ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Мир природы и человека»
3а класс
Разработана:
учителем начальных классов
Хайрулиновой А.Н.
Астрахань, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ..................................................................... 10
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 12
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной
приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека»» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного
плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Мир природы и человека» в 3 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 34 часа в год (1 час в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир природы и человека».
Цель обучения – углубление знаний и представлений о живой и неживой природе; расширение понимания взаимосвязей, существующих между
миром природы и человека, изучение связей между объектами природы.
Задачи обучения:
углубление представлений обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы;
формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
развитие навыков устной коммуникации;
закрепление представлений об объектах живой и неживой природы;
3
формирование элементов образного и аналитического мышления;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека»
в 3 классе определяет следующие задачи:
закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на
Земле, о влиянии Солнца на смену времен года, о его значении в жизни живой природы;
изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений,
животных и человека;
формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе
Личностные результаты:
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей, сопереживания к животным;
воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и чувства любви к природе;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и при взаимодействии с живой и неживой природой.
4
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Мир природы и человека» в 3 классе
Минимальный уровень:
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и
неживой природы;
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе;
иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать
необходимость его выполнения;
знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц;
составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану.
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами,
их месте в окружающем мире;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;
5
правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
знать правила гигиены частей тела;
знать отличительные существенные признаки групп объектов;
знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного,
проявлять желание рассказать о предмете изучения;
уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
выполнять доступные природоохранительные действия;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами
окружающего мира;
использовать сформированные умения при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету
«Мир природы и человека» в 3 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
6
Критерии оценки предметных результатов
Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на
принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объѐму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определѐнную роль в становлении личности
обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала,
обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к
устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:
устный опрос;
творческие и практические работы;
самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в
форме творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты
7
выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов,
что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие»,
«отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических
работ и тестах, соотносятся с оценками:
«отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«удовлетворительно» (зачѐт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учѐта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при
освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по
учебному предмету «Мир природы и человека» принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоенияизученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в
природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет
применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскры-
8
вает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - не ставится.
9
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический
характер и тесно связано с другими учебными предметами. При подборе
учебного материала используется дифференцированный подход к учебным
возможностям обучающихся, способствующий наилучшей социальной
адаптации их в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе
предусматривает расширенное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на уроке, побуждать их к поиску ответов на вопросы, рассуждать,
высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, используя свой
жизненный опыт.
Усвоению содержания учебного предмета в 3 классе способствует использование методов наблюдения, разнообразных упражнений, практических работ, игр, экскурсий. Практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсий. Данные методы в комплексном и
системном применении необходимы для углубления и накопления опыта
взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой
природы.
Содержание разделов
№
п/п
Название раздела
Количество
Контрольные
часов
работы
1.
Неживая природа
4
2.
Времена года. Осень
3
3.
Живая природа. Растения
7
1
4.
Времена года. Зима
3
1
5.
Живая природа. Животные
7
1
10
6.
Времена года. Весна
3
7.
Живая природа. Человек
5
8.
