Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театральной студии Премьера

ОГЛАВЛЕНИЕ
Комплекс основных характеристик программы………………………….3
Комплекс организационно-педагогических условий…………………....17
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование……………….22
Приложение 2. Индивидуальный образовательный маршрут…………..26
Список литературы………………………………………………………...20

1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он
познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития
ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного
образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их
непосредственность и индивидуальность. Особую роль театрализованная
деятельность играет в образовании детей 7-17 лет, так как в этом возрасте
формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.
Данная

программа рассчитана

нарушениями.

на

детей

с

интеллектуальными

Такие дети являются эмоционально-

неустойчивыми, они могут

на одно и то же по-разному

реагировать.

Общение и совместная театральная деятельность будет способствовать
развитию у

данной

категории

детей

механизма управления

своим

эмоциональным состоянием.
Адаптированная

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа театральной студии «Премьера» (далее –
программа) создана с учётом социального заказа в рамках национального
проекта «Успех каждого ребенка» для создания новых мест в образовательных
организациях

различных

типов

для

реализации

общеразвивающих программ всех направленностей и

дополнительных
разработана в

соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
2.Федеральный закон от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам
воспитания обучающихся»
3.Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

4.Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
5.Методические

рекомендации

дополнительных

общеобразовательных

социально-психологической

по

реализации

адаптированных

программ,

способствующих

реабилитации,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от
29.03.2016 № ВК-641/09)
6.СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
7.Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 года №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при
реализации образовательных программ»;
8.Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей и признании
утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р»
(вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года»);
9.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р
10.Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол от 03.09.2018 г.
№10)
11.Государственная

программа

Астраханской

области

«Развитие

образования», утвержденная постановлением Правительства Астраханской
области от 06.10.2023 года №558-П
12.Распоряжение Правительства Астраханской области от 10.07.2023 г. №250Пр «Об утверждении Целевой модели дополнительного образования детей»
13.Распоряжение Правительства Астраханской области от 27.05.2024 года
№173-Пр

«О

реализации

мероприятий

регионального

проекта,

обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального
проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»
14.Устав ГКОУ АО «Школа-интернат №1»
15. Положение о дополнительном образовании в ГКОУ АО «Школа-интернат
№1»
Направленность программы- художественная
Актуальность образовательной программы
Актуальность программы состоит в том, что театрализованная
деятельность является эффективным средством для социальной адаптации
детей с интеллектуальными нарушениями, развития эмоциональной сферы,
речевого развития, а также формирования у них социально-коммуникативных
навыков. Занятия по программе развивают умение вступать в коммуникацию
с целью быть понятым и услышанным, что способствует социализации и
адаптации детей с ОВЗ в современном обществе.
Новизна программы
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и
отвечает

запросам

различных

социальных

групп

нашего

общества,

обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей с
умственной отсталостью. Полученные знания позволят воспитанникам
преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую
активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить
внутренние цели, стремиться к ним.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая

целесообразность

программы

определяется

необходимостью нравственного воспитания детей с интеллектуальными
нарушениями. Обучающиеся в процессе театральной деятельности имеют
возможность отрабатывать жизненно важные этические навыки в конкретных
ситуациях.
Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творчески активной личности воспитанника
средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и
профессиональному самоопределению.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров
(кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:
знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях,
костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
4.Познакомить обучающихся с основами сценической речи, актерского
мастерства, режиссуры, вокала, сценического движения и хореографии;
Развивающие:
1.Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
2.Развивать интонационную выразительность речи
3.Развивать умение чувствовать характер литературного произведения
4.Развивать у детей выразительность жестов и мимики
5.Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять
качества персонажей.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать
юмор.
2.Воспитывать умение принимать участие в коллективных спектаклях
3.Поощрять инициативу, творчество
4.Воспитывать эстетический вкус
Коррекционные:
1.Формирование зрительного восприятия;
2.Развитие через систему игр, упражнений и этюдов основных познавательных
процессов (память, внимание, восприятие и др.);

3.Формирование

адекватности

чувств,

умения

анализировать

свою

деятельность.
Отличительные особенности программы
Отличительной

особенностью

программы

является

возможность

одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические
способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через
репетиции, театральную деятельность (отчётные спектакли, конкурсы,
фестивали), творческие встречи и мастер-классы профессиональных артистов.
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий для детей,
готовившихся к конкурсам художественного слова, с целью разбора материала
и актерской работы на камеру и консультации в режиме онлайн
Уровень освоения программы программы– базовый
Адресат
Программа рассчитана для группы детей с ОВЗ (интеллектуальными
нарушениями) в возрасте от 7 до 17 лет. Группы формируется в соответствии
с указанным возрастом, составу 12 человек с учетом индивидуальных
особенностей детей.
1 группа-12 человек -7-12 лет
2 группа -12 человек -13-17 лет
Форма обучения - очная.
Форма организации образовательной деятельности - групповая.
При реализации программы частично применяется электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.
Формы проведения занятий
Принимая во внимание специфику сценической деятельности, включающую
массовые,

