ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы социальной жизни» 6 класс
Выполнила:
учитель Трещѐва Н.П.
Астрахань, 2025
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)),
утвержденной
приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к
предметной области «Человек и общество» и является обязательной
частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету
«Основы социальной жизни» В 6 классе рассчитана на 34 учебные недели
и составляет 68 часа в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Основы социальной жизни».
Цель
умственной
обучения
–
отсталостью
практическая
подготовка
(интеллектуальными
обучающихся
нарушениями)
с
к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более
отдаленном социуме.
Задачи обучения:
овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными
компетенциями,
необходимыми
для
успешной
социализации
в
современном обществе;
2
развитие
и
совершенствование
навыков
ведения
домашнего
хозяйства;
воспитание положительного отношения к домашнему труду;
развитие умений, связанных с решением бытовых экономических
задач;
формирование
социально-нормативного поведения
в семье
и
обществе;
формирование умений, необходимых для выбора профессии и
дальнейшего трудоустройства;
коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой
сфер;
развитие коммуникативной функции речи.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» в 6 классе определяет следующие задачи:
формирование знаний о представления о разных группах продуктов
питания; отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным
группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовления пищи;
формирование умений соблюдать требования техники безопасности
при приготовлении пищи;
формирование знаний отдельных видов одежды и обуви, некоторых
правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной
жизни;
формирование умений называть торговые организации, их виды и
назначения;
формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов
питания;
3
формирование
умения
составлять
ежедневное
меню
из
предложенных продуктов питания;
формирование
умения
самостоятельно
готовить
несложные
знакомые блюда;
формирование умений соблюдать правила личной гигиены по уходу
за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
формирование умений соблюдать правила поведения в доме и
общественных местах; представления о морально-этических нормах
поведения.
4
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение «Основам социальной жизни» в 6 классе носит основы
теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной
жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и
направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности.
Программа обучения в 6 классе осуществляется по принципу
усложнения
и
увеличения
объема
сведений.
Содержание
курса
обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им
навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки
в окружающем мире. На втором году обучения программа направлена на
формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих
социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и
отношений в семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно
пользоваться услугами учреждений торговли и транспорта. Особое
внимание уделяется темам, направленным на обучение соблюдению
санитарных норм в быту, формированию безопасного и здорового образа
жизни, выполнение ежедневных домашних
обязанностей. Большое
значение имеют разделы, направленные на формирование культуры
поведения, как в кругу семьи, так и в общественных местах.
При реализации программы и проведении занятий, одновременно
решаются
задачи
воспитания
личностных
качеств:
трудолюбия,
аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры;
организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам,
оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены
труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния,
осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
5
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие
знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания,
которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также
совершенствования
и
формирования
новых
умений
и
навыков,
используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета
«Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей
в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это
позволит
каждому
ученику
овладеть
навыками
сотрудничества,
коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться
самостоятельно пользоваться общественным транспортом.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных
результатов: пониманию своих реальных возможностей,
владению
навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию
коммуникативных
навыков
и
навыков
сотрудничества,
усвоению
морально-этических норм, принятых в обществе, развитию эстетического
и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный
здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
Контрольные работы,
часов
тесты
1
Личная гигиена и здоровье
4
2
Охрана здоровья
7
1
3
Жилище
11
1
4
Одежда и обувь
10
1
5
Питание
21
1
6
Транспорт
3
6
7
Средства связи
3
8
Предприятия, организации,
3
учреждения
9
Семья
10 Итоговое занятие
Итого:
5
1
1
68
5
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
III.
