Рабочая программа по учебному предмету «География» 6б класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«География»
6 Б класс

Выполнила:
учитель Ерымовская О.А.

Астрахань
2024

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................... 11

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022

г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО

(вариант 1) адресована обучающимся с легкой ум-

ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
 формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

3

 формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
 формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
 формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
 формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе
определяет следующие задачи:
 формирование у обучающихся представлений о географии как науке;
 обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной
звезде;
 формирование представлений об опасных природных явлениях,
 формирование географических представлений о рельефе и водоемах
нашей планеты;
 формирование умения работать с географической картой, графической наглядностью;
 воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;

4

 формирование умения применять полученные знания в повседневной
жизни.
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе
обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о
рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей
темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы
рельефа и водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить
постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов
школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической
картой.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и
физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь,
ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной

5

связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст
наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.
Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с
целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах местности, где проживают обучающиеся.
Содержание разделов
№

Название раздела

Количество
часов
5

Контрольные работы

1.

Введение

2.

Ориентирование на местности

5

1

3.

Формы поверхности Земли

4

1

4

Вода на Земле

10

1

5

План и карта

7

1

6.

Земной шар

17

1

7.

Карта России

20

2

Итого

III.

1

68

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
 совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;

6

 развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);
 развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
 формирование эстетических чувств при знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;
 формирование уважения и восхищения людьми, совершившими
научные

открытия

 (кругосветные

путешествия,

запуск

искусственных

спутников

Земли и людей в
 космос, первые космонавты);
 формирование навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и т.п.
явлений природы)
Предметные:
Минимальный уровень:
 определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы с помощью учителя;
 понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя
географические объекты;
 узнавать и называть географические объекты (формы поверхности
земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей
животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях;
 называть,

описывать

существенные

признаки

географических

объектов и явлений;
 составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;

7

 использовать географические знания в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф;
 знать основные правила безопасного поведения в природе;
Достаточный уровень:
 применять элементарные практические умения и приемы работы с
географической картой для получения географической информации;
 определять направления на карте;
 вести

наблюдения

за

объектами,

процессами

и

явлениями

географической среды;
 сравнивать географические объекты и явления по заданным
критериям;
 составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;
 определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы;
 выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
 делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
 читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по
атласам-приложениям к учебнику;
 составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
 показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их
при помощи учителя на контурной карте.

8

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
 понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
 соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
 классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
 дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;
 правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
 дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
 не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:

9

 испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
 дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
 материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
 испытывает трудности при классификации объектов на группы;
 самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

10

№

1.

2.

3.

Тема предмета

Кол-во
часов

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Введение - 5 часов
География - наука о 1ч.
Формирование у обучаюНазывают, что в переводе
природе Земли
щихся
означает слово «география».
02.09 представлений об изучаеРассказывают о первых путемом предмете - география
шественниках по плану и
опорным словам и словосочетаниям
Наблюдения за из- 1ч.
Формирование представлеНазывают основные компоменениями высоты
ний о разных временах года, ненты погоды, используя поСолнца и погоды
04.09 суточном и годовом движе- мощь учителя.
нии Земли
Рассказывают от чего зависит
смена дня и ночи, смена времен года. Рисуют положение
Солнца на небе в разное время
суток. Узнают и называют
условные знаки календаря погоды
Явления природы

1ч.

Знакомство обучающихся с
явлениями природы, обоб09.09 щение и закрепление знаний
о правилах поведения во
время грозы, сильных порывах ветра

Определяют и называют по
иллюстрации явления природы. Рассказывают с опорой
иллюстрации (схематические
рисунки) как вести себя во
время грозы и при сильных
порывах ветра

Достаточный уровень
Называют, что означает в переводе слово география, рассказывают
о первых географах и их путешествиях. Составляют рассказ о том,
как люди используют в своей
жизни знания по географии
Называют основные компоненты
погоды. Рассказывают, как меняется высота Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время
года.
Рисуют положение Солнца на
небе в разное время года. Составляют по плану рассказ, какая погода характерна для разных времен года
Называют «явления природы»,
определяют, что такое «ветер».
Рассказывают, как люди используют силу ветра. Составляют рассказ о правилах поведения во время грозы и при сильных порывах
ветра

11

4–5.

6.

7.

8.

9.

