Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий внеурочной деятельности «Сенсорное развитие» 2г класс, на 2025-2026 учебный год

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающих занятий внеурочной
деятельности, для обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития
«Сенсорное развитие» 2г класс

Выполнила:
учитель
М.А. Барсенкова

Астрахань, 2025

Пояснительная записка
Данная программа коррекционных занятий по курсу «Сенсорное развитие»,
составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным
государственным стандартом и отраженных в АООП обучающихся с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Сенсорное развитие детей с нарушением интеллекта в целом отстает по срокам
формирования и проходит неравномерно. У обучающихся с тяжелыми и
множественными нарушениями в развитии имеют место нарушения ощущений
различной модальности (кинетической, осязательной, зрительной, кинестетической,
тактильной и др.) и, соответственно, восприятия объектов, явлений и ситуаций.
Отсюда у них отмечается не только замедленный темп развития, но и своеобразие
этого развития в целом. И как следствие, дети, поступающие в первый класс,
оказываются не готовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и
представлений, степени сформированности учебных навыков, уровню развития
функций волевой регуляции. Безусловно, таким детям нужна специальная
коррекционная помощь в разном объеме, в зависимости от структуры нарушения и
глубины интеллектуального недоразвития. И первый шаг по оказанию помощи –
сенсомоторное развитие ребенка.
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» входит в часть
формируемую участниками образовательных отношений – коррекционноразвивающую область учебного плана образовательного учреждения и обусловлена
потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи
обучающимся с ТМНР, которая рассматривается как система развивающих,
коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание
внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей развития
личности обучающихся и расширения границ их взаимодействия с окружающей
средой. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих
отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею
индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень
тяжести их нарушения, состояние здоровья, индивидуально-типологические
особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной
дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей
овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге
будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Цели коррекционно-развивающей работы с учетом специфики коррекционного
курса: обогащение чувственного опыта детей, компенсация специфических
нарушений и расстройств чувственной интеграции конкретного обучающегося,
коррекция недостатков восприятия, внимания, зрительно-моторной координации,
пространственных представлений, поведенческих расстройств используя современные
средства и оборудование (сенсорная комната, зал сенсорной интеграции).

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса
Для всех детей с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости,
имеющих ТМНР характерно нарушение процесса обработки сенсорной информации в
той или иной степени. Нарушения сенсорной обработки – это обобщающее
определение, включающее разнообразные неврологические нарушения: нарушение
модуляции ощущений, нарушения умения различать ощущения, двигательные
нарушения, основанные на трудностях сенсорной интеграции и их подтипы. Эти
нарушения лежат в основе многих проблем обучения, движений, поведения, развития
речи. В основе коррекционных занятий по сенсорному развитию указанной группы
обучающихся лежит идея сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция - это организация сенсорных сигналов, благодаря
которой мозг обеспечивает эффективные реакции тела и перцепцию, формирует
эмоции и мысли. Иначе говоря, это неврологический процесс, который организует
ощущения от собственного тела и из окружающей среды и позволяет эффективно
использовать тело в окружающей среде. Нарушения сенсорной 5 интеграции есть
неэффективный неврологический процесс обработки сенсорной информации,
получаемой от органов чувств, приводящий к трудностям в обучении, развитии и
поведении. Зачастую, мышцы и нервы могут работать нормально, но существуют
трудности в организации или интегрировании информации в мозге.
Задачи и направления рабочей программы:
- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
- развитие собственной активности ребенка;
- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
- формирование и развитие целенаправленных действий;
- развитие планирования и контроля деятельности;
- развитие способности применять полученные знания для решения новых
аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и коррекционные задачи:
-развитие у обучающихся всех видов восприятия, обогащение их чувственного
опыта;
- развитие тактильных и кинестетических ощущений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений.

Место курса «Сенсорное развитие» в учебном плане

Коррекционный курс «Сенсорное развитие» входит в образовательную область:
«коррекционно-развивающая».
Сроки реализации программы: 13 лет (1 дополнительный – 1 класс; 2-12 класс).
В 1 классе на освоение курса отведено по 2 часа в неделю, 33 учебные недели,
66 часов в год с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
Со 2-го по 5-ый класс на освоение курса отведено по 3 часа в неделю, 34
учебные недели, 102 часа в год.
С 6-го по 12-ый класс на освоение курса отведено по 2 часа в неделю, 34
учебные недели, 68 часов в год.

Планируемые результаты освоения программы коррекционного
курса
Личностными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» является
формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине,
направленной на поддержание норм поведения в школе.

