ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающих занятий внеурочной
деятельности, для обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития
«Двигательное развитие» 2г класс
Выполнила:
учитель
М.А. Барсенкова
Астрахань, 2025
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционных занятий «Двигательная активность»
для обучающихся с умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью для 1-5
классов разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании
в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от
04.06.2014г. № 145 – ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68 –ФЗ).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12. 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
общеобразовательная
программа
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3.
Адаптированная
основная
образования обучающихся с умственной отсталостью, ГКОУ «Школа №56».
У большинства детей с тяжѐлыми и множественными нарушениями
развития (ТМНР) имеются грубые нарушения опорно-двигательных функций,
значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности
обучающихся.
Поэтому целью данного коррекционного курса является работа по
обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к
произвольному движению и функциональному использованию двигательных
навыков.
Основные задачи:
1. Мотивация произвольной двигательной активности, поддержка и
развитие
имеющихся
движений,
расширение
диапазона
движений
и
профилактика возможных нарушений.
2. Освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью
технических средств реабилитации.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его
освоения обучающимися
Для обучающихся, получающих образование по варианту 2
адаптированной основной общеобразовательной программы образования,
характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной,
тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или
системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата,
расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы,
выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются
текущие психические и соматические заболевания, которые значительно
осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду
с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается
отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны,
неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении
движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной
отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других
наблюдается
повышенная
подвижность,
сочетающаяся
с
не
целенаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза
нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера
и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их
сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не
способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе
деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего
перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием
мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и
ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило,
носит кратковременный, неустойчивый характер.
В
коррекционном
курсе
«Двигательное
развитие»
решаются
и
специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности
школьников:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного
опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Цель:
обогащение сенсомоторного опыта, поддержанию и развитие способности к
движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Формы организации:
-индивидуальные,
-групповые,
-коллективные (фронтальные).
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы
программа «Двигательное развитие» изучается с 1 по 12 классы.
Класс
Количество часов
В неделю
В год
1
дополнительный
класс
1 класс
1
33
1
33
2 класс
2
68
3 класс
2
68
4 класс
2
68
5 класс
2
68
6 класс
2
68
7 класс
2
68
8 класс
2
68
9 класс
2
68
10 класс
2
68
11 класс
2
68
12 класс
2
68
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей.
В
связи
с
этим
требования
к
результатам
освоения
коррекционной работы представляют собой описание возможных результатов
образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
1. Овладение начальными навыками адаптации в классе.
2. Развитие мотивов учебной деятельности.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
1.Восприятие и реагирование на базальные раздражители:
умение воспринимать тактильные, вестибулярные/кинестетические
раздражители; умение воспринимать тело как единое целое (осознание
границ тела через различные модальности),
восприятие различных частей тела;
2.Освоение доступных способов контроля над функциями собственного
тела:
контроль положения головы; контроль тела в положении лежа, сидя,
стоя; освоение (полное, частичное) двигательных переходов в
горизонтальной, вертикальной плоскости;
передвижение (перемещение) в пространстве без использования
технических средств;
3.Освоение новых двигательных навыков, координации движений.
4.Демонстрация физических качеств:
силовые способности, выносливость, гибкость;
способность к статическому и динамическому равновесию;
способность ориентироваться в пространстве;
умение демонстрировать знакомые действия в незнакомой обстановке,
при усложненных условиях выполнения.
5.Самостоятельность в освоении и совершенствовании двигательных
умений.
6.Мелкая и общая моторика:
умение подстраивать кисть под форму предмета;
умение обследовать предметы с помощью рук с различной помощью
взрослого;
освоение функциональных действий руками (удерживать, отпускать,
брать, отталкивать, тянуть предметы, опираться, использовать различные
захваты, выполнять действие одной/двумя руками и т.д.).
7.Сохранение жизненно важных функций организма (дыхание,
сердечнососудистая системы, подвижность в суставах и др.)