Географические
2 ч.
сведения о своей
местности и труде
11.09
населения.
16.09
Экскурсия
для
наблюдения запаса
элементарных географических представлений

Знакомство с местностью, в
которой обучаются и проживают школьники.
Формирование умения
наблюдать за окружающей
действительностью, фиксирование и обобщение своих
наблюдений

Составляют рассказ по иллюстрациям о занятиях населения своей местности. Выполняют зарисовки, упражнения в
тетради на печатной основе
после наблюдений, проведенных во время экскурсии совместно с учителем

Ориентирование на местности – 5 часов
Горизонт. Линия го- 1ч.
Находят в словаре и зачитыФормирование представризонта
вают, что такое горизонт, лилений о линии горизонта,
18.09 основных сторонах гориния горизонта. Выделяют на
иллюстрации линию горизонзонта
та
Стороны горизонта
1ч.
Формирование
умений Называют основные стороны
пользоваться
компасом, горизонты, опираясь на схему.
23.09 определять основные сторо- Рисуют схему сторон горизонны горизонта
та совместно с учителем
Компас и правила 1ч.
Знакомство с компасом. Определяют стороны горизонпользования им
Устройство. Правила поль- та по компасу, используя по25.09 зования.
Формирование мощь учителя. Наклеивают
умений ориентироваться по картинку компаса в тетрадь
компасу
Ориентирование по 1ч.
Формирование умений ориместным признакам
ентироваться по местным
природы
30.09 признакам природы, принимать решения в нестандартной ситуации

Определяют стороны горизонта по признакам природы,
изображенных на иллюстрации, используя помощь педагога

Составляют рассказа о своей
местности по плану, предложенному учителем.
Выполняют зарисовки, упражнения в тетради на печатной основе
после наблюдений, проведенных
во время экскурсии

Дают определение географическим понятиям «горизонт», «линия горизонта». Называют свойства горизонта
Называют основные стороны горизонта. Зарисовывают схему сторон горизонта в тетради
Рассказывают, что такое компас и
правила пользования компасом
пользоваться. Схематически зарисовывают компас. Определяют
стороны горизонта с помощью
компаса в классе, школьном холле, на пришкольном участке
Рассказывают, что такое компас,
для чего он нужен и как он устроен. Ориентируются с помощью
компаса по местным признакам
природы

12

10.

11.

12.

13.

Ориентирование на 1ч.
Закрепление сформированНаблюдают за окружающей
местности
ных навыков ориентировадействительностью. Опреде02.10 ния с пользованием компа- ляют стороны горизонта по
са.
местным признакам природы,
Продолжение формирования принимая помощь учителя
умений наблюдать за окружающей
действительностью, обобщение своих
наблюдений
Формы поверхности Земли – 4часов
Рельеф местности, 1ч.
Формирование представлеНазывают основные формы
его основные форний обучающихся о формах земной поверхности. Зарисомы. Равнины, холмы 07.10 поверхности земного шара
вывают строение холма по
образцу с указанием его частей. Называют и показывают
горы и равнины на иллюстрациях
Знакомство с фор- 1ч.
Обобщение и закрепление Определяют форму рельефа
мами рельефа своей
сведений обучающихся о своей местности, опираясь на
местности
(своего 09.10 родном крае. Продолжение схемы и иллюстрации, совкрая).
(Экскурсия
формирования
умения местно с учителем
для
обучающихся,
наблюдать за окружающей
проживающих
в
действительностью, фиксисельской
местноровать и обобщать свои
сти)
наблюдения
Овраги, их образо- 1ч.
Формирования представле- Показывают на иллюстрации
вание
ний об образовании оврагов овраг, называют подписанные
14.10 и о вреде оврагов для сель- части оврага, делают макет
ского хозяйства. Воспитание оврага из сырого песка и глибережного отношения к ны
родной земле

Наблюдают за окружающей действительностью, выделяют признаки природы, по которым можно определить стороны горизонта.
Определяют стороны горизонта по
местным признакам природы, по
компасу

Называют основные формы земной поверхности. Рассказывают,
чем отличаются плоские и холмистые равнины. Определяют виды
равнин по иллюстрациям и схеме.
Показывают части холма на схеме
Определяют форму рельефа своей
местности. Составляют рассказ о
форме рельефа своей местности

Рассказывают о процессе образования оврагов и о вреде оврагов
для сельского хозяйства с опорой
на иллюстрации, зарисовывают
схему оврага и подписывают его
части. Делают макет оврага из сырого песка и глины

13

14.

15

16

17

18

Горы. Землетрясе- 1ч.
ния.
Извержения
вулканов
16.10

Продолжение формирования Составляют рассказ о горах из
представлений обучающих- предложенных
учителем
ся о разновидностях рельефа предложений. Лепят макет гоземного шара. Знакомство ры из пластилина. Отвечают
со стихийными явлениями на наводящие вопросы о стиприроды
(землетрясение, хийных явлениях в природе
извержение вулкана), формирование навыков безопасного поведения
Вода на Земле – 10 часов
Вода в природе
1ч.
Закрепление полученных на Приводят примеры, где встреуроках природоведения зна- чается вода в природе с опо21.10 ний о воде и ее значении
рой на иллюстрации. По схеме
для живых организмов и хо- рассказывают о круговороте
зяйственной деятельности
воды в природе
человека
Родник, его образо- 1ч.
Формирование элементар- Составляют рассказ по опорвание
ных представлений об обра- ным словам об образование
23.10 зовании родника
родника

Колодец,
вод

водопро- 1ч.

