Рабочая программа по учебному предмету «История родного класса» 5-9 класс, на 2025-2026 учебный год

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«История родного края»
5-9 класс

Выполнила:
учитель
Ю.Б. Салакина

Астрахань, 2025
1

Пояснительная записка
Интерес к проблеме изучения родного края продиктован потребностями
современного российского общества и необходимостью в формировании
личности гражданина, бережно относящегося к природным и культурным
ценностям своей Родины.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего
краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического,
интеллектуального, трудового развития личности
обучающегося
с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Знакомство с
прошлым и настоящим своей малой родины, особенностями природы,
экономическими, культурными условиями способствует формированию у
таких обучающихся мировоззрения, в которое включены осознание своей
принадлежности к малой Родине.
Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы
государственной политики и общие требования к содержанию образования,
сформулированные в Законе РФ «Об образовании», федерального
государственного образовательного стандарта:
- воспитание гражданственности и любви к Родине;
- формирование экологического мышления, понимания влияния
социально- экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
Необходимо усилить внимание к краеведению как условию достижения
личностных и метапредметных результатов федерального государственного
образовательного стандарта.
Краеведческая работа наглядно показывает обучающимся с ОВЗ
насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А
главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров,
нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это
помогает обучающимся углубить и расширить свои знания, полюбить свою
малую Родину. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей
великой Родине. Изучение родного края, населенного пункта, где человек
родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать
свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для
непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край –
живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство
патриотизма – глубокой любви к Родине.
Настоящая программа рассчитана на 5 лет обучения и предназначена для
работы с обучающимися 5-9 кл. Занятия проводятся из расчѐта 1 час в неделю (34
ч)

2

Основные цели курса:
Создание условий для достижения обучающимися с ОВЗ необходимого
для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития
и социализации каждого обучающегося в свободное от учѐбы время. Создание
воспитывающей
среды,
обеспечивающей
активизацию
социальных,
интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие
здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской
ответственностью
и
правовым
самосознанием,
подготовленной
к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основные цели данного курса реализуются через систему следующих
задач:
 познакомить обучающихся с основами краеведения;
 научить составлять небольшие рассказы о родном крае;
 создать условия для ознакомления обучающихся с разными
сторонами развития истории и культуры родного края;
 формировать основы экологического мышления;
 развивать способность учитывать и оценивать экологические
последствия в разных сферах деятельности;
 развивать умения применять краеведческие знания в жизненных
ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
 развивать у обучающихся опыт самостоятельной и творческой
деятельности: образовательной, социальной, художественной и др.;
Планируемые результаты

рост познавательной активности у обучающихся с ОВЗ;

развитие р е ч и , наблюдательности, зрительной памяти, мышления;

повышение уровня обученности школьников и качества знаний в
области истории, культурологи, экологии родного края.
Оценка результативности:

подведение итогов работы (опрос);

участие в различных конкурсах;
Обучающиеся должны знать:
- основные этапы истории города: возраст города, происхождение его
названия, географическое положение, историю символики;
- природные
особенности края, особенности животного
и
растительного мира;
- название улиц, названных в честь астраханцев;
3

- архитектурные,
скульптурные
памятники
города,
природные
заповедные места;
- имена и достижения знаменитых земляков;
- героев астраханцев в годы Великой Отечественной войны;
- 2 – 3 промышленных предприятия города;
- особенности труда людей наиболее распространенных профессий;
- 2 -3 учебных заведения города.
Обучающиеся должны уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;
- -посещать музеи и другие культурные учреждения города.
Будут сформированы обще учебные умения и личностные качества:
-

развитая зрительная, слуховая память;
устойчивость внимания, наблюдательность;
умение работать в группе;
умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
дружелюбие.

Ожидаемые результаты 1-го года обучения
Учащиеся должны знать:








основные сведения о крае и городе;
основы исторического прошлого края;
Астраханского кремль;
музеи и театры города;
народы края;
растительный мир края;
животный мир края;

Учащиеся должны уметь:




работать в группе;
различать историко-архитектурные объекты в городе;
вести себя в общественном месте, в природе.

Ожидаемые результаты 2-го года обучения
Учащиеся должны знать:






основные сведения о своѐм городе, крае;
основы исторического прошлого родного города;
государственную символику Астраханского края;
военное прошлое родного города;
основные улицы родного города;
4





музеи и театры города;
особенности природы своего края: водоѐмы, растения, животные;
названия растений, животных, характерных для своей местности;

Учащиеся должны уметь:

работать в группе;

различать историко-архитектурные объекты в городе;

правильно вести себя в общественном месте,

различать наиболее распространѐнные в Астраханском крае виды
растений и виды животных;

охранять растения и животных.
Ожидаемые результаты 3-го года обучения
Учащиеся должны знать:







Астрахань;



государственную символику Астраханского края;
военное прошлое родного города;
основные улицы родного города, историю их названия;
музеи и театры города;
особенности природы своего края: водоѐмы, растения, животные;
названия растений, животных, характерных для своей местности;
отличительные особенности храмов различных конфессий

г.

3-4 промышленных предприятия Астраханской области;
известных людей края.

Учащиеся должны уметь:

работать в группе;

различать историко-архитектурные объекты в городе;

правильно вести себя в общественном месте,

различать наиболее распространѐнные в Астраханском крае виды
растений и виды животных;

охранять растения и животных.
Ожидаемые результаты 4-го года обучения
Учащиеся должны знать:

особенности природы своего края (положение на карте), погоды и еѐ
изменений по временам года, наиболее распространѐнные виды почв;

формы поверхности нашей области;

важнейшие полезные ископаемые и их использование в народном
хозяйстве своего края;

об
Астраханском
государственном
природном
биосферном
заповеднике;
5






историческое прошлое родного края(герои- астраханцы ВОВ);
историко-архитектурные памятники;
что даѐт нам наш край родной;
астраханцев-героев СВО

Учащиеся должны уметь:



животные;


различать историко-архитектурные объекты в городе;
правильно вести себя в общественном месте;
различать наиболее распространѐнные в Астраханском крае растения и
охранять растения и животных.

