Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области «Школа-интернат №1 для обучающихся с возможностями здоровья» ПРИНЯТО . Педагогический совет ГКОУ АО «Школ-интернат №1» Протокол № от «фу ОР 2004г -/ ограниченными УТВЕРЖДАЮ Приказ Директор №250 2 ГКО р, ф% АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ _ «ПРЕМЬЕРА» Срок реализации: 1 | год Возраст учащихся: 7-17 лет Направленность: художественная Уровень: базовая Разработчик: педагог дополнительного образования Лопырёва Н.М. 1. Пояснительная записка Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы. Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка. Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 7-16 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества. Отличием данной программы от уже существующих является то, что она рассчитана на детей с интеллектуальными нарушениями. Дети с интеллектуальными нарушениями имеют ряд особенностей, связанных с нару шениями в психическом и физическом развитии. Такие дети являются эмоционально неустойчивыми, они могутна одну и то же действие реагировать по-разному. Общение и совместная театральная деятельность будет способствовать развитию у данной категории детей механизма управления своим эмоциональным состоянием. Театрализованная деятельность – возможность сформировать художественный вкус, развить коммуникативные навыки, воспитать трудолюбие, самоорганизованность и ответственность. Игра в спектаклях раскрепощает, помогает ученикам показать себя, с другой стороны. Помимо социально-психологического воздействия на ребенка, организация школьных спектаклей выполняет воспитательно-организационную и развлекательную функции. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. 2. Направленность программы Программа имеет художественную направленность. Ориентирована на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Предмет изучения - основы театрального искусства, азы актерского исполнительского мастерства. 3. Уровень освоения программы программы– базовый. 4. Актуальность образовательной программы Данная дополнительная общеобразовательная адаптированная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует: формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся. Актуальность программы состоит в том, что театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, развития эмоциональной сферы, речевого развития, а также формирования у них социальнокоммуникативных навыков. Занятия по программе развивают умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым и услышанным, что способствует социализации и адаптации детей с ОВЗ в современном обществе. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Отличительные особенности программы: знакомство ребенка со сценическим действием происходит в процессе игры. Занятия в театральной студии учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. Цель программы: развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению. Задачи Образовательные: 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам. 2. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). 3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения. 4. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. 5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей разного возраста в едином коллективе артистов. Развивающие: 1. 2. 3. 4. 5. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Развивать интонационную выразительность речи Развивать умение чувствовать характер литературного произведения Развивать у детей выразительность жестов и мимики Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять качества персонажей. Воспитательные: 1. 2. 3. 4. Воспитывать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор. Воспитывать умение принимать участие в коллективных спектаклях Поощрять инициативу, творчество Воспитывать эстетический вкус 5.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся Развитие детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности. Наибольшие трудности, обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности самоконтроля поведения, нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослого, направленного на регуляцию поведения. Имеются индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, требующие учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании, реакции на новизну и т.п.). 6.Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с интеллектуальными нарушениями определяются с учетом рекомендаций ПМПК, психолого-педагогических особенностей обучающихся и их особых образовательных потребностей. Поскольку у данной категории обучающихся имеются индивидуальные особенности когнитивной сферы, требующие учета при обучении (недостаточность, дефициты компонентов познавательных процессов – памяти, внимания, мышления, воображения), влияющих на освоение данной программы, повышенная утомляемость, то возникает необходимость создания специального формата занятий с чередованием интенсивности нагрузки и восстановления. Кроме того, у обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеются индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, требующие учета при обучении (своеобразие реакции на ситуацию успеха и неуспеха в собственной и чужой деятельности, поведения при утомлении, недомогании, переживании, реакции на новизну и т.п.). При проведении занятий с данной категорией обучающихся с ОВЗ педагог использует сочетание групповой работы с индивидуальной формой работы, поскольку обучающимся с интеллектуальными нарушениями необходимо создать комфортную среду пребывания на занятиях, поэтапность в предъявлении и освоении учебного материала, многократный повтор. 