
полуострова из
пластилина и цветной
бумаги
Составляют рассказ о Называют водоемы,
водоёмах из
которые есть в
предложенных
местности, где
учителем
проживают
предложений.
обучающиеся.
Подбирают
Рассказывают как
иллюстрации и
используют водные
фотографии с
ресурсы и о мерах,
изображением
предпринимаемых
водоемов
людьми для охраны
водоёмов. Составляют
альбом «Вода на Земле»

План и карта - 7 часов
25 Рисунок и
1ч. Формирование
план предмета
первоначальных
представлений
обучающихся о
плане, его
значении.

26

План и
масштаб

Знакомятся с
понятием «план».
Зарисовывают план
предметов (ластик,
кубик) по контурным
линиям. Называют
отличия плана от
рисунка, используя
помощь учителя
1ч. Продолжение
Знакомятся с
формирования
понятием «масштаб».
представлений
Составляют рассказ
обучающихся о
«Люди каких
плане, закрепление профессий
представления о
используют масштаб
масштабе.
в своей работе», по
опорным словам, и
иллюстрациям
13

Рассказывают, что такое
план и для чего он
нужен. Сравнивают
изображенные
предметы на плане и на
рисунке, называя
отличия. Зарисовывают
в тетради план
предметов (пенал,
ластик, кубик)
Знакомятся с понятием
«масштаб».
Перечисляют
профессии людей,
которым необходим
план местности

27 Условные
знаки
плана
местности

1ч. Развитие умения
читать простейшие
планы, знакомство
с условными
знаками плана
местности

28 План и
1ч. Продолжение
географическая
формирования
карта
представлений
обучающихся о
плане и его
значении.
Знакомство
обучающихся с
многообразием
географических
карт и их
значением для
жизнедеятельности
человека
29 Условные
1ч. Знакомство с
цвета
условными цветами
физической
физической карты.
карты
Обучение
показывать на
физической карте
России формы
поверхности,
крупнейшие
водоемы с опорой
на условный цвет,
которым
обозначены
различные формы
поверхности и
водоемы
30 Условные
1ч. Продолжение
знаки
формирования
физической
представлений
карты
обучающихся о
географической
карте. Знакомство с
условными знаками
физической карты
31 Физическая
карта России.
Значение

1ч. Обобщение и
систематизация
представлений

Называют условные
знаки плана
местности с опорой
на иллюстрации.
Вычерчивают
простейшие знаки
плана местности по
образцу
Называют отличия
плана от карты,
используя помощь
учителя

Называют характерные
особенности изученных
понятий. Читают
рассказ, используя
условные знаки плана
местности

Соотносят условный
знак физической
карты с
изображением

Называют условные
цвета, знаки
географической карты.
Зарисовывают в
тетради условные цвета
и условные знаки
физической карты

Составляют рассказ
о значении
физической карты в

Рассказывают о
значение физической
карты в жизни человека

Сравнивают план
города и карту.
Называют отличия
плана от карты.
Показывают на карте
стороны горизонта.
Рассказывают, какими
бывают карты по
назначению
(физическая,
политическая,
административная,
карта растений и
животных)
По иллюстрации
Повторяют формы
называют формы
земной поверхности.
земной поверхности. Читают условные цвета,
С помощью учителя знаки географической
называют основные карты. Зарисовывают в
цвета физической
тетради условные знаки
карты
плана, цвета и условные
знаки физической
карты

14

географической
карты в жизни и
деятельности
людей

обучающихся о
физической карте и
ее значении.
Формирование
умений показывать
на карте заданные
объекты с
помощью условных
цветов и знаков

Земной шар - 17 часов
32 Краткие
1ч.
сведения о
Земле, Солнце,
Луне

Формирование у
обучающихся
элементарных
представлений о
телах Солнечной
системы
1ч. Расширение круга
элементарных
представлений о
планетах
Солнечной
системы

