Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа историко-краеведческого музея Помним! Гордимся!

Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Астраханской области «Школа-интернат №1 для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»

ПРИНЯТО

‚СУЛВЕРЖДЕНО

Ка:

Педагогический совет
ГКОУ АО «Школа-интернат №1»
Протокол

№

1

02

У

2.5

АОПкола-интернат №1»

а

)^

от«28» 08 _ 2024г.

Лень

ра

Фе

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

«Помним! Гордимся!»
Срок реализации:

1

год

Возраст учащихся: 11-17

лег

Направленность: туристско-краеведческая
Уровень: базовая

Разработчик:
педагог дополнительного
образования
Салакина Ю.Б.

Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
1.2.Пояснительная записка
Школьный музей – это один из эффективнейших социальных институтов
искусственно созданного культурного пространства, где можно прикоснуться
к разнообразным культурным достижениям и находкам человечества. Здесь
органично сосуществуют древняя традиция, современная повседневность и
смелый прогноз обустройства общественной жизни в будущем. Именно такая
среда особенно благоприятна для развития творческого потенциала
обучающихся.
В настоящее время музейная педагогика считается прогрессивным и
инновационным направлением в образовании, накоплен определенный
опыт развития личности ребенка музейными средствами. Музейная
педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе обучения и
воспитания обучающихся с ОВЗ. Известно и доказано, что дети с ОВЗ могут
реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного
подхода к обучению и воспитанию. Отклонения в развитии ребенка приводят
к его выпадению из социально и культурно обусловленного
образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом,
культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры
не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который
каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально
организованных условий обучения. Целью образования таких детей, прежде
всего, является введение их в социальную культуру. Ввести ребенка в
культуру можно, используя метод музейной педагогики, так как она
включает всевозможные формы работ, но при этом одна из немногих
способна быть максимально приближенной к конкретным потребностям в
развитии, образовании и воспитании каждого конкретного ученика.
Концептуальной основой организации работы школьного музея является
система ценностно-целевых ориентиров и принципов организации
содержания деятельности. Для развития, обучения и воспитания
подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми
поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы
учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только
прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется
прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить
артефакты. Осваивая теоретические знания и практические умения в области
истории родной школы, города, музейного дела обучающиеся приобретают

уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них
формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений
исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Ключевые понятия:
Музей - учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для
обозрения чего-нибудь.
Экспонат - объект, выставляемый для всеобщего обозрения в музее.
Этикетка – это текст к отдельному экспонату.
Экскурсия - коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и
прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями
Ведущая идея данной программы – создание условий для социального,
культурного самоопределения, самореализации личности обучающегося с
ОВЗ, его интеграции в систему мировой и отечественной культур.
2.1. Направленность программы
Программа «Помним! Гордимся!» имеет социально-гуманитарную
направленность и предназначена для получения обучающихся с ОВЗ
дополнительного образования в области музееведения, приобщения к
истории родного края, воспитания гражданственности, патриотизма.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая
нагрузка отражены в учебном плане. Специфика организации занятий по
программе заключается во взаимосвязанности историко-краеведческой и
музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт
условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края
музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт
возможность обучающимся с ОВЗ получать и расширить знания и
представления по истории, культуре, географии и природе родного края,
выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого
исследования, изучать методики проведения таких исследований и
осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
2.2.Уровень освоения программы
В дополнительном образовании под уровнем понимают степень
сложности и объема содержательного компонента программы. Определяются:
ознакомительный, базовый и углубленный уровень программы. Каждый
обучающийся должен иметь доступ к любому из уровней программы, что
определяется его стартовой готовностью к освоению образовательной
программы, а материал образовательной программы, должен учитывать

особенности тех обучающихся, которые могут испытывать объективные
сложности при освоении образовательной программы.
Общекультурный
(ознакомительный)
уровень:
включает
образовательно-познавательные программы, или модули программ,
рассчитанные на возраст детей от 6-10 лет. Программы реализуются в
доступных формах организационно-массовой деятельности и работе
объединений по интересам, обеспечивая широкий охват детей. Уровень
освоения
данных
программ
предполагает
удовлетворение
познавательных интересов ребенка, расширение информированности в
данной образовательной области, формирование интереса, а также
приобретение первоначальных умений и навыков.
Общекультурный
(базовый)
включает
комплексные
образовательные программы или модули, направленные на освоение
определенного вида творческой деятельности. Этот уровень
предполагает развитие компетентности в данной образовательной
области, сформированности навыков на уровне практического
применения. На втором уровне реализуется образовательноразвивающая деятельность с детьми, у которых уже сформировался
интерес к определенному виду деятельности и приобретены
первоначальные знания, умения и навыки. На этом уровне у детей
присутствует более глубокая внутренняя мотивация к изучению
выбранного вида творческой деятельности.
Продвинутый (углубленный) уровень: включает в себя
образовательные программы или модули программ углубленного
изучения специализированной направленности, предполагающих
выстраивание индивидуальной траектории дальнейшего личностного,
творческого, культурного и профессионального самоопределения
каждого участника образовательного процесса.
Уровень освоения программы – базовый
2.3.Актуальность образовательной программы
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на
совместную творческую деятельность педагогов и обучающихся с ОВЗ, на
развитие самоуправления и самостоятельности школьников. Разработка
адаптированной
дополнительной
общеобразовательной
программы
«Помним! Гордимся!» обусловлена необходимостью создания условий для
равноправного участия детей с ОВЗ в различных формах взаимодействия с
нормально развивающимися детьми. Становясь участниками детсковзрослых образовательных сообществ, дети с ОВЗ получают широкий
социальный опыт конструктивных взаимодействий и продуктивной
деятельности.
Актуальность программы определяется запросом на программы