5. Содержание коррекционного курса.
1-4 класс
1.Укрепление мышц спины.
Игровые упражнения на формировании правильной осанки: «Делай как
я», «Пройди не упади», «Прямая спина».
.Формирование знаний о положении тела при правильной осанке.
Упражнения на коврике на укрепление мышц спины.
Комплекс ОРУ для мышц спины.
Комплекс упражнений с гимнастическими палками для мышц спины.
Формирование правильной осанки «Книжка», «Кошечка».
2.Укрепление мышц брюшного пресса
Упражнения на пресс. Упражнения:«Змея», «Ящерица», «Велосипед».
Упражнение с гимнастическим мячом.
Комплекс упражнений для укрепления мышц брюшного пресса.
Комплекс упражнений с гимнастической палкой.
3.Профилактика и коррекция стоп
Упражнения развитие стоп: «Ходьба», «Лошадка».
Комплекс ОРУ для стоп.
Легкий бег на носках. Ходьба с имитацией походки птиц и животных
Ходьба с заданиями для стоп.
4.Развитие и укрепление плечевого пояса
Упражнение «Пчелка», «Дощечка», «Мельница».
Силовые упражнения в игровой форме у стены и полу.
ОРУ для укрепления плечевого пояса.
Комплекс упражнений с гимнастической палкой.
5.Укрепление мышц тазового пояса, бѐдер, ног.
Упражнения в равновесии, «Елочка», «Зайчик», Бабочка».
ОРУ для укрепления мышц тазового пояса, бѐдер, ног
Ходьба и бег с заданием. Легкий бег, прыжковые упражнения.
6.Развитие вестибулярного аппарата
Упражнения в равновесии. Стойка с закрытыми глазами.
Ходьба по прямой линии, по кубикам, точкам.
Ходьба и бег с заданием.
Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату,
по гимнастической стенке;
7.Оздоровительная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Упражнения на мелкую моторику.
Упражнения на гимнастическом мяче.
Комплекс общеразвивающих упражнений.
6.Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов
освоения программы учебного предмета
При
оценке
результативности
обучения
должны
учитываться
особенности психического, неврологического и соматического состояния
каждого обучающегося.
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна
оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные,
графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно
распределенным действиям и др.
При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень
самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных
показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых
практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет
действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет
действие по
образцу», «выполняет действие с частичной физической
помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не
узнает объект».
Оценка по курсу «Двигательное развитие» определяется в зависимости от
степени овладения учащимися умениями и результатом, строго индивидуально.
Учащиеся должны уметь:
-подобрать форму одежды для занятий по двигательной активности;
-строится в колонну, равняться в затылок, размыкаться на вытянутые руки
вперѐд;
-в проверять осанку у стены,
-соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений,
-ходить с предметом на голове, выполняя различные задания;
-отжиматься от скамейки, от пола (на коленях);
-выполнять упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении
-лежа, перекаты по позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны вперед
– назад в различных И.П.;
-выполнять повороты по ориентирам
-дышать носом, выполнять упражнения для восстановления дыхания;
-ходьба на носках, на наружных сводах стопы по ребристой доске;
-медленно бегать,
-расслаблять мышцы в положении лежа, используя образные сравнения: «рука
отдыхает», «нога спит», и др.;
-играть в игры целенаправленного («Делай так, делай эдак», «Не урони
мешочек», «Тише едешь – дальше будешь») и общего характера («Совушка»,
«Попади мячом в булаву», «Пятнашки с мячом», «Бездомный заяц»);
-ходить в различных И.П.,
-бегать в медленном темпе,
-выполнять упражнении с гантелями, с обручами, без предметов.
-соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на уроке.
Учащиеся должны знать:
-правила поведения и передвижения по спортивному залу;
-правила по технике безопасности и правила пользования спортивными
снарядами и тренажѐрами;
-правила личной гигиены
-Параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым
углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не
чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно
выразить одним словом: «Выпрямись!»).
