Комплекс основных характеристик образования Пояснительная записка Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Историко-краеведческий музей «Помним! Гордимся!» создана с учётом социального заказа в рамках национального проекта «Успех каждого ребенка» для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей и призвана способствовать формированию таких качеств, как любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свое Отечество. Ознакомление с историей малой родины и страны – одно из важных направлений при воспитании личности обучающихся с умственной отсталостью. Активное участие обучающихся в работе школьного историко-краеведческого музея расширяет их кругозор, приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, они учатся понимать, как история малой родины связана с историей России. Усваивая теоретические знания и практические умения в области истории музеев, истории города, страны, обучающиеся с нарушением интеллекта, приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. Программа составлена в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность учреждения в сфере дополнительного образования: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79). 2. Федеральный закон от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся». 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года. 5. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09). 6. СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 года №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ». 8. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»). 9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р. 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол от 03.09.2018 г. №10). 11. Государственная программа Астраханской области «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 06.10.2023 года №558-П. 12. Распоряжение Правительства Астраханской области от 10.07.2023 г. №250-Пр «Об утверждении Целевой модели дополнительного образования детей». 13. Распоряжение Правительства Астраханской области от 27.05.2024 года №173-Пр «О реализации мероприятий регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». 14. Устав ГКОУ АО «Школа-интернат №1». 15. Положение о дополнительном образовании в ГКОУ АО «Школаинтернат №1». Уровень программы: базовый Актуальность программы Изучение истории своей малой родины и страны является одним из основных источников обогащения, обучающихся с умственной отсталостью знаниями о родном крае, стране, воспитания патриотизма, формирования гражданских позиций и навыков. Разработка адаптированной дополнительной общеобразовательной программы музея «Помним! Гордимся!» обусловлена необходимостью создания условий для равноправного участия обучающихся с умственной отсталостью в различных формах взаимодействия с нормально развивающимися сверстниками. Становясь участниками детско-взрослых образовательных сообществ, обучающиеся с ОВЗ получают широкий социальный опыт конструктивных взаимодействий и продуктивной деятельности. Это имеет для них большое значение, так как помогает повышению самооценки, позитивного отношения к жизни, приобретению коммуникативных навыков. Через понимание малой родины обучающиеся с умственной отсталостью осознают сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Новизна программы Программа конкретизирует разнообразные формы работы для восприятия достаточно серьёзного и сложного для понимания обучающихся с умственной отсталостью, материала, а также позволяет углубить и расширить знания. Обучающиеся получают возможность не только узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее, но и развить познавательные способности. Педагогическая целесообразность программы Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа отвечает потребности общества в формировании основ нравственности, гражданственности, этической культуры обучающихся с умственной отсталостью. Программа носит сбалансированный характер и направлена на развитие эмоциональной сферы и творческой культуры данной категории обучающихся. Занятия по программе способствуют воспитанию творческой, разносторонне-развитой личности, положительно влияют на расширение кругозора обучающегося. Отличительной особенностью программы является постановка задач, призванных не только обучать, развивать и воспитывать, но и корригировать личность обучающегося с умственной отсталостью. Формирование деятельностного практического опыта наравне с усвоением теоретических знаний также является важной отличительной особенностью программы. Цель программы: содействие социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью через приобщение к музейной педагогике в музее образовательной организации. Задачи программы: образовательные: расширить и углубить знания обучающихся с умственной отсталостью по истории и культуре родного края, страны на основе знакомства с материалами музея; познакомить с основными понятиями, терминами и определениями музейной педагогики; научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации. развивающие: развивать познавательный интерес обучающихся с умственной отсталостью к изучению истории и культуры; развить любознательность как основы мотивации к обучению, наблюдательность, память, пространственные представления; воспитательные: воспитывать у обучающихся с умственной отсталостью гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственность поколений, ответственность за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции. коррекционные: формировать умение работать в коллективе; развивать речевую активность; расширять представления об окружающем мире Адресат программы Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью в возрасте 11-17 лет. Срок реализации программы – 2 года. Наполняемость групп: 1 группа – 11-13 лет 2 группа – 14-17 лет Объём и срок реализации программы Форма реализация групповая и индивидуальная. Обучение проводится в очной форме и предусматривает проведение теоретических и практических занятий: словесные (беседы), наглядные методы (просмотр видеофильмов, фотографий, их анализ и пр.), практические методы (оформление фотоотчётов, составление отчётов, презентаций, экскурсии, зарисовки, лепка). Объём часов по программе: 216 ч Режим занятий Занятия проводятся 6 раз в неделю по 45 минут (30 минут для 1 группы). Перерыв между занятиями 10 минут. Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты 11-13 лет Будут знать: знать свой домашний адрес, название города, района; знать название ближайших улиц; знать правила ориентирования на местности: территория около детского сада и дома; уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей; знать профессии своих родителей; рассказать о своём родном городе, называть его; знать столицу нашего государства; откуда произошло слово «родина», «музей»; особенности природы родного края (характерные признакисезонов, представителей животного и растительного мира, лекарственных растений); наиболее важные исторические события родного города и страны; символику города и области, страны; достопримечательности своего города и области; профессии своих родителей; ветеранов ВОВ; героев современной России; Будут уметь: отвечать на вопросы о городе, области; вести самостоятельно наблюдения в природе; узнавать изученные растения и животных; уметь ориентироваться по карте; уметь рассказывать о достопримечательностях города; уметь рассказывать о важных событиях ВОВ Будут сформированы общие учебные умения и личные качества: развита зрительная, слуховая и моторная память; устойчивость внимания, наблюдательность; любознательность; умение работать в группе; умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; умение слушать и слышать друг друга; дружелюбие. Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты 14 – 17 лет Будут знать: цель и назначение музеев в обществе; известные музеи страны и мира, своего города; основные несложные термины музееведения (экспонат, этикетка, экскурсия); профессии, связанные с музеем; правила поведения в музеях и др.