Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной секции В стране шашек

Государственное казенное общеобразовательное учреждение
с
Астраханской области «Школа-интернат №1» для обучающихся
ограниченными возможностями здоровья

ПРИНЯТО

}

Педагогический совет

09 2024г

а-интернат №1»

ГКОУ АО «Школа-интернат №1»
Протокол № Тотх

»

28» _08_ 2024 г

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ

«В стране шашек»
Срок реализации:

1

год

Возраст учащихся: 8-17 лет
Направленность: спортивная
Уровень: базовая

Разработчик:
педагог дополнительного образования Гриднева М.А.
|

Астрахань 2024

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Направленность программы
3. Уровень освоения программы
4. Актуальность программы
5. Психолого-педагогическая характеристика
6. Особенности организации и формы обучения
7. Режим занятий, периодичность и продолжительность
8. Объем и срок освоения программы
9. Основные методы обучения
10. Планируемые результаты
11. Механизм оценивания образовательных результатов
12. Формы подведения итогов реализации программы
13. Организационно-педагогические условия реализации программы
14. Содержание образовательной программы
15. Учебный план
16. Список литературы

1. Пояснительная записка
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ
от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 года»);
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических
рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ);
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шашки» имеет
физкультурно-спортивную направленность. По функциональному назначению – общеразвивающая,
так как у учащихся при ее освоении формируются компетенции осуществлять универсальные
действия, по форме организации – кружковая.
Данная программа направлена на приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей,
на формирование у подрастающего поколения интереса к неолимпийскому виду спорта, к истории и
основам шашечного искусства.
Представленная программа предназначена для обучения детей 8-16 лет и предусматривает
изучение материала по теории и практике, истории возникновения шашек, участие в соревнованиях:
как в школе, так и в сельских и районных мероприятиях.
Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время,
адаптации в социуме, а также помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике.
2. Направленность программы – физкультурно-спортивная

3. Уровень освоения программы
Уровень программы базовый, предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления программы.
Для обучающихся – это возможность приобрести базовый минимум знаний, умений и навыков
по конкретному направлению деятельности; развитие индивидуальности, личной культуры,
коммуникативных способностей, детской одаренности.
Для родителей – это возможность понять устойчивость интересов своего ребенка.
Для педагогов – это возможность разработать программу с учетом особенностей
образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров
осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

4. Актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность данной программы заключается в использовании шашечной игры в качестве
средства формирования творческих способностей и воображения учащихся.
Так же в возможности детей с врожденными и приобретенными нарушениями (речевыми и
двигательными) заниматься спортом. Для них созданы все условия, облегчающие освоению игры.
Игра в шашки- это эффективное средство умственного развития. Шашки – это одновременно и досуг,
и спорт, и искусство. Шашки благотворно влияют на их учёбу, расширяют интересы ребят,
укрепляют и развивают лучшие качества характера. Шашки являются удачным подспорьем в
развитии мыслительных способностей ребят. Игра в шашки способствует развитию усидчивости,
концентрации внимания и логическому мышлению, пространственной ориентировки и воспитанию
дисциплинированности
Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается. На
первое место выходят компьютерные игры, за которыми дети готовы просиживать часами.
Компьютер не заменит непосредственного живого общения.
Игра в шашки – одно из любимых народных увлечений. В нее играли и играют везде и всюду
люди разных профессий и возрастов. С 1966 года, еще со времен Советского Союза, а теперь и в
Российской Федерации, проводятся командные соревнования школьников по русским шашкам. Дух
партнерства, товарищества, а позже и соперничества, сложно переоценить. Мирная шашечная борьба
– это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий.
Ребенку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске. В игре развивается психомоторика
(учащиеся трогают, переставляют, бьют шашки противника), внимание, сосредоточенность, что так
важно для последующего обучения в школе.
Наш век чрезвычайно динамичен. Естественно, что возник социальный «заказ», воспитать у
детей психическую устойчивость, выносливость и надежность для безошибочной работы. Эти
качества трудно воспитать в зрелом возрасте. Тренировку нужно начинать с детства, постепенно
увеличивая нагрузку.
Конечно, нет лучшего «тренера» для этой цели, чем шашки, которые все уже давно оценили по
достоинству и отнесли «к важным средствам воспитания и культурного досуга».
Педагогическая целесообразность программы обусловлена применением методики обучения
игре на основе игровой мотивации детей. Занятия строятся на основе сюрпризных моментов, сказок,
загадок, обучающих детей игре. Первые занятия посвящаются знакомству с шашечной доской (показ,
рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек – линий, изучение горизонтальных
и вертикальных линий). Начинается обучение с малым количеством шашек, постепенно увеличивая
их количество и последовательно предлагая задания от простого к более сложному («пройди на
дамочное поле, не встретившись с соперником», «кто быстрее проведет свои две шашки на дамочное
поле, не потеряв их» и т. д.). По мере узнавания правил игры предлагаются различные задания с
большим количеством шашек.
«диаграмма», «шашечная задача», «угроза», «треугольник Петрова» и т. д., В последующем
обучающиеся сами могут организовывать партнеров по деятельности, усваивают основы культуры
поведения в игре, используют деловую, познавательную и личностную формы общения. Игра
позволяет осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые нужно соблюдать.
В игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи.
Игра закладывает характер ребенка: учит не злорадствовать при выигрыше, а проигрывая, не
отчаиваться. Учит быть хладнокровным, спокойным при любой напряженной обстановке за
шашечной партией, с юмором относиться к проигрышу. Работа в кружке предусматривает
совместную деятельность учащихся, что положительно влияет на развитие общения, так как
возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию,
находить лучшие ходы в игровых моментах, проявлять взаимопомощь для достижения
положительного результата.