Личностные:
овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
формирование
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
бережное
отношение
к
сверстниками на уроках ОСЖ;
сформированность
установки
на
материальным ценностям;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметные:
Минимальный уровень:
иметь представления о разных группах продуктов питания;
знать, из чего состоит пища;
знать отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным
группам; понимать их значения для здорового образа жизни человека;
уметь приготовить несложные виды блюд под руководством
учителя;
различать виды медицинской помощи;
иметь представления о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовления пищи;
соблюдать требования техники безопасности при приготовлении
пищи;
знать отдельные виды одежды и обуви, некоторых правил ухода за
ними; соблюдать усвоенные правила в повседневной жизни;
знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством
взрослого;
знать названия торговых организаций, их виды и назначения;
8
совершать покупки различных товаров под руководством взрослого;
знать и соблюдать правила поведения в общественных местах
(магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
Достаточный уровень:
классифицировать продукты питания
по содержанию в
них
различных веществ;
соблюдать санитарно-гигиенические правила при приготовлении
пищи;
уметь самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда;
уметь самостоятельно совершать покупки товаров ежедневного
назначения;
уметь пользоваться бытовой техникой (посудомоечная машина,
тостер, кухонный
комбайн, электрический чайник, варочная панель);
уметь выполнять последовательность утреннего и вечернего туалета;
классифицировать личные и общие предметы личной гигиены;
классифицировать виды жилых помещений в городе и селе;
описывать способ передвижения в школу и обратно;
знать образовательные учреждения нашего города;
осознавать необходимость соблюдения режима дня для сохранения
здоровья;
знать место работы родителей и ближайших родственников;
уметь оказать первую помощь при порезах.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
9
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
уровень
При оценке
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится если:
обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме
программы по учебному предмету;
умеет использовать таблицы, схемы;
понимает и объясняет изученные понятия, термины;
самостоятельно выстраивает ответ.
Оценка «4» ставится, если обучающийся воспроизводит учебный
материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
не может самостоятельно привести пример;
отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и
понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания
излагает не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит
изученный материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.
10
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
Колво
Тема урока
Программное содержание
часо
в
Личная гигиена и здоровье – 4 часа
Повторение. Значение
1
Значение личной гигиены для
личной гигиены для
здоровья человека.
здоровья
и
жизни
Характеристика понятий
человека
«личная гигиена» и еѐ значение
для здоровья и жизни человека
2
Гигиена тела.
Утренний и вечерний
туалет
1
3
Личные вещи для
совершения туалета.
Правила содержания
личных вещей
1
4
Правила и приемы
ухода за органами
зрения
1
Правила выполнение утреннего
и вечернего туалета.
Последовательность выполнения
правила утреннего и вечернего
туалета,
периодичность
гигиенических
процедур.
Закрепление и выполнение
практических заданий на
последовательное выполнение
утреннего и вечернего туалета в
рамках предметнопрактического занятия
Предметы личной гигиены.
Значение понятия «личная»/
«индивидуальная» вещь для
совершения туалета. Знание
предметов личной гигиены, их
назначение. Правила содержания
личных вещей и уход за ними
Правила и приемы ухода за
органами зрения. Способы
сохранения зрения.
Гигиенические правила письма,
чтения, просмотра телепередач.
Зрительная гимнастика
6Б
02.09
02.09
09.09
09.09
Охрана здоровья – 7 часов
11
5
Лекарственные
растения и
лекарственные
препараты первой
необходимости в
домашней аптечке.
Виды, названия,
способы хранения
6
Самолечение
негативные
последствия
7
Первая помощь.
Первая помощь при
ушибах и травмах
1
8
Первая помощь при
обморожениях
1
9
Первая помощь при
отравлениях
1
и
1
его
1
Знакомство с лекарственными
растениями и лекарственными
препаратами первой
необходимости. Знакомство с
понятием «домашняя аптечка»,
еѐ важность и содержание.
Виды, названия, способы
хранения лекарственных
препаратов
Знакомство с понятием
«самолечение». Вред и
негативные последствия
самолечения. Назначение
медицинских учреждений в
оказании медицинской помощи.
Характеристика видов
медицинских учреждений:
диспансер, стационар,
поликлиника, медпункт
Закрепление знаний о понятии
«первая помощь». Первая
помощь при ушибах и травмах.
Классификация травм.