диалогические,

сольные

и

другие

способы

воплощения

драматургического и музыкального материала, предусмотрены различные
формы проведения занятий:
- студийная – предполагающая общие сводные репетиции постановок с
большим количеством задействованных исполнителей;
- групповая – позволяющая осуществлять подачу материала с учетом
возрастных особенностей воспитанников и принадлежности их к группе
определенного года обучения в студии;
- парная – призванная совершенствовать взаимодействие сценических
партнеров и применяемая при работе над диалогическими эпизодами
постановок, а также дуэтов;
- индивидуальная - используемая при подготовке сольных, монологических
форм исполнения, а также при осуществлении дифференцированного подхода
к развитию личности ребенка
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Продолжительность образовательного процесса: 6 раз в неделю по 45 минут.
Набор обучающихся в группу по программе производится в начале учебного
года, из числа всех желающих.
Объем и срок освоения программы
1 группа - объем программы-216 часов
- срок освоения программы – 2 года
2 группа - объем программы-216 часов
-срок освоения программы – 2 года
Планируемые результаты
В результате обучения в кружке в течение учебного года по программе
предполагается, что дети получат следующие знания и умения:
- умение использовать полученные знания в области театрального искусства.
- использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать
с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать,
сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

- владение необходимыми навыками пластической выразительности и
сценической речи.
- использование практических навыков при работе над внешним обликом героя
- подбор грима, костюмов, прически.
Личностные результаты:
1. Повышение интереса к изучению материала
2. Активное проявление своих индивидуальных способностей
3. Потребность сотрудничества со сверстниками
4. Формирование нравственной позиции
5. Создание спектаклей различной направленности
Метапредметные результаты:
1. Планирование и оценка своих действий
2. Осуществление контроля за своими действиями
3. Умение работать в группе
Предполагаемые навыки
1.Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
2.Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
3.Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или
цепочке.
4.Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
5.На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические
действия.
6.Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
7. Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
8. Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
9. Уметь составлять диалог между сказочными героями

Содержание образовательной программы
Учебный план
№
п/п
1
2

Название раздела,
темы
Вводное занятие
История театра

Количество часов
Всего
Теория
2
1
20
10

Практика
1
10

3

Актерское
мастерство

42

11

31

4

Постановочная
работа

64

20

44

5

Сценическая речь

32

10

22

6

Сценическое
движение

30

10

20

7

Хореография

26

6

20

Итого

216

68

148

Формы
аттестации/контроля
Беседа.
Опрос, наблюдение,
техника исполнения,
викторины, игры.
Опрос, наблюдение,
техника исполнения,
викторины, игры,
практическая работа.
Техника исполнения,
беседа,
самостоятельное
исполнение,
практическая работа.
Опрос, беседа,
наблюдение, тренинги,
игры, практическая
работа.
Опрос, беседа,
наблюдение, игры,
практическая работа.
Самостоятельное
исполнение

Содержание программы -1 группа
1.Вводное занятие.
Теория. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения
на занятиях, формой одежды и программой. Инструктаж по технике
безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте.
Знакомство с правилами противопожарной безопасности.
Практика. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение
представить себя публике.
2.История театра.
Теория. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства.
Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Знакомство со
структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист,
художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр.

Практика: «Театральная» викторина.
3.Актерское мастерство.
Теория. Актёрские профессии. Что такое актерская работа? Значение поведения
в актерском искусстве.
Практика. Игры на развитие фантазии и воображения; игры и упражнения,
помогающие сосредоточить и организовать актерское внимание; импровизация
под музыку; упражнения на действия с реальными предметами в условиях
вымысла; игры на развитие ассоциативного и образного мышления; разбор и
обсуждение ошибок.
4. Постановочная работа.
Теория. Задачи и план работы театра на учебный год. Определение дней и
времени индивидуальных занятий. Планирование культурно-образовательной
деятельности. Роль декораций и костюмов «в превращениях». Взаимодействие с
партнером. Возможности актера «превращать», преображать место, время,
ситуацию, партнеров с помощью своего поведения. Освоение авторского текста,
выяснение мыслей, намерений, взаимоотношений и действий персонажей.
Практика. урок-импровизация, урок-презентация, урок-экскурсия, урокпраздник. Подготовка этюдов. Поведение на сценической площадке в этюдах
при построенном конфликте. Оценка происходящего. Импровизация с
партнером в этюде.
5. Сценическая речь.
Теория. Задачи и планы театра-студии на учебный год. Планирование
культурно-образовательной

деятельности.

Необходимые

условия

для

реализации намеченного плана работы. Правила техники безопасности. Беседа о
содержании и задачах раздела «сценическая речь». Элементарные сведения об
анатомическом строении, физиологии и гигиены дыхательного голосового
аппарата. Выявление индивидуальных недостатков речи у обучающихся.
Практика: Упражнения, снимающие мышечное напряжение. Воспитание
навыков смешанно - диафрагмального типа дыхания. Упражнения, развивающие
слух обучающихся. Упражнения, тренирующие длительность выдоха и навык

взятия дополнительного дыхания. Чтение пословиц, загадок, скороговорок и
специально подобранных текстов. Тренинги для правильного дыхания.
6. Сценическое движение.
Теория.