Формирование элементарных представлений о колод06.11 це и водопроводе как источниках пресной воды для человека
Река, ее части. Гор- 1ч.
Знакомство с горными и
ные и равнинные
равнинными
реками, их
реки
11.11 значении в жизни человека
и его хозяйственной деятельности

Рассказывают о горах и горных
системах. Зарисовывают схему
вулкана. Выполняют макет горного хребта из пластилина. Рассказывают о стихийных явлениях
природы (лавина, землетрясение,
извержение вулкана)

Приводят примеры, где встречается вода в природе. Рассказывают
как происходит круговорот воды в
природе по схеме

Рассказывают как накапливается
вода под землёй. Объясняют как
образовалось слово «источник».
Называют, из каких горных пород
состоят водопроницаемые и водонепроницаемые слои
По рисунку рассказывают о Рассказывают о работе водопростроении водопровода. Из вода. Называют правила охраны
пластилина делают макет ко- воды при пользовании водопроволодца
дом
Составляют предложения как
образуются реки по опорным
словам. Называют части реки,
обозначенные на схеме. Определяют по иллюстрации гор-

Рассказывают по схеме как образуются реки. Называют и показывают на схеме части реки. Определяют на схеме направление реки, левые и правые притоки.

14

ную и равнинную реку

19

Использование рек

1ч.
13.11

20

Озера. Водохрани- 1ч.
лища. Пруды
18.11

21

Болота, их осушение 1ч.
20.11

22

Океаны и моря

1ч.
25.11

Сравнивают горную и равнинную
реки по плану. Рассказывают как
образуется водопад
Продолжение формирования Составляют рассказ об ис- Рассказывают об использовании
представлений обучающих- пользование рек по схеме с пресной воды рек в хозяйственной
ся об использовании при- опорой на иллюстрации
деятельности человека
родных ресурсов (пресной
воды рек) в хозяйственной
деятельности человека
Продолжение формироваПо иллюстрациям и опорным Называют характерные особеннония представлений обучасловам рассказывают, где об- сти озера. Рассказывают, в каких
ющихся о многообразии во- разуются озера. Называют местах образуются озёра. Зарисодоемов земного шара.
различия пруда от озера, при- вывают схему озера. РассказываОбобщить и закрепить знанимая помощь учителя
ют, как образуются водохранилиния об озерах, прудах, водоща. Сравнивают пруд и озеро.
хранилищах родного края,
Приводят примеры искусственных
их использовании в хозяйводоемов
ственной деятельности человека
Продолжение формирования Составляют рассказ по серии Рассказывают об образовании бопредставлений обучающих- картинок «Образование бо- лот по схеме. Рассказываю, для
ся о болоте. Повторить и за- лот»
чего осушают болота и где искрепить сведения, полученпользуется торф
ные о торфе, его добыче и
использовании
Формирование понятий
Составляют рассказ по иллю- Называют характерные особенно«океан», «море».
страциям об использовании сти морей и океанов. Сравнивают
Знакомство обучающихся со морей и океанов человеком
и показывают на схеме окраинные
стихийными явлениями
и внутренние моря. Называют отприроды (шторм, цунами,
личия морской воды от пресной.
ураган)
Рассказывают, что такое цунами.
По иллюстрациям составляют рас-

15

23

Острова и полуост- 1ч.
Формирование
понятий Зарисовывают в тетради вмерова
«остров» и «полуостров»
сте с учителем остров, полу27.11
остров и подписывают их, делают макеты из пластилина

24

Водоемы в вашей 1ч.
Продолжение формирования
местности. Охрана
представлений о родном
вод от загрязнения
02.12 крае, обобщение сведений о
водоемах, их использовании. Охрана водоемов

Составляют рассказ о водоёмах из предложенных учителем предложений. Подбирают
иллюстрации и фотографии с
изображением водоемов

сказ об использование морей и
океанов в хозяйственной деятельности человека
Называют характерные особенности морей и океанов. На рисунке
находят и показывают острова,
полуострова, заливы и проливы.
Делают макет острова и полуострова из пластилина и цветной бумаги
Называют водоемы, которые есть
в местности, где проживают обучающиеся. Рассказывают как используют водные ресурсы и о мерах, предпринимаемых людьми
для охраны водоёмов. Составляют
альбом «Вода на Земле»

План и карта – 7 часов
25

Рисунок
предмета

и

26

План и масштаб

план 1ч.

Формирование первоначальных представлений
04.12 обучающихся о плане, его
значении.
1ч.

Продолжение формирования представлений обуча09.12 ющихся о плане, закрепление представления о масштабе.

