Рабочая программа по биологии для 8 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Биология» 8А класс

Выполнила:
учитель биологии и географии
Тактарова А.Ж.

Астрахань
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства
№

просвещения России

от

24.11.2022г.

1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и
является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Биология» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 67 часов в год (2 часа в
неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет
цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - знакомство с разнообразием животного мира, воспитание у
обучающихся чувства любви к природе и ответственности за ее сохранность.
Задачи обучения:
⎯ формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы:
строении и жизни животных;
⎯ формирование умений и навыков практического применения биологических знаний:
ухода за домашними животными, использование полученных знаний для решения
бытовых и экологических проблем;
⎯ формирование

навыков

правильного

поведения

в

природе,

способствовать

экологическому, эстетическому, физическому, санитарно- гигиеническому воспитанию,
усвоению правил здорового образа жизни;
⎯ развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать
природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать
причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную
речь и другие психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе

определяет

следующие задачи:

2

⎯ формирование элементарных научных представлений о поведении, образе жизни и
особенностях внешнего вида изучаемых животных;
⎯ установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом животных;
⎯ формирование умений называть признаки сходства и различия между группами
животных, узнавать и различать по внешнему виду в окружающем мире, фотографиях,
рисунках;
⎯ формирование умений описывать особенности внешнего вида разных групп животных;
⎯ формирование умений применения практических знаний: уход за животными;
⎯ формирование навыков правильного поведения в природе;
⎯ использование правил здорового образа жизни, поведения в природе в окружающей
природе;
⎯ формирование умений анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления,
понимать причинно-следственные зависимости.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение биологии в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с
другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками, учит использованию биологических знаний в различных
ситуациях. Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный переход от
теоретического изучения предмета к практико-теоретическому, с обязательным учётом
значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
Программа по «Биологии» в 8 классе включает 9 разделов.
Раздел «Ведение» направлен на знакомство с многообразием животного мира. Места
обитания животных и приспособленность их к условиям жизни.
В разделе «Животные» большое внимание уделяется установлению причинноследственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных,
демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой,
формированию

практических

умений

(уход

за

животными,

соблюдение

санитарно-

гигиенических правил).
При изучении раздела «Черви» обучающиеся знакомятся с внешним видом дождевого
червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.
В разделе «Насекомые» обучающиеся знакомятся с внешним строением, образом
жизни, питанием, дыханием способом передвижения, размножением насекомых.

3

Раздел «Рыбы» направлен на знакомство с общими признаками рыб, средой обитания, с
представителями речных и морских рыб.
В

разделе «Земноводные»

обучающиеся

знакомятся с общими

признаками

земноводных, средой обитания.
Изучая раздел «Пресмыкающиеся», обучающиеся знакомятся с общими признаками
пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание,
кровообращение, нервная система, органы чувств, размножение.
Раздел «Птицы» направлен на знакомство с общей характеристикой птиц: средой
обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение.
В разделе «Млекопитающие» обучающиеся знакомятся с общими признаками,
разнообразием, строением, образом жизни млекопитающих.
Раздел «Сельскохозяйственные млекопитающие» направлен на знакомство с общими
признаками, разнообразием, строение и образом жизни сельскохозяйственных млекопитающих.
Программа

предполагает

ведение

наблюдений,

организацию

лабораторных

и

практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – все это даст возможность
более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к
предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и
наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Содержание разделов
№
п/п

Название раздела, темы

Количество
часов

Контрольные
работы

1

Введение

2

2

Беспозвоночные животные

11

1

3

Позвоночные животные

53

1

3.1

Рыбы

8

1

3.2

Земноводные

3

1

3.3

Пресмыкающиеся

5

1

3.4

Птицы

10

1

3.5

Млекопитающие

15

1

4

Сельскохозяйственные млекопитающие

12

1

4

5

Обобщение

2
Итого:

68

8

Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «Биология» в 8 классе
Личностные результаты:
⎯ воспитание бережного отношения к истории и культуре других народов, природным и
культурным достопримечательностям страны:
⎯ способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; осознание
необходимости охраны природы, сохранения многообразия мира животных;
⎯ владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
при

выполнении

работ

по

уходу

за

животными;

использование

доступных

информационных технологий для коммуникации;
⎯ воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, умение видеть красоту,
гармонию окружающей природы;
⎯ овладение социально - бытовыми навыками, правилами личной и общественной
гигиены, используемыми в повседневной жизни;
⎯ сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении: умение ухаживать за домашними питомцами;
⎯ сформированность готовности к самостоятельной жизни, знание правил ухода за
животными на ферме и дома;
⎯ сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Уровни достижения предметных результатов по учебному
предмету «Биология» в 8 классе
Минимальный уровень:
⎯ иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы;
⎯ знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание и различение
изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
⎯ знать общие признаки изученных групп животных, правила поведения в природе,
техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
⎯ выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;

5

⎯ применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за
растениями).
Достаточный уровень:
⎯ иметь представление об объектах неживой и живой природы;
⎯ знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком;
⎯ устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство
формы и функции);
⎯ знать признаки сходства и различия между группами животных;
⎯ выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
⎯ узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы);
⎯ знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для
объяснения новых ситуаций;
⎯ выполнять

практические

работы

самостоятельно

или

предварительной

(ориентировочной) помощи учителя
⎯ владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых ситуациях.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Биология» в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков),
контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий.

При

6

оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и
особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов за устный ответ:
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
⎯ показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;
⎯ умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров

обобщать,

делать

выводы,

устанавливать

межпредметные

и

внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой
ситуации;
⎯ не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов
учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления
письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
⎯ показывает знания всего изученного программного материала;
⎯ умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике;
⎯ допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении
изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной
речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
⎯ показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне
минимальных требований;
⎯ умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на
видоизмененные вопросы;
⎯ допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного
материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и
устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ) обучающихся по
биологии
Оценка «5» ставится если:
⎯ правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

7

⎯ полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
⎯ четко и правильно даны определения;
⎯ вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4»ставится если:
⎯ наблюдение проведено самостоятельно;
⎯ частично раскрыто основное содержание материала;
⎯ в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности
изложения; − вывод неполный.
Оценка «3» ставится если:
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯
⎯

наблюдение проведено с помощью учителя;
усвоено основное содержание материала;
определения понятий нечеткие;
допущены ошибки и неточности в выводе.
наблюдение проведено с помощью учителя;
усвоено основное содержание материала;
определения понятий нечеткие;
допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:

⎯ обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов; − допустил не
более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
⎯ обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой
ошибки и одного недочета;
⎯ обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
⎯ обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух
грубых ошибок;
⎯ обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил
не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
⎯ обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двухтрех негрубых ошибок.
Оценка «2» не ставится.

8

Тема урока

Кол-во
часов

№

Дата

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 А класс
Программное
Дифференциация видов деятельности
содержание
Минимальный уровень

Достаточный уровень

1 четверть – 17 часов
Введение – 2часа
1

Разнообразие животного
мира.

1

1.09.23

Формирование
представлений о
разнообразии
животного мира

Называют по рисункам позвоночных Называют отличительные признаки разных
и беспозвоночных животных, где в групп
животных
(позвоночные,
природе живут, чем одни животные беспозвоночные; дикие, домашние). Называют
отличаются от других (размеры,
места
обитания
животных
и
черты
окраска, покровы, способы питания приспособленности
их к условиям жизни
и передвижения, места обитания). (форма тела, покров, способ передвижения,
Называют диких и домашних
дыхание, окраска). Устанавливают взаимосвязь
животных, используя иллюстрации между средой обитания и внешним видом. На
и помощь учителя
слайдах, рисунках показывают и приводят
примеры животных, которые отличаются друг
от друга по ряду признаков

2

Значение животных и их
охрана

1

5.09.23

Формирование
представлений о
значении животных и
их охране

Рассказывают о значении животных
в жизни человека и их охране. По
рисункам называют животных,
занесенных в Красную книгу

Приводят примеры значения животных в
природе и жизни человека и их охране. Узнают
на фотографиях и называют животных,
занесенных в Красную книгу; называют, почему
некоторые животные стали редкими, что делают
для увеличения их численности

