Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Рисование (изобразительное искусство)» (для 1 класса) на 2024-2025 учебный год Составитель: Рыжкова О.П. Астрахань, 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................... 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ........................................................................................... 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................... 7 IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............................................ 10 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена общеобразовательной на основе программы Федеральной обучающихся адаптированной с умственной основной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Рисование (изобразительное искусство)» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 1 час в неделю, 33 часа в год (1 час в неделю). В 2024-2025 уч. году рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 1 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 32 часа в год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)». Основная цель обучения предмету заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучении умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Задачи обучения: − воспитание интереса к изобразительному искусству; − раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека; 3 − воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; − формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. − расширение художественно-эстетического кругозора; − развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них; − формирование знаний элементарных основ рисунка; − обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках; − обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) − обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности; − формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению; − воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы, для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация). Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 1 классе определяет следующие задачи: − формирование навыков и приемов работы в разных видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация); − формирование у обучающихся зрительно-графических умений и навыков, изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе и работе в нетрадиционных техниках; − обучение нахождению в изображаемом существенных признаков, установлению сходства и различия, ориентировке на плоскости листа бумаги (слева, справа, верх, низ, середина; последовательности выполнения рисунка; − корригирование недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; 4 − развитие мелкой моторики рук, правильное удержание карандаша и кисточки, формирование навыков произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения; − развитие речи обучающихся и обогащение словарного запаса за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества. изобразительных средств (точка, линия, контур, штриховка и т.д.); − обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира; − воспитание интереса к изобразительной деятельности, эстетических чувств и понимание красоты окружающего мира; − воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основы самооценки. 5 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В результате обучения изобразительному искусству в 1 классе у обучающихся развивается цветовосприятие и умение изображать увиденное цветными художественными материалами, формируется умение анализировать форму, строение (конструкционные особенности) объекта наблюдения, умение выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, потом изображать его, передавая основное сходство. На уроках по изобразительному искусству осуществляется пропедевтика обучения композиционной деятельности, проводится работа по восприятию некоторых произведений искусства, сопутствующих теме определенного занятия. У обучающихся формируется база, основа для творческой деятельности: опыт относительно полных и точных представлений о предметном мире и явлениях окружающей действительности и зрительно-двигательные представления – способы изображений увиденного. Содержание разделов № п/п 1. Название раздела, темы Подготовительный период обучения Количеств о часов 3 Контрольные работы - 2. «Обучение композиционной деятельности» 10 - 3. «Развитие у обучающихся умений воспринимать 13 - 6 - 32 - и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» 4. «Развитие у обучающихся восприятия цвета предметов и формирование умений переливать его