Ожидаемые результаты 5-го года обучения
Учащиеся должны знать:

особенности природы своего края (положение на карте), погоды и еѐ
изменений по временам года, наиболее распространѐнные виды почв;

формы поверхности нашей области;

важнейшие полезные ископаемые и их использование в народном
хозяйстве своего края;

об
Астраханском
государственном
природном
биосферном
заповеднике;

историческое прошлое родного края (герои- астраханцы ВОВ);

историко-архитектурные памятники;

что даѐт нам наш край родной;

астраханцев-героев СВО;

известных людей края
Учащиеся должны уметь:



животные;


различать историко-архитектурные объекты в городе;
правильно вести себя в общественном месте;
различать наиболее распространѐнные в Астраханском крае растения и
охранять растения и животных.

Для оценки результативности
следующие виды и формы контроля.

учебных

Вид контроля
Вводный контроль
Текущий контроль
занятий)

(по

занятий

применяются

Форма контроля
Собеседование, наблюдение
итогам Опросы, собеседование, наблюдение

6

Тематический контроль (по итогам Викторины,
завершения каждой темы)
кроссворды

опросы,

тематические

В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация,
выявляющая результативность обучения (викторины, опросы, конкурсы).
Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом
наблюдения и собеседования.
Содержание программы 5 класс
1.

Введение (1час)

Краеведение. Понятие краеведения. Предмет исследования. Цели,
задачи.
Направления
краеведения:
историческое,
географические,
биологическое.
2.

Уникальность земли Астраханской (15 часов)

Положение области на карте мира, Евразии, России. Географические
координаты. Основные
населенные
пункты. Достопримечательности
Астраханской области: озеро Баскунчак, гора Большое Богдо, БогдиноБаскунчакский заповедник, Астраханский государственный заповедник.
Общие черты климата. Характеристика сезонов года.
Почвы Астраханской области. Чтение авторской сказки про Варвациев
канал.
Водные ресурсы Астраханской области. Каспийское море, реки и озѐра в
Астраханской области.
Флора и фауна Астраханской области. Лекарственные и ядовитые
растения и их заготовка. Флора и фауна степи. Флора и фауна пустыни и
полупустыни. Растительный и животный мир дельты Волги. Растительный и
животный мир Каспийского моря.
Экскурсия: экскурсия по Н а б е р е ж н о й П р и в о л ж с к о г о з а т о н а .
3.

Астрахань – жемчужина Каспия (7 часов)

История образования г.Астрахани. Астраханский кремль. Роль Петра I в
образовании и развитии Астраханской губернии. Население края. Знаменитые
астраханцы-спортсмены. Чтение авторской сказки про петровский дуб.
Экскурсия: виртуальная экскурсия в Астраханский кремль.
4.

Природа – источник духовных и творческих качеств человека (4

часа)
Астраханский край – вдохновитель творчества поэтов, художников,
музыкантов. Наш земляк Б.М. Кустодиев. Астрахань театральная.
Экскурсии: виртуальная экскурсия по картинной галерее им. П.М.
7

Догадина.
5.

Охрана природы в Астрахани и Астраханской области. (5 часов)

Красная книга Астраханской области. Редкие виды растений и животных
области. Особо охраняемые территории Астраханской области. Заповедники и
заказники Астраханской области. Памятники природы. Ботанические,
зоологические, ландшафтные памятники природы.
6.

Астрахань в годы Великой Отечественной войны (2 часа)

Астраханцы - герои Великой Отечественной войны.
Экскурсия: посещение школьного музея «Помним! Гордимся!»
Содержание программы 6 класс
1. Введение (1час)
Краеведение. Понятие краеведения. Предмет исследования. Цели,
задачи.
Направления
краеведения:
историческое,
географические,
биологическое, литературное.
2. Уникальность земли Астраханской (15 часов)
Положение области на карте мира, Евразии, России. Географические
координаты. Основные
населенные
пункты. Достопримечательности
Астраханской области: озеро Баскунчак, гора Большое Богдо, БогдиноБаскунчакский заповедник, Астраханский государственный заповедник.
Общие черты климата. Характеристика сезонов года.
Почвы Астраханской области. Изучение почвенной карты Астраханской
области. Чтение авторской сказки про Варвациев канал.
Водные ресурсы Астраханской области. Каспийское море, реки и озѐра в
Астраханской области. Хозяйственное использование рек и озѐр.
Флора и фауна Астраханской области. Лекарственные и ядовитые
растения и их заготовка. Флора и фауна степи. Флора и фауна пустыни и
полупустыни. Растительный и животный мир дельты Волги. Растительный и
животный мир Каспийского моря.
Экскурсия: экскурсия на Набережную Приволжского затона.
3. Астрахань – жемчужина Каспия (7 часов)
История образования г.Астрахани. Астраханский кремль. Строительство
кремля. Здания, находящиеся на территории кремля (Успенский собор,
Троицкий собор). Роль Петра I в образовании и развитии Астраханской
губернии. Население края. История образования Астраханской области.
Знаменитые астраханцы-спортсмены. Чтение авторской сказки про петровский
дуб.
Экскурсия: виртуальная экскурсия в Астраханский кремль.
8

4. Природа – источник духовных и творческих качеств человека (4
часа)
Астраханский край – вдохновитель творчества поэтов, художников,
музыкантов. Наш земляк Б.М.Кустодиев. Астрахань театральная.
Экскурсии: виртуальная экскурсия по картинной галерее им.Догадина
П.М.
5. Охрана природы в Астрахани и Астраханской области. (4 часа)
Красная книга Астраханской области. Редкие виды растений и животных
области. Особо охраняемые территории Астраханской области. Заповедники и
заказники Астраханской области. Памятники природы. Ботанические,
зоологические, ландшафтные памятники природы.
6. Астраханцы на страже Родины (3 часа)
Астраханцы - герои Великой Отечественной войны. Подвиги героевастраханцев на СВО.
Экскурсия: посещение школьного музея «Помним! Гордимся!»
Содержание программы 7 класс
1. Введение (1час)
Краеведение. Понятие краеведения. Предмет исследования. Цели,
задачи.
Направления
краеведения:
историческое,
географические,
биологическое, литературное.
2. Уникальность земли Астраханской (15 часов)
Положение области на карте мира, Евразии, России. Географические
координаты. Основные
населенные
пункты. Достопримечательности
Астраханской области: озеро Баскунчак, гора Большое Богдо, БогдиноБаскунчакский заповедник, Астраханский государственный заповедник, озеро
Тинаки.
Общие черты климата. Характеристика сезонов года.
Почвы Астраханской области. Изучение почвенной карты Астраханской
области. Антропогенное влияние на состояние земель. Чтение авторской
сказки про Варвациев канал.
Водные ресурсы Астраханской области. Каспийское море, реки и озѐра в
Астраханской области. Хозяйственное использование рек и озѐр.
Антропогенное влияние на состояние рек. Загрязнение вод бытовыми,
промышленными и сельскохозяйственными стоками.
Флора и фауна Астраханской области. Лекарственные и ядовитые
растения и их заготовка. Флора и фауна степи. Флора и фауна пустыни и
полупустыни. Растительный и животный мир дельты Волги. Растительный и
животный мир Каспийского моря.
9