художественного развития, так как учебный материал мотивирует детей к
изучению истории. Это имеет для школьников большое значение, так как
помогает повышению самооценки, позитивного отношения к жизни,
приобретению коммуникативных навыков.
Педагогическая целесообразность программы. По сравнению со
здоровыми сверстниками дети с ОВЗ с трудом переключаются с одной
деятельности
на
другую.
Недостатки
организации
внимания
обусловливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей,
несовершенством навыков и умений.
У детей этой группы снижена познавательная активность, отмечается
замедленный темп переработки информации. При этом нагляднодейственное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное
и тем более словесно-логическое. У детей ограничен объем памяти: над
долговременной памятью преобладает кратковременная, механическая над
логической, наглядная над словесной.
У большинства детей имеются нарушения речевых функций, либо не все
компоненты языковой системы сформированы. А низкая работоспособность
является следствием возникновения у детей явлений психомоторной
расторможенности. Может также наблюдаться несформированность
произвольного поведения по типу психической неустойчивости,
расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого, у детей
7-10 лет проявляется недостаточная сформированность психологических
предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
Возникают трудности формирования учебных умений: планирование
предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной
цели (контролирование деятельности, умение работать в определенном
темпе).
Перечисленные выше затруднения ставят педагога перед необходимостью
учитывать наиболее выраженные дефициты и психофизические особенности
ребенка, которые оказывают влияние на организацию и содержание
образовательного процесса.
В работе с детьми с ОВЗ педагог:
– учитывает принципы индивидуальнодифференцированного
подхода;
–
предотвращает утомление детей во время занятий,
используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и
практической деятельности, преподнесение материала небольшими
дозами, использование интересного и красочного дидактического
материала и средства наглядности и т.п.);
- использует методики и технологии, с помощью которых можно
максимально активизировать познавательную деятельность детей,
развивать их речь и формировать необходимые навыки
деятельности;
–
уделяет постоянное внимание коррекции всех видов

деятельности ребенка;
–
проявляет во время работы с ребенком педагогический такт;
–
поощряет малейшие успехи ребенка.
Новизна программы проявляется в том, что она предлагает более
интересные, интерактивные формы работы для восприятия достаточно
серьёзного и сложного для восприятия детей с ОВЗ материала, позволяет
углубить и расширить знания, Обучающиеся получают возможность не
только узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее, но и развить
познавательные способности.
Практическая значимость образовательной программы. Обучение детей с
ОВЗ по дополнительной общеобразовательной программе «Помним!
Гордимся!» позволит:
- детям преодолевать типичные для их развития затруднения;
- развивать мотивацию к познавательной деятельности, побуждая учащихся
добывать и присваивать информацию об окружающем мире;
- влиять на темп выполнения заданий, понимания инструкций;
- поднимать уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация,
переключение), развития речи, мышления;
- научит детей справляться с повышенной впечатлительностью
(тревожностью, изменениями в настроении, низкой самооценкой,
утомляемостью, зависимостью от постоянной помощи взрослого).
Отличительные особенности программы. Данный курс носит
краеведческий характер. Особое внимание уделяется разработке
индивидуально-образовательных маршрутов. Кроме того, следует выделить
базовые принципы,
определяющие особенность данной программы:
-принцип интегративности (подразумевает объединение разрозненных
экологических знаний из естественнонаучных, гуманитарных и технических
дисциплин в единое целое);
-принцип деятельностного подхода (знания открываются обучающимися и
проверяются на практике);
-принцип компетентностного подхода (под компетентностью понимается
способность системно применять знания и умения для самостоятельной и
коллективной деятельности при решении проблем).
-принцип формирования духовно-нравственного мышления (создаются
условия для принятия обучающимися духовно-нравственных ценностей,
выработки гражданской позиции, формирования ответственности за
состояние воспитательной среды, применения полученных знаний на
практике);
-принцип активной жизненной позиции (знания, полученные на занятиях,
в музее используются для решения духовно-нравственных проблем

через инициирование и проведение социальных акций, направленных
на улучшение воспитательной среды).
2.4. ЦЕЛЬ И
ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы: содействие социальной адаптации и интеграции в
общество детей с ограниченными возможностями здоровья через
приобщение к музейной педагогике в музее образовательной организации.
Задачи программы:
образовательные:
- расширить и углубить знания обучающихся с ОВЗ по истории и культуре
родного края, страны на основе знакомства с материалами музея;
- познакомить с основными понятиями, терминами и определениями
музейной педагогики;
- научить первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и
хранения информации.
развивающие:
- развивать познавательный интерес обучающихся с ОВЗ к изучению
истории и культуры;
- развить любознательность
как основы
мотивации к обучению,
наблюдательность, память, пространственные представления;
воспитательные:
- воспитывать у обучающихся с ОВЗ гражданственность, любовь к Родине,
почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих
корней, преемственность поколений, ответственность за судьбу своего
народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной
жизненной позиции.
Принципы реализации программы:
деятельностный подход – обучающийся с ОВЗ развивается в деятельности;
принцип обеспечения успешности;
принцип дифференциации;
компетентностный подход – воспитание направлено на формирование
ключевых компетенций личности обучающихся с ОВЗ.
Ведущие направления деятельности:
-организационная и методическая работа
--экспозиционная и учетно-хранительная работа
-экскурсионно-массовая работа
-учебно-образовательная и воспитательная
-работа с фондами

