Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Математика» (для 1 класса) на 2024-2025 учебный год Составитель: Рыжкова О.П. Астрахань, 2024 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ....................................................................... 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 7 IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ....................... 10 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 99 часов в год (3 часа в неделю). В 2024-2025 уч. году рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 1 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 98 часов в год (3 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цель обучения – подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками. Задачи обучения: формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, не- 3 обходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач; развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 1 классе определяет следующие задачи: формирование умения выделять свойства предметов, такие как цвет, форма, размер и сравнивать их по свойствам предметов; формирование умения определять положения предметов относительно себя, друг друга, показывать на себе положение частей тела, определять положение предметов на плоскости и в пространстве; формирование умения образовывать числа первого десятка, писать цифры, обозначающие числа первого десятка, их сравнение, выполнять арифметические действия (сложение и вычитание) с ними; формирование умения решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка; формирование первоначальных представлений о геометрических фигурах. 4 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение математике в 1 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Программа обучения в 1 классе предусматривает значительный подготовительный (пропедевтический) период. Задача подготовительного периода — выявление количественных, пространственных, временных представлений обучающихся, представлений о размерах, форме предметов, установление потенциальных возможностей детей в усвоении математических знаний и подготовка их к усвоению систематического курса математики и элементов наглядной геометрии, формирование общеучебных умений и навыков. В пропедевтический период уточняются и формируются у обучающихся понятия о размерах предметов, пространственные представления, количественные представления, временные понятия и представления. После пропедевтического периода излагается содержание разделов математики: знакомство с числами первого десятка, цифрами для записи этих чисел, действиями сложения и вычитания; одновременно обучающиеся знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 50 копеек, 1 руб., 2 руб., 5 р., 10 р., обучение решению арифметических задач. Выбор методов обучения обусловливается рядом факторов: содержанием изучаемого материала, возрастом и уровнем развития обучающихся, а также уровнем готовности их к овладению учебным материалом. На выбор методов обучения оказывает влияние коррекционная направленность обучения, а также решение задач социальной адаптации. На уроках математики широкое применение находят дидактические игры. Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно 5 эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для обучающихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребенка, развивают его произвольное внимание, память. На всех этапах процесса обучения математике необходимо широко использовать предметно-практическую деятельность обучающихся. При этом учитывается накопление не только математических знаний, но и навыков учебной деятельности. Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количе- Контрольные ство работы часов 1. Подготовка к изучению математики 22 2. Первый десяток 73 3. Итоговое повторение 3 Итого: 98 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося; позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить учебное задание хорошо (правильно); начальные навыки применения математических знаний в самообслуживании и доступных видах хозяйственно-бытового труда. Предметные: Минимальный уровень: различать 2 предмета по цвету, величине, размеру, массе; сравнивать предметы по одному признаку; определять положение предметов на плоскости; определять положение предметов в пространстве относительно себя; образовывать, читать и записывать числа первого десятка; считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10; сравнивать группы предметов; решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала; пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределах 10; решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя); строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию; обводить геометрические фигуры по трафарету; 7 иметь представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней). Достаточный уровень: сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2—4 предмета; по одному и нескольким признакам; показывать на себе положение частей тела, называть положение предметов относительно себя, друг друга, называть положение предметов на плоскости и в пространстве; образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10; считать в прямом и обратном порядке в пределах 10 оперировать количественными и порядковыми числительными в пределах первого десятка; заменять 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.); сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы; решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10; пользоваться переместительным свойством сложения; пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых; пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10; решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, записывать решение в виде арифметического примера; отображать точку на листе бумаги, на классной доске; строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию; проводить прямую линию через одну и две точки; обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету; иметь представления о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней). 8 Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи. Работа обучающихся поощряется и стимулируется использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно» Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися: «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %; «частично верно» - задание выполнено на 30 -70%; «неверно» - задание выполнено менее чем на 30 %. 