Беспозвоночные животные- 11 часов

9

3

Общие признаки
беспозвоночных
животных.
Многообразие
беспозвоночных

1

4

Общие признаки червей.
Дождевой червь

1

5

Общие признаки
насекомых.
Многообразие
насекомых. Внешнее
строение и образ жизни
насекомых

1

6

Бабочки.
Отличительные
признаки. Размножение

1

Формирование
представлений о
беспозвоночных
животных. Знакомство
с общими признаками
беспозвоночных

Называют признаки беспозвоночных Узнают и называют беспозвоночных животных
животных; узнают на рисунках и
по рисункам, сравнивают. называют общие
называют беспозвоночных
признаки животных. Записывают в тетрадь
животных (черви, медузы, раки,
общие признаки беспозвоночных животных.
пауки, насекомые), с опорой на
Описывают особенности внешнего вида
предложения, предоставленные
животных, перечисляют отличительные
учителем
признаки; делают вывод о многообразии
беспозвоночных
12.09.23 Формирование
Узнают на рисунках дождевого
Называют общие признаки червей, узнают на
представлений о
червя, описывают его внешний вид, рисунках и в натуре дождевого червя.
внешнем виде и образе способ питания и передвижения.
Описывают по плану особенности внешнего
жизни дождевого
Рассматривают рисунок в рабочей строения, образа жизни, питания, дыхания.
червя
тетради и подписывают названия
Ведут наблюдения за способом передвижения
частей тела червя. Рассказывают о червя, результаты наблюдений записывают в
роли дождевых червей в
тетрадь. В рабочей тетради подписывают
почвообразовании, используя
названия частей тела и органов дождевого червя,
помощь учителя
используя слова для справок. Дополняют текст
об образе жизни этого животного. Составляют
рассказ о роли червей в природе
15.09.23 Формирование
Рассказывают о строении
Узнают и называют по рисункам насекомых
представлений об
(стрекозы, тараканы), называют их общие
насекомого по рисунку, называют
общих признаках
признаки, рассказываю о многообразии
части тела. Узнают на рисунках
насекомых, их
насекомых (отличие по внешнему виду, местам
стрекоз и тараканов, описывают
отличительных
обитания, питания).
внешний вид, отличительные
признаках. Изучение особенности насекомых.
Подписывают в рабочей тетради на рисунках
внешнего строения и
Раскрашивают части тела насекомых названия частей и органов тела насекомых
образ жизни
на рисунках в рабочих тетрадях.
насекомых
Описывают одногопредставителя по
опорным предложениям
19.09.23 Формирование
Узнают на рисунках и в коллекциях Узнают на рисунках, в коллекциях и в натуре
представлений о
бабочек (павлиний глаз, траурница, адмирал).
бабочек, описывают внешний вид
бабочках, их
Сравнивают, находят черты сходства и отличия,
бабочки павлиний глаз. По схеме
8.09.23

10

отличительных
признаках,
размножении и
развитии

и развитие

7

Яблонная плодожорка.
Бабочка- капустница

1

8

Тутовый шелкопряд

1

9

Жуки. Отличительные
признаки

1

указывают черты принадлежности насекомых к
группе бабочек. Дают характеристику бабочек
на примере бабочки павлиний глаз.
Подписывают в рабочей тетради на рисунке
названия стадий развития бабочек
22.09.23 Формирование
На рисунках подписывают название Знают и называют основные черты строения
представления об
насекомого: деление тела на отделы и членики,
частей и органов тела насекомых.
особенностях
наличие крыльев и трех пар конечностей.
Сравнивают по плану бабочкувнешнего вида
Составляют рассказ о внешнем строении
капустницу и яблонную
насекомых, их
плодожорку. Называют по рисунку бабочек по плану. Сравнивают и различают двух
значении в природе и стадии развития бабочкинасекомых, находят черты сходства и отличия;
жизни человека
узнают насекомых по внешнему виду на
капустницы. Рассматривают
рисунках, в коллекциях, видео. Называют
насекомых- вредителей
отличительные признаки, этапы развития
сельскохозяйственных растений в
насекомых, на какой стадии развития приносят
коллекциях насекомых под
вред или пользу. В рабочей тетради
руководством учителя
подписывают стадии развития бабочкикапустницы
26.09.23 Формирование
Узнают тутового шелкопряда на
Узнают и называют тутового шелкопряда в
представлений о
коллекции, в натуральном виде, на рисунках;
иллюстрациях и фотографиях,
внешнем виде и образе относят его к изученной группе
выделяют существенные признаки внешнего
жизни тутового
животных, описывают внешний вид строения, сравнивают с бабочкой- капустницей,
шелкопряда
находят черты сходства и отличия. Имеют
и образ жизни; рассказываю о
представления о взаимосвязях между
пользе тутового шелкопряда по
изученным объектом и его местом в
иллюстрациям и с опорой на
окружающем мире; о способах питания,
предложения
приносимой пользе и разведении тутового
шелкопряда. В рабочей тетради подписывают
названия стадий развития тутового шелкопряда
29.09.23 Закрепление
представлений о
строении насекомых,
их размножении и

называют этапы развития бабочки.
Рассказываю о значении бабочек в
природе по плану, предложенному
учителем

Узнают жуков на иллюстрациях и
фотографиях (майский жук,
колорадский жук, божья коровка),

Узнают в природе и на иллюстрациях жуков
(майский жук, колорадский жук, божья
коровка), дают сравнительную характеристику,

11

развитии.
Ознакомление с
отличительными
особенностями
внешнего строения
жуков, значением для
человека

10

Комнатная муха

1

3.10.23

11

Медоносная пчела.

1

6.10.23

описывают внешний вид жуков,
называют отличительные признаки.
Выполняют задания в рабочих
тетрадях (заполняют таблицу,
подписывают на рисунках части
тела жука). Под руководством
учителя выполняют практическую
работу: зарисовку майского жука в
тетради

находят
черты
сходства
и
выделяют
существенные
признаки
отличия.
Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом объектов.
Подписывают на рисунках стадии развития
майского жука. Составляют рассказ о значении
жуков в природе и жизни человека. Выполняют
практическую работу: зарисовка майского жука
в тетради; делают вывод о принадлежности
майского жука к группе насекомых
Формирование
Узнают на иллюстрациях и
Узнают на иллюстрациях и в натуре комнатную
представления о
муху; описывают характерные особенности
фотографиях комнатную муху
комнатной мухе
называют отличительные признаки внешнего вида и поведения.
внешнего вида, характерные
Подписывают на рисунках стадии развития
особенности поведения.
комнатной мухи.
Рассказываю о вреде, приносимой
Составляют рассказ о вреде, приносимом
комнатной мухой, о мерах борьбы, комнатной мухой, мерах борьбы и правилах
правилах здорового образа жизни
гигиены. Указывают на взаимосвязь количества
мух и кишечных заболеваний
Расширение
Узнают и называют на рисунках, в натуре
Узнают и называют на
представлений об
медоносную пчелу. Находят на рисунках и
иллюстрациях и фотографиях
особенностях
называют отличительные особенности
медоносную пчелу; описывают
внешнего строения
внешнего строения медоносной пчелы.
внешнее строение. В рабочей
насекомых, их
Составляют рассказ о
тетради подписывают на рисунки
развитии, значении для части тела. Рассказывают о составе составе пчелиной семьи, особенностях
человека
пчелиной семьи, пчеловодстве; об строения и поведения членов семьи, о
разведении пчел (пчеловодстве), использовании
использовании продуктов
человеком продуктов пчеловодства. Заполняют
пчеловодства. Под руководством
учителя выполняют практическую схему «Значение насекомых в природе». Рисуют
медоносную пчелу в тетради. Смотрят
работу: зарисовка медоносной
видеофильм о жизни семьи медоносной пчелы с
пчелы в тетради

12

последующим обсуждением
12

Муравьи

1

10.10.23 Закрепление
представлений о
насекомых

Узнают и называют на
иллюстрациях и фотографиях, в
коллекциях насекомых муравьев.
Описывают внешний вид, состав
семьи, особенности жизни.
Рассказывают о правилах поведения
в лесу, охране муравейников.
Смотрят видеофильм, отвечают на
вопросы

13

Экскурсия в природу:
наблюдение за
насекомыми

1

13.10.23 Закрепление и
расширение
представлений о
внешнем виде и
поведении насекомых

Под руководством учителя
проводят наблюдения в природе:
рассматривают внешний вид
майского жука и бабочкикапустницы, ведут наблюдения за
их поведением в природе.
Рассказывают, что узнали о
насекомых