жизни людей из
предложенных
учителем
предложений.
Показывают на
физической карте
России границу
государства,
крупные
географические
объекты (равнины,
горы, океаны),
опираясь на
условные цвета
карты, с помощью
учителя
Составляют рассказ
о Земле, Солнце и
Луне из
рекомендованных
учителем
предложений
Знают название 2-3
планет.
Составляют рассказ
об одной из планет,
используя опорные
слова и
словосочетания.
Располагают на
макете планеты по
отношению к
Солнцу, используя
помощь учителя

с опорой на план.
Показывают на
физической карте
России границу
государства, крупные
географические
объекты (равнины,
горы, океаны), опираясь
на таблицу условных
цветов и знаков карты

Рассказывают, что
такое Солнечная
система. Знакомятся с
понятиями
«астрономия»,
«планеты»
33 Планеты
Показывают и
называют планеты
(обозначенные и
подписанные) на схеме
Солнечной системы.
Знают названия до 4
планет. Называют
отличительные
признаки Земли от
других планет.
Зарисовывают вместе с
учителем схему
Солнечной системы.
Располагают на макете,
по образцу, планеты по
отношению к Солнцу
34 Земля - планета. 1ч.
Приводят примеры
Доказательства
доказательства
шарообразности
Формирование у
Составляют рассказа шарообразности Земли.
Земли
обучающихся
из предложенных
Показывают, с
представлений о
учителем
помощью теллурия,
форме Земли.
предложений о
движение Земли.
Продолжение
планете Земля.
Рассказывают как
закрепления знаний Зарисовывают как
менялись
о вращении Земли выглядит планета
представления о форме
вокруг своей оси и Земля из космоса (по и размерах Земли с
вокруг Солнца
шаблону)
опорой на иллю15

35

36

37

Современные 1ч. Продолжить
исследования
формирование
космоса
представлений
обучающихся об
освоении космоса в
XX и XXI веках

Называют первого
космонавта.
Составляют рассказ
из предложенных
учителем
предложений о
первом полете в
космос
Глобус 1ч. Формирование
Показывают и
модель
представлений
называют глобус,
Земного шара.
обучающихся о
определяют его
Земная ось,
форме Земли.
назначение.
экватор,
Обучение
Приклеивают
полюса.
пользоваться
картинку глобуса в
Особенности
глобусом. Показ на тетрадь,
изображения
глобусе полюса,
подписывают полюса
суши и воды
линии экватора.
и линию экватора.
на глобусе
Закрепление знаний Лепят макет глобуса
об условных цветах из пластилина
физической карты

Физическая
карта
полушарий

38 Распределение
воды и суши на
Земле

1ч. Повторение и
закрепление знаний
обучающихся об
условных цветах
физической карты,
линии экватора,
Северном и Южном
полюсах, Северном
и Южном
полушариях.
Знакомство с
картой полушарий.
Обучение показу на
физической карте
полушарий,
названных выше
объектов

Называют основные
цвета карты
полушарий.
Рассматривают
условные знаки
карты полушарий.
Показывают на
физической карте
полушарий полюса,
линию экватора,
материки, океаны

1ч. Знакомство
обучающихся с
распределением
воды и суши на
Земле.
Формирование
представлений

Определяют по
карте, что занимает
большую часть
земного шара: вода
или суша.
Показывают воду и
сушу на карте,
16

страции
Рассказывают о первом
полете Ю. А. Гагарина в
космос

Рассказывают о
строении глобуса.
Показывают на глобусе
полюса, линию
экватора, южное и
северное полушария.
Лепят из пластилина
модель Земли,
обозначают на ней
полюса и линию
экватора. Показывают
на глобусе различные
формы поверхности (с
опорой на цвет) с
помощью таблицы
условных цветов и
знаков
Определяют, какими
цветами изображена
поверхность Земли на
карте полушарий.
Рассматривают
условные знаки карты
полушарий.
Показывают на карте
полушарий и глобусе
полюса, линию
экватора, материки,
океаны