Экскурсия: экскурсия на Набережную Приволжского затона.
3. Астрахань – жемчужина Каспия (7 часов)
История образования г.Астрахани. Астраханский кремль. Строительство
кремля. Здания, находящиеся на территории кремля (Успенский собор,
Троицкий собор, Архиерейский дом с домовой церковью, гауптвахта). Роль
Петра I в образовании и развитии Астраханской губернии. Население края.
История образования Астраханской области. Знаменитые астраханцыспортсмены. Чтение авторской сказки про петровский дуб.
Экскурсия: виртуальная экскурсия в Астраханский кремль.
4. Природа – источник духовных и творческих качеств человека (4
часа)
Астраханский край – вдохновитель творчества поэтов, художников,
музыкантов. Наш земляк Б.М. Кустодиев. Астрахань театральная.
Экскурсии: виртуальная экскурсия по картинной галерее им. Догадина
П.М.
5. Охрана природы в Астрахани и Астраханской области. (4 часа)
Красная книга Астраханской области. Редкие виды растений и животных
области. Особо охраняемые территории Астраханской области. Заповедники и
заказники Астраханской области. Памятники природы. Ботанические,
зоологические, ландшафтные памятники природы.
6. Астраханцы на страже Родины (3 часа)
Астраханцы - герои Великой Отечественной войны. Подвиги героевастраханцев на СВО.
Экскурсия: посещение школьного музея «Помним! Гордимся!»
Содержание программы 8 класс
1. Введение (1час)
Краеведение. Понятие краеведения. Предмет исследования. Цели,
задачи.
Направления
краеведения:
историческое,
географические,
биологическое, литературное и др.
2. Уникальность земли Астраханской (15 часов)
Положение области на карте мира, Евразии, России. Географические
координаты. Основные
населенные
пункты. Достопримечательности
Астраханской области: озеро Баскунчак, гора Большое Богдо, БогдиноБаскунчакский заповедник, Астраханский государственный заповедник, озеро
Тинаки, Бэровские бугры.
Общие черты климата. Характеристика сезонов года.
Почвы Астраханской области. Изучение почвенной карты Астраханской
10

области. Антропогенное влияние на состояние земель. Мероприятия по охране
земель в Астраханской области. Чтение авторской сказки про Варвациев канал.
Водные ресурсы Астраханской области. Каспийское море, реки и озѐра в
Астраханской области. Хозяйственное использование рек и озѐр.
Антропогенное влияние на состояние рек. Загрязнение вод бытовыми,
промышленными и сельскохозяйственными стоками.
Флора и фауна Астраханской области. Лекарственные и ядовитые
растения и их заготовка. Флора и фауна степи. Флора и фауна пустыни и
полупустыни. Растительный и животный мир дельты Волги. Растительный и
животный мир Каспийского моря.
Экскурсия: экскурсия по Набережной Приволжского затона.
3. Астрахань – жемчужина Каспия (7 часов)
История образования г.Астрахани. Астраханский кремль. Строительство
кремля. Здания, находящиеся на территории кремля (Успенский собор,
Троицкий собор, Архиерейский дом с домовой церковью, гауптвахта,
Пречистенские ворота (Колокольня), здание цейхгауза). Роль Петра I в
образовании и развитии Астраханской губернии. Население края. История
образования Астраханской области (символика). Знаменитые астраханцыспортсмены. Чтение авторской сказки про петровский дуб.
Экскурсия: виртуальная экскурсия в Астраханский кремль.
4. Природа – источник духовных и творческих качеств человека (4
часа)
Астраханский край – вдохновитель творчества поэтов, художников,
музыкантов. Наш земляк Б.М. Кустодиев. Астрахань театральная.
Экскурсии: виртуальное посещение картинной галереи им. Догадина П.М.
5. Охрана природы в Астрахани и Астраханской области. (3 часа)
Красная книга Астраханской области. Редкие виды растений и животных
области. Особо охраняемые территории Астраханской области. Заповедники и
заказники Астраханской области.
6. Астраханцы на страже Родины. (3 часа)
Астраханцы - герои Великой Отечественной войны. Подвиги героевастраханцев на СВО.
Экскурсия: посещение школьного музея «Помним! Гордимся!»
Содержание программы 9 класс
1. Введение (1час)
Краеведение. Понятие краеведения. Предмет исследования. Цели,
задачи.
Направления
краеведения:
историческое,
географические,
биологическое, литературное и др.
11