-информационно-технологическая работа
2.5.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Помним! Гордимся!» рассчитана на работу с обучающимися с ОВЗ 7-16
лет. Программа учитывает особенности психофизического развития данной
категории детей, индивидуальные возможности; обеспечивает коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию детей с ОВЗ. Основная масса
таких обучающихся – это дети со средним и низким уровнем способностей,
слабой
мотивации
к
обучению,
недостаточными
навыками
самостоятельности в учебной деятельности. Данную категорию
обучающихся отличает слабость произвольного внимания, быстрая
утомляемость. Все эти особенности контингента требуют учета
индивидуальных особенностей обучающихся, требуют использования
современных педагогических технологий, позволяющих обучать учащихся с
трудностями в социальной и школьной адаптации.
2.6.Особенности организации образовательного процесса
Специального отбора детей для обучения по адаптированной
дополнительной общеобразовательной программе «Помним! Гордимся!» не
предусмотрено. Педагог учитывает желание ребенка посещать занятия,
рекомендации медиков и пожелания родителей, заключение ПМПК. Состав
группы – 12 человек.
Занятия по данной программе включают в себя коллективную, групповую
формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ. Занятия проводятся в
виде бесед, практических занятий. Самыми разнообразными и
многоплановыми
по
форме
проведения
являются
массовые
просветительные мероприятия. К ним относятся уроки, посвященные
определенной теме или каким-либо событиям, датам, юбилеям, встречи с
интересными людьми, викторины, музейные уроки, интегративные
мероприятия.
Виды деятельности:
-познавательная (получение первоначальных представлений о родном крае,
стране и пр.)
-проблемно-ценностное общение (в процессе бесед, экскурсий, просмотра
кинофильмов, виртуальных путешествий по историческим и памятным
местам и пр.)
-досугово-развлекательная (фестивали, национально-культурные праздники,
концерты, викторины и пр.);
-художественное творчество (зарисовка или лепка и пр.)
-социальное творчество (участие в подготовке и проведении мероприятий,
посвященных государственным праздникам; совместная деятельность с
общественными
организациями
патриотической
и
гражданской
направленности,
детско-юношескими
движениями,
организациями,

сообществами; встречи с тружениками тыла и военнослужащими,
участниками СВО, с выпускниками, явившими собой достойные примеры
гражданственности и патриотизма)
2.7.Формы обучения по образовательной программе
Обучение по программе «Помним! Гордимся!» проводится в очной форме
и предусматривает проведение аудиторных и практических занятий:
словесные (беседы), наглядные методы (просмотр видеофильмов,
фотографий и их анализ), практические методы (оформление фотоотчётов,
составление отчётов, презентаций, экскурсии, зарисовки, лепка).
2.8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год-140 ч. Количество недель – 35.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 30 минут,
между занятиями установлены 10 минутные перемены. Недельная нагрузка
на 1 группу: 2 ч. Количество занятий в неделю-4.
2.9. Объём и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы 1 год. На полное освоение программы
требуется 140 часов.
2.10. Основные методы обучения
Образовательный процесс в музее образовательной организации имеет
развивающий характер, он направлен на реализацию интересов детей и на
развитие у них общих, специальных способностей. Программа предполагает
использование новых образовательных технологий, рассчитанных на
самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе.
Технология
личностно-ориентированного
развивающего
обучения
предполагает максимальное развитие индивидуальных познавательных
способностей ребенка на основе использования имеющегося у него
жизненного опыта.
На занятиях с детьми используются следующие методы обучения:
словесные – устное изложение, беседа, объяснение
наглядные – наблюдение, демонстрация, иллюстрирование
репродуктивные – выполнение задания по образцу
объяснительно-иллюстративные – лекции-беседы в теоретической части
занятий (объяснение нового теоретического материала с применением
наглядности или при отработке практических умений обучающихся с
показом конкретного задания по принципу «делай как я»);
практические – объяснение нового материала с учётом пройденного
В процессе реализации программы проводятся различные по типу
занятия: практические, репетиционные, контрольные, диагностические,
комбинированные, что позволяет предложить детям содержание обучения в
интересной форме.
В построении большей части занятий используется следующая схема:
Вводная часть.

Организационный момент.
постановка целей и задач, создание учебной мотивации;
Основная часть.
учебные беседы – изложение теоретического материала;
знакомство с иллюстративным материалом (фото, видеозаписи
физкультминутки
обобщение и закрепление материала.
Заключительная часть.
рефлексивный момент, подведение итогов занятия с использованием
различных методик организации рефлексии;
обсуждение задания для продолжения работы на следующем занятии.
Все упражнения и задания, используемые на занятиях, просты, доступны,
наглядны и способствуют развитию детей с ОВЗ.
2.11.Планируемые результаты
В результате освоения программы у детей с ОВЗ будут сформированы:
- позитивная, социально направленная учебная мотивация,
- познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные
учебные действия.
Обучающийся будет проявлять:
- устойчивый интерес к истории своей страны, края, города
- ответственность перед коллективом;
- патриотизм и толерантное отношение ко всем народам, проживающим в
РФ;
- стремление поддерживать атмосферу эмоционального комфорта и
сотрудничества;
- принятие особенностей каждого в коллективе;
- достаточно высокий уровень самооценки;
Обучающийся будет знать:
- музейную терминологию;
- историю своей семьи, края, страны
Обучающийся будет уметь:
- проводить несложные экскурсии по музею образовательной организации;
- составлять простые рассказы об экспонатах музея;
Обучающийся сможет развить:
-наблюдательность; -память; -навыки продуктивного общения в коллективе.
2.12. Механизм оценивания образовательных результатов
Для диагностики воспитания и развития детей используются такие
методы, как анкетирование, наблюдение, анализ степени активности
обучающихся в учебной группе, анализ итогов выполнения заданий
различной сложности.
Для диагностики уровня воспитанности представляется необходимым
выделение следующих доминирующих факторов:
ценностные ориентации учащихся; коммуникативная культура;