Цель и задачи программы
Цель программы: развитие личности на основе педагогической поддержки
индивидуальности обучающегося, его способностей, интересов и склонностей в условиях
специально организованной образовательной деятельности, социальная адаптация ребенка в
коллективе сверстников и в обществе в целом через овладение общеразвивающими и спортивными
навыками игры.
Задачи:
Обучающие:

Обучение основам шашечной игры.

Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Освоение обучающимися стратегических основ шашечной игры, методов
долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;

Воспитательные:
 Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям,
имеющимспортивную и творческую направленность.

Воспитание
настойчивости,
целеустремленности,
находчивости, внимательности,уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма.

Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:

Развитие стремления детей к самостоятельности.

Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
 Развитие познавательных процессов к физической культуре и спорту;
 Развитие коммуникативных навыков, работа в команде, добиваться положительного
результата деятельности, стремление к победе;

5. Психолого-педагогическая характеристика
Для детей с ОВЗ характерны нарушения познавательной деятельности в связи с
функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Недостаточная
выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти,
функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией
движений.
Шашечная игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как
умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к
неудачам и поражениям. Все составляющие познавательной деятельности – внимание, память,
мышление – тренируются при игре в шашки. Логика, умение предпринимать нестандартные шаги,
стратегическое планирование, решительность – всему этому учит данная игра.
Обучение игре в шашки включает в себя все логические приемы: анализ, синтез, сравнение и
классификацию и закладывает предпосылки – словесно-логического мышления.
6. Особенности организации и формы обучения
Форма организации деятельности обучающихся – мало групповая, групповая. Наполняемость
группы до 10 человек. Группа формируется с учетом психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья детей. Группы смешанные, девочки и мальчики обучаются вместе.
На обучение зачисляются все желающие заниматься шашками дети, не имеющие медицинских
противопоказаний к занятиям избранным видом физкультурно-спортивной деятельности. В одну
группу допускаются дети разного возраста. При решении шашечных задач, учебных игр,
комплектовании пар для соревнований внутри группы учитывается уровень подготовки.

7. Режим занятий, периодичность и продолжительность
Продолжительность образовательного процесса:
6 раз в неделю по 90 мин, с10-минутными перерывами
Количество занятий в неделю – 6, количество часов в неделю – 6.
Набор обучающихся в группу по программе производится в начале учебного года, из числа всех
желающих без предъявления требований к знаниям, умениям.