Узнают и называют муравьев на иллюстрациях
и фотографиях, в коллекциях насекомых.
Рассказывают об особенностях внешнего вида,
составе семьи насекомых. Рассказывают о
пользе муравьев. Составляют памятку «Правила
поведения в лесу», устанавливают взаимосвязь
между природой и человеком. Составляют
рассказ по плану: почему и как надо охранять
муравейники. Смотрят видеофильм о жизни
муравейника с последующим обсуждением
Проводят наблюдения в природе за майскими
жуками и бабочкой- капустницей. Следят за
полетом майских жуков и бабочек- капустниц;
рассматривают их внешнее строение, находят и
называют части тела, определяют черты
принадлежности
к
группе
насекомые;
определяют приспособленность к полету;
наблюдают
за
поведением
насекомых;
сравнивают жука и бабочку, находят черты
сходства и отличия. Выполняют зарисовки,
записывают результаты своих наблюдений в
тетрадь, делают выводы о поведении насекомых
в природе

Позвоночные животные – 53 часа
Рыбы – 8 часов
14

Общие признаки
позвоночных животных.
Классификация
животных

1

17.10.23 Формирование
представлений об
общих признаках
позвоночных
животных, их

На рисунках и фотографиях узнают Используя текст учебника, выписывают в
и называют позвоночных животных; тетрадь общие признаки позвоночных
перечисляют их общие признаки по животных. По рисункам, слайдам, фотографиям
заранее выделенным опорным
узнают и называют позвоночных животных,
словам; называют группы
выделяют их существенные признаки,

13

классификации

15

Рыбы. Общие признаки
рыб. Среда обитания.

1

16

Речные рыбы

1

17

Морские рыбы

1

позвоночных животных (рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие)
Называют общие признаки рыб.
Узнают рыб на рисунках, называют
среду их обитания; описывают по
плану и опорным предложениям
особенности внешнего строения в
связи со средой обитания

подписывают на рисунках в тетради.
С учетом оснований для классификации
называют группы позвоночных животных
20.10.23 Формирование
Узнают и называют рыб на рисунках и
представлений о
фотографиях, слайдах; сравнивают, выделяют
рыбах, их строении,
общие и отличительные признаки. На основании
образе жизни;
сравнения называют общие признаки рыб.
Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом.
Дополняют текст в рабочей тетради об общих
признаках рыб
24.10.23 Знакомство с речными Называют по рисункам, слайдам
Называют речных рыб (окунь, щука, карп) по
(пресноводными)
речных рыб: окунь, щука, карп.
рисункам, слайдам, фотографиям. Сравнивают
рыбами.
Отмечают, по каким признакам их их между собой, называют среду обитания.
Формирование
относят к рыбам. Описывают
Дают определение, каких рыб называют
представлений о
особенности внешнего вида,
речными. Отмечают отличительные
поведении и образе
отмечают внешние черты отличия; особенности внешнего вида, окраски, поведения
жизни речных рыб
объясняют, каких рыб называют
в связи со средой обитания и способом питания.
речными, используя помощь
Устанавливают взаимосвязь между средой
учителя
обитания и внешним видом. Выполняют задание
в рабочей тетради. Сравнивают речного окуня и
щуку; данные заносят в таблицу
27.10.23 Знакомство с
Называют по рисункам,
Называют морских рыб (треска, сельдь и
морскими рыбами.
фотографиям виды морских рыб
другие), их среду обитания, образ жизни;
Формирование
(треска, сельдь и другие).
признаки внешнего строения. На основании
представлений о
Рассказывают о среде и месте их
сравнения отмечают, чем сходны между собой и
поведении и образе
обитания, какой образ жизни ведут чем отличаются. Устанавливают взаимосвязь
жизни морских рыб
и чем питаются, где размножаются, между средой обитания и внешним видом. Дают
используя помощь учителя
определение, каких рыб называют морскими.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Сравнивают треску и сельдь, данные
записывают в таблицу. Заполняют схему:
вписывают названия речных и морских рыб

14

2 четверть – 16 часов
Закрепление
представлений о
внешнем строении и
образе жизни рыб;
формирование
представлений о
питании, дыхании,
способе передвижения
и размножении рыб

18

Внешнее и внутреннее
строение, образ жизни
рыб

1

7.11.23

19

Рыбоводство.
Рыболовство.
Рациональное
использование

1

10.11.23 Расширение
представлений о
значении рыб в жизни
человека, способах ее
разведения, охраны и
рационального
использования

20

Домашний аквариум.
Виды аквариумных рыб

1

Описывают особенности внешнего
строения рыб. Подписывают в
рабочих тетрадях стадии развития
рыб, используя слова для справок.
Рассказывают, как дышат и
питаются рыбы.
Наблюдают за движением рыб в
аквариуме, за работой плавников
при различных направлениях
движения

Работают под руководством учителя
с текстом учебника: знакомятся с
разведением рыб человеком в
прудах и естественных условиях.
Рассказывают о правилах поведения
в природе, охране и рациональном
использовании рыбы. Составляют
рассказ по плану о значении рыбы в
жизни человека. Выполняют
задание в рабочей тетради: в текст
«Рыбоводство».
14.11.23 Ознакомление с
Узнают аквариумных рыбок на
правилами содержания иллюстрациях и фотографиях,
и ухода рыб в
называют изученные объекты,
домашнем аквариуме. знакомятся с правилами выполнения
несложных действий по уходу за
аквариумными рыбками под
руководством учителя.
Рассказывают об особенностях

Называют и показывают части тела рыбы, чем
покрыто снаружи, как и с помощью чего
передвигаются рыбы. Рассказывают, как и чем
питаются рыбы, отмечают особенности питания
хищных рыб. Наблюдают за движением рыб в
аквариуме, объясняют, чем дышат рыбы.
Составляют схему развития рыб из икринок.
Узнают рыб на разных стадиях развития по
внешнему виду.
Выполняют задания в рабочей тетради.
Подписывают название внутренних органов,
отделов нервной системы, стадии развития рыб
на рисунках, используя слова для справок
Дают определение понятиям и объясняют
значение слов: рыбоводство и рыболовство.
Рассказывают с опорой на текст учебника, каким
способом ведется промысел и разведение рыбы;
как ее охраняют и рационально используют.
Осознают основные взаимосвязи между
природой и человеком (значение рыбного
промысла в жизни человека; использование
рыбы человеком). Вставляют в текст рабочей
тетради недостающие слова о разведении
карпов, используя слова для справок
Узнают и называют аквариумных рыбок (гуппи,
золотые рыбки) в натуральном виде в
естественных условиях и на картинах, выделяют
существенные признаки аквариумных рыбок.
Рассказываю об особенностях размножения
разных видов аквариумных рыбок, называют
виды живородящих рыб.
Совместно с учителем составляют памятку по

15

21

Экскурсия к водоему

1

22

Общие признаки
земноводных. Среда
обитания и внешнее
строение лягушки

1

размножения, питания, видах корма. уходу за аквариумными рыбками; дают
Ведут наблюдения за аквариумными характеристику среды обитания: освещение,
рыбами под руководством учителя температура воды. Называют, какие виды корма
можно использовать при кормлении
аквариумных рыбок. Записывают результаты
наблюдений за аквариумными рыбами в тетрадь
17.11.23 Знакомство
В ходе просмотра видеофильма
Называют виды рыб, которые обитают в
обучающихся с
знакомятся с правилами рыбной
водоеме, особенности их поведения, питания.
правилами рыбной
ловли. Описывают среду обитания Рассказывают о правилах поведения в природе,
ловли. Наблюдение за рыб. Называют виды речных рыб.
о взаимосвязи между природными
рыбной ловлей
Рассказывают о правилах поведения компонентами, природой и человеком. Под
в природе. Ведут наблюдения за
руководством учителя формулируют правила
рыбной ловлей под руководством
ловли рыбы.
учителя
В ходе просмотра видеофильма ведут
наблюдения за рыбной ловлей. Оформляют
результаты наблюдений в тетради
Земноводные - 3 часа
21.11.23 Формирование
представлений о
земноводных как
группе животных
проживающих на суше
и в воде, взаимосвязи
среды обитания и
внешнего вида
земноводных

Называют по рисункам виды
земноводных, объясняют, где
живут, как передвигаются,
какое значение имеют в
природе. В рабочей тетради
подписывают рисунки
изображенных на них
земноводных, используя
помощь учителя