направленность личности;
Оценочные и методические материалы состоят из:
- методического обеспечения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы;
- мониторинга результатов обучения обучающихся с ОВЗ по дополнительной
общеобразовательной программе.
Мониторинг включает в себя показатели (оцениваемые параметры) и
критерии в соответствии с планируемыми результатами программы. Для
отслеживания результатов обучения могут использоваться технологии на
основе общенаучных методов исследования и специфических методов
педагогической диагностики;
- списков педагогической литературы, литературы для обучающихся с ОВЗ и
родителей, интернет-источников
- результаты заносятся в диагностическую карту и должны отражать уровень
планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы
- критерии оценки результативности определяются в соответствии с
реализуемой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой
-критерии оценки результативности должны отражать:
-уровень теоретических знаний (широту кругозора; развитость практических
навыков работы со специальной литературой; осмысленность и свободу
использования специальной терминологии и др.);
-уровень практической подготовки обучающихся с ОВЗ (соответствие уровня
развития практических умений и навыков программным требованиям;
уровень физического развития, качество выполнения практического задания; 
- уровень развития и воспитанности обучающихся с ОВЗ (культура
организации практического задания; аккуратность и ответственность при
работе; развитость специальных и коммуникативных способностей и др.).
Степень выраженности оцениваемого качества:
высокий, средний, низкий уровень. Вид оценочной системы: баллы.
Пример оценивания полученных знаний, сформированных умений и
практических навыков обучающихся:
-основная документация школьного музея;
-правила составления этикеток к экспонатам;
- основные требования к оформлению экспозиции музея;
-основные требования к составлению экскурсии по школьному музею;
Уметь:
-составлять этикетку к экспонатам;

-составлять аннотацию к музейным предметам;
-составлять тексты экскурсий по школьному музею;
-проводить экскурсии по школьному музею;
-обеспечивать научную и физическую сохранность находок;
ФИ обучающегося Параметры
диагностики

Высокий
уровень
оценки

Средний
уровень
оценки

Низкий уровень
оценки

Критерии оценки по параметрам диагностики:
1.Работа с фондами и документацией школьного музея:
Высокий уровень оценки - обучающийся правильно умеет работать с
фондами и документацией школьного музея;
Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в работе с
фондами и документацией школьного музея;
Низкий уровень оценки - обучающийся допускает ошибки в работе с
фондами и документацией школьного музея;
2.Работа с краеведческой литературой, картотекой:
Высокий уровень оценки - обучающийся правильно умеет работать с
краеведческой литературой, картотекой;
Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в работе с
краеведческой литературой, картотекой;
Низкий
уровень
оценки
обучающийся
испытывает
трудности с краеведческой литературой, картотекой;
3.Подготовка тематических экскурсий:
Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо владеет методикой
подготовки тематической экскурсии;
Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в подготовке
тематической экскурсии; Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает
трудности в подготовке тематической экскурсии;
проведение тематических экскурсий:
Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо владеет методикой
проведения тематической экскурсии;
Средний уровень
оценки
–
обучающийся
допускает
неточности в проведении тематической экскурсии;
Низкий
уровень
оценки
обучающийся
испытывает
трудности в проведении тематической экскурсии;
2.13. Формы подведения итогов реализации данной программы

Детям с ОВЗ нуждаются в поощрении и признании их небольших
достижений на каждом этапе освоения материала. Программа
предусматривает три необходимых этапа педагогического мониторинга:
вводный контроль – в начале года (педагогическое наблюдение
практических умений, беседа,
диагностика уровня познавательной
активности);
промежуточный контроль – в середине года (тест)
итоговый контроль – в конце учебного года (характеристика уровня
познавательной активности, анализ результатов анкетирования, опросов,
активность обучающихся, желание продолжить занятия).
Основными формами подведения итогов по программе являются:
участие детей образовательных проектах;
выступление в конкурсах, фестивалях различного уровня.
Промежуточные формы:
выставки рисунков, макетов;
конкурсы экскурсоводов;
выступления перед сверстниками;
психолого-педагогическая диагностика
(наблюдение, анкетирование,
тестирование, анализ и сравнение результатов их участия в процессе
обучения).
2.14.
Организационно-педагогические
условия
реализации
образовательной программы
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на
обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами,
организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной
программы обеспечивают:
-учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
-вариативность направлений сопровождения участников образовательного
процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья
обучающихся);
-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и
способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
-помещение музея
-стенды школьного музея, экспонаты школьного музея
-аудио, видео, фотоматериалы, интернет-источники
-дидактический материал, необходимый для проведения занятий