Определяют по карте, в
каком полушарии
больше воды, а в каком
островов и материков

39 Океаны на
глобусе и карте
полушарий

обучающихся о
неравномерности
распределения воды
и суши на
территории нашей
планеты
1ч. Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
Земном шаре.
Знакомство
обучающихся с
названием и
месторасположением
океанов на
физической карте
полушарий и на
глобусе. Обучение
показу заданных
объектов на карте и
глобусе

40 Материки на
1ч.
глобусе и карте
полушарий
(Евразия,
Африка,
Северная
Америка,
Южная
Америка, Австралия,
Антарктида)

41

опираясь на
таблицу условных
знаков

Показывают на
физической карте и
глобусе Мировой
океан. Зачитывают
названия океанов.
Показывают океаны
на карте. Отвечают
на вопросы учителя
об океанах с опорой
на карту.
Подписывают
названия океанов на
контурной карте

Называют Тихий,
Атлантический,
Индийский, Северный
Ледовитый океаны.
Рассказывают о
хозяйственном
значении океанов по
схеме или
иллюстрациям.
Устанавливают
простейшие причинноследственные
зависимости
(например, почему
Северный Ледовитый
океан получил такое
название). Находят на
глобусе и физической
карте полушарий
океаны, подписывают
названия океанов на
контурной карте
Находят и называют на
глобусе и физической
карте полушарий
материки,
подписывают названия
материков на
контурной карте.
Сравнивают материки
и части света

Продолжение
Называют материк,
формирования
на котором мы
представлений
живем. На карте
обучающихся о
показывают
Земном шаре.
материки.
Знакомство
Составляют рассказ
обучающихся с
о материке с опорой
названием и
на карту, используя
месторасположением предложения,
материков на
предложенные
физической карте
учителем
полушарий и на
глобусе. Обучение
показу заданных
объектов на карте и
глобусе
Кругосветные 1ч. Формирование
Составляют из
Рассказ по плану и
путешествия.
представлений
предложений,
карте о первом
Плавание
обучающихся о
предложенных
кругосветном плавании.
экспедиции
значении первого
учителем, рассказ об Вычисляют
под
кругосветного
экспедиции Ф.
длительность
командованием
путешествия под
Магеллана. По
кругосветного плавания
Ф. Магеллана
командованием Ф. пунктирным линиям (с опорой на даты,
17

Магеллана

42

Первое русское 1ч. Знакомство с
кругосветное
первым русским
плавание
кругосветным
плаванием и его
значением

43

Различие в
освещении и
нагревании
Солнцем
земной
поверхности.
Понятие о
климате, его
отличие от
погоды.
Основные
типы климата

44

Пояса
1ч. Продолжение
освещенности:
формирования
жаркие,
первоначальных
умеренные,
представлений о
холодные.
разнообразии
Изображение
климата на Земном
их на глобусе
шаре
и карте
полушарий

1ч. Формирование
представлений
обучающихся о
различии в
освещении и
нагревании
Солнцем земной
поверхности.
Знакомство с
климатом земного
шара

на контурной карте
отмечают первое
кругосветное
путешествие

представленные в
учебнике). Показывают
на физической карте
полушарий маршрут
кругосветных
путешествий под
командованием Ф.
Магеллана
Составляют из
Составляют рассказ по
предложенных
плану и карте о первом
учителем
русском кругосветном
предложений рассказ плавании. Вычисляют
о русском
длительность
кругосветном
кругосветного плавания
плавании. По
(с опорой на даты,
пунктирным линиям представленные в
на контурной карте учебнике)
отмечают первое
Рассказывают как
русское
происходило первое
кругосветное
путешествие, каково
плавание (маршрут значение первого
Крузенштерна,
кругосветного
шлюп «Нева»)
плавания, какой вклад
внесли русские моряки
в географическую
науку
С помощью теллурия Рассказывают о
показывают
значении солнца для
движение Земли
жизни на земле с
вокруг Солнца.
опорой на схему или
Составляют рассказ рисунки.
о климате своей
Составляют рассказ с
местности,
опорой на схему, от
используя помощь
чего зависит климат и
учителя
от чего зависит погода