Приобретение навыков оказания
первой помощи при ушибах и
травмах
Правила оказания первой
помощи при обморожении.
Степени обморожения. Правила
и приѐмы оказания первой
помощи при несчастных
случаях (правила обработки
поражѐнного при обморожении
участка кожи). Практическая
работа
«Упражнение в оказании
первой помощи при
обморожении»
16.09
Правила оказания первой
помощи при отравлениях.
Знакомство с наиболее частыми
причинами отравления.
Характеристика правил
правильного питания
30.09
16.09
23.09
23.09
12
10
Первая помощь при
солнечном ударе
1
Правила первой помощи при
солнечном и тепловом ударе.
Определение понятия
«солнечный удар». Причины
солнечного и теплового удара.
Приемы оказания первой
помощи в несчастных случаях:
при солнечном и тепловом
ударе. Практическое работа
«Упражнение в оказании
первой помощи при солнечном
ударе»
30.09
11
Меры по
предупреждению
несчастных случаев в
быту
1
Меры по предупреждению
несчастных случаев в быту.
Правила безопасного поведения
в быту. Тестирование по итогам
изучаемого раздела
07.10
12
Жилище – 11 часов
Виды жилья:
1
Виды жилых помещений в
собственное и
городе и селе. Классификация
государственное.
видов жилых помещений в
Коммунальные
городе и селе: собственное и
удобства в городе и
государственное.
сельской местности
Характеристика видов жилья.
Общие коммунальные
удобства. Назначение
коммунальных удобств
13
Домашние животные.
Содержание животных
в городской квартире
1
14
Домашние животные и
птицы в сельской
местности: виды
домашних животных,
особенности
содержания и уход
1
Домашние животные.
Содержание животных (собак,
кошек, птиц) в городской
квартире: кормление, выгул,
уход за внешним видом и
здоровьем домашнего питомца.
Формирование ответственного
отношения за содержание и
уход своего питомца
Домашние животные и птицы в
сельской местности. Виды
домашних животных в
сельской местности, домашней
ферме. Особенности
содержания и уход домашних
животных в сельской
местности. Творческий проект
«Животные в доме человека»
07.10
14.10
14.10
13
15
Наиболее
распространенные
болезни некоторых
животных.
Ветеринарная служба
1
16
Электробытовые
приборы на кухне:
назначение, правила
использования и ухода,
техника безопасности
1
17
Кухонная утварь.
Деревянный инвентарь.
Уход за деревянными
изделиями
1
18
Кухонная мебель:
названия, назначение
1
19
Кухонное белье:
полотенца, скатерти,
салфетки. Правила
ухода и хранения
1
20
Мебель в жилых
помещениях. Виды
мебели в жилых
помещениях и их
назначение. Уход за
мебелью
1
21
Убранство жилых
комнат. Правила ухода
за убранством жилых
комнат
1
Ветеринарная служба.
Назначение ветеринарной
службы. Знакомство с наиболее
распространенными болезнями
животных. Экскурсия в
ветеринарную клинику
Виды электробытовых
приборов на кухне:
холодильник, морозильник,
мясорубка, овощерезка.
Назначение электробытовых
приборов, инструкции к
использованию.
Техника безопасности
пользования электробытовыми
приборами, применение правил
на практике
Кухонная утварь: название,
назначение, различие.
Особенности деревянного
инвентаря на кухне. Уход за
деревянными изделиями и
правила хранения
Виды кухонной мебели:
название, назначение. Правила
ухода за кухонной мебелью
Виды и назначение кухонного
белья.
Материал, из которого
изготовлено кухонное белье.
Правила ухода и хранения.
Практическая работа: чистка
кухонного белья
21.10
Мебель в жилых помещениях:
название, назначение. Виды
мебели в жилых помещениях:
мягкая, корпусная. Уход за
мебелью: средства и правила
ухода за различными видами
мебели. Практическая работа –
чистка мебели
Убранство жилых комнат:
зеркала, картины, фотографии;
ковры, паласы; светильники.