-краткие конспекты материалов для лекций - бесед
-СД – диски с информацией об известных экскурсионных объектах
-карточки с индивидуальными заданиями
-презентационные материалы, ранее проведённых экскурсий
-краткий словарь музейных терминов
-схемы описания музейных предметов
Информационное обеспечение
1. Использование ресурсов ФГБУК «Государственный
историко- культурный музей-заповедник «Московский Кремль»;
2. Использование ресурсов сайта Центра детско-юношеского
туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления
детей;
3. Использование ресурсов сайта Музеи России.
Содержание
Раздел 1. Введение
Предмет и задачи кружка. Понятия: музей, музееведение. Причины и условия
возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества
Теория: Первоначальное представление о музее. Назначение музеев в
обществе. Разнообразие профилей музеев их особенности. Зарождение
первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Музеи первой половины
ХIХ в. Развитие музеев в начале XX в. Известные музеи России и мира.
Музеи Астраханской области. Профессии в музеи. Личные качества
сотрудника музея. Музейная терминология: экспонат, этикетка.
Практика: игры, беседы, разгадывание кроссвордов. Методы обучения:
беседа, наблюдение, практическая работа.
Раздел 2. Экскурсионная работа
Теория: Что такое экскурсия? Как подготовить экскурсию? Виды экскурсий:
обзорные,

тематические. Составление текста экскурсии

Практика: проведение пробной экскурсии. Методы обучения: беседа,
наблюдение, практическая работа.
Раздел 3. Экспозиционная работа

Теория: Зачем нужны этикетки? Что такое музейная выставка.
Практика: изготовление этикеток и проведение этикетажа имеющихся
музейных экспонатов. Проведение дня музея, акции «Открытый музей» в
школе. Посещение историко-краеведческого музея города. Методы обучения:
беседа, наблюдение, практическая работа.
Раздел 4. Имя, отчество, семья, родословная человека
Теория: История имени. Отчество и фамилия человека. Семья. Биография.
Наши предки. Поколения людей. Практическое занятие. Моя родословная.
Практика: игры, беседы, разгадывание кроссвордов. Составление
родословной. Методы обучения: беседа, наблюдение, практическая работа.
Раздел 5. Наша Родина-Россия. Краеведение
Теория: Наш дом. Названия городов и улиц. Наша Родина- Россия. Как
устроено государство. Государственные символы России. Моя малая Родина.
Наш

город

Астрахань.

Государственные

символы

Астрахани.

Мое

село\поселок. «Природа родного края». Рисование на тему «Природа родного
края».
Практика: экскурсия. Методы обучения: беседа, наблюдение, практическая
работа.
Раздел 6. История моей школы
Теория: сбор информации об истории школы-интерната. Наш первый
директор. Наша школа.
Практика: поиск и обработка документов, фотографий для фотоальбома.
Выставка рисунков «Моя школа». Методы обучения: беседа, наблюдение,
практическая работа.
Раздел 7. Страницы истории. Великая Отечественная война»
Теория: катастрофа 1941 года. Первые дни войны. Битва за Москву. Мои

родственники на войне. Герои-танкисты. Герои-моряки. Герои-летчики. Дети
– герои войны. Партизанское движение. У войны не женское лицо. Дети
войны». Сталинградская битва. Дневник Тани Савичевой”. Блокадный
Ленинград. Концлагеря нацистской Германии.Нюрнбергский процесс над
военными преступниками. Героизм тружеников тыла. Бессмертный полк.
История создания движения. Имена героев в названиях астраханских улиц.
Госпитальная работа в Астрахани в годы ВОв. Промышленность
Астраханской области в годы войны. Боевые подвиги наших земляков.
Практика: экскурсия в музей Боевой славы, участие в Бессмертном полку
школы. Методы обучения: беседа, наблюдение, практическая работа.
Раздел 8. Героями не рождаются, героями становятся
Теория: Участники боевых действий в республике Афганистан- наши
земляки. Герои СВО, живущие рядом с нами. Ученики школы-интерната участники СВО.
Практика: изготовление подарков-рисунков участникам спецоперации.
Встреча с участником СВО. Акция «Письмо солдату». Методы обучения:
беседа, наблюдение, практическая работа.
Раздел 9. Итоги работы кружка «Помним! Гордимся!»
Практика: мини-рассказ «Что я узнал в музее?» Подведение итогов кружка.
Методы обучения: беседа, наблюдение, практическая работа.
Учебный план
Наименование тем
программы
1

Часовая
нагрузка
Вceг Теория Практи
o
ка

Предмет и задачи кружка. 15
Понятия:
музей,
музееведение. Причины и
условия возникновения
музеев. Развитие музеев в
процессе
развития
человечества

14

1

Формы
аттестации
(контроль)
Работа в группах

2.

Экскурсионная работа

8

4

4

Работа в группах

3

Экспозиционная работа

6

2

4

Работа в группах

4

Имя, отчество, семья, 14
родословная человека

8

6

5

Наша
Родина-Россия. 21
Краеведение

16

5

6

История моей школы

5

2

7

Страницы
истории. 58
Великая Отечественная
война

49

9

7

8

Героями не рождаются,
9
героями становятся

6

3

9

Итоги работы кружка 2
«Помним! Гордимся!»

0

2

104

36

Всего

140

Устное
выступление
Работа в группах
Устное
выступление
Работа в группах
Устное
выступление
Работа в группах
Работа в группах
Выступления
перед
сверстниками
Презентация
Работа в группах
Контрольные
задания
Работа в гpyппax

Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятий
Количество Форма работы
Дата
проведения
часов
план
факт
Раздел 1. Предмет и задачи кружка. Понятия: музей, музееведение.
Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе
развития человечества. (15ч)
1 Первоначальное
1
Беседа
02.09.
представление
о
музее. Назначение
музеев в обществе.
2 Разнообразие
2
Беседа
04.профилей музеев их
05.09.
особенности.
3 Зарождение первых 1
Беседа,
06.09.
музеев в России.
презентация
Кунсткамера.