учреждениях культуры; виды экскурсий; историю своей семьи; историю родного города, его символику; растительный и животный мир области; имена и достижения знаменитых земляков; историю родной школы-интерната; государственные символы родной страны; название улиц в честь героев-астраханцев; героев-астраханцев, ветеранов Великой Отечественной войны; награды героев Великой Отечественной войны; города-герои и города трудовой доблести; песни военных лет; историю важных побед и подвига народа в годы Великой Отечественной войны; участников боевых действий в Республике Афганистан; героев-астраханцев, участников СВО; Будут уметь: находить и использовать дополнительную информацию о родном городе и крае; работать с семейными архивами; проводить несложные экскурсии в музее школы; самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы; Будут сформированы общие учебные умения и личные качества: развита зрительная, слуховая и моторная память; устойчивость внимания, наблюдательность; любознательность; умение работать в группе; умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; умение слушать и слышать друг друга; дружелюбие. Реализация данной программы способствует развитию у обучающихся с умственной отсталостью следующих компетентностей: формирование способности к общению, способность к сотрудничеству в коллективе и группе; формирование элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействии с людьми; способность видеть и понимать окружающий мир, формирование начальных навыков здорового образа жизни; Содержание программы Учебный план. 1 группа (11-13 лет) № Название Количество часов Формы п/ раздела, темы аттестации/контр всего теория практика п оля 1. Музей 54 23 31 Работа в группах. хранитель Экскурсия. наследия веков 2. Создание 44 16 28 Работа в группах, музейных мастер-класс. экспозиций, посвященных семье, истории школы 3. Основы 54 24 30 Работа в группах, туристско презентация, экспедиционн опрос. ой работы. 4. Школа 64 18 46 Работа в группах, экскурсовода опрос Всего: 216 часов Содержание программы Раздел 1. Музей-хранитель наследия веков Теория: Введение, экскурсия по школьному музею, знакомство. Всемирный день борьбы с терроризмом. День танкиста (Беседа). Музеи города (презентация). Час общения. «Что такое подвиг? Подвигу жить века». Чем воины защищали Родину. Оружие военных лет. Вчера и сегодня. Наша Родина – Россия. (видеофильм). Музеи в Российской Федерации Классификация музеев. Час общения «История моего края в истории моей страны». «Солдаты милосердия» - о медицинских сестрах Великой Отечественной войны. «Солдаты милосердия» - о животных на Великой Отечественной войне. День пожилого человека. Вспоминаем подвиги дедушек и бабушек. Поздравляем. Символы государства. Гимн. Символы государства. Флаг. Символы государства. Герб. Подвиг учителя в военные годы. День гражданской обороны МЧС России. Ветераны 20 столетия. Афганистан. День отца. Мой папагерой. Знакомство с историческими памятниками России. Знакомство с историческими памятниками родного города. Знакомство с историческими памятниками нашего района, экскурсия. День народного единства. Октябрьская революция. Астрахань многонациональная. Возрождение народных культурных традиций. Практика: игры, выступление на общешкольном мероприятии, изготовление поделок «Памятники родного города», выставка рисунков «Мой папа герой». Форма проведения занятий: беседа, наблюдение, практическая работа. Формы подведения итогов: итоговое занятие по данному разделу. Раздел 2. Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы Теория: Парад Советских войск на Красной площади. Контрнаступление. Сталинградская битва. Матерям – героям. Баллада о солдатской матери (ко Дню Матери»). Отечества достойные сыны. Подвиг солдата в Афганистане. Отечества достойные сыны. Афганистан. Наградные ордена, медали и заслуги защитников нашей Родины. Георгиевская лента, история. Великие полководцы России. Юные герои ВОВ. Начало войны в Чечне. Конституция РФ. Маршевые строевые песни. Песни о войне. Начало войны в Афганистане. Практика: игры, стенгазета «Юные герои ВОВ», изготовление поделок к Дню матери, викторина «Наши герои», выступление перед родителями. Форма проведения занятий: беседа, наблюдение, практическая работа. Формы подведения итогов: итоговое занятие по данному разделу. Раздел 3. Основы туристско - экспедиционной работы Теория: Русский солдат – наш пример и наш герой. Русский солдат – наш пример: подвиги на СВО. Чем сражались солдаты. Виды войск в России. Снятие блокады Ленинграда. Война в стихах и рассказах. А. Твардовский «Василий Теркин». Война в стихах и рассказах. Чтение художественной литературы о ВОВ. Красная звезда. Историческое краеведение. Подвиг трудового народа г. Астрахани. Историческое краеведение. Продолжение (подвиг Астраханцев в тылу). Историческое краеведение. Волонтеры, помощь СВО. Выход Советских войск из Афганистана. Их профессия - Родину защищать. Праздник 23 февраля. Поздравляем защитников Родины. Виртуальная экскурсия на мамаев Курган. Победа в Сталинградской битве.28 февраля «День памяти 6-й роты, ушедшей в века». Участники войны и «горячих точек» (Афганистан). Участники войны и «горячих точек» (Чеченская война). Практика: игры, изготовление поделок «Красная звезда», выставка плакатов «Нет войне!» Форма проведения занятий: беседа, наблюдение, практическая работа. Формы подведения итогов: итоговое занятие по данному разделу. Раздел 4. Школа экскурсовода Теория: Женщины – герои, защитники Родины. Участники войны и «горячих точек» (СВО). Песни, с которыми мы победили. Героями не рождаются. Тематический показ фильмов. Война в стихах и рассказах. Чтение художественной литературы о войне. Крымская наступательная операция. 1944 г. Взятие г.Кенигсберга. 1945г. Военная слава земляков на СВО. Военная слава земляков в чеченской войне. Военная слава земляков, герои Афганистана. Подвиг неизвестного солдата. Виртуальная экскурсия в Александровский сад. Что мы видели в Астраханском Краеведческом музее. Поисковики. Кто это? Подвиг поисковых отрядов. Мир. Труд. Май. День Победы. Международный день музеев. Цена фашистской агрессии. К чему приводят войны. В рамках Дня семьи «Династии воинов». Урок о мире. Практика: игры, выступление перед сверстниками, встреча с ветеранами труда, экскурсия в краеведческий музей. Форма проведения занятий: беседа, наблюдение, практическая работа. Формы подведения итогов: итоговое занятие по данному разделу. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Учебный план. 2 группа (14-17 лет) Название Количество часов Формы раздела, темы аттестации/контроля всего теория практика Предмет и задачи кружка. Понятия: музей, музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества Экскурсионна я работа Экспозиционн ая работа Имя, отчество, семья, родословная человека Наша РодинаРоссия. Краеведение История моей школы Страницы истории. Великая Отечественная война Героями не рождаются, героями становятся Итоги работы музея «Помним! Гордимся!» 15 13 2 Работа в группах 8 4 4 Беседа 7 4 3 Работа в группах 7 5 2 Игра 14 8 6 Выставка 8 5 3 Устное выступление 100 94 6 Выступления перед сверстниками 33 24 9 Беседа 24 2 22 Викторина Всего: 216 часа 216 159 57 Содержание Раздел 1. Введение Предмет и задачи кружка. Понятия: музей, музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. Теория: Первоначальное представление о музее. Назначение музеев в обществе. Разнообразие профилей музеев их особенности. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Музеи первой половины ХIХ в. Развитие музеев в начале XX в. Известные музеи России и мира. Музеи Астраханской области. Профессии в музеи. Личные качества сотрудника музея. Музейная терминология: экспонат, этикетка. Практика: игры, разгадывание кроссвордов по теме, коллаж «Музеи мира». Форма проведения занятий: беседа, наблюдение, практическая работа. Формы подведения итогов: итоговое занятие по данному разделу. Раздел 2. Экскурсионная работа Теория: Что такое экскурсия? Как подготовить экскурсию? Виды экскурсий: обзорные, тематические. Составление текста экскурсии. Практика: проведение пробной экскурсии, составление памятки о поведении в музее. Форма проведения занятий: беседа, наблюдение, практическая работа. Формы подведения итогов: итоговое занятие по данному разделу. Раздел 3. Экспозиционная работа Теория: Зачем нужны этикетки? Что такое музейная выставка. Практика: изготовление этикеток и проведение этикетажа имеющихся музейных экспонатов, акция «Добро пожаловать в музей», экскурсия в историкокраеведческий музей города. Форма проведения занятий: беседа, наблюдение, практическая работа. Формы подведения итогов: итоговое занятие по данному разделу. Раздел 4. Имя, отчество, семья, родословная человека Теория: История имени. Отчество и фамилия человека. Семья. Биография. Наши предки. Поколения людей. Моя родословная. Практика: игры, составление родословной, аппликация, родительское собрание Форма проведения занятий: беседа, наблюдение, практическая работа. Формы подведения итогов: итоговое занятие по данному разделу. Раздел 5. Наша Родина-Россия. Краеведение Теория: Наш дом. Названия городов и улиц. Наша Родина- Россия. Как устроено государство. Государственные символы России. Моя малая Родина. Наш город Астрахань. Государственные символы Астрахани. Мое село\поселок. Природа родного края. Практика: экскурсия по району, рисование «Мой любимый город», составление кроссворда по теме. Форма проведения занятий: беседа, наблюдение, практическая работа. Формы подведения итогов: итоговое занятие по данному разделу. Раздел 6. История моей школы Теория: Сбор информации об истории школы-интерната. Наш первый директор. Наша школа. Практика: поиск и обработка документов, фотографий для фотоальбома. Выставка рисунков «Моя школа», встреча с выпускниками школы. Форма проведения занятий: беседа, наблюдение, практическая работа. Формы подведения итогов: итоговое занятие по данному разделу. Раздел 7. Страницы истории. Великая Отечественная война Теория: Первые дни войны. Битва за Москву. Мои родственники на войне. Герои-танкисты. Герои-моряки. Герои-летчики. Дети – герои войны. Партизанское движение. У войны не женское лицо. Дети войны». Сталинградская битва. Дневник Тани Савичевой”. Блокадный Ленинград. Концлагеря нацистской Германии. Нюрнбергский процесс над военными преступниками. Героизм тружеников тыла. Бессмертный полк. История создания движения. Имена героев в названиях астраханских улиц. Госпитальная работа в Астрахани в годы ВОВ. Промышленность Астраханской области в годы войны. Боевые подвиги наших земляков. Встреча с родственниками ветеранов ВОВ и тружеников тыла «Простые истории Великой Победы». «Живая классика» (по произведениям о ВОВ). Книги о ратных подвигах родного народа (экскурсия в школьную библиотеку) Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной». Конкурс сочинений «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца». Дедушкины медали. О наградах ВОВ. Медаль «За отвагу». Медаль «Золотая звезда». Орден Славы. Ордены «Победа». Медаль «За оборону Севастополя». Орден Нахимова. Орден Ушакова. Медаль «За Победу над Германией в ВОВ». Медаль «За доблестный труд в ВОВ». Орден Кутузова. Орден Красной звезды». Орден Отечественной войны. Медаль «За доблестный труд в ВОВ». Улицы хранят их имена. Степан Здоровцев. Улицы хранят их имена. Наташа Качуевская. Улицы хранят их имена. 28 Армия. Улицы хранят их имена. Иван Сытов. Песни о ВОВ – подвиг народа. «Священная война» Композитор Лебедев-Кумач В. «Катюша» Композитор М.Блантер. «В лесу прифронтовом» (стихи М.Исаковского, музыка М.Блантера). «В землянке» (стихи А.Суркова, музыка К.Листова). Подвига З.Космодемьянской. Подвиг героев-панфиловцев. Подвига А.Матросова. Подвига И.Кожедуба. Мелитон Кантария – герой Победы. Города-герои ВОВ. Города трудовой доблести. Выдающиеся военачальники ВОВ. Г. К. Жуков. А.М. Василевский И. С. Конев. Парад Победы в Москве 1945 г. Могила неизвестного солдата в Москве. Итоговое занятие по разделу «Страницы истории. Великая Отечественная война». Практика: экскурсия в музей Боевой славы, изготовление стенгазеты, выступление на школьных мероприятиях, конкурс «Песни военных лет». Форма проведения занятий: беседа, наблюдение, практическая работа. Формы подведения итогов: итоговое занятие по данному разделу. Раздел 8. Героями не рождаются, героями становятся Теория: Участники боевых действий в республике Афганистан- наши земляки. Герои СВО, живущие рядом с нами. Ученики школы-интерната участники СВО. О волонтерском движении в помощь СВО. Урок Мужества «Патриотизм и СВО Российской Армии». Подростки-герои СВО, которыми гордится страна (Ф.Симоненко, И.Семенов, Е.Шекмар, Д.Альяных, А.Попов). Женщины-героини на СВО. Подвиги героев СВО (В.Семенов, Бердиев А.) Практика: участие в акциях «Письмо солдату», изготовление сувениров для солдат, встреча с участником СВО, встреча с волонтерами. Форма проведения занятий: беседа, наблюдение, практическая работа. Формы подведения итогов: итоговое занятие по данному разделу. Раздел 9. Итоги работы музея «Помним! Гордимся!» Практика: мини-рассказ «Что я узнал в музее?», анкетирование обучающихся, родительское собрание и пр. Форма проведения занятий: беседа, наблюдение, практическая работа. Формы подведения итогов: итоговое занятие по данному разделу. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально- техническое обеспечение - стенды школьного музея, экспонаты школьного музея - аудио, видео, фотоматериалы, интернет-источники - дидактический материал, необходимый для проведения занятий - краткие конспекты материалов для лекций - бесед - СД диски с информацией об известных экскурсионных объектах - карточки с индивидуальными заданиями - презентационные материалы, ранее проведённых экскурсий - краткий словарь музейных терминов - схемы описания музейных предметов - музейные выставочные витрины - копии музейных предметов и коллекций - выставочные стенды и аналогичные мобильные конструкции Оборудование для занятий в кабинете: компьютер, экран, телевизор, музыкальный центр. Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить, используя карту Астраханской области, РФ, рисунки, фотографии, схемыконспекты. Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. На занятиях рекомендуется использовать ИК технологии и возможности сети Интернет. Методы и приемы - проблемные ситуации; - конкурсы, викторины; - наблюдения; - целевые прогулки и экскурсии; - рассматривание картин, иллюстраций; - диалоги; беседы, рассказ педагога; - игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, игры; Механизм отслеживания результатов - анализ деятельности (рассказы о городе, творческие работы, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры); - наблюдение за поведением и общением обучающихся (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в творческом объединении и общественных местах); - анкетирование. Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик. Уровни усвоения программы Высокий Средний - знает, откуда произошло - знает, для слово «музей», называет необходим музей наиболее известные музеи; чего - умеет рассказать о своём может назвать родном городе, назвать наиболее известные его; достопримечательности города, природные объекты - знает наиболее важные знает символику исторические события города и области, ВОВ; страны; -достопримечательности - знает героев ВОВ, своего города и области, называет их знает их символику и символику родословную своей страны; умеет составлять семьи; родословную семьи; - умеет слышать и - умеет ориентироваться слушать друг друга; по карте; - умеет работать в группе; Низкий - знает домашний адрес, имена родителей; - умеет ориентироваться в помещении школыинтерната и на территории школыинтерната; умеет называть название своего города и страны Педагогические технологии Приёмы и методы организации образовательно-воспитательного процесса Основными видами деятельности являются информационно- рецептивная, репродуктивная и творческая. Информационно-рецептивная деятельность обучающихся с умственной отсталостью предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу. Репродуктивная деятельность обучающихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, небольших сувениров. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики обучающихся с умственной отсталостью. Творческая деятельность предполагает почти самостоятельную художественную работу обучающихся. Программа реализуется через следующие формы занятий: 1.Традиционное занятие по алгоритму: - вступление, - объяснение темы, - практическая часть, - подведение итогов; 2.Занятие-экскурсия: в музеи города 3.Беседа-презентация по алгоритму: - вступление, - объяснение темы, - наглядная демонстрация, - обсуждение, - подведение итогов; 4. Итоговое занятие: - игра-тестирование - форма психолого-педагогического мониторинга образовательных -результатов обучающихся; - мастер-класс - проведение открытого занятия для родителей в формате практической деятельности обучающихся. На каждом занятии применяются здоровьесберегающие технологии: проведение физкультминуток, гимнастики для глаз и релаксирующих пауз, обращается внимание на правильную осанку, освещение и проветривание помещения. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса. В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы используются следующие методы: • наглядные методы - иллюстративные, демонстрационные методы с применением компьютерных презентаций и видеофильмов; • игровые методы - ролевые игры и игровые тренинги на взаимопонимание и групповое взаимодействие; • диагностические методы - тестирование • личностных качеств и образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и итогового контроля; • словесные методы - рассказ при объяснении нового материала. Итоги работы подводятся на отчётных занятиях в форме игр, выставок работ обучающихся, общешкольных праздниках и т.д. Для успешной реализации программы необходимо использование современных образовательных технологий: • игровая технология • здоровьесберегающие технологии • коррекционно-развивающая технология • информационно-коммуникационные технология Игровая технология Среди огромного числа игр особо хочется выделить дидактические игры по реализации регионального компонента, которые способствуют формированию познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью. Они решают самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, сравнивают их признаки, устанавливают сходство и различие, обобщают, делают выводы, рассуждают. При этом развивается самостоятельность мышления, находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения поставленной задачи. К ним можно отнести следующие игры: «Моя школа-интернат», игра-лото «Мой город», игра-лото «Животный мир Астраханской области», «Назови профессию», «Мой адрес…», «Расскажи о своей семье», «С какого дерева листок», «Что за музей», «Найди герб Астраханской области, «Узнай на фото», «Найди нужный флаг», «Сложи картинку», «Герб города» и т.п. Немаловажное значение имеют творческие и развивающие игры: «Придумай герб своей семьи», «Раскрась флаг», «Придумай и расскажи, какой памятник тебе хотелось бы установить в городе», «Расскажи, кого ты считаешь героем», «Найди отличия», «Выложи флаг», «Угадай загадку и найди отгадку», «Назови профессию» и т.д. Здоровьесберегающие технологии Здоровье сберегающие технологии в коррекционном образовании направлены на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья, обучающихся с умственной отсталостью. К ним относятся: динамические паузы (комплексы физминуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз и т.д.) беседы по валеологии релаксация физкультурные занятия спортивные развлечения, праздники СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра) игротренинги и игротерапия В рамках программы методы и приемы здоровьесберегащей технологии имеют определенную направленность: воспитание у обучающихся с умственной отсталостью эмоционально-ценностного отношения к себе, к своему здоровью; семье; познание родного края, его истории и природы; познание страны, ее героического прошлого и настоящего; формирование опыта и общения детей друг с другом, с взрослыми. Коррекционно-развивающие технологии Технологии коррекционно-развивающего обучения способствуют активизации познавательной деятельности, обеспечивают социальнопсихологическое благополучие обучающегося с умственной отсталостью, его психическое и социальное здоровье и направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия обучающегося в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школеинтернате и семье. Это: Игры на развитие зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики Пальчиковая гимнастика Психогимнастика Арттерапия Музыкотерапия Информационно-коммуникационные технологии Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения: ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание обучающихся с умственной отсталостью и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти. обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая специфику обучающихся с умственной отсталостью. слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения; можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.); Все эти преимущества особенно важны при изучении истории далекого прошлого нашего края, России и настоящего нашей Родины. Список используемой литературы и источников: Нормативно-правовые акты и документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79); 2. Федеральный закон от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся» 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам” 4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года; 5. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09) 6. СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; 7. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 года №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ»; 8. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»); 9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года №996-р 10. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол от 03.09.2018 г. №10) 11. Государственная программа Астраханской области «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 06.10.2023 года №558-П 12. Распоряжение Правительства Астраханской области от 10.07.2023 г. №250-Пр «Об утверждении Целевой модели дополнительного образования детей» 13. Распоряжение Правительства Астраханской области от 27.05.2024 года №173-Пр «О реализации мероприятий регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» 14. Устав ГКОУ АО «Школа-интернат №1» 15. Положение о дополнительном образовании в ГКОУ АО «Школаинтернат №1» Литература для педагогов: 1. Введение в экскурсоведение: учебное пособие для юных экскурсоводов ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных». - Санкт-Петербург, 2015. — 128 с. 2. Введенская, Л.А. Культура речи: учебник для вузов / Л.А. Введенская. - Ростов-на-Дону, 2016. — 380 с. 3. Гаркуша, И.И. Здравствуй, музей! : интерактивные музейные занятия / И.М. Гаркуша. — Москва : Агентство "Мегаполис", 2014. - 247 с. цв. фото. 4. Горбылева, 3. М. Экскурсоведение / З.М. Горбылева, Н.В. Савина. Минск, 2004. — 335 с. 5. Добрина, Н.А. Экскурсоведение / Н.А. Добрина. Москва : Флинта, HOY BПO МПСИ, 2012. — 288 с. 6. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. Москва: Советский спорт, 2007. — 216 с. 7. Гейнике, Н.А. Культурно-исторические экскурсии: сборник статей / Н.А. Гейнике. - Москва, 1925. 8. Герд, В.А. Экскурсионное дело / В.