Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий внеурочной деятельности «Предметно-практические действия» 2г класс, на 2025-2026 учебный год

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающих занятий внеурочной
деятельности, для обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития
«Предметно-практические действия» 2г класс

Выполнила:
учитель
М.А. Барсенкова

Астрахань, 2025

Пояснительная записка
Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно-практические
действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных
Федеральным государственным стандартом и отраженных в АООП обучающихся с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цели коррекционного курса:
1.
Предметные: формирование целенаправленных произвольных движений с
различными предметами и материалами.
2.
Личностные: развитие мотивов учебно-трудовой деятельности, формирование
внутренней позиции школьника.
3.
Коррекционные: используя различные многообразные виды деятельности
(предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными
игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания,
зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, нагляднодейственного, наглядно-образного мышления детей и речи в связи с практической
деятельностью.
4.
Социальные: овладение обучающимися системой доступных, практически
значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и
адаптации в обществе.
Задачи коррекционного курса:
Предметные:
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- развитие умений следовать определенному порядку при выполнении предметных
действий;
- формирование элементарных общетрудовых умений и навыков.
Личностные:
- формирование положительного отношения к обучению и труду;
- развитие активности и самостоятельности, навыков взаимоотношений и опыта
совместной деятельности;
- формирование положительных качеств личности.
Коррекционные:

- корригировать познавательную деятельность, высшие психические функции у
обучающихся;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Социальные:
- овладение навыками самообслуживания и личной гигиены;
- развитие умения работать в коллективе, договариваться и приходить к общему
решению.
Содержание обучения на коррекционных занятиях предметно-практической
деятельности очень разнообразно, что определяется многообразием различных
дефектов, присущих детям с умственной отсталостью. Выраженные нарушения
моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым
образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической
деятельности детей, требуют проведения игр и упражнений, направленных на
коррекцию этих нарушений. Для коррекции нарушений внимания предусмотрены
специальные упражнения и игры, сенсорное развитие детей осуществляется по
разнообразной системе предметно-манипулятивной деятельности и в дидактических
играх.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач
осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах
содержательной деятельности. Каждая коррекционная задача по возможности
включается в различные виды деятельности.

Общая характеристика коррекционно-развивающего курса
Коррекционный курс "Предметно-практические действия" (ППД) — это
средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее
простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко
воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и
активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является
сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной
(сопряженной), самостоятельной.
Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с
предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными
действиями), использования предметов по их функциональному назначению
способом, закрепленным за ними в человеческом опыте.

На занятиях ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами
и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные
приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами,
практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают
основами трудовой культуры. Занятия ППД способствуют формированию
мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности
(формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу,
образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).
«Предметно-практические
действия»
предполагают
обучение
детей
с
интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого,
использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что
большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных
потребностей, человек производит, используя предметы-орудия, вспомогательные
средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).
В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание
ППД.
Программа состоит из следующих разделов:








Предметно-практические действия
Конструирование
Работа с мозаикой
Работа с пластическими материалами
Работа с бумагой и фольгой
Работа с нитками и тканью
Работа с природными материалами.
Основной формой обучения являются занятия.
Типы занятий:









сообщения новых знаний;
закрепления полученных знаний и умений;
упражнение;
обобщение полученных знаний, умений и навыков;
проверки и оценки знаний, умений и навыков;
повторение полученных знаний;
комбинированный.

Содержание разделов «Конструирование», «Работа с мозаикой», «Работа с
пластическими материалами», «Работа с бумагой и фольгой», «Работа с нитками и
тканью», «Работа с природными материалами» отражает предметно-практическую
направленность различных видов ручного труда, предусматривает развитие и

коррекцию сенсорной и умственной деятельности детей с умеренной и тяжелой
интеллектуальной недостаточностью.
Каждый раздел содержит: ознакомительные упражнения, познавательные
сведения, перечень умений, над формированием которых предстоит работать, виды
предметно-практической деятельности, операции и приемы предметно-практической
деятельности, перечень изделий, практических работ.
При отборе программного материала педагогу необходимо учитывать
познавательные возможности каждого ребенка и востребованность формируемых
умений и знаний в его самостоятельной повседневной жизни. Учителю дается право
изменять последовательность изучения материала, усложнять или упрощать его,
перераспределять по классам, разрабатывать индивидуальные программы обучения,
определять время изучения материала в рамках часов учебного плана. Объем и сроки
реализации содержания программы определяются возможностями обучающихся в
овладении предусмотренными программой базовыми технологическими операциями.
Эффективность педагогического процесса зависит от используемых методов и
приемов обучения.

Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане
Коррекционный курс «Предметно-практические
образовательную область «коррекционно-развивающая»;

действия»

входит

в

Сроки реализации программы: 13 лет (1дополнительный – 1 класс; 2-12 класс);
В 1 дополнительном и в 1 основном классах на освоение курса отведено по 3
часа в неделю, 33 учебные недели, 99 часов в год с учетом дополнительных каникул,
предусмотренных для 1 класса.
Со 2-го по 5-ый класс на освоение курса отведено по 3 часа в неделю, 34
учебные недели, 102 часа в год.
С 6-го по 12-ый класс на освоение курса отведено по 2 часа в неделю, 34
учебные недели, 68 часов в год.