В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на
общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со
сверстниками в практике совместной деятельности.

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или
«плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Предметные результаты
Сформированность следующих умений у обучающихся 1 – 5 классов:
- следить взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по
горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);
- следить взглядом за движущимся удаленным объектом;
- узнавать и различать цвета объекта;
- слуховое восприятие: следить за близко расположенным перемещающимся
источником звука; локализация неподвижного удаленного источника звука;
- соотносить звук с его источником;
- находить объекты, одинаковые по звучанию;
- адекватно реагировать на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер,
пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый),
фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий);
- адекватно реагировать на вибрацию, исходящую от объектов;

- адекватно реагировать на соприкосновение тела с разными видами поверхностей;
- различать материалы по характеристикам (температура, фактура, влажность,
вязкость);
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы.
Сформированность следующих умений у обучающихся 6-12 классов:
- выполнять инструкции взрослого;
- узнавать предметы по запаху и вкусу;
- уметь различать предметы по звуковым и световым различиям;
- знать расположение своего тела, частей тела;
- знать и называть основные цвета, форму предмета, величину;
- уметь пользоваться пластилином, глиной, водой и др.;
- проявлять интерес к познанию и самопознанию;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному
назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений.

Содержание коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к
сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона
воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции
ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация
внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорноперцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и
перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше
ориентироваться в окружающем мире.
1.

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека, фиксация взгляда на неподвижном
светящемся предмете, фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном,
напротив ребенка, прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным
предметом, прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом, основные
цвета: красный, желтый, синий, зеленый, ахроматические цвета: белый, черный,
серый, промежуточные цвета: розовый, оранжевый, голубой, фиолетовый,
коричневый.
1.
Слуховое восприятие.
Звуковые понятия: громко-тихо, бытовые шумы и звуки природы, музыкальные
звуки, высокие и низкие звуки, звуковые понятия: далеко-близко, соотнесение звука с
его источником, дидактические игры на слуховое восприятие, дифференцировка
звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик,
бубен, гармошка, ложки), характеристика звуков по громкости и длительности (шумы,
музыкальные и речевые звуки), различение мелодии по характеру (веселая, грустная),
подражание звукам окружающей среды, различение по голосу знакомых людей.
1.
Кинестетическое восприятие.
Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных
ощущений, движения и позы верхних и нижних конечностей, выразительность
движений, горизонтальное (вертикальное) положение тела, вербализация собственных
ощущений, имитация движений и поз (повадки животных, природные явления), игры
на копирование поз и движений ведущего, различение материалов (дерево, металл,
клейстер, крупа, вода), различение материалов по температуре (холодный, горячий),
времена года (лето, зима), (жаркое, холодная), различение материалов по фактуре
(гладкий, шероховатый), различение материалов по влажности (мокрый, сухой),
различение материалов по вязкости (жидкий, густой).
1.
Восприятие запаха.
Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и
объектов живой и неживой природы, обозначение словом, сравнение разных запахов,
ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Контрастные ароматы (резкий – мягкий,
свежий – испорченный).
5. Восприятие вкуса.
Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варѐное), обозначение словом
вкусовых ощущений. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов,
дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее).

Критерии и нормы оценки достижений
Итоги обучения подводятся безотметочным методом на протяжении всего
коррекционно-педагогического процесса.
Обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов
у детей

1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания
Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень,
удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в
колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе.
Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия
— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой
носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при
этом более 50 см.
2. Оценка ручной моторики:
— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть
вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»),
сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе,
причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами.
Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая
другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв,
цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с
сохранением всех элементов и размеров образца.
3. Оценка тактильных ощущений:
— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик,
ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат,
треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
4. Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения
— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого
темного до самого светлого;
— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее
3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы
— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком
выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним
соответствующие фигуры из 15 предложенных).

В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить
количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).
Восприятие величины
— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек
длиной от 2 до 20 см;
— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного
восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал
экспериментатор.
5. Оценка зрительного восприятия:
— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
— узнавание контурных изображений (5 изображений);
— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
6. Оценка слухового восприятия:
— воспроизведение несложных ритмических рисунков;
— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на
магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук
молотка и др.;
— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные
картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается
с соответствующего звука).
7. Оценка пространственного восприятия:
— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа,
внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение
расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле,
сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
8. Оценка восприятия времени:
— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем
времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем
(например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).
Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным
критериям:
— «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно,
объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные
ошибки;

— «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок
самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного
объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
— «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании
помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные
затруднения в комментировании своих действий.
На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения
заданий у которых оценены как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Тематическое планирование
для 1 класса
№
п/п

Тема

Кол-во
часов

Дата

1

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий –
шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами –
мячами, ежиком.

