ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Математика»
1б класс
Выполнила:
учитель начальных классов
С.В. Степанычева
Астрахань, 2025
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с лѐгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 99 часов в год (3 часа
в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения: подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе и овладение
доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения:
формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач; развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 1 классе определяет следующие задачи:
формирование умения выделять свойства предметов, такие как цвет, форма, размер и сравнивать их по свойствам предметов;
формирование умения определять положения предметов относительно себя, друг друга, показывать на себе положение частей тела, определять положение предметов на плоскости и в пространстве;
формирование умения образовывать числа первого десятка, писать цифры, обозначающие числа первого десятка, их сравнение, выполнять арифметические действия (сложение и вычитание) с ними;
формирование умения решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка;
формирование первоначальных представлений о геометрических фигурах.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике в 1 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях.
Программа обучения в 1 классе предусматривает значительный подготовительный (пропедевтический) период. Задача подготовительного периода –
выявление количественных, пространственных, временных представлений обучающихся, представлений о размерах, форме предметов, установление потенциальных возможностей детей в усвоении математических знаний и подготовка их к усвоению систематического курса математики и элементов
наглядной геометрии, формирование общеучебных умений и навыков.
В пропедевтический период уточняются и формируются у обучающихся понятия о размерах предметов, пространственные представления, количественные представления, временные понятия и представления.
После пропедевтического периода излагается содержание разделов математики: знакомство с числами первого десятка, цифрами для записи этих чисел, действиями сложения и вычитания; одновременно обучающиеся знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой, рублѐм, монетами достоинством в 50 копеек, 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., обучение решению арифметических задач.
Выбор методов обучения обусловливается рядом факторов: содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития обучающ ихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние коррекционная направленность обучения, а
также решение задач социальной адаптации.
На уроках математики широкое применение находят дидактические игры. Известно, что если ребѐнок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным
для обучающихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память.
На всех этапах процесса обучения математике необходимо широко использовать предметно-практическую деятельность обучающихся. При этом
учитывается накопление не только математических знаний, но и навыков учебной деятельности.
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
п/п
1. Подготовка к изучению математики.
2. Первый десяток.
3. Итоговое повторение.
Итого:
Количество часов
Контрольные работы
23ч.
74 ч.
2 ч.
99 ч.
–
–
–
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося;
позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно);
начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и доступных видах хозяйственно-бытового труда.
Предметные:
Минимальный уровень:
различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе;
сравнивать предметы по одному признаку;
определять положение предметов на плоскости;
определять положение предметов в пространстве относительно себя;
образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10;
сравнивать группы предметов;
решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счѐтного и дидактического материала;
пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя);
строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
обводить геометрические фигуры по трафарету;
иметь представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).
Достаточный уровень:
сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2-4 предмета; по одному и нескольким признакам;
показывать на себе положение частей тела, называть положение предметов относительно себя, друг друга, называть положение предметов на плоскости
и в пространстве;
образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10;
считать в прямом и обратном порядке в пределах 10
оперировать количественными и порядковыми числительными в пределах первого десятка;
заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес.= 10 ед.);
сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы;
решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10;
пользоваться переместительным свойством сложения;
пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых;
пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, записывать решение в виде арифметического примера;
отображать точку на листе бумаги, на классной доске;
строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
проводить прямую линию через одну и две точки;
обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету;
иметь представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов – нет фиксируемой динамики;
1 балл – минимальная динамика;
2 балла – удовлетворительная динамика;
3 балла – значительная динамика.
Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
– «верно» – задание выполнено на 70 – 100 %;
– «частично верно» – задание выполнено на 30 – 70%;
– «неверно» – задание выполнено менее, чем на 30 %.
№
Тема предмета
Кол-во
часов
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ М А Т Е М А Т И К И
Дата
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Подготовка к изучению математики – 23 ч.
Цвет.
Знакомство с учебником, рабочей тетрадью.
Различают (понимают в речи
Классификация
Различение предметов по цвету на основе предмет- учителя) слова, определяющие
1. предметов по цвету. 1 01.09 но-практической деятельности и показа изображе- цвет предметов. Различают 2
Назначение предмений в учебнике. Выделение предметов в совокупно- предмета по цвету. Сравнивают
тов.
сти по цвету. Сравнение предметов по цвету.
предметы по цвету 2 предмета.
Распознают, называют круг как
геометрическую фигуру.
Распознавание среди моделей геометрических фиРазличают 2 предмета по форме
гур круга, называние.
(круг).
Выделение предмеОпределение формы предметов путѐм соотнесения с
Сравнивают предметы по форме,
2. тов, обладающих
1 02.09 кругом (похожа на круг, круглая; не похожа на
2 предмета.
формой круга.
круг).
Сравнивают предметы по одноРазличение предметов, имеющих форму круга.
му из признаков (цвет, форма.)
Сравнение предметов по форме.
Обводят круг по шаблону и трафарету.
Различают (понимают в речи
Выделение предметов в совокупности по размеру.
учителя) слова, определяющие
Большой – маленьСравнение предметов по размеру на основе предвеличину предметов. Различают
кий.
метно-практической деятельности и показа изобра- 2 предмета по размеру (большой,
Различение предме05.09,
3-4.
2
жений в учебнике.
маленький, равные). Сравнивают
тов по размерам.
08.09
Различение слов, определяющих величину предме- предметы по размеру, 2 предмеСравнение предметов: большой, маленький, равные (одинаковые) по та. Сравнивают предметы по одтов по размерам.
величине.
ному из признаков (цвет, форма,
размер).
Определяют положение предметов на плоскости.
Различение расположения объектов в пространстве
Различают направления: правый,
Выделение направи на плоскости.
левый; справа, слева, в середине,
5. лений: слева, справа, 1 09.09 Выполнение практических упражнений на различемежду.
в середине, между.
ние направлений: правый, левый, справа, слева, в
Определяют положение предмесередине, между.
тов в пространстве относительно
себя.
6. Выделение предме-
1 12.09 Распознавание среди моделей геометрических фи-
Распознают, называют квадрат
Достаточный уровень
Различают и используют в собственной речи слова, определяющие цвет предметов. Различают и сравнивают предметы по
цвету 2-4 предмета.
Распознают, называют круг как
геометрическую фигуру. Выделяют в окружающей обстановке предметы, имеющие форму
круга. Сравнивают предметы
по форме (2-4 предмета). Сравнивают предметы по одному и
нескольким признакам (цвет,
форма). Обводят круг по контуру, шаблону и трафарету.
Различают и используют в собственной речи слова, определяющие величину предметов.
Различают предметы по размеру. Сравнивают предметы по
размеру (2-4 предмета).
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам
(цвет, форма, размер).
Определяют и называют положение предметов на плоскости
и в пространстве. Различают
направления: правый, левый,
справа, слева, в середине, между. Определяют и называют
положение предметов в пространстве относительно себя,
друг друга.
Распознают, называют квадрат
тов, имеющих форму квадрата.
гур квадрата, называние формы.
Определение формы предметов путѐм соотнесения с
квадратом (похожа на квадрат, квадратная; не похожа на квадрат).
Выделение предметов в совокупности по форме
Дифференциация круга и квадрата.
Сравнение предметов по форме на основе предметно-практической деятельности и показа изображений в учебнике.
