Оглавление Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования» 1. Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи программы 9 3. Учебный план 12 4. Модуль 1 13 5. Модуль 2 19 6. Содержание программы 22 7. Планируемые результаты 28 Раздел 2 « Комплекс организационно педагогических условий» 6.Условия реализации программы. 31 7. Методическое и дидактическое обеспечение. 31 8. Формы аттестации. 32 9. Оценочные материалы. 33 Список литературы: 14. Для педагогов. 35 15. Для обучающихся. 35 16. Интернет источник. 36 17. Приложение 37 18.Календарно тематический план 1 группа 38 19.Календарно тематический план 2 группа 43 1.Комплекс основных характеристик программы 1.Пояснительная записка Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа «В стране шашек» физкультурно-спортивной направленности способствует полноценному воспитанию умственных способностей учащихся; удовлетворению познавательного интереса; формированию и развитию творческих способностей; успешной социализации и адаптации ребенка с ОВЗ в обществе. Ребёнок, обучающийся таким играм, привыкает самостоятельно думать и принимать решения, развивает усидчивость, внимательность, целеустремлённость. Уровень данной программы – базовый. Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В стране шашек» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79); 2. Федеральный закон от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся» 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года; 5. Методические дополнительных рекомендации общеобразовательных социально-психологической по реализации программ, реабилитации, адаптированных способствующих профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09) 6. СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 года №816 «Об утверждении Порядка образовательную применения деятельность, организациями, электронного осуществляющими обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей (в качестве методических рекомендаций); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р); 9. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»); 10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р 11. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол от 03.09.2018 г. №10) ; 12. Государственная программа Астраханской области «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 06.10.2023 года №558-П; 13. Распоряжение Правительства Астраханской области от 10.07.2023 г. №250-Пр «Об утверждении Целевой модели дополнительного образования детей»; 14. Распоряжение Правительства Астраханской области от 27.05.2024 года №173-Пр «О реализации мероприятий регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»; 15. Устав ГКОУ АО «Школа-интернат №1» 16. Положение о дополнительном образовании в ГКОУ АО «Школаинтернат №1» Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Шашки – игра творческая. В этом и заключается секрет ее привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических, творческих, умственных способностей учащихся. Актуальность и отличительная особенность программы «В стране шашек» В новых социально-экономических условиях современного общества остро и актуально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Об этом свидетельствует ряд нормативных документов министерства образования Российской Федерации. В связи с тем, что рекомендованных для использования программ дополнительного образования для обучения учащихся с ОВЗ «В стране шашек» нет, то проблема разработки, апробации и внедрения крайне актуальна. Психологическая подготовка Направлена на воспитание у обучающихся нравственных черт и волевых качеств. Шашки для детей – это отличное средство развития в ребенке важных качеств и в первую очередь – памяти и логического мышления. Помимо этого игра шашки для ребенка — это еще и интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие полезные для жизни качества. Эта игра рекомендуется даже в том случае, если ребёнок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия и т. п. Очень часто именно игра в шашки вырабатывает у ребёнка эти необходимые качества и помогает лучшим успехам во время учёбы в школе. Игра помогает ребенку в самореализации, осознания собственного «Я», а также воспитывает трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность, волю к победе, умение бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения. Педагогическая целесообразность программы Данная Программа педагогически целесообразна, т.