Вступительная

беседа:

цели

и

задачи

обучения,

правила

безопасности. Что такое развитие психофизических качеств актера. Для чего
нужна пластика рук. Пластическое выражение роли.
Практика. Упражнения на гибкость (упражнения для развития пассивной и
активной гибкости) и растяжку; - на силу (укрепление мышц рук, плечевого
пояса, шеи, спины, брюшного пресса и ног; динамические упражнения;
упражнения для развития взрывной силы; статические (изометрические)
упражнения) и выносливость.
7. Хореография.
Теория. Какие шаги существуют в танце? Как отражается характер
персонажа на танцевальном шаге. Какие позиции и положения рук и ног
существуют в танце?
Практика. Разминка. Танцевальные этюды «Цветы», «Кошки», «Мыши
водят хоровод», «День и ночь», «Куклы».

Содержание программы -2 группа
1.Вводное занятие.
Теория. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения
на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой
дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время
посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами
противопожарной безопасности.
Практика. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение
представить себя публике.
2.История театра.
Теория. Участникам театрального коллектива необходимо знать базу, а именно
появление и развитие самого первого театра. История возникновения и создания

театра. Театр как вид искусства. Общее представление о видах и жанрах
театрального искусства. Знакомство с мифологией. Знакомство со структурой
театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник,
декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор.
Практика: Тест «Какой я зритель». «Театральная» викторина.
3.Актерское мастерство.
Теория. Беседы о специфике актёрской профессии; беседы и обсуждения
спектаклей выдающихся театров и актеров; что такое актерская работа?;
значение поведения в актерском искусстве; сценическое внимание; виды
внимания; объекты внимания; актёрское взаимодействие.
Практика. Тренинги на внимание; игры на развитие фантазии и воображения;
тренинги на формирование устойчивых эмоциональных реакций на окружающие
обстоятельства, тренинги «Зеркало», «Фотография»; просмотры спектаклей,
разбор, техника исполнения; игры и упражнения, помогающие сосредоточить и
организовать актерское внимание; импровизация под музыку; упражнения на
координацию в пространстве; упражнения на действия с реальными предметами
в условиях вымысла; игры на развитие ассоциативного и образного мышления;
воспроизведение наблюдений на площадке; этюды, зарисовки в предлагаемых
обстоятельствах; показ небольших отрывков, этюдов; разбор и обсуждение
ошибок.
4. Постановочная работа.
Теория. Задачи и план работы театра на учебный год. Определение дней и
времени индивидуальных занятий. Планирование культурно-образовательной
деятельности. Необходимые условия для реализации намеченного плана работы.
Драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление.
Вспомогательная роль этих выразительных средств. Роль декораций и костюмов
«в превращениях». Взаимодействие с партнером. Возможности актера
«превращать», преображать место, время, ситуацию, партнеров с помощью
своего поведения. Прочтение пьесы. Освоение авторского текста, выяснение

мыслей, намерений, взаимоотношений и действий персонажей. Идейнотематический анализ пьесы.
Практика. урок-импровизация, урок-презентация, урок-экскурсия, урокпраздник. Подготовка этюдов. Поведение на сценической площадке в этюдах
при построенном конфликте. Оценка происходящего. Импровизация с
партнером в этюде. Компоненты поведения (интонация, мимика, жест).
Выразительность действий по наблюдениям в жизни, этюдах, художественной
литературе, кино, театральном искусстве, живописи. Работа над отдельными
эпизодами и сценами. Практическое освоение логики действий и обстоятельств
роли (в этюдном порядке). Более углубленный и детальный анализ отдельных
эпизодов, событий пьесы в процессе работы над их сценическим воплощением.
Постановка отдельных картин пьесы. «Разведка» в действии, практическая
реализация первоначально намеченного замысла, его уточнение в процессе
многократных

проб,

в

непосредственном

общении

и

взаимодействии

исполнителей. Совместное обсуждение достижений и неудач, возврат к чтению
и более детальному разбору текста, всей пьесы, отдельных эпизодов, сцен и т. д.
Импровизированное проигрывание исполнителями главных ролей всей пьесы.
Постановка мизансцен. Репетиция всей пьесы в полном оформлении с
использованием музыки, света, шумовых эффектов.
5. Сценическая речь.
Теория. Задачи и планы театра-студии на учебный год. Планирование
культурно-образовательной

деятельности.

Необходимые

условия

для

реализации намеченного плана работы. Правила техники безопасности. Беседа о
содержании и задачах раздела «сценическая речь». Элементарные сведения об
анатомическом строении, физиологии и гигиены дыхательного голосового
аппарата. Выявление индивидуальных недостатков речи у обучающихся.
Краткие сведения о языке, его функции. Речь бытовая, литературная,
сценическая. Дыхание.
Практика:

Выявление

снимающие

мышечное

типов

дыхания

напряжение.

у

обучающихся.

Воспитание

Упражнения,

правильной

осанки.

Воспитание навыков смешанно - диафрагмального типа дыхания. Освоение

дифференцированного вдоха и выдоха. Упражнения, развивающие слух
обучающихся. Упражнения, тренирующие длительность выдоха и навык взятия
дополнительного дыхания.

Чтение пословиц, загадок, скороговорок и

специально подобранных текстов. Тренинги для правильного дыхания.
6. Сценическое движение.
Теория.

