ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно – развивающих занятий внеурочной
деятельности, для обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития
«Альтернативная коммуникация» 2г класс
Выполнила:
учитель
М.А. Барсенкова
Астрахань, 2025
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционных занятий «Формирование
коммуникативного поведения» для обучающихся с умеренной и тяжѐлой
умственной отсталостью для 1доп.-12 классов разработана на основе
следующих документов:
1.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) – (далее – Стандарт) от 19.12.2014.
3. Адаптированная основная образовательная программа общего
образования обучающихся с умственной отсталостью, ГКОУ «Школа
№56».
4. Учебный план ГКОУ «Школа №56».
С учетом санитарно-эпидемиологической обстановки рабочая программа
может быть реализована в дистанционном формате.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для
этого организуется специальная работа по введению обучающегося в более
сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную,
дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в
доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Общая характеристика коррекционных занятий.
Весь программный материал направлен на решение коммуникативных
задач: развитие импрессивной и зкспрессивной речи, необходимого запаса
умений и навыков для использования доступных коммуникативных технологий.
Для совершенствования подачи материала и развития познавательного интереса
на уроках используются большое количество игровых упражнений и сюжетных
игр дидактического характера, направленных на коррекцию и развитие речевой
и коммуникативной активности учащихся в классах с тяжелой умственной
отсталостью. Программа построена с учѐтом уровня подготовки общего и
речевого развития детей с умственной отсталостью по классам и включает в
себя использование жестов, символов и звучащей речи, помогающая общаться
детям с коммуникативными трудностями.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
• Работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• Изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни ситуаций,
например: знакомство с новым человеком, обращение за помощью, выражение
своей необходимой просьбы или желания.
• На изучение материала программы предусмотрено 2 ч в неделю. На отдельных
занятиях можно привлекать психологов или родителей.
2. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его
освоения обучающимися
Для
обучающихся,
получающих
образование
по
варианту
2
Адаптированной Основной Общеобразовательной Программы образования,
характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной,
тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или
системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата,
расстройствами
аутистического
спектра,
эмоционально-волевой
сферы,
выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются
текущие психические и соматические заболевания, которые значительно
осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются
наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления
отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи:
фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с
умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или
невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно
ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание.
Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется
соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности
речи выделяются
дети с
отсутствием
речи,
со звукокомплексами,
с
высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь
невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду
этого при обучении большей части данной категории детей используют
разнообразные средства невербальной коммуникации.
Дети с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они
постоянно нуждаются в уходе и присмотре.
В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных
(дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей
системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства
общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная,
смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Основные задачи реализации содержания предмета «Альтернативная
коммуникация»:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта ребѐнка.
Понимание обращѐнной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других
графических изображений), неспецифических жестов.
Пользование
воспроизводящими
заменяющими
речь
устройствами
(коммуникаторы, персональные компьютеры и другие).
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные
средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих
возрасту житейских задач.
Актуальность, новизна и дополнительность программы.
Проблема коммуникации обучающихся - одна из самых актуальных для
школьного обучения, поскольку занятия способствуют обучению детей
устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать
окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях.
Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у
которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут
помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает
графическое выражение речи.
Формы и методы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
обучающихся
специфических
направленности в обучении,
нарушений.
Принцип
коррекционной
принцип воспитывающей и развивающей
направленности обучения, принцип научности и доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности в обучении,
принцип
наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного
подхода в обучении и т.д.
Основными видами работ, учащихся являются: артикуляционные
упражнения для губ, языка, нѐба и щѐк, упражнения на формирование
общеречевых навыков, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, по
развитию слухового и зрительного восприятия, дидактические игры, игровые
упражнения, работа в тетрадях по обучению грамоте, с кассой букв и т.д.
Методы работы:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с букварѐм
- наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
- практические – упражнения, карточки, касса букв и слогов Типы уроков:
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения
материала);
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- комбинированный урок;
- нестандартные уроки (урок-викторина, урок-игра и др.).
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы адаптированная
образовательная программа «Альтернативная коммуникация»
изучается с 1доп. по 12 классы.
Класс
Количество часов
В неделю
В год
1 дополнительный класс
2
66
1 основной класс
2
66
2 класс
2
68
3 класс
2
68
4 класс
2
68
5 класс
2
68
7 класс
2
68
8 класс
2
68
9 класс
2
68
10 класс
2
68
11 класс
2
68
12 класс
2
68
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация».
Ценность общения – понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов
культуры.