Эрмитаж.
4 Музеи
первой
половины ХIХ в.
5 Развитие музеев в
начале XX в.
6 Известные
музеи
России и мира.
7 Музеи Астраханской
области.
8
Профессии в музеи.
Личные
качества
сотрудника музея.
9 Музейная
терминология:
экспонат, этикетка
10 Итоговое занятие

09.09.

2

Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа,
презентация
Беседа, просмотр
видеосюжетов
Беседа

2

Беседа, игра

23.09.
25.09.

1
1
2
2

11.09.
1213.09.
16.09.
18.09.
1920.09.

Игры,
беседы, 26.09.
разгадывание
кроссвордов
Раздел 2. Экскурсионная работа (8ч)
1

Что такое экскурсия?
11
12
13

14
15

16

17

27.09.

1
Беседа
Как
подготовить 1
Беседа
экскурсию?
Виды
экскурсий: 2
Беседа
обзорные,
тематические
Составление текста 2
Практические
экскурсии
задания
Проведение пробной 2
Практические
экскурсии
задания
Раздел 3. Экспозиционная работа (6 ч)
Зачем
этикетки?
Практическая
работа:
изготовление

нужны 1

30.09.
01.10.
03.10.
04.10.
07.10.
09.10
10.10.

11.10.
Беседа

2

Практические
задания

14.10.
16.10.

этикеток
и
проведение
этикетажа
имеющихся
музейных
экспонатов
18 Что такое музейная 1
Беседа
17.10.
выставка
19 Практическая
1
Практические
18.10.
работа: проведение
задания
дня музея, акции
«Открытый музей»
в школе.
20 Посещение
1
Экскурсия
21.10.
историкокраеведческого
музея города
Раздел 4. Имя, отчество, семья, родословная человека (14 ч)
21 История
имени. 2
Отчество и фамилия
человека.
22 Семья. Биография.
2
23

24

25

26
27

Беседа

Беседа

2324.10.

25.10.
06.11.
Наши
предки. 4
Беседа
07Поколения людей.
08.11.
11.11.
13.11.
Практическое
5
Работа
с 14занятие.
Моя
семейными
15.11.
родословная.
архивами.
18.11.
Составление
20родословной.
21.11.
Итоговое занятие
1
Игры,
беседы, 22.11.
разгадывание
кроссвордов
Раздел 5. Наша Родина-Россия. Краеведение(21 ч)
Наш дом. Названия 2
Беседа.
25.11.
городов и улиц.
27.11.
Наша
Родина- 2
Беседа, кроссворд. 28-

Россия.
Как
устроено
государство.
28 Государственные
3
символы России.
29 Моя малая Родина. 3
Наш
город
Астрахань
30 Государственные
4
символы Астрахани

31 Мое село\поселок

2

32 «Природа родного 2
края». Экскурсия
33 Рисование на тему 2
«Природа родного
края»
34 Итоговое занятие
1

29.11.

Беседа, рисование.

02.12.
0405.12.
Беседа, просмотр 06презентации.
09.12.
11.12.
Беседа, рисование. 1213.12.
16.12.
18.12.
Составление
19рассказа о своем 20.12.
селе, городе.
Экскурсия. Беседа 23.12.
25.12.
Беседа, рисование. 26.12.27.12.

Игры,
беседы,
разгадывание
кроссвордов
Раздел 6. История моей школы (7 ч)
35 Сбор информации об 2
Сбор информации
истории
школыпо
школьным
интерната
архивам
36 «Наш
первый 1
Сбор
директор»
дополнительной
информации,
сведений,
фотографий,
запись
воспоминаний.
37 «Наша школа»
2
Встреча
с
учителямипенсионерами
школы-интерната

13.01.

1516.01.
17.01.

20.01
22.01.

38 Практическое
1
Обработка
23.01.
занятие: поиск
и
документов,
обработка
фотографий.
документов,
фотографий
для
фотоальбома
39 Выставка рисунков 1
Беседа, рисунки
24.01.
«Моя школа»
Раздел 7. Страницы истории. Великая Отечественная война ( 58 ч)
40 Беседа
на тему 4
Беседа, работа с 27.01.
«Великая
фотодокументами, 29Отечественная
письмами войны. 31.01.
война».
41 Катастрофа
1941 2
Беседа
03.02.
года. Первые дни
05.02.
войны.
42 Битва за Москву.
2
Беседа
0607.02.
43 «Мой дед был на 4
Беседа,
10.02.
войне».
составление
14.02.
рассказа о своем
деде.
44 Выпуск стенгазеты 3
Составление
17.02.
«Мой дед был на
стенда
по 19войне».
фотографиям
и 20.02.
сочинениям
учеников.
45 «Живые
голоса 1
Чтение рассказов 21.02.
истории»
участников
военных событий.
46 Герои-танкисты
2
Беседа,
24.02.
презентация
26.02.
47 Герои-моряки
2
Беседа,
27презентация
28.02.
48 Герои-летчики
2
Беседа,
03.03.
презентация
05.03.
49 Дети – герои войны
4
Беседа
0607.03.
10.03.

12.03.
1314.03.
17.03.
1920.03.
21.03.

50 Партизанское
2
движение
51 У войны не женское 4
лицо.

Беседа

52 «Помним-гордимся»
(открытое
мероприятие)
53 «Дети войны»

1

Урок мужества

2

02.03.04.