Знакомятся
с
понятием
«план». Зарисовывают план
предметов (ластик, кубик) по
контурным линиям. Называют
отличия плана от рисунка, используя помощь учителя
Знакомятся с понятием «масштаб». Составляют рассказ
«Люди каких профессий используют масштаб в своей работе», по опорным словам, и
иллюстрациям

Рассказывают, что такое план и
для чего он нужен. Сравнивают
изображенные предметы на плане
и на рисунке, называя отличия.
Зарисовывают в тетради план
предметов (пенал, ластик, кубик)
Знакомятся с понятием «масштаб». Перечисляют профессии
людей, которым необходим план
местности

16

27

Условные
знаки 1ч.
Развитие умения читать
плана местности
простейшие планы, знаком11.12 ство с условными знаками
плана местности

28

План и географиче- 1ч.
Продолжение формироваская карта
ния представлений обуча16.12 ющихся о плане и его значении. Знакомство обучающихся с многообразием географических карт и их значением для жизнедеятельности человека
Условные цвета фи- 1ч.
Знакомство с условными
зической карты
цветами физической карты.
18.12 Обучение показывать на
физической карте России
формы поверхности, крупнейшие водоемы с опорой
на условный цвет, которым
обозначены различные
формы поверхности и водоемы
Условные знаки фи- 1ч.
Продолжение формировазической карты
ния представлений обуча23.12 ющихся о географической
карте. Знакомство с условными знаками физической
карты

29

30

Называют условные знаки
плана местности с опорой на
иллюстрации. Вычерчивают
простейшие знаки плана местности по образцу
Называют отличия плана от
карты, используя помощь учителя

По иллюстрации называют
формы земной поверхности. С
помощью учителя называют
основные цвета физической
карты

Называют характерные особенности изученных понятий. Читают
рассказ, используя условные знаки
плана местности
Сравнивают план города и карту.
Называют отличия плана от карты.
Показывают на карте стороны горизонта. Рассказывают, какими
бывают карты по назначению (физическая, политическая, административная, карта растений и животных)
Повторяют формы земной поверхности. Читают условные цвета, знаки географической карты.
Зарисовывают в тетради условные
знаки плана, цвета и условные
знаки физической карты

Соотносят условный знак фи- Называют условные цвета, знаки
зической карты с изображени- географической карты. Зарисовыем
вают в тетради условные цвета и
условные знаки физической карты

17

31

32

33

34

Физическая
карта 1ч.
России.
Значение
географической карты в жизни и дея- 25.12
тельности людей

Составляют рассказ о значении физической карты в жизни людей из предложенных
учителем предложений.
Показывают на физической
карте России границу государства, крупные географические объекты (равнины, горы,
океаны), опираясь на условные цвета карты, с помощью
учителя
Земной шар – 17 часов
Краткие сведения о 1ч.
Формирование у обучаю- Составляют рассказ о Земле,
Земле, Солнце, Луне
щихся элементарных пред- Солнце и Луне из рекомендо13.01 ставлений о телах Солнеч- ванных учителем предложеной системы
ний
Планеты
1ч.
Расширение круга элемен- Знают название 2-3 планет.
тарных представлений о Составляют рассказ об одной
планетах Солнечной систе- из планет, используя опорные
15.01 мы
слова и словосочетания. Располагают на макете планеты
по отношению к Солнцу, используя помощь учителя

Земля – планета. 1ч.
Доказательства
шарообразности
20.01
Земли

Обобщение и систематизация представлений обучающихся о физической карте и
ее значении. Формирование
умений показывать на карте
заданные объекты с помощью условных цветов и знаков

Рассказывают о значение физической карты в жизни человека с
опорой на план. Показывают на
физической карте России границу
государства, крупные географические объекты (равнины, горы, океаны), опираясь на таблицу условных цветов и знаков карты

Формирование у обучающихся представлений о
форме Земли. Продолжение
закрепления знаний о вращении Земли вокруг своей
оси и вокруг Солнца

Рассказывают, что такое Солнечная система. Знакомятся с
понятиями «астрономия», «планеты»
Показывают и называют планеты
(обозначенные и подписанные) на
схеме Солнечной системы. Знают
названия до 4 планет. Называют
отличительные признаки Земли от
других планет. Зарисовывают
вместе с учителем схему Солнечной системы. Располагают на макете, по образцу, планеты по отношению к Солнцу
Приводят примеры доказательства
шарообразности Земли. Показывают, с помощью теллурия, движение Земли. Рассказывают как
менялись представления о форме
и размерах Земли с опорой на ил-

Составляют рассказа из предложенных учителем предложений о планете Земля. Зарисовывают как выглядит планета Земля из космоса (по шаблону)

18

35

Современные
исследования
космоса

1ч.

Продолжить формирование
представлений обучающих22.01 ся об освоении космоса в
XX и XXI веках

36

Глобус - модель 1ч.
Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности 27.01
изображения суши и
воды на глобусе

37

Физическая
полушарий

карта 1ч.