Планируемые результаты освоения программы
коррекционного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умственной отсталостью результативность обучения каждого обучающегося
оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения
обучающимися является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь
максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими

возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь
общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных
контактов и жизненного опыта.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
- формирование минимального интереса к обучению, труду предметному
рукотворному миру;
- овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как
необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной,
бытовой и трудовой деятельности;
- приобретение минимального опыта конструктивного взаимодействия с взрослыми и
сверстниками;
- минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой,
других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
- формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой
основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и
трудовой деятельности;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
- приобретение опыта конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности;
- потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на
свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;
- использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал,
бумага и картон, нитки, ткань);
- умение фиксировать взгляд на предметно-манипулятивной деятельности педагога (с
привлечением внимания голосом);
- умение захватывать и удерживать предмет;
- умение сминать лист бумаги;
- умение открывать ѐмкости для хранения;
- умение разрывать полоски бумаги на кусочки;

- умение погружать руки в сухой бассейн;
- умение доставать из сухого бассейна предметы;
- умение пересыпать крупы с помощью кулака;
- умение отбирать крупы (единичные представители круп);
Достаточный уровень:
- освоение простых действий с предметами и материалами;
- умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении
предметных действий;
- умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный
материал и т.д.;
- умение фиксировать взгляд на предметно-манипулятивной деятельности педагога;
- умение фиксировать взгляд на движущемся предмете или объекте;
- умение захватывать, перекладывать, удерживать предмет в правой и левой руке;
- умение открывать и закрывать ѐмкости для хранения;
- умение сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры,
скатывать из бумаги шарики;
- умение рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы;
- умение выполнять последовательно организованные движения;
- умение играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- умение разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на
основу;
- умение погружать руки в сухой бассейн;
- умение доставать из сухого бассейна предметы;
- умение пересыпать крупы с помощью кулака, стакана;
- умение пересыпать крупы из одного стакана в другой;
- умение сортировать крупы (3 вида);
- умение складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой
(пальцами);
- умение разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между
ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин,
отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми
движениями;
- умение играть с педагогом в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик,
села на стул и т.д.);
- умение узнавать материалы на ощупь, по звуку;
- умение наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- умение играть с конструктивными материалами.

Содержание коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
Действия с материалами:

Предметно-манипулятивная деятельность педагога
Узнавание знакомых предметов. Нахождение знакомых предметов среди 2-3
незнакомых. Выбор своей игрушки среди других. Выбор игрушки, которую назвал
педагог, из 2-3 других. Фиксирование взора на предметно-манипулятивной
деятельности педагога. Наблюдение и прослеживание солнечного зайчика,
карманного фонаря. Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов.
Соотнесение предмета с его изображением на картинке.
Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками,
с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.)
Работа с природными материалами
Правила поведения на экскурсии в природе. Экскурсия в природу с целью
сбора природных материалов. Узнавание, различение, называние растений и
собираемых природных материалов (желуди, листья, каштаны). Вместе с педагогом
сбор природных материалов (поднимание, отрывание). Сортировка, первичная
обработка, размещение на хранение природных материалов. Составление букетов из
осенних листьев. Подвижная аппликация из сухих листьев. Накладывание совместно с
учителем сухих листьев на соответствующее контурное изображение без наклеивания.
Переливание материала (воды) двумя руками (с использованием инструмента
(стаканчик, ложка др.)).
Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин)
Правила работы с тестом и пластилином. Цвет пластилина, свойства теста и
пластилина. Лепка учителем предметов с комментированием. Упражнения в
узнавании в лепных поделках реальных объектов, в распознавании в ближайшем
окружении предметов из теста (хлебобулочные, кондитерские изделия).
Формование пластических материалов специальными формами, крышечками
от баночек, коробочками и т.д. Обыгрывание выполняемых действий под
руководством педагога.
Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами:
отрывание кусочков теста, пластилина пальцами; сплющивание кусочков теста,
пластилина между ладонями; разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске,
двумя ладонями); «шлепанье» (похлопывание ладонью по тесту или пластилину);
разрывание кусочков пластилина, теста; раскатывание небольших кусочков теста и
пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); соединение концов
палочки в кольцо, с примазыванием места соединения; разрезание палочки стекой.
Работа с бумагой и фольгой