Вступительная

беседа:

цели

и

задачи

обучения,

правила

безопасности. Что такое развитие психофизических качеств актера. Что такое
развитие внутреннего ощущения движения. Для чего нужна пластика рук.
Пластическое выражение роли.
Практика. Задача познания двигательных возможностей своего тела.
Подготовительные упражнения. Психофизический тренинг. Упражнения на
гибкость (упражнения для развития пассивной и активной гибкости) и
растяжку; - на силу (укрепление мышц рук, плечевого пояса, шеи, спины,
брюшного пресса и ног; динамические упражнения; упражнения для развития
взрывной силы; статические (изометрические) упражнения) и выносливость.
7. Хореография.
Теория. Какие шаги существуют в танце? Как отражается характер
персонажа на танцевальном шаге. Какие позиции и положения рук и ног
существуют в танце? Что такое танцевальный этюд? Какими бывают
танцевальные этюды?
Практика. Разминка. Танцевальные этюды «Цветы», «Кошки», «Мыши
водят хоровод», «День и ночь», «Куклы». Этюды «от простого к сложному»,
на развитие рисунка, на образ, на работу рук, корпуса, головы.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации образовательной программы
Для успешного функционирования театральной студии необходимо учебноматериальное обеспечение, которое включает:
-

Помещение для занятий –просторный, хорошо проветриваемый кабинет

со свободной серединой и минимальным количеством мебели, в соответствии
с нормами СанПиН.
Зрительный зал с оборудованной сценой.
-

Элементы театральной декорации (ширма, декорация зимнего и летнего

дворца),
-

Костюмы.

-

Компьютер (ноутбук), проектор, экран.

-

Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны.

-

Цифровая

видеокамера

для

съемки

и

последующего

анализа

выступлений.
-

Краски для грима, кисточки.

-

Материалы для творчества детей, изготовления реквизита, декораций:

акварель, гуашь, пастель, белая и цветная бумага, картон для рисования и
конструирования, клей и цветной картон, ватман (для черчения), цветная
бумага, краски, фломастеры, клей ПВА, клей – карандаш, проволока, поролон,
ткань.
Методическое и дидактическое обеспечение
Для успешной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями
используются следующие методы работы:
Игровые методы: организация игровых ситуаций помогает усвоению
программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию
решений.

Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют
возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие,
возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов.
Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких нагляднообразных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее
оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.
Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный
интерес,

создание

проблемной

ситуации,

побуждение

к

поиску

альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об
обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция,
рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.
Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации
взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в
результатах, взаимопроверка.
Практические – получение

информации

на

основании

практических

действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы –
тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы.
Наглядные – сообщение

учебной

информации

при

помощи

средств

наглядности (просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических
и театральных спектаклей)
Кадровое обеспечение программы
Обучение по программе (1-я группа) ведёт педагог дополнительного
образования: Лопырёва Н.М.
Категория: Высшая
Образование: Высшее педагогическое
Повышение квалификации:

«Организация деятельности школьного театра (театральной студии, кружка) в
образовательной организации», АНОДПО «Институт дистанционного
обучения,
№3006/08, 72 часа. Обучение по программе (2-я группа) ведёт педагог
дополнительного образования: Калиева Ф.А.
Удостоверение о повышении квалификации
Курс «Педагогика дополнительного образования в театральной деятельности»
108 ч., с 14.08.24 по 29.08.24
Форма аттестации
Механизм оценивания образовательных результатов включает следующие
аспекты:
Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается
уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме собеседования
и

выполнения

практических

заданий.

После

анализа

результатов

первоначального контроля проводится корректировка тематических планов,
пересматриваются учебные задания, если это необходимо.
Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе его
проведения выявляется степень усвоения обучающимися нового материала и
проявления творческой активности каждого ребенка. Формы проведения:
опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во время выполнения
практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ.
Тематический (контроль) проводится для оценки качества усвоения
учащимися конкретного раздела программы и проводится по окончанию их
изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы.
Оценочные материалы
Оценивание происходит в процессе участия детей с интеллектуальными
нарушениями в

мероприятиях различного уровня (как учебного характера,

так и воспитательного). Диагностика помогает выявить особенности детей и
наиболее эффективно подобрать методы и виды работы с детьми, учитывая их
индивидуальные особенности. Диагностический инструментарий может
включать в себя: наблюдение, контрольное упражнение, зачетное занятие,
конкурс.

Список литературы
Для педагога
1. Баряева Л. Н., Вечканова И. С. Театрализованные игры – занятия с
детьми с проблемами в

интеллектуальном развитии. – СПб.: Союз;

2. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение,
1991.
3. Агаева И.Б. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными
4. нарушениями:

учебно-методическое

пособие

/

И.Б.

Агаева.

–

Красноярск:
5. КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015 – 114 с.
6. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми. – С-П.,
2001.
7. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
8. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. М. 1987. (Б-чка "В помощь худож.
самодеятельности". N 23).
9. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.,
1999.
10.

Гапелин Е.Р. Школьный театр. СПб. 1999

Для обучающихся
Рикарду Энрикеш. Театр. – М.: Издательство
«Самокат», 2018г.
Судакова И.И. От этюда к спектаклю: учебное
пособие – М.: Российский университет театрального
искусства – ГИТИС, 2014. – 126 с.
Сергеева А. Хочу все знать о театре. – М.:
Издательство «Аванта», 2019 г.