9 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема предмета Кол-во часов IV. Программное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Дата Достаточный уровень I четверть – 24 часа Подготовка к изучению математики – 22 часа 1 Цвет Классификация предметов по цвету Назначение предметов 1 Знакомство с учебником, рабочей тетрадью Различение предметов по цвету на основе предметно-практической деятельности и показа изображений в учебнике Выделение предметов в совокупности по цвету Сравнение предметов по цвету Различают (понимают в речи учителя) слова, определяющие цвет предметов. Различают 2 предмета по цвету. Сравнивают предметы по цвету 2 предмета 2 Выделение предметов, обладающих формой круга 1 Распознавание среди моделей геометрических фигур круга, называние Определение формы предметов путём соотнесения с кругом (похожа на круг, круглая; не похожа на круг) Различение предметов, имеющих форму круга Сравнение предметов по форме Распознают, называют круг как геометрическую фигуру Различают 2 предмета по форме (круг) Различают и используют в собственной речи слова, определяющие цвет предметов Различают предметы по цвету Сравнивают предметы по цвету 2 - 4 предмета Распознают, называют круг как геометрическую фигуру Выделяют в окружающей об- 02.09.2024 03.09.2024 10 Сравнивают предметы по форме, 2 предмета Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма) Обводят круг по шаблону и трафарету 3 Большой – маленький Различение предметов по размерам Сравнение предметов по размерам 1 Выделение предметов в совокупности по размеру Сравнение предметов по размеру на основе предметно-практической деятельности и показа изображений в учебнике Различение слов, определяющих величину предметов: большой, маленький, равные (одинаковые) по величине Различают (понимают в речи учителя) слова, определяющие величину предметов Различают 2 предмета по размеру (большой, маленький, равные) Сравнивают предметы по размеру, 2 предмета становке предметы, имеющие форму круга Сравнивают предметы по форме (2 - 4 предмета) Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма) Обводят круг по контуру, шаблону и трафарету Различают и используют в собственной речи слова, определяющие величину предметов Различают предметы по размеру Сравнивают предметы по размеру (2 - 4 предмета) Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам 05.09.2024 11 Сравнивают (цвет, форма, предметы по од- размер) ному из признаков (цвет, форма, размер) 4 Выделение направлений: слева, справа, в середине, между 1 Различение расположения объектов в пространстве и на плоскости Выполнение практических упражнений на различение направлений: правый, левый, справа, слева, в середине, между Определяют положение предметов на плоскости Различают направления: правый, левый; справа, слева, в середине, между Определяют положение предметов в пространстве относительно себя 5 Выделение предметов, имеющих форму квадрата 1 Распознавание среди моделей геометрических фигур квадрата, называние формы Определение формы предметов путем соотнесения с квадратом (похожа на Распознают, называют квадрат как геометрическую фигуру. Определяют и называют положение предметов на плоскости и в пространстве Различают направления: правый, левый, справа, слева, в середине, между Определяют и называют положение предметов в пространстве относительно себя, друг друга Распознают, называют квадрат как геометрическую фигуру 09.09.2024 10.09.2024 12 6 Пространственные представления Выделение положений: вверху, внизу, верхний, нижний, на, над, под 1 квадрат, квадратная; не похожа на квадрат) Выделение предметов в совокупности по форме Дифференциация круга и квадрата Сравнение предметов по форме на основе предметно-практической деятельности и показа изображений в учебнике Различают 2 предмета по форме (квадрат) Сравнивают предметы по форме, 2 предмета Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер) Обводят геометрические фигуры (квадрат) по шаблону и трафарету Различение расположения объектов в пространстве и на плоскости Определение положения «вверху», «внизу» применительно к предметам в пространстве относительно себя; по отношению друг к другу; на плоскости Определение положения «выше», «ниже», «верхний», «нижний» применительно к положению предметов в пространстве по отношению друг к другу; на плоскости Определяют положение предметов на плоскости, в пространстве относительно себя Различают положения: вверху, внизу, верхний, нижний, на, над, под Различают предметы по форме (квадрат) Сравнивают предметы по форме (2 - 4 предмета) Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма) Обводят геометрические фигуры (квадрат) по контуру, шаблону и трафарету Определяют и 12.09.2024 называют положение предметов на плоскости и в пространстве, относительно себя, друг друга Различают положения: вверху, внизу, верхний, нижний, на, над, под 13 7 Длинный – короткий Сравнение предметов по длине Определение пространственного положения: внутри, снаружи, в, около, рядом 1 Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов «на», «над», «под» Перемещение предметов в указанное положение Сравнение двух предметов по размеру: длинный – короткий, длиннее – короче Сравнение трех-четырех предметов по длине (длиннее, самый длинный, короче, самый короткий) Выявление одинаковых, равных по длине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов Определение положения «внутри», «снаружи» применительно к положению предметов в пространстве по отношению друг к другу; на плоскости Определение пространственных отношений предметов между собой на основе использования в речи предлогов и наречий «в», «рядом», «около» Перемещение предметов в указанное положение Понимают в речи слова длинный, короткий, длиннее, короче Различают 2 предмета по длине Сравнивают предметы по длине, 2 предмета Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер, длина) Определяют положение предметов на плоскости. Различают положения внутри, снаружи, в, около, рядом Понимают и ис- 16.09.2024 пользуют в речи: длинный, короткий, длиннее, короче Различают предметы по длине Сравнивают предметы по длине 2 - 4 предмета Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер, длина) Определяют и называют положение предметов на плоскости и в пространстве Различают используют в речи слова, называющие положения: 14 8 Выделение предметов, имеющих форму треугольника 1 9 Широкий – узкий Сравнение предметов по ширине 1 внутри, снаружи, в, около, рядом Знакомство с геометрической фигурой Распознают, Распознают, 17.09.2024 треугольник: распознавание, называназывают треназывают трение угольник как угольник как Определение формы предметов путем геометрическую геометрическую соотнесения с треугольником (похожа фигуру фигуру на треугольник, треугольная; не поСравнивают Сравнивают хожа на треугольник) предметы по предметы по Дифференциация круга, квадрата, тре- форме, 2 предформе, 2 - 4 угольника мета предмета Выделение в целостном объекте (пред- Сравнивают Сравнивают мете, изображении предмета) его чапредметы по од- предметы по одстей, определение формы этих частей ному из признаному и нескольСоставление целостного объекта из от- ков (цвет, форма, ким признакам дельных частей (в виде композиции из размер) (цвет, форма) геометрических фигур) Обводят геомет- Обводят геометрические фигуры рические фи(треугольник) гуры (треугольшаблону и траник) по контуру, фарету шаблону и трафарету Сравнение двух предметов по размеру: Различают 2 Различают пред- 19.09.2024 широкий – узкий, шире – уже предмета по ши- меты по ширине Сравнение трех-четырех предметов по рине Сравнивают ширине (шире, самый широкий, уже, Сравнивают предметы по шисамый узкий) предметы по ши- рине 2 - 4 предВыявление одинаковых, равных по рине, 2 предмета мета ширине предметов в результате сравСравнивают Сравнивают нения двух предметов, трех-четырех предметы по од- предметы по одпредметов 15 ному из признаков (цвет, форма, размер, длина, ширина) 10 Положения: далеко – близко, дальше – ближе, к, от Сравнение предметов по удалённости 1 11 Выделение предметов, имеющих форму прямоугольника 1 ному и нескольким признакам (цвет, форма, размер, длина, ширина) Определение положения «далеко», Различают поло- Определяют и 23.09.2024 «близко», «дальше», «ближе» примежения: далеко – называют полонительно к положению предметов в близко, дальше – жение предмепространстве относительно себя, по ближе, к, от тов на плоскости отношению друг к другу Определяют по- и в пространстве Определение пространственных отно- ложение предме- Различают и исшений предметов между собой на остов в пространпользуют в речи нове использования в речи предлогов стве относислова, называю«к», «от» тельно себя щие положения: Перемещение предметов в указанное далеко – близко, положение дальше – ближе, к, от Знакомство с геометрической фигурой Распознают, Распознают, 24.09.2024 прямоугольник: распознавание, назыназывают прямо- называют прямование угольник как угольник как Определение формы предметов путем геометрическую геометрическую соотнесения с прямоугольником (пофигуру фигуру хожа на прямоугольник, прямоугольСравнивают Сравнивают ная; не похожа на прямоугольник) предметы по предметы по Дифференциация круга, квадрата, тре- форме, 2 предформе (2 - 4 угольника, прямоугольника; диффемета предмета) ренциация предметов по форме. Сравнивают Сравнивают Выделение в целостном объекте (пред- предметы по од- предметы по одмете, изображении предмета) его чаному из признаному и нескольстей, определение формы этих частей. ков (цвет, форма, ким признакам размер) (цвет, форма) 16 Составление целостного объекта из от- Обводят геомет- Обводят геометдельных частей (в виде композиции из рические фигуры рические фигеометрических фигур) (прямоугольник) гуры (прямопо трафарету угольник) по контуру, шаблону и трафарету 17 12 Высокий – низкий Различение, сравнение предметов по высоте 1 13 Глубокий – мелкий. Различение, сравнение предметов по глубине 1 Сравнение двух предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже Сравнение трех-четырех предметов по высоте (выше, самый высокий, ниже, самый низкий) Выявление одинаковых, равных по высоте предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов на основе предметно-практической деятельности и показа изображений в учебнике Различают 2 предмета по высоте Сравнивают 2 предмета по высоте Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота) Различают предметы по высоте Употребляют в речи слова: высокий, низкий, выше, ниже Сравнивают предметы по высоте (2 - 4 предмета) Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота) Сравнение двух предметов по глубине: Различают 2 пред- Различают предглубокий – мелкий, глубже – мельче мета по глубине. меты по глубине Сравнение трех-четырех предметов по Сравнивают 2 Употребляют в глубине (глубже, самый глубокий, предмета по глуречи слова: мельче, самый мелкий) бине глубже – мельче Выявление одинаковых, равных по Сравнивают пред- Сравнивают глубине предметов в результате сравметы по одному из предметы по нения двух предметов, трех-четырех признаков (цвет, глубине, 2 - 4 предметов форма, размер, предмета длина, ширина, Сравнивают высота, глубина) предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер, длина, 26.09.2024 30.09.2024 18 14 Отношения порядка следования: впереди, сзади, перед, за, первый, последний, крайний, после, следом, следующий за 1 15 Толстый – тонкий Сравнение предметов по толщине 1 ширина, высота, глубина) Определение положения «впереди», Определяют поло- Определяют и 01.10.2024 «сзади», применительно к положению жение предметов называют полопредметов в пространстве относина плоскости жение предметельно себя, по отношению друг к Определяют поло- тов на плоскости другу жение предметов и в пространстве Определение пространственных отно- в пространстве от- Определяют и шений предметов между собой на осносительно себя называют полонове использования в речи предлогов Различают отножение предме«перед», «за» шения порядка тов в пространПеремещение предметов в указанное следования: впестве относиположение реди, сзади, перед, тельно себя, Определение порядка следования лиза, первый, подруг друга нейно расположенных предметов, следний, после, Различают, исизображений предметов на основе по- следующий за пользуют в речи нимания и использования в собственслова, обозначаной речи слов, характеризующих их ющие отношепространственное расположение (перния порядка слевый – последний, крайний, после, следования: впедом, следующий за) реди, сзади, перед, за, первый, последний, крайний, после, следом, следующий за Сравнение двух предметов по размеру: Различают 2 пред- Различают пред- 03.10.2024 толстый – тонкий, толще – тоньше мета по толщине меты по толСравнение трех-четырех предметов по Сравнивают 2 щине толщине (толще, самый толстый, предмета по толтоньше, самый тонкий). щине 19 16 Временные представления: сутки (утро, день, вечер, ночь), рано, поздно, сегодня, завтра, вчера, на следующий день 1 Выявление одинаковых, равных по толщине предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота, толщина) Выделение частей суток (утро, день, вечер, ночь), установление порядка их следования. Овладение представлением: утро, день, вечер, ночь – это одни сутки. Определение времени событий в жизни обучающихся применительно к частям суток. Ориентирование во времени на основе усвоения временных представлений: «рано», «поздно», «сегодня», «завтра», «вчера», «на следующий день» применительно к событиям в жизни обучающихся. Имеют представления о временах года, о днях недели, о частях суток, их последовательности (возможно с помощью наглядного материала) Употребляют в речи слова: толстый, тонкий, толще, тоньше Сравнивают предметы по толщине, 2 - 4 предмета Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота, толщина) Имеют представ- 07.10.2024 ления о временах года, о днях недели, о частях суток, их последовательности. Используют в речи названия времен года, дней недели, частей суток 20 17 Быстро – медленно Сравнение предметов по скорости движения предметов 1 18 Тяжёлый – лёгкий Сравнение предметов по массе (весу) 1 Установление последовательности событий на основе оперирования понятиями «раньше», «позже» (на конкретных примерах из жизни обучающихся) Сравнение двух предметов по скорости передвижения на основе рассмотрения конкретных примеров движущихся объектов Различение понятий быстрее, медленнее Сравнение двух предметов по массе: тяжелый – легкий, тяжелее – легче Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (тяжелее, самый тяжелый, легче, самый легкий) Выявление одинаковых, равных по тяжести предметов в результате сравнения двух предметов, трех-четырех предметов Различают 2 предмета по скорости движения предметов Сравнивают 2 предмета по скорости движения предметов Различают пред- 08.10.2024 меты по скорости движения предметов Употребляют в речи слова: быстро, медленно, быстрее, медленнее Различают поняСравнивают 10.10.2024 тия: тяжёлый, лёг- предметы по кий, тяжелее, скорости движелегче ния предметов (2 Различают 2 пред- - 4 предмета) мета по массе Различают предСравнивают 2 меты по массе предмета по массе Употребляют в Сравнивают пред- речи слова: тяметы по одному из жёлый, лёгкий, признаков (цвет, тяжелее, легче форма, размер, Сравнивают длина, ширина, предметы по высота, толщина, массе (2 - 4 скорость движепредмета) ния предметов) Сравнивают предметы по одному или не- 21 скольким признакам (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота, толщина, скорость движения предметов) 22 19 Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов их составляющих: много, мало, несколько, один, ни