8. Объем и срок освоения программы
Объём программы – 204 часа.
Срок освоения программы– 1 год обучения.
9. Основные методы обучения
Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные
методы, практические.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом
движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных
пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых
действиях.
Практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный, метод
круговой тренировки.
10. Планируемые результаты
Личностные УУД
У обучающегося будут сформированы:
 умение оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норми ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

умение выражать свои эмоции;
 умение понимать эмоции других людей, сочувствовать,
сопереживать.Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
 умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие
для всехлюдей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке
других участников группы и педагога, умение делать выбор, как поступить, опираясь на
этические нормы.
Регулятивные УУД
У обучающегося будут сформированы:

умение определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

умение проговаривать последовательность действий во время занятия;
 умение учиться работать по определенному
алгоритму. Обучающийся получит возможность для
формирования:

умения принятия и сохранения учебной задачи;


умения учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
действия;

умение различать способ и результат действия;

умение высказывать свое предположение (версию);

умение отличать верно выполненное задание от неверного;
 умение совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД
У обучающегося будут сформированы:
 умения делать выводы в результате совместной работы класса и
учителя.Обучающийся получит возможность для формирования:

умение проводить рефлексию способов и условий действия;

умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

умение самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;

умение структурировать знания;
 умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
спомощью педагога;
 умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненныйопыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

умение овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УУД
У обучающегося будут сформированы:

умение оформлять свои мысли в устной форме

слушать и понимать речь других;
 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения иследовать им;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера
исполнителя).Обучающийся получит возможность для формирования:
 умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства длярешения различных коммуникативных задач;
 умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций всотрудничестве;

умения задавать вопросы;

умения контролировать действия партнёра.
Основными образовательными результатами обучения являются:
Учащиеся должны знать: основы шашечной игры;

историю возникновения шашек;

различные тактические приемы игры;
Учащиеся должны уметь:
играть в шашки
записывать партию, разыгрывать простейшие комбинации

11. Механизм оценивания образовательных результатов
Оценочный материал для текущего контроля успеваемости, проводимого в форме
наблюдения
Критерии оценки результатов:
- Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с
заданием, без подсказки педагога. Умеет играть по правилам, играет, решает
элементарные задачи в два хода.
- Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется
несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога, недостаточно знает правила
игры, с трудом записывает сыгранные партии;
- Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после подсказки
педагога, не знает правила игры, не может записать сыгранные партии.
12. Формы подведения итогов реализации программы
Текущий контроль успеваемости результатов проводится по итогам обучения
поразделам программы в форме наблюдения за игрой обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится в конце года обучения в форме теста.
Контроль и отслеживание результатов деятельности проводится с целью выявления
уровня развития специальных навыков, знаний, обучающихся с целью коррекции процесса
обучения и учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные методы и
способы:
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- участие в соревнованиях, конкурсах;
13. Организационно-педагогические условия реализации программы
Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебноматериальное обеспечение, которое включает:
-помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарногигиеническим и психогигиеническим нормам;
-помещение оборудовано всем необходимым для работы: столы, стулья, шашечные доски,
шашки, фото и видеоматериал, специальная литература, компьютер, проектор, экран,
колонки, тетрадь для записей и зарисовок, ручка, демонстрационная шахматная доска
(магнитная), шахматные часы (2 шт.).
Методическое обеспечение программы.
Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая
деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых
ситуаций, использование шашечных дидактических игр и пособий. Обучение
осуществляется на основе общих методических принципов:
-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом;
-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
-принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала;
-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих,
воспитывающих.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
-принцип наглядности;

-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
Кадровое обеспечение программы
Обучение по программе ведет педагог дополнительного образования: Гриднева М.А.
Образование - высшее педагогическое
Повышение квалификации - есть

14. Содержание образовательной программы
1.Тема: «Знакомство с шашками»
Цель: Познакомить с общими понятиями: шашечная доска и шашки. Расстановка
шашек, основные правила игры.
Содержание: Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и
развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шашечная доска,
поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. Дидактические игры: «Кто
первый», «Составь доску».
2.Тема: « Цель игры и определение результата партии»
Цель: Познакомить с расстановкой шашек, основные правила игры. Способы
защиты. Открытые и двойные ходы.
Содержание:Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение
упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
3.Тема: «Разные виды ничьей партии»
Цель: Познакомить с видами партий (ничьи).
Содержание:Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение
упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
4.Тема: «Знакомство с таблицей шашечного турнира»
Цель: Познакомить с таблицей шашечного турнира.
Содержание:Знакомство с понятием «Таблица турнира». Упражнения на
выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом
контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по
закреплению знаний о шахматной доске.
5.Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие
ходы»
Цель: Познакомить с основными приёмами ходов.
Содержание:Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра
«уголки» Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске.
6.Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации»
Цель: Познакомить с простыми комбинациями.
Содержание:Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для
белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур. Дидактические игры
по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Тренировочные упражнения по закреплению знаний о доске. Игра «уголки» Игра
«поддавки». Основные приемы борьбы на шашечной доске.
7 .Тема: «Умники и умницы»
Цель: Закрепление полученных знаний.
Содержание:Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака
неприятеля».