Интернет-источники:
1.https://studfiles.net/preview/5008092/page:3/
2.http://teatr-lib.ru/Library/Knebel/Analis/

Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
№

Раздел

Тема занятия

Кол-во
часов

1

Вводное Знакомство
занятие.

обучающихся

друг

с

другом.

1

Выявление уровня первичной подготовки детей
в данном виде деятельности.

2

Игра «Разрешите представиться»

3

Театр–одно

из

древнейших

1
искусств.

3

Происхождение театра.
4

История Истоки русского театра.

1

5

театра

Театры Астрахани.

2

6

Театры Москвы.

1

7

Театры Петербурга.

1

8

Игра и театр.

2

9

Основные виды театра.

10

10

Беседа о актерском мастерстве.

2

11

Что такое актерская работа?

2

12

Тренинги на развитие фантазии. Ассоциации.

3

13

Беседы и обсуждения спектаклей выдающихся

5

театров и актеров.
14

Просмотры

спектаклей.

Разбор.

Техника

5

Виды

2

исполнения.
15

Что

такое

действие

сценического

для

действия:

актера?

психические

и

физические, внутренние и внешние.
16 Актерск
ое

Действие

в

предлагаемых

обстоятельствах

(упражнения, игры). Игры и упражнения,

мастерст развивающие воображение и фантазию.

3

17 во

Значение поведения в актерском искусстве.

2

18

Сценическое

2

Органы

внимание.

внимания.

Виды

внимания.

Объекты

внимания.

Актёрское взаимодействие.
19

Игры

и

упражнения,

сосредоточить

и

помогающие

организовать

3

актерское

внимание. Импровизация под музыку.
20

Упражнения на координацию в пространстве.

2

21

Упражнения

реальными

2

Игры и упражнения на развитие слуховых

2

на

действия

с

предметами в условиях вымысла.
22

восприятий и других сенсорных умений.
23

Игры на расслабление группы мышц и снятия

2

зажимов. Игровые упражнения на достижение
эмоционального раскрепощения, открытости.
24

Этюды,

зарисовки

в

предлагаемых

5

обстоятельствах. Показ небольших отрывков,
этюдов. Разбор и обсуждение ошибок.
25

Роль декораций и костюмов «в превращениях».

3

26

Сравнивание предлагаемых обстоятельств в

3

жизни и на сценической площадке.
27

Подготовка этюдов.

3

28

Взаимодействие с партнером.

2

29

Возможности

актера

«превращать»,

2

преображать место, время, ситуацию, партнеров
с помощью своего поведения.
30

Компоненты поведения (интонация, мимика,

3

жест).
31

- Артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;

2

- упражнение на дыхание «Дует ветер»;
-игры «Прекрасный цветок», «Солнечный
Постано

зайчик»;

вочная
32

Этюды «Это я, это мое!», «Гномы и великаны».

2

33

Играем пальчиками. Пантомима.

2

34

Прочтение пьесы. Освоение авторского текста,

2

работа

выяснение

мыслей,

намерений,

взаимоотношений и действий персонажей.
35

Идейно-тематический анализ пьесы.

2

36

Сверхзадача и сквозное действие спектакля,

2

событийный ряд, язык действующих лиц,
темпо-ритм спектакля, атмосфера и образ
спектакля, сценографическое решение.
37

Фантазирование образного решения спектакля,

3

костюмов.
38

Музыкальное, световое и шумовое оформление

3

спектакля, его элементов.
39

Декорации и бутафория.

6

40

Работа над отдельными эпизодами и сценами.

3

41

Практическое освоение логики действий и

2

обстоятельств роли (в этюдном порядке).
42

Более

углубленный

и

детальный

анализ

3

отдельных эпизодов, событий пьесы в процессе
работы над их сценическим воплощением.
43

Постановка отдельных картин пьесы.

6

44

Совместное обсуждение достижений и неудач.

2

45

Импровизированное

5

проигрывание

исполнителями главных ролей всей пьесы.
46

Репетиция всей пьесы в полном оформлении с

3

использованием

музыки,

света,

шумовых

эффектов.
47

Введение в предмет. Голос, как важная часть
Сценич

2

творческих средств.

48 еская

Теория голосообразования.

6

49 речь

Основной принцип развития голоса.

6

50

Приемы голосового тренинга.

6

51

Дыхание в звучащей речи.

6

52

Дыхательная гимнастика.

6

53

Понятие о музыкальном ритме, такте, темпе,

2

характере музыки.
54

Упражнения
Сценич

55 еское
движен
56 ие

на

развитие

координации

3

Моторные упражнения для развития гибкости и

2

движений.
подвижности рук
Упражнения в равновесии (управление центром

2

тяжести тела)
57

Тренировка музыкальности, пластичности и

5

ритмичности
58

Простые

двигательные

навыки

(осанка,

10

походка, позы и жесты), различные виды шага.
59

Образные упражнения, этюды

6

60

Что такое танцевальный этюд?

2

61 Хореогр

Танцевальные

афия

этюды

«Цветы»,

«Кошки»,

5

«Мыши водят хоровод», «День и ночь»,
«Куклы».

62

Упражнения на координацию.

5

63

Тренировка музыкальности и ритмичности.

5

64

Пластическая ориентация в музыке.

5

65

Просмотр видео-материалов.