2

2.09
5.09

2

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий –
шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами –
картоном, бумагой.

2

9.09
12.09

3

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий –
шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами –
шелком, вельветом.

2

16.09
19.09

4

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий –
шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами –
фольгой, атласной лентой.

2

23.09
26.09

5

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий –
твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой
игрушкой, пластмассовым шариком.

2

30.09
3.10

6

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий –
твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – ватой,
кусочком металла.

2

7.10
10.10

7

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий –
твердый, через тактильное взаимодействие с предметами –
резиновым мячиком, деревянным кубиком.

1

14.10

8

Восприятие предметов по форме: шар-куб, через тактильное
взаимодействие с предметами.

1

17.10

9

Восприятие предметов по размеру: большой-маленький через
тактильное взаимодействие с предметами.

1

21.10

10 Восприятие предметов по размеру: большой-средний-маленький
через тактильное взаимодействие с предметами.

1

24.10

11 Восприятие предметов по цвету: красный, желтый, белый.
Классификация

1

7.11

12 Восприятие предметов по цвету: синий зелѐный, оранжевый.
Классификация.

1

11.11

13 Восприятие предметов по цвету: голубой, розовый.
Классификация.

1

14.11

14 Теплые цвета.

1

18.11

15 Холодные цвета.

1

21.11

16 Теплые и холодные цвета. Сравнение.

1

25.11

17 Части тела.

1

28.11

18 Я и пространство вокруг меня.

1

2.12

19 Составление композиций из геометрических фигур.

1

5.12

20 Шумящие коробочки. Слуховое восприятие.

1

9.12

21 Звуковые понятия: громкий-тихий.

1

12.12

22 Дидактическая игра «Определи, что слышится».

1

16.12

23 Дидактические игры на слуховое восприятие.

1

19.12

24 Дидактическая игра «Слушай и выполняй».

1

23.12

25 Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация
собственных ощущений.

1

26.12

26 Игры на развитие зрительного восприятия.

1

30.12

27 Размытые картинки.

1

13.01

28 Письмо в рисунках.

1

16.01

29 Различение материалов по температуре (холодный-горячий).

1

20.01

30 Различение материалов по влажности (мокрый-сухой).

1

23.01

31 Различение материалов по вязкости (жидкий-густой).

1

27.01

32 Бытовые шумы и звуки природы.

1

30.01

33 Узнавание неречевых звуков.

1

3.02

34 Дидактическая игра «Найди картинку».

1

6.02

35 Дидактическая игра «Так ли это звучит?».

1

10.02

36 Дидактическая игра «На что это похоже?».

1

13.02

37 Дидактическая игра «Звуки на улице».

1

24.02

38 Развитие общей и мелкой моторики, координации движения.
«Тряпичная кукла».

1

27.02

39 Дидактическая игра «Сверху – снизу и справа – слева».

1

3.03

40 Дидактическая игра «Счет на слух».

1

6.03

41 Дидактическая игра «Найди пару».

1

10.03

42 Дидактическая игра «Что здесь спряталось?» («зашумлѐнные»
изображения»).

1

13.03

43 Дидактическая игра «Что забыл дорисовать художник?».

1

17.03

44 Дидактическая игра «Найди такую же фигуру».

1

20.03

45 Дидактическая игра «Сложи картинку».

1

24.03

46 Дидактическая игра «Дорисуй картинку и раскрась».

1

27.03

47 Дидактическая игра «Соотнеси предметы».

1

7.04

48 Дидактическая игра «Разрезные картинки».

1

10.04

49 Дидактическая игра «Точечный рисунок».

1

14.04

50 Дидактическая игра «Половинки».

1

17.04

51 Знакомство с характерными запахами отдельных реальных
предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение
словом.

1

21.04

52 Сравнение разных запахов.

1

24.04

53 Дидактическая игра «Овощи и фрукты». Обоняние.

1

28.04

54 Дидактическая игра «Коробочки с запахами».

1

5.05

55 Знакомство с понятием «вкус».

1

8.05

56 Различение продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий).

1

12.05

57 Различение продуктов по вкусовым качествам (кислый, соленый).

1

15.05

58 Различные продуктов по консистенции (жидкий, вязкий).

1

16.05

59 Различные продуктов по консистенции (твердый, сыпучий).

1

19.05

60 Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов.

1

22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».