А. Герд. - Москва — Ленинград Госиздат, 1928. 9. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие / Г.П. Долженко. - изд. 2-е. - Москва - Ростов н/Д.: Изд. центр MapT, 2006. — 304 с. 10. Лаврентьева, Л.С. Культура русского народа / Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов. — Санкт-Петербург : Паритет, 2005. — 445 с. 11. Организация и формы контроля за работой экскурсовода методические рекомендации. — Москва : ЦРИБ «Турист», 1976. — 30 с. 12. Педагогическая психология : учебник / под ред. В.А. Гуружапова. — Москва : Юарт, 2016. — 493 с. 13. Работа со школьниками в краеведческом музее: сценарии занятий: учеб. - метод. пособие / под ред. Н. М. Ланковой. — Москва : ВЛАДОС, 2001. — 221 с. : ил. - (Воспитание и дополнительное образование детей). 14. Райков, Б.Е. Методика и техника экскурсий / Б.Е. Райков. - 4-е изд. Москва — Ленинград : Госиздат, 1930. — 114 с. 15. Рубан, Н.И. Музеология. История музейного дела. Музейное дело на Дальнем Востоке России. Основные направления и формы музейной деятельности: учебное пособие / Н.И. Рубан. - Хабаровск: Министерство культуры Хабаровского края, Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, Дальневосточный государственный гуманитарный университет, 2007. - 320 с. : ил. 16. Полито, Р. Как говорить правильно и без стеснения / Р. Полито. — Санкт-Петербург : Весь, 2014. — 352 с.: ил. 17. Святославский, А.В. Образ местности в литературной экскурсии // Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе: сборник научно-методических статей. Вып. 1. // Экскурсионное краеведение / А.В. Святославский; под ред. С.И. Козленко. — Москва. - 2006. С. 84-92. 18. Туманов, В.Е. Школьный музей: методическое пособие / В.Е. Туманов. - изд. 2-е, исправь. — Москва : ЦДЮТиК, 2003. - 154 с. 19. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: учебное пособие / Л.М. Шляхтина. — Москва : Высшая школа, 2005. - 183 с. : ил. Список литературы для обучающихся: 1. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н., Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. – Москва, 2008. 2. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы. / Энциклопедии для любознательных. Москва 2010. 3. Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедическийсправочник. / Харьков, Белгород – 2010. 4. Борисов, В.И. Занимательное краеведение / В.И. Борисов. - М.: Краснодар:Книжное издательство, 2015 – 795 c. Список интернет-ресурсов для педагогов: https://schoolvictorymuseum.ru/ https://schtn1392.mskobr.ru/#/ https://sch1420uv.mskobr.ru/#/ Приложения №1 Дидактические игры: «Помоги Незнайке!» Почему в музее надо вести себя тихо? Почему возникли музеи? Почему у каждого экспоната есть своя этикетка? Почему в музее нужен экскурсовод? Почему экскурсовод должен быть вежливым? Почему человеку нужно имя? «Закончи предложение!» Астраханская область граничит с … Я живу в городе … В нашем крае добывают… Крупные водоёмы Астраханской области … Охраняемые растения родного края… В музее работает… Экскурсии бывают… В музее нельзя… Столица нашей Родины… Парад Победы был в … «Да или нет?» Имеется ли в Астрахани -улица З.Космодемьянской - улица А.Матросова - улица 28 Армии - улица Жукова - улица генерала Епишева «Назови» Назови города-герои нашей страны Назови города трудовой доблести нашей страны Назови героев-астраханцев ВОВ Назови героев ВОВ Назови награды, вручаемые героям ВОВ Викторина «Наш край» Назови растение Астраханского края, которое нуждается в особой охране Назови достопримечательности нашего города Назови музеи нашего города Назови самую большую ягоду, растущую в нашем городе на бахче Найди герб Астраханской области Назови озеро в Астраханской области, где добывают соль Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год Месяц Учебные недели Количество учебных недель. Организация образовательного процесса I полугодие 2024 год Сентябрь 02 – 06 сентября Занятия по расписанию. 4 учебные недели 09 – 13 сентября 16 – 20 сентября 23 – 30 сентября Октябрь Ноябрь Декабрь 01 октября – 04 Занятия по расписанию. 5 учебных недель. октября Проведение мониторинга качества 07 – 11 октября образования – начальный этап 14 – 18 октября 21 – 25 октября 28 - 31 октября 05– 08 ноября Занятия по расписанию 4 учебные недели. Дополнительный день 11 – 15 ноября отдыха – 4 ноября 2024 г. (День народного 18 – 22 ноября единства) 25 – 29 ноября 02 – 06 декабря Занятия по расписанию 4 учебные недели. Дополнительный день 09 – 13 декабря отдыха –30 и 31 декабря 2024 г. 16 – 20 декабря (Новогодние каникулы) 23 – 27 декабря Количество учебных недель в I полугодии 17 учебных недель II полугодие 2025 год Январь 13 – 17 января Занятия по расписанию. 3 учебные недели. С 01 по 12 января 2025 г. новогодние 20– 24 января каникулы 27 – 31 января Проведение мониторинга качества образования – промежуточный этап Февраль 03 – 07 февраля Занятия по расписанию. 4 учебные недели. Проведение мониторинга качества 10 – 14 февраля образования – промежуточный этап 17 – 21 февраля 24 – 28 февраля Март 03 – 07 марта 10 – 14 марта Занятия по расписанию.4 учебные недели. Апрель Май 17 – 21 марта 24 – 28 марта 01 – 04 апреля 07 – 11 апреля 14 – 18 апреля 21 – 25 апреля 28 – 30 апреля 05 – 07 мая 12 – 16 мая 19 – 23 мая 26– 30 мая Количество учебных недель в II полугодии Количество учебных недель за год Занятия по расписанию. 5 учебных недель Занятия по расписанию. 3 учебные недели. Дополнительные дни отдыха – 1 и 2 мая (Праздник весны и труда), 8 и 9 мая (День Победы). Проведение мониторинга качества образования – итоговый этап 19 учебных недель 36 учебных недель 29 Приложение №2 Карточка учёта результатов обучения по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Помним! Гордимся!» (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества) Творческое объединение Год обучения Группа Фамилия, имя, отчество педагога Учебный год № Ф.И. Начальная диагностика Промежуточная Итоговая обучающегося теория практика владение теория практика владение теория практика владение терминологитерминологитерминологией ей ей Теоретическая подготовка обучающегося включает: теоретические знания по программе: владение терминами по тематике программы: «музей», «экскурсия», «этикетка», «экспонат», «родословная», «малая родина», «герб», «гимн», «флаг», «памятник», «семья», откуда произошло слово «музей»; столицу нашего государства, государственную символику; название родного города; особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, представителей животного и растительного мира); символику города и области; достопримечательности своего города и области; родословную своей семьи; профессии своих родителей; героев ВОВ-астраханцев, героев ВОВ и важные ключевые события ВОВ, награды ВОВ; Практическая подготовка ребенка включает: практические умения и навыки, предусмотренные программой: составлять родословную семьи; узнавать изученные растения и животных, символику малой родины и государства; уметь проводить несложные экскурсии в музее; уметь рассказывать о достопримечательностях города, героев ВОВ и пр. 3 балла – высокий уровень, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень. Ключевые компетенции обучающихся Творческое объединение Год обучения Группа Фамилия, имя, отчество педагога Учебный год 30 № Ф.И. обучающегося Критическое мышление Компетенции обучающегося Креативность Коммуникация Коллаборация Критическое мышление: умение работать с информацией. Креативность: способность к творчеству; - желание воспринимать и создавать нечто новое; любознательность; инициативность в творческой деятельности; умение активно и самостоятельно осваивать и применять свои знания. Коммуникация: умение оценивать собственную деятельность; умение слушать; умение слышать; умение адекватно вести себя в социальной среде по отношению к другим людям; умение добиваться победы и правильно относиться к успехам и неудачам. Коллаборация: умение коллективно сотрудничать в процессе деятельности; умение распределять работу. 