4

Приложение 2.
Индивидуальный образовательный маршрут
Актуальность.
Важнейшей задачей современного дополнительного образования является
поиск наиболее эффективных форм образовательной деятельности, создание
благоприятных условий обучения и развития личности каждого ребенка. Для
решения задач, поставленных перед педагогами Концепцией развития
системы дополнительного образования в Российской Федерации нужны
новые формы и методы, ориентированные на максимальное развитие
потенциала обучающегося. Индивидуальный образовательный маршрут
предоставляет широкие возможности получения ребенком углубленных
знаний по данному направлению, создаёт условия для развития креативности
мышления и творческой индивидуальности ребёнка, его способностей на
более высоком уровне.
Индивидуальный образовательный маршрут разработан к театральной
программе «Премьера» для обучающихся Задковой А., Остапенко Г.,
Шипилова А. Данные учащиеся с первых занятий показали довольно
высокие творческие задатки: оригинальность идей и продуктов - необычное и
нестандартное решение любых творческих задач; способность находить идеи
в новых и сложных ситуациях - нестандартное видение предмета,
использование его функций в какой-то новой ситуации; образная гибкость
мышления - способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть новые
его возможности; желание участвовать в сценках, быть главными героями, а
также разучивать объемный материал. Были сделаны выводы:
индивидуальный образовательный маршрут послужит персональным путем
реализации личностного потенциала.

Цель индивидуального образовательного маршрута: создание условий
для самовыражения и самореализации, коррекция и развитие творческих
способностей обучающихся через театрализованную деятельность.
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
-Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в
театральной деятельности.
-Развитие творческих способностей ребенка.
-Усвоение ребенком возможной связи литературных произведений и
рисования.
-Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный,
детский, театр зверей и др.).
-Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
-Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
-Коррекция и развитие коммуникативной сферы детей с ОВЗ.
-Развитие мелкой моторики.
-Развитие фантазии и воображения.

Срок реализации: 2 года
Объём программы: 108 часов
Режим занятий: 3 раза в неделю по 1 часу.
Формы организации образовательной деятельности:
- парная – призванная совершенствовать взаимодействие сценических
партнеров и применяемая при работе над диалогическими эпизодами
постановок, а также дуэтов;
- индивидуальная - используемая при подготовке сольных, монологических
форм исполнения, а также при осуществлении дифференцированного
подхода к развитию личности ребенка;

-теоретические и практические занятия;
- индивидуальные тематические занятия;
- консультации;
-совместное с педагогом проектирование и планирование работ.
Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута:
Личностные: трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость,
аккуратность.
Метапредметные: навыки самостоятельной работы с литературой и
другими источниками информации; привычка к свободному творческому
самовыражению; способность создания и реализации образа персонажа;
интерес к выполнению творческих проектов; навыки аналитических
способностей (умение сопоставлять, сравнивать, выявлять общие
особенности); способность к индивидуальной творческо-поисковой
деятельности, умение оценивать свою работу, корректировать деятельность с
целью исправления недочетов.
Предметные: обучающиеся должны знать особенности театрального
искусства, его отличия от других видов искусства; современный театр и
устройство зрительного зала; известные театры России; знать виды театров
(кукольный, драматический и т.д.); театральные профессии (актёр, гримёр,
декоратор, режиссёр и т.д.); театральные термины («драматург», «пьеса»,
«инсценировка», «действие», «событие»); жанры в драматургии (комедия,
драма, трагедия); роль зрителя в театре.
Содержание ИОМ
Учебно-тематический план
№

Название

п/п

раздела, темы

1

Вводное занятие

Количество часов

Формы

Всего

Теория

Практика

аттестации/контроля

2

1

1

Беседа.

2

Театральная игра

20

10

10

Устный опрос,
наблюдение,
викторины, игры.

3

Тренинги на

20

5

15

Опрос, наблюдение,

преодоление

техника

личностных

исполнения,

качеств

викторины, игры,

учащегося,

практическая

мешающих в

работа.

работе над
образом.
4

В мире

26

13

13

Опрос, беседа,

театральных

наблюдение,

профессий

практическая
работа.

5

Театрализация.

15

5

10

Опрос, беседа,
наблюдение,
тренинги, игры,
практическая
работа.

6

Работа над

15

5

10

пластикой

Опрос, беседа,
наблюдение, игры,
практическая
работа.

7

Самоанализ

10

3

7

творческой

исполнение.

работы
обучающегося.
Итого

Самостоятельное

108 ч.

37ч.

71ч.

Содержание программы
1.Вводное занятие.
Теория. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения
на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой
дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время
посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами
противопожарной безопасности.
Практика. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение
представить себя публике.
2. Театральная игра.
Теория. Участникам театрального коллектива необходимо знать базу, а именно
появление и развитие самого первого театра. История возникновения и создания
театра. Театр как вид искусства.
Практика: «Эти разные игры» (виды игр). Сюжетно-ролевая игра. Игра-озвучка
фрагмента
спектакля.
разогрев,

фильма.

Дуэтные

диалоги.

Просмотр,

обсуждение

Имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на
тренинги

на

постановку

голоса

(тональность,

громкость,

эмоциональность).
3. Тренинги на преодоление личностных качеств учащегося, мешающих в
работе над образом.
Теория. Приёмы преодоления робости: постепенно возрастающие нагрузки,
анализ детских проблем, обучение импровизации, дать возможность побыть
героем на сцене, преодоление страха публичных выступлений, др.; Приёмы
концентрации внимания, тренировки быстроты реакции, сдержанности и др.