Коммуникативные ценности - развитие навыков сотрудничества с
взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выход из спорных вопросов. Ценность человека как разумного
существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди
соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание
постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел
бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека;
осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения
к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их
нравственным идеалам.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(вариант
2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей.
В
образовательной
связи
с
программы
этим
требования
представляют
к
собой
результатам
описание
освоения
возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определѐнному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9)
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации
к
труду,
работе
на
результат,
бережному
отношению
к
материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты должны отражать:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта ребенка.
• Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
• Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический
материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными
и невербальными.
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями.
• Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков.
• Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом,
коммуникативными
таблицами,
тетрадями,
воспроизводящими
(синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными
компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
• Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие
в разнообразных видах детской деятельности.
• Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации.
• Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:
использование
предметов,
речеподражательных
жестов,
реакций
взгляда,
для
шумовых,
выражения
голосовых,
индивидуальных
потребностей;
пользование
индивидуальными
коммуникативными
тетрадями,
карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и
действий путем указания на изображение или передачи карточки с
изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
• Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия хорошо известных предметов и действий.
•
Использование
карточек
с
напечатанными
словами
как
средства
коммуникации.
1.Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и
письму.
• Узнавание и различение образов графем (букв).
• Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
• Начальные навыки чтения и письма
2.Чтение и письмо
• Начальные навыки чтения и письма.
Программа
«Альтернативная
коммуникация»
направлена
на
формирование базовых учебных действий и готовности к овладению
содержанием АООП образования для у обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
• умение выполнять инструкции педагога;
• использование по назначению учебных материалов;
• умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени,
• от начала до конца,
• с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,
алгоритмом действия и т.д.
5. Содержание курса.
1 класс.
Содержание курса строится с учетом возможности выбора доступных
средств альтернативной коммуникации. Обучение строится от реального
предмета / объекта к абстрактному символу или жесту. Применение метода
постоянной стимуляции и поддержки мотивации к общению. Обучение
альтернативной
коммуникации
происходит
в
рамках
использования (для решения задач различного назначения).
функционального
Изучение
пиктограмм
для
пиктограмм
визуального
коммуникационного
расписания.
Использования
взаимодействия.
Использования
коммуникативных устройств для социального взаимодействия. Формирование
коммуникативных навыков строится с того уровня, на котором находится
учащийся. В процессе обучения происходит постоянное пополнение и
расширение способностей к общению. Коррекционный курс «Альтернативная
коммуникация» направлен на овладение способами взаимодействия, обмена
социальным. «Альтернативная коммуникация» как систематический курс
представлен двумя разделами: «Коммуникация» и «Развитие речи средствами
вербальной и альтернативной коммуникации».
Коммуникация:
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
-Коммуникация с использованием вербальных средств:
Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на
собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к
себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом).
Обращение с просьбой о помощи, выражение ее звуком (словом). Выражение
согласия, несогласия звуком (словом). Выражение благодарности звуком
(словом). Прощание с собеседником звуком (словом).
-Коммуникация с использованием невербальных средств:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответов на
вопрос. Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия),удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста.
Выражение
согласия
(несогласия),
удовольствия
(неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на
вопросы, задавание
графического изображения
картинка, пиктограмма).
(фотография,
вопросов с
цветная
использованием
картинка,
черно-белая
Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
Реагирование на собственное имя. Понимание слов, обозначающих
предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и
др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание
слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро,
медленно,
хорошо,
плохо,
весело,
грустно
и
др.).
Понимание
слов,
указывающих на предмет, его признак (я,ты, мой, твой и др). Понимание слов,
обозначающих число, количество, предметов (один, первый.)
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на,
под). Понимание простых предложений.
Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова,
строить предложения):
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Называние
(употребление)
звукокомплексов.
использованием
Называние
средств
отдельных
звуков,
собственного
невербальной
имени.
коммуникации.
звукоподражаний,
Экспрессия
с
Использование
графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и т.д.). Использование
графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть,
играть, гулять, рисовать и т.д.) .
Использование графического изображения для обозначения признака
действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно и др.). Использование карточки для обозначения числа, предмета.
Предпосылки к осмысленному чтению, письму
Узнавание (различение) образов графем (букв А, О, У, М). Графические
действия с использованием элементов графем: обводка. Штриховка, печатание
букв (А, О, У, М).
Содержание мониторинга достижений, планируемых предметных
результатов в образовательном процессе.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием предметной области «Альтернативная коммуникация» и
характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
Годовая аттестация представляет собой оценку результатов
освоения адаптированной образовательной программы, по итогам
учебного года. Основой служит анализ результатов обучения ребѐнка,
динамика развития его личности.