3 балла – высокий уровень, 2 балла – средний уровень, 1 балл – низкий уровень. 31 Приложение №3 Учебно-методический комплекс Адаптированная 1 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа музей «Помним! Гордимся!» Прикладная 2 Презентации к занятиям: методическая - «Моя Родина - Астрахань», продукция - «Достопримечательности Астрахани», - «Животный мир Астраханской области », - «Растительный мир Астраханской области», - «Астраханцы-герои ВОВ», - «Их именами названы улицы города» - «Символика Астраханской области» - «Великая Отечественная война:1941-1945гг» - «Дети-герои ВОВ» - «У войны не женское лицо» Альбомы: «Награды ВОВ», «Семья: как составлять родословную» 1. https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/astra khan/museum Виртуальные музеи Астрахани 2. https://astmuseum.ru/ru/ Астраханский музей – заповедник 3. https://astrakhan3d.ru/muzei/muzej-boevoj-slavy музей Боевой Славы Учебные 3 пособия Нормативно-правовые акты и документы: 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242; 4. Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительной 32 общеобразовательной программе, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г №196». 5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СП 2.4.3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28). 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р); 8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.// Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р. 9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г №10). 10. Государственная программа Астраханской области «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 06.10.2023 года №558-П 11. Распоряжение Правительства Астраханской области от 10.07.2023 г. №250-Пр «Об утверждении Целевой модели дополнительного образования детей» 12. Распоряжение Правительства Астраханской области от 27.05.2024 года №173-Пр «О реализации мероприятий регионального проекта, обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» 13. Устав ГКОУ АО «Школа-интернат №1» 14. Положение о дополнительном образовании в ГКОУ АО «Школа-интернат №1» Литература для педагогов: 1.Введение в экскурсоведение: учебное пособие для 33 юных экскурсоводов ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных». - СанктПетербург, 2015. — 128 с. 2.Введенская, Л.А. Культура речи: учебник для вузов / Л.А. Введенская. - Ростов-на-Дону, 2016. — 380 с. 3.Гаркуша, И.И. Здравствуй, музей! : интерактивные музейные занятия / И.М. Гаркуша. — Москва : Агентство "Мегаполис", 2014. - 247 с. : цв. фото. 4.Горбылева, 3. М. Экскурсоведение / З.М. Горбылева, Н.В. Савина. Минск, 2004. — 335 с.20 Добрина, Н.А. Экскурсоведение / Н.А. Добрина. — Москва : Флинта, HOY BПO МПСИ, 2012. — 288 с. 5.Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов.—Москва: Советский спорт, 2007. — 216 с. 6.Гейнике, Н.А. Культурно-исторические экскурсии: сборник статей / Н.А. Гейнике. - Москва, 1925. 7.Герд, В.А. Экскурсионное дело / В.А. Герд. Москва — Ленинград Госиздат, 1928. 8.Долженко, Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие / Г.П. Долженко. - изд. 2-е. - Москва - Ростов н/Д.: Изд. центр MapT, 2006. — 304 с. 9.Лаврентьева, Л.С. Культура русского народа / Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов. — Санкт-Петербург : Паритет, 2005. — 445 с. 10.Организация и формы контроля за работой экскурсовода методические рекомендации. — Москва : ЦРИБ «Турист», 1976. — 30 с. 11.Педагогическая психология : учебник / под ред. В.А. Гуружапова. — Москва : Юарт, 2016. — 493 с. 12.Работа со школьниками в краеведческом музее: сценарии занятий: учеб. - метод. пособие / под ред. Н. М. Ланковой. — Москва : ВЛАДОС, 2001. — 221 с. : ил. - (Воспитание и дополнительное образование детей). 13.Райков, Б.Е. Методика и техника экскурсий / Б.Е. Райков. - 4-е изд. - Москва — Ленинград : Госиздат, 1930. — 114 с. 14.Рубан, Н.И. Музеология. История музейного дела. Музейное дело на Дальнем Востоке России. Основные направления и формы музейной деятельности: учебное пособие / Н.И. Рубан. Хабаровск: Министерство культуры Хабаровского края, Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, Дальневосточный государственный гуманитарный университет, 2007. - 320 с. : ил. 34 Дидактические 4 материалы 15.Полито, Р. Как говорить правильно и без стеснения / Р. Полито. — Санкт-Петербург : Весь, 2014. — 352 с.: ил. 16.Святославский, А.В. Образ местности в литературной экскурсии // Культурное и природное наследие и его освоение в учебно-воспитательной работе: сборник научно-методических статей. Вып. 1. // Экскурсионное краеведение / А.В. Святославский; под ред. С.И. Козленко. — Москва. 2006. - С. 84-92. 17.Туманов, В.Е. Школьный музей: методическое пособие / В.Е. Туманов.- изд. 2-е, исправь. — Москва : ЦДЮТиК, 2003. - 154 с. 18.Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: учебное пособие / Л.М. Шляхтина. — Москва : Высшая школа, 2005. - 183 с. : ил. Список литературы для обучающихся: 1.Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н., Травина И. В. / Живая природа. /Энциклопедии для любознательных. – Москва, 2008. 2.Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы. / Энциклопедии для любознательных. Москва 2010. 3.Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедическийсправочник. / Харьков, Белгород – 2010. 4.Борисов, В.И. Занимательное краеведение / В.И. Борисов. - М.: Краснодар:Книжное издательство, 2015 – 795 c. Список интернет-ресурсов для педагогов: https://schoolvictorymuseum.ru/ https://schtn1392.mskobr.ru/#/ https://sch1420uv.mskobr.ru/#/ Тематическая папка «Достопримечательности Астрахани», «Герои ВОВ» Тематическая папка «Растительный и животный мир нашего края» Карта и атлас Астраханской области, карта России Видеоролики: Дидактический раздаточный материал: карточки с заданиями, карточки с загадками Дидактические игры: «Назови символику города и страны», «Кто и чем прославил наш город», «Где находится эта достопримечательность в городе», «Герои ВОВ» 35 Кроссворд: «Животный мир Астраханской области», «Растительный мир Астраханской области», «Города-герои» Технические средства: телевизор. Воспитательный 5 Тематические мероприятия в рамках компонент празднования традиционных праздников – День матери, День защитника Отечества, Международный женский день и др., Сценарии мероприятий «Город, в котором живу», «Герои ВОВ с нами!» Протоколы родительских собраний, видеоматериалы мероприятий, фотографии, материалы по работе с родителями Тематическая папка с материалами по проведению бесед, направленных на: формирование толерантности, профилактику межнациональной розни и нетерпимости, профилактику употребления, распространения наркотических и иных психотропных средств, профилактику буллинга в образовательной среде, профилактику конфликтного поведения. Тематическая папка с материалами по ознакомлению обучающихся с основными правилами безопасного поведения (профилактика детского дорожно- транспортного травматизма). Экскурсии в Астраханский кремль и музеи города. Мониторинг 6 по Карточка учёта результатов обучения по дополнительной дополнительной общеобразовательной образовательной общеразвивающей программе «Помним! Гордимся!» программе 36 Приложение 4 Календарно-тематическое планирование. 1 группа № Тема Количество часов Сентября экскурсия по 4.09.24 музею, 1 06.09.24 1 09.09.24 11.09.24 13.09.24 1 1 1 16.09.24 1 18.09.24 1 20.09.24 1 23.09.24 1 25.09.24 1 27.09.24 1 30.09.24 1 02.10.24 04.10.24 07.10.24 09.10.24 1 1 1 1 11.10.24 1 Введение, школьному знакомство. 2. Всемирный день борьбы с терроризмом. 3. День танкиста (Беседа) 4. Музеи города (презентация) 5. Час общения. «Что такое подвиг? Подвигу жить века» 6. Чем воины защищали Родину. Оружие военных лет. Вчера и сегодня. 