в живописи» Итого: 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − осознание себя как ученика, заинтересованного обучением; − положительное отношение к окружающей действительности; − эстетическое восприятие окружающей действительности; − понимание красоты в окружающей действительности и возникновении эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; − умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится». Предметные: Минимальный уровень: − правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; − правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками кисть; − обводить карандашом шаблоны, пользоваться трафаретом; − проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги; − различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения; − узнавать, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); − знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе; − уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки; − подготавливать к работе пластилин, использовать приемы лепки; − использовать в аппликации приемы вырезания ножницами (резать по прямой линии) Достаточный уровень: − знать названия художественных материалов, инструментов и принадлежностей , используемых на уроках изобразительного искусства в 1 классе; − знать названия основных цветов солнечного спектра; − знать названия изображаемых на уроках предметов, действий обьектов, изобразительных действий; 7 − знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома; − знать основные особенности материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; − знать выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет».; − находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; − оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); − использовать разнообразные способы выполнения аппликации; − применять разные способы лепки; − рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению; − передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; − узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Оценка достижений предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов к обучению и развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, 8 используя только качественную оценку. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи. Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно». Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися: − «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %; − «частично верно» - задание выполнено на 30-70%; − «неверно» - задание выполнено менее чем 30 %. 9 № Тема предмета Кол-во часов IV. 1 Вводный урок. Как приготовить рабочее место. Чем рисуют? На чем рисуют? 1 2 Игровые упражнения на различение цветов 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень I четверть – 8 часов Знакомство с Называют художественными художественные материалами – карандаши, материалы. бумага, ластик, точилка для С помощью учителя карандашей. Организация рабочего места. правильно располагают материалы для рисования Отработка навыка на столе. правильного захвата карандаша. Отрабатывают навыки Изучение последовательного правильного захвата открывания альбома. карандаша. С помощью учителя последовательно открывают и переворачивают альбомные листы. Знакомство с основными С помощью учителя цветами и их оттенками – правильно располагают красный, желтый, синий, материалы для рисования оранжевый, зеленый, на столе. фиолетовый. Знакомятся с основными Ответы на вопросы: цветами и их оттенками. Что окрашено в желтый Находят заданные цвета. цвет? Дата Достаточный уровень Пользуются художественными материалами Располагают материалы для рисования на столе. Следят за правильным захватом карандаша в руке. Самостоятельно открывают альбом и последовательно переворачивают листы. 06.09.2024 Располагают материалы для рисования на столе. Называют цвета. Отвечают на вопросы учителя. Соотносят цвета с картинкой. 13.09.2024 Что окрашено в красный цвет? Что окрашено в синий цвет? Что зеленого цвета? Формирование правильного удержания карандаша, навыка произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (замедление, ускорение). 3 Упражнения на развитие моторики рук 1 4 Простые формы предметов. Рисование 1 Знакомство с понятиями «форма», «простая форма». Соотношение геометрических форм – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с предметами окружающей действительности. Анализ формы предмета. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами. 5 Сложные формы предметов. Рисование 1 Знакомство с понятием «сложная форма». По наводящим вопросам учителя соотносят цвета с картинкой. С помощью учителя отрабатывают навыки правильного захвата карандаша. С помощью учителя отрабатывают толщину наносимых линий. Проводят прямые линии. Под контролем учителя рисуют круги без отрыва руки. Показывают, с помощью учителя, геометрические фигуры. С помощью учителя ориентируются на листе бумаги. Используют трафарет для обводки фигур. По наводящим вопросам учителя называют форму предмета. Правильно удерживают карандаш в руке. Самостоятельно регулируют толщину наносимых линий. Проводят различные виды линий (волнистые, наклонные). Рисуют круги без отрыва руки. 20.09.2024 Называют все геометрические формы. Ориентируются на листе бумаги. Рисуют геометрические формы без шаблона. Раскрашивают геометрические фигуры, ориентируясь на контуры. 27.09.2024 Находят в сложных формах простые формы. 04.10.2024 11 6 Сложные формы предметов. Рисование 1 Изучение разных форм у игрушек. Изучение разных форм у посуды. Рисование зайца из овалов. Рисование чашки прямоугольной формы. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами. 7 Знакомство с лепкой 1 Знакомство с пластичными материалами и приемами работы с пластилином. Изучение материалов для лепки. Подготовка рабочего места для занятий лепкой. Изучение техники безопасности при работе с пластилином. Показывают, с помощью учителя, геометрические фигуры. Используют трафарет для обводки фигур. По наводящим вопросам определяют форму посуды, игрушек. Подбирают цвета для раскрашивания, под контролем учителя. С помощью учителя изучают свойства пластилина. С помощью учителя организовывают рабочее место. Учатся отщипывать и разминать пластилин. По наводящим вопросам учителя отвечают на вопросы по ТБ при работе с пластилином. Называют все геометрические формы. Рисуют без шаблона. Самостоятельно определяют форму посуды. Раскрашивают рисунок, ориентируясь на контуры. Самостоятельно подбирают цвета для раскрашивания. Называют свойства пластилина. Правильно организовывают рабочее место. Рассказывают правила работы с пластилином. Выполняют элементарные приемы – отщипывание, раскатывание, вытягивание. Отвечают на вопросы по ТБ при работе с пластилином. 11.10.2024 18.10.2024 12 8 Знакомство с лепкой 1 Отработка навыков работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь. Сравнивают форму овощей и фруктов с геометрическими фигурами по вопросам учителя. Отрывают и разминают кусок пластилина. С помощью учителя выполняют действия с пластилином. С помощью учителя различают цвета пластилина. II четверть – 8 часов Сравнивают форму овощей и фруктов с геометрическими фигурами. Владеют навыками работы с пластилином. Работают со стекой. Различают цвета пластилина. Самостоятельно выполняют действия с пластилином. 25.10.2024 13 9 Лепка овощей и фруктов 1 Отработка навыков работы с пластилином. Знакомство с понятиями – разомни, оторви, раскатай, скатай, размажь, оттяни, примажь. 10 Лепка овощей и фруктов 1 Знакомство с бумагой. Изучение свойств бумаги. Изучение техники аппликация. 11 Знакомство с аппликацией 1 Знакомство с аппликацией в технике «рваной» бумаги. Сравнивают форму овощей и фруктов с геометрическими фигурами по вопросам учителя. Отрывают и разминают кусок пластилина. С помощью учителя выполняют действия с пластилином. С помощью учителя различают цвета пластилина. Знакомятся со свойствами бумаги. Под контролем учителя учатся отрывать бумагу. Сминают бумагу. Изучают технику аппликации. Сравнивают форму овощей и фруктов с геометрическими фигурами. Владеют навыками работы с пластилином. Работают со стекой. Различают цвета пластилина. Самостоятельно выполняют действия с пластилином. 08.11.2024 Называют основные свойства бумаги. Умеют отрывать небольшие кусочки бумаги. Самостоятельно выполняют действия с бумагой. Изучают технику аппликации. Подбирают необходимые цвета бумаги по образцу. 15.11.2024 22.11.2024 14 12 Аппликация «Осеннее дерево» 1 13 Аппликация «Осеннее дерево» 1 Знакомство с разными линиями – прямые, волнистые, ломаные. Отработка умения проводить различные линии. Дорисовывание картинок разными линиями. Дорисовывание человечкам волос разной длины. Дорисовывание забора. Дорисовывание волн на море. Под контролем учителя подбирают необходимые цвета бумаги. С помощью учителя отрывают бумагу. С помощью учителя правильно располагают готовые части аппликации на ствол дерева. Приклеивают части дерева, под контролем учителя. Правильно удерживают карандаш в руке под контролем учителя. Проводят прямые, волнистые, ломаные линии под контролем учителя. Сравнивают форму линий и точек с другими формами. С помощью учителя дорисовывают линии. Отрывают небольшие кусочки бумаги. Правильно располагают детали аппликации. Самостоятельно выполняют аппликацию по образцу. 