Правила ухода за убранством
жилых комнат
18.11
21.10
11.11
11.11
18.11
25.11
14
22
23
24
Магазины по продаже
различных видов
мебели
1
Магазины по продаже
различных видов мебели.
Тестирование по изученным
темам раздела
Одежда и обувь – 10 часов
Виды одежды в
1
Виды одежды в зависимости от
зависимости от сезона.
сезона (летняя, зимняя,
Особенности разных
демисезонная), вида тканей.
видов одежды
Особенности разных видов
одежды
Правила и приемы
1
Правила и приемы
повседневного ухода за
повседневного ухода за
одеждой
одеждой: стирка, глажение,
чистка, починка.
Формирование бережного
отношения к личным вещам,
предметам одежды. Правила
сохранения внешнего вида
одежды.
Практическая работа – чистка
одежды сухой щеткой,
складывание одежды
25
Предупреждение
появление вредителей
на одежде (моли)
1
26
Ручная и машинная
стирка изделий
1
27
Чтение условных
обозначений на
этикетках по стирке
белья
1
28
Специализированные
магазины. Магазины по
продаже одежды
1
Правила и способы борьбы с
молью в шкафу и на одежде.
Средства по борьбе с молью.
Правила профилактики
появления вредителей на
одежде
Правила и средства для ручной
и машинной стирки. Правила
техники безопасности при
стирке. Особенности стирки
цветного и белого белья.
Правила пользования
моющими средствами
Обозначения на этикетках
изделий. Расшифровка
обозначений на практике.
Практическое задание – ручная
стирка простых изделий
Знакомство с понятием
«специализированный
магазин», особенности
специализированных
25.11
02.12
02.12
09.12
09.12
16.12
16.12
15
29
30
Правила возврата или
обмена купленного
товара. Хранение чека.
Гарантийные средства
носки
Обувь и здоровье
человека. Значение
правильного выбора
обуви для здоровья
человека
31
Магазины по продаже
различных видов
обуви. Порядок
приобретения обуви в
магазине
32
Правила ухода за
обувью из различных
материалов
33
Разнообразие
продуктов,
составляющих рацион
питания
1
магазинов. Ассортимент
товаров в специализированных
магазинах.
Магазины по продаже одежды.
Порядок приобретения товаров
одежды в магазине: выбор,
примерка, оплата
Правила возврата или обмена
купленного товара (одежды).
Хранение чека. Гарантийные
средства носки
23.12
1
Виды обуви и еѐ назначение.
Влияние обуви на здоровье
человека. Правила подбора
правильной обуви. Правила
ухода за обувью и еѐ
хранением. Практическая
работа: чистка обуви
23.12
1
Магазины по продаже
различных видов обуви.
Порядок приобретения обуви в
магазине: выбор, примерка,
оплата. Гарантийный срок
службы обуви, хранение чека
или его копии
30.12
Уход за обувью. Чистка обуви.
Использование кремов для
чистки обуви. Виды кремов для
чистки обуви, их назначение.
Сушка обуви. Правила ухода за
обувью из различных
материалов. Практическая
работа: уход за обувью.
Тестирование по итогам
изучаемого раздела
Питание – 21 часов
1
Классификация разнообразия
продуктов. Составление
рациона питания на день
30.12
1
13.01
16
34
Традиционное блюдо каша
1
35
Яйца, жиры. Виды
жиров растительного и
животного
происхождения
1
36
Виды растительного
масла. Правила
хранения. Места для
хранения жиров и яиц
37
38
39
40
41
42
Виды каш. Способы
приготовления. Практическая
работа – приготовление каши
Яйца, жиры. Полезные
свойства жиров. Их польза для
здоровья человека.
Практическая работа – варка
яиц
13.01
1
Виды растительного масла
(подсолнечное, оливковое,
рапсовое). Значимость
растительных масел при
приготовлении еды. Полезные
свойства растительных масел.
Способы хранения
растительных масел в
различных упаковках
20.01
Завтрак. Блюда для
завтрака; горячий и
холодный завтраки.