Формирование представлений обучающихся о форме
Земли. Обучение пользоваться глобусом. Показ на
глобусе полюса, линии экватора. Закрепление знаний об
условных цветах физической карты

Повторение и закрепление
знаний обучающихся об
условных цветах физиче29.01 ской карты, линии экватора,
Северном и Южном полюсах, Северном и Южном полушариях.
Знакомство с картой полушарий.
Обучение показу на физической карте полушарий,
названных выше объектов

Называют первого космонавта. Составляют рассказ из
предложенных
учителем
предложений о первом полете
в космос
Показывают и называют глобус, определяют его назначение. Приклеивают картинку
глобуса в тетрадь, подписывают полюса и линию экватора. Лепят макет глобуса из
пластилина

Называют основные цвета
карты полушарий. Рассматривают условные знаки карты
полушарий. Показывают на
физической карте полушарий
полюса, линию экватора, материки, океаны

люстрации
Рассказывают о первом полете Ю.
А. Гагарина в космос

Рассказывают о строении глобуса.
Показывают на глобусе полюса,
линию экватора, южное и северное полушария. Лепят из пластилина модель Земли, обозначают на
ней полюса и линию экватора. Показывают на глобусе различные
формы поверхности (с опорой на
цвет) с помощью таблицы условных цветов и знаков
Определяют, какими цветами
изображена поверхность Земли на
карте полушарий. Рассматривают
условные знаки карты полушарий.
Показывают на карте полушарий и
глобусе полюса, линию экватора,
материки, океаны

19

38

39

40

Распределение воды 1ч.
Знакомство обучающихся с
и суши на Земле
распределением воды и су03.02 ши на Земле. Формирование
представлений обучающихся о неравномерности распределения воды и суши на
территории нашей планеты
Океаны на глобусе 1ч.
Продолжение формироваи карте полушарий
ния представлений обучаю05.02 щихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с
названием и месторасположением океанов на физической карте полушарий и на
глобусе. Обучение показу
заданных объектов на карте
и глобусе

Определяют по карте, что за- Определяют по карте, в каком понимает большую часть земно- лушарии больше воды, а в каком
го шара: вода или суша. Пока- островов и материков
зывают воду и сушу на карте,
опираясь на таблицу условных
знаков

Материки на глобу- 1ч.
се и карте полушарий (Евразия, Аф- 10.02
рика,
Северная
Америка,
Южная
Америка,
Австралия, Антарктида)

Называют материк, на котором мы живем. На карте показывают материки. Составляют рассказ о материке с
опорой на карту, используя
предложения, предложенные
учителем

Продолжение формирования
представлений обучающихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с названием и месторасположением
материков на физической
карте полушарий и на глобусе. Обучение показу заданных объектов на карте и
глобусе

Показывают на физической
карте и глобусе Мировой океан. Зачитывают названия океанов. Показывают океаны на
карте. Отвечают на вопросы
учителя об океанах с опорой
на карту. Подписывают названия океанов на контурной
карте

Называют Тихий, Атлантический,
Индийский, Северный Ледовитый
океаны. Рассказывают о хозяйственном значении океанов по
схеме или иллюстрациям.
Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости
(например, почему Северный Ледовитый океан получил такое
название). Находят на глобусе и
физической карте полушарий океаны, подписывают названия океанов на контурной карте
Находят и называют на глобусе и
физической карте полушарий материки, подписывают названия
материков на контурной карте.
Сравнивают материки и части света

20

41

Кругосветные пу- 1ч.
тешествия. Плавание экспедиции под
командованием Ф. 12.02
Магеллана

42

Первое русское кру- 1ч.
госветное плавание

43

Различие в освеще- 1ч.
нии и нагревании
Солнцем земной по- 19.02
верхности.
Понятие о климате,
его отличие от погоды. Основные типы
климата

Формирование представлений обучающихся о значении первого кругосветного
путешествия под командованием Ф. Магеллана

Составляют из предложений,
предложенных учителем, рассказ об экспедиции Ф. Магеллана. По пунктирным линиям
на контурной карте отмечают
первое кругосветное путешествие

Рассказ по плану и карте о первом
кругосветном плавании. Вычисляют длительность кругосветного
плавания (с опорой на даты, представленные в учебнике). Показывают на физической карте полушарий маршрут кругосветных путешествий под командованием Ф.
Магеллана

Знакомство с первым рус- Составляют из предложенных
ским кругосветным плава- учителем предложений раснием и его значением
сказ о русском кругосветном
17.02
плавании.
По пунктирным
линиям на контурной карте
отмечают первое русское кругосветное плавание (маршрут
Крузенштерна, шлюп «Нева»)

Составляют рассказ по плану и
карте о первом русском кругосветном плавании. Вычисляют
длительность кругосветного плавания (с опорой на даты, представленные в учебнике)
Рассказывают как происходило
первое путешествие, каково значение первого кругосветного плавания, какой вклад внесли русские
моряки в географическую науку
Рассказывают о значении солнца
для жизни на земле с опорой на
схему или рисунки.
Составляют рассказ с опорой на
схему, от чего зависит климат и от
чего зависит погода