7. Наша Родина – Россия. (видеофильм) 8. Музеи в Российской Федерации Классификация музеев 9. Час общения «История моего края в истории моей страны» 10. «Солдаты милосердия» - о медицинских сестрах Великой Отечественной войны. 11. «Солдаты милосердия» - о животных на Великой Отечественной войне. 12. День пожилого человека. Вспоминаем подвиги дедушек и бабушек. Поздравляем. Октябрь 13. Символы государства. Гимн. 14. Символы государства. Флаг. 15. Символы государства. Герб. 16. Подвиг учителя в военные годы 17. День гражданской обороны МЧС России. 1. Дата 37 Ветераны 20 столетия. Афганистан. 19. Фильм об Афганистане. 20. День отца. Мой папа герой. 21. Знакомство с историческими памятниками России. 22. Знакомство с историческими памятниками родного города. 23. Знакомство с историческими памятниками нашего района, экскурсия. Ноябрь 24. День народного единства. 25. Октябрьская революция. 26. Астрахань многонациональная. 27. Возрождение народных культурных традиций. 28. Лепка из соленого теста. Каравай. 29. Парад Советских войск на Красной площади. 30. Контрнаступление. Сталинградская битва 31. Матерям – героям. Баллада о солдатской матери (ко Дню Матери») 32. Отечества достойные сыны. Подвиг солдата в Афганистане. 33. Отечества достойные сыны. Афганистан. (оригами пилотка) 34. Наградные ордена, медали и заслуги защитников нашей Родины. Декабрь 35. Наградные ордена, медали и заслуги защитников нашей Родины. 36. Георгиевская лента, история. Аппликация «Георгиевская лента» 37. Великие полководцы России 18. 14.10.24 1 16.10.24 18.10.24 21.10.24 1 1 1 23.10.24 25.10.24 28.10.24 2 06.11.24 08.11.24 11.11.24 1 1 1 13.11.24 1 15.11.24 1 18.11.24 1 20.11.24 1 22.11.24 1 25.11.24 1 27.11.24 1 29.11.24 1 02.12.24 1 04.12.24 1 06.12.24 1 1 38 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. Юные герои ВОВ. Начало войны в Чечне. Конституция РФ Просмотр фильма «Смоленское сражение» Письмо солдату. Практическая работа. Маршевые строевые песни. Песни о войне. Просмотр хроники военных лет. Начало войны в Афганистане. Игра «Донесение» Январь Русский солдат – наш пример, и наш герой. Русский солдат – наш пример, и наш герой подвиги на СВО. Подарок солдату СВО. Чем сражались солдаты. Рисование «Герой в бою» Виды войск в России. Снятие блокады Ленинграда Дидактическая игра «Подбери солдату форму» Война в стихах и рассказах. А. Твардовский «Василий Теркин». Февраль Война в стихах и рассказах. Чтение художественной литературы о ВОВ. Выпуск информационного листка. Красная звезда. Историческое краеведение. Подвиг трудового народа г. Астрахани. Историческое краеведение. Продолжение (подвиг Астраханцев в тылу) Историческое краеведение. Волонтеры, помощь СВО. Выход советских войск из Афганистана. 09.12.24 11.12.24 13.12.24 16.12.24 1 1 1 1 18.12.24 1 20.12.24 23.12.24 1 1 25.12.24 27.12.24 1 1 13.01.25 1 15.01.25 1 17.01.25 20.01.25 22.01.25 24.01.25 27.01.25 29.01.25 1 1 1 1 1 1 31.01.25 1 03.02.25 1 05.02.25 1 07.02.25 1 10.02.25 1 12.02.25 1 14.02.25 1 39 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. Их профессия - Родину защищать. Праздник 23 февраля. Стенгазета. Поздравляем защитников Родины. Читаем стихи, поем песни для защитников Родины. Виртуальная экскурсия на мамаев Курган. Победа в Сталинградской битве. 28 февраля «День памяти 6-й роты, ушедшей в века» Март Выпуск информационного листка. Десантники герои. Участники войны и «горячих точек» (Афганистан) Участники войны и «горячих точек» (Чеченская война) Женщины –герои, защитники Родины. Участники войны и «горячих точек» (СВО) Песни, с которыми мы победили. Героями не рождаются. Тематический показ фильмов. Военная викторина. Историческая игра «Не меркнет летопись побед» Апрель Война в стихах и рассказах. Чтение художественной литературы о войне. Крымская наступательная операция. 1944 г. Взятие г.Кенигсберга. 1945г. Военная слава земляков на СВО. Военная слава земляков в чеченской войне. Военная слава земляков, герои Афганистана. 17.02.25 1 19.02.25 1 21.02.25 1 24.02.25 1 26.02.25 1 28.02.25 1 03.03.25 1 05.03.25 1 07.03.25 1 10.03.25 1 12.03.25 1 14.03.25 1 17.03.25 1 19.03.25 21.03.25 1 1 02.04.25 1 04.04.25 07.04.25 09.04.25 1 1 11.04.25 1 14.04.25 1 40 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. 101. Подвиг неизвестного солдата. Виртуальная экскурсия в Александровский сад. Встреча с ветеранами труда. Поездка в краеведческие музеи. Что мы видели в Астраханском Краеведческом музее. Рисование. Поисковики. Кто это? Подвиг поисковых отрядов. Мир. Труд. Май. Май Открытка для ветеранов труда. Изготовление подарков ветеранам ВОВ. День Победы. Рисование «Звезда Героя» Международный день музеев. Цена фашистской агрессии. К чему приводят войны. В рамках Дня семьи «Династии воинов» Урок о мире. Рисование мелками на асфальте «Пусть всегда будет мир» Коллективная работа. Оригами «Журавлики» Экскурсия на аллею славы. АЦКК (возложение цветов к обелиску) Военно-спортивные игры. 16.04.25 1 18.04.25 21.04.25 1 1 23.04.25 1 25.04.25 28.04.25 30.04.25 1 1 1 05.05.25 1 07.05.25 1 12.05.25 14.05.25 16.05.25 19.05.25 1 1 1 1 21.05.25 1 23.05.25 1 26.05.25 1 28.05.25 1 30.05.25 1 Календарно-тематическое планирование. 2 группа № Тема занятий Количество Форма работы Дата проведения часов план факт Раздел 1. Предмет и задачи кружка. Понятия: музей, музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. (15ч) 1 Первоначальное 1 Беседа 02.09. представление о 41 музее. Назначение музеев в обществе. 2 Разнообразие профилей музеев их особенности. 3 Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. 4 Музеи первой половины ХIХ в. 5 Развитие музеев в начале XX в. 6 Известные музеи России и мира. 7 Музеи Астраханской области. 8 Профессии в музее. Личные качества сотрудника музея. 9 Музейная терминология: экспонат, этикетка 10 Итоговое занятие 2 Беседа 04.09. 2 Беседа, презентация 05.09. 1 Беседа, презентация Беседа, презентация Беседа, презентация Беседа, просмотр видеосюжетов 06.09. 1 Беседа 13.09. 1 Беседа 16.09. 1 2 2 Игры, беседы, разгадывание кроссвордов Раздел 2. Экскурсионная работа (8ч) 11 Что такое экскурсия? 2 2 Беседа 12 Как подготовить 1 Беседа экскурсию? 13 Виды экскурсий: 1 Беседа обзорные, тематические 14 Составление текста 2 Практические экскурсии задания 15 Проведение пробной 2 Практические экскурсии задания Раздел 3. Экспозиционная работа (7 ч) 16 Зачем нужны 1 Беседа этикетки? 09.09. 11.09. 12.09. 18.09. 19.09. 20.09. 23.09. 25.09. 26.09. 27.09. 42 17 18 19 20 Практическая 1 Практические задания 30.09. работа: изготовление этикеток и проведение этикетажа имеющихся музейных экспонатов Что такое 2 Беседа 02.10. музейная выставка Практическая 2 Практические задания 03.10. работа: проведение дня музея, акции «Открытый музей» в школе. Посещение 1 Экскурсия 04.10. историкокраеведческого музея города Раздел 4. Имя, отчество, семья, родословная человека (7 ч) История имени. Отчество и фамилия человека. 22 Семья. Биография. 23 Наши предки. Поколения людей. 24 Практическое занятие. Моя родословная. 21 1 Беседа 07.10. 2 2 Беседа Беседа 09.10. 10.10. Работа с 11.10. семейными архивами. Составление родословной. 25 Итоговое занятие 1 Игры, беседы, 14.10. разгадывание кроссвордов Раздел 5. Наша Родина-Россия. Краеведение (14 ч) 26 Наш дом. Названия 2 Беседа. 16.10. городов и улиц. 27 Наша Родина2 Беседа, кроссворд. 17.10. Россия. Как устроено государство. 1 43 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 Государственные символы России. Моя малая Родина. Наш город Астрахань Государственные символы Астрахани Мое село\поселок 1 Беседа, рисование. Беседа, просмотр презентации. 18.10. 2 Беседа, рисование. 23.10. 2 Составление рассказа о своем селе, городе. Экскурсия 24.10. Природа родного края. Экскурсия Рисование на тему «Природа родного края» Итоговое занятие 1 Беседа, рисование. 28.10. 1 1 21.10. 