Различение расположения объектов в пространстве
и на плоскости. Определение положения «вверху»,
«внизу» применительно к предметам в пространстве
Пространственные
относительно себя; по отношению друг к другу; на
представления.
плоскости. Определение положения «выше», «ниВыделение положе7.
1 15.09 же», «верхний», «нижний» применительно к полоний: вверху, внизу,
жению предметов в пространстве по отношению
верхний, нижний,
друг к другу; на плоскости. Определение пространна, над, под.
ственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов «на», «над»,
«под». Перемещение предметов в указанное поло-е.
Сравнение двух предметов по размеру: длинный –
короткий, длиннее – короче.
Сравнение трех-четырех предметов по длине (длинДлинный – коротнее, самый длинный, короче, самый короткий).
кий. Сравнение
Выявление одинаковых, равных по длине предметов
предметов по длине.
в результате сравнения двух предметов, трѐхОпределение прочетырѐх предметов. Определение положения «внут8.
1 16.09
странственного пори», «снаружи» применительно к положению предложения: внутри,
метов в пространстве по отношению друг к другу;
снаружи, в, около,
на плоскости.
рядом.
Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи
предлогов и наречий «в», «рядом», «около». Перемещение предметов в указанное положение.
Знакомство с геометрической фигурой треугольник:
распознавание, называние. Определение формы
Выделение предмепредметов путѐм соотнесения с треугольником (по9. тов, имеющих фор- 1 19.09 хожа на треугольник, треугольная; не похожа на
му треугольника.
треугольник). Дифференциация круга, квадрата,
треугольника. Выделение в целостном объекте
(предмете, изображении предмета) его частей, опре-
как геометрическую фигуру.
Различают 2 предмета по форме
(квадрат). Сравнивают предметы
по форме, 2 предмета. Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер).
Обводят геометрические фигуры
(квадрат) по шаблону и трафарету.
как геометрическую фигуру.
Различают предметы по форме
(квадрат). Сравнивают предметы по форме (2-4 предмета).
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам
(цвет, форма). Обводят геометрические фигуры (квадрат) по
контуру, шаблону и трафарету.
Определяют положение предметов на плоскости, в пространстве
относительно себя.
Различают положения: вверху,
внизу, верхний, нижний, на, над,
под.
Определяют и называют положение предметов на плоскости
и в пространстве, относительно
себя, друг друга.
Различают положения: вверху,
внизу, верхний, нижний, на,
над, под.
Понимают в речи слова длинный, короткий, длиннее, короче.
Различают 2 предмета по длине.
Сравнивают предметы по длине,
2 предмета.
Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма,
размер, длина).
Определяют положение предметов на плоскости.
Различают положения внутри,
снаружи, в, около, рядом.
Распознают, называют треугольник как геометрическую фигуру.
Сравнивают предметы по форме,
2 предмета.
Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма,
размер). Обводят геометричес-
Понимают и используют в речи: длинный, короткий, длиннее, короче. Различают предметы по длине. Сравнивают предметы по длине 2-4 предмета.
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам
(цвет, форма, размер, длина).
Определяют и называют положение предметов на плоскости
и в пространстве. Различают
используют в речи слова, называющие положения: внутри,
снаружи, в, около, рядом.
Распознают, называют трегольник как геометрическую фигуру. Сравнивают предметы по
форме, 2-4 предмета. Сравнивают предметы по одному и
нескольким признакам (цвет,
форма). Обводят геометричес-
Широкий – узкий.
10. Сравнение предметов по ширине.
Положения: далеко
– близко, дальше –
11. ближе, к, от.
Сравнение предметов по удалѐнности.
1 22.09
1 23.09
Выделение предме12. тов, имеющих форму прямоугольника.
1 26.09
Высокий – низкий.
Различение, сравне13.
ние предметов по
высоте.
1 29.09
Глубокий – мелкий.
Различение, сравне14.
ние предметов по
глубине.
1 30.09
деление формы этих частей. Составление целостного объекта из отдельных частей (в виде композиции
из геометрических фигур).
Сравнение двух предметов по размеру: широкий –
узкий, шире – уже. Сравнение трех-четырѐх предметов по ширине (шире, самый широкий, уже, самый узкий). Выявление одинаковых, равных по ширине предметов в результате сравнения двух предметов, трѐх-четырѐх предметов.
Определение положения «далеко», «близко»,
«дальше», «ближе» применительно к положению
предметов в пространстве относительно себя, по
отношению друг к другу. Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов «к», «от».
Перемещение предметов в указанное положение.
Знакомство с геометрической фигурой прямоугольник: распознавание, называние. Определение формы предметов путѐм соотнесения с прямоугольником (похожа на прямоугольник, прямоугольная; не
похожа на прямоугольник). Дифференциация круга,
квадрата, треугольника, прямоугольника; дифференциация предметов по форме. Выделение в целостном объекте (предмете, изображении предмета) его
частей, определение формы этих частей. Составление целостного объекта из отдельных частей (в виде
композиции из геометрических фигур).
Сравнение двух предметов по размеру: высокий –
низкий, выше – ниже. Сравнение трѐх-четырѐх
предметов по высоте (выше, самый высокий, ниже,
самый низкий). Выявление одинаковых, равных по
высоте предметов в результате сравнения двух
предметов, трех-четырех предметов на основе
предметно-практической деятельности и показа
изображений в учебнике.
Сравнение двух предметов по глубине: глубокий –
мелкий, глубже – мельче.
Сравнение трех-четырех предметов по глубине
(глубже, самый глубокий, мельче, самый мелкий).
Выявление одинаковых, равных по глубине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-
кие фигуры (треугольник) шаблону и трафарету.
кие фигуры (треугольник) по
контуру, шаблону и трафарету.
Различают 2 предмета по ширине. Сравнивают предметы по
ширине, 2 предмета.
Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма,
размер, длина, ширина).
Различают предметы по ширине. Сравнивают предметы по
ширине 2-4 предмета. Сравнивают предметы по одному и
нескольким признакам (цвет,
форма, размер, длина, ширина).
Различают положения: далеко –
близко, дальше – ближе, к, от.
Определяют положение предметов в пространстве относительно
себя.
Определяют и называют положение предметов на плоскости
и в пространстве. Различают и
используют в речи слова, называющие положения: далеко –
близко, дальше – ближе, к, от.
Распознают, называют прямоугольник как геометрическую
фигуру.
Сравнивают предметы по форме (2-4 предмета).
Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам
(цвет, форма).
Обводят геометрические фигуры (прямоугольник) по контуру, шаблону и трафарету.
Различают предметы по высоте
Различают 2 предмета по высоте. Употребляют в речи слова: выСравнивают 2 предмета по высо- сокий, низкий, выше, ниже.
те.
Сравнивают предметы по выСравнивают предметы по одно- соте (2-4 предмета). Сравниваму из признаков (цвет, форма,
ют предметы по одному и несразмер, длина, ширина, высота). кольким признакам (цвет, форма, размер, длина, ширина).
Различают 2 предмета по глуРазличают предметы по глубибине.
не. Употребляют в речи слова:
Сравнивают 2 предмета по глу- глубже – мельче. Сравнивают
бине.
предметы по глубине, 2-4 предСравнивают предметы по одно- мета. Сравнивают предметы по
му из признаков (цвет, форма,
одному и нескольким признаРаспознают, называют прямоугольник как геометрическую
фигуру.
