Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Шахматы

1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Шахматы» (далее – программа) создана с
учётом социального заказа в рамках национального проекта «Успех каждого
ребенка» для создания новых мест в образовательных организациях
различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих
программ всех направленностей и разработана в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст.
79);
2.
Федеральный закон от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации
по вопросам воспитания обучающихся»
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
“Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
4.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
5.
Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от
29.03.2016 № ВК-641/09)
6.
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
7.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 года №816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
технологий при реализации образовательных программ»;
8.
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014

№ 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования
детей до 2030 года»);
9.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года
№996-р
10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол от
03.09.2018 г. №10)
11. Государственная программа Астраханской области «Развитие
образования», утвержденная постановлением Правительства Астраханской
области от 06.10.2023 года №558-П
12. Распоряжение Правительства Астраханской области от
10.07.2023 г. №250-Пр «Об утверждении Целевой модели дополнительного
образования детей»
13. Распоряжение Правительства Астраханской области от
27.05.2024 года №173-Пр «О реализации мероприятий регионального
проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов
федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование»;
14.

Устав ГКОУ АО «Школа-интернат №1»;

15. Положение о дополнительном образовании в ГКОУ АО «Школаинтернат №1» .
Данная программа позволяет расширять и углублять знания по
физической культуре и функционированию человеческого организма,
полученные в общеобразовательном учреждении. Игровые виды спорта
способствуют разностороннему развитию личности подростка, общему
оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил,
приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Уровень программы – базовый
Актуальность данной программы заключается в том, что шахматы
положительно влияют на совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение
игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать

в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям
преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Новизна программы заключается в максимальном расширении
образовательного пространства, увеличении социальных контактов детей с
нарушениями интеллекта; обучению умению выбирать и применять
адекватные коммуникативные стратегии и тактики во время игры в шахматы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен не только
младшим школьникам, но и дошкольникам. Стержневым моментом занятий
становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в уроки игровых ситуаций и т. д. Важное значение при
изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая
деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных
заданий, создания игровых ситуаций.
Одним

из

главных

ограниченными

преимуществ

возможностями

преподавания

здоровья

шахмат

является

детям

выработка

с

ими

интеллектуальной выносливости через эти занятия, что помогает сохранять
внимание в течение целого урока при обучении в школе.
Цель, задачи и планируемые результаты программы:
Цель программы:
Создание благоприятных условий для развития мышления, творческих и
спортивных

способностей

учащихся,

формирования

всесторонне

и

гармонично развитой личности через шахматную игру.
Задачи:
Образовательные:
- освоение знаний о шахматной игре, изучение ее истории, правил и законов;

- освоение объема теоретических знаний;
- формирование умений и навыков практической игры;
- выполнение учащимися спортивных разрядов.
Развивающие:
- развитие мышления и творческих способностей;
- развитие логики и памяти;
- развитие решительности и чувства ответственности за принятое решение.
Воспитательные:
- формирование дисциплинированности и целеустремленности;
- воспитание доброжелательного отношения к товарищам, отзывчивости;
- привитие навыков общения в коллективе и внешней культуры поведения;
- формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение риска
асоциального поведения.
Коррекционные:
- осуществлять коррекционную помощь в овладении базовым содержанием
обучения.
- развивать сознательное использование языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных
контактов с окружающими.
- обеспечить обучающемуся успех в различных видах деятельности, с целью
предупреждения негативного отношения к занятиям, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Задачи программы в шахматном аспекте:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и
шахматным кодексом.
2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь,
вертикаль, диагональ.

4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с
другими фигурами.
5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
7. Познакомить

с

обозначением

горизонталей,

вертикалей,

полей,

шахматных фигур.
8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой
фигур.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10.Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
11. Развивать шахматную память и шахматное зрение.