одного 1 20 Временные представления: давно, недавно, молодой, старый 1 21 Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов их составляющих: больше, меньше, столько же, одинаковое количество, 1 Сравнение двух-трех предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих Оценивание количества предметов в совокупностях на глаз: много – мало, несколько, один, ни одного Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих (стало несколько, много; осталось несколько, мало, ни одного) Ориентирование во времени на основе усвоения представлений «давно», «недавно» применительно к событиям в личном опыте обучающихся Сравнение по возрасту: молодой – старый, моложе (младше) – старше Сравнение по возрасту двух - трех людей из ближайшего социального окружения обучающихся (членов семьи, участников образовательного процесса) Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы Различают предметные совокупности по количеству предметов их составляющих: много, мало, несколько, один, ни одного (с помощью учителя) Различают пред14.10.2024 метные совокупности по количеству предметов их составляющих, используют в собственной речи слова: много, мало, несколько, один, ни одного Различают временные представления: давно, недавно, раньше, позже, молодой, старый, моложе, старше (на примере близких людей, с помощью наглядного материала) Различают временные представления, используют в собственной речи слова: давно, недавно, раньше, позже, молодой, старый, моложе, старше 15.10.2024 Различают количественные отношения: больше, меньше, столько же, одинаковое количество, лишние, недостающие предметы (возможно с помощью) Различают количественные отношения, используют в собственной речи слова: больше, меньше, столько же, одинаковое количество, лишние, 17.10.2024 23 лишние, недостающие предметы 22 Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ 1 Уравнивание предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях: больше, меньше, одинаково, равно, столько же недостающие предметы Различают 2 предмета по объёму. Сравнивают 2 предмета по объёму Сравнивают предметы по одному из признаков (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота, толщина, масса, объём) Различают пред21.10.2024 меты по объёму Используют в собственной речи слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же Сравнивают 2 - 4 предмета по объёму Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер, длина, ширина, высота, толщина, масса, объём) Различают, читают и записывают число 1 (возможно с помощью учителя) Образовывают, различают, читают и записывают число 2 (возможно с помощью учителя) Различают, читают и записывают число 1 Первый десяток – 73 часа 23 Количество и счет Число и цифра 1 1 24 Число и цифра 2 Образование числа 2 путем присчитывания единицы Пара 1 Знакомство с числом и цифрой 1 Обозначение цифрой (запись) числа 1 Соотношение количества, числительного и цифры Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 2 Определение места числа 2 в числовом ряду Числовой ряд в пределах 2 22.10.2024 Образовывают, раз- 24.10.2024 личают, читают и записывают число 2 24 2527 Число и цифра 2 Сложение и вычитание в пределах 2 Простые арифметические задачи на сложение и вычитание Шар 3 Счёт предметов в пределах 2 Соотношение количества, числительного и цифры Сравнение чисел в пределах 2 Усвоение понятия «пара предметов»: определение пары предметов, составление пары из знакомых предметов II четверть – 23 часа Знакомство с арифметическими Решают примеры на действиями: сложение, вычитание; сложение и вычитаих название: плюс, минус; их значе- ние с помощью счётние прибавить, вычесть ного и дидактичеЗнакомство со знаком «=», его знаского материала чением (равно, получится) Составляют и реСоставление математического чисшают простые арифлового выражения (1 + 1, 2 – 1) на метические задачи на основе соотнесения с предметнонахождение суммы, практической деятельностью (ситу- остатка с помощью ацией) учителя Запись математического выражения Распознают объёмв виде равенства (примера): 1 + 1 = ную фигуру: шар 2, 2 – 1 = 1 Дифференцируют Задача, ее структура: условие, вообъёмные и плоские прос, решение и ответ. Составлефигуры: шар и круг ние арифметических задач на нахождение суммы, остатка по предложенному сюжету Знакомство с объёмной фигурой шар: распознавание, называние Решать примеры на 05.11.2024 сложение и вычита- 07.11.2024 ние 11.11.2024 Составляют и решают простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка Распознают и называют объёмную фигуру: шар Дифференцируют и называют объёмные и плоские фигуры: шар и круг 25 28 Число и цифра 3 Образование, счет в пределах 3 1 29 Число и цифра 3 Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 3 Получение числа 2 путем отсчитывания единицы 1 Определение форм предметов окружающей среды путем соотнесения с шаром Дифференциация круга и шара Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на круг, похожи на шар) Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (мяч, апельсин – похожи на шар, одинаковые по форме; монета, пуговица – похожи на круг, одинаковые по форме и т. п.), разной формы Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 3 Числовой ряд в пределах 3 Определение места числа 3 в числовом ряду Счет предметов в пределах 3 Соотношение количества, числительного и цифры Количественные и порядковые числительные, их дифференциация Знание числового ряда в пределах 3 Счет предметов в пределах 3 Использование порядковых числительных для определения порядка следования предметов Сравнение чисел в пределах 3 Изучение состава чисел 2, 3 Образовывают, различают, читают и записывают число 3 (возможно с помощью учителя) Считают в прямом и обратном порядке с помощью числового ряда Образовывают, раз- 12.11.2024 личают, читают и записывают число 3 Считают в прямом и обратном порядке Образовывают, различают, читают и записывают число 3 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 3 (возможно с помощью учителя) Образовывают, раз- 14.11.2024 личают, читают и записывают число 3 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 3 26 30 Сложение и вычитание в пределах 3 Решение простых задач на нахождение суммы 1 Знакомство с переместительным свойством сложения (практическое использование) Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, по предложенному сюжету Различают действие сложения, записывают его в виде примера Составляют и решают простые арифметические задачи на нахождение суммы, записывают решение в виде арифметического примера (с помощью учителя) Различают дей18.11.2024 ствие сложения, записывают его в виде примера Составляют и решают простые арифметические задачи на нахождение суммы, записывают решение в виде арифметического примера 27 3133 Состав числа 3 Решение примеров на сложение и вычитание Решение задач Куб 3 34 Число и цифра 4 Образование числа 4 Счет до 4 1 Практическое использование переместительного свойства сложения Составление арифметических задач на нахождение суммы, остатка по предложенному сюжету Определение форм предметов окружающей среды путем соотнесения с кубом Дифференциация квадрата и куба Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на квадрат, похожи на куб) Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (кубик игровой, деталь конструктора в форме куба – похожи на куб, одинаковые по форме; платок, салфетка – похожи на квадрат, одинаковые