Практика. Тренинги на внимание; игры на развитие фантазии и воображения;
тренинги на формирование устойчивых эмоциональных реакций на окружающие
обстоятельства, Выполнение этюдов на заданную тему.
4. В мире театральных профессий.
Теория. Беседа о театральных профессиях: актер, режиссер, костюмер,
гример, театральный художник, сценарист, драматург, декоратор, хореограф,
суфлер, звукооператор, осветитель, театральный критик, билетер,
балетмейстер, бутафор.
Практика. Творческие задания, ролевая игра, урок-импровизация, урокпрезентация, урок-экскурсия, урок-праздник.
5. Театрализация.
Теория. Чтение сценария по ролям. Сюжетная линия театрального действия.
Работа

над

сценическими

образами.

Подготовка

театрализованного

мероприятия.
Практика: Выразительное чтение. Анализ сюжета. Чтение пословиц, загадок,
скороговорок и специально подобранных текстов. Творческие задания.

6. Работа над пластикой
Теория. Сценическое движение - средство выразительности. Пластическое
решение художественных образов. Пластические этюды. Группировки и
мизансцены. Преодоление мышечных зажимов.
Практика. Импровизации, творческие задания. Разминка. Танцевальные
этюды «Цветы», «Кошки», «Мыши водят хоровод», «День и ночь», «Куклы».
Этюды «от простого к сложному», на развитие рисунка, на образ, на работу
рук, корпуса, головы.
7. Самоанализ творческой работы обучающегося.
Теория: Беседа с педагогом.

Практика: Проявление умения анализировать удачи и неудачи в
собственной деятельности.
Календарно-тематическое планирование.
№

Темы

Теория

Практика

Раздел 1. Вводное занятие.

1

Театр и жизнь. Что дает

1

1

театральное искусство в
формировании личности.
История создания школьного
театра, традиции,
знакомство, фотографии
летописи школьного театра,
видеосюжеты, планы.
Раздел 2. Театральная игра.
2

Основы театральной игры.

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

Формы и виды игр.
3

Игровые комплексы
различных типов для
развития внимания и памяти.

4

Игровые комплексы для
снятия излишнего
мышечного напряжения.

5

Игры для развития фантазии
и воображения.

6

Игры для развития
сценического общения.

7

Народные игры.

1

1

8

Сюжетно-ролевые игры (в

1

1

том числе музыкальные).

9

Режиссёрские игры.

1

1

Раздел 3. Тренинги на преодоление личностных качеств учащегося,
мешающих в работе над образом.
10

Составление рассказа о себе,

1

3

1

3

1

3

1

3

1

3

своих увлечениях,
друзьях, их увлечениях,
основе дружбы с ними.
Импровизации на темы
учёбы, общения, любимых
героев книг др.
11

Составление рассказа о
любимом герое.

12

Составление этюдов на
выразительность жестов,
внимательность,
воображение, развитие
эмоций, выражение
отношения с помощью
мимики и жестов, с
воображаемыми предметами.

13

«Я-это …». Осознание
собственных личностных
качеств, собственной
привлекательности.

14

«Мир моих эмоций».
Знакомство с
эмоциональными
состояниями человека,
осознание собственных
эмоций, собственной
привлекательности.

Раздел 4. В мире театральных профессий
15

Театр снаружи и внутри.

2

2

16

Художественная мастерская

2

2

17

Зритель в театре.

2

2

18

Понятие о профессии актер,

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

артист.
19

Понятие о профессии
режиссер, звукооператор.

20

Понятие о профессии
гример, билетер.

21

Понятие о профессии
костюмер.

22

Понятие о профессии
сценарист.

23

Понятие о профессии
декоратор.

24

Понятие о профессии
хореограф.

Раздел 5. Театрализация.
25

Тренинг со скороговорками.

1

1

26

Разучивание стихотворения.

1

1

27

Выбор спектакля. Беседа по

1

1

1

1

содержанию. Чтение сказки
по ролям.
28

Работа над
выразительностью речи.
Отработка чтения каждой
роли (за столом).

29

Изготовление театральных
декораций.

2

30

Обучение соединению

1

2

действия со словами роли.
31

Создание декораций и

3

бутафории к спектаклю.
32

Музыкальное оформление

2

спектакля.
33

Генеральная репетиция.

1

34

Презентация театрального

1

кружка для родителей и
детей школы.
Раздел 6. Работа над пластикой.
35

Сценическое движение -

2

2

средство выразительности.
36

Пластические этюды.

2

2

37

Группировки и мизансцены.

1

2

38

Импровизации, творческие

2

задания.
39

Танцевальные этюды

4

«Цветы», «Кошки», «Мыши
водят хоровод», «День и
ночь», «Куклы».
40

Этюды «от простого к

3

сложному», на развитие
рисунка, на образ, на работу
рук, корпуса, головы.
Раздел 7. Самоанализ творческой работы обучающегося.
41

Беседа с педагогом. Анализ

1

спектакля.
42

Работа над ошибками.

1

3

43

Ремонт декорации и

4

костюмов.
44

Подведение итогов.