2. Уникальность земли Астраханской (15 часов)
Положение области на карте мира, Евразии, России. Географические
координаты. Основные
населенные
пункты. Достопримечательности
Астраханской области: озеро Баскунчак, гора Большое Богдо, БогдиноБаскунчакский заповедник, Астраханский государственный заповедник, озеро
Тинаки, Бэровские бугры.
Общие черты климата. Характеристика сезонов года.
Почвы Астраханской области. Изучение почвенной карты Астраханской
области. Антропогенное влияние на состояние земель. Мероприятия по охране
земель в Астраханской области.Чтение авторской сказки про Варвациев канал.
Водные ресурсы Астраханской области. Каспийское море, реки и озѐра в
Астраханской области. Хозяйственное использование рек и озѐр.
Антропогенное влияние на состояние рек. Загрязнение вод бытовыми,
промышленными и сельскохозяйственными стоками. Влияние судоходства на
состояние рек.
Флора и фауна Астраханской области. Лекарственные и ядовитые
растения и их заготовка. Флора и фауна степи. Флора и фауна пустыни и
полупустыни. Растительный и животный мир дельты Волги. Растительный и
животный мир Каспийского моря. Роль водных систем Нижней Волги в
сохранении биоразнообразия.
Экскурсия: экскурсия по Набережной Приволжского затона.
3. Астрахань – жемчужина Каспия (7 часов)
История образования г.Астрахани. Астраханский кремль. Строительство
кремля. Здания, находящиеся на территории кремля (Успенский собор,
Троицкий собор, Архиерейский дом с домовой церковью, гауптвахта,
Пречистенские ворота (Колокольня), здание цейхгауза). Роль Петра I в
образовании и развитии Астраханской губернии. Население края. История
образования Астраханской области (символика). Знаменитые астраханцыспортсмены. Чтение авторской сказки про петровский дуб.
Экскурсия: виртуальная экскурсия в Астраханский кремль.
4. Природа – источник духовных и творческих качеств человека (4
часа)
Астраханский край – вдохновитель творчества поэтов, художников,
музыкантов. Наш земляк Б.М. Кустодиев. Астрахань театральная.
Экскурсии: виртуальное посещение картинной галереи им. Догадина П.М.
5. Охрана природы в Астрахани и Астраханской области. (3 часа)
Красная книга Астраханской области. Редкие виды растений и животных
области. Особо охраняемые территории Астраханской области. Заповедники и
заказники Астраханской области.
6. Астраханцы на страже Родины. (4 часа)
12

Астраханцы - герои Великой Отечественной войны и СВО. Подвиги героевастраханцев на СВО. Улицы, названные в честь героев-астраханцев.
Экскурсия: посещение школьного музея «Помним! Гордимся!»

13

Учебно-тематический план для 5 класса
№

1

1

2
3
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21

Наименование тем
Введение
Краеведение. Предмет исследования.
Направления краеведения
Уникальность земли Астраханской
Физико-географическое положение
Астраханской области.
Достопримечательности Астраханской
области
Экскурсия по Набережной Приволжского
затона
Климат Астраханской области.
Характеристика сезонов года.
Почвы Астраханской области
Чтение авторской сказки про Варвациев
канал
Водные ресурсы Астраханской области
Хозяйственное использование рек и озѐр.
Антропогенное влияние на состояние рек.
Флора и фауна Астраханской области
Лекарственные и ядовитые растения и их
заготовка
Флора и фауна степи
Флора и фауна пустыни и полупустыни
Растительный и животный мир дельты
Волги
Растительный и животный мир
Каспийского моря
Роль водных систем Нижней Волги в
сохранении биоразнообразия
Виртуальная экскурсия в Астраханский
краеведческий музей
Астрахань – жемчужина Каспия
История образования г. Астрахани
Экскурсия: Астраханский кремль – сердце
города.
Роль Петра I в образовании Астраханской
губернии.
Народности края
История образования Астраханской
14

Количество
часов
1 час
1

Дата

04.09.

15 часов
1

11.09.

1

18.09.

1

25.09.

1
1

02.10.
09.10.

1
1

16.10.
23.10.

1
1

06.11.
13.11.

1
1
1

20.11.
27.11.
04.12.

1

11.12.

1

18.12.

1

25.12.

7 часов
1
1

15.01.
22.01.

1

29.01.

1
1

05.02.
12.02.

области.
22 Чтение сказки «Волшебный дуб» (о
петровском дубе)
23 Знаменитые астраханцы-спортсмены

24

25
26
27

28

29
30
31

32

33
34

1

19.02.

1

26.02.

Природа – источник духовных и
творческих качеств человека
Астраханский край – вдохновитель
творчества поэтов, художников и
музыкантов.
Наш земляк Б.М. Кустодиев
Виртуальная экскурсия по картинной
галереи им. Догадина П.М.
Астрахань театральная

4 часа

Охрана природы в Астрахани и
Астраханской области
Красная книга Астраханской области.
Особо охраняемые территории
Астраханской области.
Викторина «Что я знаю о природе
Астрахани»
Заповедники и заказники Астраханской
области
Памятники природы: ботанические,
зоологические, ландшафтные памятники
природы
Конкурс эко-рисунков «На страже
природы!»
Астрахань в годы Великой
Отечественной войны
Астраханцы-герои Великой
Отечественной войны
Экскурсия в школьный музей «Помним!
Гордимся!»
Итого: 34 ч.

5 часов

15

1

05.03.

1
1

12.03.
19.03.

1

26.03.

1

09.04.

1

16.04.

1

23.04.

1

30.04.

1

07.05.

2 часа
1

14.05.

1

21.05.

Учебно-тематический план для 6 класса
№

Наименование тем

Введение
1 Краеведение. Предмет исследования.
Направления краеведения
Уникальность земли Астраханской
2 Физико-географическое положение
Астраханской области.
Достопримечательности Астраханской
области
3 Экскурсия по Набережной
Приволжского затона
4 Климат Астраханской области.
Характеристика сезонов года.
5 Почвы Астраханской области
6 Чтение авторской сказки про Варвациев
канал
7 Водные ресурсы Астраханской области
8 Хозяйственное использование рек и
озѐр. Антропогенное влияние на
состояние рек.
9 Флора и фауна Астраханской области
10 Лекарственные и ядовитые растения и их
заготовка
11 Флора и фауна степи
12 Флора и фауна пустыни и полупустыни
13 Растительный и животный мир дельты
Волги
14 Растительный и животный мир
Каспийского моря
15 Роль водных систем Нижней Волги в
сохранении биоразнообразия
16 Виртуальная экскурсия в Астраханский
краеведческий музей
Астрахань – жемчужина Каспия
17 История образования г. Астрахани
18 Виртуальная экскурсия в Астраханский
кремль
19 Роль Петра I в образовании
Астраханской губернии.
20 Народности края
16

Количество
часов
1 час
1

Дата

05.09.

15 часов
1

12.09.

1

19.09.

1

26.09.

1
1

03.10.
10.10.

1
1

17.10.
24.10.

1
1

07.11.
14.11.

1
1
1

21.11.
28.11.
05.12.