Отличительные особенности программы
Данная программа составлена на основе Программы «Шахматы – школе»,
автор И.Г. Сухин и имеет ряд отличительных особенностей:
 Дети разной шахматной силы общаются между собой для передачи
шахматных

навыков

от

более

опытных

к

менее

опытным

обучающимся;
 Активное использование компьютерных средств обучения шахматам, в
том числе использование авторских методик и разработанной автором
шахматной

обучающей

программы,

обучает

детей

методам

самосовершенствования, что необходимо для жизненного успеха в
дальнейшей интеллектуальной деятельности;
 Для каждого обучающегося подбирается оптимальная (максимально
допустимая по здоровью) учебная нагрузка во время занятий и в
процессе домашней работы над шахматами, что позволяет добиваться
максимальных творческих и спортивных результатов.
Особенностью преподавания шахмат для обучающихся с умственной
отсталостью

является

постепенность

и

многократная

повторяемость

прохождения тематического материала. Это позволяет детям лучше усваивать
шахматные умения и навыки.
Особенности

возрастной

группы

детей,

которым

адресована

программа
Настоящая Программа предусматривает изучение материала по теории и
истории шахмат и практические занятия, в том числе, участие в
соревнованиях. Наряду с этим среди учащихся ведется работа по правильной
организации досуга школьников, воспитанию общественной активности
среди детей, развитию у них норм и принципов поведения в обществе.
Для успешного усвоения материала Программы дети должны, в первую
очередь, обладать следующими возрастными особенностями: они должны
быть в состоянии овладеть элементарной арифметикой (сложение и
вычитание до 20), суметь поставить целевую задачу и настойчиво стремиться
её выполнить, а также должны обладать достаточной интеллектуальной
выносливостью, чтобы добиваться требуемых Программой спортивных и
творческих результатов в шахматах. Чем раньше ребенок по-настоящему
поймет, что такое «Шахматы», тем лучше для него. Поэтому в шахматах
наиболее эффективно обучение в смешанных (разновозрастных) группах, что
использовано и в настоящей Программе.
Объем программы, срок реализации, режим занятий.
Программа предназначена для детей в возрасте от 12 до 17 лет. Срок
реализации – 2 года. Наполняемость группы – от 6 до 12 человек. Общий
объем часов по программе: 1 год обучения - 216 учебных часов, 6
академических часов в неделю (академический час 45 минут); 2 год обучения
- 216 учебных часа, 6 академических часов в неделю (академический час 45
минут). Форма обучения очная, допускается использование электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.

Добавлено примечание ([КНМ1]): В учебном плане 204
часа

Содержание программы
Учебный план 1 год обучения
Количество часов

№п/п

Раздел, тема

Формы Контроля
Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Инструктаж по
технике безопасности

3

2

1

Устный опрос.

2.

Сведения об особенностях
шахматных фигур

20

10

10

Педагогическое
наблюдение. Устный
опрос. Самопроверка.

3.

История становления
шахмат

40

10

30

Беседа

4.

Основы эндшпиля:
разыгрывание окончаний

82

20

62

Практическое занятие

5.

Решение позиций и задач
(мат, выигрыш материала)

71

10

61

Турнир по шахматам

216

52

164

Итого

1. Введение. Инструктаж по технике безопасности
Теория. Знакомство детей с педагогом, проведение инструктажа по технике
безопасности.
Практика. Знакомство детей с помещениями (учебным классом, спортивным
залом), где будут проходить учебные занятия.
2. Cведения об особенностях шахматных фигур
Теория. Проведение бесед об особенностях шахматных фигур, введение в
правила игры в шахматы.
Практика. Проведение викторин по правилам шахмат, особенностям
шахматных фигур, тренировочные игры.
3. История становления шахмат
Теория. Проведение бесед об истории становления шахмат, истории борьбы
за первенство мира.
Практика. Проведение викторин по истории шахмат.
4. Основы эндшпиля: разыгрывание окончаний
Теория. Проведение бесед о методах игры в эндшпиле, иллюстрация правил

разыгрывания характерных окончаний.
Практика. Проведение конкурсов по приемам разыгрывания эндшпиля,
тренировочные игры.
5. Решение позиций и задач (мат, выигрыш материала)
Теория. Проведение бесед о средствах вынуждения в шахматной партии,
иллюстрация правил игры в тактических позициях.
Практика. Проведение конкурсов решения этюдов, задач и поиска лучших
вариантов игры в позициях с тактическим содержанием, тренировочные игры.
Учебный план 2 год обучения
Количество часов
№п/п

Раздел, тема

Физическая культура и
1. спорт. Общефизическая
подготовка
Правила игры.
Консультационные
2.
партии, конкурсы
решения задач
Шахматный кодекс.
Судейство и
3.
организация
соревнований
4.
5.