8 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Основы позиционной
игры»
Цель: Познакомить детей с основами позиционной игры.
Содержание:Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция.
Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные
приемы выигрыша.
9 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске
« Комбинационные приёмы. Ловушки в начале партии в игре шашки.»
Цель: Познакомить детей с основами комбинационной игры.
Содержание: Практическое закрепление материала.
Игра: «Самый меткий стрелок».Чтение художественной литературы. Обозначение
игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой».
10 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске
« Связывание»
Цель: Познакомить детей с приёмом связывания.
Содержание: Знакомство с понятием «Связывание». Практическое закрепление
материала. Работа с диаграммами.
11 .Тема: «Использование дополнительного темпа»
Цель: Познакомить детей с приёмами дополнительного темпа.
Содержание: Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение
дидактических задач «Кто первый съест шашку».
12 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске
« Шашечные окончания»
Цель: Познакомить детей с приёмами шашечного окончания.
Содержание: Знакомство с понятием «Шашечные окончания». Практическое
закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками. Тренировочные
упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
13 .Тема: «Решение элементарных комбинаций»
Цель: Учить решать элементарные комбинации.
Содержание: Практическое закрепление материала. Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной доске.
14 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске
« Размен»
Цель: Познакомить с приёмами борьбы на шашечной доске.
Содержание: Знакомство с понятием «Размен». Дидактическая игра «Игры на
уничтожение».
15 .Тема: «Шлагбаум»
Цель: Познакомить с понятием «Шлагбаум».
Содержание: Работа с диаграммами. Дидактические игры.
16 .Тема: «Победитель - это я»
Цель: Закрепление полученных знаний.
Содержание: Развлечение. Практическое закрепление материала. Дидактические
игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности
фигур.
16 .Тема: «Достижение выгодной позиции»
Цель: Познакомить с понятием «выгодная оппозиция».
Содержание: Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические
задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».
18 .Тема: «Турнир сильнейших»
Цель: Практическое закрепление материала.
Содержание: Подбор игр и заданий на обобщение знаний.
19 .Тема: «Подготовка к соревнованиям.

Цель: Практическое закрепление материала.
Содержание: Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по
маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
20 .Тема: «Дружеские встречи»
Цель: Практическое закрепление материала.
Содержание: Тренировка. Подбор игр и заданий на обобщение знаний.

15. Учебный план

№
п/п
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Название темы программы
« Знакомство с шашками»
«Цели игры и определение результата
партии». Способы защиты. Открытые и
двойные ходы.
«Разные виды ничьей партии».
«Знакомство с таблицей шашечного
турнира».
Основные приемы борьбы на шашечной
доске «Делаем наилучшие ходы».
Шашечный турнир
Основные приемы борьбы на шашечной
доске «Простые комбинации».
«Умники и умницы».
Основные приемы борьбы на шашечной
доске «Основы позиционной игры».
Основные приемы борьбы на шашечной
доске. «Комбинационные приемы.
Ловушки в начале партии в игре шашки».
Основные приемы борьбы на шашечной
доске «Связывание».
«Использование дополнительного
темпа».
Основные приемы борьбы на шашечной
доске «Шашечные окончания».
«Решение элементарных комбинаций».
Основные приемы борьбы на шашечной
доске «Размен».
«Шлагбаум».
«Победитель - это я»
«Достижение выгодной оппозиции».
«Турнир сильнейших».
Подготовка к соревнованиям.
Дружеские встречи.
Всего