1

12.12.

1

19.12.

1

26.12.

7 часов
1
1

16.01.
23.01.

1

30.01.

1

06.02.

21 История образования Астраханской
области.
22 Чтение сказки «Волшебный дуб» (о
петровском дубе)
23 Знаменитые астраханцы-спортсмены

24

25
26
27

28

29
30
31

1

13.02.

1

20.02.

1

27.02.

Природа – источник духовных и
творческих качеств человека
Астраханский край – вдохновитель
творчества поэтов, художников и
музыкантов.
Наш земляк Б.М. Кустодиев
Экскурсия: Посещение картинной
галереи им. Догадина П.М.
Астрахань театральная

4 часа

Охрана природы в Астрахани и
Астраханской области
Красная книга Астраханской области.
Особо охраняемые территории
Астраханской области.
Викторина «Что я знаю о природе
Астрахани»
Заповедники и заказники Астраханской
области
Памятники природы: ботанические,
зоологические, ландшафтные памятники
природы
Астраханцы на страже Родины

4 часа

32 Астраханцы-герои Великой
Отечественной войны
33 Экскурсия в школьный музей «Помним!
Гордимся!»
34 Подвиги героев-астраханцев на СВО
Итого: 34 ч.

17

1

06.03.

1
1

13.03.
20.03.

1

27.03.

1

10.04.

1

17.04.

1

24.04.

1

08.05.

3 часа
1

15.05.

1

16.05.

1

22.05.

Учебно-тематический план для 7 класса («Б»)
№

Наименование тем

Введение
1 Краеведение. Предмет исследования.
Направления краеведения
Уникальность земли Астраханской
2 Физико-географическое положение
Астраханской области.
Достопримечательности Астраханской
области
3 Экскурсия по Набережной
Приволжского затона
4 Климат Астраханской области.
Характеристика сезонов года.
5 Почвы Астраханской области
6 Чтение авторской сказки про Варвациев
канал
7 Водные ресурсы Астраханской области
8 Хозяйственное использование рек и
озѐр. Антропогенное влияние на
состояние рек.
9 Флора и фауна Астраханской области
10 Лекарственные и ядовитые растения и их
заготовка
11 Флора и фауна степи
12 Флора и фауна пустыни и полупустыни
13 Растительный и животный мир дельты
Волги
14 Растительный и животный мир
Каспийского моря
15 Роль водных систем Нижней Волги в
сохранении биоразнообразия
16 Экскурсия в Астраханский
краеведческий музей (виртуальная)
Астрахань – жемчужина Каспия
17 История образования г. Астрахани
18 Экскурсия: Астраханский кремль –
сердце города.
19 Роль Петра I в образовании
Астраханской губернии.
20 Народности края
18

Количество
часов
1 час
1

Дата

02.09.

15 часов
1

09.09.

1

16.09.

1

23.09.

1
1

30.09.
07.10.

1
1

14.10.
21.10.

1
1

11.11.
18.11.

1
1
1

25.11.
02.12.
09.12.

1

16.12.

1

23.12.

1

30.12.

7 часов
1
1

13.01.
20.01.

1

27.01.

1

03.02.

21 История образования Астраханской
области.
22 Чтение авторской сказки «Волшебный
дуб» (о петровском дубе)
23 Знаменитые астраханцы-спортсмены

24

25
26
27

28

29
30
31

1

10.02.

1

17.02.

1

24.02.

Природа – источник духовных и
творческих качеств человека
Астраханский край – вдохновитель
творчества поэтов, художников и
музыкантов.
Наш земляк Б.М. Кустодиев
Экскурсия (виртуальная) по картинной
галерее им. Догадина П.М.
Астрахань театральная

4 часа

Охрана природы в Астрахани и
Астраханской области.
Красная книга Астраханской области.
Особо охраняемые территории
Астраханской области.
Викторина «Что я знаю о природе
Астрахани»
Заповедники и заказники Астраханской
области
Памятники природы: ботанические,
зоологические, ландшафтные памятники
природы
Астраханцы на страже Родины

4 часа

32 Астраханцы - герои Великой
Отечественной войны
33 Экскурсия в школьный музей «Помним!
Гордимся!»
34 Подвиги героев-астраханцев на СВО
Итого: 34 ч.

19

1

03.03.

1
1

10.03.
17.03.

1

24.03.

1

07.04.

1

14.04.

1

21.04.

1

28.04.

3 часа
1

05.05.

1

12.05.

1

19.05.

Учебно-тематический план для 7 класса («В»)
№

Наименование тем

Введение
1 Краеведение. Предмет исследования.
Направления краеведения
Уникальность земли Астраханской
2 Физико-географическое положение
Астраханской области.
Достопримечательности Астраханской
области
3 Экскурсия на Набережную Приволжского
затона
4 Климат Астраханской области.
Характеристика сезонов года.
5 Почвы Астраханской области
6 Чтение авторской сказки про Варвациев
канал
7 Водные ресурсы Астраханской области
8 Хозяйственное использование рек и озѐр.
Антропогенное влияние на состояние рек.
9 Флора и фауна Астраханской области
10 Лекарственные и ядовитые растения и их
заготовка
11 Флора и фауна степи
12 Флора и фауна пустыни и полупустыни
13 Растительный и животный мир дельты
Волги
14 Растительный и животный мир
Каспийского моря
15 Роль водных систем Нижней Волги в
сохранении биоразнообразия
16 Виртуальная экскурсия в Астраханский
краеведческий музей
Астрахань – жемчужина Каспия
17 История образования г. Астрахани
18 Экскурсия: Астраханский кремль – сердце
города.
19 Роль Петра I в образовании Астраханской
губернии.
20 Народности края
21 История образования Астраханской
20

Количество
часов
1 час
1

Дата

01.09.

15 часов
1

08.09.

1

15.09.

1

22.09.

1
1

29.09.
06.10.

1
1

13.10.
20.10

1
1

08.11.
10.11.

1
1
1

17.11.
24.11.
01.12.

1

08.12.

1

15.12.

1

22.12.

7 часов
1
1

29.12.
12.01.

1

19.01.

1
1

26.01.
02.02.

области.
22 Чтение авторской сказки «Волшебный
дуб» (о петровском дубе)
23 Знаменитые спортсмены-астраханцы

1

09.02.