Называют представителей разных видов
земноводных, отличительные признаки лягушки
и жабы, черты приспособления к среде обитания
(части тела, окраска, покровы, передвижение).
Составляют рассказ по плану: питание, дыхание,
размножение (цикл развития); устанавливают
взаимосвязь между строение органов и их
функциями. Выполняют задания в рабочей
тетради: дополняют недостающими словами
общие признаки земноводных, используя слова
для справок; подписывают на рисунках названия
частей тела и органов лягушки; стадии развития
лягушки; дополняют с помощью учебника текст
о размножении и развитии лягушки

16

23

Многообразие
земноводных

1

24

Черты сходства и
различия земноводных и
рыб. Польза
земноводных и их
охрана

1

24.11.23 Знакомство с
многообразием
земноводных,
особенностями
внешнего вида и
образа жизни

Узнают и различают
земноводных в окружающем
мире, по рисункам и
фотографиям (жаба, тритон,
саламандра); подписывают
названия земноводных на
рисунках в рабочей тетради.
Рассказывают особенностях
строения и отличительных
признаках разных
представителей земноводных
по плану, предложенному
учителем
28.11.23 Формирование
В рабочей тетради
представлений о
подписывают рисунки стадий
сходстве и различии
развития лягушки, используя
земноводных и рыб,
слова для справок. Сравнивают
пользе земноводных и по рисункам внешнее строение
их охране
головастика и малька рыбы,
называют черты сходства.
Совместно с учителем делают
вывод о сходстве и различии
земноводных и рыб.
Рассказывают о пользе
земноводных и их охране

Имеют представление о жабе, тритоне,
саламандре как представителях земноводных.
По рисункам, фотографиям описывают
особенности их внешнего строение, называют
общие и отличительные черты внешнего вида,
делают вывод о многообразии земноводных.
Подписывают в рабочей тетради рисунки
изображенных на нем земноводных

Сравнивают внешнее строение, места обитания
и этапы развития земноводных и рыб. В рабочей
тетради находят и подписывают рисунки черт
сходства головастика и малька рыбы (вытянутая
форма тела, хвост, жабры), необходимость воды
для размножения. Отмечают отличительные
признаки земноводных. Выполняют
практическую работу: заполняют таблицу,
сравнивают головастика лягушки и рыбу;
данные записывают в таблицу рабочей тетради.
На основании сравнения записывают в тетрадь
вывод о сходстве и различии земноводных и
рыб. Составляют рассказ о пользе земноводных
и их охране

Пресмыкающиеся – 5 часов
25

Общие признаки
пресмыкающихся.

1

1.12.23

Формирование
представлений об
общих признаках
пресмыкающихся,
внешнем строении,

Узнают и называют по
рисункам группы
пресмыкающихся, описывают
их внешнее строение;
рассказывают, где живут

По рисункам и фотографиям называют группы
пресмыкающихся, признаки сходства и отличия
разных групп, особенности внешнего строения.
Описывают внешнее строение прыткой
ящерицы, гадюки, ужа, черепахи, крокодила по

17

питании, дыхании,
размножении

животные, чем покрыто их
тело, какие органы находятся
на голове, как передвигаются,
размножаются. Смотрят
видеофильм о разнообразии
пресмыкающихся, отвечают на
вопросы

Узнают на рисунках,
фотографиях, слайдах
прыткую ящерицу. Описывают
особенности внешнего вида,
где живет, ее образ жизни,
особенности питания.
Рассказывают об особенностях
размножения, где откладывает
яйца, какие условия
необходимы для развития
зародыша. Смотрят
видеофильм о местах обитания
и образе жизни прыткой
ящерицы, отвечают на
вопросы, выполняют задания
учителя
Узнают и называют на рисунках
Узнают и называют на рисунках, слайдах змей:
гадюку, ужа. Сравнивают их внешний вид, места
змей, называют отличительные
особенности животных; чем по
обитания, питание, размножение и развитие.
внешнему виду отличается гадюка и Называют отличительные признаки змей, чем

26

Ящерица прыткая

1

5.12.23

Расширение
представления о
местах обитания,
образе жизни,
особенностях питания
прыткой ящерицы

27

Змеи. Отличительные
особенности животных

1

8.12.23

Формирование
представления об
отличительных
особенностях змей

плану, называют признаки сходства и различия
разных групп пресмыкающихся.
Подписывают в рабочей тетради названия
пресмыкающихся, изображенных на рисунке.
Выполняют классификацию на основе
выделения общих признаков пресмыкающихся.
Делают вывод о взаимосвязи внешнего строения
и среды обитания. Называют особенности
размножения пресмыкающихся. Устанавливают
взаимосвязь между природными условиями
(наличие тепла) и развитием зародышей
пресмыкающихся. Выполняют практическую
работу: зарисовка в тетради цикла развития
Узнают и называют на рисунках, слайдах
прыткую ящерицу. Описывают внешний вид,
находят и называют черты принадлежности к
группе пресмыкающихся, устанавливают
взаимосвязь между средой обитания и внешним
видом.
Составляют рассказ по плану: где живет, образ
жизни и особенности питания.
Смотрят видеофильм о местах обитания и
образе жизни прыткой ящерицы

18

28

Черепахи, крокодилы.
Отличительные
особенности животных

1

29

Сравнительная
характеристика
пресмыкающихся и
земноводных.
Практическая работа

1

30

Дикие птицы. Общая
характеристика птиц.

1

уж. Сравнивают и называют места
обитания, способ питания,
размножения и развития гадюки и
ужа. Рассказывают об
использовании змеиного яда в
медицине, об оказании первой
медицинской помощи при укусах
змей.
12.12.23 Формирование
Узнают и подписывают на рисунках
представления об
черепаху и крокодила. Называют
отличительных
особенности внешнего вида,
особенностях черепах отличительные признаки, среду
и крокодилов
обитания, питание, размножение и
развитие.
Смотрят видеофильм: среда
обитания и образ жизни черепах и
крокодилов с последующим
обсуждением
15.12.23 Закрепление
Сравнивают внешний вид и образ
представлений о
жизни пресмыкающихся и
пресмыкающихся и
земноводных, называют
земноводных
отличительные особенности
животных. В рабочей тетради
подписывают рисунки с
изображением частей тела
животного. Заполняют таблицу
сравнения лягушки и ящерицы,
отвечают на вопросы таблицы
Птицы – 10 часов

отличается уж и гадюка. Составляют рассказ об
использовании змеиного яда в медицине,
оказании первой медицинской помощи при
укусе змей.
Выполняют практическую работу: «Сравнение
ужа и гадюки», данные записывают в таблицу
тетради.

19.12.23 Формирование
представлений об
особенностях строения
и образе жизни птиц,

Составляют по плану общую характеристику
птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле.
Отмечают отличительные особенности
размножения птиц: кладка яиц и выведение

Называют отличительные
особенности птиц (наличие крыльев,
пуха и перьев на теле).
Рассказывают об особенностях

Узнают и называют черепах и крокодилов на
рисунках, слайдах. Описывают их внешний вид,
отмечают отличительные особенности
животных; называют черты принадлежности
животных к группе пресмыкающихся.
Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом животных

Составляют сравнительную характеристику
пресмыкающихся и земноводных.
Выполняют практическую работу: сравнивают
места обитания, внешний вид (части тела,
покровы), органы передвижения, способ
дыхания, питания, размножения и развития
пресмыкающихся и земноводных. Делают вывод
об общих и отличительных признаках строения
и образа жизни пресмыкающихся. Данные
заносят в таблицу рабочей тетради.