Напитки для завтрака
1
27.01
Соль и ее значение для
питания.
Использование соли
при приготовлении
блюд
Сахар: его польза и
вред
1
Значение завтрака в режиме
дня человека. Виды блюд для
завтрака. Горячий и холодный
завтраки. Напитки для
завтрака. Составление меню
для завтрака
Соль и ее значение для
питания. Польза и вред соли.
Использование соли при
приготовлении блюд
1
Сахар и его значение для
питания. Польза и вред сахара.
Правила хранения сахара и его
срок годности
03.02
Виды пряностей и
приправ. Хранение
приправ и пряностей
Чай. Виды чая.
Способы заварки чая.
Польза чая
1
Виды пряностей и приправ.
Хранение приправ и пряностей
03.02
1
10.02
Виды кофе. Польза и
негативные
1
Виды чая, его влияние на
организм человека. Способы
получения чая. Правила
хранения чая. Способы заварки
чая. Практическая работа –
заваривания чая
Виды кофе. История
возникновения кофе. Способы
20.01
27.01
10.02
17
последствия
чрезмерного
употребления кофе
43
Питательная ценность
овощей, мяса, рыбы,
фруктов
1
44
Супы (виды, способы
приготовления)
1
45
Гарниры
1
46
Овощи, плоды, ягоды и
грибы. Правила
хранения. Первичная
обработка
1
47
Свежие
и
замороженные
продукты.
Правила
хранения.
1
48
Овощные салаты:
виды, способы
приготовления
1
получения кофе. Польза и
негативные последствия
чрезмерного употребления
кофе
Питательная ценность овощей,
мяса, рыбы, фруктов. Влияние
правильного питания на
здоровье человека
Виды и разнообразие супов.
Продукты для приготовления
супов. Способы приготовления
супов. Рецепты приготовления
простых супов
Виды гарниров: овощные, из
круп, макаронных изделий.
Рецепты по приготовлению
гарниров. Правила работы на
кухне. Практическая работа:
приготовление гарнира.
Классификация: овощи, плоды,
ягоды и грибы. Правила
хранения. Первичная
обработка: мытье, чистка,
резка. Инструменты и
приспособления для нарезания
продуктов, правила безопасной
работы с ними. Практическая
работа: первичная обработка
овощей и фруктов
Отличие свежих и
замороженных продуктов.
Правила обработки свежих
продуктов. Правила хранения
свежих и замороженных
продуктов. Правила
разморозки. Практическая
работа: первичная обработка
овощей
Виды овощных салатов.
Способы приготовления.
Рецепты овощных салатов.
Правила подготовки рабочего
места к приготовлению пищи
17.02
17.02
24.02
24.02
03.03
03.03
18
49
Овощные салаты.
Приготовление
овощного салата
1
50
Универсамы и
супермаркеты
(магазины в сельской
местности).
Специализированные
магазины
1
51
Виды товаров:
фасованные, на вес и в
разлив. Порядок
приобретения товаров
в продовольственном
магазине (с помощью
продавца и
самообслуживание)
52
Рынки. Виды
продовольственных
рынков. Основное
отличие рынка от
магазина
53
Пригородный
транспорт. Стоимость
проезда. Расписание
Практическая работа:
приготовление овощного
салата. Техника безопасности
при работе с режущими
предметами. Алгоритм
приготовления овощного
салата
Виды магазинов: универсамы,
супермаркеты, магазины в
сельской местности. Различие
и назначение универсама и
супермаркета.
Специализированные магазины
по продаже продуктов питания.
Описание основных отделов в
продуктовых магазинах.
Правила поведения в магазине
10.03
1
Виды товаров: фасованные, на
вес и в разлив. Алгоритм
порядка приобретения товаров
в продовольственном магазине
(с помощью продавца и
самообслуживание).
Практическое упражнение обработка навыков обращения
с просьбой к продавцу
17.03
1
Виды продовольственных
рынков: крытые и закрытые,
постоянно действующие и
сезонные. Отделы рынков.