Составляют рассказ
об одном из поясов
освещенности из
предложенных
учителем
предложений.
Раскрашивают в
контурной карте
пояса освещенности.
Заполняют схему
пояса освещенности

18

Устанавливают
простейшие причинноследственные связи
между географическим
положением, солнечной
радиацией,
подстилающей
поверхностью.
Называют основные
типы климатов, их
характерные признаки.
Составляют устный

45

46

47

Природа
тропического
пояса.
Тропические
леса

1ч. Расширение круга
представлений
обучающихся об
особенностях
природных условий
тропического пояса

Природа
умеренных и
полярных
поясов

1ч.

Показывают на карте
тропический пояс,
выделенный
учителем.
Заштриховывают
(закрашивают)
заранее
обозначенный
учителем
тропический пояс в
тетради.
Узнают изображения
типичных животных
тропического пояса и
называют их (от 3 до
5 представителей)
Природа
1ч. Знакомство с
Узнают изображения
тропического
природными
типичных животных
пояса. Саван
зонами саванн и
саванн и пустынь
ны и пустыни
пустынь
тропического пояса и
тропического пояса называют их (от 3 до
5 представителей)

4 Обобщающий
8 урок

Называют и
показывают
Знакомство
умеренные и
обучающихся с
полярные пояса
особенностями
освещенности,
природных условий выделенные
умеренных и
учителем на карте.
полярных поясов
Составля-

1ч Обобщение
. изученного
материала по

ют рассказ из
предложенных учителем
предложений о природе
умеренных или
полярных поясов
(Арктика, Антарктика)
Выполняют
контрольное
тестирование с опорой
19

рассказ об одном из
поясов освещенности с
опорой на схему/ план.
Чертят в тетради схему
«Пояса освещенности»
Называют, с опорой на
схему «пояса
освещенности», какие
материки и океаны
расположены в
пределах тропического
пояса.
Узнают изображения
типичных животных
тропического леса и
называют их (до 5
представителей),
показывают на карте
«Растительный и
животный мир»
тропического леса с
помощью учителя
Узнают изображения
типичных животных
саванн и пустынь,
называют их (до 5
представителей),
показывают на карте
«Растительный и
животный мир»
природные зоны саванн
и пустынь с помощью
учителя

Называют материки и
океаны, расположенные
в пределах умеренного
и полярного поясов.
Составляют рассказ о
природе умеренных и полярных
поясов по плану

Выполняют
контрольное
тестирование по разделу

разделу Земной на учебник, с помощью
шар. Работа с
учителя
картой
полушарий и
глобусом.
Выполнение
заданий в
тетради на
печатной основе
Карта России-20 часов
4
1ч Знакомство
9 Карта России. . обучающихся с Показывают на карте и
Географическо
положением
настольной карте
е положение
России на
Россию, используя
России на
глобусе, карте. помощь учителя.
глобусе, карте
Формирование Выделяют среди других
полушарий,
представлений о изображений флаг и
физической
площади
герб РФ. Зарисовывают
карте нашей
государства,
повторение
вместе с учителем флаг
страны
символики РФ
РФ
5 Столица
1ч Продолжение
С помощью находят на
0 России . формирования
карте столицу нашей
Москва
представлений Родины. Рассматривают
обучающихся о иллюстрации
Москве как
достопримечательносте
главном городе й столицы. Составляют
(столице) России рассказ о столице,
используя опорные
слова и словосочетания

5 Границы
1 России.
Сухопутные
границы на
западе и юге

1ч Формирование
. представлений
обучающихся о
государственны
х границах.
Закрепление
знаний об
условных
обозначений
физической
карты.
Формирование

Показывают границы
России на физической
карте, обводят по
пунктирным линиям в
контурной карте
сухопутные границы