25.10. Игры, беседы, 30.10. разгадывание кроссвордов Раздел 6. История моей школы (8 ч) Сбор информации 2 Сбор информации 31.10. об истории школыпо школьным интерната архивам Наш первый 2 Сбор 06.11. директор дополнительной информации, сведений, фотографий, запись воспоминаний. Наша школа2 Встреча с 07.11. интернат учителямипенсионерами школы-интерната Практическое 1 Обработка 08.11. занятие: поиск и документов, обработка фотографий. документов, фотографий для фотоальбома Выставка рисунков 1 Оформление 11.11. «Моя школа» выставки Раздел 7. Страницы истории. Великая Отечественная война (100ч) 2 44 Беседа на тему «Великая Отечественная война». Первые дни войны. Битва за Москву. «Мой дед был на войне». 2 Беседа, работа с 13.11. фотодокументами, письмами войны. 2 1 1 14.11. 15.11. 18.11. 44 Мой дед был на войне 2 45 «Живые истории» 2 46 Герои-танкисты 1 47 Герои-моряки 1 48 Герои-летчики 2 49 50 Дети – герои войны Партизанское движение У войны не женское лицо. «Помнимгордимся» (открытое мероприятие) «Дети войны» 2 1 Беседа Беседа Беседа, составление рассказа о своем деде. Выпуск стенгазеты по фотографиям. Чтение рассказов участников военных событий. Беседа, презентация Беседа, презентация Беседа, презентация Беседа Беседа Беседа, видеосюжет Урок мужества 02.12. Сталинградская битва. Дневник Тани Савичевой”. 1 40 41 42 43 51 52 53 54 55 голоса 1 2 2 1 20.11. 21.11. 22.11. 25.11. 27.11. 28.11. 29.11. 04.12. Просмотр 05.12. видеофильма, беседа о судьбе детей, которые остались на оккупированной фашистами территории. Просмотр 06.12. видеосюжета Урок мужества, 09.12. посвященный 45 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 Блокадный Ленинград Концлагеря нацистской Германии Нюрнбергский процесс над нацистскими военными преступниками. День Победы Героизм тружеников тыла Бессмертный полк. История создания движения. Имена героев в названиях астраханских улиц. Генерал Епишев. Госпитальная работа в Астрахани в годы ВОВ Промышленность Астраханской области в годы войны Боевые подвиги наших земляков Экскурсия в музей Боевой славы Встреча с родственниками ветеранов ВОВ и тружеников тыла «Простые истории Великой Победы» «Живая классика» (по произведениям о ВОВ) 2 блокаде Ленинграда Беседа, презентация 11.12. 2 Беседа 1 1 2 Беседа, рисование 13.12. Встреча с 16.12. тружениками тыла, беседа Презентация 18.12. 2 Беседа 19.12. 1 Беседа 20.12. 1 Беседа 23.12. 2 Беседа 25.12. 2 Экскурсия, обсуждение, беседа учащимися. Беседа 26.12. 1 1 Беседа, презентация 12.12. с 27.12. 30.12. 46 Книги о ратных подвигах родного народа (экскурсия в школьную библиотеку) Конкурс чтецов «Строки, опаленные войной» Конкурс сочинений «Есть память, которой не буде забвенья, и слава, которой не будет конца» Выставка творческих работ «Мы наследники Победы» Дедушкины медали. О наградах ВОВ Медаль «За отвагу» Медаль «Золотая звезда» Орден Славы Орден «Победа» 1 Экскурсия 13.01. 2 Конкурс 15.01. 2 Конкурс 16.01. 1 Поделки, рисунки 17.01. и пр. 1 Презентация 20.01. 2 2 Презентация Презентация 22.01. 23.01. 1 1 24.01. 27.01. 1 78 Медаль «За оборону Севастополя» Орден Нахимова Презентация Беседа, презентация Беседа, презентация 30.02. 79 Орден Ушакова 1 80 Медаль «За Победу над Германией в ВОВ» Медаль «За доблестный труд в ВОВ» Орден Кутузова 1 Беседа, презентация Беседа, презентация Беседа, презентация 2 Беседа, презентация 05.02. 2 06.02. Орден звезды» 1 Беседа, презентация Беседа, презентация 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 81 82 83 Красной 2 29.01. 31.01. 03.02. 07.02. 47 Орден Отечественной войны 85 Медаль «За доблестный труд в ВОВ» 86 Улицы хранят их имена. Степан Здоровцев. 87 Улицы хранят их имена. Наташа Качуевская. 88 Улицы хранят их имена. 28 Армия. 89 Улицы хранят их имена. Иван Сытов. 90 Песни о ВОВ – подвиг народа. 91 «Священная война» Композитор Лебедев-Кумач В. 92 «Катюша» Композитор М.Блантер 93 В лесу прифронтовом» (стихи М.Исаковского, музыка М.Блантера). 94 «В землянке» (стихи А.Суркова, музыка К.Листова) 95 Подвига З.Космодемьянской 96 Подвиг героевпанфиловцев 97 Подвига А.Матросова 98 Подвига И.Кожедуба 99 Мелитон Кантария – герой Победы 100 Города-герои ВОВ 84 1 Беседа, презентация 10.02. 2 Беседа, презентация 12.02. 2 Беседа, презентация 13.02. 1 Беседа, презентация 14.02. 1 Беседа, презентация Беседа, презентация Беседа, презентация Беседа Просмотр видеосюжета Прослушивание, беседа 17.02. 2 Прослушивание, беседа 26.02. 1 Прослушивание, беседа 27.02. 1 Презентация 28.02. 1 Презентация 03.03. 2 05.03. 1 Презентация, беседа Презентация, беседа Презентация 1 Беседа 10.03. 2 1 1 1 2 19.02. 20.02. 21.02. 24.02. 06.03. 07.03. 48 101 Города трудовой доблести 2 102 Выдающиеся военачальники ВОВ 103 Г. К. Жуков 2 Просмотр видеосюжета Беседа Просмотр видеосюжета Беседа Просмотр видеосюжета Презентация, беседа Презентация 1 12.03. 13.03. 14.03. 104 А.М. Василевский 1 17.03. К 105 И. С. Конев 2 Презентация 19.03. 106 Парад Победы в 2 Презентация 20.03. Москве 1945 г. 107 Могила 1 Беседа, просмотр 21.03. неизвестного видеосюжета солдата в Москве 108 Итоговое занятие 1 Кроссворды, 24.03. по разделу тесты. «Страницы истории. Великая Отечественная война». Раздел 8. Героями не рождаются, героями становятся (33ч) 109 Участники боевых 2 Беседа 26.03. действий в республике Афганистаннаши земляки 110 Герои СВО, живущие 2 Презентация 27.04. рядом с нами 111 Ученики школыинтерната - участники СВО 112 Акция «Письмо солдату» 113 Изготовление подарков-поделок участникам спецоперации 114 Встреча с участником СВО 1 Беседа 28.04. 1 Написание письма 31.03. 2 Практическая работа 02.04. 2 Встреча с участником боевых действий 03.04. 49 115 О волонтерском движении в помощь СВО. Встреча с волонтерами 116 Урок Мужества «Патриотизм и СВО Российской Армии». 1 Беседа, встреча 04.04. 1 Презентация, беседа 07.04. 117 Подростки-герои СВО, которыми гордится страна (Ф.Симоненко, И.Семенов, Е.Шекмар, Д.Альяных, А.Попов) 118 Женщины-героини на СВО 119 Изготовление подарков-рисунков участникам спецоперации 120 Подвиги героев СВО (В.Семенов) 121 Подвиги героев СВО (А.Бердиев) 122 Акция «Письмо солдату» 123 Возложение цветов к памятнику героев ВОВ в Братском саду 124 Игра «Мы-защитники Отечества!» 125 Память, опаленная войной (поэзия о СВО) 126 Конкурс стихотворений «Мы памяти павших достойны!» 127 Посещение школьной библиотеки (выставка «Герои среди нас» 128 Квест на участке «Богатырские забавы» 2 Беседа 09.04. 2 Презентация 10.04. 1 Практическая работа 11.04. 1 Презентация 14.04. 2 Презентация 16.04. 2 Написание письма 17.04. 1 Экскурсия 18.04. 1 Игры, викторина 21.04. 2 Беседа, чтение 23.04. 2 Конкурс 24.04. 1 Выставка 25.04. 1 Спортивное состязание 28.04. 50 129 Выставка поделок 2 Выставка 30.04. «Военная техника на страже мира» 130 Экскурсия на 1 Экскурсия 05.05. набережную реки Волга к памятнику пограничникам Раздел 9. Итоги работы музея «Помним! Гордимся!» (24ч) 131 Родительское собрание 2 Встреча 07.05. «Итоги работы музея «Помним! Гордимся!» 132 Анкетирование «Что мне 2 Анкетирование 12.05. понравилось и запомнилось в работе музея» 133 Мини-рассказ «Что я 2 Беседа с 14.05. узнал в музее?» учащимися, составление мини-рассказа о том, как обучающиеся провели время в нашем музее. 134 Конкурс рисунков на 2 Выполнение 15.05. асфальте «Всем нужен работы мир!» 135 Выступление 2 Сообщения о 16.05. обучающихся на деятельности школьной линейке музея 136 Встреча с работником 2 Беседа 19.05. историко-краеведческого Мини-экскурсия музея по школьному музею 137 Квест «По страницам 2 Викторина 21.05. истории» 138 Концерт для сверстников 2 Концерт 22.05. «Песни военных лет» 139 Мини-экскурсия по 1 Мини-экскурсия 23.05. школьному музею «Летопись времён» (для родителей) 140 Мини-экскурсия 1 Мини-экскурсия 26.05. «Астрахань-город трудовой доблести» 51 141 142 143 Мини-экскурсия по школьному музею «Моя семья и наш город» Оформление стенгазеты «Наш музей» Подведение итогов кружка. 2 Мини-экскурсия 28.05. 2 Стенгазета 29.05. 2 Подведение итога 30.05. программной работы. Перспективы работы в новом учебном году