Сравнивают предметы по форме,
2 предмета.
Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма,
размер).
Обводят геометрические фигуры
(прямоугольник) по трафарету.
четырех предметов.
Отношения порядка
следования: впереди, сзади, перед, за,
15.
1 03.10
первый, последний,
крайний, после, следом, следующий за.
Толстый – тонкий.
16. Сравнение предметов по толщине.
1 06.10
Временные представления: сутки (утро,
день, вечер, ночь),
17.
1 07.10
рано, поздно, сегодня, завтра, вчера,
на следующий день.
Быстро – медленно.
Сравнение предме18.
1 10.10
тов по скорости движения предметов.
Тяжѐлый – лѐгкий.
19.
1 13.10
Сравнение предме-
размер, длина, ширина, высота,
глубина).
кам (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота, глубина).
Определение положения «впереди», «сзади», приОпределяют и называют поломенительно к положению предметов в пространстве
жение предметов на плоскости
Определяют положение предмеотносительно себя, по отношению друг к другу.
и в пространстве. Определяют
тов на плоскости.
Определение пространственных отношений преди называют положение предмеОпределяют положение предмеметов между собой на основе использования в речи
тов в пространстве относительтов в пространстве относительно
предлогов «перед», «за». Перемещение предметов в
но себя, друг друга.
себя.
указанное положение. Определение порядка следоРазличают, используют в речи
Различают отношения порядка
вания линейно расположенных предметов, изобраслова, обозначающие отношеследования: впереди, сзади, пежений предметов на основе понимания и использония порядка следования: вперед, за, первый, последний, пования в собственной речи слов, характеризующих
реди, сзади, перед, за, первый,
сле, следующий за.
их пространственное расположение (первый – поспоследний, крайний, после,
ледний, крайний, после, следом, следующий за).
следом, следующий за.
Различают предметы по толщиРазличают 2 предмета по толСравнение двух предметов по размеру: толстый –
не. Употребляют в речи слова:
щине.
тонкий, толще – тоньше.
толстый, тонкий, толще, тоньСравнивают 2 предмета по толСравнение трѐх-четырѐх предметов по толщине
ше. Сравнивают предметы по
щине.
(толще, самый толстый, тоньше, самый тонкий).
толщине, 2-4 предмета. СравСравнивают предметы по одноВыявление одинаковых, равных по толщине преднивают предметы по одному и
му из признаков (цвет, форма,
метов в результате сравнения двух предметов, трѐхнескольким признакам (цвет,
размер, длина, ширина, высота,
четырѐх предметов.
форма, размер, длина, ширина,
толщина).
высота, толщина).
Выделение частей суток (утро, день, вечер, ночь),
установление порядка их следования. Овладение
представлением: утро, день, вечер, ночь – это одни
сутки. Определение времени событий в жизни обуИмеют представления о времеИмеют представления о времечающихся применительно к частям суток.
нах года, о днях недели, о чанах года, о днях недели, о частях
Ориентирование во времени на основе усвоения
стях суток, их последовательсуток, их последовательности
временных представлений: «рано», «поздно», «сености. Используют в речи
(возможно с помощью наглядногодня», «завтра», «вчера», «на следующий день»
названия времѐн года, дней него материала).
применительно к событиям в жизни обучающихся.
дели, частей суток.
Установление последовательности событий на основе оперирования понятиями «раньше», «позже»
(на конкретных примерах из жизни обучающихся).
Сравнение двух предметов по скорости передвиже- Различают 2 предмета по скоро- Различают предметы по скорония на основе рассмотрения конкретных примеров сти движения предметов.
сти движения предметов. Употдвижущихся объектов.
Сравнивают 2 предмета по ско- ребляют в речи слова: быстро,
Различение понятий быстрее, медленнее.
рости движения предметов.
медленно, быстрее, медленнее.
Сравнение двух предметов по массе: тяжѐлый – лѐг- Различают понятия: тяжѐлый,
Сравнивают предметы по скокий, тяжелее – легче.
лѐгкий, тяжелее, легче.
рости движения предметов (2-4
тов по массе (весу).
Сравнение трѐх-четырѐх предметов по тяжести (тяжелее, самый тяжѐлый, легче, самый лѐгкий).
Выявление одинаковых, равных по тяжести предметов в результате сравнения двух предметов, трѐхчетырѐх предметов.
Сравнение двух-трѐх предметных совокупностей по
Сравнение предметколичеству предметов, их составляющих. Оцениваных совокупностей
ние количества предметов в совокупностях на глаз:
по количеству предмного – мало, несколько, один, ни одного. Сравне20. метов их составляю- 1 14.10
ние количества предметов одной совокупности до и
щих: много, мало,
после изменения количества предметов, еѐ составнесколько, один, ни
ляющих (стало несколько, много; осталось нескольодного.
ко, мало, ни одного).
Ориентирование во времени на основе усвоения
представлений «давно», «недавно» применительно к
Временные предсобытиям в личном опыте обучающихся. Сравнение
ставления: давно,
21.
1 17.10 по возрасту: молодой – старый, моложе (младше) –
недавно, молодой,
старше. Сравнение по возрасту двух-трѐх людей из
старый.
ближайшего социального окружения обучающихся
(членов семьи, участников образов-ного процесса).
Сравнение предметных совокупностей
Сравнение небольших предметных совокупностей
по количеству предпутѐм установления взаимно однозначного соответметов их составляюствия между ними или их частями: больше, меньше,
22. щих: больше, мень- 1 20.10 одинаковое, равное количество, столько же, скольше, столько же, одико, лишние, недостающие предметы.
наковое количество,
Уравнивание предметных совокупностей по колилишние, недостаючеству предметов, их составляющих.
щие предметы.
Сравнение объѐмов
Сравнение объѐмов жидкостей, сыпучих веществ в
23. жидкостей, сыпучих 1 21.10 одинаковых ѐмкостях: больше, меньше, одинаково,
веществ.
равно, столько же.
Различают 2 предмета по массе
Сравнивают 2 предмета по массе
Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма,
размер, длина, ширина, высота,
толщина, скорость движения
предметов).
предмета). Различают предметы по массе. Употребляют в речи слова: тяжѐлый, лѐгкий, тяжелее, легче. Сравнивают предметы по массе (2-4 предмета).
Сравнивают предметы по одному или нескольким признакам
(цвет, форма, размер, длина,
ширина, высота, толщина, скорость движения предметов).
Различают предметные совокупности по количеству предметов
их составляющих: много, мало,
несколько, один, ни одного (с
помощью учителя).
Различают предметные совокупности по количеству предметов их составляющих, используют в собственной речи слова:
много, мало, несколько, один,
ни одного.
Различают временные представления: давно, недавно, раньше,
позже, молодой, старый, моложе,
старше (на примере близких людей, с помощью наглядного материала).
Различают временные представления, используют в собственной речи слова: давно,
недавно, раньше, позже, молодой, старый, моложе, старше.
Различают количественные отношения: больше, меньше,
столько же, одинаковое количество, лишние, недостающие
предметы (возможно с помощью).
Различают количественные отношения, используют в собственной речи слова: больше,
меньше, столько же, одинаковое количество, лишние, недостающие предметы.