6

7

Исторический обзор
развития шахмат
Дебют. Теоретические
и судейские семинары,
контрольные работы
Миттельшпиль.
Квалификационные
турниры.
Эндшпиль. Анализ
партий и типовых
позиций
Итого

Формы Контроля

Всего

Теория

Практик
а

5

2

3

Устный опрос.

30

10

20

Педагогическое
наблюдение. Устный
опрос.
Самопроверка.

28

8

20

Беседа

56

16

40

Практическое
занятие

41

10

31

Турнир по шахматам

32

12

20

Турнир по шахматам

24

8

16

Турнир по шахматам

216

66

150

Методические рекомендации по теоретической подготовке
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций. Учебный
материал распределяется на весь период обучения. При проведении

теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать
материал в доступной форме. В зависимости от конкретных условий работы
в план можно вносит коррективы.
Темы для теоретической подготовки
Физическая культура и спорт в России
Понятие о физической культуре. Физическая культура, как составная
часть гармоничного развития личности. Задачи физического воспитания:
укрепление здоровья, всестороннее развитие человека.
Единая Всероссийская спортивная классификация. Разрядные нормы и
требования по шахматам. Почетные спортивные звания.
Основные формы организации занятий в детско-юношеской
спортивной школе.
Всероссийские соревнования для обучающихся, спартакиады,
всероссийский турнир школьных команд «Белая ладья». Международные
связи российских шахматистов.
Правила игры.
Шахматная доска, поля, фигуры, ходы фигур. Ценность фигур.
Шахматный кодекс России. Судейство и организация соревнований
Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. Нотация.
Турнирная дисциплина, правило «тронул – ходи», требования записи
турнирной партии.
Основные положения шахматного кодекса.
Значение спортивных соревнований и их место в учебно-тренировочном
процессе. Судейство на соревнованиях. Воспитательная роль судьи.
Виды
соревнований:
личные,
командные,
лично-командные,
официальные, товарищеские. Системы проведения соревнований: круговая,
олимпийская, швейцарская.
Контроль времени на обдумывание ходов в партии. Таблица
очередности игры в соревнованиях. Правило определения цвета фигур.
Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о
соревнованиях. Регламент. Подготовка место соревнований. Порядок
открытия и закрытия соревнований. Порядок оформления отчета о
соревнованиях. Зачет по судейству и организации соревнований.
Инструкторская и судейская практика.
Исторический обзор развития шахмат
Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение
шахмат на Востоке.
Проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные
трактаты. Запрет шахмат церковью.
Испанские и итальянские шахматисты XVI-XVII веков. Ранняя
итальянская школа. Шахматы как придворная игра.
Выдающиеся зарубежные шахматисты. Выдающиеся советские шахматисты.
Творчество Роберта Фишера, Анатолия Карпова, Гарри Каспарова. Молодые
зарубежные и российские шахматисты.
Дебют

Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине
игры. Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов.
Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Значение
флангов. Дебютный захват центра с флангов. Подрыв центра. План в дебюте.
Оценка позиции в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Понятие
инициативы в дебюте. Жертва пешки в дебюте за инициативу. Гамбиты.
Эволюция взглядов на дебютную теорию. Характеристика современных
дебютов.
Методы работы над дебютами. Принципы составления дебютного
репертуара. Понятие дебютной новинки. Концентрический метод изучения
дебютных схем. Стратегия идеи основных дебютных схем.
Миттельшпиль
Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Основные тактические
приемы. Связка, полусвязка, двойной шах, скрытое нападение, вскрытый
шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. Размен.
Комбинация с мотивами «спертого мата», использование слабости
первой (последней) горизонтали, разрушение пешечного прикрытия короля,
освобождение поля и линии, перекрытия, блокировки, превращение пешки,
уничтожение защиты.
Комбинация как совокупность элементарных тактических идей.
Сложные комбинации на сочетание идей.
Атака в шахматной партии. Инициатива и темп в атаке. Атака пешками.
Атака фигурами. Пешечно – фигурная атака. Атака в дебюте, миттельшпиле,
эндшпиле. Атака на короля. Атака на нерокировавшегося короля. Атака
короля при односторонних и разносторонних рокировках. Контрудар в
центре в ответ на фланговую атаку. Защита в шахматной партии. О роли
защиты в шахматной партии. Пассивная и активная защиты. Требования к
защите: определение момента, с которого необходимо переходить к защите,
составление плана защиты, перегруппировка сил, экономизм в
защитительных мероприятиях. Тенденция перехода в контратаку.
Стратегическая и тактическая защита. Приемы тактической защиты:
отражение непосредственных угроз, неожиданные тактические удары,
ловушки.
Типичные комбинации в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.
Определение стратегии. Элементы стратегии, оценки позиции, выбора
плана. Принцип реализации материального преимущества. Простейшие
принципы разыгрывания середины игры: целесообразность в развитии фигур,
мобилизация сил, определение ближайших и последующих задач. План игры.
Оценка позиции.
Центр. Централизация. Открытые и полуоткрытые линии. Тяжелые
фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Фортпост. Вторжение в
седьмую горизонталь.
Проблема центра. Закрытый пешечный центр. Пешечный клин.
Подвижный пешечный центр. Пешечный прорыв в центре и образование
проходной пешки. Пешечно – фигурный центр, открытый центр. Центр и
фланги. Осада центров с флангов в миттельшпиле. Роль центра при

фланговых операциях. Борьба с образованием у противника пешечного
центра.
Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного»
пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада,
торможение освобождающихся ходов.
Подвижность слона и коня в миттельшпиле. Слабые и сильные поля.
Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Теория «островков».
Создание слабости в лагере противника.
Пешечный перевес: в центре, на ферзевом фланге, на королевском
фланге. Пешечные цепи. Блокада пешки и пешечной цепи. Пешечный
прорыв. Размен как средство получения перевеса. Преимущество двух
слонов.
Стратегическая атака при разноцветных слонах, по большой диагонали,
пешечного меньшинства. Приемы стратегической защиты: размен
атакующих фигур противника, упрощения, создание максимальных
трудностей противнику, ослабление позиции противника, жертва материала
ради перехода в эндшпиль, в котором реализация перевеса вызывает большие
трудности.
Компенсация за ферзя. Ладью, легкую фигуру.
Стратегическая инициатива. Изолированные и висячие пешки.
Позиционная жертва: пешки, качества. Игра на двух флангах.
Маневренная борьба в закрытых позициях. Типовые позиции.
Понятие схемы как плана сторон в типовых позициях, получающихся
из определенных дебютных систем.
Эндшпиль
Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Активность фигур в
эндшпиле. Матование одного короля.
Пешечные окончания. Систематизация пешечных окончаний по
тематическому содержанию. Основные идеи и технические приемы в
пешечных окончаниях: правило квадрата, оппозиция, виды оппозиции,
король и пешка против короля, защищенная и отдаленная проходные пешки,
игра королей с двойной целью, «треугольник», прорыв, сочетание угроз, поля
соответствия.
Многопешечные
окончания.
Реализация
лишней
пешки
в
многопешечных окончаниях.
Сложные пешечные окончания. Ферзь против пешки. Слон против
пешки. Конь против пешки.
Коневые окончания. Слоновые окончания. Одноцветные и
разноцветные слоны. Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле.
Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против
ладьи. Ладья и крайняя пешка против ладьи. Активность короля и ладьи в
ладейных окончаниях. Сложные ладейные окончания.
Ферзевые окончания. Компенсация за ферзя, ладью и легкую фигуру.
Ладья против легких фигур. Ладья и слон против ладьи.
Проблема перехода из миттельшпиля в эндшпиль. Переход из дебюта
в эндшпиль. Сложные окончания.