навыков
правильного показа
объектов на
географической
20

«Земной шар»

Составляют описание
географического
положения России (с
опорой на план в
учебнике). По карте
поясов освещенности
определяют, в каких
поясах лежит Россия

Находят на карте
столицу нашего
государства.
Рассказывают о
достопримечательностя
х Москвы с опорой на
иллюстрации.
Рассматривают план
центра Москвы (по
приложению к
учебнику). Находят
улицы, о которых
говорится в тексте
учебника

Показывают на карте
сухопутные границы, их
протяженность.
Называют государства, с
опорой на
политическую карту, с
которыми РФ граничит
на западе и юге.
Выделяют сухопутные
границы
РФ на контурной карте

карте
52 Морские
1ч. Продолжение
границы.
формирования
Океаны и моря,
представлений
омывающие
обучающихся о
берега России.
государственных
Моря
границах.
Северного
Закрепление
Ледовитого
знаний условных
океана
обозначений и
условных цветов
физической карты.
Формирование
навыков
правильного показа
объектов на
географической
карте

53 Моря Тихого и 1ч. Продолжение
Атлантического
формирования
океанов
представлений
обучающихся о
государственных
границах России.
Закрепление
знаний
условных
обозначениях и
условных цветах
физической карты.
Формирование
навыков
правильного показа
объектов на
географической
карте
54 Острова и
1ч.
полуострова
Формирование
России
представлений о
территории РФ,
островах и
полуостровах
Северного
Ледовитого, Тихо-

Показывают
границы России на
физической карте.
Обозначают на
контурной карте
северный ледовитый
океан Показывают
на карте за Северный
Ледовитый океан,
омывающий берега
России, и читают
названия морей.
Рассказывают по
иллюстрациям,
используя помощь
учителя о природе
морей (не выделяя
конкретных
названий) ,
омывающих берега
России на севере.
Показывают на карте
Тихий и
Атлантический
океан, читают
названия морей.
Рассказывают по
иллюстрации,
используя
об помощь
учителя, о природе
морей, омывающих
берега России

Показывают на карте
морские границы РФ.
Рассказывают о
природе морей,
омывающих берега
России (не выделяя
конкретных названий).
Называют и
показывают моря
Северного Ледовитого
океана на карте.
Рассказывают о морях
Северного Ледовитого
океана по плану

Показывают и
называют острова и
полуострова, заранее
выделенные
учителем

Называют и
показывают острова и
полуострова России.
Рассказывают об
особенностях природы
островов и
полуостровов России.
Со-

го, Атлантического
океанов.

Называют и
показывают на карте
моря Тихого и
Атлантического
океанов. Наносят
океаны, моря на
контурную карту.
Составляют описания
одного из морей с
опорой на план

ставляют описания
одного из островов и
21

Закрепление
знаний условных
обозначений и
условных цветов
физической карты.
Формирование
навыков
правильного показа
объектов на
географической
карте
55 Рельеф нашей 1ч. Формирование
страны.
представлений о
Низменности,
поверхности РФ, ее
возвышенности,
разнообразии.
плоскогорья
Закрепление
знаний условных
обозначений и
условных цветов
физической карты.
Формирование
навыков
правильного показа
объектов на
географической
карте
56 Работа с
1ч. Закрепление
контурными
представлений
картами
обучающихся о
рельефе РФ,
совершенствование
навыков работы с
настенной,
настольной
картами,
формирование
навыков работы с
контурными
картами
57 Горы: Урал,
Северный
Кавказ, Алтай,
Саяны,
Крымские

1ч. Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
разнообразии
поверхности РФ

полуостровов РФ с
опорой на план.
Наносят названия
островов и полуостров
России на контурную
карту

Закрашивают в
контурной карте
обозначенные
равнины
(низменности,
плоскогорья).
Составляют
описание равнины
по плану, используя
помощь учителя