по форме и т. п.), разной формы Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 4. Числовой ряд в пределах 4. Определение места числа 4 в числовом ряду. Счет предметов в пределах 4. Соотношение количества, числительного и цифры Образовывают, различают, читают и записывают число 3 Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Решают примеры на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Различают объёмные и плоские фигуры: куб и квадрат Образовывают, 19.11.2024 различают, чи21.11.2024 тают и записы25.11.2024 вают число 3 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Решают примеры на сложение и вычитание Различают и называют объёмные и плоские фигуры: куб и квадрат Образовывают, различают, читают и записывают число 4 (возможно с помощью). Считают в прямом и обратном порядке с помощью числового ряда Образовывают, различают, читают и записывают число 4. Считают в прямом и обратном порядке 26.11.2024 28 35 Число и цифра 4 Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 4 Получение числа 3 путем отсчитывания единицы 1 Счет предметов в пределах 4 Соотношение количества, числительного и цифры Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 4 Изучение состава числа 4 36 Числовой ряд 1-4 Сравнение чисел, запись и решение примеров в пределах 4 1 Сравнение чисел в пределах 4 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 4 Решение примеров на последовательное присчитывание по 1 единице (1 + 1 + 1 + = 4) 37 Решение простых задач на нахождение суммы 1 Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы в пределах 4 по предложенному сюжету Составление задач по готовому решению Образовывают, различают, читают и записывают число 4 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 4 (возможно с помощью учителя) Образовывают, различают, читают и записывают число 4 Сравнивают числа в пределах 4 (возможно с помощью). Составляют, записывают, решают примеры на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Составляют и решают простые арифметические задачи на нахождение суммы, записывают решение в виде арифметического примера (с помощью учителя) Образовывают, 28.11.2024 различают, читают и записывают число 4 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 4 Образовывают, 02.12.2024 различают, читают и записывают число 4 Сравнивают числа в пределах 4 Составляют, записывают, решают примеры на сложение и вычитание Составляют и решают простые арифметические задачи на нахождение суммы, записывают решение в виде арифметического примера 03.12.2024 29 3840 Состав числа 4 Решение примеров на сложение и вычитание Решение задач на нахождение остатка Брус 3 41 Число и цифра 5. Образование, счет в пределах 5 1 Закрепление знания состава числа 4 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 4 Составление и решение арифметических задач на нахождение остатка в пределах 4 по предложенному сюжету Знакомство с объёмной фигурой брус: распознавание, называние Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с брусом Дифференциация прямоугольника и бруса. Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на прямоугольник, похожи на брус) Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (коробка, шкаф – похожи на брус, одинаковые по форме; тетрадь, классная доска – похожи на прямоугольник, одинаковые по форме и т. п.), разной формы Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 5. Числовой ряд в пределах 5. Определение места числа 5 в числовом ряду. Образовывают, различают, читают и записывают число 4 Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Читают, записывают, решают примеры на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Распознают объёмную фигуру: брус Различают объёмные и плоские фигуры: брус и прямоугольник Образовывают, 05.12.2024 различают, чи09.12.2024 тают и записы10.12.2024 вают число 4 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Составляют, читают, записывают, решают примеры на сложение и вычитание Распознают и называют объёмную фигуру: брус. Различают и называют объёмные и плоские фигуры: брус и прямоугольник Образовывают, различают, читают и записывают число 5 (возможно с помощью). Образовывают, различают, читают и записывают число 5. 12.12.2024 30 42 Число и цифра 5 Сравнение предметных множеств в пределах 5 Получение числа 4 путем отсчитывания единицы 1 43 Числовой ряд 1-5 Сравнение чисел, запись и решение примеров в пределах 5 1 44 Решение простых задач на нахождение суммы, остатка 1 Счет предметов в пределах 5. Со- Считают в прямом и отношение количества, числиобратном порядке с тельного и цифры помощью числового ряда Сравнение предметных мноОбразовывают, разлижеств, чисел в пределах 5 чают, читают и запиСоставление и решение примесывают число 5 ров на сложение и вычитание с Сравнивают предметопорой на иллюстративное изоб- ные множества и ражение состава числа 5 числа в пределах 5 Изучение состава числа 5 (возможно с помощью) Составление и решение примеСравнивают числа в ров на сложение и вычитание с пределах 5 (возможно опорой на иллюстративное изоб- с помощью). ражение состава числа 5 Составляют, записыРешение примеров на прибавлевают, решают приние (вычитание) числа 5 с помо- меры в одно действие щью последовательного присчи- на сложение и вычитатывания по 1 (1 + 1 + 1 + 1 + 1 = ние с помощью счёт5) ного и дидактического материала Счет предметов в пределах 5 Составляют и решают Изучение состава числа 5. простые арифметичеСоставление и решение арифме- ские задачи на нахожтических задач на нахождение дение суммы, остатка, суммы, остатка в пределах 5 по записывают решение в предложенному сюжету. виде арифметического Составление задач по готовому примера (с помощью решению учителя) Считают в прямом и обратном порядке Образовывают, 16.12.2024 различают, читают и записывают число 5 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 5 Сравнивают числа 17.12.2024 в пределах 5. Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание Составляют и решают простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, записывают решение в виде арифметического примера 19.12.2024 31 45 Состав числа 5. Сравнение, запись и решение примеров в пределах 5. Решение задач 1 Закрепление знания состава числа 5 Сравнение чисел в пределах 5 Составление и решение примеров на сложение и вычитание Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 5 по предложенному сюжету Составление задач по готовому решению Образовывают, различают, читают и записывают число 5 Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Читают, записывают, решают примеры на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала 4647 Числа и цифры от 1 до 5 Повторение Точка, линии 2 Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 5 Составление и решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5 Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 5 Знакомство с геометрическими фигурами: точка, линия Распознавание, называние Дифференциация точки и круга Линии прямые и кривые: распознавание, называние, дифференциация Образовывают, различают, читают и записывают число 5 Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Сравнивают предметные множества и числа в пределах 5 (возможно с помощью) Читают, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и Образовывают, 23.12.2024 различают, читают и записывают число 5 