Времена года. Лето
3
Итого:
35
1
4
№
Тема предмета
1
Солнце
Режим дня
2
Календарь
Кол-во
часов
III .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Неживая природа – 4 часа
1
Просмотр видео
Просматривают видео
Рассматривание
схемы
Рассматривают схемы
03.09
Наблюдение за высотой
Наблюдают за высотой солнца
солнца над горизонтом в разнад горизонтом в разное время
ное время года: направление
года: направление солнечных лусолнечных лучей, количество чей, количество тепла и света в
тепла и света
естественных условиях
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы с опорой
Составление режима дня Про- на картинки
слушивание текста
Составляют режим дня по карОзнакомление с правилами
тинке с помощью учителя
хорошего
Прослушивают текст
сна
Обсуждают правила хорошего
Дидактическая игра «Что
сна
нужно для сна»
Играют в игру «Что нужно для
сна»
1 Чтение текста
Читают часть текста
Знакомятся с календарем по кар10.09 Знакомство с календарѐм
Перечисление месяцев
тинке
Называние времен года, меся- Перечисляют месяцы с помощью
цев, дней недели
календаря и учителя
Ответы на вопросы
Называют времена года, месяцы
Отгадывание загадок
по календарю с помощью учителя
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Достаточный уровень
Просматривают видео
Рассматривают схемы
Наблюдают за высотой
солнца над горизонтом в
разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света в
естественных условиях
Отвечают на вопросы
Составляют режим дня по
картинке
Прослушивают текст
Обсуждают и выбирают
правила хорошего сна
Играют в игру «Что нужно
для сна»
Читают текст
Знакомятся с календарем по
картинке
Перечисляют месяцы с помощью календаря
Называют времена года, месяцы, дни недели по календарю
Отвечают на вопросы
Отгадывают загадки
3
Воздух
Термометр
1 Просмотр видео о воздухе
17.09 Чтение текста, ответы на вопросы
Рассматривание рисунка
Проведение практической
работы
Отгадывание загадки
Словарная работа – термометр
Чтение текста, ответы на вопросы
Рассматривание показаний
термометра, дифференциация
показаний
Просматривают видео о воздухе
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Рассматривают рисунки
Выполняют практическую работу с помощью учителя
Отгадывают загадки с опорой
на картинки
Составляют словосочетание со
словарным словом - термометр
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой
на картинке
Рассматривают показания термометра
4
Ветер
Поведение человека во время
урагана
1 Чтение текста, ответы на во24.09 просы
Проведение практической работы
Рассматривание иллюстраций
Словарная работа: север, юг,
восток, запад; флюгер, компас.
Выработка правил поведения
человека во время урагана
Называние сторон горизонта:
север, юг, запад, восток
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой
на картинке
Проводят практическую работу с
помощью учителя
Рассматривают иллюстрации
Составляют словосочетание со
словарными словами: север, юг,
восток, запад; флюгер, компас по
картинкам
Прослушивают правила поведения человека во время урагана
Просматривают видео о
воздухе
Читают текст
Отвечают на вопросы
Рассматривают рисунки
Выполняют практическую
работу под руководством
учителя
Отгадывают загадки
Составляют словосочетание и предложение со
словарным словом - термометр
Читают текст
Отвечают на вопросы о
термометре
Рассматривают показания
термометра
Рассказывают о показаниях
термометра
Читают текст
Отвечают на вопросы
Проводят практическую работу
Рассматривают иллюстрации
Составляют словосочетания
и предложения со словарными словами: север, юг,
восток, запад; флюгер, компас
Называют стороны горизонта: север, юг, запад, восток по картинке с помощью учителя
5
Осень
Календарь
6
Растения и животные осенью
Времена года. Осень – 3 часа
1 Рассматривание схем
Рассматривают схемы
Составляют краткий рассказ о
01.10 Составление рассказа о признаках осени
признаках осени с помощью учиРабота с календарем по задателя
ниям
Работают с календарем по задаНазывание осенних месяцев
ниям с помощью учителя
Определение по картинке при- Называют осенние месяцы по
знаков осени
картинке
Показывают по картинке 2-3 приОтветы на вопросы
знака осени
Чтение текста
Заполнение календаря погоды Отвечают на вопросы с опорой
на картинке
по образцу
Читают часть текста
Заполняют календарь погоды по
образцу с помощью учителя
1 Рассматривание рисунков
08.10 Описание объектов природы