Количество часов
Всего Теория
Практика
6
2
4
9
2
7

9
9

2
2

7
7

9

2

7

1
9

1
2

7

9
10

2

9
7

10

2

7

9

2

7

9

7

9

7

9
9

9
9

9
9
9
1
10
9
204

52

9
9
9
1
10
9
152

16. Список литературы
Для педагога:
1.
Типы позиций зажима (статья) .2009
2.
Шашечные досуги/журнал/. 1991-1992
3.
Шашечный вестник/журнал/. 2001-2004
4. Шашечный
калейдоскоп /журнал/.20065.
Шашки/журнал/. 1961-1962
6. Шашки /журнал/.1991-1992
7.
А. С. Ляховский, Н.В. Курилович. Азбука шашек (2004-2006).
«Арена-64».
8.
Д. Кульбанов. "Корифеи русских шашек" . 2006
9.
И. Головня. Русские шашки. 2005.
10.
М. А. Фазылов. "Мои избранные партии" . 2005
11.
Б. М. Блиндер, А. А. Косенко. "Середина игры в русские шашки" . :
Черкассы, 2005
12.
М. М. Становский. "Этюдными тропами - 5". 2006.
13.
О. А. Романчук. Учебник по шашкам. Черкассы, 2005
14.
Сахаров Н.И. - "Шахматная литература России". М., 2001
15.
О.Рамм. "Курс шашечных начал". 2000
16.
Д.Абаулин. "Начало шашечной партии"М., 2006
17.
Р.Куперман, Н.Каплан. "Начало и середина игры в шашки".2004
18.
А.Городецкий. "Борьба в середине партии". М.,2004
19.
И.Шмульян. "Середина игры в шашки". 2000
20.
Г.Миротин, А.Козлов. "Тактика в русских шашках". М., 2000
21.
Б.Адамович. Позиционные приемы борьбы в русских шашках". М,
2003
22.
"Шашечный кодекс России". Тихвин 2003.
23.
В.Витошкин. «Секреты этюдного творчества». Минск.2007
24.
Е.Полянская. «Кудесницы шашек». Москва. 2000
25.
Н.Агафонов .«Комбинация. Международные шашки». Москва. 2003
26.
Н.Агафонов. «Курс дебютов. Международные шашки». Москва. 2005
27.
А.Решетников, Г.Троцких. «Василий Соков». Москва.2000
28.
А.Виндерман, И.Герцензон .«Шашки для всех». Москва 1983
29.
Л.Исаев. «Творческая лаборатория шашечного этюдиста». Киев.2000
Для обучающихся:
1.
В.Я. Вигман. Радость творчества, «ФИС» ,1986.
2.
А.Н. Виндерман, Б.М.Герцензен. Шашки для всех, «ФИС»,1963.
3.
Д. Саргин, П. Бодянский, А. Шошин. Русские шашисты, «ФИС»,1987.
4.
Э.Г. Цукерник. Антология шашечных комбинаций, «ФИС» 1987.
5.
И. Козлов. Самоучитель игры в стоклеточные шашки, «ФИС»,1965.
6.
Б.М. Блиндер, Избранные партии, окончания и этюды, «ФИС»,1963

№
п/
п
1.

2.

Дата проведения

2.09
3.09
4.09
5.09
6.09

9.09-13.09
16.09-18.09

3.

19.09- 1.10

4.

2.10-14.10

Календарно-тематический план.
Тема занятия
Количест
во часов
«Знакомство с шашками»

«Цели игры и определение
результата партии». Способы
защиты. Открытые и двойные
ходы.

«Разные виды ничьей партии».

«Знакомство с таблицей
шашечного турнира».

6

9

9

9

Содержание
Место шашек в
мировой
культуре. Роль
шашек в
воспитании и
развитии
личности.
Особенности
психологическо
й подготовки
ребенка.
Шашечная
доска, поля,
линии, их
обозначение,
легенда о
возникновении
шашек.
Дидактические
игры: «Кто
первый»,
«Составь
доску».
Обучение
алгоритму хода.
Выигрыш,
ничья, виды
ничьей. Решение
упражнений на
выигрыш в
различное
количество
ходов.
Обучение
алгоритму хода.
Выигрыш,
ничья, виды
ничьей. Решение
упражнений на
выигрыш в
различное
количество
ходов.
Знакомство с п
онятием
«Таблица турни
ра». Упражнения
на выполнение

5.

14.10-25.10

Основные приемы борьбы на
шашечной доске «Делаем
наилучшие ходы».

9

6.
7.

5.11
6.11-18.11

Шашечный турнир
Основные приемы борьбы на
шашечной доске «Простые
комбинации».