Различают 2 предмета по объѐму.
Сравнивают 2 предмета по объѐму.
Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма,
размер, длина, ширина, высота,
Различают предметы по объѐму
Используют в собственной речи слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнивают 2-4 предмета по
объѐму. Сравнивают предметы
по одному и нескольким приз-
толщина, масса, объѐм).
24.
Количество и счѐт.
Число и цифра 1.
1 24.10
Число и цифра 2.
Образование числа 2
25.
1 07.11
путѐм присчитывания единицы. Пара.
Число и цифра 2.
Сложение и вычитание в пределах 2.
08.11,
26Простые арифмети- 3 10.11,
28.
ческие задачи на
11.11
сложение и вычитание. Шар.
Число и цифра 3.
29. Образование, счѐт в
пределах 3.
1 14.11
Первый десяток – 74 ч.
Знакомство с числом и цифрой 1
Различают, читают и записываОбозначение цифрой (запись) числа 1. Соотношеют число 1 (возможно с помоние количества, числительного и цифры.
щью учителя).
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 2. Определение места числа 2 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 2. Счѐт предме- Образовывают, различают, читов в пределах 2. Соотношение количества, числи- тают и записывают число 2 (возтельного и цифры. Сравнение чисел в пределах 2.
можно с помощью учителя).
Усвоение понятия «пара предметов»: определение
пары предметов, составление пары из знакомых пр.
Знакомство с арифметическими действиями: сложение, вычитание; их название: плюс, минус; их значение прибавить, вычесть. Знакомство со знаком
«=», его значением (равно, получится). Составление
математического числового выражения (1 + 1, 2 – 1)
на основе соотнесения с предметно-практической
Решают примеры на сложение и
деятельностью (ситуацией). Запись математическовычитание с помощью счѐтного
го выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2,
и дидактического материала.
2 – 1 = 1. Задача, еѐ структура: условие, вопрос, реСоставляют и решают простые
шение и ответ. Составление арифметических задач
арифметические задачи на
на нахождение суммы, остатка по предложенному
нахождение суммы, остатка с
сюжету. Знакомство с объѐмной фигурой шар: распомощью учителя.
познавание, называние. Определение форм предмеРаспознают объѐмную фигуру:
тов окружающей среды путѐм соотнесения с шаром.
шар.
Дифференциация круга и шара. Дифференциация
Дифференцируют объѐмные и
предметов окружающей среды по форме (похожи на
плоские фигуры: шар и круг.
круг, похожи на шар). Нахождение в ближайшем
окружении предметов одинаковой формы (мяч,
апельсин – похожи на шар, одинаковые по форме;
монета, пуговица – похожи на круг, одинаковые по
форме и т. п.), разной формы.
Образование, название, обозначение цифрой (заОбразовывают, различают, чипись) числа 3. Числовой ряд в пределах 3. Опреде- тают и записывают число 3 (возление места числа 3 в числовом ряду. Счѐт предме- можно с помощью учителя).
тов в пределах 3. Соотношение количества, числи- Считают в прямом и обратном
тельного и цифры Количественные и порядковые
порядке с помощью числового
числительные, их дифференциация.
ряда.
накам (цвет, форма, размер,
длина, ширина, высота, толщина, масса, объѐм).
Различают, читают и записывают число 1.
Образовывают, различают, читают и записывают число 2.
Решать примеры на сложение и
вычитание.
Составляют и решают простые
арифметические задачи на
нахождение суммы, остатка.
Распознают и называют объѐмную фигуру: шар.
Дифференцируют и называют
объѐмные и плоские фигуры:
шар и круг.
Образовывают, различают, читают и записывают число 3.
Считают в прямом и обратном
порядке.
Число и цифра 3.
Знание числового ряда в пределах 3.
Сравнение предметСчет предметов в пределах 3.
ных множеств и чиИспользование порядковых числительных для
30. сел в пределах 3.
1 17.11
определения порядка следования предметов.
Получение числа 2
Сравнение чисел в пределах 3.
путѐм отсчитывания
Изучение состава чисел 2, 3.
единицы.
Образовывают, различают, читают и записывают число 3.
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 3 (возможно с помощью учителя).
Образовывают, различают, читают и записывают число 3.
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 3.
Сложение и вычитаЗнакомство с переместительным свойством сложение в пределах 3.
ния (практическое использование).
31. Решение простых
1 18.11
Составление и решение арифметических задач на
задач на нахождение
нахождение суммы, по предложенному сюжету.
суммы.
Различают действие сложения,
записывают его в виде примера.
Составляют и решают простые
арифметические задачи на нахождение суммы, записывают решение в виде арифметического
примера (с помощью учителя).
Различают действие сложения,
записывают его в виде примера
Составляют и решают простые
арифметические задачи на нахождение суммы, записывают
решение в виде арифметического примера.
Образовывают, различают, читают и записывают число 3.
Пользуются таблицей состава
чисел (из двух чисел).
Решают примеры на сложение и
вычитание с помощью счѐтного
и дидактического материала.
Различают объѐмные и плоские
фигуры: куб и квадрат.
Образовывают, различают, читают и записывают число 3.
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых.
Решают примеры на сложение
и вычитание.
Различают и называют объѐмные и плоские фигуры: куб и
квадрат.
Образовывают, различают, читают и записывают число 4 (возможно с помощью). Считают в
прямом и обратном порядке с
помощью числового ряда.
Образовывают, различают, читают и записывают число 4.
Считают в прямом и обратном
порядке.
Образовывают, различают, читают и записывают число 4.
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 4 (возможно с помощью учителя).
Образовывают, различают, читают и записывают число 4.
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 4.
Состав числа 3.
Решение примеров
21.11,
32на сложение и вычи- 3 24.11,
34.
тание.
25.11
Решение задач. Куб.
Число и цифра 4.
35. Образование числа 4 1 28.11
Счѐт до 4.
Практическое использование переместительного
свойства сложения. Составление арифметических
задач на нахождение суммы, остатка по предложенному сюжету. Определение форм предметов окружающей среды путѐм соотнесения с кубом. Дифференциация квадрата и куба. Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на
квадрат, похожи на куб). Нахождение в ближайшем
окружении предметов одинаковой формы (кубик
игровой, деталь конструктора в форме куба – похожи на куб, одинаковые по форме; платок, салфетка –
похожи на квадрат, одинаковые по форме и т. п.),
разной формы.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 4. Числовой ряд в пределах 4. Определение места числа 4 в числовом ряду.
Счет предметов в пределах 4. Соотношение количества, числительного и цифры.
Число и цифра 4
Сравнение предметСчѐт предметов в пределах 4. Соотношение количеных множеств и чиства, числительного и цифры.
36.
1 01.12
сел в пределах 4.ПоСравнение предметных множеств, чисел в пределах
лучение числа 3 пу4. Изучение состава числа 4.
тѐм отсчитывания 1.
Числовой ряд 1-4.
Сравнение чисел в пределах 4.
37. Сравнение чисел,
1 02.12 Составление и решение примеров на сложение и
запись и решение
вычитание с опорой на иллюстративное изображе-
Образовывают, различают, чита- Образовывают, различают, чиют и записывают число 4. Срав- тают и записывают число 4.
нивают числа в пределах 4 (воз- Сравнивают числа в пределах 4
примеров в пределах
4.
ние состава числа 4.