19

как позвоночных
животных. Сравнение
и распознавание птиц
на рисунках и в
природе

31

Многообразие птиц

1

22.12.23 Ознакомление с
многообразием птиц,
средой их обитания,
образом жизни

32

Птицы леса

1

26.12.23 Формирование
представлений о
птицах леса,
особенностях образа
жизни и внешнего
строения

размножения: кладка яиц и
выведение птенцов.
Рассматривают скелет и чучело
птицы, под руководством учителя,
показывают части тела птицы

птенцов. В рабочей тетради подписывают
названия к рисункам с изображением оболочек и
содержимого яйца птицы, используя слова для
справок. Рассказывают о строении перьев птиц,
описывают внешний вид по плану какой либо
птицы. Подписывают названия частей тела
птицы на рисунке. Заполняют пропуски в тексте,
дополняют общую характеристику птиц.
Подписывают на рисунке названия основных
частей контурного пера птицы, используя слова
для справок. Записывают вывод, чем пух и
пуховое перо отличаются от контурного пера.
Узнают и называют птиц по
Описывают по плану внешний вид разных птиц,
рисункам, фотографиям;
устанавливают взаимосвязи между средой
рассказывают о среде обитания,
обитания и внешним видом разных видов птиц.
образе жизни, особенностях питания Составляют рассказ о среде обитания разных
разных групп птиц по опорным
видов птиц, образе жизни, питании; называют
предложениям. Узнают на рисунках черты приспособленности к среде обитания.
и называют перелетных и зимующих Называют перелетных и зимующих птиц.
птиц
Работают в группах, составляют таблицу, схемы,
анализируют и сравнивают различные группы
птиц и делают выводы, записывают в тетрадь
Называют по рисункам птиц леса
Называют и показывают на рисунках, таблицах
(большой пестрый дятел, синица,) птиц леса.
описывают внешний вид (по каким Рассказывают об особенностях строения и
внешним признакам можно узнать в образе жизни в зависимости от среды обитания,
природе: строение крыльев, хвоста, отмечают черты сходства и отличия, по каким
ног, клюва). Рассказывают об образе внешним признакам можно узнать в природе.
жизни, гнездовании и заботе о
В рабочей тетради подписывают названия птиц
потомстве по плану и опорным
под их изображениями. дополняют текст об
предложениям
особенностях строения и образе жизни
изображенных на рисунке птиц леса, используя

20

33

Хищные птицы

1

34

Птицы, кормящиеся в
воздухе

1

слова для справок.
Прослушивают голоса птиц. Смотрят
видеофильм «Гнездование и забота о потомстве.
Охрана птиц» с последующим обсуждением
Называют и показывают на рисунках, таблицах
29.12.23 Формирование
Называют по рисункам хищных
представлений о
хищных птиц (сова, орел). Выполняют задание в
птиц (сова, орел), описывают
хищных птицах,
рабочей тетради:
внешний вид (по каким внешним
особенностях
признакам можно узнать в природе определяют по рисунку какие признаки хищника
внешнего строения и птицу-хищника: строение крыльев, заметны на внешнем строении совы и орла.
образа жизни
хвоста, ног, клюва). Рассказывают Обводят в кружок номера предложений, в
которых дана характеристика хищной птицы.
об образе жизни, гнездовании и
Дополняют текст о сове, используя слова для
заботе о потомстве по плану и
справок. Рассказывают об особенностях
опорным предложениям
строения и образе жизни в зависимости от среды
обитания, отмечают черты сходства и отличия,
по каким внешним признакам можно узнать в
природе. Устанавливают взаимосвязь между
природными условиями, образом жизни и
внешним видом птиц.
Прослушивают голоса птиц. Смотрят
видеофильм «Гнездование и забота о потомстве.
Охрана птиц» с последующим обсуждением
3 четверть -20 часов
9.01.24

Формирование
представлений о
птицах, кормящихся в
воздухе, особенностях
внешнего строения и
образа жизни

Называют по рисункам птиц,
кормящихся в воздухе (ласточки,
стрижи), описывают внешний вид
(по каким внешним признакам
можно узнать в природе: строение
крыльев, хвоста, ног, клюва).
Рассказывают об образе жизни,
гнездовании и заботе о потомстве по
плану и опорным
предложениям

Называют и показывают на рисунках, таблицах
птиц, кормящихся в воздухе (ласточки, стрижи).
Подписывают изображения птиц в рабочей
тетради. Сравнивают ласточек и стрижа, вносят
данные о них в таблицу.
Рассказывают об особенностях строения и
образе жизни в зависимости от среды обитания,
отмечают черты сходства и отличия, по каким
внешним признакам можно узнать в природе.

21

34

Водоплавающие птицы

1

36

Птицы, обитающие близ
жилища человека

1

37

Птицы в живом уголке

1

Прослушивают голоса птиц. Смотрят
видеофильм «Гнездование и забота о потомстве.
Охрана птиц» с последующим обсуждением
12.01.24 Формирование
Называют по рисункам
Называют и показывают на рисунках, таблицах
представлений о
водоплавающих птиц (утка-кряква, водоплавающих птиц.
водоплавающих
лебедь, пеликан), описывают
Рассказывают об особенностях строения и
птицах, особенностях внешний вид (по каким внешним
образе жизни в зависимости от среды обитания,
внешнего строения и признакам можно узнать в природе:
отмечают черты сходства и отличия, по каким
образа жизни
строение крыльев, хвоста, ног,
внешним признакам можно узнать в природе.
клюва). Рассказывают об образе
Сравнивают гоголя и крякву на рисунках,
жизни, гнездовании и заботе о
дополняют текст об образе жизни на водоемах.
потомстве по плану и опорным
Сравнивают утку и серую цаплю, дополняют
предложениям.
текст об особенностях строения ее тела и образа
Прослушивают голоса птиц
жизни. Выполняют задание на карточке:
определяют, кто лишний в каждом ряду птиц и
почему. Дополняют текст. Прослушивают
голоса птиц
16.01.24 Расширение знаний о Называют птиц, обитающих близ
Называют птиц, обитающих, близ жилища
птицах, обитающих
жилища человека (голубь, ворона, человека (голубь, ворона, воробей, трясогузка).
близ жилища человека воробей, трясогузка). Рассказывают В рабочей тетради рассматривают рисунки,
об образе жизни данной группы
подписывают названия птиц, дополняют в
птиц, гнездовании и заботе о
тексте общую характеристику птиц, используя
потомстве, необходимости охране опорные слова. Сравнивают и различают по
птиц по плану
строению и образу жизни, устанавливают
и опорным предложениям
взаимосвязь между природными условиями,
образом жизни и внешним видом птиц.
Заполняют таблицу с помощью текста учебника
(сравнивают голубя и воробья). Смотрят
видеофильм «Гнездование и забота о потомстве.
Охрана птиц» с последующим обсуждением
19.01.24 Расширение
Узнают певчих и декоративных птиц Узнают и называют певчих и декоративных
представлений о
на иллюстрациях и фотографиях
птиц (канарейки, попугаи, щеглы) в
птицах живого уголка (попугаи, канарейки, щеглы),
натуральном виде в естественных условиях и на

22

на основе имеющихся
знаний: внешний вид,
правила содержания
птиц в «живом
уголке»

называют изученные объекты,
знакомятся с правилами выполнения
несложных действий по уходу за
певчими и декоративными птицами
под руководством учителя.
Под руководством учителя
выполняют практическую работу:
наблюдение и уход за птицами в
«живом уголке»

рисунках, выделяют существенные признаки
певчих и декоративных птиц.
Называют правила ухода и содержания певчих
и декоративных птиц.
Выполняют практическую работу: «Наблюдение
и уход за птицами в «живом уголке», делают
вывод об особенностях ухода за домашними
птицами

Называют по рисункам домашних
птиц, описывают их строение, образ
жизни.
В рабочей тетради, используя слова
для справок, подписывают
названия оболочек и содержимого
яйца птицы.
Сравнивают домашних и диких
курей, гусей и уток, рассказывают, с
какой целью человек их разводит.
Рассказывают, как разводят птиц на
птицеводческих хозяйствах

Узнают по рисункам и называют домашних
птиц (курей, гусей, уток и индюшек).
Сравнивают на рисунке домашних кур с их
дикими предками. Результаты сравнения
заносят в таблицу. Называют особенности их
внешнего строения, сравнивают виды птиц
(домашних гусей и домашних уток), дополняют
текст в рабочей тетради. Выделяют
отличительные признаки, рассказывают об
образе жизни (питание, размножение, развитие).
Зарисовывают куриное яйцо в тетрадь,
подписывают названия оболочек и содержимого
яйца птицы.
Называют правила выращивания и ухода за
домашними птицами. Дополняют текст в
рабочей тетради о содержании, кормлении и
разведении птиц в птицеводческих хозяйствах.
Рассказывают о значении птицеводства по
плану
Проводят наблюдение за поведением птиц в
природе, отмечают особенности поведения
разных видов птиц, описывают внешнее
строение, устанавливают взаимосвязь между

38

Домашние птицы.
Птицеводство

1

23.01.24 Формирование
представлений о
домашних птицах, их
особенностях
строения, образе
жизни, разведении и
выращивании

39

Экскурсия

1

26.01.24

Расширение
представлений об
особенностях строения
и поведения птиц

Под руководством учителя
проводят наблюдения за
поведением птиц в природе:
кормлением, передвижением,

23

заботой о потомстве
Под руководством учителя
выполняют практическую работу:
подкормка зимующих птиц
Млекопитающие – 15 часов
40

Общие признаки
млекопитающих.
Разнообразие
млекопитающих
животных.
Классификация

1

30.01.24 Формирование
представлений об
общих признаках
млекопитающих.
Формирование
представлений
обучающихся о
разнообразии
млекопитающих
животных.