Формирование представлений обучающихся о различии в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Знакомство с
климатом земного шара

С помощью теллурия показывают движение Земли вокруг
Солнца.
Составляют рассказ о климате
своей местности, используя
помощь учителя

21

44

Пояса освещенно- 1ч.
сти: жаркие, умеренные, холодные. 24.02
Изображение их на
глобусе и карте полушарий

45

Природа тропиче- 1ч.
Расширение круга представского пояса. Тропилений обучающихся об осоческие леса
26.02 бенностях природных условий тропического пояса

46

47

Продолжение формирования
первоначальных представлений о разнообразии климата на Земном шаре

Составляют рассказ об одном
из поясов освещенности из
предложенных
учителем
предложений. Раскрашивают в
контурной карте пояса освещенности. Заполняют схему
пояса освещенности

Показывают на карте тропический пояс, выделенный учителем. Заштриховывают (закрашивают) заранее обозначенный учителем тропический
пояс в тетради.
Узнают изображения типичных животных тропического
пояса и называют их (от 3 до 5
представителей)
Природа тропиче- 1ч.
Знакомство с природными Узнают изображения типичского пояса. Саванзонами саванн и пустынь ных животных саванн и пуны и пустыни
03.03 тропического пояса
стынь тропического пояса и
называют их (от 3 до 5 представителей)
Природа умеренных 1ч.
Знакомство обучающихся с
и полярных поясов
особенностями природных
05.03 условий умеренных и полярных поясов

Называют и показывают умеренные и полярные пояса
освещенности,
выделенные
учителем на карте. Составля-

Устанавливают простейшие причинно-следственные связи между
географическим
положением,
солнечной радиацией, подстилающей поверхностью. Называют
основные типы климатов, их характерные признаки. Составляют
устный рассказ об одном из поясов освещенности с опорой на
схему/ план. Чертят в тетради
схему «Пояса освещенности»
Называют, с опорой на схему
«пояса освещенности», какие материки и океаны расположены в
пределах тропического пояса.
Узнают изображения типичных
животных тропического леса и
называют их (до 5 представителей), показывают на карте «Растительный и животный мир» тропического леса с помощью учителя
Узнают изображения типичных
животных саванн и пустынь,
называют их (до 5 представителей), показывают на карте «Растительный и животный мир» природные зоны саванн и пустынь с
помощью учителя
Называют материки и океаны,
расположенные в пределах умеренного и полярного поясов. Составляют рассказ о природе уме-

22

48

49

50

51

ют рассказ из предложенных
учителем предложений о природе умеренных или полярных
поясов (Арктика, Антарктика)
Обобщающий урок 1ч.
Обобщение изученного ма- Выполняют контрольное тетериала по разделу Земной стирование с опорой на учеб10.03 шар. Работа с картой полу- ник, с помощью учителя
шарий и глобусом. Выполнение заданий в тетради на
печатной основе
Карта России-20 часов
Карта России. Гео- 1ч.
Знакомство обучающихся с Показывают на карте и
графическое полоположением России на гло- настольной карте Россию, исжение России на 12.03 бусе, карте. Формирование пользуя помощь учителя.
глобусе, карте попредставлений о площади Выделяют среди других изоблушарий,
физичегосударства,
повторение ражений флаг и герб РФ. Заской карте нашей
символики РФ
рисовывают вместе с учитестраны
лем флаг РФ
Столица России – 1ч.
Продолжение формирования С помощью находят на карте
Москва
представлений обучающих- столицу нашей Родины. Рас17.03 ся о Москве как главном го- сматривают иллюстрации дороде (столице) России
стопримечательностей столицы. Составляют рассказ о столице, используя опорные слова и словосочетания
Границы
России. 1ч.
Формирование представлеСухопутные граниний обучающихся о госуцы на западе и юге
19.03 дарственных границах. Закрепление знаний об условных обозначений физической карты. Формирование

Показывают границы России
на физической карте, обводят
по пунктирным линиям в контурной карте сухопутные границы

ренных и полярных поясов по
плану
Выполняют контрольное тестирование по разделу «Земной шар»

Составляют описание географического положения России (с опорой
на план в учебнике). По карте поясов освещенности определяют, в
каких поясах лежит Россия
Находят на карте столицу нашего
государства. Рассказывают о достопримечательностях Москвы с
опорой на иллюстрации. Рассматривают план центра Москвы (по
приложению к учебнику). Находят улицы, о которых говорится в
тексте учебника
Показывают на карте сухопутные
границы,
их
протяженность.
Называют государства, с опорой
на политическую карту, с которыми РФ граничит на западе и
юге.