Решение примеров на последовательное присчитывание по 1 единице (1 + 1 + 1 + = 4)
Решение простых
38. задач на нахождение 1 05.12
суммы.
Состав числа 4.
Решение примеров
на сложение и вычи08.12,
39тание.
3 09.12,
41.
Решение задач на
12.12
нахождение остатка.
Брус.
Число и цифра 5.
42. Образование, счѐт в
пределах 5.
1 15.12
можно с помощью). Составляют,
записывают, решают примеры на
сложение и вычитание с помощью счѐтного и дидактического
материала.
Составляют и решают простые
Составление и решение арифметических задач на
арифметические задачи на
нахождение суммы в пределах 4 по предложенному
нахождение суммы, записывают
сюжету.
решение в виде арифметического
Составление задач по готовому решению.
примера (с помощью учителя).
Закрепление знания состава числа 4. Составление и
решение примеров на сложение и вычитание с опоОбразовывают, различают, чирой на иллюстративное изображение состава числа
тают и записывают число 4.
4. Составление и решение арифметических задач на
Пользуются таблицей состава
нахождение остатка в пределах 4 по предложенному
чисел (из двух чисел).
сюжету. Знакомство с объѐмной фигурой брус: расЧитают, записывают, решают
познавание, называние. Определение формы предпримеры на сложение и вычитаметов окружающей среды путем соотнесения с бруние с помощью счѐтного и дисом. Дифференциация прямоугольника и бруса.
дактического материала.
Дифференциация предметов окружающей среды по
Распознают объѐмную фигуру:
форме (похожи на прямоугольник, похожи на брус).
брус.
Нахождение в ближайшем окружении предметов
Различают объѐмные и плоские
одинаковой формы (коробка, шкаф – похожи на
фигуры: брус и прямоугольник.
брус, одинаковые по форме; тетрадь, классная доска
– похожи на прямоугольник).
Образование, название, обозначение цифрой (заОбразовывают, различают, чипись) числа 5. Числовой ряд в пределах 5. Опреде- тают и записывают число 5 (возление места числа 5 в числовом ряду. Счѐт предме- можно с помощью). Считают в
тов в пределах 5. Соотношение количества, числи- прямом и обратном порядке с
тельного и цифры.
помощью числового ряда.
Число и цифра 5.
Сравнение предметСравнение предметных множеств, чисел в пределах
ных множеств в пре5. Составление и решение примеров на сложение и
43.
1 16.12
делах 5. Получение
вычитание с опорой на иллюстративное изображечисла 4 путѐм отсчиние состава числа 5. Изучение состава числа 5.
тывания единицы.
Числовой ряд 1-5.
Составление и решение примеров на сложение и
Сравнение чисел,
вычитание с опорой на иллюстративное изображе44. запись и решение
1 19.12 ние состава числа 5.
примеров в пределах
Решение примеров на прибавление (вычитание)
5.
числа 5 с помощью последовательного присчитыва-
Составляют, записывают, решают примеры на сложение и
вычитание.
Составляют и решают простые
арифметические задачи на
нахождение суммы, записывают решение в виде арифметического примера.
Образовывают, различают, читают и записывают число 4.
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых.
Составляют, читают, записывают, решают примеры на сложение и вычитание.
Распознают и называют объѐмную фигуру: брус.
Различают и называют объѐмные и плоские фигуры: брус и
прямоугольник.
Образовывают, различают, читают и записывают число 5.
Считают в прямом и обратном
порядке.
Образовывают, различают, читают и записывают число 5.
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 5 (возможно с помощью).
Образовывают, различают, читают и записывают число 5.
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 5.
Сравнивают числа в пределах 5
(возможно с помощью). Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счѐ-
Сравнивают числа в пределах
5.
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на
сложение и вычитание.
ния по 1 (1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5)
Счет предметов в пределах 5. Изучение состава
Решение простых
числа 5. Составление и решение арифметических
45. задач на нахождение 1 22.12 задач на нахождение суммы, остатка в пределах 5
суммы, остатка.
по предложенному сюжету.
Составление задач по готовому решению.
Закрепление знания состава числа 5.
Сравнение чисел в пределах 5.
Состав числа 5.
Составление и решение примеров на сложение и
Сравнение, запись и
46.
вычитание.
решение примеров в 1 23.12
Составление и решение арифметических задач на
пределах 5.
нахождение суммы, остатка в пределах 5 по предРешение задач.
ложенному сюжету.
Составление задач по готовому решению.
Числа и цифры от 1
47до 5. Повторение.
49.
Точка, линии.
50.
Числа и цифры от 1
до 5. Овал.
51- Число и цифра 0.
Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 5. Составление и решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5. Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы,
остатка в пределах 5. Знакомство с геометрически26.12, ми фигурами: точка, линия. Распознавание, называ3 29.12, ние Дифференциация точки и круга. Линии прямые
30.12 и кривые: распознавание, называние, дифференциация. Моделирование прямых, кривых линий на основе практических действий с предметами (веревка,
проволока, нить и пр.). Нахождение линий в иллюстрациях, определение их вида.
Изображение кривых линий на листке бумаги.
Знакомство с геометрической фигурой овал: распознавание, называние. Определение формы предметов путем соотнесения с овалом (похожа на овал,
овальная; не похожа на овал). Дифференциация
круга и овала; дифференциация предметов окружа1 12.01 ющей среды по форме (похожи на круг, похожи на
овал).Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (зеркало, поднос – похожи
на овал, одинаковые по форме; тарелка, часы – похожи на круг, одинаковые по форме и т. п.), разной
формы.
2 13.01, Получение нуля на основе практических действий с
тного и дидактического матер-а.
Составляют и решают простые
арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, записывают решение в виде арифметического примера.
Образовывают, различают, читают и записывают число 5.
Пользуются таблицей состава
чисел (из двух чисел).
Читают, записывают, решают
примеры на сложение и вычитание с помощью счѐтного и дидактического материала.
Образовывают, различают, читают и записывают число 5. Пользуются таблицей состава чисел
(из двух чисел). Сравнивают
предметные множества и числа в
пределах 5 (возможно с помощью). Читают, записывают, решают примеры в одно действие
на сложение и вычитание с помощью счѐтного и дидактического материала. Различают геометрические фигуры: точка, линия, прямая линия, кривая линия. Строят прямую линию с
помощью линейки.
Различают 2 предмета по форме
(овал).
Сравнивают 2 предмета по форме.
Сравнивают предметы по одному признаку (цвет, форма, размер).
Различают геометрические фигуры (овал).
Обводят геометрические фигуры
(овал) по трафарету.
Образовывают, различают, чита-
Составляют и решают простые
арифметические задачи на
нахождение суммы, остатка,
запи-сывают решение в виде
арифметического примера.
Образовывают, различают, читают и записывают число 5.
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых. Составляют, читают, записывают, решают примеры на сложение и вычитание,
требующие выпо-ния 1 дей-вия.
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых. Сравнивают предметные множества и числа в
пределах 5). Составляют, читают, записывают, решают примеры на сложение и вычитание,
требующие выполнения одного
действия. Различают и называют геометрические фигуры:
точка, линия, прямая линия,
кривая линия. Строят прямую
линию с помощью линейки
(через одну и две точки), проводят кривую линию.