Результаты анализа представляются в таблице овладения
обучающимися программой по учебному предмету.
По итогам освоения отраженных в адаптированной
образовательной программе задач и анализа результатов обучения
составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребѐнка.
При оценке результативности обучения важно учитывать
затруднения обучающихся в освоении отдельных параметров, которые не
должны рассматриваться как показатель не успешности их обучения и
развития в целом.
При оценке результативности обучения учитываются
особенности психического, неврологического и соматического состояния
каждого обучающегося. Выявление результативности обучения
происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в
процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий,
графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов
заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ,
дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции;
задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При
оценке результативности достижений необходимо учитывается степень
самостоятельности ребенка.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в
оценочных показателях, основанных на качественных критериях по
итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или
невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся в
образовательной области будет создавать основу для корректировки
адаптированной образовательной программы, конкретизации содержания
дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в
оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием
видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка
нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие
возможные личностные результаты.
Результаты анализа представлены в форме удобных и понятных
всем условных единицах:
Система оценочных показателей предметных результатов:
№
Степень самостоятельности обучающегося
Оценочные
показатели
(в баллах)
Действие не выполняет
0 баллов
Выполняет действие со значительной физической помощью
1 балл
Выполняет действие с частичной физической помощью
2 балла
Выполняет действие по образцу
3 балла
Выполняет действие по инструкции» (вербальной или
4 балла
невербальной)
Выполняет действие самостоятельно
5 баллов
Лист мониторинга по учебному предмету представлен в виде карты оценки
предметных результатов (заполняется учителем в начале учебного года, в
конце).
Результаты оценки предметных результатов заносятся в индивидуальную
карту развития обучающегося. В соответствующие графы таблицы
вносятся результаты (вписываются цифры от 0 до 5) оценки каждого
параметра.
Карта оценки предметные результатов по учебному предмету
«Альтернативная коммуникация»
Критерий
Параметры оценки Индикаторы
Баллы
Н.г.
Владение
Сформированность
способность
навыками
навыков
инициировать и
коммуникации
коммуникации со
поддерживать
принятыми
взрослыми
коммуникацию
ритуалами
со взрослым
социального
способность
взаимодействия
применять
(т.е. самой
адекватные способы
формой
поведения в
поведения, его
разных ситуациях
СОЦИАЛЬНЫМ
способность
рисунком), в том
обращаться за
числе С
помощью
использованием
сформированность
нав инициировать и
информационных
технологий
способность
ыков
поддерживать
коммуникации
коммуникацию
со сверстниками
со сверстниками
способность
применять
адекватные способы
К.г.
поведения в
разных ситуациях
способность
обращаться за
помощью
владение
способность
средс использовать
твами
разнообразные
коммуникации
средства коммуникации согласно
ситуации
адекватность
способность
приме правильно применить
нения
ритуалы социального
ритуалов
взаимодействия
социа
согласно ситуации
льного
взаимодействия
Итоговая оценка выявленных образовательных результатов
обучения
AOOП определяет три уровня овладения предметными
результатами:
низкий, минимальный
и
достаточный.
«НИЗКМЙ» - способен выполнить действия от 1 до 34% (от
максимального количества баллов).
«ММНИМАЛЬНЬІЙ» - спосо0ен выполнить действия от 35% до
65% (от максимального количества баплов).
«ДОСТАТОЧНЫЙ» - способен выполнить действия свыше
65%(от максимального количества баляов).
Оценка результатов обследования отражается в таблице достижений
планируемых предметных результатов по учебному предмету
«Альтернативная коммуникация».
Таблица достижений планируемых предметных результатов по учебному
предмету
«Альтернативная коммуникация»
№ Результаты
«НИЗКИИ»
анализа освоения- программы
«МИНИМАЛЬНЫИ
Ф.И. обучающихся
«ДОСТАТОЧНЫ
способен
» - способен
выполнить
выполнить действия выполнить
действия от 1 до
от 35% до 65%
34%
М»
-
действия
способен
свыше
65%
Начало
Конец
Начало
Конец
Начало
Конец
года
года
года
года
года
года
1
Вceгo
/количество
обучающихся
вОО
AOOП определяет четыре уровня динамики продвижения
овладения предметными результатами: низкий, минимальный и
достаточный. «НЕТ» - нет фиксируемой динамики (0%);
«М» - минимальная динамика (до 25%);
«У» - удовлетворительная динамика (от 26 до 50%);
«3» - значительная динамика (свыше 50%)
Оценка результатов обследования отражается в таблице динамики
овладения формируемыми знаниями и умениями (выявляются и
фиксируются даже незначительные изменения в развитии каждого
обучающегося).