1
9

ходов пешками.
Дидактические
игры по
маршруту и их
взятие с учетом
контроля полей,
на ограничение
подвижности
фигур.
Тренировочные
упражнения по
закреплению
знаний о
шахматной
доске.
Упражнения на
выполнение
ходов пешками.
Дидактические
игры по
маршруту и их
взятие с учетом
контроля полей,
на ограничение
подвижности
фигур.
Тренировочные
упражнения по
закреплению
знаний о
шахматной
доске. Игра
«уголки» Игра
«поддавки»
Основные
приемы борьбы
на шашечной
доске.
Шашечный
этюд. Задание,
заключающееся
в том, чтобы
найти для белых
путь к
выигрышу или к
ничьей при
данной
расстановке
фигур.
Дидактические
игры по
маршруту и их

8.

19.11-29.11

9.

2.12-13.12

10. 16.12-27.12

«Умники и умницы».

9

Основные приемы борьбы на
шашечной доске «Основы
позиционной игры».

10

Основные приемы борьбы на
шашечной доске.
«Комбинационные приемы.
Ловушки в начале партии в игре
шашки».

10

взятие с учетом
контроля полей,
на ограничение
подвижности
фигур.
Тренировочные
упражнения по
закреплению
знаний о доске.
Игра
«уголки» Игра
«поддавки».
Основные
приемы борьбы
на шашечной
доске.
Практическое
закрепление
материала.
Дидактические
задания «Атака
неприятеля».
Упражнения на
выполнение
ходов пешками.
Дидактические
игры по
маршруту и их
взятие с учетом
контроля полей,
на ограничение
подвижности
фигур.
Тренировочные
упражнения по
закреплению
знаний о
шахматной
доске. Игра
«уголки» Игра
«поддавки»
Основные
приемы борьбы
на шашечной
доске.
Практическое
закрепление
материала.
Игра: «Самый
меткий
стрелок».Чтение
художественной
литературы.

11. 13.01-23.01

Основные приемы борьбы на
шашечной доске «Связывание».

9

12. 24.01-31.01
3.02-5.02

«Использование
дополнительного темпа».

9

13. 6.02-18.02

Основные приемы борьбы на
шашечной доске «Шашечные
окончания».

9

14. 19.02-26.02

«Решение элементарных комби
наций».

9

Обозначение
игровых полей.
Работа с
диаграммой.
Дидактическая
игра «Морской
бой».
Знакомство с п
онятием
«Связывание».
Практическое
закрепление
материала.
Работа с
диаграммами.
Познакомить с
понятием
«Дополнительны
й темп».
Решение
дидактических
задач «Кто
первый съест
шашку».
Знакомство с
понятием
«Шашечные око
нчания».
Практическое
закрепление
материала.
Упражнения на
выполнение
ходов пешками.
Тренировочные
упражнения по
закреплению
знаний о
шахматной
доске.
Практическое
закрепление
материала.
Дидактические
игры по
маршруту и их
взятие с учетом
контроля полей,
на ограничение
подвижности
фигур.
Тренировочные

15. 27.02
28.02
3.03-11.03

Основные приемы борьбы на
шашечной доске «Размен».

9

16. 12.03.-21.03

«Шлагбаум».

9

17. 1.04-11.04

«Победитель - это я»

9

18. 14.04-24.04

«Достижение выгодной
оппозиции».

9

«Турнир сильнейших».

1

19. 25.04

20. 28.04-30.04
5-7.05
12.05-15.05

Подготовка к соревнованиям.
«Шашечные встречи сильнейших
в ДДИ».

10

упражнения по
закреплению
знаний о
шашечной доск
е.
Знакомство с п
онятием «Разме
н».
Дидактическая
игра «Игры на
уничтожение».
Работа с
диаграммами.
Дидактические
игры.
Развлечение.
Практическое
закрепление
материала.
Дидактические
игры по
маршруту и их
взятие с учетом
контроля полей,
на ограничение
подвижности
фигур.
Шашечный
этюд. Основные
позиции защиты
Дидактические
задания «Кто
первый ходит»,
«Игра на
уничтожение».
Подбор игр и з
аданий на обоб
щение знаний.
Упражнения на
выполнение
ходов пешками.
Дидактические
игры по
маршруту и их
взятие с учетом
контроля полей,
на ограничение
подвижности
фигур.
Тренировочные
упражнения по
закреплению

21. 16.05-30.05

Дружеские встречи.

9

знаний о
шахматной
доске.
Тренировка.
Подбор игр и з
аданий на обоб
щение знаний.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».