1

16.02.

Природа – источник духовных и
творческих качеств человека
Астраханский край – вдохновитель
творчества поэтов, художников и
музыкантов.
Наш земляк Б.М. Кустодиев
Виртуальное посещение картинной
галереи им. Догадина П.М.
Астрахань театральная

4 часа

Охрана природы в Астрахани и
Астраханской области
28 Красная книга Астраханской области.
Особо охраняемые территории
Астраханской области.
29 Викторина «Что я знаю о природе
Астрахани»
30 Заповедники и заказники Астраханской
области
Астраханцы на страже Родины

3 часа

24

25
26
27

1

02.03.

1
1

16.03.
23.03.

1

06.04.

1

13.04.

1

20.04.

1

27.04.

4 часа

31 Астраханцы-герои ВОВ

1

04.05.

32 Экскурсия в школьный музей «Помним!
Гордимся!»
33 Подвиги героев-астраханцев на СВО

1

18.05.

1

25.05.

34 Улицы, названные в честь астраханцев

1

26.05.

Итого: 34 ч.

21

Учебно-тематический план для 8 класса («А»)
№

Наименование тем

Введение
1 Краеведение. Предмет исследования.
Направления краеведения
Уникальность земли Астраханской
2 Физико-географическое положение
Астраханской области.
Достопримечательности Астраханской
области
3 Экскурсия по Набережной Приволжского
затона
4 Климат Астраханской области.
Характеристика сезонов года.
5 Почвы Астраханской области
6 Чтение авторской сказки про Варвациев
канал
7 Водные ресурсы Астраханской области
8 Хозяйственное использование рек и озѐр.
Антропогенное влияние на состояние
рек.
9 Флора и фауна Астраханской области
10 Лекарственные и ядовитые растения и их
заготовка
11 Флора и фауна степи
12 Флора и фауна пустыни и полупустыни
13 Растительный и животный мир дельты
Волги
14 Растительный и животный мир
Каспийского моря
15 Роль водных систем Нижней Волги в
сохранении биоразнообразия
16 Виртуальная экскурсия в Астраханский
краеведческий музей
Астрахань – жемчужина Каспия
17 История образования г. Астрахани
18 Экскурсия: Астраханский кремль – сердце
города.
19 Роль Петра I в образовании Астраханской
губернии.
20 Народности края
22

Количество
часов
1 час
1

Дата

05.09.

15 часов
1

12.09.

1

19.09.

1

26.09.

1
1

03.10.
10.10.

1
1

17.10.
24.10.

1
1

07.11.
14.11.

1
1
1

21.11.
28.11.
05.12.

1

12.12.

1

19.12.

1

26.12.

7 часов
1
1

16.01.
23.01.

1

30.01.

1

06.02.

21 История образования Астраханской
области.
22 Чтение авторской сказки «Волшебный
дуб» (о петровском дубе)
23 Знаменитые астраханцы-спортсмены.

24

25
26
27

28

29
30

Природа – источник духовных и
творческих качеств человека
Астраханский край – вдохновитель
творчества поэтов, художников и
музыкантов.
Наш земляк Б.М. Кустодиев
Астрахань театральная
Виртуальная экскурсия в картинную
галерею им. П.М. Догадина
Охрана природы в Астрахани и
Астраханской области.
Красная книга Астраханской области.
Особо охраняемые территории
Астраханской области.
Викторина «Что я знаю о природе
Астрахани»
Заповедники и заказники Астраханской
области
Астраханцы на страже Родины

1

13.02.

1

20.02.

1

27.02.

4 часа
1

06.03.

1
1
1

13.03.
20.03.
27.03.

3 часа
1

10.04.

1

17.04.

1

24.04.

4 часа

31 Астраханцы - герои ВОВ

1

15.05.

32 Экскурсия в школьный музей «Помним!
Гордимся!»
33 Подвиги героев-астраханцев на СВО

1

16.05.

1

22.05.

Итого: 33 ч.

23

Учебно-тематический план для 8 класса («Б»)
№

Наименование тем

Введение
1 Краеведение. Предмет исследования.
Направления краеведения
Уникальность земли Астраханской
2 Физико-географическое положение
Астраханской области.
Достопримечательности Астраханской
области
3 Экскурсия по Набережной Приволжского
затона
4 Климат Астраханской области.
Характеристика сезонов года.
5 Почвы Астраханской области
6 Чтение авторской сказки про Варвациев
канал
7 Водные ресурсы Астраханской области
8 Хозяйственное использование рек и озѐр.
Антропогенное влияние на состояние рек.
9 Флора и фауна Астраханской области
10 Лекарственные и ядовитые растения и их
заготовка
11 Флора и фауна степи
12 Флора и фауна пустыни и полупустыни
13 Растительный и животный мир дельты
Волги
14 Растительный и животный мир
Каспийского моря
15 Роль водных систем Нижней Волги в
сохранении биоразнообразия
16 Виртуальная экскурсия в Астраханский
краеведческий музей
Астрахань – жемчужина Каспия
17 История образования г. Астрахани
18 Экскурсия: Астраханский кремль – сердце
города
19 Роль Петра I в образовании Астраханской
губернии
20 Народности края
21 История образования Астраханской
24

Количество
часов
1 час
1

Дата

05.09.

15 часов
1

12.09.

1

19.09.

1

26.09.

1
1

03.10.
10.10.

1
1

17.10.
24.10.

1
1

07.11.
14.11.

1
1
1

21.11.
28.11.
05.12.

1

12.12.

1

19.12.

1

26.12.

7 часов
1
1

16.01.
23.01.

1

30.01.

1
1

06.02.
13.02.

области
22 Чтение авторской сказки «Волшебный
дуб» (о петровском дубе)
23 Знаменитые спортсмены-астраханцы

1

20.02.

1

27.02.

Природа – источник духовных и
творческих качеств человека
Астраханский край – вдохновитель
творчества поэтов, художников и
музыкантов.
Наш земляк Б.М. Кустодиев
Виртуальное посещение картинной
галереи им. Догадина П.М.
Астрахань театральная

4 часа

Охрана природы в Астрахани и
Астраханской области.
28 Красная книга Астраханской области.
Особо охраняемые территории
Астраханской области.
29 Викторина «Что я знаю о природе
Астрахани»
30 Заповедники и заказники Астраханской
области
Астраханцы на страже Родины

3 часа

24

25
26
27

1

06.03.