к. являясь составной частью общего педагогического процесса учреждения, позволяет воспитанникам с ОВЗ овладевать жизненно необходимыми социальными умениями навыками. Игра в шашки развивает наглядно – образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Обучающийся этим играм ребенок, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Новизна программы «В стране шашек» является интегрированной по содержанию деятельности и предлагает изучение и освоение основных видов и способов игры в шашки. Освоение непосредственном участии детей в игре. программы происходит в Игровые партии по форме организации различны и предусматривают игру не только парами, но и группами: один против всех; группа с группой. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «В стране шашек» адресована учащимся с отклонениями в умственном развитии. У учащихся с интеллектуальной недостаточностью стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). Психика детей с нарушением интеллекта совершенно не похожа на психику нормального ребенка. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития. Замедленное, неполноценное развитие анализаторов приводит к тому, что при умственной отсталости, как правило, резко задерживается развитие речи. К тому времени, когда речь должна бы быть средством общения, обозначения и орудием мышления, она оказывается в крайне неразвитом состоянии. Мышление учащихся с нарушением интеллекта носит конкретный характер, очень медленно переходя от конкретного к обобщенному. Для этих учащихся характерна непоследовательность мышления, а также не критичность суждений. У умственно отсталых учащихся наблюдается низкий уровень развития мышления, что, прежде всего, объясняется неразвитостью основного инструмента мышления - речи. Они часто не могут быть участниками игр своих нормально развивающихся сверстников, так как не понимает необходимых указаний и инструкций. Внимание умственно отсталых учащихся слабо организовано, плохо распределяемо, неустойчиво. Во многом это определяется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, либо поражением мозга. Умственно осуществляется отклонениями отсталые учащиеся замедленно, от нормы. со Тем способны многими, не менее, к развитию, подчас оно весьма которое резкими представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей. Возрастная категория обучающихся: 8 -17 лет. Уровень Базовый. 1 группа 8-11 лет 2 группа 12-17 лет Объем программы и сроки освоения. Программа рассчитана на два года обучения: 1 группа 8-11 лет (10 человек) – 216 часа; 2 группа 12-17 лет (10 человек)– 216 часа. Общее количество часов – 432 часа. Режим занятий. 1 группа – 3 раза в неделю по 2 часа, перерыв между занятиями 10 мин. 2 группа – 3 раза в неделю по 2 часа, перерыв между занятиями 10 мин. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Программу реализует педагог дополнительного образования. 2. Цель программы Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, создание условий для личностного и интеллектуального развития, обучение шашечной игры, воспитание у них интереса к этой игре и подготовка к дальнейшим ступеням развития; формирования общей культуры посредством обучения игре в шашки. Ознакомление учащихся с основами теории и практики игры в шашки. Задачи реализации программы Образовательные: - учить технике игры в шашки; - ознакомить детей с теорией шашечной игры. Развивающие: - активизировать мыслительную деятельность учащихся тренировка логического и стратегического мышления, с ОВЗ: памяти и наблюдательности; - развивать умственные способности учащихся: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления; - обучать умению ориентироваться на плоскости. Воспитательные: - воспитывать отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; - воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и воли к победе; Коррекционные задачи: Активация мыслительной деятельности. Тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности. Развитие умственных способностей. Формирование умения производить расчёты на несколько ходов вперёд, образного и аналитического мышления. Обучение умению ориентироваться на плоскости. Формирование навыков спортивного этикета. Воспитание настойчивости, целеустремлённости, уверенности и воли к победе. Также важно воспитывать уважение к сопернику и трудолюбие. Формирование умения управлять своим поведением. Через освоение правил игры у ребёнка формируется умение управлять своим поведением. Формы занятий: лекция, практическое занятие, занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий), турнир. Учебный процесс предусматривает следующие формы обучения: -коллективную. Коллективные игры – вводятся вначале обучения по каждому блоку, они наиболее эффективны в начале обучения т. к. при наименьших затратах усилий и времени удается выполнить интеллектуальные задачи. Суть (взрослого). организации заключается в игре всех против одного Такая форма работы с учащимися способствует сплочению коллектива, позволяет развивать в учащихся чувство ответственности, сопереживания. Коллективные игры приучают учащихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. -групповую. Групповая форма организации игровых партий также является эффективной формой учебной деятельности. Суть организации заключается в игре одной группы учащихся против другой группы учащихся. -парную. Форма организации работы самая распространенная. Однако не следует торопиться с введением данной формы. Уместнее ее использовать тогда, когда учащиеся владеют элементарными приемами игры. -турниры. Итоговая форма по каждому блоку, которая выявляет степень обученности учащихся по каждому блоку. Учебный план № Наименование Количество часов Формы учебного модуля промежуточной аттестации Всего 1. Модуль первого 216 Теория Практика 108 108 года обучения Зачет в форме контрольной работы 2. Модуль второго 216 73 143 года обучения Итого: Зачет в форме тестирования 432 158 274 Модуль 1 (8-11лет) 1 группа № Название раздела, темы Количество часов Всего 1 1.1 Вводное занятие. Понятие «игра». Классификация игр. Правила поведения на уроке. Правила техники безопасности при работе с учебным материалом. Теория 2 2 Практика 1 1 1 1 Экскурсия в страну шашек. 2 32 16 16 История шашек. 2 2.1 Общие понятие о шашках. 4 2 Шашечная доска и 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 2 шашки. 2.2 Как ходят шашки и как бьют 2.3 Вертикали и горизонтали. 2.4 Каждая клетка это игровое поле 2.5 Диагонали. 4 2 2 2.6 Прохождение в дамки. 4 2 2 4 2 2 Дамка сильная фигура 2.7 Ход дамкой. Бой дамкой. 3 Подводящие игры для 16 8 8 4 2 2 русских шашек. 3.1 Игра «уголки» 9*9 шашек 3.2 Игра «Козленок и волки» 4 2 2 3.3 Проиграть, чтобы выиграть. 4 2 2 4 2 2 «Поддавки» 3.4 Игра с неполным комплектом шашек. «8x8» «6х6 и 4 Комбинации- 76 38 38 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 основополагающий элемент шашечной игры. 4.1 Одноходовые комбинации (2x2) 4.2 Одноходовые комбинации (3x3) 4.3 Одноходовые комбинации (4x4) 4.4 Одноходовые комбинации (5x5) 4.5 Одноходовые комбинации (6x6) 4.6 Одноходовые комбинации (7x7) 4.7 Одноходовые комбинации (8x8) 4.8 Одноходовые комбинации (9x9) 4.9 Одноходовые комбинации (10x10) 4.10 Одноходовые комбинации (11x11) 4.11 Одноходовые комбинации (12x12) 4.12 Двухходовые комбинации. 4.13 Типовые комбинации с использование колонок. 4.14 Однотипные 4 2 2 тактические приемы в русских шашках 4.15 Комбинации с проходом в 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 дамки созданием решето в позиции соперника 4.16 Элементарные комбинации связанные с Пропуском в дамки. 4.17 Комбинация «Рогатка». 4.18 «Простейшие тактические Приемы подрыва дамочных полей» 4.19 Комбинация «Шлагбаум». Элементарные позиции. 5 Элементарные заповеди 44 22 22 позиционной игры. 5.1 Оторванные (изолированные) шашки. Элементарные позиционный прием выигрыша шашки. 4 2 2 5.2 Занятие центра 4 2 2 5.3 Сила флангов. 4 2 2 5.4 Развитие отсталых 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 5.10 Сила дамки, застава 4 2 2 5.11 Особенности превращения 4 2 2 шашек. 5.5 Атака левым флангом правый фланг. 5.6 Золотая шашка Е1,D8 5.7 Решето позиции, слабость позиции. 5.8 Простейшие приемы ловли дамки 5.9 Ловля дамки с помощью «коробочки» простых в дамку. 6 6.1 Учебная игра Что такое 44 22 22 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 соревнования 6.2 Соревнования по круговой системе. 6.3 Учебная игра с исправление грубых ошибок. 6.4 Турнир внутри группы. 6.5 Сеанс одновременной 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 игры 6.6 Центральные шашки сильнее бортовых.«Одна держит 6.7 две шашки» Спарринги. Выбирай соперника равного или чуть сильнее. 6.8 Получение преимущества, прорыв в дамки. 6.9 Равномерное размещение 4 2 2 4 2 2 4 2 2 шашек по доске, залог сильной позиции 6.10 Совместный анализ съигранной партии с тренером 6.11 Совместный анализ съигранных партий 7 Итоговое занятие. 2 1 1 Соревнования Итого 216 108 108 Модуль (2 группа) (12-17 лет) № п/п Название темы программы 1. « Количество часов Всего Знакомство Теория Практика с 4 1 3 и 10 5 5 10 5 5 10 5 5 шашками» 2. «Цели игры определение результата партии». Способы защиты. Открытые и двойные ходы. 3. «Разные виды ничьей партии». 