ПРАКТИКА
Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций.
Индивидуальные занятия
Участие шахматистов в квалификационных и тематических
турнирах.
Разбор с тренером-преподавателем сыгранных партий, анализ
типовых положений, выполнение упражнений для улучшения техники
расчета вариантов, тренировка со спарринг - партнером.
Индивидуальные занятия тренера-преподавателя с учащимися
ДЮСШ в соответствии с перспективными планами индивидуальной
подготовки.
Выполнение контрольно-переводных и нормативных требований.
Теоретические семинары, контрольные работы, доклады и
рефераты учащихся
Проведение тренером-преподавателем семинаров по актуальным
разделам теории шахмат, групповое обсуждение докладов, прием зачетов по
организации и судейству соревнований, выполнение учащимися
контрольных работ по пройденным темам, заслушивание аналитических
докладов учащихся.
Консультационные партии, конкурсы решения задач и этюдов,
сеансы одновременной игры, упражнения на расчет вариантов
Тематические партии по консультации и сеансы одновременной игры.
Понятие о шахматной композиции. История и основные направления
шахматной композиции. Правила проведения конкурсов. Упражнения для
развития счетных способностей.
Общефизическая подготовка
1. Общеразвивающие упражнения без предметов
Для
мышц
рук
и
плечевого
пояса: одновременные,
попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и
лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение, приведение,
повороты, маховые и круговые движения, взмахи и рывковые движения в
различных исходных упражнениях, на месте и в движении, сгибание разгибание рук в упоре лежа.
Для мышц шеи и туловища : наклоны (вперед, в сторону, назад),
повороты (направо, налево), наклоны с поворотами, вращения.
Для мышц ног: поднимание и опускание ноги (прямой и согнутой,
вперед, в сторону и назад), сгибание и разгибание ног стоя (полуприсед,
присед, выпад), сидя, лежа, круговые движения (стоя, сидя, лежа), взмахи
ногой (вперед, в сторону, назад), подскоки (ноги вместе, врозь, скрестно, на
одной ноге), передвижение прыжками на одной и двух ногах.
Для мышц всего тела: сочетание движений различными частями тела
(приседания с наклоном вперед и движениями руками, выпады с наклоном
туловища, вращение туловища с круговыми движениями руками,
посредством сгибания и разгибания ног и др.), упражнения на формирование
правильной осанки.
Легкоатлетические упражнения: ходьба на носках, на пятках, на
внутренней, наружной стороне стопы, в полуприседе и приседе, выпадами, с

высоким подниманием бедра, приставными и скрестными шагами, сочетание
ходьбы с прыжками. Бег обычный, с высоким подниманием бедра, с
подгибанием ноги назад, скрестным шагом вперед и в сторону. Бег на
короткие дистанции 30 метров с низкого и высокого старта. Спортивные и
подвижные игры.
2. Общеразвивающие упражнения с предметами
Со скакалкой: с короткой – подскоки на одной и двух ногах ног, с ноги
на ногу.
3. Дыхательная гимнастика
1-ое упражнение. В движении шагом выполняется полный,
глубокий вдох на протяжении 4-х шагов, руки свободно опущены вниз.
После произвольного полного вдоха и короткого отдыха (3-5 шагов)
упражнение повторяется. В том же порядке вдох выполняется дважды на 6, 8,
10 и 12 шагов. Постепенно от занятия к занятию продолжительность вдоха
увеличивается. Через некоторое время спортсмен довольно легко выполняет
серии вдохов на 8,12, 16, 20 и более шагов.
2-ое упражнение. В движении шагом выполняется полный
глубокий вдох на протяжении 4 шагов. Последующий полный выдох
выполняется дважды на 6, 8, 10 и 12 шагов. Через несколько занятий
продолжительность выдоха доводиться до 16 шагов. Выдох должен быть
непрерывным и максимально полным. В конце выдоха плечи опущены,
голова наклонена вперед.
3-е упражнение. Стоя, вытянув руки вверх, прогнуться, сделать
полный глубокий вдох. Руки опустить резко вниз, сделать дополнительный
короткий вдох. В этом упражнении спортсмен должен почувствовать, что
при опускании рук создались дополнительные условия для вдоха и это
позволило вдохнуть дополнительную порцию воздуха. Упражнение
выполняется 6-8 раз.
4-е упражнение. Выполняется в движении или на стоя на месте.
Исходное положение: руки опущены вдоль туловища, мышцы плечевого
пояса расслаблены, голова слегка наклонена вперед. Спортсмен делает
максимально глубокий вдох, затем поднимаясь на носки, поднимая руки
через стороны вверх и слегка прогибаясь, продолжает вдох. Спокойно
выдыхает. Упражнение повторяется 6-8 раз.
Эффективность дыхательных упражнений очень велика, даже
если им уделять в день по 5-6 минут. Улучшение в системе дыхания
наступает уже через несколько занятий. Дыхание становится более глубоким
и более редким. Жизненная емкость легких часто уже за 2-3 месяца
систематических занятий увеличивается на 400-600 куб.см. Упражнения
рекомендуется выполнять на свежем воздухе. Дыхательную гимнастику
рекомендуется сочетать с гигиеническими процедурами и закаливанием.
Программа предусматривает достижение следующих результатов
образования:
1.Личностные:

внимательным, трудолюбивым, любознательным;
настойчивым в стремлении к преодолению препятствий и достижение
поставленной

цели;

проявление

лидерских

качеств,

ответственного

отношения к сопернику и товарищам; развитие стратегического мышления
и критичность мышления;
выдержанным и дружелюбным во время игры.
2.Метапредметные:
 развить личностные аспекты: внимание, память, мышление, воображение,
активность и самостоятельность;
 развить эмоциональную сферу и умение выражать эмоции;
 развить творческое воображение, стратегии, импровизации;
 разыграть партию с противником;
 выполнять правила игры и заставлять это делать противника;
 расставлять позиции на шахматной доске;  довести партию до конца;
 поставить мат одинокому королю двумя ладьями;
 выразить свою мысль с помощью шахматной нотации;
 самостоятельно работать с шахматным оборудованием;
3. Предметные:
 основы шахматной игры, ходы фигур;
 правила шахматной игры  цель шахматной партии;
 историю возникновения игры в шахматы;
 приёмы разыгрывания партии, доведения её до логического конца;
 приёмы матования одинокого короля двумя ладьями;
 шахматную нотацию.
Главный ожидаемый личностный результат шахматного образования
детей – приобретение умения ставить перед собой наиболее приоритетную

задачу, определять промежуточные цели, планировать дальнейшее развитие
событий и методично двигаться по намеченному плану. Основной
метапредметный результат -

приобретение навыков самостоятельного

обучения на примере шахмат.
Основные ожидаемые предметные результаты заключаются в
следующем:
По итогам обучения дети должны освоить методы реализации
материального и позиционного преимущества. Важным достижением в
овладении шахматными основами явится приобретение детьми навыков
ставить мат.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Весь учебный материал распределен в соответствии с принципом
последовательного и постепенного расширения теоретических знаний и
практических навыков. Программа направлена, в основном, на овладение
правилами игры в шахматы, элементарными техническими приемами и
изучение силы и слабости каждой шахматной фигуры в отдельности и в их
взаимодействии.
Формы аттестации
Для

проверки

знаний

и

умений

воспитанников

используется

стандартное шахматное тестирование на занятиях (конкурсное решение
позиций,

проведение

компьютером)
соревнованиях.

и

шахматных

принимаются

Также

во

критерием

викторин
внимание

и

тестовые

партии

с

результаты

участия

в

успеваемости

служит

выполнение

обучающимися нормативов спортивных разрядов по шахматам.
Методическое обеспечение программы
Занятия проходят в групповой форме, являются теоретическими и
практическими.
Форма занятия: беседа, игра, творческое задание.