29.11.2024 Правильно удерживают карандаш в руке. Самостоятельно проводят прямые, волнистые, ломаные линии. Анализируют, по вопросам учителя, различные предметы с точки зрения строения их формы. Работают самостоятельно по образцу. 06.12.2024 15 14 Игровые графические упражнения. Линии. Точки 1 15 Игровые графические упражнения. Линии. Точки 1 16 Украшение новогодней елки разноцветными флажками. Аппликация и рисунок 1 Знакомство с понятиями – Новый год, елка, флажки, украшение. Передача ощущения праздника художественными средствами. Украшение елки нарисованными флажками (готовая форма). Подбирают цвета по образцу. Работают по шаблонам. Раскрашивают и украшают флажки по образцу под контролем учителя. Работают в технике аппликации под контролем учителя. Подбирают цвета по образцу. Самостоятельно располагают рисунок на альбомном листе. Украшают флажки узорами с помощью линий разной толщины, по образцу. Работают в технике аппликация. Выполнение аппликации Под контролем учителя Самостоятельно «Снеговик». подбирают бумагу для подбирают бумагу для Украшение снеговика. аппликации. аппликации. Вырезают части снеговика Самостоятельно вырезают под контролем учителя. части снеговика. С помощью учителя Самостоятельно располагают готовые выполняют аппликацию детали снеговика на по образцу. листе. Украшают снеговика по Украшают снеговика по предложенному образцу. образцу, под контролем учителя. III четверть – 9 часов 13.12.2024 20.12.2024 27.12.2024 16 Зима. Аппликация «Снеговик» «Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок 1 19 «Рыбки в аквариуме». Аппликация и рисунок 20 21 17 18 Изучение формы. Форма и создание композиции внутри заданной формы. Развитие художественных навыков при создании аппликации на основе знания простых форм. Работа с шаблоном. Творческие умения и навыки работы фломастерами и цветными карандашами. Называют простые формы. Владеют приемами составления аппликации. Рисуют аквариум и рыбок с помощью шаблона. Подбирают цвета под контролем учителя. 1 Различие деревьев по временам года. Изучение строения дерева – ствол, ветки, листья, иголки, корни. Изображение деревьев 1 Пирамидка, рыбка. Рисование 1 Правильное расположение картинки на листе бумаги. Работа с шаблоном. Дорисовывание картинок. Раскрашивание картинок. Различают деревья по временам года, под контролем учителя. Показывают и называют, с помощью учителя части дерева. Под контролем учителя ориентируются на альбомном листе. Рисуют под контролем учителя. С помощью учителя располагают картинки на листе. Подбирают цвета под контролем учителя. Работают по шаблону. 1 Называют простые 17.01.2025 формы. Владеют приемами 24.01.2025 составления аппликации. Создают сложную многофигурную композицию. Работают самостоятельно по образцу. Различают деревья в 31.01.2025 разное время года. Называют части дерева. Ориентируются на листе альбома. Рисуют дерево самостоятельно по образцу. Самостоятельно, по образцу располагают рисунок на листе бумаги. Подбирают цвета по образцу. 07.02.2025 14.02.2025 17 Стараются раскрашивать картинки по контуру. Создают и изображают на плоскости средствами аппликации и графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный образ (пирамидка, рыбка). Дополнительные каникулы 22 Сказка «Колобок». Рисование 1 Рассматривание иллюстрации сказки «Колобок». Анализ форм предметов. Развитие наблюдательности. Усвоение понятий «слева» и «справа». 23 Сказка «Колобок». Рисование 1 Изучение частей многоэтажного дома (дом, стены, окна, дверь, крыша, этажи) Различие зданий. Знакомство с ножницами. Устройство ножниц. Техника безопасности при работе с ножницами. Узнают героев сказки. По наводящим вопросам учителя, называют форму предметов. С помощью учителя находят заданные параметры на листе. Дорисовывают рисунок по опорным точкам. Показывают части дома. Показывают части (детали) ножниц. Разрезают бумагу по короткой линии смыкая лезвие ножниц до конца. Выполняют аппликацию под контролем учителя. Определяют характер героев сказки. Ориентируются в пространстве листа. Находят заданные параметры. Рисуют самостоятельно по образцу. 28.02.2025 Называют части дома. Различают здания. Соблюдают технику безопасности при работе с ножницами. Разрезают бумагу по короткой линии смыкая лезвие ножниц до конца. 07.03.2025 18 Приемы резания ножницами по прямым линиям. Выполнение аппликации. 24 Аппликация «Дом в городе» 1 Определение времени года. Повторение ориентировки на альбомном листе – слева, справа, над, под Знакомство с красотой и разнообразием весеннего мира природы. Эстетическое восприятие деталей природы (красоты весенних деревьев. 