по рисункам
Чтение текста
Ответы на вопросы
Рассказ о животных и птицах
осенью
Заучивание стихотворения
Участие в беседе, дополнение
Рассматривают рисунки
Описывают объекты природы
по рисункам
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой
на картинке
Рассказывают о животных и
птицах осенью по картинке
Читают стихотворение
Называют правила поведения человека во время урагана
Называют стороны горизонта: север, юг, запад, восток по картинке
Рассматривают схемы
Составляют рассказ о признаках осени
Работают с календарем по
заданиям
Называют осенние месяцы
Называют 3-4 признака
осени
Отвечают на вопросы
Читают текст
Заполняют календарь погоды по образцу
Рассматривают рисунки
Описывают объекты природы по представлениям
Читают текст
Отвечают на вопросы
Рассказывают о животных
и птицах осенью
Заучивают стихотворение
Участвуют в беседе
7
Занятия людей
осенью
8
Сравнение растений
высказывания товарищей
Знакомство с названиями зимующих и перелетных птиц:
клест, снегирь, соловей с
опорой на ранее полученные
знания
1 Чтение текста
15.10 Рассматривание рисунков
Проговаривание названий овощей по картинкам
Показ на рисунке
Ответы на вопросы
Участие в беседе, дополнение
высказывания товарищей
Участвуют в беседе, дополняют
высказывания товарищей
Знакомятся с названиями зимующих и перелетных птиц: клест,
снегирь, соловей с опорой на ранее полученные знания
Читают часть текста
Рассматривают рисунки
Проговаривают 3-4 названия овощей по картинкам
Показывают на рисунке
Отвечают на вопросы с опорой
по картинке
Участвуют в беседе
Дополняют высказывания товарищей
Живая природа. Растения – 7 часов
Просматривают видео
1
Просмотр видео
Рассматривают рисунок
22.10 Рассматривание рисунка
Показывают 2-3 вида натуральПоказ видов растений
ных растений
Сравнение и распознавание
растений по их признакам: де- Сравнивают 2-3 растения по их
ревья, кустарники, травы
признакам: деревья, кустарники,
Рисование растений в рабочей травы в натуральном виде
Срисовывают растения в работетради
чую тетрадь
Ответы на вопросы о шипах
Отвечают на вопросы с опорой
на растении
на картинки о шипах на растении
Высказывают свое мнение
Знакомятся с названиями
зимующих и перелетных
птиц: клест, снегирь соловей с опорой на ранее полученные знания
Читают текст
Рассматривают рисунки
Называют 4-5 названий
овощей
Показывают на рисунке
Отвечают на вопросы самостоятельно
Участвуют в беседе
Высказывают свое мнение
Просматривают видео
Рассматривают рисунок
Показывают и называют 3-4
вида растений в натуральном виде
Сравнивают и распознают
растения по их признакам:
деревья, кустарники, травы
в натуральном виде и по
картинкам
Срисовывают растения в
рабочую тетрадь
Отвечают на вопросы о шипах на растении
9
Части растений:
корни,
стебли
10
Части растений:
листья,
цветы
11
Растения сада
Рассматривание рисунка
1
05.11 Нахождение и показ частей
растений на натуральных растениях, на картинке, муляже
Ответы на вопросы
Участие в беседе, дополнение
высказывания товарищей
Чтение стихотворения
Рассматривают рисунки
Находят и показывают части растений на натуральных растениях,
муляже
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Участвуют в беседе
Дополняют высказывания товарищей
Читают часть стихотворения
1
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунки
Нахождение
и
показ
частей
Находят и показывают части рас12.11
растений на натуральных рас- тений на натуральных растениях,
тениях, на картинке, муляже
муляже
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы с опорой
Участие в беседе, дополнение на картинки
высказывания товарищей
Участвуют в беседе
Составление рассказа о цветах Дополняют высказывания товарищей
Составляют краткий рассказ о
цветах по картинке и с помощью
наводящих вопросов
Читают часть текста
1
Чтение текста
Рассматривают рисунок
19.11 Рассматривание рисунка
Показывают 3-4 фрукта по карПоказ и описание фруктов по
тинке
картинке
Рассматривают схемы
Рассматривание схемы
Называют фруктовые деревья (3Называние фруктовых дере4 названия); ягодные
вьев; ягодных кустарников
Нахождение отличий растений кустарники (3-4 названия) на
картинке
сада от лесных растений
Находят 1-2 отличия растений
Рассматривают рисунки
Находят, показывают и
называют части растений
на картинке, муляже
Отвечают на вопросы самостоятельно
Участвуют в беседе
Высказывают свое мнение
Читают стихотворение
Рассматривают рисунки.