Различают предметы по форме
(овал). Сравнивают 2-4 предмета по форме. Сравнивают
предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма,
размер).
Различают геометрические фигуры (овал).
Обводят геометрические фигуры (овал) по контуру, шаблону
и трафарету.
Образовывают, различают, чи-
52.
Число и цифра.
53. Образование, счѐт в
пределах 6.
16.01 предметами, в результате которых не остаѐтся ни
одного предмета, использованного для счѐта.
Название, обозначение цифрой числа 0.
Число 0 как обозначение ситуации отсутствия
предметов, подлежащих счѐту. Сравнение чисел с
числом 0.
Нуль как результат вычитания (2 – 2 = 0)
1 19.01
Число и цифра 6.
Сравнение предметных множеств и чи5420.01,
сел в пределах 6.
2
55.
23.01
Получение числа 5
путѐм отсчитывания
единицы.
Числовой ряд 1-6.
Сравнение предметных множеств и чисел, запись и реше56- ние примеров в пре60. делах 6.
Решение задач.
Построение прямой
линии через одну
точку, две точки.
26.01,
27.01,
5 30.01;
02.02,
03.02
ют и записывают число 0. Сравнивают число 0 с числами в пределах 5 (возможно с помощью).
Составляют, записывают, решают примеры в 1 действие на вычитание с помощью счѐтного и
дидактического материала.
Образовывают, различают, читают и записывают число 6 (с
помощью учителя). Считают в
Образование, название, обозначение цифрой (запрямом и обратном порядке с
пись) числа 6.
помощью числового ряда. СоотЧисловой ряд в пределах 6.
носят количество, числительное
Определение места числа 6 в числовом ряду.
и цифру в пределах 6 (возможно
Счѐт предметов в пределах 6.
с помощью). Определяют следуСоотношение количества, числительного и цифры.
ющее число, предыдущее число
по отношению к данному числу
с опорой на числовой ряд.
Счѐт предметов в пределах 6.
Образовывают, различают, читаИзучение состава числа 6.
ют и записывают число 6. СравСоотношение количества, числительного и цифры. нивают предметные множества в
Сравнение предметных множеств, чисел в пределах пределах 6 (возможно с помо6. Определение следующего числа, предыдущего
щью). Определяют следующее
числа по отношению к данному числу с опорой на число, предыдущее число по отчисловой ряд и без опоры на числовой ряд.
ношению к данному числу с опоСоставление и решение примеров на сложение и
рой на числовой ряд.
вычитание с опорой на иллюстративное изображе- Оперируют количественными и
ние состава числа 6.
порядковыми числительными.
Счет в заданных пределах. Сложение и вычитание Образовывают, различают, читачисел в пределах 6. Решение текстовых арифмети- ют и записывают число 6. Сравческих задач на нахождение суммы, остатка в пре- нивают числа в пределах 6 (возделах 6. Составление и решение арифметических
можно с помощью). Пользуются
задач по предложенному сюжету, готовому решетаблицей состава чисел (из двух
нию. Составление и решение арифметических задач чисел). Составляют, записывают,
по краткой записи с использованием иллюстраций. решают примеры в одно дейстЗнакомство с линейкой. Использование линейки как вие на сложение и вычитание с
чертѐжного инструмента.
помощью счѐтного и дидактичеПостроение прямой линии с помощью линейки в
ского материала. Различают лиразличном положении по отношению к краю листа нии: прямая, кривая. Строят
бумаги. Построение прямой линии через одну точ- прямую линию с помощью лику, две точки.
нейки, проводят кривую линию.
тают и записывают число 0.
Сравнивают число 0 с числами
в пределах 5.
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие
на вычитание.
Образовывают, различают, читают и записывают число 6.
Считают в прямом и обратном
порядке.
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 6.
Определяют следующее число,
предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд.
Образовывают, различают, читают и записывают число 6.
Сравнивают предметные множества в пределах 6.
Определяют следующее число,
предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд.
Оперируют количественными и
порядковыми числительными.
Образовывают, различают, читают и записывают число 6.
Сравнивают числа в пределах
6. Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из 2
слагаемых. Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание. Различают и называют
линии: прямая, кривая. Строят
прямую линию с помощью линейки (через одну и две точки),
проводят кривую линию.
Образовывают, различают, читают и записывают число 7 (возможно с помощью). Считают в прямом и обратном порядке с помоЧисло и цифра 7.
щью числового ряда. Соотносят
61. Образование, счѐт в
количество, числительное и цифпределах 7.
ру в пределах 7 (возможно с помощью). Определяют следующее
число, предыдущее число по отношению к данному числу с
опорой на числовой ряд.
Число и цифра 7.
Образовывают, различают, читаСравнение предметют и записывают число 7. Сравных множеств и чиСравнение предметных множеств, чисел в пределах нивают предметные множества и
сел в пределах 7.
числа в пределах 7 (возможно с
09.02, 7. Изучение состава числа 7.
62- Запись и решение
помощью). Определяют следую10.02, Сложение и вычитание чисел в пределах 7.
3
64. примеров в пределах
щее число, предыдущее число по
13.02 Составление и решение примеров на сложение и
7.
вычитание с опорой на иллюстративное изображе- отношению к данному числу с
Получение числа 6
ние состава числа 7.
опорой на числовой ряд. Оперипутѐм отсчитывания
руют количественными и порядединицы.
ковыми числительными.
Решение текстовых арифметических задач на
Образовывают, различают, читанахождение суммы, остатка в пределах 7.
ют и записывают число 7. СравСоставление и решение арифметических задач по
нивают числа в пределах 7 (возпредложенному сюжету, готовому решению, крат- можно с помощью). Пользуются
кой записи с использованием иллюстраций.
таблицей состава чисел (из двух
Знакомство с понятием сутки как мере времени.
чисел). Составляют, записывают,
Краткое обозначение суток (сут.).
решают примеры в одно дейстЧисловой ряд 1-7.
Знакомство с понятием неделя.
вие на сложение и вычитание с
Сравнение чисел,
24.02,
Изучение соотношения: неделя – семь суток.
помощью счѐтного и дидактичезапись и решение
27.02;
65Различение названий дней недели. Изучение поряд- ского материала. Различают врепримеров в пределах 5 02.03,
69.
ка дней недели.
менные понятия: сутки, неделя,
7. Решение задач.
03.03,
Получение отрезка на основе практических дейст- дни недели, порядок дней недели
Сутки, неделя.
06.03
вий с предметами (отрезание куска веревки, нити). (возможно с помощью дидактиОтрезок.
Получение отрезка как части прямой линии.
ческого материала). Строят отреРаспознавание, называние отрезка.
зок произвольной длины с помоПостроение отрезка произвольной длины с помощью линейки. Сравнивают отрещью линейки.
зки по длине «на глаз» (самый
Сравнение отрезков по длине на глаз (самый длин- длинный, самый короткий, длинный, самый короткий, длиннее, короче, одинаковой нее, короче, одинаковой длины)
длины)
с помощью педагога.
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 7.
Числовой ряд в пределах 7.
Определение места числа 7 в числовом ряду.
Счѐт предметов в пределах 7
1 06.02
Соотношение количества, числительного и цифры
Получение следующего числа путѐм присчитывания
(прибавления) 1 к числу.
Получение предыдущего числа путѐм отсчитывания
(вычитания) 1 от числа.