-Значение лечебной гимнастики для здоровья ребенка, правильного дыхания;
-правила техники безопасности, личной гигиены на уроке,
-Правила нескольких игр целенаправленного и общего характера.
7.Тематическое планирование.
1 класс
№
Тема
Количест
Дата
во часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Укрепление мышц спины. Игровые упражнения на
формировании правильной осанки: «Делай как я»,
«Пройди не упади», «Прямая спина».
Укрепление мышц спины Упражнения на
формирование осанки. Упражнения: «Кошечка»,
«Книжка». Игра: «Кошки-мышки».
Укрепление мышц брюшного пресса. Упражнения на
пресс. упражнения: «Змея», «Ящерица»,
«Велосипед».
Оздоровительная гимнастика. Дыхательная
гимнастика.
Профилактика и коррекция стоп. Упражнения
развитие стоп: «Ходьба», «Лошадка».
Развитие и укрепление плечевого пояса. Упражнение
«Пчелка», «Дощечка», «Мельница».
Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.
Упражнения в равновесии, «Елочка», «Зайчик»,
Укрепление мышц спины. Комплекс ОРУ для мышц
спины.
Развитие вестибулярного аппарата. Упражнения в
равновесии. Стойка с закрытыми глазами.
Оздоровительная гимнастика. Упражнения на
мелкую моторику.
Укрепление мышц спины. Комплекс упражнений с
гимнастическими палками для мышц спины.
Укрепление мышц брюшного пресса. упражнение с
гимнастическим мячом.
Укрепление мышц спины. Упражнения на коврике
на укрепление мышц спины.
1
1.09
1
8.09
1
15.09
1
22.09
1
29.09
1
6.10
1
13.10
1
20.10
1
8.11
1
10.11
1
17.11
1
24.11
1
1.12
14 Оздоровительная гимнастика. Упражнения на
гимнастическом мяче.
15 Профилактика и коррекция стоп. Комплекс ОРУ для
стоп.
16 Развитие и укрепление плечевого пояса. Силовые
упражнения в игровой форме у стены и полу
17 Оздоровительная гимнастика. Развитие мелкой
моторики пальцев рук (работа с тренажером).
18 Укрепление мышц спины. Упражнения на коврике
на укрепление мышц спины.
19 Укрепление мышц брюшного пресса. Упражнения с
гимнастическим мячом.
20 Оздоровительная гимнастика. Комплекс
общеразвивающих упражнений.
21 Профилактика и коррекция стоп. Легкий бег на
носках. Ходьба с имитацией походки птиц и
животных
22 Развитие и укрепление плечевого пояса. ОРУ для
укрепления плечевого пояса.
23 Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног. ОРУ
для укрепления мышц тазового пояса, бѐдер, ног
24 Развитие вестибулярного аппарата. Ходьба и бег с
заданием.
25 Укрепление мышц спины. ОРУ с гимнастическими
палками.
26 Оздоровительная гимнастика. Упражнение на
развитие мелкой моторики «Лепка комков».
27 Укрепление мышц спины. Комплекса ОРУ для мышц
спины.
28 Укрепление мышц спины. Формирование знаний о
положении тела при правильной осанке.
29 Укрепление мышц брюшного пресса. ОРУ с малым
мячом.
30 Профилактика и коррекция стоп. Ходьба с заданием
на стопы
31 Укрепление мышц плечевого пояса. Комплекс
упражнений с гимнастической палкой.
32 Укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.
Легкий бег, прыжковые упражнения.
33 Развитие вестибулярного аппарата. Ходьба по
прямой линии, по кубика, точкам, гимнастической
1
8.12
1
15.12
1
22.12
1
29.12
1
12.01
1
19.01
1
26.01
1
2.02
1
9.02
1
2.03
1
16.03
1
23.03
1
6.04
1
13.04
1
20.04
1
27.04
1
4.05
1
18.05
1
25.05
1
26.05
палке, по обручу, по канату, по гимнастической
стенки.