Практическое знакомство с бумагой и фольгой. Упражнения с бумагой и
фольгой: сминание; разглаживание ладонью; разрывание; отрывание небольших
кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении);
разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. Складывание фигурок из бумаги
(оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание
квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание
сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу
«гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу». Складывание бумажных салфеток.
Размещение их в салфетницах.
Подвижная аппликации из готовых деталей: «Мои игрушки», «Листопад»,
«Овощи рассыпались» и др.
Составление предметных изображений, состоящих из пяти частей. Узнавание,
нахождение, показывание, называние предметных изображений, накладывание их на
контурное изображение.
Работа с нитками и тканью
Знакомство с тканью. Действия с тканью: захват, удержание, сминание,
разглаживание, вытягивание. Обыгрывание выполняемых действий с помощью
учителя. Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы.
Сматывание ниток в клубок.
Действия с предметами:
Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:
использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко;
выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте.
Захватывание, удержание, отпускание предмета
Узнавание предметов и различение их: по цвету (красный, синий, желтый); по
форме (шар, куб); по размеру (большой, маленький).
Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу предметов
одного цвета (формы, размера) из 5-6 предметов двух контрастных цветов (объемных
форм, двух контрастных размеров). Сравнение предметов по цвету (форме, размеру)
путем прикладывания их друг к другу. Группировка однородных предметов по цвету
(форме, размеру). Выкладывание цветных предметов на лентах (полосках)
соответствующего цвета. Размещение в ряд различных по размеру предметов.
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой
и др.)
Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, почтовый ящик, входная
дверь и др.).

Вращение предмета. Закручивание руками закрывающиеся крышки на банках,
бутылках, детали конструктора с гайками и др.), завод механических игрушек, часов.
Сжимание предмета (задание с прищепками) выполнять элементарные
действия с прищепками, различать их по цвету.
Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» —
движения рук, кистей. Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию
следующих действий с предметами: катание шариков в определенном направлении;
складывание шариков в емкости; перекладывание предметов из одной емкости в
другую; открывание и закрывание двери, коробок, матрешек; складывание предметов
в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов
одинакового размера с отверстиями на стержень.
Конструирование
Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе
произвольно. Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета.
Накладывание счетных палочек на контурное изображение. Складывание из счетных
палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по образцу): ворота,
дорожки, тропинки, окно, домики, конура, грибок, качели, стульчик.
Практическое знакомство с мозаикой, правилами обращения с ней: брать
аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели;
придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие панели.
Заполнение панели мозаикой произвольно. Выкладывание узоров с соблюдением
цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики - домики, над домиками флажки второй ряд из красной мозаики); курочки и цыплята (один ряд из белой мозаики курочки, второй ряд из желтой - цыплята).
Нанизывание предметов (нанизывание колец на штырь; нанизывание крупных
бус на проволоку, шпагат, тонкий шнур; нанизывание колец пирамидки с учетом
цвета).

Критерии и нормы оценки достижений
Итоги обучения подводятся безотметочным методом на протяжении всего
коррекционно-педагогического процесса.
Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным
критериям:
— «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно,
объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные
ошибки;

— «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок
самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного
объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
— «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании
помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные
затруднения в комментировании своих действий.
На коррекционные занятия зачисляются ученики, результаты выполнения
заданий у которых оценены как «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Тематическое планирование
для 1 класса
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Наименование разделов и тем
коррекционного курса

Действия с материалами
1. Предметно-манипулятивные действия
Узнавание, нахождение знакомых предметов
среди 2-3 незнакомых.
Фиксирование взора на предметноманипулятивной деятельности педагога.
2. Пересыпание материала
3. Работа с природными материалами
Экскурсия в парк. Сбор природного
материала.
Подвижная аппликация из сухих листьев.
4. Переливание материала
Переливание (воды) двумя руками (с
использованием инструмента (стаканчик,
ложка др.))
5. Работа с пластическими материалами
(тесто, пластилин)
Цвет пластилина, свойства теста и
пластилина.

Количество
часов,
отведенных на
изучение
24
1

Дата

1

10.09

1

17.09

1
1

24.09
1.10

1

8.10

1
1

15.10
22.10

1

5.11

1

12.11

1

19.11

3.09

12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33

Формование пластических материалов
специальными формами, крышечками от
баночек, коробочками и т. д.
Работа с пластилином. Лепка посуды из
одного куска пластилина (тарелка, миска,
блюдце).
6. Работа с бумагой и фольгой
Практическое знакомство с бумагой и
фольгой. Упражнения с бумагой и фольгой.
Складывание фигурок из бумаги (оригами
кораблик).
Способы складывания бумажных салфеток.
7. Подвижная аппликация
Составление предметных изображений,
состоящих из пяти частей.
Умение раскладывать, выбирать по образцу
предметных изображений.
8. Работа с нитками и тканью
Знакомство с тканью. Действия с тканью.
Работа с тканью. Пришивание пуговицы.
Работа с нитками. Наматывание ниток на
катушку. Игра «Кто быстрее?»
Действия с предметами
1. Использование в наглядных ситуациях
предмета как орудия действия
Использование стула (скамейки) для
доставания предмета, находящегося высоко.
2. Захватывание, удержание, отпускание
предмета
Умение группировать по цвету, форме,
размеру.
Сопоставление предметов.
Группировка однородных предметов по цвету
(форме, размеру).
3. Встряхивание предмета, издающего звук
4. Толкание предмета от себя
5. Вращение предмета

1

26.11

1

3.12

1

10.12

1

17.12

1

24.12

1
1

14.01
21.01

1

28.01

1

4.02

1
1
1

11.02
25.02
4.03

1

11.03

1

18.03

1

25.03

1

8.04

1

15.04

1

22.04

1

29.04

1
1
1

6.05
13.05
20.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».