41

Дикие млекопитающие
животные. Грызуны.
Общие признаки
грызунов

1

2.02.24

Формирование
представлений об
общих признаках
грызунов

42

Мышь, белка, суслик,
бобр. Отличительные

1

6.02.24

Формирование
представлений об

Называют общие признаки
млекопитающих, описывают
внешнее строение изображенного на
рисунке животного, особенности
внешнего вида; по рисункам
называют разных представителей
млекопитающих, определяют их
сходство и отличие.
Составляют рассказ об одном из
животных, по опорным словам, и
словосочетаниям, принимая помощь
учителя
Узнают и называют по рисункам
грызунов, описывают внешний вид,
среду обитания, образ жизни,
питание и размножение грызунов.
Перечисляют общие признаки
грызунов.
Называют характерные особенности
грызунов, с опорой на предложения
и иллюстративный материал,
предложенный учителем.
В рабочей тетради подписывают
рисунки грызунов, используя
помощь учителя
Узнают и называют животных,
относящихся к группе грызунов

средой обитания, внешним видом,
особенностями питания. Результаты
наблюдений записывают в тетрадь

Называют общие признаки млекопитающих
(рождение живых детенышей, вскармливание их
молоком). Называют признаки сходства и
различия между группами животных делают
вывод о разнообразии млекопитающих
животных. На основе выделенных общих
признаков выполняют классификацию.
В рабочей тетради подписывают на рисунке
названия частей тела млекопитающего.
Дополняют текст об особенностях внешнего
строения млекопитающих, используя слова для
справок
Узнают и называют на рисунках, слайдах,
фотографиях грызунов. Сравнивают животных,
описывают особенности их внешнего вида,
среды обитания, образа жизни, питания,
размножения. На основе сравнения выделяют и
записывают в тетради общие признаки
грызунов.
Подписывают на рисунке название зубов
грызунов; дополняют текст об особенностях
зубов грызунов, используя слова для справок

По рисункам, слайдам называют представителей
грызунов (мышь, белка, суслик, бобр),

24

особенности каждого
животного

общих признаках
отдельных групп
животных.
Ознакомление с
особенностями
внешнего строения,
образа жизни,
значением в природе и
жизни человека

43

Зайцеобразные

1

44

Хищные звери. Общие
признаки хищных
зверей

1

(мышь, белка, суслик, бобр).
подписывают представителей на рисунках в
Описывают особенности внешнего тетради.
вида каждого животного.
Называют отличительные особенности каждого
Рассказывают о значении грызунов в животного, описывают внешний вид и строение
природе и хозяйственной
в зависимости от среды обитания. Дополняют
деятельности человека, пользе и
текст в рабочей тетради о значении грызунов в
вреде, приносимом грызунами.
природе и хозяйственной деятельности
Дополняют текст в рабочей тетради человека. Называют пользу и вред, приносимый
о значении грызунов в природе и
грызунами. Составляют рассказ по плану
хозяйственной деятельности
«Охрана белок и бобров»
человека, используя слова для
справок и помощь учителя
9.02.24 Формирование
Называют зайцеобразных по
Называют животных, которые относятся к
представлений об
рисункам, описывают внешний вид, зайцеобразным, их общие признаки: внешний
вид, среда обитания, образ жизни, питание,
общих признаках
среду обитания, образ жизни,
значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).
зайцеобразных
питание, значение в природе.
Сравнивают животных, называют черты
Называют общие признаки
сходства и отличия, устанавливают взаимосвязь
изученных животных.
внешнего строения со средой обитания.
Подписывают названия
зайцеобразных животных, используя Подписывают в рабочих тетрадях названия
зайцеобразных, изображенных на рисунке;
помощь учителя
дополняют текст об особенностях внешнего
строения, используя слова для справок
13.02.24 Продолжение
Узнают и называют по рисункам
Узнают и называют на рисунках хищных зверей,
хищных зверей. Называю общие их подписывают их название в рабочих тетрадях.
формирования
представлений о диких признаки, описывают внешний вид, Описывают особенности внешнего вида,
отличительные особенности.
называют отличительные особенности.
млекопитающих
Отмечают особенности некоторых Называют особенности некоторых из них (образ
животных.
из них.
жизни, добыча пищи, черты сходства и
Формирование
Рассказывают
об
образе
жизни,
понятия хищные звери
различия). На основе сравнения формулируют и
добыче пищи, называют черты
записывают в тетрадь общие признаки хищных
сходства и различия.
зверей.
Подписывают на рисунке названия Подписывают на рисунке названия зубов

25

зубов хищного зверя, используя
помощь учителя
45

Хищные звери. Псовые

1

46

Хищные звери.
Медвежьи

1

47

Хищные звери. Кошачьи

1

48

Пушные звери: соболь,
куница, норка, песец

1

хищного зверя

16.02.24 Продолжение
формирования
представлений о
хищных животных.
Знакомство с псовыми
(собачьи):
волк, лисица

Узнают и различают на фотографиях Называют и показывают на рисунках, слайдах
псовых: волка, лисицу; сравнивают, называют
и рисунках волка и лисицу;
описывают особенности внешнего особенности внешнего строения, отмечают
сходство и отличие; устанавливают взаимосвязь
вида изученных животных;
между средой обитания и внешним видом
сравнивают, называют общие
животных.
признаки изученных животных
Составляют сравнительную характеристику
«Места обитания и образ жизни псовых»
20.02.24 Продолжение
Узнают и различают на фотографиях Называют и показывают на рисунках, слайдах
формирования
и рисунках медведей (бурого,
медведей (бурого, белого); называют
представлений о
белого); описывают особенности
особенности внешнего строения, образа жизни,
хищных животных.
внешнего вида изученных
добычи пищи; устанавливают взаимосвязь
Знакомство с
животных; сравнивают, называют
между средой обитания и внешним видом
медвежьими: медведи общие признаки изученных
животных.
(бурый, белый
животных (места обитания, образ
Составляют сравнительную характеристику
жизни)
мест обитания и образа жизни медвежьих
27.02.24 Продолжение
Узнают и различают на фотографиях Называют и показывают на рисунках слайдах
формирования
и рисунках снежного барса, рысь,
кошачьих: снежного барса, рысь, льва, тигра;
представлений о
льва, тигра; описывают особенности называют особенности внешнего строения,
хищных животных.
внешнего вида изученных
образа жизни, добычи пищи; устанавливают
Знакомство с
животных; сравнивают, называют
взаимосвязь между средой обитания и внешним
кошачьими: снежный общие признаки изученных
видом животных. Составляют сравнительную
животных (места обитания, образ
барс, рысь, лев, тигр
характеристику хищных зверей, на основании
жизни). Дорисовывают части тела сравнения заполняют таблицу с помощью
хищных зверей по предложенным
учебника в рабочей тетради
учителем трафаретам
1.03.24

Продолжение
формирования знаний
о хищных зверях.
Ознакомление с
пушными зверями:

Называют диких пушных зверей
Узнают по внешнему виду на рисунках, слайдах
(соболь, куницу, норку, песца) по
диких пушных зверей (соболя, куницу, норку,
таблицам, рисункам, слайдам.
песца).
Подписывают названия изображения Описывают внешний вид, образ жизни,
пушных зверей в рабочей тетради.