Таблица оценки динамики овладения обучающимися формируемыми
знаниями и умениями программой по учебному предмету
«Альтернативная коммуникация »
класса за 20
vч.год.
N• Динам «НЕТ»
.
ика
нет
Учитель
«М»
льная
фиксируем
динамика
динамика (от
ой
(до 25%)
26 до 50%)
динамики
(0%)
«3»
минимальная удовлетворите значительная динами
продви
жения
«У»
Нача Коне
Начал Конец Начал Конец
Начал Конец
ло
ц
о
о
года
года
года
года
о
года
года
года
года
Ф.И.
обучаю
щихся
Вceгo
/кол
ичество
обучающих
ся в %
6. Тематическое планирование.
1 класс
Виды деятельности
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема занятия
Обследование
Общее представление о предметах.
Игрушки (мяч,
кукла, кубики)
Отличает предметы по их внешнему виду.
Катает мяч. Убаюкивает куклу. Строит из
кубиков башню. Показывает жестами «Тихо!
Лиза спит!»
Отличает предметы по их звучанию. Играет в
игру «Оркестр». Показывает жестами игру на
Музыкальные
игрушки (барабан,
Кол-во
Дата
часов
по
разделу
4
2.09
4.09
9.09
11.09
4
16.09
18.09
23.09
25.09
4
30.09
2.10
11 бубен, дудка)
12
дудке, барабане.
7.10
9.10
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Одежда
Выделяет из предложенных предметов
(кубики, кофта, брюки) предметы одежды,
может их назвать (кофта, брюки).
4
Мебель (стол,
стул, шкаф)
Называет и показывает предметы мебели
(стол, стул, шкаф). Знает предназначение
данных предметов.
4
Бытовые приборы
(утюг, стиральная
машина)
Называет бытовые приборы (утюг,
4
стиральная машина). Играет в игру «Мамин
помощник». Имитирует стирку и глажку
белья.
Сравнивает зверей по их внешним признакам. 4
Показывает жестами повадки зайца (прыгает,
руки сложены) и волка (пасть волка).
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Зима
Дикие животные
(заяц, волк)
Домашние
животные (кошка,
собака)
Посуда (тарелка,
чашка, ложка)
Рассматривает картинки с изображением
4
зимы. Называет с помощью учителя признаки
зимы, раскрашивает их на картинках. Играет
в игру «Снежки».
Сравнивает зверей по их внешним признакам. 4
Подражает звукам кошки и собаки.
Называет предметы посуды (тарелка, чашка,
4
ложка). Знает предназначение данных
предметов. Играет в игру «Накорми куклу».
Показывает жестами «Хочу есть», «Хочу
пить».
41 Продукты питания Называет и показывает овощи: морковь, 4
помидор, картофель;
фрукты: банан,
42 (овощи, фрукты)
мандарин, яблоко. Учится находить эти
43
овощи, фрукты среди других. Имитирует
44
чистку овощей. Играет в игру «В магазине».
45 Продукты питания Называет и показывает продукты питания 4
(молоко, хлеб, масло). Учится находить их
46 (молоко, хлеб,
среди других. Играет в игру «В магазине»,
47 масло).
«На кухне».
48
Рассматривает картинки с изображением
4
49 Весна
весны. Называет с помощью учителя
50
признаки весны, раскрашивает их на
51
картинках.
52
14.10
16.10
21.10
23.10
6.11
11.11
13.11
18.11
20.11
25.11
27.11
2.12
4.12
9.12
11.12
16.12
18.12
23.12
25.12
30.12
13.01
15.01
20.01
22.01
27.01
29.01
3.02
5.02
10.02
12.02
24.02
26.02
3.03
5.03
10.03
12.03
17.03
19.03
24.03
26.03
53 Части тела
54
55
56
57 Транспорт
58 (машина)
59
60
61 Лето
62
63
64
65 Обследование
66
Итого
Называет и показывает части тела (на себе, на
кукле).
Играет в игры с куклой (Лиза закрывает
глаза, поднимает руки).
Называет транспортные средства по
картинкам. Подражает звукам транспортных
средств. Играет в игру «В гараже».
4
Наблюдает за сезонными изменениями в
природе. Раскрашивает сюжетные картинки.
Играет в игру «Сажаем огород!»
4
4
2
66
7.04
9.04
14.04
16.04
21.04
23.04
28.04
30.04
5.05
7.05
12.05
14.05
19.05
21.05