4. «Знакомство таблицей турнира». с шашечного 5. Основные приемы 10 5 5 борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». 6. Шашечный турнир 10 7. Основные 10 приемы 10 5 5 борьбы на шашечной доске «Простые комбинации». 8. «Умники и умницы». 10 9. Основные 10 5 5 10 5 5 10 5 5 8 3 5 10 5 5 приемы 10 борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». 10. Основные приемы борьбы на шашечной доске. «Комбинационные приемы. Ловушки в начале партии в игре шашки». 11. Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание». 12. «Использование дополнительного темпа». 13. Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания». 14. «Решение 10 5 5 10 5 5 элементарных комбинаций». 15. Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен». 16. «Шлагбаум». 10 5 5 17. «Победитель - это я» 10 2 8 18. «Достижение 14 5 9 выгодной оппозиции». 19. «Турнир сильнейших». 12 20. Подготовка 12 к 12 2 10 соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в ДДИ». 21. Дружеские встречи. 16 Всего 216 16 73 143 Содержание программы: (8-11 лет) Теория. Знакомство с обучающимися. Расписание занятий. Правила поведения на уроке. Практическая работа. Спарринги выявление навыков игры в шашки. Раздел 1. Экскурсия в страну шашек. История шашек. Теория. Возникновение шашек. Виды шашек Практическая работа. Тестирование обучающихся. Раздел 2.Общие понятия о шашках. Воспитание внимания, воображения. Теория. Шашечная доска и шашки, как ходят и как бьют. Вертикали и горизонтали. Диагонали. Дамка сильная фигура. Прохождение в дамки. Ход дамкой и бой дамкой. Практическая работа. Беседа о понятиях игры. Выполнение заданий: ход простой и дамкой, бой простой и дамкой. Показ главной диагонали. Раздел 3. Подводящие игры для шашек, направленные на развитие внимания, логического мышления и творческого воображения. Теория. Игра уголки ( 9х9). Игра козленок и волки. Проигрывать чтобы выиграть (поддавки). Игра с неполным комплектом шашек. Практическая работа. Объяснение правил игр, индивидуальная работа с каждым учеником. Спарринги по силе. Соревнования внутри группы. Раздел 4. Комбинации-основополагающие элементы шашечной игры. Развивает смекалку, точный расчет, пространственное воображение. Теория. Одноходовые комбинации (2х2), (3х3), (4х4), (5х5), (6х6), (7х7), (8х8), (9х9), (10х10), (11х11), (12х12). Двухходовые комбинации. Типовые комбинации с использованием колонок. Однотипные тактические приемы в русских шашках. Комбинации с проходом в дамки с созданием «решето» с позиции соперника. Элементарные комбинации связанные с пропуском в дамки, «психология начинающих», комбинация «рогатка». Простейшие тактические приемы Подрыва дамочных полей: комбинация «Шлагбаум». Практическая работа. Каждому ученику объяснять, какая польза от решения комбинаций. Напервых занятиях предлагать решать 5-6 комбинаций. Помогать расставлять позицию. Раздел 5. Учебная игра. Теория. Объяснение каким флангом надо играть, какой фланг сильнее, какие шашка надо развивать. Что такое «золотая» шашка без необходимости её не трогать. Занятие центра, сила позиции. Практическая работа. Участие в соревнованиях, внутри группы, в школьных, в районных соревнованиях. Спаринги. Разбор сыгранных партий Раздел 6. Итоговое занятие Практика: Промежуточный контроль универсальных учебных действий обучающихся по изученным темам. Соревнования . Содержание программы (12-17 лет) 1.Тема: «Знакомство с шашками» Теория: Место шашек в мировой культуре .Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Основные правила игры. Практика: Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску». 2.Тема: « Цель игры и определение результата партии» Теория: Познакомить с расстановкой шашек, основные правила игры. Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Практика: Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. 3.Тема: «Разные виды ничьей партии» Теория: Познакомить с видами партий (ничьи). Практика: Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. 4.Тема: «Знакомство с таблицей шашечного турнира» Теория: Познакомить с таблицей шашечного турнира. Практика: Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 5.Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы» Теория : Познакомить с основными приёмами ходов. Практика:Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки» Игра «поддавки» . 6.Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Простые комбинации» Практика : Шашечный этюд. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о доске. Игра «уголки» Игра «поддавки». Основные приемы борьбы на шашечной доске. 7 .Тема: «Умники и умницы» Теория: Закрепление полученных знаний. Практика: Дидактические задания «Атака неприятеля». 8 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Основы позиционной игры» Теория: Основы позиционной игры. Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Практика: Игра простейшие позиционные приемы выигрыша. Дидактическая игра «Морской бой». 9 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Комбинационные приёмы. Ловушки в начале партии в игре шашки.» Теория: Основы комбинационной игры. Практика: Практическое закрепление материала. Игра «Самый меткий стрелок». Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой». 10 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Связывание» Теория: Знакомство с понятием «Связывание».Приём связывания. Практика: Работа с диаграммами. 11 .Тема: «Использование дополнительного темпа» Теория: Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Практика : Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку». 12 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Шашечные окончания» Теория: Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практика: Упражнения на выполнение ходов пешками. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 13 .Тема: «Решение элементарных комбинаций» Теория: Элементарные комбинации. Практика: Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске. 14 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Размен» Теория: Приёмами борьбы на шашечной доске. Практика: Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение». 15 .Тема: «Шлагбаум» Теория: Познакомить с понятием «Шлагбаум». Практика: Работа с диаграммами. Дидактические игры. 16 .Тема: «Победитель - это я» Теория: Закрепление полученных знаний. Практика: Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. 17 .Тема: «Достижение выгодной позиции» Теория: Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Практика: Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение». 18 .Тема: «Турнир сильнейших» Теория: Обобщение материала. Практика: игры обобщение знаний. «Кто первый ходит», Игра «уголки». 19.Тема: «Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в Детском доме» Теория: Повторение материала. Практика: Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. 20 .Тема: «Дружеские встречи» Практика: Тренировка. Подбор игр и заданий на обобщение знаний. Планируемые результат Планируемые результаты обучения шашкам детей ( 8–11 лет): Личностные результаты: просчитывание ходов способствует развитию стратегического мышления и воспитывает целеустремлённость; понимание того, что от собственного решения зависит результат партии, приучает детей к ответственности за свои поступки и учит объективно оценивать ситуацию; длительная мыслительная работа повышает работоспособность и учит самодисциплине; воспитываются выдержка и терпение. Метапредметные результаты: умение анализировать и достигать поставленной цели, прогнозировать и корректировать игру. умение осуществлять анализ ходов во время игры, действовать в соответствии с правилами игры и просчитывать алгоритм ходов. умение договариваться и приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию и аргументировать её, задавать вопросы в соответствии с ходом игры и сотрудничества с партнёром, адекватно реагировать на результат игры. Предметные результаты: овладение основами шашечной игры; обучение детей шашкам способствует повышению успеваемости в школе; систематическая игра в шашки тренирует память, внимание, мышление, воображение и, как следствие, все психические познавательные процессы; шашки развивают способность ценить и рассчитывать время, развивают скорость мышления, усиливают концентрацию внимания, делают игрока более эмоционально-устойчивым и расчётливым; игровые партии воспитывают умение просчитывать в уме ходы вперёд. Планируемые результаты (12-17 лет). Личностные результаты освоения программы по шашкам включают: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; развитие навыков сотрудничества со сверстниками , умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности. Предметные результаты включают: знание терминов: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр; умение правильно расставлять фигуры перед игрой; умение сравнивать, находить общее и различие; умение ориентироваться на шахматной доске; понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», схем; превращение пешки. Метапредметные результаты