В программе используются следующие педагогические технологии:
- Здоровьесберегающие;
- Коммуникативные;
- Объяснительно-иллюстративные;
- Проблемно-поисковые;
- Игровые.
Любые воздействия на ребенка в своей основе имеют принцип
здоровьесбережения. Используемые в программе здоровьесберегающие
технологии направленны на сохранение, поддержание и обогащение здоровья
детей. Целями здоровьесберегающих технологий являются обеспечение
высокого

уровня

реального

здоровья

ребенка

и

формирование

мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью,
обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у
него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
В

программе

используются

методы

обеспечения

социально-

психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и
социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной
комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в
процессе общения со сверстниками и взрослыми; коммуникативные
технологии обучения здоровому образу жизни.
Сущность коммуникативных технологий состоит в ориентации на
межличностное
гуманизации

взаимодействие
педагогического

в

учебно-воспитательном

воздействия.

процессе,

Гуманизацию

учебно-

воспитательного процесса следует понимать как переход к личностноориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной
свободе и деятельности обучаемых. Педагог стремится создать такие
условия, в которых учащийся не может не учиться, не может учиться ниже
своих

возможностей,

не

может

остаться

равнодушным

участником

воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни.
Помимо овладения объемом знаний и формирования определенного круга

умений большое значение придается развитию психических, физических,
нравственных

сфер

личности.

Отказ

от

авторитарной

педагогики;

обеспечение атмосферы комфорта; вера в занимающегося, его силы,
возможности.
Объяснительно-иллюстративные

технологии

придают

организационную четкость педагогического процесса, систематический
характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности педагога на
учеников, разносторонность и обилие информации, богатое использование
наглядности - показ и воспроизведение на практике изучаемого материала. В
объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и
приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, беседа.
Проблемно-поисковые
деятельности,

методы

требуют

активной

поиска,

анализа

собственного

творческого

мыслительной
опыта

и

накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения.
Несомненно,

познавательная

деятельность

учеников

протекает

не

самостоятельно, а под руководством преподавателя, который цепочкой
вопросов и заданий подводит детей к выводам. Постановка проблемы
побуждает детей к работе мысли, к попытке самостоятельно решить задачу,
вызывает интерес к излагаемому материалу, привлекает внимание.
Игровые

технологии

строятся

как

целостное

образование,

охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное
общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игровой сюжет развивается
параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать
учебный процесс, освоить ряд учебных элементов. Один из главных секретов
хорошего самочувствия учащихся и высокой активности заключается в
применении игровой технологии обучения. Педагогическая игра обладает
четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим
результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и
характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игра выполняет
ряд функций: развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить,
побудить интерес), коммуникативная (игра вводит учащихся в реальный

контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению
общения), самореализация (игра важна как сфера реализации себя как
личности).
Кадровое

обеспечение

программы

предусматривает

наличие

необходимых курсов повышения квалификации у педагогов для работы с
детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). А
также наличие в образовательном учреждении дефектолога, (психолога,
логопеда).
Материально-технические условия реализации программы
№

Наименование

Единица

п\п

измерения

Количество
изделий

1

Стол шахматный

штук

8

2

Стул

штук

16

3

Доска

штук

2

шахматная

демонстрационная
4

Комплект шахмат

штук

10

5

Часы шахматные

штук

10

6

Скакалка

штук

15

7

Доска шахматная

штук

8

8

Мячи разные

штук

5

Формы аттестации. Диагностика.
Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении
в объединение, когда проводится первичное собеседование, тестирование
общих знаний, беседы с родителями. Диагностика роста компетентности
обучающегося производится в начале, середине и конце учебного года
(определенного этапа обучения), а также по прохождении программы.
Результативность образовательной деятельности определяется способностью
обучающихся

на

каждом

этапе

расширять

круг

задач

на

основе

использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных
навыков, социализации в общественной жизни.
В процессе обучения осуществляются контроль за уровнем усвоения
программы в форме:
- сеанс одновременной игры.
- турнир.
- блиц-турнир.
- конкурс.
Способы диагностики и контроля результатов.
Диагностика

Содержание

Первичная

Степень

период

интересов

и

уровень сентябрь

способ

наблюдение

подготовленности детей к занятиям
Промежуточная

Степень

развития

интеллектуальных,

Итоговая

познавательных, декабрь
творческих

внутригрупповые

способностей ребенка

соревнования

Степень развития знаний и умений в май

шахматный

результате освоения программы

турнир

Эффективность программы отслеживается по итоговой диагностике,
выполнению показательных упражнений, контрольных упражнений.
Оценка уровня творческих способностей проводится по результатам
тестирования на основе комплекса решения простейших шахматных задач.
Тестирование состоит из четырех контрольных упражнений
Контрольные упражнения
Основные правила игры. Нотация
Основные принципы игры в
дебюте.
Принципы игры в эндшпиле.
Миттельшпиль. Основные
тактические приемы

+
+
+
+

Мальчики, девочки
+
+
+
+

Примечание:
показателей.