54 Сталинградская
битва.
55 Дневник
Тани
Савичевой”.
Блокадный
Ленинград
56 Концлагеря
нацистской
Германии
57 Нюрнбергский
процесс
над
нацистскими
военными
преступниками.
58 День Победы

2

Просмотр
видеофильма,
беседа о судьбе
детей,
которые
остались
на
оккупированной
фашистами
территории.
Просмотр
видеосюжета
Урок
мужества,
посвященный
блокаде
Ленинграда
Беседа,
презентация

1

Беседа

16.04.

2

Беседа, рисование.

2

2

59 Героизм тружеников 2
тыла
60 Бессмертный полк. 2
История
создания
движения.

Беседа,
видеосюжет

Встреча
тружениками
тыла, беседа
Участие
Бессмертном
полку школы

04.04.
07.04.
09.10.04.

1114.04.

1718.04.
с 21.04.
23.04.

в 24.0425.04.

61 Имена
героев
в
названиях
астраханских улиц.
62 Госпитальная работа
в Астрахани в годы
ВОв
63 Промышленность
Астраханской
области
в
годы
войны
64 Боевые
подвиги
наших земляков

2

Беседа

28.04.
30.04.

1

Беседа

05.05.

1

Беседа

07.05.

4

Беседа

12.05.
14.16.05.
12.05.

65 Экскурсия в музей 1
Боевой славы

Экскурсия,
обсуждение,
беседа
учащимися.
Кроссворды,
тесты.

с

66 Итоговое занятие по 1
14.05.
разделу «Страницы
истории.
Великая
Отечественная
война».
Раздел 8. Героями не рождаются, героями становятся (9 ч)
67 Участники
боевых
2
Беседа
16.05.
действий в республике
19.05.
Афганистаннаши
земляки
68 Герои СВО, живущие
2
Презентация
21рядом с нами
22.05.
69 Ученики
школыинтерната - участники
СВО
70
Акция «Письмо
солдату»
71
Изготовление
подарков-рисунков
участникам
спецоперации

2

Беседа

23.05.

1

Написание письма

26.05.

1

Практическая
работа

27.05.

71 Встреча с участником
СВО

72

73

Встреча с
28.05.
участником
боевых действий
Раздел 9. Итоги работы кружка «Помним! Гордимся!» (2ч)
Мини-рассказ «Что я
1
Беседа с
29.05.
узнал в музее?»
учащимися,
составление минирассказа о том, как
ученики провели
время в нашем
музее.
Подведение итогов
1
Подведение итога 30.05.
кружка.
программной
работы.
Перспективы
работы в новом
учебном году
1

Список используемой литературы и источников:
Основная литература:
1. Введение в экскурсоведение: учебное пособие для юных
экскурсоводов ГБНОУ «Санкт-Петербургский городской Дворец
творчества юных». - Санкт-Петербург, 2015. — 128 с.
2. Введенская, Л.А. Культура речи: учебник для вузов / Л.А.
Введенская. - Ростов-на-Дону, 2016. — 380 с.
3. Гаркуша, И.И. Здравствуй, музей! : интерактивные музейные
занятия / И.М. Гаркуша. — Москва : Агентство "Мегаполис", 2014. 247 с. : цв. фото.
4. Горбылева, 3. М. Экскурсоведение / З.М. Горбылева, Н.В.
Савина. Минск, 2004. — 335 с.
5. Добрина, Н.А. Экскурсоведение / Н.А. Добрина. — Москва :
Флинта, HOY BПO МПСИ, 2012. — 288 с.
6. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов. —
Москва: Советский спорт, 2007. — 216 с.
7. Гейнике, Н.А. Культурно-исторические экскурсии: сборник статей /
Н.А. Гейнике. - Москва, 1925.
8. Герд, В.А. Экскурсионное дело / В.А. Герд. - Москва —
Ленинград Госиздат, 1928.
9. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие / Г.П.
Долженко. - изд. 2-е. - Москва - Ростов н/Д.: Изд. центр MapT, 2006.
— 304 с.

10. Лаврентьева, Л.С. Культура русского народа / Л.С. Лаврентьева,
Ю.И. Смирнов. — Санкт-Петербург : Паритет, 2005. — 445 с.
11. Организация и формы контроля за работой
экскурсовода методические рекомендации. — Москва : ЦРИБ
«Турист», 1976. — 30 с.
12. Педагогическая психология : учебник / под ред. В.А.
Гуружапова. — Москва : Юарт, 2016. — 493 с.
13. Работа со школьниками в краеведческом музее: сценарии
занятий: учеб. - метод. пособие / под ред. Н. М. Ланковой. — Москва :
ВЛАДОС, 2001. — 221 с. : ил. - (Воспитание и дополнительное
образование детей).
14. Райков, Б.Е. Методика и техника экскурсий / Б.Е. Райков. - 4-е
изд. - Москва — Ленинград : Госиздат, 1930. — 114 с.
15. Рубан, Н.И. Музеология. История музейного дела. Музейное дело
на Дальнем Востоке России. Основные направления и формы
музейной деятельности: учебное пособие / Н.И. Рубан. - Хабаровск:
Министерство культуры Хабаровского края, Хабаровский краевой
краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, Дальневосточный
государственный гуманитарный университет, 2007. - 320 с. : ил.
16. Полито, Р. Как говорить правильно и без стеснения / Р. Полито.
— Санкт-Петербург : Весь, 2014. — 352 с.: ил.
17. Святославский, А.В. Образ местности в литературной экскурсии
// Культурное и природное наследие и его освоение в учебновоспитательной работе: сборник научно-методических статей. Вып. 1.
// Экскурсионное краеведение / А.В. Святославский; под ред. С.И.
Козленко. — Москва. - 2006. - С. 84-92.
18. Туманов, В.Е. Школьный музей: методическое пособие / В.Е.
Туманов.
- изд. 2-е, исправь. — Москва : ЦДЮТиК, 2003. - 154 с.
19. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: учебное пособие / Л.М.
Шляхтина. — Москва : Высшая школа, 2005. - 183 с. : ил.
Дополнительная литература:
1. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для
вузов по спец. «История» / Под ред. К.Г.Левыкина, В. Хербста. —
Москва: Высш.школа, 1988. — 431 с.
2. Организация и деятельность школьного музея: Учебный план и
программа курса для факультетов общественных профессий
педагогических институтов / Сост. В.Е. Туманов. - Москва, 1984.54 с.
3. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий:
Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.М. Ланковой. —
Москва: ВЛАДОС, 2001.
4. Разгон А.М. Школьные музеи в системе музеев страны / Сб.:
Краеведческая работа в школе: Тезисы докладов к конференции по

