Программапрофилактики суицидального поведения несовершеннолетних с УО на 2023-2024 г.

1. Пояснительная записка:
Актуальность программы
Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной
социально-психологической проблемой. Как известно, суицид занимает третье
место в классификации причин смертности у населения (после онкологических
болезней и заболеваний сердца). В соответствии с прогнозом ВОЗ в 2020 году
приблизительно 1,5 миллиона людей во всем мире погибнут по причине
самоубийства и в 10-20 раз большее их число совершит суицидальные попытки.
По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и
юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо
больше.
Особую тревогу в последние время вызывает рост самоубийств среди
подростков и юношей. Важно понять, что подростковый суицид сложнее, чем
может показаться на первый взгляд. Период подросткового возраста в
психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из
детства во взрослую жизнь. Подросток – это уже не ребенок, но еще и не
взрослый. У него появляется новообразование - «чувство взрослости», а новых
смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире
еще нет. Ведущей деятельностью в этот период является общение со
сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками
становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека. Сложный
кризисный период подросткового возраста характеризуется не только
внутренними конфликтами самого ребенка, но и появление огромного
количества конфликтов с окружающим миром. Миром пока для него
непонятным, неясным, пугающим. Попытка войти в новый, взрослый мир связан
с проблемами, который подросток не в силах решить самостоятельно, и не в
силах объяснить это окружающим.
Самоубийство подростка – чаше всего рассматривается как результат того, что
крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, – это поступок, при
помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.
Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито и импульсивно
реагирует на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец,
внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем,
кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида. Анализ
материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств
несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни
насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны
учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В
целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия

родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против
безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило,
замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства
собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной
суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих
подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутри
личностные конфликты и т.д. Подросток с ОВЗ сталкивается с теми же
проблемами, что и здоровые сверстники, но в отличии от здорового сверстника
оказывается еще в более сложной ситуации, так как зачастую оказывается очень
уязвимым-«слабым звеном» в современном социуме. Подросток с ОВЗ часто
становится объектом насмешек и публичного унижения, что усугубляет
прохождение кризисного подросткового период. Это может быть еще одной
причиной чтобы решить все свои проблемы просто расставшись с жизнью.
Поэтому мы считаем важным организовать в школе –интернате работу по
профилактике суицидального поведения.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и
не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием
непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое
построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и
внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам
разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными
способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное
подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Целью данной программы является сохранение психологического здоровья
обучающихся, посредством психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса, профилактика суицидов и суицидального
поведения среди несовершеннолетних обучающихся с УО.
Задачи:
- создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся с
УО-;
-повышение психологической грамотности педагогов;
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса обучающихся,
детей находящихся в кризисной ситуации;
- организация профилактической работы по предупреждению суицидальных
действий среди подростков,
-развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического
здоровья обучающихся.
- сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей;

-организация совместной деятельности школы-интерната и территориальных
органов МВД России на районном уровне по профилактике правонарушений
среди несовершеннолетних.
- пропаганда здорового образа жизни, формирование у обучающихся
позитивного образа Я.
Нормативная база программы:
1. Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах
системы профилактики безопасности и правонарушений
несовершеннолетних»;
2. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями)
3. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (с изменениями на
22 декабря 2014 года. Редакция, действующая с 1 января 2015 года)
4. Семейный кодекс Российской Федерации;
5. Конвенция о правах ребенка
6. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в
российской федерации» от 21 ноября 2011 года
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об
основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
8. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N
305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О
наркотических средствах и психотропных веществах"
9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)Статьи 42, 79
Распоряжение Правительства Астраханской области от
15.12.2012г., N501- « О стратегии действий в интересах детей»
11.
Распоряжение Минпросвещения России от09.09.2019г №-93
Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации.
12.
Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020г №Р-193
Система функционирования психологических служб
общеобразовательной организации.
10.

13.

ФГОС ДО, НОО, ООО Раздел 3.Психолого педагогические
условия.

Данная программа предназначена для организации профилактической и
коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди
обучающихся 6-9 классов школы-интерната, а также поддержки обучающегося
в решении важных для него жизненных проблем и задач.
Принципы реализации программы.
• Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности
ребенка.
• Принцип уникальности личности, состоящий в признании
индивидуальности ребенка.
• Принцип приоритета личностного развития, когда обучение
выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого
ребенка.
• Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
• Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебновоспитательного процесса.
Срок реализации программы: 2 года (2023-2025 уч. г.)
2. Содержание программы:
Основные направления деятельности:
- Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации,
но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной
поддержке.
- Работа с педагогическим составом.
- Работа с родителями.
ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ

Содержание работы
Выявление
и
реабилитация
несовершеннолетних
и
их
семей,
оказавшихся в трудной жизненной
ситуации.
Составление базы данных по социальнонеблагополучным семьям.
Проведение
индивидуальных
профилактических
мероприятий
с