+

норматив

считается

выполненным

при

улучшении

Список литературы, которая использовалась при написании
программы
1. Голенищев В. Программа подготовки шахматистов III и IV разрядов. М.: Русский шахматный дом, 2011.
2. Голенищев В. Программа подготовки шахматистов II разряда. - М.:
Русский шахматный дом, 2016.
3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя
– Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - Пособие для учителя
– Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
5. Чехов В., Архипов С., Комляков В. Программа подготовки шахматистов
IV – II разрядов. – М., Можайский полиграфкомбинат, 2007.
Рекомендованный список литературы для обучающихся
1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
2. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам. Школьный шахматный учебник.
М.: Русский шахматный дом, 2013.
3. Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций (том «1а» и том «1b»).
М.: Русский шахматный дом, 2013.
4. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
5. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней
начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
6. Чехов В., Архипов С., Комляков В. Программа подготовки шахматистов
IV – II разрядов. – 2007.
Интернет источники:
Пояснительная

записка

Возрастные

особенности

детей

5-7

лет

Индивидуальные особенности контингента детей 5 -7 лет Тематика курса.
Распределение

программного

(http://ist.na5bal.ru/doc/3206/index.html

материала

курса

«Шахматы»

Календарный учебный график
на 2024-2025 учебный год

Месяц

Учебные
недели

Сентябрь

Количество учебных недель.
Организацияобразовательного процесса
I полугодие 2024 год
Занятия по расписанию.
4 учебные недели
Внутришкольные соревнования

02-06 сентября
09-13 сентября
16-20 сентября
23-30 сентября
Октябрь
01-04 октября Занятия по расписанию 5 учебных недель.
07-11 октября Проведение мониторинга качества образования –начальный этап.
14-18 октября
21–25 октября
28-31 октября
Ноябрь
05-08 ноября Занятия по расписанию 4 учебные недели. Дополнительный день
11-15 ноября отдыха –4 ноября 2024 г. (День народного единства)
18-22 ноября Внутришкольные соревнования
25-29 ноября
Декабрь
02-06 декабря Занятия по расписанию 4 учебные недели. Дополнительные дни отдыха
09-13 декабря – 30 и 31 декабря 2024 г. Участие в Спартакиаде, посвященной
16-20 декабря Всемирному Дню инвалида
23-27 декабря
Количество учебныхнедель 17 учебных недель
в I полугодии
II полугодие 2025 год
Январь
13-17 января Занятия по расписанию 3 учебные недели. Дополнительные дни
20-24 января отдыха –01-12 января 2025 г. Проведение мониторинга качества
27-31 января образования –промежуточный этап. Внутришкольные соревнования
Февраль

03-07 февраля
10-14 февраля
17-21 февраля
24-28 февраля
Март
03-07 марта
10-14 марта
17-21 марта
24-28 марта
Апрель
01-04 апреля
07-11 апреля
14-18 апреля
21-25 апреля
28-30 апреля
Май
05-07 мая
12-16 мая
19-23 мая
26-30 мая
Количество учебных
недель в II полугодии

Занятия по расписанию 4 учебные недели.
Проведение мониторинга качества образования –промежуточный этап

Занятия по расписанию 4 учебные недели.

Занятия по расписанию5 учебных недель
Внутришкольные соревнования

Занятия по расписанию4 учебные недели. Дополнительные дни отдыха
– 1 и 2 мая (Праздник весны и труда), 8 и 9 мая (День Победы).
Проведение мониторинга качества образования –итоговый этап
20 учебных недель

Количество учебных недель
за год

36 учебных недель


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».