проблемам краеведения и охраны окружающей среды в работе
школы и педвузов. - Москва: AПH СССР, 1974. С. 71-77.
5. Решетников
Н.И. Экспозиция
школьного
музея: методич.
рекомендации
— Москва, 1986.
6. Решетников, Н.И. Формы массовой работы школьного музея:
Методические рекомендации/ Н.И. Решетников. — Москва, 1990.
7. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его
собрания: Учебно—методическое пособие. — Москва: ФЦДЮТиК,
2005. — 104 с.
8. Решетников Н.И. Школьньlй музей и формы его деятельности:
Учебное пособие. — Москва: ФЦДЮТиК, 2015. — 252 с.
9. Туманов, В.Е. Школьный музей — хранитель народной памяти /
В.Е. Туманов. — Москва: ФЦДЮТиК, 2006. — 228 с.
10. Школьный музей: Теоряя и практика / Под общ. ред. С.О. Шмидта
и В.В. Шлякова. - Москва, 1983. — 82 с.
11. Шляхтина Л.М., Фокин С.В. Основы музейного дела: Учебное
пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. —
Санкт- Петербург: СпецЛит, 2000.
12. Альманах “Отечество”. Выпуск пятый: Родословие: Программы,
опыт, рекомендации для руководителей объединений в
образовательных учреждениях / Сост. Н.А. Александрова, Ю.А.
Попович. - Москва: ЦДЮТур, 1998.
13. Александрова
Н.А.
Родословие:
Родословно-биографическое краеведение: Методические
рекомендации по paботe над своей родословной /
ФГБОУДО Федеральный
центр
детско-юношеского
туризма и краеведения Минобразования РФ. — Москва, 2018. —
71 с. // http://turcentrrf.ru/d/358156/d/uchebno-metod
osobiye rodosloviye 0.pdf (Дата: 21.04.2018)
14. Андреев А.Р., Андреев М.А. Создай свою родословную. Как
самому без больших затрат времени и средств найти своих предков
и написать историю собственного рода. — Москва: 3AO Изд-во
Центрполиграф, 2015. — 256 с.
15. Бирюкова Л.В. Генеалогия для начинающих: Методическое
пособие. - Москва: Изд. 000 «Лаватера», 2006. — 48 с.
16. Калистратова Э.А. Как найти корни своего рода (Практическое
пособие). — Екатеринбург: Млада; УГО, 2014. — 72 с.
17. Кочевых С.В. Методическое пособие по проведению
генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры. Санкт-Петербург: 2006. - 80 с., ил. (Есть в Интернет)
18. Kpacкo А.В. Школа практической генеалогии. Методическое

пособие для начинающих генеалогическое исследование. — СанктПетербург, 2013. — 174 с. (тир. 500)
19. Методическое пособие по организации и проведению
исследования истории семьи и рода / Министерство образования и
науки Российской Федерации. - Москва, 2018. — 45 с.
20. История тебя. Восстанови родословную с XVII века. — Москва:
Издательство ACT, 2021. — 496 с.: - (Родословная книга).
21. Озеров А.Г. История и методика краеведения / А.Г. Озеров. —
Москва: ООО «Юный краевед», 2015. — 168 с.
22. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.
Сборник
статей
по
проблемам
теории
и
практики
исследовательской деятельности учащихся. — М.: МГДД(Ю)Т;
Лицей № 1553 “На Донской”, ЮОУ MKO, 2002. — 110 с.
23. Научно-исследовательская деятельность учащихся / Сост.: О.Н.
Держицкая, Л.Б. Огурэ. Отв. редактор Л.Е. Курнешова. — М.:
ГОМЦ “Школьная книга”, 2001. — 104 с. — (Серия:
“Инструктивнометодическое
обеспечение
содержания
образования в Москве”).
24. Митрофанов К.Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат
и эссе по истории. Пособие для старшеклассников и студентов. —
М.: Изд. дом “Новый учебник”, 2003. — 64 с.
25. Государственные символы России — герб, флаг, гимн: Учебное
пособие для 5-9 классов. — М.: «Русское слово», 2002.
26. Клоков В.А., Кружалов В.В. Государственные символы
России: Учебное пособие для учащихся
основной
школы. — М.: Изд. дом
«Новый учебник», 2002.
27. Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А.
Государственная символика России (История и современность). —
М.: ЦНСО, 2003.
28. Пчелов Е.В. Государственные символы России — герб, флаг,
гимн: Учебное пособие. — М.: ТИД «Русское слово — PC», 2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».