Находят и показывают части растений на картинке,
муляже
Отвечают на вопросы самостоятельно
Участвуют в беседе
Высказывают свое мнение
Составляют рассказ о цветах самостоятельно
Читают текст
Рассматривают рисунок
Показывают 4-5 фруктов
Рассматривают схемы
Называют фруктовые деревья (3-4 названия); ягодные
кустарники (3-4 названия)
Находят 2-3 отличия растений сада от лесных растений на картинке
сада от лесных растений по картинке с помощью учителя
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Находят и называют 2-3 растения леса: хвойные и лиственные
деревья, кустарники по картинке
Срисовывают деревья
Отгадывают загадки по картинкам
12
Лес
Растения леса
1
Чтение текста
26.11 Ответы на вопросы
Называние растений леса:
хвойными и лиственными деревьями, кустарниками
Нахождение растений леса на
картинках
Рисование дерева
Отгадывание загадок
13
Плоды и семена
Лесные ягоды
1
Рассматривание рисунка
03.12 Чтение текста
Сравнение растений по картинкам
Словарная
работа: лиственные, хвойные
Составление рассказа по картинкам
Рассматривают рисунок
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Сравнивают растения по картинкам
Составляют словосочетания со
словарными словами: лиственные, хвойные
Составляют краткий рассказ по
картинкам с помощью учителя
14
Грибы
1
Просмотр видео о грибах
10.12 Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Показ знакомых грибов
Рисование грибов
Ознакомление с правилами
сбора грибов
Ознакомление с правилами
Просматривают видео о грибах
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Показывают 2-3 знакомых гриба
на картинке
Срисовывают грибы
Слушают правила сбора грибов
Читают текст
Отвечают на вопросы по
тексту
Находят и называют 3-4
растения леса: хвойные и
лиственные деревья, кустарники по картинкам
Рисуют деревья в тетради
Отгадывают загадки на
слух
Рассматривают рисунок
Читают текст
Отвечают на вопросы
Сравнивают растения в
натуральном виде с опорой на картинки
Составляют словосочетания
и предложения со словарными словами: лиственные,
хвойные деревья
Составляют рассказ по картинкам самостоятельно
Просматривают видео о
грибах
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы самостоятельно
Показывают и называют 34 знакомых гриба на картинке
поведения в лесу
15
16
Знакомятся с правилами поведения в лесу
Времена года. Зима – 3 часа
Рассматривают рисунки и схемы
Зима
1
Рассматривание рисунков и
Называют 2-3 признака зимы и
Признаки зимы
17.12 схем
Называние признаков зимы и
зимние месяцы в естественных
условиях
зимних месяцев
Определение признаков зимы Составляют краткий рассказ о
зиме по картинке
по схемам, иллюстрациям
Составление рассказа о зиме
Составляют словосочетания со
словарными словами: снегопад,
по плану
Словарная работа: снегопад,
метель, вьюга с опорой по карметель, вьюга
тинке
Чтение текста
Читают часть текста
Выполнение заданий по каВыполняют задания по каленлендарю
дарю с помощью учителя
Просматривают видео
Растения и живот1
Просмотр видео
ные зимой
Читают часть текста
24.12 Чтение текста
Сравнение и описание растеСравнивают 2-3 растения по карний по картинкам
тинкам с помощью учителя
Составление рассказа о
Составляют краткий рассказ о
жизни животных и птиц зимой жизни животных и птиц зимой
по картинке
по плану
Называют 2-3 зимующие птицы
Называние зимующих птиц
Изготовление поделок из при- по картинке
Изготавливают поделки из природного материала
родного материала с помощью
Чтение стихотворения
учителя
Рисуют грибы по представлению
Составляют правила сбора
грибов
Знакомятся с правилами поведения в лесу
Рассматривают рисунки и
схемы
Называют 3-4 признака
зимы и зимние месяцы по
картинке
Составляют рассказ о зиме
Составляют предложения
со словарными словами:
снегопад, метель, вьюга
Читают текст
Выполняют задания по календарю
Просматривают видео
Читают текст
Сравнивают и описывают
3-4 по картинкам
Составляют рассказ о
жизни животных и птиц зимой
Называют 3-4 зимующие
птицы по картинке
Изготавливают поделки из
природного материала
Читают стихотворение
17
Занятия людей
зимой
18
Дикие животные
Читают часть стихотворения
1
Составление рассказа о сезон- Составляют краткий рассказ о сезонных работах людей зимой в
14.01 ных работах людей зимой в
городе и на селе
городе и на селе по картинке с
Рассматривание иллюстратив- помощью учителя
ного материала
Рассматривают иллюстрации
Нахождение и показ правиль- Отвечают на вопросы с опорой
ного поведения в различных
на картинки
ситуациях
Находят и показывают на карСоставление рассказа о
тинках примеры правильного поведения в
правилах поведения зимой
различных ситуациях
Составляют краткий рассказ о
правилах поведения зимой по
картинкам
Живая природа. Животные – 7 часов
Рассматривают иллюстрации
1
Называние диких животных
Нахождение
диких
животНаходят и называют диких жи21.01
вотных на иллюстрациях: кабан,
ных на иллюстрациях: кабан,
лось, заяц с помощью учителя
лось, заяц
Составляют краткий рассказ о
Составление рассказа о дидиких животных по картинке.