Называют и
показывают на
физической карте
низменности,
возвышенности,
плоскогорья России.
Составляют описание
равнины (низменности,
плоскогорья) с опорой
на план в учебнике

Наносят на
контурную карту
названия крупных
равнин,
плоскогорий,
низменностей
России,
закрашивают
(заштриховывают)

Наносят на контурную
карту названия
крупных равнин,
плоскогорий,
низменностей России,
закрашивают
(заштр
иховывают)
указанные
географические
объекты

указанные
географические
объекты, используя
помощь учителя
Называют и
показывают на
настенной карте
заранее выделенные
учителем горы.
Заштриховывают и
закрашивают горы в
контурной карте,
используя помощь
учителя

22

Называют и
показывают на
настенной карте
Кавказские, Уральские,
Крымские горы, Алтай
и Саяны. Различают
горы по высоте,
размеру. Составляют
описания гор России с
опорой на план в
учебнике

58

Крупнейшие
1ч. Закрепление
месторождения
знаний
полезных
обучающихся о
ископаемых
полезных
(каменного
ископаемых,
продолжение
угля,
формирования
нефти,
представлений
железной и
обучающихся о
медной руд,
богатстве недр РФ.
природного
Повторение
газа)
условных
обозначений
полезных ископа
емых

59

Работа с
контурными
картами

60

Река Волга

61

Реки: Дон,
Днепр, Урал

Показывают
крупнейшие
месторождения
полезных ископаемых,
добываемые на
территории России.
Рассказывают об
использовании
полезных ископаемых.
Зарисовывают в тетради
условные знаки
полезных ископаемых,
изготавливают макеты
условных знаков с
последующим
прикреплением их к
настенной карте
1ч. Закрепление
Наносят на
Наносят на контурную
представлений
контурную карту
карту названия гор
обучающихся о
названия гор России, России, условные знаки
рельефе РФ,
условные знаки
полезных ископаемых в
природных
полезных
местах их добычи
богатствах,
ископаемых в местах
совершенствование их добычи
навыков работы с
настенной,
настольной
картами,
формирование
навыков работы с
контурными
картами
1ч. Формирование
Показывают на
Показывают по карте
представлений
настенной карте реку реку Волгу, ее притоки
обучающихся о
Волгу, используя
Оку и Каму. Находят ее
реке Волге как
помощь учителя.
по условным знакам на
одной из самых
Составлять из
настенной карте ГЭС.
длинных рек
предложенных
Называют каналы,
европейской части учителем
соединившие Волгу с
России.
предложений
другими
рассказ- реками.
Закрепление
описание реки Волги Составляют описания
знаний об
Волги с опорой на план
использовании рек
в хозяйственной
деятельности
человека

1ч. Продолжение
формирования
представлений

Зарисовывают в
тетради условные
знаки полезных
ископаемых.
Закрашивают
заранее
обозначенные
полезные
ископаемые в
контурной карте.
Изготавливают
макеты условных
знаков с
последующим
прикреплением их к
настенной карте

Показывают
изученные реки на
настенной карте,
23

Показывают на
настенной карте
изученные реки,

62

63

обучающихся о
крупных реках РФ.
Закрепление знания
об использовании
рек в
хозяйственной
деятельности
человека.
Воспитание
бережного
отношения к
водным ресурсам
страны

заранее выделенные
учителем.
Составляют
описание об одной из
изученных рек с
опорой на план,
используя помощь
учителя

Реки Сибири: 1ч. Продолжение
Обь, Енисей
формирования
представлений
обучающихся о
крупных реках РФ.
Знакомство
школьников с
реками азиатской
части РФ.
Закрепление знаний
об использовании
рек в
хозяйственной
деятельности
человека.
Воспитание
бережного
отношения к
водным ресурсам
страны
Реки Лена и
1ч. Продолжение
Амур
формирования
представлений
обучающихся о
крупных реках РФ.
Знакомство
школьников с
реками Азиатской
части РФ.
Закрепление знаний
об использовании
рек в
хозяйственной
деятельности
человека.
Воспитание
бережного