23

52

53

54

навыков правильного показа
объектов на географической
карте
Морские границы. 1ч.
Продолжение формироваОкеаны и моря,
ния представлений обучаюомывающие берега 02.04 щихся о государственных
России. Моря Сеграницах.
верного Ледовитого
Закрепление знаний условокеана
ных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков
правильного показа объектов на географической карте

Показывают границы России
на физической карте. Обозначают на контурной карте северный ледовитый океан
Показывают на карте за Северный Ледовитый океан,
омывающий берега России, и
читают названия морей.
Рассказывают по иллюстрациям, используя помощь учителя
о природе морей (не выделяя
конкретных названий) , омывающих берега России на севере.
Моря Тихого и Ат- 1ч.
Продолжение формироваПоказывают на карте Тихий и
лантического океания представлений обучаю- Атлантический океан, читают
нов
07.04 щихся о государственных
названия морей.
границах России.
Рассказывают по иллюстраЗакрепление знаний
об ции, используя помощь учитеусловных обозначениях и ля, о природе морей, омываусловных цветах физиче- ющих берега России
ской карты. Формирование
навыков правильного показа
объектов на географической
карте
Острова и полуост- 1ч.
Формирование представлеПоказывают и называют острова России
ний о территории РФ, острова и полуострова, заранее
09.04 ровах и полуостровах Севыделенные учителем
верного Ледовитого, Тихо-

Выделяют сухопутные границы
РФ на контурной карте
Показывают на карте морские
границы РФ. Рассказывают о природе морей, омывающих берега
России (не выделяя конкретных
названий).
Называют и показывают моря Северного Ледовитого океана на
карте. Рассказывают о морях Северного Ледовитого океана по
плану

Называют и показывают на карте
моря Тихого и Атлантического
океанов. Наносят океаны, моря на
контурную карту.
Составляют описания одного из
морей с опорой на план

Называют и показывают острова и
полуострова России. Рассказывают об особенностях природы островов и полуостровов России. Со-

24

го, Атлантического океанов.
Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков
правильного показа объектов на географической карте
1ч.
Формирование представлений о поверхности РФ, ее
14.04 разнообразии.
Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков
правильного показа объектов на географической карте
1ч.
Закрепление представлений
обучающихся о рельефе РФ,
совершенствование навыков
16.04 работы с настенной,
настольной картами, формирование навыков работы
с контурными картами

55

Рельеф нашей страны. Низменности,
возвышенности,
плоскогорья

56

Работа с контурными картами

57

Горы: Урал, Север- 1ч.
ный Кавказ, Алтай,
Саяны, Крымские
21.04

Продолжение формирования
представлений обучающихся о разнообразии поверхности РФ

ставляют описания одного из островов и полуостровов РФ с опорой на план. Наносят названия
островов и полуостров России на
контурную карту
Закрашивают в контурной
карте обозначенные равнины
(низменности, плоскогорья).
Составляют описание равнины по плану, используя помощь учителя

Называют и показывают на физической карте низменности, возвышенности, плоскогорья России.
Составляют описание равнины
(низменности, плоскогорья) с
опорой на план в учебнике

Наносят на контурную карту
названия крупных равнин,
плоскогорий,
низменностей
России, закрашивают (заштриховывают)
указанные
географические объекты, используя помощь учителя

Наносят на контурную карту
названия крупных равнин, плоскогорий, низменностей России,
закрашивают (заштриховывают)
указанные географические объекты

Называют и показывают на
настенной карте заранее выделенные учителем горы. Заштриховывают и закрашивают горы в контурной карте,
используя помощь учителя

Называют и показывают на
настенной
карте
Кавказские,
Уральские, Крымские горы, Алтай
и Саяны. Различают горы по высоте, размеру. Составляют описания гор России с опорой на план в
учебнике

25

58

Крупнейшие место- 1ч.
рождения полезных
ископаемых
(каменного
угля, 23.04
нефти, железной и
медной руд, природного газа)

59

Работа с контурны- 1ч.
ми картами
28.04

60

Река Волга

Закрепление знаний обучающихся о полезных ископаемых, продолжение формирования представлений обучающихся о богатстве недр
РФ.
Повторение условных обозначений полезных ископаемых

Закрепление представлений
обучающихся о рельефе
РФ, природных богатствах,
совершенствование навыков работы с настенной,
настольной картами, формирование навыков работы
с контурными картами
1ч.
Формирование представлений обучающихся о реке
30.04 Волге как одной из самых
длинных рек европейской
части России. Закрепление
знаний об использовании
рек в хозяйственной деятельности человека

Зарисовывают
в
тетради
условные знаки полезных ископаемых.
Закрашивают заранее обозначенные полезные ископаемые
в контурной карте. Изготавливают макеты условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте

Показывают крупнейшие месторождения полезных ископаемых,
добываемые на территории России.
Рассказывают об использовании
полезных ископаемых.
Зарисовывают в тетради условные
знаки полезных ископаемых, изготавливают макеты условных
знаков с последующим прикреплением их к настенной карте
Наносят на контурную карту Наносят на контурную карту
названия гор России, услов- названия гор России, условные
ные знаки полезных ископае- знаки полезных ископаемых в мемых в местах их добычи
стах их добычи