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Составляют, читают, записывают, решают примеры на сложение и вычитание, требующие выполнения одного действия Образовывают, 24.12.2024 различают, чи26.12.2024 тают и записывают число 5 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Сравнивают предметные множества и числа в пределах 5) Составляют, читают, записывают, решают примеры 32 Моделирование прямых, кривых линий на основе практических действий с предметами (веревка, проволока, нить и пр.) Нахождение линий в иллюстрациях, определение их вида Изображение кривых линий на листке бумаги дидактического материала Различают геометрические фигуры: точка, линия, прямая линия, кривая линия Строят прямую линию с помощью линейки, проводят кривую линию на сложение и вычитание, требующие выполнения одного действия Различают и называют геометрические фигуры: точка, линия, прямая линия, кривая линия Строят прямую линию с помощью линейки (через одну и две точки), проводят кривую линию III четверть – 26 часов 48 Числа и цифры от 1 до 5 Овал 1 Знакомство с геометрической фигурой овал: распознавание, называние Определение формы предметов путем соотнесения с овалом (похожа на овал, овальная; не похожа на овал) Дифференциация круга и овала; дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на круг, похожи на овал) Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (зеркало, поднос – похожи на овал, одинаковые по Различают 2 предмета по форме (овал) Сравнивают 2 предмета по форме Сравнивают предметы по одному признаку (цвет, форма, размер) Различают геометрические фигуры (овал) Обводят геометрические фигуры (овал) по трафарету Различают предметы по форме (овал) Сравнивают 2 - 4 предмета по форме Сравнивают предметы по одному и нескольким признакам (цвет, форма, размер) Различают геометрические фигуры (овал) 13.01.2025 33 форме; тарелка, часы – похожи на круг, одинаковые по форме и т. п.), разной формы 4950 Число и цифра 0 2 51 Число и цифра Образование, счет в пределах 6 1 Получение нуля на основе практических действий с предметами, в результате которых не остается ни одного предмета, использованного для счета Название, обозначение цифрой числа 0 Число 0 как обозначение ситуации отсутствия предметов, подлежащих счету Сравнение чисел с числом 0 Нуль как результат вычитания (2 – 2 = 0) Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 6 Числовой ряд в пределах 6 Определение места числа 6 в числовом ряду Счет предметов в пределах 6 Соотношение количества, числительного и цифры Обводят геометрические фигуры (овал) по контуру, шаблону и трафарету Образовывают, разли- Образовывают, чают, читают и запиразличают, чисывают число 0 тают и записыСравнивают число 0 с вают число 0 числами в пределах 5 Сравнивают (возможно с помочисло 0 с числами щью) в пределах 5 Составляют, записыСоставляют, запивают, решают присывают, решают меры в одно действие примеры в одно на вычитание с помодействие на вычищью счётного и дидак- тание тического материала Образовывают, разли- Образовывают, чают, читают и запиразличают, чисывают число 6 (с по- тают и записымощью учителя) вают число 6 Считают в прямом и Считают в пряобратном порядке с мом и обратном помощью числового порядке ряда Соотносят колиСоотносят количество, чество, числичислительное и цифру тельное и цифру в в пределах 6 (возпределах 6 можно с помощью) Определяют следующее число, предыдущее 14.01.2025 16.01.2025 20.01.2025 34 5253 Число и цифра 6 Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 6 Получение числа 5 путем отсчитывания единицы 2 5458 Числовой ряд 1-6 Сравнение предметных множеств и чисел, запись и решение примеров в пределах 6 Решение задач 5 Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Счет предметов в пределах 6 Образовывают, разлиИзучение состава числа 6 чают, читают и запиСоотношение количества, числи- сывают число 6 тельного и цифры Сравнивают предметСравнение предметных мноные множества в прежеств, чисел в пределах 6 делах 6 (возможно с Определение следующего числа, помощью) предыдущего числа по отношеОпределяют следуюнию к данному числу с опорой на щее число, предыдучисловой ряд и без опоры на чис- щее число по отношеловой ряд нию к данному числу Составление и решение примес опорой на числовой ров на сложение и вычитание с ряд опорой на иллюстративное изоб- Оперируют количеражение состава числа 6 ственными и порядковыми числительными с помощью учителя Счет в заданных пределах Сложение и вычитание чисел в пределах 6 Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 6 Образовывают, различают, читают и записывают число 6 Сравнивают числа в пределах 6 (возможно с помощью) число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Образовывают, различают, читают и записывают число 6 Сравнивают предметные множества в пределах 6 Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Оперируют количественными и порядковыми числительными Образовывают, различают, читают и записывают число 6. Сравнивают числа в пределах 6. 21.01.2025 23.01.2025 27.01.2025 28.01.2025 30.01.2025 03.02.2025 04.02.2025 35 Построение прямой линии через одну точку, две точки 59 Число и цифра 7 Образование, счёт в пределах 7 Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению Составление и решение арифметических задач по краткой записи с использованием иллюстраций Знакомство с линейкой Использование линейки как чертежного инструмента Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги Построение прямой линии через одну точку, две точки 1 Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 7 Числовой ряд в пределах 7 Определение места числа 7 в числовом ряду Счет предметов в пределах 7 Соотношение количества, числительного и цифры Получение следующего числа путем присчитывания (прибавления) 1 к числу Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Различают линии: прямая, кривая Строят прямую линию с помощью линейки, проводят кривую линию Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых. Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание. Различают и называют линии: прямая, кривая. Строят прямую линию с помощью линейки (через одну и две точки), проводят кривую линию Образовывают, разли- Образовывают, 06.02.2025 чают, читают и запиразличают, чисывают число 7 (возтают и записыможно с помощью) вают число 7 Считают в прямом и Считают в пряобратном порядке с мом и обратном помощью числового порядке ряда Соотносят колиСоотносят количество, чество, числичислительное и цифру тельное и цифру в в пределах 7 (возпределах 7 можно с помощью) 36 6062 6366 Число и цифра 7 Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 7 Запись и решение примеров в пределах 7 Получение числа 6 путем отсчитывания единицы Числовой ряд 1-7 Сравнение чисел, запись и решение примеров в пределах 7 3 4 Получение предыдущего числа путем отсчитывания (вычитания) 1 от числа Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 7 Изучение состава числа 7 Сложение и вычитание чисел в пределах 7 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 7 Образовывают, различают, читают и записывают число 7 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 7 (возможно с помощью) Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Оперируют количественными и порядковыми числительными с помощью Дополнительные каникулы Решение текстовых арифметиче- Образовывают, разлиских задач на нахождение чают, читают и