26

49

Копытные
(парнокопытные,
непарнокопытные)

1

50

Морские животные.
Ластоногие: тюлень,
морж

1

соболь, куница, норка, Описывают внешний вид пушных поведение в природе.
песец
зверей, называют общие признаки Сравнивают животных, называют признаки
животных.
сходства и различия, заполняют таблицу с
Рассказывают, где встречаются в
помощью учебника.
природе, чем питаются, какие звери Составляют рассказ по плану о разведении
имеют особо ценный мех; как
пушных зверей на зверофермах
содержат норок.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради об образе жизни пушных
зверей, используя помощь
5.03.24 Формирование
Узнают и различают на фотографиях Узнают на рисунках, слайдах и называют
представлений об
и рисунках копытных животных
копытных диких животных (кабан, лось).
особенностях
(кабан, лось). Описывают
Сравнивают на рисунке лося и кабана,
внешнего строения и особенности внешнего вида, образ называют черты сходства животных.
образа жизни
жизни, питание, места обитания.
Устанавливают взаимосвязь между средой
парнокопытных и
Называют общие признаки
обитания и внешним видом. На основании
непарнокопытных
изученных групп животных.
сравнения называют признаки сходства и
Рассказывают о правилах поведения различия между группами животных
(парнокопытных и непарнокопытных).
в природе, охране животных.
Рассказывают об образе жизни, питании, местах
Используя помощь учителя,
обитания, необходимости охраны животных.
зарисовывают в тетрадь копыта
парнокопытных и непарнокопытных Выполняют задание в рабочей тетради:
используя слова для справок, дополняют
предложения о копытных животных
Формирование
12.03.24
Узнают на рисунках животных
Называют морских животных, которые
представлений о
млекопитающих, обитающих в
относятся к группе ластоногих (тюлень, морж).
морских
морях и океанах (тюлень, морж),
В рабочей тетради подписывают названия
млекопитающих,
называют общие признаки
изображения животных и их общее название;
особенностях их
животных, особенности внешнего
дополняют предложения о сходстве животных
строения в связи с
вида, среды обитания, питания,
между собой. Описывают их внешний вид,
водным образом жизни размножения и развития; что им
места обитания, питание. Называют
помогает жить в воде.
отличительные особенности: способ
Рассказывают, чем отличаются

27

животные, их распространение и
значение

51

Китообразные:
дельфин

кит,

1

15.03.24 Формирование
представлений об
особенностях
внешнего вида и
образе жизни
китообразных

52

Охрана
морских
млекопитающих

1

19.03.24 Формирование
представлений об
охране морских
млекопитающих

передвижения, образ жизни в связи с обитанием
в воде; особенности вскармливания детенышей,
как представителей млекопитающих.
Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом животных;
называют черты приспособленности к водной
среде обитания; называют признаки сходства и
различия.
Рассказывают о распространении и значении
морских животных
Узнают на рисунках китообразных Называют морских животных, которые
(кит, дельфин), называют общие
относятся к группе китообразные (кит,
признаки животных, особенности
дельфин). Описывают их внешний вид, места
внешнего вида, места обитания,
обитания, питание.
питания. Рассказывают о способе
Называют отличительные особенности: способ
передвижения в воде, особенностях передвижения, особенности водного образа
вскармливания детенышей.
жизни; вскармливания детенышей, как
Дополняют текст об особенностях представителей млекопитающих.
строения китообразных, используя Заполняют таблицу с помощью учебника:
слова для справок в рабочей тетради записывают признаки млекопитающих и
и помощь учителя. Рассказывают о приспособления к жизни в воде китообразных.
значении китообразных по плану и Дополняют текст об особенностях строения
опорным предложениям
китообразных, используя слова для справок в
рабочей тетради. Составляют рассказ о
значении китообразных по плану
Узнают и различают на рисунках
Называют морских животных, занесенных в
Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень).
охраняемых морских животных
Описываю их внешний вид, среду и места
(нерпа, пятнистый тюлень).
обитания, значение для человека и в природе.
Описывают особенности их
Называют правила поведения в природе,
внешнего вида, места обитания.
Рассказывают о значении животных называют причины необходимости охраны
морских животных.
в природе и жизни человека.
Устанавливают взаимосвязь между природными
Знакомятся с Красной книгой,

28

53

Приматы.
характеристика

Общая

54

Экскурсия
краеведческий музей

в

1

1

рассказывают о ее значении, о
компонентами, природой и человеком
причинах необходимости охраны
морских млекопитающих
22.03.24 Формирование
Называют обезьян, изображенных на Узнают приматов по внешнему виду на
представлений об
рисунках, рассказывают об
рисунках, слайдах. На основании сравнения
общих признаках
особенностях их внешнего вида, чем разных групп приматов выделяют общие
приматов,
они отличаются от других
признаки; называют чем они отличаются от
ознакомление с
млекопитающих. Отвечают на
других млекопитающих. Отвечают на вопросы с
отельными
вопросы, с помощью текста
помощью текста учебника в рабочей тетради.
особенностями
учебника; используя слова для
Дополняют с помощью текста учебника
различных групп
справок, дополняют предложения о предложения о человекообразных обезьянах.
человекообразных обезьянах.
Составляют характеристику по плану,
Смотрят видеофильм «Жизнь
записывают в тетрадь отличительные признаки
приматов», отвечают на вопросы
приматов (расположение глаз, величина черепа,
пальцы рук и ног, млечные железы).
Рассказывают о питании, уходе за потомством,
местах обитания.
Делают вывод, что приматы наиболее
высокоразвитые млекопитающие
4 четверть – 14 часов
2.04.24

Расширение
представлений о
млекопитающих
животных своей
местности, их
разнообразии

Под руководством учителя
рассматривают разных
представителей животных своей
местности, узнают по внешнему
виду млекопитающих, описываю их
отличительные особенности;
рассказывают о значении животных
для человека, как необходимо их
охранять.
Сельскохозяйственные животные – 11 часов

Знакомятся с отдельными видами
млекопитающих животных, составляют рассказ
о внешнем виде, чем похожи и называют
отличительные признаки. Рассказывают о
местах обитания животных, их численности,
значении для природы и человека,
необходимости охраны.
Результаты наблюдений записывают в тетрадь

29

55

Кролик. Внешний вид и
характерные
особенности кроликов

56

Корова. Отличительные
особенности внешнего
строения

1

57

Содержание коров на
фермах. Вскармливание
телят

1

Формирование
представлений о
сельскохозяйственных
животных.
Ознакомление с
кроликом, его
внешним видом и
характерными
особенностями

Узнают и различают на рисунках
Узнают кроликов по внешнему виду на
кроликов. Описывают внешний вид рисунках и слайдах, описывают внешний вид и
и характерные особенности по плану характерные особенности. Составляют рассказ
и опорным предложениям.
об особенностях питания, как травоядных
Составляют рассказ о питании,
животных.
содержании и разведении кроликов Рассматривают рисунок в учебнике и
по предложенным учителем
рассказывают, как содержат домашних
предложениям. Отвечают на
кроликов, о разведении кроликов на
вопросы: с какой целью разводят
кролиководческих фермах.
кроликов
Составляют рассказ по плану о значении
кроликов для человека
9.04.24 Продолжение
Рассматривают корову на рисунках, Узнают корову на рисунках, называют
формирования
описывают ее внешний вид,
отличительные признаки внешнего строения, ее
представлений о
сравнивают с другими
образ жизни, сравнивают и называют породы
сельскохозяйственных млекопитающими животными,
коров. Устанавливают взаимосвязь между
животных.
питанием коров и их молочной
находят черты сходства.
Ознакомление с
Называют породы коров с опорой на продуктивностью. Рассказывают о правилах
особенностями
заготовки кормов. Заполняют таблицу с
предложения и иллюстративный
внешнего строения и материал, предложенный учителем помощью текста учебника в рабочей тетради
содержания коров
«Породы коров. Отличительные признаки».
12.04.24 Продолжение
Рассказывают о содержании коров и Рассказывают, какое значение имеет корова в
формирования
телят на современных фермах по
жизни человека, как содержат коров на
представлений о
плану и опорным предложениям.
животноводческих фермах, как выращивают и
содержании коров и
Называют некоторые местные
содержат телят на современных фермах.
телят
породы с опорой на
Записывают новые термины в тетрадь. Дают
иллюстративный материал,
краткую характеристику стойлового и
предложенный учителем.
бесстойлового содержания коров. Дополняют
Записывают новые термины в
текст в рабочей тетради о содержании коров на
тетрадь, используя выделенный
фермах
шрифт учебника. Дают краткую
характеристику стойлового и
бесстойлового содержания коров с
опорой на текст учебника и с
5.04.24

30

помощью учителя.
58

Овца.
Характерные
особенности внешнего
вида

1

16.04.24 Продолжение
формирования
представлений о
сельскохозяйственных
животных.
Ознакомление с
особенностями
внешнего вида и
содержанием овец

59

Свинья

1

19.04.24 Формирование
представлений об
особенностях
внешнего строения и
содержанием свиней.