Показывают на настенной
карте реку Волгу, используя
помощь учителя. Составлять
из предложенных учителем
предложений
рассказописание реки Волги

Показывают по карте реку Волгу,
ее притоки Оку и Каму. Находят
ее по условным знакам на настенной карте ГЭС. Называют каналы,
соединившие Волгу с другими реками. Составляют описания Волги
с опорой на план

26

61

Реки: Дон, Днепр, 1ч.
Урал

Показывают изученные реки
на настенной карте, заранее
выделенные учителем. Составляют описание об одной
из изученных рек с опорой на
план, используя помощь учителя

62

Реки Сибири: Обь, 1ч.
Продолжение формироваЕнисей
ния представлений обучаю07.05 щихся о крупных реках РФ.
Знакомство школьников с
реками азиатской части РФ.
Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным
ресурсам страны
Реки Лена и Амур
1ч.
Продолжение формирования
представлений обучающихся
12.05 о крупных реках РФ. Знакомство школьников с реками
Азиатской части РФ. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения
к водным ресурсам страны

Показывают изученные реки
на настенной карте, заранее
выделенные учителем. Составляют описание об одной
из изученных рек с опорой на
план, используя помощь учителя

63

Продолжение формирования представлений обучающихся о крупных реках РФ.
05.05 Закрепление знания об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным
ресурсам страны

Показывают изученные реки
на настенной карте, заранее
выделенные учителем. Составляют описание одной из
изученных рек с опорой на
план, используя помощь учителя

Показывают на настенной карте
изученные реки, крупные водохранилища. Называют канал, соединяющий реки Дон и Волгу.
Рассказывают о старинном русском городе, расположенном на
берегу реки Днепр. Составляют
описание изученных рек с опорой
на план. На контурной карте подписывают Дон, Днепр, Урал, Печору, Северную Двину
Называют равнину по которой
протекают реки Обь и Енисей, показывают их путь по карте. По
условным знакам находят крупные ГЭС, построенные на реках
Енисей, и Ангара. Составляют
описание изученных рек с опорой
на план. На контурной карте подписывают изученные реки. Сравнивают протяженность рек Обь и
Енисей по рисунку в учебнике
Показывают на карте реки Лену,
Амур и их притоки. Сравнивают
по протяженности изучаемые реки
с другими реками России по рисунку. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На
контурной карте подписывают
изученные реки

27

64

65

66

Озера Ладожское, 1ч.
Продолжение формироваОнежское, Байкал
ния представлений обучаю14.05 щихся о водоемах РФ. Знакомство обучающихся с
крупнейшими озерами России. Закрепление знаний об
использовании озер в хозяйственной деятельности человека.
Воспитание бережного отношения к водным ресурсам
страны
Крупные
города 1ч.
Продолжение формироваРоссии
ния представлений обучающихся о многообразии го19.05 родов России, знакомство с
названиями, географическим положением и достопримечательностями крупнейших городов РФ. Повторение и обобщение знаний о
столице России
Работа с контурны- 1ч.
Закрепление представлений
ми картами
обучающихся о городах РФ,
21.05 совершенствование навыков
работы с настенной,
настольной картами, навыками работы в контурных
картах. Воспитание аккуратности, усидчивость

Показывают на настенной
карте заранее обозначенные
озера.
Составляют из предложенных
учителем предложений об
озерах России. Подписывают
название озер на контурной
карте, используя помощь учителя

Называют и показывают озера
России на настенной карте. Рассказывают об их особенностях.
Называют реки, впадающие в
Каспийское море. Поясняют, почему Каспийское озеро называется морем.
Наносят на контурную карту
названия изученных озер

Показывают на карте столицу
России, родной город (с помощью). Рассказывают о достопримечательностях столицы и своего города, опираясь
на иллюстрации и опорные
слова

Показывают на карте столицу
России, города-миллионеры, родной город.
Составляют рассказа о столице
России с опорой на план. Перечисляют достопримечательности
родного города (поселка)

Отмечают на контурной карте
заранее отмеченные учителем
условные изображения столицы. Подписывают на контурной карте родной город

Наносят на контурную карту
условные знаки изображения столицы,
названий
городовмиллионеров, родного города

28

67

68

Наш край на физи- 1ч.
Расширение представлений
ческой карте Рособучающихся о родном
сии
26.05 крае. Формирование умений
находить нашу страну на
карте, показ столицы РФ
Повторение
1ч.
Повторение и обобщение
начального
курса
представлений обучающихфизической геогра- 28.05 ся, формируемых в начальфии
ном курсе физической географии

Составляют рассказ о родном Составляют рассказ о родном крае
крае по плану, используя с опорой на план, предложенный
опорные слова и предложения учителем. Пишут письмо другу, в
котором содержится описание
родного края
Выполняют контрольное те- Выполняют контрольное тестиростирование с опорой на учеб- вание по начальному курсу геоник
графии

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».