7. Форма обучения по образовательной программе- очная 8.Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий Занятия проводятся 4 часа в неделю, 136 часов в год. В реализации программы участвуют обучающиеся 1-9 классов 9.Объем и срок освоения образовательной программы Срок реализации образовательной программы- 1 год. В год- 136 часов 10.Основные методы обучения В процессе обучения используются следующие методы: Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров. Словесный - рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным материалом. Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц), просмотр спектаклей, видеофильмов и т.д. Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Данный является основным. метод 11. Планируемые результаты Личностные результаты: •осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. •формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; •этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; •формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; •формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; •формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; • умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». • планировать свои действия на отдельных этапах работы над выступлением, пьесой; • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности • осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих актёрских способностей. Познавательные УУД: Обучающийся научится: •пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя. •понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; •проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям, в инсценизации. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: •включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; •работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; понимать свой успех и неуспех; •предлагать помощь и сотрудничество другим; •слушать собеседника и слышать его; •договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; •формулировать собственное мнение и позицию; •уметь слушать и слышать товарищей; понимать их позицию; •осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: обучающиеся научатся: •выполнять упражнения актёрского тренинга; •строить этюд в паре с любым партнёром; •развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; •учатся говорить четко, красиво; •видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; •сочинять этюды на заданную тему; •изучать особенности декламации стихотворного текста и прозы; • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение, счастье). 12. Механизм оценивания образовательных результатов Механизм оценивания образовательных результатов включает следующие аспекты: Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо. Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе его проведения выявляется степень усвоения обучающимися нового материала и проявления творческой активности каждого ребенка. Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во время выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ. Тематический (контроль) проводится для оценки качества усвоения учащимися конкретного раздела программы и проводится по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной образовательной программы. 13. Формы подведения итогов реализации программы Основной формой подведения итогов является показ спектаклей, литературномузыкальных композиций и участие в школьных мероприятиях. 14.Организационно-педагогические программы условия реализации образовательной Материально-технические условия реализации образовательной программы: - Помещение для занятий –просторный, хорошо проветриваемый кабинет со свободной серединой и минимальным количеством мебели, в соответствии с нормами СанПиН. - Зрительный зал с оборудованной сценой. - Элементы театральной декорации (ширма, декорация зимнего и летнего дворца), - Костюмы. - Компьютер (ноутбук), проектор, экран. - Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны. - Цифровая видеокамера для съемки и последующего анализа выступлений. - Краски для грима, кисточки. - Материалы для творчества детей, изготовления реквизита, декораций: акварель, гуашь, пастель, белая и цветная бумага, картон для рисования и конструирования, клей и цветной картон, ватман (для черчения), цветная бумага, краски, фломастеры, клей ПВА, клей – карандаш, проволока, поролон, ткань. Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, маркеры, корректоры; блокноты, тетради; бумага разных видов и формата (А 3, А 4); клей; степлеры, файлы, папки. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательной программы: Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа: o Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12,28); o Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" ( с изменениями от 30.09.2020г. Приказ МП РФ №533) o Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; o Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; o Расписание ГКОУ АО «Школа-интернат №1» Интернет – ресурсы Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru Кадровое обеспечение программы Обучение по программе ведёт педагог дополнительного образования: Лопырёва Н.