включают: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Раздел 2. «Комплекс организационно- педагогических условии»: Условия реализации программы Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе - учащиеся знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры. На втором основном этапе - учащиеся изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах. На заключительном этапе – учащиеся закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год. Методическое и дидактическое обеспечение Приемы и методы организации учебного процесса: - словесный: рассказ, беседа, объяснение, разработки презентаций, дидактические игры. - наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске; - практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками. Техническое оснащение занятий Для успешной реализации учебной программы необходимо иметь просторное помещение с хорошим освещением. Чистота и порядок в ней, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры и творческой активности. Для работы требуются индивидуальные стулья и столы соответствующие роста детей. Необходимые материалы Шахматные доски плоскостные; Шашки двух цветов; Тетрадь в клеточку ; Карандаши простые. Материально-техническое обеспечение: Демонстрационная доска Шахматные доски, шашки Часы Оценочные и методические материалы. Формы аттестации. Эффективность реализации данной программы зависит не только от содержания и объема материала, формы проведения занятий. Во многом зависит от системы отслеживания результатов и его своевременного корректирования. Программой предусмотрено отслеживание результативности в следующих формах: наблюдение (осуществляется педагогом); соревновательная деятельность; Устные опросы (индивидуальные, парные и групповые). Наблюдение. Просмотры и анализ работ. Уроки-игры. Фронтальные опросы. Беседы. Участие в общешкольных турнирах. Входной контроль направлен на выявление знаний, умений, навыков, которые дают информацию об уровне подготовки обучающихся на новый учебный год. Текущий контроль осуществляется на протяжении всего учебного процесса, с целью проверки усвоения пройденного материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Позволяет вовремя скорректировать учебнотематический план. Итоговый контроль отслеживает поставленными целями, позволяет оценить диагностируемых качеств. Одной «экспертных из соответствие результатов динамику оценок» с развития являются выступления на открытых занятиях, концертах, конкурсах, фестивалях. Оценочные материалы. Отслеживание результативности ключевых компетенций осуществляется через наблюдение за детьми в учебной деятельности. Диагностика результатов ведётся лично педагогом. Итоги вносятся в сводную таблицу успешности усвоения программы Условные обозначения «3» - навыки сформированы, «2» - навыки на стадии формирования, «1» навыки не сформированы Критерии оценки «3» - навыки сформированы: Ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием. «2» - навыки на стадии формирования: Для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога. «1» - навыки не сформированы: Ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога 1.Диагностика навыков и умений Карта диагностического обследования обучения игру в Шашки. № Фамилия, Расставляет Начало Ход имя шашки ребёнка поле на игры шашек Бой шашек Решение соперника диаграмм Дамка Доводит до конца игру 33 Список литературы Для педагогов 1. Плехов С.И. Комбинации в 3,4,5 ходов. 2017 г. 2. Устьянов С.Ю. Увлекательная практика. 2018 г. 3. Ермаков Ю.Н. Такие не простые простые шашки. 2018 г. 4. Голосуев В.М. Играйте в шашки. 2018 г. 5. Сокольский А. Ваш первый ход. М.: ФиС. 2019 5. Сухин И. Удивительные приключения в шашечной стране, М.: 6. Поматур, 2018. 7. Юдович М. Занимательные шашки, М.: ФиС, 2018. 8.Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 2010. 9. И. М. Бодров, М. В. Высоцкий «Курс шашечных окончаний. Две на две». 2001 г. Для обучающихся 1. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2007 2. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с. 3. Барский Ю.П., Городецкий В.Б. Сеня, Храбрик и шашки. Правила шашек. Книга для детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 1998. 4. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 2000. – 128 с 5. А. В. Лангин, Б Герцензон «Школа шашек для первоклашек. Комбинации». 6. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк «Шашки для детей». 