ких животных по плану
Списывают
Запись названий животных в
название 1-2 животных в теттетрадь
радь
Чтение текста
Читают часть текста
Заучивание стихотворения
Читают часть стихотворения
Отгадывание загадки
Называют 2-3 детеныша диких
Называние детенышей диких
животных по картинке
животных
Составляют рассказ о сезонных работах людей зимой в городе и на селе по
картинке
Рассматривают иллюстрации
Отвечают на вопросы
Находят и показывают
примеры правильного поведения в различных ситуациях
Составляют рассказ о
правилах поведения зимой
в различных ситуациях
Рассматривают иллюстрации
Находят и называют 3-4 диких животных на картинках: кабан, лось, заяц, медведь
Составляют рассказ о диких животных
Записывают 2-3 названия
животного в тетрадь
Читают текст
Заучивают стихотворение
Называют 3-4 детеныша
диких животных
19
Домашние животПросмотр видео
1
ные
28.01 Чтение текста
Рассматривание картинок
Описание домашних животных: свинья, корова, кролик
Ответы на вопросы
Составление рассказа по
плану: внешний вид, питание,
детеныши
20
Сравнение животных
1
Рассматривание картинок
04.02 Сравнение диких и домашних
животных
Показ сходства и различия:
кабан – свинья, заяц – кролик
Нахождение отличия домашних и диких животных
Составление рассказа
21
Правила ухода за
домашними животными
1
11.02
Рассматривание рисунков
Проговаривание правил ухода
за домашними животными
Составление рассказа
Отгадывание загадок
Просматривают видео
Читают часть текста
Рассматривают картинки
Описывают 2-3 домашних животных: свинья, корова, кролик
по картинке
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Составляют краткий рассказ по
картинке об животном: внешний
вид, питание, детеныши по картинке и с помощью наводящих
вопросов
Рассматривают картинки
Сравнивают диких и домашних
животных по картинкам
Показывают 1-2 сходства и различия: кабан – свинья, заяц –
кролик по картинкам
Находят 1-2 отличия домашних и
диких животных по картинкам
Составляют краткий рассказа с
помощью учителя
Рассматривают рисунки
Проговаривают 1-2 правила
ухода за домашними животными
по картинкам
Составляют краткий рассказ с
помощью наводящих вопросов
Отгадывают загадки по картинкам
Просматривают видео
Читают текст
Рассматривают картинки
Описывают 3-4 домашних
животных: свинья, корова,
кролик, лошадь по картинке
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ по картинке о животном: внешний вид, питание, детеныши по картинке
Рассматривают картинки
Сравнивают диких и домашних животных
Показывают 2-3 сходства и
различия: кабан – свинья,
заяц – кролик по картинкам
Находят и называют 2-3 отличия домашних и диких
животных по картинкам
Составляют рассказ с помощью наводящих вопросов
Рассматривают рисунки
Проговаривают 3-4 правила
ухода за домашними животными
Составляют рассказ
Отгадывают загадки на
слух
22
Птицы
Просмотр видео
1
18.02 Чтение текста
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Показ знакомых птиц
Рассматривание схемы
Участие в беседе, дополнение
высказывания товарищей
23
Перелетные, зимующие птицы
1
Чтение текста
25.02 Рассматривание рисунков
Сравнение и различие зимующих и перелѐтных птиц
Описание птиц по рисунку
24
Хищные, певчие
птицы
1
Прослушивание вводного
04.03 слова учителя
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Составление рассказа
Называние певчих и хищных
птиц
Рисование в тетради птицы
Просматривают видео
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Показывают 2-3 знакомые птицы
на картинке
Рассматривают схемы
Участвуют в беседе
Дополняют высказывания товарищей
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Сравнивают 2-3 зимующие и перелѐтные птицы по картинке
Описывают 1-2 птицы по рисунку
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Прослушивают вводное слово
учителя
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Составляют краткий рассказ.