25 Весна. Почки на деревьях. Рисование 1 Повторение времен года. Рисование по описанию. Построение рисунка с использованием вспомогательных точек. Выбор необходимого цвета. Самостоятельно выполняют аппликацию. С помощью учителя, по картинам, определяют время года. Рассматривают весенние картины. Ориентируются на листе бумаги по вопросам учителя. Рисуют деревья с помощью учителя. Про наводящим вопросам определяют время года. Называют геометрические фигуры, из которых состоит рисунок. Проводят линии, под контролем учителя. Подбирают цвета, под контролем учителя. Рассматривают картины и определяют по картине время года. Отвечают на вопросы по содержанию картин. Ориентируются на листе бумаги. Рисуют деревья по образцу. 14.03.2025 Называют признаки весеннего время года. Называют геометрические фигуры, из которых состоит рисунок. Самостоятельно соединяют линии и раскрашивают рисунок. Подбирают цвета по образцу. 21.03.2025 19 IV четверть – 7 часов 26 27 Рисование картины по опорным точкам «Кораблик» 1 Знакомство с гуашью 1 Повторение времен года. Рисование по описанию. Построение рисунка с использованием вспомогательных точек. Выбор необходимого цвета. Подготовка рабочего места для рисования гуашью. Знакомство со свойствами гуаши. Знакомство с художественными инструментами – краска гуашь, кисти, палитра. Изучение способа примакивания. Про наводящим вопросам определяют время года. Называют геометрические фигуры, из которых состоит рисунок. Проводят линии, под контролем учителя. Подбирают цвета, под контролем учителя. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. Изучают свойства гуаши. Знакомятся с художественными инструментами – краска гуашь, кисти, палитра. Задание выполняют под контролем учителя. Называют признаки весеннего время года. Называют геометрические фигуры, из которых состоит рисунок. Самостоятельно соединяют линии и раскрашивают рисунок. Подбирают цвета по образцу. Называют свойства гуаши. Называют детали кисти. Называют и различают художественные инструменты – краска гуашь, кисти, палитра. Задание выполняют самостоятельно. 04.04.2025 11.04.2025 20 28 Рисование солнца на небе, травки на земле 1 Выражение настроения в изображении. Какое настроение вызывают разные цвета? Развитие навыков работы с красками, цветом. Усвоение таких понятий, как «ясно», «пасмурно». Практика работы с красками. 29 Рисование радуги 1 Повторение цветов радуги. Метод примакивания. 30 Аппликация «Коврик для куклы» 1 Повторяют и называют цвета. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. По наводящим вопросам повторяют технику работы с гуашью. Рисунок выполняют по образцу, под контролем учителя. Владеют приемом примакивания. Называют свойства гуаши. Правильно организовывают рабочее место. Называют и применяют технику работы с гуашью Рисунок выполняют самостоятельно по образцу. Владеют приемом примакивания. Называют свойства гуаши. Правильно организовывают рабочее место. Рисунок выполняют самостоятельно по образцу. Повторяют и называют цвета. По наводящим вопросам называют свойства гуаши. С помощью учителя организовывают свое рабочее место. Рисунок выполняют по образцу под контролем учителя. Знакомство с узором, Владеют приемами Называют орнаментом, ритмичностью составления формы. формы, украшением. аппликации. 18.04.2025 25.04.2025 простые 16.05.2025 21 31 Аппликация «Коврик для куклы» 1 Правильное узора в полосе. расположение Рассматривают орнаменты, находят в них природные и геометрические мотивы. Получают первичные навыки декоративного изображения. 32 Нарисуй свою картину 1 Рассматривание рисунков. Отбор объектов изображения. Формирование пространственных представлений у детей. Расположение объектов на листе. Правильная ориентация на плоскости листа бумаги. Расстановка предметов в рисунке. Понятие вертикальной плоскости (небо или стена). Развитие пространственных представлений. Понятия «над», «под», «посередине», «в центре» Рассматривают рисунки. Под контролем учителя располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги. Под контролем учителя усваивают понятия «над», «под», «посередине», «в центре» Выполняют работу по выбору, из предложенных образцов Владеют приемами 23.05.2025 составления аппликации. Находят орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданными человеком. Отвечают на вопросы 30.05.2025 по рисункам. Правильно располагают объекты, выбранные для изображения на листе бумаги. Различают понятия (над, под, посередине, в центре). Учитывают размер и форму предметов. Работают самостоятельно 22