34 Интернет ресурсы 1. Всё о шашках: http://damki.net 2. Союз любителей шашечной игры: http://www.mir642005.narod.ru 3. Теория русских шашек: http://c3b4.narod.ru 4. Днепропетровская областная федерация шашек: http://shashki-dnepr.org.ua/ 5. Шашки онлайн https://shashki.ru/internet-games/ Список компьютерных игровых программ 1. Стандартные шашки: https://vseigru.net/shashki/36019-igra-standartnye- shashki.html 2. https://yandex.ru/games/tag/shashki 3. Русские шашки: https://igroutka.ru/igry-shashki/46662-russkie- shashki.html 4. Международные шашки: https://yandex.ru/games/app/230132 35 Приложение Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « В стране шашек» на 2024-2026 учебный год. Год Дата начала Дата Количест Количе Режим обучения занятий окончания во ств занятий занятий учебных учебны недель х часов 1 год 2 год 02.09.2024 30.05.2025 года. года 01.09.2025 29.05.2026 года. года 36 216 3 раза в неделю 36 216 6 раз в неделю 36 Календарно-тематический план 1 группа (8-11 лет) № Тема занятия Всего часов 1. Вводное занятие. 2 1 Понятие «игра». Классификация игр. Правила 2 поведения на уроке. Правила техники безопасности при работе с учебным материалом. 2. Экскурсия в страну шашек. История шашек. 32 2 Общие понятие о шашках. 4 3 Шашечная доска и 4 шашки. 4 Как ходят шашки 4 и как бьют 5 Вертикали и 4 горизонтали. 6 Каждая клетка это 4 игровое поле 7 Диагонали. 4 8 Прохождение в дамки. Дамка 4 сильная фигура 9 Ход дамкой. Бой 4 дамкой. 3. Подводящие игры для шашек. 16 37 10 Игра «уголки» (9*9) 4 шашек 11 Игра «Козленок и волки» 4 12 Проиграть, чтобы выиграть. 4 «Поддавки» 13 Игра с неполным комплектом шашек. «6х6» и 4 «8x8» 4. Комбинации- 76 Основополагающий элемент шашечной игры. 14 Одноходовые 4 комбинации (2x2) 15 Одноходовые 4 комбинации (3x3) 16 Одноходовые 4 комбинации (4x4) 17 Одноходовые комбинации (5x5) 4 18 Одноходовые 4 комбинации (6x6) 19 Одноходовые комбинации (7x7) 4 20 Одноходовые 4 комбинации (8x8) 21 Одноходовые 4 комбинации (9x9) 22 Одноходовые комбинации 4 38 (10x10) 23 Одноходовые комбинации 4 (11x11) 24 Одноходовые комбинации 4 (12x12) 25 Двухходовые 4 комбинации. 26 Типовые комбинации с 4 использование колонок. 27 Однотипные 4 тактические приемы в шашках 28 Комбинации с проходом в дамки созданием решето 4 впозиции соперника 29 Элементарные комбинации связанные с 4 пропуском в дамки. 30 Комбинация 4 «Рогатка». 31 «Простейшие тактические 4 приемы подрыва дамочных полей» 32 Комбинация 4 «Шлагбаум». Элементарные позиции. 5. Элементарные заповеди позиционной игры. 44 39 33 Оторванные (изолированные) шашки. 4 Элементарные позиционный прием выигрыша шашки. 34 Занятие центра 4 35 Сила флангов. 4 36 Развитие отсталых 4 шашек. 37 Атака левым 4 флангом правый фланг. 38 Золотая шашка 4 Решето позиции, 4 Е1,D8 39 слабость позиции. 40 Простейшие приемы ловли 4 дамки 41 Ловля дамки с помощью 4 «коробочки» 42 Сила дамки, застава 4 43 Особенности превращения 4 простых в дамку. 6. Учебная игра 44 44 Что такое 4 соревнования 45 Соревнования по круговой системе. 4 40 46 Учебная игра с исправление 4 грубых ошибок. 47 Турнир внутри 4 группы. 48 Сеанс одновременной 4 игры 49 Центральные шашки сильнее бортовых. «Одна 4 Держит две шашки» 50 Спарринги. Выбирай соперника равного 4 или чуть сильнее. 51 Получение 4 преимущества, прорыв в дамки. 52 Равномерное размещение шашек по доске, залог 4 сильной позиции. 53 Совместный 4 анализ сыигранной партии с учителем. 54 Совместный анализ съигранных партий 4 7. Итоговое занятие. Соревнования 2 Итого 216 часов 41 2 группа (12-17 лет) № п/п Тема занятия Количество часов 1. « Знакомство с шашками» 4 2. «Цели игры и определение 10 результата партии». Способы защиты. Открытые и двойные ходы. 3. «Разные виды ничьей партии». 10 4. «Знакомство с таблицей 10 шашечного турнира». 5. Основные приемы борьбы на 10 шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». 6. Шашечный турнир 10 7. Основные приемы борьбы на 10 шашечной доске «Простые комбинации». 8. «Умники и умницы». 16 9. Основные приемы борьбы на 16 шашечной доске «Основы позиционной игры». 10. Основные приемы борьбы на шашечной доске. «Комбинационные приемы. Ловушки в начале партии в игре 10 42 шашки». 11. Основные приемы борьбы на 10 шашечной доске «Связывание». 12. «Использование дополнительного 8 темпа». 13. Основные приемы борьбы на 10 шашечной доске «Шашечные окончания». 14. «Решение элементарных 10 комбинаций». 15. Основные приемы борьбы на 10 шашечной доске «Размен». 16. «Шлагбаум». 10 17. «Победитель - это я» 10 18. «Достижение выгодной 14 оппозиции». 19. «Турнир сильнейших». 12 20. Подготовка к соревнованиям. 10 «Шашечные встречи сильнейших в ДДИ». 21. Итого Дружеские встречи. 10 216 ч 43 44