записуммы, остатка в пределах 7 сывают число 7 Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Образовывают, 10.02.2025 различают, чи11.02.2025 тают и записы13.02.2025 вают число 7 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 7 Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Оперируют количественными и порядковыми числительными Образовывают, различают, читают и записывают число 7 25.02.2025 27.02.2025 03.03.2025 04.03.2025 37 Решение задач Сутки, неделя Отрезок Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций Знакомство с понятием сутки как мере времени. Краткое обозначение суток (сут.) Знакомство с понятием неделя Изучение соотношения: неделя – семь суток Различение названий дней недели Изучение порядка дней недели Получение отрезка на основе практических действий с предметами (отрезание куска веревки, нити) Получение отрезка как части прямой линии Распознавание, называние отрезка Построение отрезка произвольной длины с помощью линейки Сравнение отрезков по длине на глаз (самый длинный, самый короткий, длиннее, короче, одинаковой длины) Сравнивают числа в пределах 7 (возможно с помощью) Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Различают временные понятия: сутки, неделя, дни недели, порядок дней недели (возможно с помощью дидактического материала) Строят отрезок произвольной длины с помощью линейки Сравнивают отрезки по длине «на глаз» (самый длинный, самый короткий, длиннее, короче, одинаковой длины) с помощью педагога Сравнивают числа в пределах 7 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых. Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание Различают, называют временные понятия: сутки, неделя, дни недели, порядок дней недели Строят прямую линию с помощью линейки, проводят кривую линию Сравнивают отрезки по длине «на глаз» (самый длинный, самый короткий, длиннее, короче, одинаковой длины) 38 67 Число и цифра 8 Образование, счёт в пределах 8 1 Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 8 Числовой ряд в пределах 8 Определение места числа 8 в числовом ряду Счет предметов в пределах 8 Соотношение количества, числительного и цифры Сравнение отрезков по длине на основе результатов измерения в мерках 68 Число и цифра 8 Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 8 Запись и решение примеров в пределах 8 Получение числа 7 путем отсчитывания единицы Построение треугольника 1 Счет предметов в пределах 8 Соотношение количества, числительного и цифры. Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 8 Изучение состава числа 8 Сложение и вычитание чисел в пределах 8 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 8 Образовывают, различают, читают и записывают число 8 (возможно с помощью) Считают в прямом и обратном порядке с помощью числового ряда Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 8 (возможно с помощью) Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Образовывают, различают, читают и записывают число 8 Сравнивают предметные множества в пределах 8 (возможно с помощью) Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Образовывают, различают, читают и записывают число 8 Считают в прямом и обратном порядке Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 8 Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Образовывают, различают, читают и записывают число 8 Сравнивают предметные множества в пределах 8 Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд 06.03.2025 10.03.2025 39 Практическое знакомство с переместительным свойством сложения, его использование при решении примеров Построение треугольника по точкам (вершинам) с помощью линейки 6973 Числовой ряд 1-8 Сравнение, запись и решение примеров в пределах 8 Решение задач Построение квадрата 5 Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 8 Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций Построение квадрата по точкам (вершинам) с помощью линейки Оперируют количественными и порядковыми числительными с помощью Строят треугольник на плоскости по точкам (вершинам) с помощью линейки (возможно помощь педагога) Образовывают, различают, читают и записывают число 8 Сравнивают числа в пределах 8 (возможно с помощью) Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала Строят квадрат на плоскости по точкам (вершинам) с помощью линейки (возможна помощь педагога) Оперируют количественными и порядковыми числительными Строят треугольник на плоскости по точкам (вершинам) с помощью линейки Образовывают, различают, читают и записывают число 8 Сравнивают числа в пределах 8 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание Строят квадрат на плоскости по точкам (вершинам) с помощью линейки 11.03.2025 13.03.2025 17.03.2025 18.03.2025 20.03.2025 40 74 Число и цифра 9 Образование, счёт в пределах 9 Построение прямоугольника 1 7576 Число и цифра 9 Сравнение предметных множеств и чисел в пределах 9 Запись и решение примеров в пределах 9 2 IV четверть – 25 часов Образование, название, обознаСчитают в прямом и чение цифрой (запись) числа 9 обратном порядке с Числовой ряд в пределах 9 помощью числового Определение места числа 9 в ряда числовом ряду Соотносят количество, Счет предметов в пределах 9 числительное и цифру Соотношение количества, числи- в пределах 9 (возтельного и цифры можно с помощью) Построение прямоугольника по Определяют следуюточкам (вершинам) с помощью щее число, предыдулинейки щее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Строят прямоугольник на плоскости по точкам (вершинам) с помощью линейки (возможна помощь педагога) Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 9 Сложение и вычитание чисел в пределах 9. Счет по 3 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 9 Образовывают, различают, читают и записывают число 9 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 9 (возможно с помощью) Образовывают, различают, читают и записывают число 9 Считают в прямом и обратном порядке. Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 9 Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Строят прямоугольник на плоскости по точкам (вершинам) с помощью линейки Образовывают, различают, читают и записывают число 9 Сравнивают предметные множества и числа в пределах 9 01.04.2025 03.04.2025 41 Получение числа 8 путем отсчитывания единицы Рассмотрение в практическом плане ситуации, когда невозможно от меньшего количества предметов отнять большее количество предметов Составление примеров на вычитание на основе понимания невозможности вычитания из меньшего числа большего числа Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд Оперируют количественными и порядковыми числительными с помощью 7781 Числовой ряд 1-9 Сравнение, запись и решение примеров в пределах 9 Решение задач 5 Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 9 Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций Образовывают, различают, читают и записывают число 9 Сравнивают числа в пределах 9 (возможно с помощью) Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание с помощью счётного и дидактического материала 82 Мера длины – сантиметр 1 Знакомство с мерой длины – сантиметром Краткое обозначение сантиметра (см) Различают меру длины – сантиметр Умеют кратко обозначать меру длины Определяют следующее число, предыдущее число по отношению к данному числу без опоры на числовой ряд Оперируют количественными и порядковыми числительными