Называют 2-3 певчие и хищные
птицы по картинке
Раскрашивают в тетради птиц
Просматривают видео
Читают текст
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы самостоятельно
Показывают 3-4 знакомые
птицы на картинке
Рассматривают схемы
Участвуют в беседе
Высказывают свое мнение
Читают текст
Рассматривают рисунок
Сравнивают и различают
3-4 зимующие и перелѐтные птицы по картинке
Описывают 2-3 птицы по
рисунку
Отвечают на вопросы самостоятельно
Прослушивают вводное
слово учителя
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ
Называют 3-4 певчие и
хищные птицы по картинке
Рисуют в тетради птиц
Времена года. Весна - 3 часа
Наблюдают за изменениями по1
Наблюдение за изменениями
погоды
весной
годы весной в естественных
11.03
Определение признаков весны условиях
Определяют 2-3 признака весны
по схемам, иллюстрациям
по иллюстрациям
Чтение текста
Читают часть текста
Составление рассказа о весне
Составляют краткий рассказ о
по иллюстрациям
Называние и описание весенвесне по иллюстрациям
Называют весенние месяцы
них месяцев
Отгадывание загадок
Отгадывают загадки по картинке
Работают с календарем по задаРабота с календарем по заданиям с помощью учителя
ниям
25
Весна
Признаки весны
26
Растения и живот1
Составление рассказа о жизни
ные весной
18.03 животных весной
Отгадывание загадок
Чтение стихотворения
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Называние лекарственных
растений
Описание птиц по рисункам
Отгадывание загадок
Составляют краткий рассказ о
жизни животных весной по картинке
Отгадывают загадки по картинкам
Читают часть стихотворения
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Называют 1-2 лекарственных
растения с помощью учителя
Описывают 1-2 птиц по рисункам
Наблюдают за изменениями
погоды весной в естественных условиях
Определяют 3-4 признака
весны по схемам, иллюстрациям
Читают текст
Составляют рассказ о весне
по картинкам
Называют и описывают весенние месяцы
Отгадывают загадки самостоятельно
Работают с календарем по
заданиям
Составляют рассказ о
жизни животных весной
Отгадывают загадки самостоятельно
Читают стихотворение
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы самостоятельно
Называют 2-3 лекарственных растения
Описывают 2-3 птицы по
рисункам
27
28
Занятия людей
весной
Рассматривание рисунка
1
25.03 Показ занятий детей по картинке
Показ занятий людей весной
Высаживание семян в грунт
Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период
Рассматривают рисунки
Показывают занятия детей по
картинке
Называют занятия людей весной
Высаживают семена в грунт с помощью учителя
Составляют краткий рассказ по
иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период
Живая природа. Человек – 5 часов
Человек
1
Прослушивание вводного
Прослушивают вводное слово
Дыхание человека 08.04 слова учителя
учителя
Рассматривание рисунков
Рассматривают рисунки
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы с опорой
Рассматривание схемы
на картинки
Нахождение на рисунке орга- Рассматривают схемы
нов дыхания человека
Находят на рисунке органы дыНаблюдение за дыханием чехания человека
ловека
Наблюдают за дыханием челоПроговаривание правил провека
ветривания
Проговаривают 1-2 правила проветривания
Чтение стихотворения
Читают часть стихотворения
Проговаривание правил проПроговаривают 1-2 правила профилактики простудных заболеваний
филактики простудных заболеваний
Рассматривают рисунки
Называют занятия детей
весной
Называют занятия людей
весной
Высаживают семена в
грунт под руководством
учителя
Составляют рассказ о видах
деятельности людей в весенний период
Прослушивают вводное
слово учителя
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы самостоятельно
Рассматривают схемы
Находят органы дыхания
человека на рисунке
Наблюдают за дыханием
человека в естественных
условиях
Проговаривают 2-3 правила
проветривания
Читают стихотворение
Проговаривают 2-3 правила
профилактики простудных
заболеваний
29
Профилактика
простудных
заболеваний
Рассматривание рисунка
1
15.04 Просмотр видео
Словарная работа
Проговаривание правил профилактики простудных заболеваний