1
1

13.03.
20.03.

1

27.03.

1

10.04.

1

17.04.

1

24.04.

4 часа

31 Астраханцы - герои ВОВ

1

15.05.

32 Экскурсия в школьный музей «Помним!
Гордимся!»
33 Подвиги героев-астраханцев на СВО

1

16.05.

1

22.05.

Итого: 33 ч.

25

Учебно-тематический план для 9 класса («А»)
№ Наименование тем
Введение
1 Краеведение. Предмет исследования.
Направления краеведения
Уникальность земли Астраханской
2 Физико-географическое положение
Астраханской области.
Достопримечательности Астраханской
области
3 Экскурсия на Набережную Приволжского
затона
4 Климат Астраханской области.
Характеристика сезонов года.
5 Почвы Астраханской области
6 Чтение авторской сказки про Варвациев
канал
7 Водные ресурсы Астраханской области
8 Хозяйственное использование рек и озѐр.
Антропогенное влияние на состояние рек.
9 Флора и фауна Астраханской области
10 Лекарственные и ядовитые растения и их
заготовка
11 Флора и фауна степи
12 Флора и фауна пустыни и полупустыни
13 Растительный и животный мир дельты
Волги
14 Растительный и животный мир
Каспийского моря
15 Роль водных систем Нижней Волги в
сохранении биоразнообразия
16 Виртуальная экскурсия в Астраханский
краеведческий музей
Астрахань – жемчужина Каспия
17 История образования г. Астрахани
18 Экскурсия: Астраханский кремль – сердце
города.
19 Роль Петра I в образовании Астраханской
губернии.
20 Народности края
21 История образования Астраханской
26

Количество
часов
1 час
1

Дата

01.09.

15 часов
1

08.09.

1

15.09.

1

22.09.

1
1

29.09.
06.10.

1
1

13.10.
20.10.

1
1

08.11.
10.11.

1
1
1

17.11.
24.11.
01.12.

1

08.12.

1

15.12.

1

22.12.

7 часов
1
1

29.12.
12.01.

1

19.01.

1
1

26.01.
02.02.

области.
22 Чтение авторской сказки «Волшебный
дуб» (о петровском дубе)
23 Знаменитые спортсмены-астраханцы

1

09.02.

1

16.02.

Природа – источник духовных и
творческих качеств человека
Астраханский край – вдохновитель
творчества поэтов, художников и
музыкантов.
Наш земляк Б.М. Кустодиев
Виртуальная экскурсия в картинной
галерее им. Догадина П.М.
Астрахань театральная

4 часа

Охрана природы в Астрахани и
Астраханской области.
28 Красная книга Астраханской области.
Особо охраняемые территории
Астраханской области.
29 Викторина «Что я знаю о природе
Астрахани»
30 Заповедники и заказники Астраханской
области
Астраханцы на страже Родины

3 часа

24

25
26
27

1

02.03.

1
1

16.03.
23.03.

1

06.04.

1

13.04.

1

20.04.

1

27.04.

4 часа

31 Астраханцы-герои ВОВ

1

04.05.

32 Экскурсия в школьный музей «Помним!
Гордимся!»
33 Подвиги героев-астраханцев на СВО

1

18.05.

1

25.05.

34 Улицы, названные в честь героевастраханцев
Итого: 34 ч.

1

26.06.

27

Учебно-тематический план для 9 класса («Б»)
№

Наименование тем

Введение
1 Краеведение. Предмет исследования.
Направления краеведения
Уникальность земли Астраханской
2 Физико-географическое положение
Астраханской области.
Достопримечательности Астраханской
области
3 Обзорная экскурсия по городу
4 Климат Астраханской области.
Характеристика сезонов года.
5 Почвы Астраханской области
6 Чтение авторской сказки про Варвациев
канал
7 Водные ресурсы Астраханской области
8 Хозяйственное использование рек и озѐр.
Антропогенное влияние на состояние рек.
9 Флора и фауна Астраханской области
10 Лекарственные и ядовитые растения и их
заготовка
11 Флора и фауна степи
12 Флора и фауна пустыни и полупустыни
13 Растительный и животный мир дельты
Волги
14 Растительный и животный мир
Каспийского моря
15 Роль водных систем Нижней Волги в
сохранении биоразнообразия
16 Виртуальная экскурсия в Астраханский
краеведческий музей
Астрахань – жемчужина Каспия
17 История образования г. Астрахани
18 Экскурсия: Астраханский кремль – сердце
города.
19 Роль Петра I в образовании Астраханской
губернии.
20 Народности края
21 История образования Астраханской
области.
28

Количество
часов
1 час
1

Дата

05.09.

15 часов
1

12.09.

1
1

19.09.
26.09.

1
1

03.10.
10.10.

1
1

17.10.
24.10.

1
1

07.11.
14.11.

1
1
1

21.11.
28.11.
05.12.

1

12.12.

1

19.12.

1

26.12.

7 часов
1
1

16.01.
23.01.

1

30.01.

1
1

06.02.
13.02.

22 Чтение авторской сказки «Волшебный
дуб» (о петровском дубе)
23 Знаменитые астраханские спортсмены

24

25
26
27

Природа – источник духовных и
творческих качеств человека
Астраханский край – вдохновитель
творчества поэтов, художников и
музыкантов.
Наш земляк Б.М. Кустодиев
Виртуальная экскурсия по картинной
галерее им. Догадина П.М.
Астрахань театральная

Охрана природы в Астрахани и
Астраханской области.
28 Красная книга Астраханской области.
Особо охраняемые территории
Астраханской области.
29 Викторина «Что я знаю о природе
Астрахани»
30 Заповедники и заказники Астраханской
области
Астраханцы на страже Родины

1

20.02.

1

27.02.

4 часа
1

06.03.

1
1

13.03.
20.03.

1

27.03.

3 часа
1

10.04.

1

17.04.

1

24.04.

3 часа

31 Астраханцы-герои ВОВ

1

15.05.