Сроки
В течение
года

Ответственный
Психолог
Соц. педагог

сентябрь

Соц. педагог

В течение
года

Психолог
Соц. педагог

семьями социального риска.
Заседание Совета профилактики

Один раз в
четверть

Оформление
стендов,
обновление В течении
информации по телефону доверия, и года
службам кризисной помощи детям и
подросткам.
Повышение
психолого-педагогической
В течение
компетенции всех участников УВП.
года
Учащиеся
Психологические классные часы:
В течение
года (по
• «Я – уникальная и неповторимая
запросу)
личность» (5-7) кл.
цель: формирование позитивного
отношения
к
другим
людям
(толерантность)
• «Мир
глазами
агрессивного
человека» Подростки ХХI века. (8
класс.)
• «Подросток и конфликты» (8-9
класс)
• «Стресс в жизни человека. Способы
борьбы со стрессом» (8-9 класс)
• «Способы
саморегуляции
эмоционального
состояния»
(9
класс)
Проведение читательских часов «Возьми
1 раз в
себе в пример героя»
полугодие
Оформление
выставок,
пропагандирующих
человеческой жизни

стендов,
ценность

Дни здоровья.

Правовые классные часы:
• «Уголовная и административная
ответственность
несовершеннолетних» (7-9 классы);

Психолог
Соц. Педагог
Администрация
Соц. педагог

Психолог,
Соц. педагог
Психолог

Библиотекарь

Февраль

Библиотекарь,
учитель ИЗО

Октябрьапрель

Учитель
физкультуры,
педагогорганизатор
Инспектор КДН
Соц. педагог

В течение
года (по
запросу)

• «Права и обязанности учащихся» (59 классы);
• «Умей сказать «нет»» (6-9 классы);
Формирование у учащихся позитивного
образа Я (через занятия по психологии)
Игра «Две планеты» для учащихся 6-х
классов (цель: обучение позитивному
восприятию себя и другого человека)
Акция
«Письмо
матери»
(цель:
гармонизация
детско-родительских
отношений)
Игра «В чем смысл жизни?" (8 – 9 кл.)

В течение
года
октябрь

Психолог

ноябрь

Психолог

В течение
года
В течение
года

Психолог

Психолог

Тренинг «Быть уверенным – это здорово!»
Психолог
(цель: формирование навыков уверенного
поведения и умения противостоять
давлению, 8-9 класс, Подростки ХХI века.
Психолого-педагогическая
работа
в
кризисных ситуациях.)
Педагоги
Информирование педагогов по теме
В течение
Психолог
«Возрастные психолого-педагогические
года
особенности подростков»
Информирование педагогов по теме
Сентябрь
Психолог
«Причины подросткового суицида. Роль
взрослых в оказании помощи подросткам
в кризисных ситуациях»
Семинар
классных
руководителей
Декабрь
Психолог
«Причины
и
формы
проявления
невротических
расстройств
у
современных старшеклассников»
Карта
суицидального
риска
(А.Н.
Октябрь
Воспитатели
Волкова)
Семинар
классных
руководителей
Апрель
Психолог
«Психологический климат в классе»
Родители
Родительские собрания:
По плану
Психолог,
классных
Соц. педагог
• «Возрастные
психологопедагогические
особенности руководителей
(младший школьник, подросток)»;
• «Причины подросткового суицида.
Роль взрослых в оказании помощи
подросткам
в
кризисных
ситуациях»;

• «Понять. Простить. Принять»;
• «Школьная травля, как один из
подводных
камней
школьной
жизни»;
Диагностика
Учащиеся
Исследование уровня адаптации (6
Октябрьклассы)
ноябрь
Исследование уровня тревожности
Октябрьапрель
Исследования личностной сферы
Октябрьподростков.
апрель
Диагностика суицидального риска:
1. проективная методика« Ваши
суицидальные наклонности» ( З.
Королевой), « Диагностика уровня
субъективного ощущения
одиночества (Д.Рассела,М.
Фергюсона), « Самооценка
психических состояний личности»
Г.Айзенка, шкала выявления
депрессивных состояний детей и
подростков ( М. Ковач) (6-8 классы)
2. тест « Противосуицидальная
мотивация» (
Ю.Вагина),«Диагностика уровня
субъективного ощущения
одиночества (Д.Рассела,М.
Фергюсона), « Самооценка
психических состояний личности»
Г.Айзенка, шкала выявления
депрессивных состояний детей и
подростков ( М. Ковач).( 9класс)
Родители
Ноябрь
• Опросник родительского отношения
(А.Варга, В.Столин)

Психолог
Психолог
Психолог
Психолог

Психолог

Памятка для педагогов и родителей о критериях контроля за состоянием
подростков.
Критерии повышения риска суицидального поведения и нахождения
подростка в критическом состоянии