Образовывают, различают, читают и записывают число 7.
Считают в прямом и обратном
порядке.
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 7.
Определяют следующее число,
предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд.
Образовывают, различают, читают и записывают число 7.
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 7.
Определяют следующее число,
предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд.
Оперируют количественными и
порядковыми числительными.
Образовывают, различают, читают и записывают число 7.
Сравнивают числа в пределах 7
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых.
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие
на сложение и вычитание.
Различают, называют временные понятия: сутки, неделя,
дни недели, порядок дней недели.
Строят прямую линию с помощью линейки, проводят кривую
линию.
Сравнивают отрезки по длине
«на глаз» (самый длинный, самый короткий, длиннее, короче, одинаковой длины).
Число и цифра 8.
70. Образование, счѐт в
пределах 8.
1 10.03
Число и цифра 8.
Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 8.
Запись и решение
71- примеров в пределах
13.03,
2
72. 8.
16.03
Получение числа 7
путѐм отсчитывания
единицы.
Построение треугольника.
Числовой ряд 1-8.
Сравнение, запись и
17.03,
решение примеров в
20.03,
73пределах 8.
5 23.03,
77.
Решение задач.
24.03,
Построение квадра27.03
та.
Число и цифра 9.
Образование, счѐт в
78. пределах 9.
Построение прямоугольника.
1 06.04
Образовывают, различают, читают и записывают число 8 (возОбразование, название, обозначение цифрой (заможно с помощью). Считают в
пись) числа 8. Числовой ряд в пределах 8.
прямом и обратном порядке с
Определение места числа 8 в числовом ряду.
помощью числового ряда. СоотСчѐт предметов в пределах 8.
носят количество, числительное
Соотношение количества, числительного и цифры и цифру в пределах 8 (возможно
Сравнение отрезков по длине на основе результатов с помощью). Определяют следуизмерения в мерках.
ющее число, предыдущее число
по отношению к данному числу
с опорой на числовой ряд.
Счѐт предметов в пределах 8.
Образовывают, различают, читаСоотношение количества, числительного и цифры. ют и записывают число 8. СравСравнение предметных множеств, чисел в пределах нивают предметные множества в
8. Изучение состава числа 8.
пределах 8 (возможно с помоСложение и вычитание чисел в пределах 8.
щью). Определяют следующее
Составление и решение примеров на сложение и
число, предыдущее число по отвычитание с опорой на иллюстративное изображе- ношению к данному числу с опоние состава числа 8.
рой на числовой ряд. Оперируют
Практическое знакомство с переместительным
количественными и порядковысвойством сложения, его использование при реше- ми числительными с помощью.
нии примеров.
Строят треугольник на плоскосПостроение треугольника по точкам (вершинам) с
ти по точкам (вершинам) с помопомощью линейки.
щью линейки.
Образовывают, различают, читают и записывают число 8. Сравнивают числа в пределах 8 (возРешение текстовых арифметических задач на нахоможно с помощью). Пользуются
ждение суммы, остатка в пределах 8.
таблицей состава чисел (из 2 чиСоставление и решение арифметических задач по
сел). Составляют, записывают,
предложенному сюжету, готовому решению, кратрешают примеры в одно дейсткой записи с использованием иллюстраций
вие на сложение и вычитание с
Построение квадрата по точкам (вершинам) с помопомощью счѐтного и дидактичещью линейки.
ского материала. Строят квадрат
на плоскости по точкам (вершинам) с помощью линейки.
Образование, название, обозначение цифрой (заСчитают в прямом и обратном
пись) числа 9. Числовой ряд в пределах 9.
порядке с помощью числового
Определение места числа 9 в числовом ряду.
ряда. Соотносят количество, чисСчѐт предметов в пределах 9.
лительное и цифру в пределах 9
Соотношение количества, числительного и цифры. (возможно с помощью). Опреде-
Образовывают, различают, читают и записывают число 8.
Считают в прямом и обратном
порядке.
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 8.
Определяют следующее число,
предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд.
Образовывают, различают, читают и записывают число 8.
Сравнивают предметные множества в пределах 8.
Определяют следующее число,
предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд.
Оперируют количественными и
порядковыми числительными.
Строят треугольник на плоскости по точкам (вершинам) с
помощью линейки.
Образовывают, различают, читают и записывают число 8.
Сравнивают числа в пределах 8
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых.
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на
сложение и вычитание.
Строят квадрат на плоскости по
точкам (вершинам) с помощью
линейки.
Образовывают, различают, читают и записывают число 9.
Считают в прямом и обратном
порядке. Соотносят количество, числительное и цифру в
Число и цифра 9.
Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 9. За7907.04,
пись и решение при- 2
80.
10.04
меров в пределах 9.
Получение числа 8
путѐм отсчитывания
единицы.
Числовой ряд 1-9.
13.04,
Сравнение, запись и
8114.04,
решение примеров в 4
84.
17.04,
пределах 9.
20.04
Решение задач.
85.
Мера длины – сантиметр.
Число 10.
86. Образование, счѐт в
пределах 10.
1 21.04
1 24.04
Построение прямоугольника по точкам (вершинам) ляют следующее число, предыс помощью линейки.
дущее число по отношению к
данному числу с опорой на числовой ряд. Строят прямоугольник на плоскости по точкам
(вершинам) с помощью линейки
(возможна помощь педагога).
Сравнение предметных множеств, чисел в пределах Образовывают, различают, чита9. Сложение и вычитание чисел в пределах 9. Счѐт ют и записывают число 9. Сравпо 3. Составление и решение примеров на сложение нивают предметные множества и
и вычитание с опорой на иллюстративное изобрачисла в пределах 9 (возможно с
жение состава числа 9. Рассмотрение в практичес- помощью). Определяют следуюком плане ситуации, когда невозможно от меньшего щее число, предыдущее число по
количества предметов отнять большее количество
отношению к данному числу с
предметов. Составление примеров на вычитание на опорой на числовой ряд. Опериоснове понимания невозможности вычитания из
руют количественными и порядменьшего числа большего числа.
ковыми числительными.
Образовывают, различают, читают и записывают число 9. СравРешение текстовых арифметических задач на
нивают числа в пределах 9 (вознахождение суммы, остатка в пределах 9.
можно с помощью). Пользуются
Составление и решение арифметических задач по
таблицей состава чисел (из двух
предложенному сюжету, готовому решению, крат- чисел). Составляют, записывают,
кой записи с использованием иллюстраций.
решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с
помощью счѐтного материала.
Знакомство с мерой длины – сантиметром. Краткое Различают меру длины – сантиобозначение сантиметра (см). Знакомство с прибо- метр. Умеют кратко обозначать
ром для измерения длины – линейкой. Измерение
меру длины.
длины предметов и отрезков с помощью линейки.
Учатся измерять дину отрезка с
Запись и чтение числа, полученного при измерении помощь линейки (возможно с
длины в сантиметрах (6 см). Построение отрезка.
помощью).
Образовывают, различают, читают и записывают число 10 (возОбразование, название, запись числа 10.
можно с помощью). Считают в
Числовой ряд в пределах 10.
прямом и обратном порядке в
Определение места числа 10 в числовом ряду.
пределах 10. Соотносят количесСчѐт в прямом и обратном порядке.
тво, числительное и цифру в преСчѐт предметов в пределах 10.