Основное отличие рынка от
магазина.
Тестирование по итогам
изученного раздела для
систематизации полученных
знаний
17.03
Транспорт – 3 часов
1
Виды пригородного
транспорта: автобусы
пригородного сообщения,
электрички. Стоимость
проезда. Расписание. Правила
10.03
24.03
19
безопасности при поездке на
общественном транспорте
54
55
56
57
58
Вокзалы: назначение,
основные службы.
Меры
предосторожности по
предотвращению
чрезвычайных
ситуаций на вокзале
Виды вокзалов: автовокзал,
железнодорожный вокзал.
Основные службы вокзалов.
Меры предосторожности по
предотвращению
чрезвычайных ситуаций на
вокзале. Практическое
упражнение «Покупка билета
на вокзале»
Платформа, перрон,
1
Знакомство с частями
путь. Правила
железнодорожного вокзала:
поведения на
платформа, перрон, путь; их
железнодорожной
различие. Правила поведения
станции
на железнодорожном
транспорте.
Средства связи – 3 часа
Почта. Работа
1
Знакомство с услугами
почтового отделения
почтовой связи. Особенности
связи "Почта России"
работы почты и почтальона.
Правила поведения в
общественных местах
Виды почтовых
1
Виды почтовых отправлений:
отправлений: письмо,
письмо, бандероль, посылка.
бандероль, посылка
Их различие, назначение,
правила оформления и
отправления. Описание видов
почтовых отправлений связи
по таблице-алгоритму
Культура разговора по
1
Правила культурного
телефону
разговора по телефону.
Номера телефонов экстренных
служб. Алгоритм звонка по
телефону срочного вызова.
Практические навыки при
решении проблемных
ситуаций по телефону
1
24.03
07.04
07.04
14.04
14.04
20
59
60
Предприятия, организации, учреждения – 3 часа
Образовательные
1
Назначение и виды
организации
образовательных организаций.
Различие видов
образовательных учреждений,
их описание и назначение.
Образовательные организации
города и городского округа.
Составление рассказа на
основе личного опыта
Учреждения
1
Названия учреждений
дополнительного
дополнительного образования
образования: виды,
города, их назначение,
особенности работы,
перечень направлений работы
основные направления
и видов деятельности.
работы
Правила поведения в
общественном месте
61
Учреждения
дополнительного
образования.
Экскурсия
62
Взаимоотношения
между
родственниками.
Распределение
обязанностей в семье
63
Семейный досуг. Виды
досуга
64
Любимые и
нелюбимые занятия в
свободное время
Экскурсия в учреждение
дополнительного образования.
Правила поведения в
общественном месте
Семья – 5 часов
1
Определение слова «Семья».
Представление обо всех членах
своей семьи: ФИО, день
рождения, профессия, краткая
характеристика.
Правильные взаимоотношения
в семье. Распределение
обязанностей в семье.
Составление личного графика
помощи по дому на неделю
1
Представление о видах
семейного досуга. Виды
досуга: чтение книг, просмотр
телепередач, прогулки,
правильная, рациональная
организация досуга
1
Знакомство с понятиями:
«план», «досуг», «хобби».
Составление плана занятий на
неделю.
1
21.04
21.04
28.04
28.04
05.12
05.05
21
65
Досуг как средство
укрепления здоровья:
туристические походы;
посещение спортивных
секций
66
Досуг как развитие
1
Творческий проект «Мне
постоянного интереса к
скучать некогда!»
какому-либо виду
деятельности (хобби):
коллекционирование
чего-либо, фотография
Итоговое занятие – 1 час
Итоговое занятие
1
Обобщение изученного в
течение года. Выполнение
итогового теста
Итоговое занятие
1
Обобщение изученного в
течение года. Выполнение
итогового теста
67
68
1
Понятие «активный отдых».
Значение активного досуга для
здоровья человека. Виды
активного досуга. Участие в
спортивном мероприятии
12.05
12.05
19.05
19.05
22