М. Категория: Высшая Образование: Высшее педагогическое Повышение квалификации: «Организация деятельности школьного театра (театральной студии, кружка) в образовательной организации», АНОДПО «Институт дистанционного обучения, №3006/08, 72 часа. Формы контроля и оценочные материалы В качестве достаточно точного критерия достижений, обучающихся применяется оценка изменения (ведется мониторинг от начального среза до итогового). Принципы мониторинга: -оценивание – педагог не сравнивает обучающихся друг с другом, а сравнивает текущий уровень достижения самого обучающегося с первоначальным; обеспечивает обратную связь деятельности с ее результатом; -оценивание вплетено в контекст деятельности педагога и обучающихся, так что в равной степени оценивает и развитие ребенка, и успешность деятельности педагога дополнительного образования; -новый тип оценивания ускоренно формирует мощную мотивацию саморазвития, самосовершенствования. Используются следующие подходы к оцениванию индивидуальной динамики: •Индивидуально-дифференцированный подход обеспечивает продвижение ребенка в овладении предусмотренной деятельностью, познавательном и речевом развитии. •Здоровьесберегающий подход обеспечивает оптимальную работоспособность ребенка, повышение устойчивости к нагрузкам, психопрофилактику (психокоррекцию) эмоционально-поведенческих расстройств. •Коммуникативный подход обеспечивает создание психологической готовности к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, особый контроль за овладением средствами речевой коммуникации в деятельности Оценивание происходит в процессе участия детей с интеллектуальными нарушениями в мероприятиях различного уровня (как учебного характера, так и воспитательного). Диагностика помогает выявить особенности детей и наиболее эффективно подобрать методы и виды работы с детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Диагностический инструментарий может включать в себя: наблюдение, контрольное упражнение, зачетное занятие, конкурс. Методическое обеспечение реализации программы Методические материалы Для достижения конкретных целей программой предусматривается использование конкретных методических приемов: • сознательно-целенаправленная деятельность: обучающийся должен быть подведен к тому, чтобы ясно, быстро осознавать задачу и направить свои эмоции, творческие способности, внимание на точное выполнение задач; •сочетание восприятия и созидания на занятии (теория и практика): возможны изменения пропорций времени на восприятие и созидание от занятия к занятию, в зависимости от условий проведения занятий; •восприятие и анализ работы обучающихся на занятиях. Программа предполагает использование групповой и индивидуальной педагогических форм организации образовательного процесса. Групповая форма является основной для проведения занятий, поскольку именно групповая форма способствует организации совместных действий, выстраиванию коммуникации, способствует формированию навыков взаимопомощи. Помимо этого, в группе обучающихся можно наблюдать феномен «эмоционального заражения», приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит гораздо быстрее. Индивидуальная форма работы используется во время отработки театральных этюдов и сцен, чтобы педагог мог проработать с каждым обучающимся с интеллектуальными нарушениями все тонкости интонации, мимики, жестов. Для успешной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями используются следующие методы работы: Игровые методы: организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов. Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью. Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий. Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности. Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка. Практические – получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы. Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических и театральных спектаклей) 15. Содержание образовательной программы РАЗДЕЛ 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда артистов театра. История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре. «Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила работы с ним. Выразительное чтение разных текстов. РАЗДЕЛ 2. Ритмопластика Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Владение своим телом, свобода и выразительность движений. Раздел 3. Театральная игра Театральные игры, импровизация. Действия Пластические, ритмические, музыкальные игры. с воображаемым предметом. Этюд. Сценический этюд. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Артикуляция. Работа над дикцией. РАЗДЕЛ 4. Этика и этикет «Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек… Какой он? РАЗДЕЛ 5. Культура и техника речи Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Правильная артикуляция, чёткая дикцией, разнообразная интонация. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Выразительное чтение поэзии и прозы. Работа над выразительностью речи. 16. Учебный план Количество часов: 136 часов, в неделю: 4 часа № Разделы Количество часов 1. 64 2. Организационное занятие. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства. Ритмопластика 3. Театральная игра 28 4. Этика и этикет 10 5. Культура п/п и 12 22 техника Итого: 136 Календарно-тематическое планирование № п Тема занятия /п Количест Теоретическ Практические Дата во часов ие навыки План Факт навыки ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА 1 Вводное занятие 6 Словарь: Игра «А не 03.09 «Что такое театр, актер, пойти ли нам в театр?». Особеннос аншлаг, театр?». Игра 03.09 ти театра. Виды бутафория, «Эмоции» 04.09 театров декорации. Викторина (драматический, «Что такое 04.09 театр кукол, балет, театр?» опера, пантомима, 10.09 театр теней) 2 Виды театрального 4 искусства. Драма, комедия, Игра «Актерское 10.09 11.09 3 4 5 6 7 Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Подготовка ко Дню 4 учителя. Обсуждение сценария спектакля, декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Распределение ролей. Подготовка 4 декораций и костюмов. Репетиция. Работа над темпом, громкостью речи. Генеральная 2 репетиция спектакля к празднику День учителя. Анализ 2 выступления на празднике День учителя (недостатки, интересно ли было работать над спектаклем, что будем делать дальше). Что такое 4 сценарий? Обсуждение сценария сказки трагедия, интермедия мастерство» 11.09 17.09 17.09 Словарь: балет драматически й; Подготовка костюмов, декораций. Подбор музыки 18.09 18.09 24.09 24.09 Декорации. 25.09 Игра «Алфавит» Выразительное 25.09 чтение стихов. 01.10 01.10 Репетиция на 02.10 сцене в костюмах и с 02.10 декорациями 08.10 Учимся высказывать отношение к 08.10 работе, аргументируя Игра «Счет в 09.10 круге» 09.10 15.10 8 15.10 16.10 Выразительное 4 чтение сказки по ролям. Учимся выразительном 16.10 у чтению 22.10 9 10 Культура 2 поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». Театральное 4 здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. 11 Знакомство с4 Новогодними сказками. Чтение сказок по ролям. 12 Сценарий и4 правила работы с ним. 22.10 Поход в театр 23.10 на спектакль 23.10 Кулисы, рампа, подмостки. Сценарий, сценарист Просмотр видео «Великие театры мира» 05.11 05.11 06.11 06.11 Работа над 12.11 артикуляцией 12.11 звуков. Артикуляцион ная гимнастик 13.11 а «Часики», 13.11 «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр», «Индюк». 19.11 19.11 20.11 13 Выбор спектакля 4 для постановки на Новый год. Распределение ролей с учетом пожеланий артистов. 20.11 26.11 26.11 27.11 27.11 14 15 Подбор музыкального сопровождения. Репетиция Изготовление декораций, костюмов. Репетиция. 4 Музыкальное сопровожден ие 03.12 03.12 04.12 04.12 10.12 Изготовление декораций и 10.12 костюмов 6 11.12 11.12 17.12 16 Генеральная репетиция Новогоднего сценария. 17.12 Репетиция на 18.12 сцене в костюмах и с 18.12 декорациями 24.12 4 Обсуждение 2 спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки). РИТМОПЛАСТИКА 18 Ритмопластика 4 массовых сцен и образов. Совершенствовани е осанки и походки. Учимся создавать образы животных. 24.12 25.12 17 19 Творческие 4 задания «Изобрази», «Войди в образ». «Професси оналы», «Что бы это значило», 25.12 Осанка, походка. и 14.01 14.01 15.01 15.01 Учить показывать животных помощью мимики. 21.01 с 21.01 22.01 22.01 «Перехват». Упражнения «Исходное положение», « Зернышко» 20 Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов. ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА 21 Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). 22 Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно. 23 Подготовка ко Дню 8 Марта. Выбор спектакля и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. Репетиции спектакля Работа над 28.01 дикцией и 28.01 пластикой. 4 29.01 29.01 4 Этюд, диалог, монолог. 04.02 04.02 05.02 05.02 11.02 2 11.02 8 Работа над 12.02 движениями на 12.02 сцене. 18.02 18.02 19.02 19.02 25.02 24 Генеральная репетиция. Подготовка костюмов декораций. 6 и Репетиция сцене костюмах декорациями 25.02 на 26.02 в с 26.02 04.03 04.03 05.03 05.03 25 Обсуждение праздничного выступления. Учить высказывать свое мнение, аргументируя. Показ «разговора» животных. 2 Сценический этюд: 6 «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свиньякорова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака) ЭТИКА И ЭТИКЕТ 27 «Этика», «этикет», 6 «этикетка», научиться их различать. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». 28 Понятие такта. 4 Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ. 29 Что такое культура 4 и техника речи. Выразительное 26 11.03 11.03 12.03 12.03 Д/и «Угадай 18.03 животное». 18.03 19.03 19.03 Познакомит ь с понятиями «этика», «этикет». Игра: « Я 01.04 начну, а вы продолжайте... 01.04 » 02.04 02.04 08.04 08.04 Игры и 09.04 упражнение для детей по 09.04 нравственному 15.04 воспитанию 15.04 16.04 чтение прозы. поэзии и 16.04 22.04 30 31 32 Учусь говорить 4 красиво. Что значит красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?». Культура и техника 4 речи. В мире пословиц, поговорок, скороговорок. Выразительное чтение поэзии прозы. 6 и Познакомит ь с понятиями «скверносл овие». 22.04 23.04 Учить высказывать свое мнение, 23.04 аргументирова 29.04 ть 29.04 Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Работа над дикцией. 30.04 30.04 06.05 06.05 07.05 07.05 13.05 13.05 14.05 33 34 Посиделки за 2 круглым столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год. Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни. Резервный урок 2 14.05 20.05 20.05 21.05 21.05 17. Список литературы Баряева Л. Н., Вечканова И. С. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Союз; Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1991. Агаева И.Б. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебно-методическое пособие / И.Б. Агаева. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015 – 114 с. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми. – С-П., 2001. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. М. 1987. (Б-чка "В помощь худож. самодеятельности". N 23). Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999. Гапелин Е.Р. Школьный театр. СПб. 1999