Внешний вид и
поведение

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Эмоциональные
нарушения

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Психические

•

Тоскливое выражение лица (скорбная
мимика)
Гипомимия
Амимия
Тихий монотонный голос
Замедленная речь
Краткость ответов
Отсутствие ответов
Ускоренная экспрессивная речь
Патетические интонации
Причитания
Склонность к нытью
Общая двигательная заторможенность
Бездеятельность, адинамия
Двигательное возбуждение
Скука
Грусть
Уныние
Угнетенность
Мрачная угрюмость
Злобность
Раздражительность
Ворчливость
Брюзжание
Неприязненное, враждебное отношение к
окружающим
Чувство
ненависти
к
благополучию
окружающих
Чувство физического недовольства
Безразличное
отношение
к
себе,
окружающим
Чувство бесчувствия
Тревога беспредметная (немотивированная)
Тревога предметная (мотивированная)
Ожидание непоправимой беды
Страх немотивированный
Страх мотивированный
Тоска как постоянный фон настроения
Взрывы тоски с чувством отчаяния,
безысходности
Углубление мрачного настроения при
радостных событиях вокруг
депрессия

заболевание

•
•
•

Оценка собственной
жизни

•
•
•
•

Взаимодействие с
окружающим

•
•

•
•
•

Вегетативные
нарушения

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

неврозы, характеризующиеся беспричинным
страхом, внутренним напряжением и тревогой
маниакально-депрессивный психоз
шизофрения
Пессимистическая оценка своего прошлого
Избирательное воспоминание неприятных
событий прошлого
Пессимистическая оценка своего нынешнего
состояния
Отсутствие перспектив в будущем
Нелюдимость, избегание контактов с
окружающими
Стремление к контакту с окружающими,
поиски сочувствия, апелляция к врачу за
помощью
Склонность к нытью
Капризность
Эгоцентрическая направленность на свои
страдания
Слезливость
Расширение зрачков
Сухость во рту (“симптомы сухого языка”)
Тахикардия
Повышенное АД
Ощущение стесненного дыхания, нехватки
воздуха
Ощущение комка в горле
Головные боли
Бессонница
Повышенная сонливость
Нарушение ритма сна
Отсутствие чувства сна
Чувство физической тяжести, душевной боли
в груди
То же в других частях тела (голове,
эпигастрии, животе)
Запоры
Снижение веса тела
Повышение веса тела
Снижение аппетита
Пища ощущается безвкусной
Снижение либидо
Нарушение менструального цикла (задержка)

Динамика состояния в
течение суток

•
•

Улучшения состояния к вечеру
Ухудшение состояния к вечеру

Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять:
- повышение контроля за психологическим состоянием и поведением
подростков;
-социальную и психологическую защиту детей;
-снизить количество детей с девиантным поведением;
- организовать работу по оптимизации детско-родительских
взаимоотношений;
-повышение психологической грамотности педагогов;
- выявление обучающихся, детей находящихся в кризисной ситуации.
Литература:
•
Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный
психолог, 2005, №1
•
Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни”
// Школьный психолог, 2005, №5.
•
Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи
подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
•
Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и
формы проявления невротических расстройств у современных
старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
•
Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для
педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации
успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
•
Министерство образования и науки Астраханской области
« Профилактика суицидального поведения подростков. Методические
рекомендации».
•
Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог,
2001, №10, 12, 16, 19.
•
Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками
“группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
•
Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог,
2006, №18.
•
Профилактика
суицидального
поведения.
Методические
рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
•
Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в
которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.

•
•
•
•

Савченко М. Тренинг “Уверенность” для учащихся 11 классов //
Школьный психолог, 2005, №2, 3, 4
Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический
взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними //
Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов
саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006,
№2

Приложение
Понятия и термины
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не
закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для
человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и
общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей,
образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение
каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение
ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая
реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и
примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и
саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки
или действия человека, не соответствующие официально установленным или
фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами
лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью
которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства.
Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в
условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности,
т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно
степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий,
направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на
самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими,
каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение
себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего
заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения,
ухода от той ситуации, в которой человек волей неволей оказался.
Суицидальными попытками считаются демонстративно-установочные
действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности
применяемых им средств самоубийства. Однако вышесказанное не снижает
потенциальной опасности подобных действий.
К суицидальным проявлениям относят суицидальные мысли, намеки и
высказывания,
не
сопровождающиеся
какими-либо
действиями,
направленными на лишение себя жизни.
О приближении суицида свидетельствует пресуицидальный
период. Его длительность варьируется от нескольких секунд до нескольких
лет. Чаще всего он проявляется в подростковом возрасте и у взрослых людей,
которые имеют тенденцию к суицидальному поведению в трудных
жизненных ситуациях. Этот период является ранней стадией суицидального
поведения, и может быть проявлением незавершенных суицидальных
действий, а также предшествовать суициду.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».