1

Методическое обеспечение
При реализации индивидуального образовательного маршрута используются
как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии:
словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения,
программированного, проектный, метод информационной поддержки,
дизайн-анализ. Использование разнообразных форм и методов обучения
повышает продуктивность занятий, повышает интерес к учебному процессу.
Формы подведения итогов и контроля
Для текущего и промежуточного контроля знаний по итогам изучения
каждой темы проводятся: тестирование, анкетирование. Контроль знаний,
умений, навыков также может проводиться и в занимательной форме:
постановки, игры, загадки. Итоговый контроль приобретённых практических
умений и навыков осуществляется в итоговом отчетном концерте, где
учащиеся показывают все свои способности театральной деятельности.
При работе в различных видах театрального направления
необходимо следующее материально-техническое обеспечение: музыкальное
оборудование; компьютер; интерактивная доска; театральные костюмы;
библиотека (пьесы, сказки, стихи, книги по досуговой деятельности);
методический материал (сценарии, разработки занятий, упражнений, этюдов
и т.п.); декорации; маски; ширма; микрофоны.
Для успешной реализации ИОМ разработаны и применяются следующие
дидактические материалы: иллюстрации с изображением русских народных
сказок и видов театра, игры, литература, материалы Интернета; раздаточный
материал: карточки с заданиями; материалы для проверки освоения

программы: тесты и др. На занятиях необходимо использовать
здоровьесберегающие технологии, а также знать личностные особенности
каждого ребенка, что облегчает обучение по индивидуальному
образовательному маршруту, приучает к самостоятельной работе,
стимулирует познавательную активность ребенка.
Технология внедрения ИОМ
1 этап – ориентационный. Педагог договаривается с обучающимися и
родителями о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего
достигнут. Обучающейся отвечает за результаты своего труда и имеет
возможность работать на разных уровнях сложности, которые выбирает
самостоятельно.
2 этап – основной – усвоение знаний и умений. Информация излагается
педагогом кратко, с опорой на образцы. Обучающийся переходит на
самостоятельную работу и самоконтроль. Главное – он добывает знания сам.
3 этап – итоговый.
Оценивание своей работы, выяснение, что получилось хорошо, а над чем
нужно работать, какая помощь педагога требуется, что можно доработать
самостоятельно. Постановка новых учебных задач.
В процессе реализации ИОМ
Педагог: партнер, координатор и советчик, организует самостоятельную
работу обучающегося в соответствии с ИОМ, контролирует деятельность
обучающегося, диагностирует изменения, фиксирует результаты,
корректирует маршрут (если требуется), создает ситуацию успеха ребенка в
ходе реализации ИОМ.
Обучающийся: работает на занятиях по индивидуальной программе, создает
запланированные образовательные продукты, демонстрирует их на
мероприятиях (конкурсы, постановки, мастер-классы) различного уровня.

Выводы: индивидуально - личностная основа деятельности при ИОМ
обучения позволяет удовлетворять запросы конкретных детей и решать одну
из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и
поддержку одаренных детей.
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год

Месяц

Учебные
недели

Количество

учебных

недель.

Организация образовательного
процесса

I полугодие 2024 год
Сентябр 02 – 06
ь

сентября

Занятия по расписанию.
4 учебные недели

09 – 13
сентября
16 – 20
сентября
23 – 30
сентября
Октябрь 01 октября –
4 октября
07 –11
октября
14 –18
октября
21 –25
октября

Занятия по расписанию 5 учебных недели.
Проведение мониторинга качества
образования – начальный этап

28 октября-1
ноября
Ноябрь

05– 08

Занятия по расписанию

ноября

4 учебные недели. Дополнительный день

11 – 15
ноября

отдыха – 4 ноября 2024 г. (День народного
единства)

18 – 22
ноября
25 – 29
ноября
Декабрь 02 –
06 декабря
09 – 13
декабря

Занятия по расписанию
4 учебные недели. Дополнительный день
отдыха – 30
и

31 декабря 2024 г. (Новогодние

каникулы)
16 – 20
декабря
23 – 27
декабря

Количество учебных

17 учебных недель

недель в I полугодии

II полугодие 2025 год
Январь

13 – 17 января Занятия по расписанию 3 учебные недели.

20– 24 января
27 – 31 января

С 01 по 12 января 2025 г. новогодние
каникулы
Проведение мониторинга качества
образования – промежуточный этап

Февраль 03 –07
февраля

Занятия по расписанию 4 учебные недели.
Проведение мониторинга качества
образования – промежуточный этап

10 – 14
февраля
17 – 21
февраля
24 – 28
февраля
Март

03 марта –

Занятия по расписанию 3 учебные недели.

07 марта
10 – 14 марта
17 – 21 марта

Апрель

01 апреля –
04 апреля
07 – 11
апреля
14 – 18
апреля

Занятия по расписанию 5 учебных недель

21 – 25
апреля
28 – 30
апреля
Май

05 – 07 мая

Занятия по расписанию 4 учебные недели.

12 – 16 мая

Дополнительные дни отдыха – 1 и 2 мая

19 – 23 мая
26– 30 мая

(Праздник весны и труда), 8 и 9 мая (День
Победы).
Проведение мониторинга качества
образования – итоговый этап

Количество учебных

19 учебных недель

недель в II полугодии
Количество учебных
недель за год

36 учебные недели

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».