делах 10 (возможно с помощью).
Пользуются таблицей состава
чисел (из двух чисел).
пределах 9. Определяют следующее число, предыдущее число
по отношению к данному числу
без опоры на числовой ряд.
Строят прямоугольник на плоскости по точкам (вершинам) с
помощью линейки.
Образовывают, различают, читают и записывают число 9.
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 9.
Определяют следующее число,
предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд. Оперируют количественными и порядковыми числительными.
Образовывают, различают, читают и записывают число 9.
Сравнивают числа в пределах 9
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых.
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на
сложение и вычитание.
Различают и называют меру
длины – сантиметр.
Умеют кратко обозначать меру
длины.
Учатся измерять дину отрезка с
помощь линейки.
Образовывают, различают, читают и записывают число 10.
Считают в прямом и обратном
порядке в пределах 10.
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 10.
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых.
Образовывают, различают, читают и записывают число 10 (возможно с помощью). Считают в
прямом и обратном порядке в
пределах 10 (счѐт по 2). Заменяют 10 единиц 1 десятком (1 дес.
= 10 ед.). Сравнивают предметные множества в пределах 10 (с
помощью дидактического материала). Соотносят количество,
числительное и цифру в пред.10
Образовывают, различают, читают и записывают число 10 (возСложение и вычитание чисел в пределах 10.
можно с помощью). Сравнивают
Составление и решение примеров на сложение и
числа в пределах 10 (возможно с
вычитание с опорой на иллюстративное изображе- помощью). Пользуются таблиние состава числа 10.
цей состава чисел (из двух чиРешение текстовых арифметических задач на
сел). Составляют, записывают,
нахождение суммы, остатка в пределах 10.
решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с
помощью счѐтного материала.
Решают примеры в одно действие на сложение и вычитание в
пределах 10 с помощью счѐтного
и дидактического материала.
Пользуются переместительным
Решение текстовых арифметических задач на
свойством сложения с помощью
нахождение суммы, остатка в пределах 10.
учителя.
Составление и решение арифметических задач по
Пользуются таблицей сложения
предложенному сюжету, готовому решению, крати вычитания в пределах 10.
кой записи с использованием иллюстраций.
Решают простые арифметические задачи на нахождение суммы
и остатка, записывают решение в
виде арифметического примера
(с помощью учителя).
Знакомство с мерой стоимости – рубль. Краткое
Различают меры стоимости –
обозначение рубля (р.) Знакомство с монетой досто- рубль, копейка.
инством 10 р. Знакомство с мерой стоимости – копе- Кратко обозначают меру стоийкой Краткое обозначение копейки (к.). Чтение и
мости.
запись мер стоимости: 1 р., 1 к. Чтение и запись
Разменивают монеты крупного
числа: 10 к. Чтение и запись чисел, полученных при достоинства монетами более
Число 10.
Сравнение предметПолучение 1 десятка из 10 единиц на основе пракных множеств в
тических действий с предметными совокупностями.
пределах 10.
Сравнение предметных множеств, чисел в пределах
27.04,
87- Запись и решение
10. Изучение состава числа 10.
3 28.04;
89. примеров в пределах
Сложение и вычитание чисел в пределах 10.
04.05
10.
Составление и решение примеров на сложение и
Получение числа 9
вычитание с опорой на иллюстративное изображепутѐм отсчитывания
ние состава числа 10.
единицы.
Числовой ряд 1-10.
Сравнение чисел,
9005.05,
запись и решение
2
91.
08.05
примеров в пределах
10. Решение задач.
Решение примеров,
92- задач на сложение и
94. вычитание в пределах 10.
12.05,
3 15.05,
16.05
95. Меры стоимости.
1 18.05
Образовывают, различают, читают и записывают число 10.
Заменяют 10 единиц 1 десятком
(1 дес. = 10 ед.).
Сравнивают предметные множества и числа в пределах 10.
Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 10.
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых.
Образовывают, различают, читают и записывают число 10.
Сравнивают числа в пределах
10.
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых.
Составляют, записывают, решают примеры в одно действие
на сложение и вычитание.
Решают примеры на сложение
и вычитание в пределах 10, требующие выполнения 1 действия. Пользуются переместительным свойством сложения.
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из 2 слагаемых. Пользуются таблицей
сложения и вычитания в пределах 10. Решают простые текстовые арифметические задачи на
нахождение суммы и остатка,
записывают решение в виде
арифметического примера.
Различают и называют меры
стоимости – рубль, копейка.
Используют краткое обозначение меры стоимости.
Разменивают монеты крупного
достоинства монетами более
96.
Мера массы – килограмм.
97.
Мера ѐмкости –
литр.
98Повторение.
99.
измерении стоимости конкретных знакомых предметов одной мерой (5 р., 10 р.). Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства (на
основе оперирования монетами рублевого дост-ва).
Знакомство с мерой массы – килограммом. Краткое
обозначение килограмма (кг). Чтение и запись меры
массы: 1 кг. Знакомство с прибором для измерения
1 19.05 массы предметов – весами. Практические упражнения по определению массы предметов с помощью
весов и гирь. Чтение и запись чисел, полученных
при измерении массы предметов (2 кг, 5 кг).
Знакомство с мерой ѐмкости – литром. Краткое обозначение литра (л) Чтение и запись меры ѐмкости: 1
л. Практические упражнения по определению емкости конкретных предметов путем заполнения их
1 22.05
жидкостью (водой) с использованием мерной кружки (литровой банки).
Чтение и запись чисел, полученных при измерении
ѐмкости предметов (2 л, 5 л)
Повторение – 2 ч.
Сложение и вычитание в пределах 10.
Решение простых арифметических задач на нахож25.05,
2
дение суммы и остатка.
26.05
Запись решения задачи в виде арифметического
примера.
мелкого достоинства (возможно мелкого достоинства.
с помощью).
Различают и называют меру
массы – килограмм.
Используют краткое обозначение меры массы.
Читают и записывают числа,
полученные при измерении
массы.
Различают меру ѐмкости – литр. Различают и называют меру
Кратко обозначают меру ѐмкос- ѐмкости – литр. Используют
ти.
краткое обозначение меры ѐмВыполняют практические упра- кости. Выполняют практичесжнения по измерению ѐмкости
кие упражнения по измерению
путѐм заполнения их жидкостью ѐмкости путѐм заполнения их
с помощью мерной кружки (воз- жидкостью с помощью мерной
можно с помощью).
кружки.
Различают меру массы – килограмм.
Кратко обозначают меру массы.
Читают и записывают числа, полученные при измерении массы
(возможно с помощью).
Решают примеры в одно действие на сложение и вычитание в
пределах 10 с помощью счѐтного
и дидактического материала.
Пользуются переместительным
свойством сложения с помощью
учителя.
Пользуются таблицей сложения
и вычитания в пределах 10.
Решают простые арифметические задачи на нахождение суммы
и остатка, записывают решение в
виде арифметического примера
(с помощью учителя).
Решают примеры на сложение
и вычитание в пределах 10, требующие выполнения 1 действия. Пользуются переместительным свойством сложения.
Пользуются таблицей состава
чисел первого десятка из двух
слагаемых. Пользуются таблицей сложения и вычитания в
пределах 10. Решают простые
текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и
остатка, записывают решение в
виде арифметического примера