Показывают
изученные реки на
настенной карте,
заранее выделенные
учителем.
Составляют
описание об одной из
изученных рек с
опорой на план,
используя помощь
учителя

Показывают
изученные реки на
настенной карте,
заранее выделенные
учителем.
Составляют
описание одной из
изученных рек с
опорой на план,
используя помощь
учителя

24

крупные
водохранилища.
Называют канал,
соединяющий реки Дон
и Волгу. Рассказывают
о старинном русском
городе, расположенном
на берегу реки Днепр.
Составляют описание
изученных рек с опорой
на план. На контурной
карте подписывают
Дон, Днепр, Урал,
Печору, Северную
Двину

Называют равнину по
которой протекают реки
Обь и Енисей,
показывают их путь по
карте. По условным
знакам находят крупные
ГЭС, построенные на
реках Енисей, и Ангара.
Составляют описание
изученных рек с опорой
на план. На контурной
карте подписывают
изученные реки.
Сравнивают
протяженность рек Обь
и Енисей по рисунку в
учебнике
Показывают на карте
реки Лену, Амур и их
притоки. Сравнивают
по протяженности
изучаемые реки с
другими реками России
по рисунку. Составляют
описание изученных
рек с опорой на план.
На контурной карте
подписывают
изученные реки

отношения к
водным ресурсам
страны
6 Озера
1ч
4 Ладожское,
Онежское,
Байкал

6 Крупные
5 города
России

1ч

6 Работа с
1ч
6 контурным
и картами

67

Наш край на
физической
карте России

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
водоемах РФ.
Знакомство
обучающихся с
крупнейшими озерами
России. Закрепление
знаний об
использовании озер в
хозяйственной
деятельности человека.
Воспитание бережного
отношения к водным
ресурсам страны
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
многообразии городов
России, знакомство с
названиями,
географическим
положением и
достопримечательност
ями крупнейших
городов РФ.
Повторение и
обобщение знаний о
столице России
Закрепление
представлений
обучающихся о
городах РФ,
совершенствование
навыков работы с
настенной, настольной
картами, навыками
работы в контурных
картах. Воспитание
аккуратности,
усидчивость

Показывают на
настенной карте
заранее обозначенные
озера.
Составляют из
предложенных
учителем предложений
об озерах России.
Подписывают название
озер на контурной
карте, используя
помощь учителя

Называют и
показывают озера
России на настенной
карте. Рассказывают
об их особенностях.
Называют реки,
впадающие в
Каспийское море.
Поясняют, почему
Каспийское озеро
называется морем.
Наносят на контурную
карту названия
изученных озер

Показывают на карте
столицу России,
родной город (с
помощью).
Рассказывают о
достопримечательност
ях столицы и своего
города, опираясь на
иллюстрации и
опорные слова

Показывают на карте
столицу России,
города-миллионеры,
родной город.
Составляют рассказа о
столице России с
опорой на план.
Перечисляют
достопримечательност
и родного города
(поселка)

Отмечают на
контурной карте
заранее отмеченные
учителем условные
изображения столицы.
Подписывают на
контурной карте
родной город

Наносят на контурную
карту условные знаки
изображения столицы,
миллионеров, родного
города

1ч Расширение
представлений
обучающихся о

Составляют рассказ о Составляют рассказ о
родном крае по
родном крае с опорой
плану, используя
на план, предложенный
25

названи

68

Повторение
начального
курса
физической
географии

родном крае.
Формирование
умений находить
нашу страну на
карте, показ
столицы РФ
1ч Повторение и
обобщение
представлений
обучающихся,
формируемых в
начальном курсе
физической
географии

опорные слова и
предложения

учителем. Пишут
письмо другу, в
котором содержится
описание родного края

Выполняют
контрольное
тестирование с
опорой на учебник

Выполняют
контрольное
тестирование по
начальному курсу
географии

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».