Закрепление знаний о термометре, рассказ о назначение
термометра и способах его применения
Дифференциация времен года,
соотнесение видов
одежды со временем года
Рассматривают рисунок
Просматривают видео
Работают с опорными словами
Проговаривают 1-2 правила профилактики простудных заболеваний с помощью учителя
Работают с термометром с помощью учителя
Повторяют информацию о назначение термометра
Различают времена года по картинкам
Соотносят виды
одежды со временем года с помощью учителя
30
Сердце
Кровь
Пульс
1
Прослушивание вводного
22.04 слова учителя
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Нахождение и измерение своего пульса
31
Окружающая
среда и здоровье
человека
Питание
человека
1
Просмотр видео о загрязнении
29.04 окружающей среды
Объяснение связи окружающей среды и здоровья человека
Чтение текста, ответы на вопросы
Прослушивают вводное слово
учителя
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Находят свой пульс с помощью
учителя
Просматривают видео о загрязнении окружающей среды
Прослеживают связь окружающей среды и здоровья человека с
помощью учителя
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы с опорой
Рассматривают рисунок
Просматривают видео
Работают с опорными словами
Проговаривают 2-3 правила
профилактики простудных
заболеваний
Работают с термометром
под руководством учителя
Рассказывают о назначение
термометра и способах его
применения.
Различают времена года по
картинкам
Соотносят виды
одежды со временем года
Прослушивают вводное
слово учителя
Читают текст
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы
Находят и измеряют свой
пульс
Просматривают видео о загрязнении окружающей
среды
Объясняют связь окружающей среды и здоровья человека
Читают текст
Рассматривают рисунок
Знакомство с принципами
правильного питания
Составление рассказа о
пользе фруктов и овощей
Употребление в пищу овощей,
фруктов, молочных продуктов, мяса Приготовление и
хранение пищи
Профилактика пищевых
отравлений
32
Изменения в природе летом
Экскурсия
Знакомятся с принципами правильного питания по картинке
Составляют краткий рассказ о
пользе фруктов и овощей по картинкам
Прослушивают правила приготовления и хранения пищи
Читают часть текста о профилактике пищевых отравлений
Времена года. Лето – 2часа
Называют летние месяцы и 2-3
1
Называние летних месяцев и
признака лета с помощью учи06.05 признаков лета
теля
Определение признаков лета
по схемам, иллюстрациям
Определяют 2 -3 признака лета
Составление рассказа о лете
по схемам, иллюстрациям. Сопо иллюстрациям и опорным
ставляют краткий рассказ о лете
по иллюстрациям и опорным
словам
словам
Работа над смыслом погоРаботают над смыслом поговорки
ворки с помощью наводящих воЧтение стихотворения
просов
Читают часть стихотворения
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Знакомятся с принципами
правильного питания в
натуральном виде в естественных условиях
Составляют рассказ о
пользе фруктов и овощей
Прослушивают правила
приготовления и хранения
пищи
Читают текст о профилактике пищевых отравлений
Отвечают на вопросы
Называют летние месяцы и
3-4 признака лета
Определяют 3-4 признака
лета по схемам
Составляют рассказ о лете
по иллюстрациям
Работают над смыслом поговорки
Читают стихотворение
Отвечают на вопросы
3334
Занятия людей
лето. Безопасные
летние каникулы
Знакомство с занятиями лю1
13.05 дей летом
20.05 Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в летний период
Повторение правил безопасности на каникулах
Составление рассказа по иллюстрациям о занятиях детей
летом
Знакомятся с занятиями людей
летом
Составляют краткий рассказ по
иллюстрациям о видах деятельности людей в летний период с
помощью учителя
Отвечают на вопросы с опорой
на картинки
Повторяют 1-2 правила безопасности на каникулах
Составляют краткий рассказ по
иллюстрациям о занятиях детей
летом
Знакомятся с занятиями
людей летом
Составляют рассказ по иллюстрациям о видах деятельности людей в летний
период
Отвечают на вопросы самостоятельно
Повторяют 2-3 правила безопасности на каникулах
Составляют рассказ по иллюстрациям о занятиях де-тей
летом