32 Экскурсия в школьный музей «Помним!
Гордимся!»
33 Подвиги астраханцев на СВО

1

16.05.

1

22.05.

Итого: 33 ч.

29

Методическое обеспечение программы
Занятия могут проводиться в различных формах: экскурсии, работа в
группах, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы,
выставки, просмотр видеосюжетов. Очень полезно использовать различные
дидактические игры:

«Помоги почемучке!»
1)
Почему в заповеднике проводят кольцевание птиц?
2)
Почему завезѐнного в наши водоѐмы толстолобика называют
рыбой- санитаром?
3)
Почему лох распространѐн в наших прирусловых лесах?
4)
Почему
тростниковые заросли
в
низовьях
Волги
называются
«крепями»?
5)
Почему зимой не свиристит кузнечик, не слышно гудение шмеля и
писка комара?
6)
Почему бытует народное выражение «чибис на хвосте воду принѐс»?
7)
Почему змеи считаются очень полезными пресмыкающимися?
8)
Почему пищит комар?
9)
Почему лягушек и жаб полезно держать в садах и огородах?
10) Почему щука - хищник летом не опасна для окружающих?
11) Почему рака считают санитаром водоѐма?
12) Почему птицы во сне не сваливаются с ветки, на которой сидят?

1)
2)
3)
4)
5)
6)

«Закончи предложение!»
Астраханская область граничит с …
Я живу в городе …
В нашем крае добывают…
Крупные водоѐмы Астраханской области …
Нефть применяют ….
Охраняемые растения родного края…


«Да или нет!»
Имеются ли в Астраханской области
1)
Заповедники
2)
Заказники
3)
Памятники природы
4)
Моря
5)
Рогатые орехи
6)
Болота
30

7)

Горы ….и какие?


«Назови лишнее»
Лотос, кувшинка, чилим, одуванчик, кубышка.

«Составь слова»
Составь как можно больше слов из слова «Астрахань»

1)
2)
3)
4)

«Угадай, чьѐ это меню»
Черви, мухи, муравьи, комары.
Гниющие листья, растения, корневища.
Мальки, головастики, лягушата.
Насекомые, улитки, клопы, пчѐлы, черви.

Викторины
 Викторина «Наш край»
1.
На скольких островах расположен город Астрахань?
2.
Каково происхождение Лебединого озера?
3.
Как называется курорт с лечебными грязями в Астраханской области?
4.
Когда возник курорт Тинаки?
5.
Когда был образован Астраханский государственный заповедник?
6.
Назовите самые плодородные почвы Астраханской области, как
образовались и где находятся?
7.
Предлог с игрой соедини ты, и чудо вдруг произойдѐт: цветок
душистый, знаменитый перед тобою расцветѐт.
8.
Я глубока и многоводна, и вся страна гордится мной. А впереди союз
прибавить – и стану птицей я лесной.
9.
Какой район Астраханской области самый большой?
10. Какой район Астраханской области самый маленький?
11. Назовите самого маленького зверька Астраханской области.
12. Какая птичка Астраханской области самая маленькая?
13. Какая рыба Астраханской области строит гнездо?
14. Каких ценных пушных зверей не любят рыбаки?
15. Какая птица «ловит» овощи?
16. Какое озеро самое большое в мире?
17. Где зимуют наши водоплавающие птицы?
18. Какой самый крупный злак в пойме и, в особенности в дельте реки
Волги.
19. В каком году прошѐл по улицам Астрахани первый троллейбус?
31

 Викторина «Что ты знаешь об экологии»
1.
Назови три важнейшие заповеди природы.
2.
Что такое экология?
3.
Что такое природное равновесие?
4.
Что ты знаешь о «Красной книге»?
5.
Из каких растений можно составлять букет?
6.
Что ты сказал бы людям, если бы стал цветком?
7.
Назови 5 растений Астраханского края, которые нуждаются в особой
охране.
8.
Какой самый страшный враг «камышовых степей»?
9.
Какие животные помогают дышать земле?
10. Какие растения нашего края пострадали за свою красоту.
11. Что такое кислотные дожди?
12. Когда люди всего мира отмечают День охраны окружающей среды?
13. Назовите высшую форму охраны природы в России.
14. Составь письмо – обращение к людям Земли о том. Что надо беречь
природу.

32

Материально- техническое обеспечение
Оборудование для занятий в кабинете: компьютер, проектор, экран,
телевизор с DVD-приставкой, музыкальный центр.
Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить,
используя карту Астраханской области, рисунки, фотографии, схемы - конспекты.
Это позволяет сделать ознакомление с материалом более эффективным, т.к. не
всегда материал, излагаемый устно, понимается и усваивается по ходу
объяснения.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются
наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал.
Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот
для записей. На занятиях рекомендуется использовать ИК – технологии и
возможности сети Интернет.

33

Литература
1.
2.

3.

4.

5.

6.
7.

8.

Ионина Н. А. Сто великих замков. Москва: Вече 2000, 2004.
Мех, Н.В. Экология в вопросах, загадках, ребусах и кроссвордах / Н.В.
Мех, Л.Ю. Чуйкова // рабочая тетрадь по экологии для 5 класса. Астрахань, 2000. - 72 с.
Никонова Н.М. Астраханская область – центр экономической политики
России в Каспийском регионе. Астрахань: Астраханские краеведческие
чтения выпуск III, 2011.
Пилипенко В.Н., Липчанский А.М., Бесчетнова Э.И. и др. Природа,
прошлое и современность Астраханского края. Астрахань: ИД
"Астраханский университет", 2008.
Пилипенко В.Н., Чуйков Ю.С. Флора и растительность западного
ильменно-бугрового
района.
Изд-во
Нижневолжского
центра
экологического образования. - Астрахань, 2001. - 68 с.
Русанов Г.М. Птицы дельты Волги и окружающих еѐ территорий.
Астрахань: Центр экологического образования Астраханской области, 2002.
Чуйков Ю.С., Чуйкова Л.Ю. Каталог основных экологических
экскурсионных объектов Астраханской области. Астрахань: Центр
экологического образования Астраханской области, 2006.
Чуйков Ю.С. (ред.) Красная книга Астраханской области. – Астрахань: Издво Нижневолж. центра экологич. образования, 2004. – 356 с.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».