По рисункам называют овец.
Записывают в тетрадь название
некоторых пород овец. Описывают
внешний вид с опорой на
предложенные учителем
предложения; называют общие
признаки. Составляют по плану
краткий рассказ об особенностях
питания (способность к поеданию
низкорослых растений, а также
растений, имеющих горький и
соленый вкус). По картинкам,
слайдам составляют рассказ о
содержании овец в зимний и летний
периоды, значении овец в жизни
человека
Рассматривают рисунок и
описывают внешний вид домашней
свиньи, отмечают особенности
кожного покрова (жировая
прослойка); составляют рассказ,
используя рисунки и помощь
учителя, об уходе и кормлении
(откорме), содержании свиней на
свиноводческих фермах
(внутреннем устройстве свинарника,
об условиях выращивания поросят).
Записывают в тетрадь новые
термины

Узнают и называют овец по рисункам, слайдам;
описывают особенности внешнего вида.
Составляют рассказ о распространении овец, их
особенностях питания (способность к поеданию
низкорослых растений, а также растений, а
также растений, имеющих горький и соленый
вкус). Называют породы овец, используя
иллюстративный материал, предложенный
учителем. Рассказывают о содержании овец в
зимнее и летнее время, о значении разведения
овец для экономики страны и в жизни человека.
Сравнивают изображенных на рисунке овцу и
корову, заполняют таблицу в рабочей тетради
«Сходство и различия». Заполняют таблицу с
помощью текста учебника «Породы овец»
Узнают свинью на иллюстрациях по внешнему
виду.
Сравнивают изображенных на рисунке
домашних свинью и дикого кабана. Заполняют
таблицу в рабочей тетради о сходстве и
различии домашней свиньи и дикого кабана.
Составляют по плану краткое описание
внешнего вида. Отмечают особенности
внешнего строения, кожного покрова
(жировая прослойка), ухода и кормления
(откорма) Называют породы домашних свиней.
Дополняют текст о причинах разведения свиней
человеком

31

60

Лошадь

1

61

Северный олень

1

62

Верблюд

1

23.04.24 Формирование
представлений о
лошадях, особенностях
их внешнего вида,
значении в народном
хозяйстве

Описывают внешний вид лошади с
опорой на предложения,
предложенные учителем.
Составляют рассказ об уходе и
кормлении лошадей с опорой на
учебник. Рассказывают о значении
лошади для человека по
предложенным учителем
иллюстрациям и предложениям.
Называют породы лошадей, с
опорой на иллюстративный
материал. Заполняют таблицу с
помощью учебника в рабочей
тетради об использовании разных
пород лошадей в жизни человека
26.04.24 Формирование
Рассматривают рисунки, описывают
представлений о
внешний вид северного оленя,
северном олене, его
используя иллюстрации и
внешнем виде и
предложения учителя.
значении для человека Составляют краткий рассказ о
северном олене, опираясь на план и
предложения, предложенные
учителем: особенности питания,
приспособленность к условиям
жизни, значении для человека.
3.05.24 Расширение знаний о Рассматривают рисунки, описывают
верблюдах,
внешний вид верблюда, используя
закрепление знаний о иллюстрации и предложения
выращивании и уходе учителя. В рабочей тетради
за
подписывают на рисунке части тела
сельскохозяйственным верблюда.
и животными
Составляют краткий рассказ,
опираясь на план и предложения,
предложенные учителем, об

Описывают лошадей по внешнему виду по
рисункам или слайдам, по плану, отмечают
особенности внешнего строения лошади.
Называют по иллюстрациям породы лошадей. В
рабочей тетради заполняют таблицу с помощью
учебника о признаках разных пород лошадей и
использовании в жизни человека. Называют и
записывают в таблицу признаки сходства и
различия пород. Рассказывают об
использовании различных пород лошадей в
жизни человека. Составляют рассказ по плану:
«Уход и кормление лошадей»

Описывают внешний вид и места обитания
северного оленя.
Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом животного.
Называют особенности строения, питания в
связи с условиями жизни, приспособления к
жизни в условиях севера. Рассказывают, с какой
целью разводят северных оленей.
Составляют рассказ об оленеводстве по плану.
Описывают по рисункам внешний вид
верблюда, подписывают на рисунке в рабочей
тетради названия верблюдов. Дополняют текст,
используя слова для справок, об отличии
верблюдов от других животных.
По иллюстрациям описывают места
проживания, называют черты
приспособленности к условию жизни
(особенности строения, питания).

32

особенностях питания,
приспособленности к условиям
жизни, значении для человека.
Называют места проживания, для
чего их разводит человек
63

Обобщение:
сельскохозяйственные
животные

1

64

Собаки

1

Устанавливают взаимосвязь между средой
обитания и внешним видом животного.
Составляют рассказ по плану о значении
верблюдов для человека

Закрепление и
Записывают в тетрадь ответы на
Выполняют задания по карточкам, описывают
расширение
вопросы карточки с опорой на текст внешний вид, породы животных, условия
представлений о
учебника, иллюстративный
содержания (кормление, уход), выращивание;
сельскохозяйственных материал, предложенный учителем значение для человека сельскохозяйственных
животных, условиях их по изученным группам
животных. Составляют краткую характеристику
содержания и
сельскохозяйственных животных (3- изученных сельскохозяйственных животных по
разведения, значении 4 по выбору учителя). Составляют плану
для человека
краткую характеристику изученных
сельскохозяйственных животных по
опорным предложениям и вопросам
14.05.24 Формирование
Узнают и называют собак на
Выделяют существенные признаки собак,
представлений об
иллюстрациях и фотографиях,
относят собак к определенным группам
особенностях
относят собак к группе домашних
(млекопитающие, домашние животные,
внешнего вида,
животных, к млекопитающим.
служебные, охотничьи, декоративные).
содержании и уходе за Описывают внешний вид, породы по
Сравнивают собак по внешнему виду, называют
собаками
плану с опорой на предложения и
признаки сходства и различия, выполняют
иллюстративный материал,
классификацию на основе выделения общих
предложенный учителем.
признаков; называют породы собак.
Рассказывают о правилах
Составляют памятку «Санитарно-гигиенические
выполнения действий по уходу за
собаками под руководством учителя. требования к содержанию собак».
Называют санитарноСоставляют рассказ о заболеваниях и оказании
гигиенические требования к
первой помощи животным
содержанию и уходу за собаками; о
заболеваниях и оказании первой
помощи животным, используя
помощь учителя
7.05.24

33

65

Кошки

1

17.05.24 Формирование
представлений об
особенностях
внешнего вида,
содержании и уходе за
кошками

66

Обобщающий урок по
теме
«Позвоночные
животные

1

67

Обобщающий урок «Что
вы узнали о животных?»

1

21.05.24 Закрепление знаний о
группах позвоночных
животных, их
отличительных
особенностях строения
и образа жизни
24.05.24 Систематизация
знаний об изученных
животных

Узнают и называют кошек на
Выделяют существенные признаки кошек,
иллюстрациях и фотографиях,
относят кошек к определенным группам
относят кошек к группе домашних (млекопитающие, домашние животные).
животных, к млекопитающим.
Сравнивают кошек по внешнему виду, называют
Описывают внешний вид, породы по признаки сходства и различия, выполняют
плану с опорой на предложения и
классификацию на основе выделения общих
иллюстративный материал,
признаков (называют породы кошек).
предложенный учителем.
Дополняют с помощью учебника текст в
Рассказывают о правилах
рабочей тетради о домашних хищных зверях.
выполнения действий по уходу за
кошками под руководством учителя. Составляют памятку «Санитарно-гигиенические
Называют санитарнотребования к содержанию кошек».
гигиенические требования к
Составляют рассказ о заболеваниях и оказании
содержанию и уходу за кошками; о первой помощи животным
заболеваниях и оказании первой
помощи животным, используя
помощь учителя
Обобщение - 2 часа
Называют группы позвоночных
Дают краткую характеристику каждой группы
животных, характерные особенности позвоночных животных с опорой на рисунки,
каждой группы с опорой на
слайды, схемы, иллюстрации используя помощь
предложения и иллюстративный
учителя
материал, предложенный учителем
Называют беспозвоночных и
позвоночных животных, в каких
средах обитают, как питаются,
передвигаются, какое значение
имеют в жизни человека используя
помощь учителя.
Подписывают названия животных
на рисунках

Называют признаки беспозвоночных и
позвоночных животных, выполняют
классификацию на основе выделенных общих
признаков.
Составляют краткое описание беспозвоночных и
позвоночных животных по плану и опорным
понятиям

34

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».