Образовывают, различают, читают и записывают число 9 Сравнивают числа в пределах 9 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычитание Различают и называют меру длины – сантиметр 07.04.2025 08.04.2025 10.04.2025 14.04.2025 15.04.2025 17.04.2025 42 83 Число 10 Образование, счёт в пределах 10 1 8486 Число 10 Сравнение предметных множеств в пределах 10 3 Знакомство с прибором для измерения длины – линейкой Измерение длины предметов и отрезков с помощью линейки Запись и чтение числа, полученного при измерении длины в сантиметрах (6 см) Построение отрезка заданной длины Образование, название, запись числа 10 Числовой ряд в пределах 10 Определение места числа 10 в числовом ряду Счёт в прямом и обратном порядке Счет предметов в пределах 10 Учатся измерять дину отрезка с помощь линейки (возможно с помощью) Умеют кратко обозначать меру длины Учатся измерять дину отрезка с помощь линейки Образовывают, различают, читают и записывают число 10 (возможно с помощью) Считают в прямом и обратном порядке в пределах 10 Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 10 (возможно с помощью) Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Получение 1 десятка из 10 единиц на основе практических действий с предметными совокупностями Сравнение предметных множеств, чисел в пределах 10 Образовывают, различают, читают и записывают число 10 (возможно с помощью) Считают в прямом и обратном порядке в Образовывают, различают, читают и записывают число 10 Считают в прямом и обратном порядке в пределах 10 Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 10 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Образовывают, различают, читают и записывают число 10 21.04.2025 22.04.2025 24.04.2025 28.04.2025 43 Запись и решение примеров в пределах 10 Получение числа 9 путем отсчитывания единицы 8789 Числовой ряд 1-10 Сравнение чисел, запись и решение примеров в пределах 10 Решение задач Изучение состава числа 10 Сложение и вычитание чисел в пределах 10 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 10 3 Сложение и вычитание чисел в пределах 10 Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 10 Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 10 пределах 10 (счёт по 2) Заменяют 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.) Сравнивают предметные множества в пределах 10 (с помощью дидактического материала) Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 10 (возможно с помощью) Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Образовывают, различают, читают и записывают число 10 (возможно с помощью) Сравнивают числа в пределах 10 (возможно с помощью) Пользуются таблицей состава чисел (из двух чисел) Составляют, записывают, решают примеры в одно действие на сложение и вычита- Заменяют 10 единиц 1 десятком (1 дес. = 10 ед.) Сравнивают предметные множества и числа в пределах 10 Соотносят количество, числительное и цифру в пределах 10 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Образовывают, 29.04.2025 различают, чи05.05.2025 тают и записы06.05.2025 вают число 10 Сравнивают числа в пределах 10 Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Составляют, записывают, решают примеры в одно 44 9092 Решение примеров, задач на сложение и вычитание в пределах 10 3 Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 10 Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций ние с помощью счётного и дидактического материала Решают примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала Пользуются переместительным свойством сложения с помощью учителя Пользуются таблицей сложения и вычитания в пределах 10 Решают простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, записывают решение в виде арифметического примера (с помощью учителя) действие на сложение и вычитание Решают примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного действия Пользуются переместительным свойством сложения Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Пользуются таблицей сложения и вычитания в пределах 10 Решают простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, записывают решение в виде арифметического примера 12.05.2025 13.05.2025 15.05.2025 45 93 Меры стоимости 1 94 Мера массы – килограмм 1 Знакомство с мерой стоимости рубль. Краткое обозначение рубля (р.) Знакомство с монетой достоинством 10 р. Знакомство с мерой стоимости – копейкой Краткое обозначение копейки (к.). Чтение и запись мер стоимости: 1 р., 1 к. Чтение и запись числа: 10 к. Чтение и запись чисел, полученных при измерении стоимости конкретных знакомых предметов одной мерой (5 р., 10 р.). Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства (на основе оперирования монетами рублевого достоинства) Знакомство с мерой массы – килограммом Краткое обозначение килограмма (кг) Чтение и запись меры массы: 1 кг Знакомство с прибором для измерения массы предметов – весами Различают меры стоимости – рубль, копейка Кратко обозначают меру стоимости Разменивают монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства (возможно с помощью) Различают и 19.05.2025 называют меры стоимости – рубль, копейка Используют краткое обозначение меры стоимости Разменивают монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства Различают меру массы – килограмм Кратко обозначают меру массы Читают и записывают числа, полученные при измерении массы (возможно с помощью) Различают и называют меру массы – килограмм Используют краткое обозначение меры массы 20.05.2025 46 Практические упражнения по определению массы предметов с помощью весов и гирь Чтение и запись чисел, полученных при измерении массы предметов (2 кг, 5 кг) 95 Мера ёмкости – литр 1 Знакомство с мерой емкости – литром Краткое обозначение литра (л) Чтение и запись меры емкости: 1 л Практические упражнения по определению емкости конкретных предметов путем заполнения их жидкостью (водой) с использованием мерной кружки (литровой банки) Чтение и запись чисел, полученных при измерении ёмкости предметов (2 л, 5 л) Читают и записывают числа, полученные при измерении массы Различают меру ёмкости – литр Кратко обозначают меру ёмкости Выполняют практические упражнения по измерению ёмкости путём заполнения их жидкостью с помощью мерной кружки (возможно с помощью) Различают и 22.05.2025 называют меру ёмкости – литр Используют краткое обозначение меры ёмкости Выполняют практические упражнения по измерению ёмкости путём заполнения их жидкостью с помощью мерной кружки 47 9698 Повторение 3 Повторение – 3 часа Сложение и вычитание в пределах 10 Решение простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка Запись решения задачи в виде арифметического примера Решают примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала Пользуются переместительным свойством сложения с помощью учителя Пользуются таблицей сложения и вычитания в пределах 10 Решают простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, записывают решение в виде арифметического примера (с помощью учителя) Решают примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного действия Пользуются переместительным свойством сложения Пользуются таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых Пользуются таблицей сложения и вычитания в пределах 10 Решают простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, записывают решение в виде арифметического примера 26.05.2025 27.05.2025 29.05.2025 48 49